Управлять временем и пространством:
четыре проекта, которые помогают экономить на доставке
Цифровизация и машинное обучение в ближайшие три года значительно изменят транспортно-логистическую отрасль. Такой прогноз содержится в исследовании PwC «Обзор тенденций развития транспорта и логистики в 2019 году». На рынке появляется все больше интересных решений по оптимизации логистического процесса. Рассказываем о четырех стартапах, которые так или иначе решают проблемы бизнеса разных масштабов — от доставки небольших товаров курьерами до оптимизации трафика на улицах города. Все они участвовали в первом треке Московского акселератора — в бесплатной программе масштабирования бизнеса, запущенной по инициативе фонда «Московский инновационный кластер» и столичного Агентства инноваций.
Курьерская служба доставки от магазина до клиента по Москве и Московской области за три часа
Мы уже привыкли к возможностям, которые открывает современный онлайн-шопинг. Однако все плюсы легко могут перечеркнуть проблемы с получением заказа. Логистика на последней миле — оперативная доставка от магазина до клиента — в большинстве случаев работает с перебоями. Магазин передает заказ в курьерскую службу и не всегда знает, что с ним происходит дальше. Клиента отправляют в логистическую компанию, где никто не может точно сказать, где находится груз. Удобное окно доставки обычно назначается доставщику и редко — заказчику. Курьеры часто опаздывают, не предупреждают о переносе времени. Периодически заказы вообще не выполняются либо переносятся без предупреждения. Товар могут потерять, а разбираться с последствиями приходится самому покупателю.
Сервис Take’N’Go с помощью платформы собственной разработки решает эти проблемы. Самое главное — доставка гарантируется в течение трех часов с момента оформления заказа. Это происходит за счет того, что в момент формирования заявки она назначается ближайшему к точке загрузки курьеру. Маршрут рассчитывается наиболее оптимальным способом, передвижения отслеживаются при помощи GPS. Всегда известно, где находится курьер, поэтому проблем с информированием покупателя не возникает.
При этом сервис Take’N’Go интегрирован в интернет-магазин, поэтому передача заказа на доставку происходит незаметно для покупателя. Если срочности нет, покупатель может выбрать удобное время с точностью до одного часа.
Кроме собственной ИТ-платформы отличительным элементом сервиса Take’N’Go является процесс отбора курьеров. Их допускают к работе только после очного тренинга. В итоге на платформе регистрируются в среднем 10 человек из 100 желающих. С каждым заключается договор о материальной ответственности. Регулярно проводятся тренинги, внутренние обучения. Параллельно собирается обратная связь от клиентов. Любые жалобы и спорные ситуации обязательно рассматриваются. Если курьер нарушит правила пользования сервисом, то будет немедленно заблокирован.
Подход, при котором акцент делается не только на развитии технологии, но и на работе с персоналом, позволяет Take’N’Go становиться все более востребованным сервисом на конкурентном рынке курьерской доставки. По словам основателя и CEO проекта Николая Хорта, сейчас они выполняют сотни заказов в сутки, а число партнеров достигает нескольких тысяч. Рост по отношению к прошлому году — более чем в два раза. Однако такие результаты были бы невозможны без участия в Московском акселераторе, отмечает Николай Хорт.
Участие в проекте позволило посмотреть на бизнес с другой стороны, четче понять суть и механизмы процессов продаж, — делится впечатлениями фаундер. — Результат моментальный: за два месяца акселерации мы выросли более чем на 50%. Очень впечатлен тем, насколько глубоко трекеры погружались в проблемы стартапа, помогали их решать. Но самое главное — они дали мощный инструментарий для самостоятельной и продуктивной работы в дальнейшем. |
Сервис, который позволяет оптимально использовать грузовое пространство
Проект Garpix Load System решает более локальную задачу. Но технология стартапа используется не только для мелких заказов, но и для масштабных автомобильных и контейнерных перевозок.
Заполнение грузового пространства — это процесс, который необходимо оптимизировать сразу по нескольким параметрам: максимальное использование объема, предельное значение по массе, очередность загрузки/выгрузки, индивидуальные характеристики каждого места, центровка, нагрузка на ось. Традиционно эта задача решается при помощи листа бумаги, калькулятора и опытного логиста. Тем не менее результаты все еще далеки от идеала: в большинстве случаев показатель заполняемости любого отсека (будь то полуприцеп или контейнер) остается на уровне 70–80%. Есть и другие проблемы: большие задержки при выгрузке на промежуточных пунктах, частые повреждения грузов. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Компания Garpix решает эти проблемы с помощью математических методов. Создается трехмерная модель контейнера или фуры, вводятся необходимые дополнительные параметры (центр тяжести, допустимая нагрузка на ось). Вручную или из файла вносятся данные о грузах, каждый из которых имеет свои характеристики. Учитываются размеры, вес, хрупкость, возможность кантования, очередность выгрузки. Затем к работе подключается алгоритм, в основе которого лежат формулы прикладной математики с машинным обучением. Через несколько секунд выдается готовый расчет того, как эффективно заполнить грузовое пространство. По форме это могут быть текст с таблицами, понятная поэтапная схема укладки или трехмерная визуализация всего процесса загрузки.
Технология Garpix (Гарпикс) позволяет увеличить заполняемость грузовых пространств до 90%, что дает транспортным компаниям экономию до 20%. Клиенты могут использовать продукт как коробочное решение, сервис по подписке или заказать интеграцию в свой производственный сегмент. В этом случае система полностью адаптируется под бизнес-процессы. Потенциальный рынок огромен. Только в России он оценивается примерно в 0,7 трлн рублей. По словам основателя Garpix Load System Кирилла Багыллы, цель стартапа — в ближайшие пять лет занять на нем твердую позицию. Более глобальный план — увеличить эффективность и качество перевозок груза на 20% на российском рынке.
