2010/12/27 23:57:32

Юрий Орлянский: Сегодня клиент хорошо знает, что ему нужно

Компания «Ситроникс Информационные Технологии» активно развивает направление бизнес-аналитики и реализовала за последний год несколько крайне успешных BI-проектов, например, для розничной сети «МТС». В «Ситроникс» уверены, что у рынка бизнес-анализа данных в России позитивные перспективы. О том, что сейчас происходит на российском рынке BI, TAdviser рассказал Юрий Орлянский, начальник отдела информационно-аналитических систем «Ситроникс ИТ» в России.

TAdviser: На ваш взгляд, какие тенденции характерны сегодня для российского рынка BI? Какие изменения, вызванные влиянием экономического кризиса, вы бы обозначили как наиболее яркие?


Юрий Орлянский: На рынке BI сейчас очевидно смещение акцента с трудоемких и масштабных проектов, экономический эффект которых оценить достаточно сложно, в сторону проектов, которые могут дать быстрый результат для бизнеса и обеспечить хорошо просматриваемый возврат инвестиций с временной «вилкой» в границах 3-6 месяцев. Для посткризисного периода характерен более тщательный подход клиентов к выбору как самого решения, так и партнера-интегратора. Сегодня клиент хорошо знает, что ему нужно: он выделяет наиболее острые проблемы и бизнес-области и ожидает, что они будут решены с помощью BI-продукта в максимально короткие сроки. Ждать эффекта от внедрения BI системы через год-полтора сейчас практически никто не готов. Еще одно наблюдение - рост потребности топ-менеджеров в получении актуальных BI-отчетов и дэшбордов максимально оперативно – на планшетных переносных устройствах, например iPad. Мы приняли новые требования рынка, перестроили работу проектного офиса и стремимся к реализации быстрых эффективных проектов, обеспечивающих полную визуализацию данных, агрегируемых BI-системами, в том числе и с планшетных устройств.

TAdviser: Какие компании сейчас наиболее заинтересованы во внедрении BI-систем? Какие задачи они пытаются решать с их помощью?

Юрий Орлянский: Наибольший интерес проявляют компании, которые осознают, что за счет внедрения BI систем можно получить неценовое преимущество в остро конкурентных сегментах рынка, таких как, например, телекоммуникационный или розничный рынки. Основной портрет таких компаний – зрелое отношение к ИТ, эффективный менеджмент компании, наличие долгосрочной стратегии, четкие цели и задачи бизнес-направлений, а также выработанная методология достижения целей в привязке к различным бизнес-сценариям.

В посткризисный период перед компаниями стоит задача обеспечения роста бизнеса темпами, опережающим рост самого рынка в рамках сформированной стратегии и в соответствии с основными экономическими показателями. Основная потребность таких компаний – инструмент для гибкого моделирования методов достижения целей, возможность анализа и оперативного прогнозирования неограниченного количества сценариев. BI системы являются одним из таких инструментов.

TAdviser: Какие BI-продукты предлагает ваша компания? В чем их особенности и отличия от других представленных на рынке платформ и приложений?

Юрий Орлянский: Мы работаем с решениями от ведущих производителей приложений BI. В настоящий момент мы предлагаем как продукты линейки Oracle BI, нашего ключевого вендора, так и продукты других ведущих производителей SAP, SAS, IBMЭволюция в развитии российских средств защиты от сетевых угроз: как Kaspersky NGFW меняет расстановку сил на рынке

TAdviser: Опишите вашего типового российского клиента. Как давно предприятие использует BI-систему, с какими приложениями она интегрирована, каковы масштабы и стоимость типового BI-проекта?

Юрий Орлянский: Понятие «типовой российский клиент» и прежде не имело четких границ, а после перижитого периода экономического спада стало еще более размытым. Часть клиентов успешно пользуются внедренными ERP-системами, но не имеют аналитической отчетности, ориентированной на топ-менеджеров. Таким клиентам мы помогаем сформировать требования, создать BI систему и реализовать замкнутый контур управления от стратегического до оперативного.

Другая ситуация – ERP система не внедрена и даже не планируется к внедрению, но у клиента есть потребность в формировании единого непротиворечивого аналитического источника данных для принятия управленческих решений по развитию компании. В этом случае, в качестве источников данных, при реализации BI системы, могут выступать даже формализованные шаблоны Excel-файлов. Разумеется, стоимость и сроки внедрения в первом и втором случае различаются на порядки. Наша компания больше ориентирована на реализацию BI проектов со сроком внедрения 4-7 месяцев и стоимостью консалтинговых услуг 100-300 тысяч долларов. По итогам проекта клиент хочет получить готовый инструмент для повышения эффективности управления и экономическую отдачу от системы в максимально короткие сроки. Наша задача – обеспечить выполнение этих требований.

TAdviser: Расскажите, пожалуйста, об одном или двух недавних и примечательных BI-проектах «Ситроникса»?

