2024/09/04 13:56:31

Антон Парамзин, ИФР: Вся наша ИТ-компания — бывшие сотрудники банков, поэтому мы отлично знаем, что банкам нужно

Компания Инновационные Финансовые Решения (ИФР) работает с государственными и коммерческими банками. В портфолио ИФР — уже 15 банков, до конца 2025 компания планирует увеличить количество клиентов до 30. Что позволяет ИФР быстро завоевывать доверие клиентов и автоматизировать ключевые банковские процессы за считанные недели, рассказывает Антон Парамзин, генеральный директор компании.

Антон
Парамзин
Наша система не заменяет банковского сотрудника, а помогает ему: один человек начинает работать как пять.

Вы занимаетесь автоматизацией средних и крупных банков. Какие задачи перед ними сейчас стоят и как вы их решаете?

Антон Парамзин: Наш основной продукт — это цифровая банковская система, которая автоматизирует все ключевые банковские процессы: открытие расчетных счетов, кредитование, факторинг, электронное досье. Соответственно, к нам приходят за решениями, которые собственными силами банки разрабатывали бы много лет и за много денег.

Мы поставляем мультимодульную систему, которую можно использовать сразу. Причем важно, что мы ее разработали и развиваем не под какой-то конкретный банк, пытаясь потом доработать под каждого нового заказчика, а сразу с учетом задач всех наших клиентов — пятнадцати коммерческих и государственных банков, каждый со своей спецификой. Это позволяет нашему продукту быть конкурентоспособным. Например, по количеству внедрений конвейера открытия счетов мы номер 1 на рынке.

Мультимодульная система «РАДАР» компании ИФР — это комплекс решений для автоматизации всех основных банковских бизнес-процессов

Как вам удалось стать номером 1 по количеству внедрений конвейера открытия счетов и в целом завоевать доверие такого количества банков?

Антон Парамзин: Мы все в ИФР ранее работали в банках, у каждого опыт в банковском деле 15-20 лет. Мы говорим с клиентом на одном языке, с ИФР не нужно тратить время на объяснение бизнес-процессов в банках, мы все это испытали «на собственной шкуре».

Лично я работал в различных финансовых группах, таких как финансовая площадка Bonds In Asia (Гонконг), и в Deutsche Bank — сначала занимался развитием флагманской цифровой платформы, а после перешел в подразделение продаж, был на руководящих позициях в ВТБ/ВТБ Капитал, Банке Москвы, Банке ЗЕНИТ. В Банке ЗЕНИТ занимал должность начальника департамента транзакционного бизнеса.

Все, что есть в нашей платформе, — это то, чем непосредственно приходилось заниматься в банках много лет. Система родилась из потребностей бизнеса.

«
Коллеги ранее работали в банках и хорошо понимают происходящие там бизнес-процессы. Поэтому в начале проекта они дали нам именно те бизнес-схемы, которые можно использовать при внедрении, определили те роли, в которых могут работать сотрудники бэк-офиса, фронт-офиса — Нина Белых, операционный директор по развитию транзакционного бизнеса Банка Агророс.

»

Расскажите подробнее о возможностях системы «Радар».

Антон Парамзин: «Радар» позволяет создать единую цифровую экосистему для основных банковских продуктов. В системе есть модули открытия расчетных счетов, кредитования, факторинга, есть агрегатор всех документов, которые формируются в результате предоставления банковских продуктов и составляют электронное досье клиента.

Мы отрабатываем и первое касание с клиентом, и предоставление продукта, и электронное хранилище, через которое банки общаются с ФНС, МВД, ЦБ РФ, Прокуратурой — со всеми госорганами. Когда госорган присылает запрос (как всегда срочный), банк идет в электронное хранилище и мгновенно выгружает нужную информацию. Таким образом, в системе реализована и клиентская, и регуляторная части.

По опыту наших клиентов, система открывает новые возможности для развития бизнеса и позволяет

  • централизовать процессы открытия и ведения счетов юридических лиц,
  • снизить операционные расходы до 80% по всей цепочке от подачи заявки до актуализации документов,
  • соответствовать требованиям крупных компаний-агентов по привлечению клиентов,
  • осуществить региональную экспансию без открытия отделений с помощью представительств,
  • сократить время нахождения клиента в отделении на 75%, время открытия счета или одобрения кредита до 30 минут.

Банки испытывают непрерывное давление со стороны регуляторов. Как им помогает система «Радар»?

Антон Парамзин: Когда ЦБ РФ, налоговая или прокуратура присылают запрос, у банка есть очень небольшое время, чтобы в ответ собрать нужные документы. В итоге сотрудники вынуждены бросать все дела и бежать искать и сканировать документы. Наше электронное хранилище позволяет за секунды сформировать требуемый комплект: набрать фильтр и критерии поиска, выбрать нужные файлы и нажать кнопку «завернуть в zip и отправить в ЦБ». Все, запрос отработан. Таким образом очень серьезно снижаются регуляторные риски.

«
В 2021 году в нашем банке встал вопрос о доступности документов во всех офисах в режиме 24/7. Было принято решение об оцифровке клиентских досье. Проект состоял из двух частей. Первая часть — это непосредственно ИТ-составляющая, организация хранилища и удобного поиска документов. Вторая часть — оцифровка уже существующих документов. Сейчас вся информация оцифрована, собирается очень быстро и не требует больших трудозатрат, как это было раньше — Станислав Казаров, заместитель начальника департамента информационных технологий Банка ББР.

»

Какие возможности искусственного интеллекта используются в системе «Радар»?