Прокачка на Московском акселераторе помогла стартапу с позиционированием, что в итоге конвертировалось в продажи.
Эксперты и трекеры направили нас в процессе исследования рынка, объяснили, каким должен быть востребованный будущими пользователями продукт, — рассказывает Кирилл Багыллы. — Нашей технологией уже заинтересовались такие компании, как X5 Retail Group, «Лента», «Росфрахт», CarGo. Есть два заказа на кастомизацию решения стоимостью более 2 млн рублей каждый. |
Онлайн-сервис, который помогает организовать доставку в розничные сети и на e-commerce-площадки на 30% дешевле
У бизнеса нередко возникают проблемы с организацией доставки до розничных сетей. Объем разовых отправок не позволяет загружать машины полностью. Это существенно увеличивает транспортные расходы, составляющие до трети цены товара.
Pooling решает сразу две проблемы — снижает стоимость доставки и упрощает ее процесс. Стартап разработал онлайн-сервис, на котором поставщики могут объединяться и совершать совместные поставки в торговые сети. Перевозчики — крупные и проверенные транспортные компании. Сервис гарантирует своим клиентам, что при заполнении фуры стоимость доставки снизится примерно на 30%.
По сути Pooling (Пулинг-Ми) объединяет на своей площадке торговые сети, поставщиков и транспортные компании для решения общих проблем, которые возникают в процессе доставки товаров. Работа онлайн-сервиса выстроена очень просто и прозрачно. После регистрации на сайте поставщики видят все варианты доставки и выбирают то, что им подходит. Затем уже внутри каждого перевозчика происходит оптимизация решения за счет объединения нескольких заказчиков. Для них услуги сервиса полностью бесплатны. Небольшую комиссию за каждую размещенную заявку платят транспортные компании, с которыми у Pooling заключен договор.
Стартап был создан лишь около года назад, но за это время наработал большую сеть партнеров. Сейчас сервисом пользуются больше 350 поставщиков. Среди них такие известные производители, как Johnson&Johnson, Unilever, «Кимберли-Кларк». Проект также поддерживают крупнейшие торговые сети России — X5 Group, «Магнит». Только в феврале 2020 года на Pooling было размещено около 14 000 заявок (для сравнения: год назад их было в 10 раз меньше). Средний рост от месяца к месяцу в течение прошлого года составил 10–15%. И уже за февраль 2020 года стартап вырос почти на 30%.
Достижения последнего месяца стали возможны благодаря Московскому акселератору, отмечает CEO проекта Ярослав Мельников.
Мы пришли на проект, чтобы прокачать навыки продаж и маркетинга, — рассказывает он. — На всем пути нам очень помогали трекеры Ольга Елина и Павел Рысков. Мы выработали системный подход к исследованию клиентов и продажам, провели сегментацию рынка. В итоге появился четкий план развития продукта. Есть и прямые показатели эффективности акселерации: за ее время мы подключили больше 50 компаний. |
ITC — система интеллектуальной регулировки дорожного движения для крупных городов
При организации перевозок внутри больших городов значительную долю времени, топлива, и следовательно, расходов приходится закладывать на стояние в пробках. По разным оценкам, уменьшить заторы на 40% позволяют эффективные системы управления дорожным движением.
Сегодня во многих крупных городах устанавливаются светофоры, которыми можно управлять удаленно. Однако эти возможности используются лишь частично — введением расписания переключений по дням недели и времени суток. Эффективнее адаптировать его под текущие дорожные условия. Кроме того, город со всеми переулками, незакрытыми дворами и прочими неочевидными маршрутами — это единая система. Если неудачно разгрузить один перекресток, в пробках могут встать все окружающие улицы.
Стартап ITC (Intelligent Traffic Control) предлагает объединить возможности интеллектуальных светофоров с разработанной системой оптимизации трафика во всем городе, чтобы эффективнее регулировать дорожное движение в крупных городах.
На основе поступающих данных в реальном времени с видеокамер, датчиков и информационных источников городских служб создается модель движения транспорта. Алгоритм машинного обучения рассчитывает оптимальные параметры работы светофоров. В расчет берутся все события, включая даже правительственные кортежи. Затем система управляет переключением светофоров в реальном времени и оптимизирует поток транспорта на дорогах на основе полученных прогнозов.
Система настраивается под KPI оценки дорожного движения, которые ставит перед собой город. Можно рассматривать среднюю скорость движения всех автомобилей или оптимизировать скорость перемещения на конкретных участках для большей их части, учесть любой другой параметр.
В итоге ITC может значительно разгрузить столичные дороги. Уменьшатся пробки и аварии на дорогах, на 20–40% ускорится движение автомобилей. Сейчас создается прототип, работа алгоритма проверена на реальных данных на некоторых перекрестках в Москве. По словам СTO стартапа Павла Пупырева, Московский акселератор предоставил возможности для полезного нетворкинга и прямой выход на людей, отвечающих за улучшение дорожного движения в городе. Помог подготовить предложение с учетом нюансов работы с городскими бюджетными организациями.
Кроме проектов в LogTech в первом трекере Московского акселератора приняли участие стартапы направлений RetailTech (решения для торговли), PropTech (технологии умного дома) и EdTech (новые технологии в обучении) — именно эти направления обозначил «Яндекс», первый партнер городского акселератора. По итогам акселерации многие из них договорились о пилотировании своего продукта в крупных компаниях и в городской среде.