Прабхупа́да, Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада (имя при рождении Абхай Чаран Де) (1.9.1896, Калькутта, Британская Индия, ныне Колката, Индия – 14.11.1977, Вриндаван, Индия) - неоиндуистский религиозный деятель, основатель Международного общества сознания Кришны.
Биография
1921: Рождение сына
В 1921 году у Абхая (имя, которое Прабхупада носил вплоть до принятия санньясы) и его жены родился первый ребенок — сын. Поскольку в семье могли появиться и другие дети, Абхаю нужно было думать об увеличении доходов.
В индийской культуре роль семьи исключительно велика, и о разводе в то время не могло быть и речи. Даже испытывая серьезные финансовые затруднения, мужчина должен оставаться с женой и детьми. Хотя Абхай и сожалел, что не может принять санньясу, он никогда всерьез не задумывался о том, чтобы покинуть свою молодую жену в самом начале их совместной жизни.
Гоур Мохан, отец Абхая, был рад тому, что его сын принял гуру-вайшнава, но это вовсе не означало, что он хотел, чтобы Абхай оставил свою семью и принял санньясу. Даже будучи семейным человеком, вайшнав может заниматься духовной практикой и активно проповедовать.Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы
Абхай считал, что заработанные честным трудом деньги будут идти не только на содержание семьи, но и на расширение проповеднической деятельности, которая удовлетворила бы его духовного учителя — Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати. Один астролог даже предсказал Абхаю, что он станет одним из богатейших людей Индии. Но при его нынешних доходах большая часть средств уходила на удовлетворение потребностей семьи. Поэтому Абхай стал подумывать об открытии собственного дела.
Абхай поделился своими мыслями с доктором Бозе, который внимательно выслушал его и предложил стать его представителем в северной Индии. Абхай должен был закупать лекарства, мази, настойки, зубную пасту и другие товары на фабрике доктора Бозе, а затем ездить по северной Индии и продавать их. Кроме того, у Абхая был достаточный опыт работы в лаборатории доктора Бозе, поэтому он мог бы попытаться организовать производство и сбыт собственных лекарств, а также других товаров. Доктор Бозе и Абхай решили, что Аллахабад (современный Праяградж), расположенный в центре северной Индии, будет подходящей штаб-квартирой для начинающего бизнесмена.
1923: Переезд в Аллахабад и открытие аптеки «Праяг фармаси»
В 1923 году Абхай переехал в Аллахабад, который находится в 12 часах езды от Калькутты. В свое время англичане провозгласили Аллахабад столицей Объединенных провинций. Европейцы, а также состоятельные индийцы жили в новых районах, которые были вымощены камнем и хорошо освещены в ночное время. Но была и другая, более древняя часть города, со старинными узкими улочками, где теснились дома и магазины. В старом районе проживало множество бенгальцев, поэтому Абхай решил поселиться именно там.
Абхай обосновался в Аллахабаде, поскольку сичитал этот город подходящим местом для открытия своего дела. Но, помимо всего прочего, Аллахабад — это одно из самых знаменитых мест паломничества в Индии. Расположенный в месте слиянии трех священных рек — Ямуны, Ганги и Сарасвати, Аллахабад издревле был местом проведения знаменитых религиозных праздников: ежегодной Магха-мелы и Кумбха-мелы, которую праздновали раз в 12 лет. Стремясь к духовному очищению, миллионы паломников со всех концов Индии собираются в Аллахабаде в месяце Магха (январь-февраль) и омываются в Тривени-сангаме, где сливаются воды великих рек.
Дом Абхая состоял из нескольких маленьких комнат. В качестве офиса Абхай арендовал небольшой магазин в деловой части города, на Джонстон Ганг Роуд. В этом же магазинчике он открыл аптеку «Праяг фармаси». Абхай продавал лекарства, настойки, сиропы и другую продукцию лаборатории доктора Бозе.
В Аллахабаде он познакомился с доктором Гхошем, который искал партнеров по бизнесу. Абхай предложил ему работать вместе. Доктор Гхош закрыл свой магазинчик «Тропикал фармаси» и перебрался в магазин Абхая.
В «Праяг фармаси» доктор Гхош осматривал пациентов, ставил диагноз и выписывал рецепты, по которым Абхай делал лекарства. Доктор Гхош получал 25 процентов от продажи лекарств по выписанным им рецептам. Абхай и доктор Гхош подружились, они часто бывали друг у друга в гостях, а дети их росли как братья и сестры. Часто Абхай и доктор Гхош обсуждали, как увеличить доходы их небольшого предприятия.
Доктор Гхош: «Абхай был очень предприимчивым человеком. Но, прежде всего мы были верующими людьми. У каждого дома был небольшой храм и Божества. Тем не менее, Абхай часто говорил о делах и о том, как обеспечить семью всем необходимым».
Дома Абхай всегда носил курту и дхоти, но, отправляясь по делам, надевал европейские брюки и рубашку. Он был красивым энергичным молодым человеком. В то время ему было около тридцати. У Абхая и его жены, Радхарани Де, было уже двое детей — через год после переезда в Аллахабад родилась дочь.
Гоур Мохан (отец Прабхупады), которому исполнилось 75 лет, переехал к ним вместе с овдовевшей сестрой Абхая Раджешвари и ее сыном Туласи. Гоур Мохан редко покидал дом. Сидя в небольшом домашнем храме, он повторял мантру на четках или поклонялся шалаграма-шиле — Божеству Господа Кришны. Он был доволен тем, что Абхай все делает правильно, а Абхай был рад видеть, что его отцу хорошо у них в доме, и он может спокойно поклоняться Кришне.