Антон Парамзин: Мы используем ИИ для извлечения структурированных данных из документов. У любого документа есть метаданные: например, у договора вклада — сумма вклада, срок вклада, процентная ставка, алгоритм изменения. Клиент в отделении подписывает договор, документ сканируют и отправляют в хранилище. В этот момент ИИ распознает все существенные детали сделки и формирует набор структурированных данных. Если бы договор заключался онлайн, эти данные и так были бы в системе. Но, к сожалению, очень многие задачи в банках решаются все еще с помощью бумаги.

Про цифровизацию банков говорят давно и много. Сколько еще всего нужно оцифровать, чтобы полностью отказаться от бумаги?

Антон Парамзин: Бумаги в банках до сих пор очень много. Сейчас мы работаем с одним очень крупным банком, у них сплошная бумага — от 4000 до 8000 транзакций по физлицам в день. Это гигантский объем. Мы делаем для них электронное хранилище, которое позволит подключить все подразделения к единому электронному досье. Это поможет банку не только отказаться от бумажного документооборота, но и за счет доступа всех филиалов к информации о клиентах и продажах лучше таргетировать свои предложения, оценивать эффективность маркетинговых акций, тестировать гипотезы, перенимать удачные идеи у представительств в разных регионах.

Электронное хранилище существенно расширяет возможности банков по автоматизации продаж, предоставлению продуктов. Плюс важным моментом является соответствие ожиданиям клиентов, ведь у них благодаря Госуслугам, системе быстрых платежей и другим цифровым сервисам сформировались определенные ожидания о том, каким должно быть качественное обслуживание.

В августе 2023 в России стартовал пилотный проект по внедрению цифрового рубля. Многие эксперты опасаются, что технология погубит региональные банки. Что вы думаете о таком прогнозе?

Антон Парамзин: Банк — это не только автоматизация, но еще и люди. Да, автоматизация важна. Но на каком-то этапе становится важнее, насколько быстро тебе отвечают люди, насколько вменяемую и доброжелательную ты получаешь консультацию.Транзакционные сервисы многим банкам, действительно, станет сложно догонять. Но недумаю, что это их погубит.

У меня был случай: во время ковида я открыл счет в Сбере, а потом его довольно быстро закрыл, потому что банк оказался для меня неудобным. Хотя казалось бы — насквозь цифровой лидер рынка. Но у него, например, очень костный комплаенс, могут заблокировать счет, потому что не поняли экономическую суть операции. Все пытаются автоматизировать комплаенс, но я считаю, что это будет полный ужас: машина тебя просто заблокирует, и даже стучаться будет некуда.

Вы ведь тоже автоматизируете банковские бизнес-процессы. Не приведет ли это к такому же роботизированному ужасу, когда до живого человека не достучаться?

Антон Парамзин: Наша система не заменяет банковского сотрудника, а помогает ему: один человек начинает работать как пять. Но он остается человеком, и пять клиентов вместо одного получают человеческий сервис. Я считаю, что будущее за этим: во главе стоит человек, а роботы ему помогают.

Работу банковских сотрудников упрощает еще и ваш конструктор банковских приложений. Расскажите о нем подробнее.

Антон Парамзин: Мы предоставляем low-code платформу, которая позволяет создать банковское приложение без навыков программирования. Ее преимущество в том, что она изначально создана именно для банков и все компоненты преднастроены для банковской работы. На универсальной low code платформе можно собрать с нуля что угодно, но создание банковского приложения займет в разы больше времени, если нет опыта, как у нас.

Так как мы бывшие сотрудники банков, мы настроили систему так, как нужно банкам, и можем создавать приложения буквально в режиме реального времени, на глазах у заказчика. Основной каркас закрывает 90% потребностей любого банка, доработки составляют не более 10%. Из-за этого внедрения проходят очень быстро: самое быстрое внедрение у нас прошло за три недели. Для сравнения — разработка подобного продукта с нуля собственными силами занимает у банков даже не месяцы, а годы.

У банков повышенные требования к безопасности, защите персональных данных. Насколько безопасен ваш low-code конструктор?

Антон Парамзин: Во-первых, мы используем стандартный банковский технологический стек, на котором крупные банки типа Сбера и ВТБ сами разрабатывают свои продукты. Это Java, JavaScript Vue, PostgreSQL, RabbitMQ, Keycloak и т.д. — все компоненты для банкиров предельно знакомы и не вызывают никаких вопросов. Мы поставляем компоненты, по которым у банков полно внутренней экспертизы, и, соответственно, наши приложения не вызывают у них аллергии, нет боязни попасть в зависимость от разработчика.

Во-вторых, все стандартные протоколы безопасности, принятые в банковской среде, у нас реализованы. Трафик весь шифрованный, вход защищен, электронное хранилище находится в защищенном сегменте сети банка, извне к нему доступа нет, есть ролевая модель для разграничения прав доступа, возможность хранить разные типы документов в разных сегментах — например, документы по физлицам на одном сервере, по юрлицам — на другом. Среди наших клиентов есть госбанки, поэтому очевидно, что мы обеспечиваем информационную безопасность на самом высоком уровне.

Какие планы у ИФР на ближайшие год-два?

Антон Парамзин: Мы планируем встать еще как минимум в 30 банков за ближайшие два года и продолжить интеграцию с государственной ИТ-инфраструктурой: сделать более тесную интеграцию с Госуслугами, модернизировать работу с ЭП, предоставлять автоматизированные скоринги — например, отраслевые score-карты. Будем делать то, что помогает банкам проще взаимодействовать с регуляторами и лучше соответствовать ожиданиям клиентов.