Облака для микробизнеса: обзор сервисов в России
В статье обсуждаются перспективы использования SaaS-решений на рынке автоматизации микробизнеса в России. Рассказывается почему именно в этой сфере SaaS предоставляет наибольшие преимущества. Даётся оценка ёмкости рынка, позиций лидера отрасли - компании «1С», представлены новые игроки и проанализированы их шансы на успех в борьбе за привлечение новых клиентов.
Содержание |
Что такое микробизнес и как его автоматизировать?
Когда заходит речь об автоматизации бизнеса, первое, что представляется обычному человеку - это корпоративные системы: десятки специалистов-внедренцев в галстуках, презентации с диаграммами и графиками, множество пользователей, большая команда программистов и внушительный бюджет. Эти системы предназначены для крупных и средних компаний.
Между тем, огромное количество организаций и индивидуальных предпринимателей можно отнести к представителям даже не малого, а так называемого микробизнеса. Официальные рамки таких компаний ограничены численностью сотрудников в пятнадцать человек и годовым оборотом до 60 миллионов рублей. По данным Росстата за 2011 год число функционирующих микропредприятий в нашей стране составляет более одного миллиона. Если к этому числу добавить еще фактически действующих индивидуальных предпринимателей, то число субъектов микробизнеса в РФ приблизится к трем миллионам. Правда, занято здесь менее 15% экономически-активного населения, что существенно ниже, чем, например, в Европе или США. Но, в любом случае, это миллионы организаций и многие миллионы людей, которые там трудятся. При этом почти две трети от общего числа микропредприятий и ИП в России работает в сфере торговли и оказания услуг.
Информационные технологии давно и прочно вошли в жизнь бизнеса любого калибра. Какие задачи призваны решать программные продукты для автоматизации небольших организаций? Под автоматизацией в этой сфере обычно понимается решение вопросов, связанных с ведением налогового и бухгалтерского учета - то есть такого учета, который предназначен в первую очередь для удовлетворения требований контролирующих органов. Оперативный и, в общем случае, управленческий учет отодвигается на второй план. Тем не менее, в повседневной жизни малому бизнесу необходимо создавать первичные документы, вести складской и финансовый учет, проводить продажи, контролировать движение денежных средств и состояние взаиморасчетов с партнерами, а также решать многие другие задачи. Это удобнее всего делать при помощи специализированного софта, а не в электронных таблицах, или, по старинке, используя карандаш и тетрадку. Понятно, что интересы бизнеса не ограничиваются учётом, но без него невозможно организовать работу фирмы.
Модное слово «SaaS»
Долгие годы единственным способом информатизации предприятия была покупка подходящей программы (или лицензии) и установка ее на рабочие места пользователей. В последнее время широкополосный интернет повсеместно вошёл в нашу жизнь и цены на него (даже в провинции) упали до неприличия. Вместе с этим появились новые методы распространения программ, которые позволили разработчикам ПО, нацеленного на массовый рынок, напрямую взаимодействовать со своими клиентами. Наверное, самый известный и обсуждаемый из них сейчас - это SaaS, аббревиатура от Software as a Service, что дословно переводится "Программное Обеспечение как Услуга".
SaaS - это не технология или платформа. Это просто способ распространения программного продукта. Пользователь не устанавливает софт локально, а получает доступ к приложению через интернет, обычно используя для этого веб-браузер. Все заботы об инфраструктуре полностью берет на себя провайдер сервиса. Разумеется, чтобы продаваться таким способом, программный продукт должен быть соответствующим образом спроектирован. Хочется отметить модные в последнее время слова, которые повсеместно упоминаются совместно с SaaS (а зачастую эти понятия приравниваются): облака, облачные вычисления. Облачные вычисления - это модель, при которой предоставление вычислительных ресурсов, находящихся в совместном пользовании, происходит удаленно по запросу пользователя. Обычно средой доступа к облачным ресурсам служит интернет. Таким образом, "облако" - это в большей степени инфраструктурная составляющая, которая необходима для распространения продукта по модели SaaS.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация
Какими качествами должны обладать продукты, предназначенные для автоматизации микробизнеса? В первую очередь, система должна быть недорогой при первоначальной покупке и иметь предсказуемую невысокую стоимость владения - немногие из новоиспеченных предпринимателей в нашей стране обладают сколько-нибудь значимым начальным капиталом, а приступать к делу надо сразу же. Любому учетному продукту необходимо соответствовать текущему законодательству - для этого он должен своевременно обновляться. Кроме этого, система должна работать в многопользовательском режиме, так как по статистике в среднем на микропредприятии в России трудится трое сотрудников. Ну и разумеется, софт должен решать свою основную задачу - автоматизировать повседневную деятельность фирмы. При этом он должен быть простым и понятным, насколько это возможно при известной запутанности предметной области. Не все имеют время на изучение томов литературы, особенно когда нужно сосредоточиться на зарабатывании денег.