Жизнь Абхая была очень насыщенной. Он стремился развивать свое дело. К восьми часам утра он приходил в аптеку, где его уже поджидал доктор Гхош, и начинал работать. В полдень Абхай отправлялся домой обедать, а затем, ближе к вечеру, возвращался в аптеку. За восемь тысяч рупий он купил большой «бьюик» и хотя сам он никогда не водил машину, его племянник, который был превосходным водителем, занимался на ней частным извозом. Время от времени Абхай ездил на машине по делам, и тогда племянник выступал в роли его шофера.
Случилось так, что Мотилал Неру и его сын, Джавахарлал Неру, стали постоянными покупателями «Праяг фармаси». Поскольку Джавахарлал всегда заказывал западные лекарства, у Абхая сложилось мнение, что тот не принимал индийскую медицину всерьез. Однажды Джавахарлал Неру обратился к Абхаю с просьбой о пожертвовании для своей партии, и Абхай, будучи добропорядочным торговцем, удовлетворил его просьбу.
Абхай любил беседовать со своими покупателями и проходившими мимо людьми, которые рассказывали ему много интересного. Знакомый отставной офицер часто вспоминал о Первой мировой войне. Он поведал Абхаю, что маршал Фок однажды приказал расстрелять несколько тысяч беженцев из Бельгии, поскольку прокормить их во время боевых действий было очень трудно. Один знатный мусульманин, член афганской королевской семьи, каждый день наведывался в аптеку Абхая со своим сыном, чтобы посидеть и поговорить с друзьями. Абхай слушал своих покупателей, беседовал с ними, готовя лекарства по их рецептам.
Он часто вспоминал о своей встрече с Бхактисиддхантой Сарасвати. Снова и снова он перебирал в уме подробности своего разговора с этим вайшнавом.
Вечером Абхай шел домой, к жене и детям. Радхарани была верной и целомудренной женой. Все свое время она посвящала домашним делам: готовила, убирала и присматривала за двумя детьми. Однако она не разделяла духовных устремлений мужа, поэтому Абхай никогда не рассказывал ей о своей симпатии к Бхактисиддханте Сарасвати.
Однажды Абхай, его жена и дети, Гоур Мохан, младший брат Абхая Кришна Чаран, овдовевшая сестра Абхая Раджешвари и ее сын Туласи дас отправились в фотоателье, чтобы сделать семейный портрет. На фотографии, сделанной тогда, Абхаю около тридцати. Он — худой и темноволосый молодой человек с пышными усами. Абхай одет в белые курту и дхоти, а на ногах у него простые темные туфли. Он сидит в кресле, а за его спиной стоит миловидная молодая женщина в белом сари с цветной каймой по краям. Ее тонкая рука лежит на спинке кресла. На ней нет обуви. Левой рукой Абхай поддерживает сидящего у него на коленях двухлетнего сына, Праяг Раджа, который извивается, болтая ногами у колена матери. Видно, что Абхая забавляет поведение сына.
За спиной Абхая стоят Туласи и Кришна Чаран. Справо от Абхая сидит Раджешвари в белом вдовьем сари и держит у себя на коленях дочь Абхая Сулакшману. Сулакшмана тоже вырывается. В центре сидит Гоур Мохан. Его лицо испещрено морщинами, а тело иссушено старостью. На нем белые дхоти и курта.
Абхай часто совершал деловые поездки по северной Индии, стремясь увеличить объем продаж. Обычно он уезжал на несколько дней, а иногда отсутствовал целыми неделями, переезжая из города в город. В то время фармацевтическая промышленность в Индии только начинала развиваться, поэтому доктора, больницы и аптеки с радостью покупали лекарства у образованного и обходительного представителя лаборатории доктора Бозе.
Абхай ездил на поездах и останавливался в гостиницах. Ему нравилось чувство свободы, которое дарили поездки, но все равно его главной заботой было поддержание контактов с клиентами и расширение рынка сбыта.
Поездки в вагонах третьего класса часто были сопряжены с большими неудобствами: жесткие деревянные сидения (часто довольно грязные), заполненные до отказа вагоны и так далее. В таких условиях путешествовал Абхай, проезжая порой по несколько сотен миль за неделю. На каждой станции он слышал крики продавцов чая: «Чай! Чай!» Они ходили по перрону, заглядывая в окна вагонов. Чай в Индию завезли англичане, и теперь миллионы индийцев были убеждены, что день следует начинать с чашки горячего чая. Абхай был строгим вайшнавом, поэтому никогда не пил чай, однако Радхарани, его жена, пристрастилась к этому напитку, что сильно расстраивало Абхая.
Абхай выглядел как европейский бизнесмен, но он никогда не отступал от своих строгих принципов вайшнавизма. Многие бенгальцы без особых угрызений совести едят рыбу, Абхай же никогда не ел пищу, неприемлемую для вайшнава. Однажды в Бомбее в вегетарианском ресторане в гостинице «Эмпайр Хинду» ему принесли лук, а затем время от времени предлагали грибы, чеснок и даже яйца, но Абхай всегда отказывался их есть. Даже в гостиницах он придерживался своего привычного распорядка: вставал рано утром и омывался холодной водой. Этому правилу он следовал круглый год.
1925: Посещение Вриндавана
Во время одной из поездок, в 1925 году, он был в Агре, которая находится в сорока милях к югу от Вриндавана. Воспользовавшись случаем, Абхай отправился в священный Вриндаван, исполнив мечту своего детства. К сожалению, он смог пробыть там только два дня; даже такой перерыв в работе был для него довольно чувствительным. Абхай посетил главные храмы Вриндавана, основанные последователями Чайтаньи. Но, к несчастью, ему нужно было ехать дальше.
