2017/07/07 13:49:04

Основные риски импортозамещения ИТ

Российские ИТ-эксперты рассказали с какими рисками и сложностями могут столкнуться отечественные компании, решившиеся на импортозамещение.

Статья входит в обзор TAdviser Импортозамещение информационных технологий в России.

Содержание

Import_risk_670.png

Основные риски импортозамещения связаны со сложностями подбора необходимых решений. Не всегда среди российских программных продуктов заказчикам удается найти системы аналогичные по характеристикам западным. Поэтому в ряде случаев могут появляться проблемы снижения производительности, несоответствия требуемым стандартам качества, а также изменения в функциональности и удобстве использования ПО. Не исключены также риски сбоев и потерь данных при миграции.

Сложность подбора необходимых ИТ-решений

Игорь Литвинов, руководитель отдела системной архитектуры компании «Ланит-Интеграция» (входит в группу ЛАНИТ), отмечает, что нельзя найти абсолютно идентичной замены импортного ИТ-продукта на отечественном рынке. Продукты всегда разные и полных аналогов нет.

«
Чтобы не ошибиться с выбором, необходимо в первую очередь ознакомиться с бизнес-процессами в компании/ведомстве и сформулировать задачи, которые каждый из используемых продуктов решает. Только потом можно приступать к поиску отечественного продукта, способного решать те же задачи, возможно, другим способом. Помимо этого, необходимо будет просчитать эффективность и риски, возникающие в процессе внедрения нового продукта, продумать систему переобучения персонала. Только если в результате этого анализа выяснится, что выгоды перевешивают риски, можно начинать процесс внедрения отечественного ИТ-продукта, - добавляет он.
»

Тагир Яппаров, председатель совета директоров ГК «АйТи», говорит, что основные риски – технологические. Большинство отечественных систем пока слабее с точки зрения технологического совершенства, чем продукция мировых лидеров.

«
Преодоление отставания связано с тем, что для этого требуется достаточно много времени (а продукт нужен уже сейчас) и значительные инвестиции (которые наши разработчики тоже не могут себе позволить, финансируя разработки из собственных средств). Другой риск, о котором тоже стоит помнить – практически в любом отечественном продукте все равно есть та или иная доля зарубежных компонентов – где-то это СУБД, где-то коммуникационные составляющие, где-то библиотеки, - рассказывает Яппаров.
»

Максим Богданов, генеральный директор ГК "Аскон", считает, что большинство предприятий, рассматривая вопрос перехода на российское ПО впервые, испытывает ряд сомнений. И они вполне понятны, ведь основанная на зарубежных продуктах ИТ-среда выстраивалась годами, предприятия уже потратились на покупку продуктов, обучили своих сотрудников, наладили бизнес-процессы.

«
Замена одного ПО на другое, безусловно, требует времени и денег, существует недоверие к достаточности функционала отечественного продукта, кроме того, есть опасения срыва сроков по текущим проектам в ходе замещения, потери предыдущих наработок из-за несовместимости форматов файлов, длительного освоения сотрудниками нового ПО, сложностей обмена данными с контрагентами и так далее. Но каждый из этих рисков управляем и решается организационными и техническими мерами. Переход с одной системы на другую должен быть поэтапным, нельзя заменить все и сразу. Важно знакомиться с результатами уже реализованных разработчиком проектов, проводить тестовое внедрение ПО на пилотных площадках, испытывать его на локальных задачах (например, при переходе на новые изделия), с постепенным распространением в масштабах всего предприятия/холдинга, - говорит Богданов.
»

Лев Матвеев, председатель совета директоров «СёрчИнформ», полагает, что риск тут один – поменять ПО или железо на отечественное и обнаружить, что оно в разы хуже аналога, который был прежде.

«
Буду приводить пример из нашей отрасли. Я без ложной скромности всегда говорил, что отечественные DLP – впереди планеты всей. Под задачи российских компаний, под законодательство и даже российский менталитет – они подходят лучше любых западных аналогов. Так что за нашу сферу я спокоен, клиенты здесь не теряют, а приобретают. Но что если мы будем говорить про такое ПО, как AutoCAD и Pro/ENGINEER, с которыми работают конструкторы? Такое не напишешь за год-два. Так что я бы говорил про выборочный подход: там, где созрело – давайте импортозамещать. В других отраслях – не нужно пороть горячку, - считает председатель совета директоров «СёрчИнформ».
»

По мнению Алексея Смирнова, технического директора компании «Нетрика», основная сложность – это отсутствие российских аналогов на ряд программных продуктов.

