Михаил Геллерман, «РуПост»: RuPost без проблем поддерживает миллионы почтовых ящиков
Большинство российских компаний не спешит отказываться от Microsoft Exchange и Outlook, несмотря на связанные с этим риски. Есть ли в России надежная альтернатива и на что стоит обратить внимание при ее выборе, рассказывает Михаил Геллерман, генеральный директор компании «РуПост».
Как бы вы охарактеризовали текущее состояние рынка корпоративных коммуникаций?
Михаил Геллерман: До 2022 года подавляющее большинство российских компаний, особенно в Enterprise-сегменте, использовали зрелые западные решения: Microsoft, Slack, в пандемию все мы дружно узнали про |Zoom. Сейчас появилось много отечественных продуктов разной степени зрелости.
Коммуникации принято разделять на синхронные (ВКС, мессенджеры) и асинхронные (электронная почта). В сегменте ВКС в России больше десятка игроков, которые довольно успешно стремятся повторить путь зума. Этот рынок — красный океан. Явного лидера нет — ни технологического, ни по объему продаж, и ситуация очень быстро меняется.
В сегменте мессенджеров тоже появилась масса российских решений, ведь написать их относительно несложно. Некоторые разработчики создавали продукт для общения между своими внутренними командами, а потом выкатывали коммерческую версию: не пропадать же удачной разработке. При этом люди продолжают писать друг другу в Телеграм или WhatsApp, так как большинство их контактов — именно там.
Что касается корпоративной электронной почты, то в России есть 2-3 серьезных игрока, предлагающих комплексные решения. Из них «РуПост» — единственный, кто создал по-настоящему легко масштабируемый продукт — RuPost, подходящий и для небольшой компании, и для среднего бизнеса, и для корпораций. Этот факт подтверждают наши заказчики — крупнейшие компании страны из самых разных отраслей.
Если же говорить про рынок коммуникаций в целом, то Россия перенимает подход европейских и американских коллег. В Азии, например, совершенно иной набор инструментов для онлайн-общения, который российским пользователям непривычен. Сейчас наша задача — заместить Teams, Slack и им подобные платформы и мессенджеры для корпоративных коммуникаций.
То есть вы считаете, что пока в сфере коммуникаций Россия в позиции догоняющего?
Михаил Геллерман: Это объективная реальность. Возьмем, к примеру, почтовые решения. Очевидно, что Microsoft Exchange — это отраслевой стандарт. Продукт с 40-летней историей, в который вложены сотни миллионов долларов и миллионы человеко-часов разработки. При этом, если помните, траблшутинги были и спустя 20 лет после появления продукта.
Забавно порой получать ТЗ со списком из 360 желательных функций, которые явно скопированы из документации Exchange. Естественно, ни одно российское решение не содержит 360 фич, совпадающих с Exchange. Но когда мы начинаем разговаривать с заказчиком с точки зрения бизнеса, просим рассказать, что именно ему нужно для успешной работы, выясняется, что из 360 фич требуются 4 ключевых блока с десятком функций в каждом. И в этом смысле RuPost точно соответствует главным потребностям любой организации. А вот с точки зрения бантиков, фишечек, конечно, нам всем еще догонять и догонять.
В процессе импортозамещения российские разработчики могут копировать лучшие практики западных вендоров и не повторять их ошибок. Вы пользуетесь этим преимуществом?
Михаил Геллерман: Разумеется. Нашему почтовому серверу RuPost три года. Проработав с Exchange и другими почтовыми системами десятки лет, мы отлично знаем, как они устроены, видим правильные и неправильные архитектурные решения и можем не тащить за собой легаси-код, утяжеляющий тот же Exchange. Поэтому мы сразу же, скажем так, модифицировали архитектуру построения почтовой системы таким образом, чтобы она, во-первых, позволяла работать на в разы меньших аппаратных ресурсах, а во-вторых, была более отказоустойчивой. По многим показателям мы обгоняем даже Microsoft.
Амбиция RuPost — быть почтой лучше, чем Microsoft: лучше Exchange с точки зрения почтового сервера и лучше, чем Outlook, с точки зрения почтового клиента. Учитывая амбиции «Группы Астра» стать российским «Майкрософтом» и выйти на международный рынок, мы еще увидим результаты сравнения RuPost и MS Exchange от независимых мировых экспертов. В этом я уверен.
Кто уже использует почтовые сервера RuPost?