Зачастую его поездки были сопряжены с риском. Однажды, когда он сидел в вагоне, туда неожиданно заскочила обезьяна и унесла его вещи. В другой раз, когда он ехал в Канпур в двухколесной коляске, лошадь на всем скаку споткнулась о кучу мусора, лежащую посреди дороги. Коляска перевернулась, а лошадь вместе с извозчиком упали в мусор. Абхай тоже вылетел из коляски и упал на землю. Однако он не пострадал, и ему показалось, что он просто пересел на другое место. Абхай сидел и молчал, и извозчик забеспокоился, решив, что его пассажир потерял сознание. Убедившись в том, что все обошлось, извозчик счел это чудом, поскольку своими глазами видел, как Абхая подбросило в воздух. Абхай подумал, что Кришна спас его, и сразу вспомнил, что это было не в первый раз.
В течение пяти лет Абхай путешествовал по индийским штатам, а, задерживаясь в Аллахабаде, проводил большую часть времени в аптеке. Но он также уделял время жене и играл со своими детьми.
Шрила Прабхупада: «Когда моему сыну исполнилось два года, он стал очень непослушным, все время баловался. Мои друзья часто приходили к нам в гости. Увидев, как ведет себя мой сын, они говорили: «Пача, если ты посидишь спокойно хотя бы минуту, получишь подарок». Но, как правило, у него ничего не получалось. Он не мог усидеть на одном месте ни минуты. Однажды, когда на столе стоял работающий вентилятор, Пача захотел его потрогать. Я предупредил: «Не трогай! Будет больно». Но он снова и снова тянулся к нему. Тогда один из моих друзей сказал: «Сделай скорость поменьше, и разреши ему до него дотронуться», Я выключил вентилятор, а Пача дотронулся до него. Лопасть вентилятора сильно ударила его по пальцу, не причинив, однако, особого вреда. Но после этого случая он никогда больше не приближался к вентилятору».
Как только дочь Абхая Сулакшмана научилась говорить, он начал разучивать с ней бенгальский перевод молитвы «Гурв-аштакам», которая начинается словами: «Духовный учитель получает благословение из океана милости. Подобно тому, как облако, проливающее дождь, гасит лесной пожар, духовный учитель гасит пылающий огонь материального существования и спасает людей, охваченных этим пламенем».
В свободное от поездок время, Абхай жил дома и заботился о членах своей многочисленной семьи. Он успешно развивал свое дело, и оно процветало.
1928: Поддержка открытия вайшнавского центра в Аллахабаде
Во время Кумбха-мелы, которая состоялась в январе 1928 года, Бхактипрадипа Тиртха Махараджа из Гаудия Матха приехал в Аллахабад с небольшой группой преданных. Однажды они зашли в «Праяг фармаси», и неожиданно, через столько лет, Абхай снова увидел преданных. Он подумал: «Этих людей я уже встречал раньше!»
Именно Бхактипрадипа Тиртха Свами в свое время посетил Нарендранатха Маллика в Калькутте, что послужило причиной встречи Абхая с Бхактисиддхантой Сарасвати. На Махарадже была простая, сделанная из кхади одежда санньяси, его голова была побрита, на затылке у него была шикха, а на лбу — вайшнавская тилака. Сложив ладони, он обратился к Абхаю: «Мы приехали сюда совсем недавно. Мы собираемся открыть в Аллахабаде храм. О вас отзываются, как о весьма религиозном человеке. Пожалуйста, помогите нам».
Абхай обрадовался возможности помочь преданным. Он пожертвовал им некоторую сумму денег, а затем представил Тиртху Махараджа доктору Гхошу, который тоже сделал пожертвование.
Абхай пригласил преданных из Гаудия Матха прочесть лекцию и спеть бхаджаны в его доме, пообещав, что его жена приготовит Прасад. Вайшнавы согласились, но когда они пришли, произошло небольшое недоразумение. Гоур Мохан, который совсем одряхлел, был в своей комнате наверху. Абхай позвал его: «Отец, спускайся вниз. В нашем доме проходит собрание Гаудия Матха». Гоур Мохан спустился, но, увидев садху, принял их за имперсоналистов, поскольку не расслышал слов Абхая. Гоур Мохан сидел, угрюмо насупившись, и исподлобья смотрел на людей в шафрановых одеждах. Он даже сделал какое-то неодобрительное замечание. Абхай же был очень вдохновлен общением с вайшнавами и возможностью побеседовать с ними о Кришне, поэтому поведение отца его сильно удивило. Однако, как только Бхактипрадипа Тиртха Свами заговорил, Гоур Мохан воскликнул: «О, они же вайишавы!" И хотя отец Абхая был очень старым и больным, он припал к их стопам: «Простите меня. Я принял вас за санньяси-майавади. Я очень рад встрече с вами».
После Кумбха-мелы Прадипа Свами уехал, но в Аллахабаде осталось несколько брахмачари — учеников Бхактисиддханты Сарасвати, которые поддерживали небольшой проповеднический центр. Они поклонялись божествам, каждый вечер проводили лекцию и киртан и активно проповедовали местным жителям. Этот центр возглавлял Атулананда Брахмачари. Он посещал дома жителей Аллахабада, вдохновляя их подписываться на журнал Гаудия Матха; месячная подписка стоила полрупии.