Культ желтых коробок
Главным игроком (а некоторые даже утверждают, что и монополистом) на рынке автоматизации малого бизнеса в России, вне всяких сомнений, является компания "1С", названия продуктов которой давно стали нарицательными в своей области. Решения "1С" занимают более 80% рынка информационных систем для малого бизнеса в нашей стране[1].
По некоторым оценкам на июнь 2013 года, общее число внедрений 1С в России превысило один миллион. Исходя из того, что субъектов микробизнеса, как мы выяснили выше - 3 миллиона, по меньшей мере 60% компаний вообще ещё не используют специализированные решения для учёта. То есть ни о каком насыщении рынка говорить пока не приходится.
Кроме того, компаниям, работающим в этом секторе, гораздо выгоднее работать со средними и крупными предприятиями, где размер проектов и бюджеты несравнимо больше. Малый бизнес не так охотно тратит деньги на ИТ.
Основу продаж "1С" составляют классические, настольные продукты. Или, как их еще часто называют, "коробки". Продажей, внедрением, доработкой и сопровождением решений "1С" на местах занимается не сам разработчик, а широкая сеть партнеров-франчайзи. Партнеры также создают свои прикладные решения на базе технологической платформы, разработанной "1С".
Какие прикладные продукты предлагает "1С" для малого и микробизнеса? Прежде всего следующие программы на восьмой версии платформы: «1С: Бухгалтерия», «Упрощенка», «Предприниматель», «Розница», «Управление Торговлей» и «Управление небольшой фирмой». Первые две конфигурации предназначены для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, а также подготовки регламентированной отчетности. «1С: Предприниматель», как говорит само за себя название, служит для составления отчетности ИП и ведения простого учета. «Розница», «Управление Торговлей» и «Управление небольшой фирмой» предназначены для автоматизации торговли и отвечают на вопросы оперативного и управленческого учета. Перечисленные решения «1С» имеют обширные функциональные возможности, следуют законодательству в соответствующих областях, постоянно обновляются, а в случае чего к вам на помощь готовы прийти многочисленные партнеры разработчика в любом регионе России.
Казалось бы, что тут думать? Выбирай (или, вернее, покупай) систему от "1С" с требуемыми возможностями и пользуйся! Но не все так безоблачно. Программные продукты, предлагаемые фирмой "1С", делятся на "Базовые" и "ПРОФ" версии. Первые лишены возможности адаптации в соответствии с требованиями клиента (это, наверное, не самое критичное условие для малого бизнеса), не работают в сетевом режиме и используют электронный ключ защиты (число установок приложения ограничено), но обновления для них через интернет предоставляются бесплатно. Для "ПРОФ"-версии пользователь обязан после истечения бесплатного периода подписаться на получение информационно-технологического сопровождения - диска ИТС, цена на который за год стартует с почти 25 тысяч рублей. Кроме этого, сами "коробки - ПРОФ" в разы дороже "базовых". Из-за стоимости покупки и дальнейшего владения, "базовые" версии для малого бизнеса выглядят более привлекательно, но они, к сожалению, работают только в однопользовательском режиме. При этом сама бизнес-модель работы франчайзи делает невыгодным продажу «базовых» версий продуктов и сопровождение их пользователей, которые не готовы платить десятки тысяч рублей в месяц за автоматизацию своей деятельности.
Разумеется, существуют как коммерческие, так и бесплатные продукты других производителей, но они на данный момент не могут конкурировать с лидером рынка ни по распространенности и поддержке, ни по предоставляемым возможностям с точки зрения функционала.