Михаил Геллерман: Мы внедрили RuPost уже в сотнях компаний из различных отраслей. В нашем портфеле есть заказчик из топ-3 нефтегазового рынка, одна из крупнейших транспортных компаний России, из строительного сектора, ЖКХ, промышленности. Есть внедрения в федеральных и региональных органах власти: с начала этого года 64 российских муниципальных образования перешли на RuPost. При этом у нас много и небольших заказчиков по всей стране. С точки зрения горизонтального масштабирования мы никак не ограничены и можем поддерживать сотни тысяч и даже миллионы почтовых ящиков.
Причины миграции государственных учреждений на российское ПО понятны. А что стимулирует отказываться от западных почтовых серверов коммерческие компании?
Михаил Геллерман: Во-первых, вопрос безопасности. В почте часто находится чувствительная информация, раскрытие которой может привести к существенным финансовым и репутационным рискам. В последние годы с появлением мессенджеров почта стала неким центром документирования договоренностей. И если бизнес-критичная информация находится в облаке, лежащем на американских сайтах, возникает много вопросов к безопасности данных.
Во-вторых, у многих топ-менеджеров и владельцев бизнеса здоровый подход к управлению рисками. В любой сфере — строительстве, производстве, торговле и т. д. — ИT-инфраструктура является одним из ключевых звеньев риск-менеджмента, а почта — критичной коммуникационной артерией организации. Все мы видим, как из России уходят иностранные бренды от косметики и одежды до электроники и ПО, пользователи зарубежных ИТ-решений лишаются поддержки Microsoft, инженеры — системы AutoCAD... Покупать софт через дружественные страны — полумера, не гарантирующая надежность и безопасность бизнес-инфраструктуры в будущем. Приходится искать российское решение. Оценивая технологические особенности, зрелость продукта, удобство его использования, многие отечественные компании выбирают нас.
Вы называете RuPost корпоративной почтой нового поколения. В чем ее уникальность?
Михаил Геллерман: Количество почтовых ящиков в мире растет на 4% каждый год в течение последних 20 лет. А сами коммуникации с использованием электронной почты существуют больше 40 лет, и каждый год появляется ее новый «убийца». Нет, это не мессенджеры: в данный канал идут только за моментальной обратной связью. А когда не ждешь мгновенного ответа и знаешь, что в течение 24 часов собеседник отреагирует, деловое общение по-прежнему ведется в почте. Изобрести что-то принципиально новое в услуге, которой люди привыкли пользоваться 40 лет, невозможно. А вот что можно сделать, так это кардинально переработать ее архитектуру.
Мы внимательно изучали существующие решения: и российские, и западные, в первую очередь Microsoft Exchange, конечно. И нам удалось создать почтовое решение, которое отвечает трем основным требованиям пользователей.
Первое из них — это надежность. В RuPost она достигается за счет правильной архитектуры, низкой требовательности к аппаратной части и качественной интеграции с другим ПО. Так как RuPost работает внутри продуктовой экосистемы «Группы Астра», все решения которой совместимы друг с другом, это тоже позволяет гарантировать его отказоустойчивость.
Второе требование — простота миграции. У большинства коммуникационных решений высокие требования к аппаратной части и к уровню специалистов, которые осуществляют их развертывание. Кроме того, больной вопрос — совместимость ИТ-систем, начиная с уровня железа и заканчивая инфраструктурным слоем. На демостенде все может работать замечательно, а у конкретного заказчика на его инфраструктуре одно запускается, другое отваливается, приходится докупать специальное железо под почтовый сервер и т. д. На протяжении всего времени разработки RuPost мы тщательно анализировали историю развития MS Exchange, особенности его поведения и узкие места в критических сценариях, например, при отказе различных инфраструктурных сервисов. Такой практический опыт реальной эксплуатации MS Exchange, а также использование Linux-инструментов легли в основу создания нашего почтового сервера. В итоге заказчики могут без проблем развернуть его в своей ИТ-инфраструктуре.
Плюс важный момент — сосуществование почтовых систем. Для всех крупных компаний, если речь идет конкретно про почту, одновременная миграция 10 тысяч сотрудников, не говоря уж про 100 тысяч, просто невозможна. Этот процесс может растянуться на год и даже больше. RuPost, в отличие от большинства почтовых решений, поддерживает режим сосуществования: можно одно подразделение или домен перевести на RuPost, а остальные оставить на Exchange, постепенно переводить все новых и новых пользователей. У нас есть встроенный мигратор, который позволяет в автоматическом режиме мигрировать с Exchange в RuPost, причем поэтапно переносить не только письма, но и календари, в том числе совместно используемые папки, права.