Однажды Атулананда постучал в дверь Абхая Чарана Де. Абхай радушно принял его и предложил ему пообедать. Абхай был очень восприимчив к философии, и ему нравились беседы с Атуланандой, который стал регулярно навещать господина Де. Абхай также интересовался последними новостями о деятельности Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати. К тому времени Шрила Бхактисиддханта открыл в Калькутте издательство «Гаудия принтин уоркс» и начал печатать «Шримад-Бхагаватам» со своими комментариями. Кроме того, он опубликовал отредактированный вариант «Шри Чайтанья-бхагаваты» и открыл центры в Бхуванешваре, Мадрасе и Пури.
Атулананда рассказал Абхаю, как в 1925 году Шрила Бхактисиддханта Сарасвати устроил грандиозное шествие — парикраму по земле Навадвипы. Во главе шествия на богато украшенных слонах везли божества. Чтобы принять участие в парикраме, собрались преданные со всей Индии. Завистливые кастовые брахманы, недовольные тем, что Шрила Бхактисиддханта принимал учеников из любой касты, наняли бандитов, которые забросали процессию камнями. Но это не остановило Шрилу Бхактисиддханту, и парикрама продолжилась. В 1926 году он ездил по штатам Индии, проповедуя учение Чайтаньи. Бхактисиддханта Сарасвати установил божества в огромном храме Шри Чайтанья Матха в Маяпуре. А годом ранее он начал издавать на трех языках журнал «Садж-джана-тошани», английская версия которого называлась «Хармонист».
Вскоре аллахабадский центр Гаудия Матха переехал на улицу Соут Маллака, которая находилась совсем рядом с домом Абхая. Теперь Абхай мог посещать ашрам каждый вечер. После работы он отправлялся в храм, где играл на мриданге, пел бхаджаны, а иногда вел киртаны. Кроме того, он приводил в храм высокопоставленных людей, которые жертвовали деньги на проповеднические программы. Брахмачари считали, что Абхай вдохнул в их ашрам новую жизнь, а для самого Абхая новая жизнь началась со встречи с учениками Бхактисиддханты Сарасвати.
1930: Смерть отца
В начале 1930 года здоровье Гоур Мохана, отца Абхая, заметно ухудшилось. Думая, что смерть его уже близка, он собрал вокруг себя всю семью. Абхай в это время был в Бомбее. Он вернулся в Аллахабад поздней ночью. Когда Абхай постучал в дверь, Гоур Мохан сказал своей дочери Раджешвари: «Открой дверь. Абхай вернулся». Она ответила: «Нет, он в Бомбее». Гоур Мохан повторил: «Я говорю тебе, он приехал. Открывай дверь!». Раджешвари спустилась, чтобы открыть дверь, и увидела, что на пороге действительно стоит ее брат. Абхай сразу же пошел к отцу и спросил: «Как ты себя чувствуешь?» «Я в порядке. Иди отдыхай», — ответил Гоур Мохан.
На следующее утро Абхай вызвал доктора. «Я не знаю, как ваш отец еще живет, — сказал Абхаю врач. — У него почти не прощупывается пульс, и уже несколько месяцев он практически ничего не ест». Абхай спросил отца: «Чего бы ты хотел? Скажи мне». Гоур Мохан ответил: «Почему ты спрашиваешь? Тебе что-то сказал доктор?» Абхай улыбнулся: «Нет. Я спрашиваю потому, что я нахожусь в основном в Бомбее, а ты здесь. Так что, если тебе чего-то хочется, скажи мне. Я приехал, чтобы побыть рядом с тобой».
Гоур Мохан попросил Абхая подарить их корову и теленка аллахабадскому Гаудия Матху. Выполняя его волю, Абхай отвел корову и теленка в ашрам. Вернувшись, Абхай снова. спросил отца: «Может у тебя есть еще какое-нибудь желание?» И снова отец спросил: «Тебе что-то сказал доктор?» «Нет, нет, я спрашиваю потому, что вскоре должен буду уехать по делам». Тогда Гоур Мохан попросил: «Пригласи всех гаудия-вайшнавов Аллахабада к нам в дом. Пусть они споют киртан а потом почтут прасад. Таково мое желание». Абхай пригласил вайшнавов, и вечером начался киртан. Затем преданных накормили вкусным прасадом, и они отправились по домам. В ту же ночь Гоур Мохан скончался.
Гоур Мохан всю жизнь поклонялся Радхе и Кришне. Абхай был взрослым самостоятельным человеком, но, потеряв отца, чувствовал растерянность. Гоур Мохан всегда направлял Абхая и считая его необыкновенным человеком. Потеряв отца, Абхай погрузился в печаль. Он внезапно ощутил, что зависит от отца не меньше, чем в детстве, однако теперь доброго и заботливого Гоур Мохана уже не было рядом с ним. Не стало того, кто всегда относился к нему, как к любимому сыну, того, кто всегда давал ему все, что он хотел, того, кто буквально умолял каждого встречного садху благословить его сына, чтобы он стал великим преданным Шримати Радхарани.
В день шраддхи, на тринадцатый день после кончины Гоур Мохана, Абхай и его брат побывали у фотографа. Следуя религиозной традиции, братья обрили головы. Фотограф запечатлел их сидящими по обе стороны от портрета отца. Портрет в красивой рамке стоит на возвышении и обрамлен черной материей. На этом портрете Гоур Мохан выглядит старым, но, несмотря на это, его лицо сосредоточенно и серьезно, и он не кажется таким немощным стариком с потухшим взором, как на предыдущей фотографии.
Взгляд Абхая не выражает ни возбуждения, ни радости, ни скорби. Он умиротворен и мудр, и, кажется, будто в день кончины своего отца он неожиданно стал садху. Он выглядит как садху, таким, каким его хотел видеть отец.