«
Решения, которые есть сегодня на рынке, «закрывают» далеко не все функции, необходимые бизнесу. Из этого возникает вторая проблема: не всегда программные продукты от разных (иностранных и российских) вендоров можно быстро, с небольшими затратами и «бесшовно» интегрировать в единую среду в рамках компании. Правда, это одновременно является стимулом для российских разработчиков выпускать комплексные решения», - уверен он.
»

Максим Болышев, заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank компании R-Style Softlab, перечисляет ряд возможных рисков при замене иностранного ПО отечественным. В частности, это вероятность снижения производительности, выделения дополнительных ресурсов, изменений в функциональности и удобстве использования ПО, а также риски, связанные с соответствием нового решения качеству и стандартам, к которым компания привыкла, используя западный продукт. Российский рынок HR-tech: оценки, перспективы, крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 100 т

Поэтому перед выбором нового решения он советует ответить на несколько вопросов:

  • Является ли решение масштабируемым и способно ли оно работать под большой нагрузкой? (Этот вопрос актуален для крупных организаций.)
  • Есть ли у нового решения возможности для функционального расширения при потенциальном росте требований к нему в будущем?
  • Располагает ли компания достаточным количеством персонала для работы с новой системой?
  • Удастся ли успешно адаптировать новое программное обеспечение к работе с существующими в организации ИТ-системами и бизнес-процессами?

Елена Голованова, советник генерального директора «МВП «Свемел», среди основных рисков называет сложность подбора необходимых заказчику ИТ-решений из Реестра отечественного программного обеспечения. При этом, заказчику приходиться решать проблему совместимости программных продуктов различных разработчиков между собой.

«
К сожалению, пока в России немного компаний, предлагающих полный пакет решений, необходимых заказчику. Да и из Реестра такой информации пока не получить, - добавляет она.
»

Директор по продажам СЭД ТЕЗИС Система управления документами и задачами компании Haulmont Александр Назаров, также полагает, что риски перехода на отечественное ПО в некоторых отраслях могут быть связаны с ограниченностью выбора решения среди существующих систем. Однако, по его словам, при выборе СЭД такие риски практически отсутствуют, поскольку на этом рынке уже не одно десятилетие существует плотная конкуренция среди российских разработчиков, предоставляющих проверенные многими внедрениями функциональные промышленные решения.

«
Другой существенный риск – появление на рынке большого количества систем-поделок, созданных на скорую руку для удовлетворения критериям импортозамещения. Тут можно посоветовать заказчикам, выбирая из отечественных систем, обращать внимание на наличие успешных внедрений у каждого конкретного продута и на время нахождения системы на рынке (как правило, чтобы «созреть» системе нужно минимум 2-3 года), - говорит Александр Назаров.
»

Павел Фролов, продюсер робототехнической образовательной компании «РОББО», полагает, что убрать сетевое оборудование, все устройства, начиная с компьютеров и заканчивая телефонами, сервера и поставить новое отечественное - это крайне сложно реализуемо.

«
Камнем преткновения становится небольшое количество отечественных решений и выполняемых ими задач, поэтому вместо их доработки и наладки бизнес выбирает западные аналоги. Тем не менее, мы видим на рынке целый ряд новых продуктов, призванных заместить зарубежные решения, процесс идет, - добавляет Фролов.
»

Неготовность пользователей и ИТ-ландшафта

Руководитель отдела комплексных решений ГК «Гэндальф» Иван Тараненко, в качестве основной сложности импортозамещения называет несовместимость аппаратно-программной инфраструктуры с отечественными разработками. Примером, по его словам, могут служить образовательные учреждения где используется оборудование, на которое есть драйверы и специализированное ПО только для операционных систем Windows.

Еще одна сложность – это неготовность пользователей переходить на новые программы. Со школьной скамьи все привыкли применять операционные системы и офисные приложения Microsoft, и переобучение пользователей может стать серьезной проблемой.

По мнению Тимура Меджитова, заместителя директора по работе с органами государственной власти компании DIRECTUM, при первичном внедрении просто установить Linux и LibreOffice на все рабочие места не получится. В любой компании уже есть свой ИТ-ландшафт с бизнес-приложениями и системными приложениями. При этом, у большинства организаций он изначально был ориентирован на инфраструктуру Microsoft.