Юрий Орлянский: В июле 2010 года закончился проект по внедрению системы BI в управляющей компании крупного российского холдинга. Цель проекта – получить необходимую инфраструктуру для анализа доходов и расходов холдинга в большом количестве аналитических разрезов, а именно:

  1. Обеспечить сбор данных из справочников компаний холдинга
  2. Обеспечить сведение справочников и формирование единой структуры нормативно-справочной информации
  3. Обеспечить расчет показателей и формирование аналитической отчетности.


Данный проект был реализован малыми силами и за короткий срок – с момента переговоров до конца опытной эксплуатации прошло 7 месяцев. Цели проекта были достигнуты, система находится в промышленной эксплуатации. Для реализации этого проекта мы использовали наши наработки – в частности, универсальную модель для расчета показателей, что позволило сократить сроки и стоимость проекта.

Так же я бы упомянул проект внедрения решения Oracle Hyperion Planning в розничной сети МТС. В рамках проекта система бюджетирования Oracle Hyperion Planning была интегрирована с корпоративной информационной инфраструктурой розничной сети МТС. В частности, обеспечена оперативная передача бюджетных лимитов из Oracle Hyperion Planning в систему 1С и доработка 1С для формирования необходимых документов. Проект был реализован в максимально короткие сроки, что позволило оптимизировать бюджет и получить быструю отдачу от внедрения. В результате, менее чем за 4 месяца была создана система бюджетирования, охватившая свыше 2 000 торговых точек в 526 городах во всех федеральных округах России.

Сегодня в системе реализованы 2 модели – модель бюджетирования и модель оценки эффективности торговой точки, основные параметры системы включают 15 элементов организационной структуры, 25 категорий и более 1000 статей. Оптимизация ресурсоемких процессов бюджетирования позволила специалистам финансового департамента МТС осуществлять корректировки бюджета при первой необходимости. В системе поддерживается ввод и формирование отчетности в разных валютах, полный расчет бюджетной модели занимает около 10 минут. В ходе комплексного проекта было реализовано обучение сотрудников розничной сети МТС из числа конечных пользователей и технических специалистов в учебном центре «Ситроникс ИТ». На данный момент реализованный проект является одним из самых быстрых внедрений Oracle Hyperion Planning в российском телекоммуникационном секторе.

TAdviser: По вашему опыту, каково соотношение затрат на лицензии, консалтинг, обучение пользователей в BI-проектах? Как можно оценить эффективность и отдачу от BI-проекта?

Юрий Орлянский: В среднем, соотношение затрат таково: лицензии 30-40%, консалтинг и обучение – 60-70%. Нужно понимать, что внедрение BI-решения приносит измеримые, так и неизмеримые, но от этого не менее важные результаты. К первой категории относятся, например, увеличение скорости получения нужной информации (сокращение сроков подготовки отчетности), сокращение трудозатрат на формирование отчетности. К неизмеримым, но важным для IT инфраструктуры результатам относятся создание единой среды отчетности, общих или, по крайней мере, централизованных моделей расчета показателей, механизмов хранения и управлениями единой нормативно-справочной информацией.

Перед стартом проектов мы совместно с клиентом формируем измеримые цели автоматизации, позволяющие еще до первого этапа оценить потенциальный эффект внедрения и затем планомерно продвигаться к достижению поставленных целей.

TAdviser: Внедрение ERP-системы обычно становится для компании серьезной «встряской». С этой точки зрения, что ожидает компанию, запланировавшую внедрение BI-системы? К чему следует подготовиться заранее?

Юрий Орлянский: Внедрение любой новой системы приводит к изменению бизнес-процессов внутри компании, что, естественно, может не самым лучшим образом отражаться на сотрудниках. Им приходится осваивать новые схемы и регламенты работы, по началу – производить «лишние» действия по занесению данных в систему. Негатив в восприятии нововведений можно снизить за счет:

  • Полноценного использования персонала клиента в ходе проекта. Таким образом можно осуществить плавную адаптацию сотрудников к функционалу системы и снизить сроки ее тестирования и опытно-промышленной эксплуатации.
  • Четко определенных целей и границ проекта: проект должен иметь логическое завершение с понятными целями.

TAdviser: Каким вы видите российский рынок BI в ближайшие год-два? Вырастет ли спрос на «серьезные» BI-системы или компании будут отдавать предпочтение привычному Excel?

Юрий Орлянский: Российский рынок, хоть и развивается в догоняющем режиме, все же постепенно приобретает очертания развитого рынка зарубежных стран, где давно применяется практика внедрения BI систем. Внедрение BI системы действительно позволяет уменьшить стоимость владения по сравнению с внедрением многих разрозненных продуктов под отдельные задачи.

При этом, как средство для конечного пользователя, BI решения от ведущих вендоров, в частности Oracle, позволяют использовать Excel для анализа и просмотра данных. Направление BI является одним из ключевых для компании «Ситроникс ИТ», мы активно инвестируем в его развитие и верим в его перспективность.

TAdviser: Спасибо!