Но хватит о настольных приложениях. Вернемся к другим способам работы с программными продуктами, и, в первую очередь, к SaaS. Как чувствует себя здесь наш лидер? Еще год назад доля продаж SaaS-решений "1С" составляла существенно менее процента от продаж традиционных коробочных систем[2]. Однако компания считает приоритетной задачу обеспечения доступности прикладных решений на платформе "1С: Предприятие" в облачных средах. Новые версии продуктов выпускаются с прицелом на доставку пользователю по SaaS, остальные - адаптируются. «1С» делает ставку на развитие партнерской модели распространения своих продуктов, адаптируя ее к облачным реалиям. Кроме этого, компания работает и с вариантом самостоятельной доставки своих решений конечному пользователю. Можно упомянуть её собственный проект 1cfresh.ru и совместный с партнером Инталев 1cair.ru. Также в 2011 году "1С" стала совладельцем сервиса «МойСклад», который предоставляет онлайн-решение для ведения складского учета и управления торговлей.
SaaS: преимущества и перспективы
На июнь 2013 года позиции традиционных продуктов "1С" представляются незыблемыми. Но что касается рынка SaaS в России, то он еще очень молод и потенциально может преподнести немало сюрпризов. Так что же остальные? Есть ли возможность у других разработчиков конкурировать с "1С", которая активно входит в сферу SaaS?
Облачные продукты представляют как сравнительно давно заявившие о себе в этой сфере:
- СКБ Контур со своей системой "Контур.Бухгалтерия",
- компания "Логнекс" с уже упомянутой системой "МойСклад",
- ООО "МоеДело" с одноименным сервисом,
- так и относительно молодые проекты - "НебоПро" от ООО "Небо Онлайн-бухгалтерия" и
- сервис "Большая Птица" разработки компании "Этерон".
При этом "МойСклад" и "Большая Птица" позиционируются как системы для ведения складского и оперативного учета, а все остальные решения - как онлайн-бухгалтерия. Все перечисленные продукты изначально представляют собой веб-приложения и видят своей аудиторией индивидуальных предпринимателей и предприятия малого бизнеса.
Преимущества программных продуктов, распространяемых по модели SaaS и использующих облачные вычисления, очевидны как для пользователей, так и для разработчиков таких приложений. Для пользователей - это отсутствие необходимости ставить софт на свой компьютер (вспомните, сколько времени вы тратили на переустановку программ после безвременной кончины вашей операционной системы), значительное снижение стоимости владения (отсутствие первоначальных затрат, фиксированная абонентская плата, в стоимость которой включена техподдержка и обновления, о «железе» и сохранности данных заботится провайдер), возможность удаленной работы через интернет (обычно SaaS-сервисы не предъявляют жестких требований к операционной системе или браузеру пользователя). Разработчикам проще содержать, обслуживать и развивать решения в облаке, взаимодействуя при этом непосредственно с клиентом, что позволяет предложить заманчивые тарифы на использование SaaS-сервисов.
Направления и возможности для развития SaaS-продуктов очень широки. Такие решения позволяют развивать разнообразные дополнительные сервисы, которые, скорее всего, будут также активно востребованы целевой аудиторией, и главное, за которые она в принципе готова платить. Сюда можно отнести доставку отчетности через интернет непосредственно в налоговую, интеграцию с торговыми площадками интернет-магазинов, прозрачное обеспечение доступа к актуальным информационным базам (например, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, БИК и другим), совместную работу со специализированными системами (например, интернет-банкинга или таск-менеджмента). Отдельно стоит отметить рост популярности мобильных устройств - планшетов и смартфонов, подключенных к интернету, SaaS-приложения для которых выглядят как самый естественный способ доступа к продукту.
Бизнес-модель "1С" строится на большой сети франчайзи. Именно они под торговой маркой "1С" продают `коробки`, проводят внедрение, сопровождают и обновляют программное обеспечение. Партнеры также могут сдавать ПО "1С" в аренду, в том числе и через Интернет. В этом свете желание "1С" работать напрямую с конечными пользователями своих программных продуктов, выступая в роли провайдера SaaS, противоречит интересам партнеров компании. Будет ли "1С" пилить сук, на котором сидит и подрывать существующий порядок вещей? Верится с трудом, и это дает дополнительный шанс разработчикам SaaS-решений составить конкуренцию монополии "1С" на рынке автоматизации малого бизнеса в России.
В 2013 году сервисы для ведения онлайн-учета множатся, как грибы после дождя. Какие из них "выстрелят", покажет время. Вне всяких сомнений, конкуренция - это хорошо, и пользователь только выиграет, получив возможность выбрать продукт на свой вкус и кошелек, не ограничиваясь коробочными программами. И, судя по тому, что исторически мы отстаем в IT-сфере от Запада на несколько лет, уже года через три нас ждет массовый рост числа пользователей облачных SaaS-сервисов.
Автор: Олег Сидоренков