«
Основной риск состоит в том, что при замене ПО система просто не заработает так, как нужно, а это грозит остановкой ключевых процессов работы. Заменить офисные пакеты легче, но и в этом случае будут категории пользователей, которые пользуются сводными таблицами, специальным форматированием, и им открытые офисные пакеты не подойдут. Для обеспечения полноценной работы нужно будет многое переделывать, обновлять бизнес-приложения, обеспечивать масштабируемость на новых СПО-системах и т.д., - говорит Меджитов.
»

Финансовые затраты

Стоимость большинства российских аналогов ПО и оборудования незначительно меньше или приравнивается к иностранным образцам, при этом затраты на интеграцию, обучение и простои будут существенными, уверен представитель «Гэндальф» Иван Тараненко.

Еще одним риском является отсутствие бюджета на импортозамещение, особенно у ведомств. Им приходиться решать эту государственную задачу только в рамках планового бюджета на ИТ. По нынешним временам, не самого большого. Таким образом, либо качество перехода пострадает, либо срок перехода существенно увеличивается, говорит Елена Голованова, советник генерального директора «МВП «Свемел»

Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн», считает, что импортозамещение - это дорого и сложно.

«
Многие отечественные продукты, конечно, дешевле импортных, но чаще всего не на порядки и даже не в разы. И на практике приходится сравнивать цену поддержки и продления лицензий импортных систем с ценой начальной закупки отечественных лицензий, плюс затраты на внедрение и миграцию со старого на новое. Любое изменение в налаженной системе сопряжено с затратами и рисками, а в сфере ИТ все это усугубляется очень быстрым развитием технологий и высокой связанностью их в едином комплексе. Простой пример – меняя сервер электронной почты, надо будет менять антивирусы для него, средства бэкапа, администрирования и т.д. А каждое «вторичное» изменение потянет за собой первичное. Большинство организаций, привыкших использовать типовые комбинации технологий, отработанные кем-то другим, оказываются в положении первопроходцев. Со всеми вытекающими последствиями, - рассказывает президент «ДоксВижн».
»

Василий Бабинцев, директор по маркетингу DIRECTUM, добавляет, что риск заключается в перекосе в сторону СПО из-за «лакомого» стартового снижения стоимости владения, в надежде, что уровень поддержки не снизится, функциональность и удобство окажутся неизменными, а перестройка работы коллектива пройдет гладко. При этом, сложность — принять как факт, что проприетарное ПО стоит своих денег и доказать руководству, что отечественные продукты достойная замена западному ПО.

Заместитель генерального директора «БАРС Груп» по коммерции и развитию бизнеса Галина Ахмерова, считает, что замещать иностранный софт нужно вкупе с цифровой трансформацией бизнес-процессов, перестройкой информационных систем. Этот процесс требует дополнительных усилий руководства и персонала, выделения средств, поиска и внедрения новых решений.

«
Также работы по созданию и внедрению российских систем пока еще несколько дороже аналогичных работ с зарубежным софтом (примерно на 20-30%), однако эти расходы окупаются в ближайшие несколько лет, в первую очередь, за счет стоимости лицензий. Таким образом, закупка отечественного софта – это не просто навязанная политическая доктрина, а стоящие инвестиции в свой бизнес, - полагает Галина Ахмерова.
»

Отсутствие экспертизы и высококвалифицированных кадров

Сергей Галеев, генеральный директор компании Addreality, считает, что из-за отсутствия экспертизы и высококвалифицированных кадров на отечественном ИТ-рынке, основные риски для заказчика - это некомпетентные специалисты и некачественный продукт.

Владимир Вертоградов, управляющий директор компании НОРБИТ (группа компаний ЛАНИТ), добавляет, что ИТ-экспертизу компаний/ведомств должны усилить более квалицированные специалисты, готовые к работе с уникальным ПО или оборудованием.

«
В остальном специфических сложностей нет - обычные ИТ-проекты и соответствующие им риски, - говорит эксперт.
»

По мнению Анатолия Волкова, генерального директора РДТЕХ, основные риски импортозамещения связаны со сбоями и потерей данных при миграции. Но такая ситуация возможна при реализации любого проекта по переходу на новую систему, добавляет он.

«
Главное – правильно выбрать подрядчика. Как правило, российский разработчик сам начинает продавать и внедрять свое решение. И здесь могут возникнуть сложности с масштабированием команды. Поэтому все чаще можно наблюдать ситуацию, когда небольшая компания или стартап заключает партнерское соглашение с системным интегратором, который уже успешно реализует проект перехода на отечественный софт, - говорит Волков.
»

Читайте также