1932: Посвящение в ученики Бхактисиддханты Сарасвати
В ноябре 1932 года, после участия во вриндаванской парикраме, организованной Шрилой Бхактисиддхантой, Абхай готовился к встрече со своим духовным учителем, на этот раз уже в Аллахабаде. Не успел Абхай вернуться из Вриндавана и приступить к работе в «Праяг фармаси», как преданные из аллахабадского Гаудия Матха сообщили ему новость. Они получили землю и собрали средства для строительства храма Шри Рупа Гаудия Матха. Шрила Бхактисиддханта планировал приехать 21 ноября, чтобы провести церемонию закладки храма. Губернатор Объединенных провинций, сэр Вильям Малкольм Хэйли будет почетным гостем и заложит первый камень в основание храма. Узнав, что во время торжества будет проводиться церемония посвящения, Абхай спросил, может ли он принять в ней участие. Атулананда заверил Абхая, что представит его Шриле Бхактисиддханте.
Вернувшись домой, Абхай сказал жене, что хочет получить посвящение. Она не возражала, однако сама принимать посвящение отказалась. Она считала, что достаточно поклоняться божествам и предлагать им пищу. По ее мнению, они и так верили в бога и жили в согласии.
Бхактисиддханта — сын Бхактивиноды Тхакура и ученик Гауракишора даса Бабаджи, был гуру, принадлежащим к двенадцатому поколению ученической преемственности, идущей от Чайтаньи. Он был прекрасным знатоком священных писаний, искушенным вайшнавом. Он был уполномочен предыдущими ачарьями. Абхай чувствовал, что уже принял Шрилу Бхактисиддханту своим духовным учителем, и к тому же уже получил его наставления. И если теперь Шрила Бхактисиддханта согласится признать его своим учеником, их отношения получат формальное подтверждение.
В день проведения церемонии Бхактисиддханта Сарасвати встречался со своими учениками в аллахабадском Гаудия Матхе. Атулананда Брахмачари воспользовался возможностью представить своему духовному учителю нескольких преданных, желающих получить посвящение. Одним из этих преданных был Абхай.
Преданные из Аллахабада гордились господином Де, который регулярно посещал храм, пел бхаджаны, слушал лекции и сам читал их. Он жертвовал храму деньги и вдохновлял на это своих деловых партнеров. Сложив ладони, Абхай почтительно поклонился своему духовному учителю, Шрила Бхактисиддханта узнал Абхая, и было видно, что он рад видеть его. Они уже были знакомы.
Абхай был в восторге, слова гуру и этот миг навеки вошли в его сердце. Атулананда был приятно удивлен, что Гурудева уже знаком с господином Де и доволен им. Другие ученики, присутствовавшие при этом разговоре, тоже были рады тому, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати похвалил господина Де, назвав хорошим слушателем. Некоторые из них задавались вопросом, когда и где Шрила Бхактисиддханта мог познакомиться с этим молодым аптекарем.
Во время посвящения Шрила Бхактисиддханта Сарасвати сидел на вьясасане - почетном сиденье, предназначенном для духовного учителя. Комната была заполнена гостями и членами Гаудия Матха. Преданные, получающие посвящение, сидели вокруг небольшой земляной насыпи, на которой один из учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати возжег жертвенный огонь. Он совершал подношения зерна и фруктов, а все остальные хором повторяли очистительные мантры. На церемонии присутствовали брат и сестра Абхая, не было только его жены.
Когда подошла очередь Абхая, Шрила Бхактисиддханта попросил его подойти и принять посвящение в харинаму, получив священные четки. Поклонившись, Абхай сел у стоп гуру и, протянув правую руку, взял четки из рук духовного учителя. Затем он получил от Бхактисиддханты Сарасвати священный брахманский шнур, который выдавался при втором посвящении. Обычно Шрила Бхактисиддханта сначала давал первое посвящение — харинаму, и только через некоторое время, если он был доволен духовным ростом ученика, он давал ему второе посвящение. Но Абхаю он дал оба посвящения сразу. Теперь Абхай был полноправным учеником, брахманом, который может проводить огненные жертвоприношения.
Теперь он мог поклоняться божеству в храме, а также читать лекции. Шрила Бхактисиддханта добавил к его имени слово «аравтда» — лотос, и отныне его звали Абхай Чаранаравинда.
Вскоре Шрила Бхактисиддханта Сарасвати уехал в Калькутту. Абхай, получивший духовное посвящение, чувствовал, что теперь должен служить делу своего учителя. Во время посвящения Шрила Бхактисиддханта велел Абхаю изучать «Бхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами — книгу, которая рассказывает о любовных отношениях Кришны с преданными, а также о том, как преданный может достичь совершенства в духовной жизни. «Бхакти-расамрита-синдху» — своеобразный «свод законов» преданного служения, поэтому Абхай тщательно изучал это писание. Он стал чаще бывать в аллахабадском храме, нередко приводя с собой новых людей.
Во время их первой встречи его духовный учитель велел ему проповедовать учение Чайтаньи, и теперь он начал всерьез задумываться о том, как выполнить это поручение. Проповедь была не менее важной обязанностью, нежели забота о семье или работа. Он стремился проповедовать повсюду, даже у себя дома. Он не раз обсуждал с женой свою идею — приглашать домой разных людей, кормить их прасадом и рассказывать им о Кришне. Но жена не разделяла его рвения.