Третий запрос пользователей — удобство администрирования. Практически все российские решения сейчас написаны на Linux, а найти хорошего Linux-специалиста, который разбирается в почте, дорого и сложно. В RuPost очень простой и понятный графический интерфейс, с которым легко может разобраться каждый, кто работал с Exchange. Есть готовые шаблоны конфигураций, можно легко разворачивать систему, собирать логи, откатывать систему обратно. На пресейлах мы всегда достигаем вау-эффекта, когда прямо в процессе разговора сотрудник разворачивает сервер с виртуальной машины и тот запускается. Такой быстрый запуск выглядит для заказчиков как магия.
Расскажите о новой версии RuPost. Какие возможности она предлагает?
Михаил Геллерман: RuPost 3.0 подходит для крупнейших корпораций страны, и даже с запасом. Уровень отказоустойчивости и катастрофоустойчивости, система хранения, система резервного копирования в новой версии таковы, что подходят для огромных территориально распределенных компаний с сотнями тысяч почтовых ящиков. Появились поддержка Patroni-кластеров баз данных на PostgreSQL, средства управления распределенным хранением данных, оптимизирован процесс работы с почтовыми индексами, есть возможность делать бэкапы действующих и ранее удаленных почтовых ящиков вместе с календарями и контактами, а потом их восстанавливать. Среди прочих улучшений — возможность в интерфейсе командной строки выделять цветом команды и их параметры, сквозная аутентификация в инструменте для миграции с Microsoft Exchange, а также поддержка календарей в устройствах на базе iOS.
RuPost 3.0 может поддерживать миллионы почтовых ящиков — система будет работать легко и надежно даже на таком объеме.
Есть ли у вас свой почтовый клиент?
Михаил Геллерман: Да, мы предлагаем заказчикам наш RuPost Desktop — это десктопный клиент, максимально приближенный к Microsoft Outlook. Он бесплатен, тысячи пользователей скачали его с нашего сайта и используют.
В ближайшее время выходит новая версия почтового клиента — DesktopX. Для пользователя, привыкшего к Outlook, он предоставит максимально комфортный клиентский опыт в плане дизайна и функциональности, а для компаний — совершенно новый уровень управляемости.
Как RuPost обеспечивает защиту информации и личных данных?
Михаил Геллерман: Наша задача как разработчиков — сделать удобный технологичный продукт: почтовый сервер и почтовый клиент. С точки зрения информационной безопасности мы работаем в тесном сотрудничестве с лидерами инфобеза России: производителями антивирусов, антиспама, DLP и так далее — и совместимы с ними «из коробки», без необходимости делать кастомные доработки и платить интеграторам за дополнительные связки.
Насколько с RuPost удобно работать с мобильных устройств?
Михаил Геллерман: RuPost можно использовать с любого мобильного клиента. Мы ничего не навязываем, хотя от души рекомендуем наш собственный суперапп — WorksPad X, которым пользуются свыше 2 400 сотрудников «Группы Астра», более 3 000 сотрудников компании «АЛРОСА» и сотен других крупнейших российских компаний.
Конечно, доступ в корпоративную почту можно дать и с нативных почтовых клиентов внутри телефонов сотрудников, но почта будет в одном месте, календарь в другом, файлы в третьем, плюс возникают вопросы безопасности. С помощью WorksPad X компания создает собственный небольшой контейнер на устройстве сотрудника, который никаким образом не покушается на его личные данные, но зато внутри него создает полностью защищенное пространство с почтой, календарем, файлами, защищенным браузером, в котором можно выходить на разрешенные компанией сайты. Можно накладывать определенные политики, быть уверенным в безопасности конфиденциальной или просто коммерческой чувствительной информации.
Какие рекомендации вы бы дали компаниям, которые выбирают почтовое решение?
Михаил Геллерман: Чтобы не заниматься рекламой, дам несколько добрых советов, исходя из своего многолетнего опыта работы на Enterprise-рынке. Обращайте внимание не только на функционал и стоимость, но и на интегрированность стека, а также обязательно убедитесь в надежности производителя, выясните, что это за компания, насколько она стабильна.
Важно быть уверенным, что приобретаемый продукт будет легко интегрироваться в существующую инфраструктуру, обновляться, расширяться с точки зрения функциональности и сопровождаться качественной техподдержкой.
Какие у RuPost стратегические планы, амбиции?
Михаил Геллерман: Наша команда горит амбицией быть лучше, чем Exchange, и лучше, чем Outlook. Возможно, звучит пафосно, но это то, что нас зажигает. Мы хотим, чтобы каждый сотрудник, использующий наш продукт, кайфовал от работы с ним, а каждый ИT-директор и собственник компании знали, что купили классный софт российского производства, который помогает им зарабатывать и развивать бизнес.