Потеря аптечного бизнеса из-за долгов и переезд в Бомбей для открытия фармацевтической лаборатории
Благодаря Абхаю лаборатория Бозе стала известна по всей Индии, и другие компании наперебой предлагали Абхаю стать их представителем. Дела шли в гору, и он надеялся скопить небольшое состояние.
Шрила Прабхупада: «Мой Гуру Махараджа возложил на меня духовные обязанности. Но я решил иначе: «Сначала я разбогатею, а затем начну проповедовать. Мои духовные братья приняли санньясу и просят милостыню. Я же стану состоятельным человеком, и это принесет успех моей проповеди».
Крупнейшая фармацевтическая компания Индии «Бенгал Кемикал» сделала ему предложение о сотрудничестве, но поскольку представители компании сочли неприемлемыми условия Абхая, он отказал им, хотя позже сожалел об этом. Тем не менее, были и хорошие новости. Известный астролог предсказал, что Абхай станет одним из богатейших людей Индии, а доктор Картик Бозе говорил его тестю: «Абхай — очень умный человек!»
Однако все шло не так гладко, как хотелось бы Абхаю. Благодаря многочисленным поездкам у него появилось множество клиентов, которым он поставлял товар в кредит. Некоторые из них стали задерживать выплаты, и у Абхая появились долги. В конце концов, его долг лаборатории Бозе составил 10000 рупий[1].
Кроме того у Абхая были враги. Человек, который после ухода Абхая с поста управляющего лабораторией доктора Бозе в Калькутте занял его место, пытался настроить доктора Бозе против Абхая, утверждая, что тот стал слишком независимым. Он прослышал о переговорах Абхая с «Бенгал Кемикал», и решил, что увеличивающийся долг Абхая вызван его недостаточной преданностью делу компании. Но, несмотря на злобные наветы, Картик Бозе продолжал благосклонно относиться к Абхаю. Когда долг молодого фармацевта стал непомерно большим, доктор Бозе отправился в Аллахабад, чтобы лично выяснить, в чем дело. В первую очередь он поговорил с доктором Гхошем, который сказал ему: «Абхай —честный человек. Доверяя клиентам, он поставлял им лекарства в кредит. Теперь же они отказываются выплачивать деньги».
Абхай и доктор Бозе обсудили сложившуюся ситуацию и пришли к выводу, что наилучшим решением будет передать доктору Бозе «Праяг фармаси» и всех клиентов Абхая. Таким образом, Абхай рассчитался с долгом, но остался без работы.
Однажды к Абхаю пришел Атулананда. Он спросил; «Почему ты не приходишь в храм? Теперь ты свободен». Абхай стал чаще посещать Рупа Госвами Матх, где преданные, с присущей брахмачари беспечностью, советовали ему полностью положиться на Кришну и оставить мирскую жизнь, переехать в храм и стать проповедником. Однако Абхай не собирался перебираться в храм. Иначе, что будет с его женой и детьми? Недавно у них с Радхарани родился третий ребенок — сын, так что финансовые затраты возросли.
Лишившись работы, он оказался в затруднительном положении, но при этом сохранил уверенность в себе и был готов устроиться на новое место. Были другие компании, которые предлагали ему работу. Некоторые из старых клиентов Абхая были готовы продолжать сотрудничать с ним, несмотря на то, что он больше не был представителем лаборатории доктора Бозе. Абхай подумывал и об открытии собственной фармацевтической лаборатории. В конце концов он решил открыть собственную фабрику, но в другом, более крупном городе. Его выбор пал на Бомбей.
Он решил, что семья останется в Аллахабаде, а они с братом поедут в Бомбей, снимут там квартиру и начнут работать над созданием собственной фармацевтической лаборатории. Радхарани привыкла к постоянным поездкам мужа, но раньше они никогда не были такими продолжительными. Абхай поговорил с ней, объяснив, что лишился своей аптеки. Теперь, чтобы обеспечить семью, он должен начать новое дело, а это лучше всего делать в большом городе. Он будет вынужден на время покинуть семью. Абхай организовал небольшое фармацевтическое производство в Аллахабаде, назначил своего племянника Туласи руководить им и уехал вместе с братом в Бомбей.
1936
Позже, в 1977 г, посещая Кумбха Мелу в Аллахабаде, Прабхупада рассказал ученикам о том, как он, еще будучи грихастхой, пытался помогать своему духовному учителю: «Конечно, в начале своего духовного пути я не проявлял особого рвения. Я начал активную деятельность, когда мне исполнилось семьдесят лет. Поэтому мои духовные братья считали меня никудышным вайшнавом, безмерно привязанным к семейной жизни — Прабхупада рассмеялся. — Но я никогда не забывал того, что сказал мне Гуру Махарадж. Я хотел стать богатым человеком, чтобы иметь возможность финансировать проповеднические программы. Из Аллахабада я ездил в Бомбей, где у меня был небольшой офис.
Сжалившись надо мной, Гуру Махарадж сказал: «Оставь свои бесплодные попытки и присоединяйся ко мне». Сейчас я ясно понимаю, чего он от меня хотел. Тогда у меня было желание служить ему, поэтому он направлял меня. В 1936 году в Бомбее, после установления Божеств, я помог им деньгами. Мои духовные братья были очень мной довольны и обратились к Гуру Махараджу со следующими словами: «Абхай Бабу — такой влиятельный человек. Почему он не живет в храме? Он может руководить деятельностью бомбейского храма. Почему он до сих пор живет дома?» Выслушав их, Гуру Махарадж ответил: «Будет лучше, если он пока будет жить отдельно. Когда придет время, он оставит семью. А пока не докучайте ему советами». Тогда я не мог понять, почему он так сказал».
1965: Лекции в США и популярность в среде битников и хиппи
В 1965 г. отправился в США для чтения лекций по индуизму. Там он стал проповедовать кришнаизм, обучать желающих пению киртанов. Обрёл популярность в молодёжной среде битников, хиппи.
1966: Основание в Нью-Йорке Международного общества сознания Кришны
В 1966 г. основал в Нью-Йорке Международное общество сознания Кришны, адепты которого дали ему титул Прабхупада. С помощью учеников Прабхупада открыл отделения Общества в нескольких городах США.
1977: Участие в Кумбха Меле в Аллахабаде
Основная статья: Кумбха Мела
Конфликт из-за неправильного выбора места для лагеря учениками Прабхупады
Шрила Прабхупада прибыл в Аллахабад утром 12 января 1977 г, в экадаши. На вокзале его встретила группа преданных, которые пели имя Кртшны и осыпали Прабхупаду цветами. Из Дели в Аллахабад перегнали машину Прабхупады, чтобы отвезти его с железнодорожной станции в лагерь ИСККОН. Выехать со станции было очень трудно, поскольку ее заполняли огромные толпы паломников. Машина Прабхупады двигалась очень медленно.
Правительство распорядилось пустить дополнительные поезда и автобусы, и для того, чтобы справиться с наплывом паломников, была даже организована временная железнодорожная станция. Казалось, что все население Индии собралось омыться в Тривени-сангаме. Палаточный город уже насчитывал два миллиона обитателей, и каждый день прибывало несколько миллионов паломников.
Группа санкиртаны с воловьей повозкой и другие преданные ждали Прабхупаду около ворот палаточного города. Однако преданные не учли, что у временного города было очень много ворот. Они выбрали не те ворота и пропустили приезд Прабхупады.
Дорога закончилась, и дальше путь пролегал по песчаным равнинам, раскинувшимся вокруг Тривени. Машина медленно продвигалась вперед. Заметив группу своих учеников, которые шли между лагерями с хари-нама киртаном, Прабхупада улыбнулся. Машина проехала густонаселенную часть палаточного города, где расположилось большинство лагерей, и достигла окраины Тривени. Палатки ИСККОН были разбиты неподалеку от железнодорожного моста на острове Гангадвипа.
Небольшая группа преданных приветствовала Прабхупаду. Прабхупада вышел из машины, посмотрел на мост, рядом с которым находился лагерь ИСККОН и сказал: «В 1930 году я кремировал здесь своего отца. Почему вы поставили палатки в этом месте?» Он был недоволен месторасположением лагеря.
Бхагавата дас: «Гарга Муни отправил меня в Аллахабад, чтобы я выбрал место для лагеря. Организаторы выделили нам место напротив лагеря Махариши, но я подумал, что Прабхупада вряд ли обрадуется такому соседству. Поэтому я попросил их выделить нам другое место. Тогда организаторы праздника предложили нам занять участок неподалеку от того места, где расположились губернатор Камалапати Трипати и другие важные персоны. Я немного подумал и согласился».
Прабхупада спросил Бхагавата даса, почему лагерь был расположен в таком отдаленном месте. Выслушав объяснения ученика, он сказал: «Ты еще очень молод и потому наивен. Они попросту обманули тебя».
В тот же день Прабхупада устроил даршан. На даршан пришел Рамананди Пандит. Прабхупада сказал: «Знаете ли вы, какой прасад следует есть в экадаши? — Семена лотоса, обжаренные в гхи». Рамананди Пандит вышел, и, вернувшись через некоторое время, поставил на стол перед Прабхупадой свою матерчатую сумку, а затем медленно ее открыл. В сумке лежали семена лотоса, обжаренные в гхи. Прабхупада сказал: « Видите, Кришна послал нам пищу, подходящую для экадаши».
Вечером Прабхупада узнал, что Бхагавата дас и Гуру дас не заготовили достаточного количества продуктов для массовой раздачи прасада, и, разгневавшись, велел позвать Бхагавагу.
- Почему сегодня не раздают прасад? — спросил Прабхупада.
- Я не знаю, — запинаясь, ответил Бхагавата. — Наверное, не купили продуктов.
- Почему не купили? — Прабхупада был вне себя от гнева. — Что это с вами? Вы, американцы, только и умеете зря тратить деньги. Почему вы не сделали запас продуктов? Почему вы не купили заранее рис, дал и пшеницу? У вас что, нет мозгов? Вы тратите пять рупий на дорогу до рынка, пять рупий на дорогу обратно, а на рынке покупаете риса на одну рупию. Прекрасный менталитет! Всякий раз, когда вам нужна какая-то мелочь, вы отправляетесь в магазин. Вы просто глупцы! Разумнее один раз закупить все, что необходимо, а затем использовать запасы. Похоже, вы вообще не умеете думать! И почему вы выбрали это место под железнодорожным мостом? Почему вы сделали такую глупость? Поезда постоянно шумят. Пандал никуда не годен. И, вдобавок ко всему, не раздается прасад!
Гуру дас попытался рассказать Прабхупаде о мерах, которые он предпринял, чтобы защитить лагерь от шума поездов, проходящих по расположенному рядом мосту:
- Но ведь из-за шума, который постоянно стоит в лагере, поездов даже не слышно. К тому же, у нас самые мощные динамики на всей Кумбха-меле.
Через некоторое время Прабхупада снова послал за Бхагаватой.
- Бхагавата Махараджа, — обратился к нему Прабхупада, хотя тот и не был санньяси. — Если ты сможешь наладить энергоснабжение лагеря, то будешь молодцом. Сможешь это сделать?
Бхагавата ответил, что сможет, и к вечеру того же дня в лагере ИСККОН уже был свет, который, однако, часто выключался, так же, как и в других лагерях.
После допущенной оплошности преданные сделали все, чтобы исправить свою ошибку и угодить Прабхупаде. Во время Кумбха-мелы раздали очень много прасада. Помимо того, что они кормили всех преданных, они раздали огромное количество халавы остальным паломникам. Столкнувшись с тем, что приходится готовить очень большое количество пищи, преданные решили нанять поваров, но Гуру дас посчитал, что заниматься приготовлением прасада должны опытные преданные. К тому же, это позволило сэкономить четыре с половиной тысячи рупий — именно такую сумму запросили повара за свои услуги.
Кришна Баларама прабху — главный повар, Шантилал — преданный из Раджастана, и Апрамада дас — главный повар автобусной группы, выполняли основной объем работы, день и ночь готовя на кострах овощи, халаву и другие блюда. Они наняли одного помощника, заплатив ему всего 100 рупий.
Когда Гуру дас приезжал в Бомбей, Прабхупада посоветовал ему раздавать на Кумбха-меле пури, шак и халаву. Гуру дас предлагал готовить пушпанну, но Прабхупада отклонил его предложение: «Некоторые будут есть это блюдо, а другие — нет. Пури и шак это пакка, а пушпанна это каччха, Многие паломники питаются в соответствии с джатой. Люди одной джаты, или касты, не будут есть анну (пищу) другой касты. Но пури и шак будут есть все».
- В других лагерях раздают чапати и дал, - объяснил Прабхупаде Гуру дас. - Я подумал, что неплохо было бы раздавать пушпанну, поскольку это блюдо нигде больше не готовят.
- Я не возражаю. Но пури и шак все же лучше.
Днем преданным раздавали рис, а вечером — обычный суп. Преданным нравилась такая простая пища, поскольку она хорошо переваривалась и не создавала проблем со здоровьем. Из Вриндавана в лагерь привозили молоко. Преданные платили 2,70 рупии за литр, что было довольно дорого, но молоко приходилось возить издалека. К тому же, во время праздников цены всегда повышались.
Болезнь Прабхупады
Погода была плохой — холодной, сырой и ветренной. Шрила Прабхупада не мог спать по ночам; он просто сидел, надев на себя несколько шерстяных свитеров, — пальто с капюшоном, чадар и перчатки. В его палатке был обогреватель, но из-за перебоев электроэнергии толку от него было мало.
К утру у Прабхупады начался сильный насморк. Он не пошел омываться на реку, и ограничился тем, что облился ледяной водой из близлежащей колонки. У него опухли руки и ноги. Тем не менее, Прабхупада не хотел уезжать. Когда взошло солнце, стало гораздо теплее, и Прабхупада попросил сделать ему массаж. Однако преданные были озабочены состоянием его здоровья и в один голос твердили, что ему не следует оставаться в лагере. Но Прабхупада заявил, что проповедь гораздо важнее здоровья. Люди уже узнали, где он остановился, и начали приходить, чтобы поговорить с ним, поэтому он хотел остаться в лагере. Прабхупада сказал преданным, что они приехали на Кумбха-мелу не для того, чтобы омываться в Ганге, а для того, чтобы проповедовать.
Преданные собрались в палатке Шрилы Прабхупады на гуру-пуджу и на лекцию по «Шримад-Бхагаватам». У них не оказалось гирлянды для Прабхупады, но он ничего не сказал. К тому времени, когда закончилась лекция, взошло солнце. Прабхупада попросил Хари Шаури вынести его кровать на улицу, где слуга сделал ему массаж.
Следующую ночь Прабхупада снова провел сидя, в то время как Рамешвара Свами тщетно пытался заставить работать обогреватель. Хари Шаури положил на стол перед Прабхупадой диктофон, но он к нему даже не притронулся. Все преданные были обеспокоены состоянием здоровья Прабхупады. Первоначально планировалось, что Прабхупада пробудет на Кумбха-меле до 21-го января. Сам Прабхупада считал, что должен оставаться на празднике и проповедовать, но преданным казалось, что Прабхупаде лучше уехать туда, где было теплее.
Во время Кумбха-мелы Прабхупада сильно болел — он похудел и настолько ослаб, что не мог самостоятельно передвигаться. Чтобы переносить Прабхупаду, преданные сделали специальное кресло.
По утрам было настолько холодно, что преданные с трудом поднимались с постелей. Тогда Гуру дас пошел на хитрость: он разжигал на улице костер, возле которого могли погреться все желающие. У костра было гораздо теплее, чем в палатках, поэтому все преданные покидали свои неуютные убежища и собирались у костра, а затем начинали петь «Манагалачарану». По утрам проводили гуру-пуджу и лекцию по «Шримад-Бхагаватам» в палатке Прабхупады, а по вечерам Прабхупада читал лекции по «Бхагавад-гите», а затем устраивал даршан.
Визиты хиппи в лагерь ИСККОН
В лагерь ИСККОН приходило множество молодых людей, приехавших с Запада. Многие из них были хиппи. Эти ребята имели неверные представления об отречении и не отличались особой чистоплотностью. Нередко они просились переночевать, и сострадательные преданные выделяли для них места в пустующих палатках. Преданные считали, что подобная благотворительность является своего рода проповедью. Некоторые даже предлагали установить для этой цели специальную палатку. Однако Прабхупада высказал опасения:
- Но ведь они будут пить, курить и ходить чумазыми. Эти люди нечистоплотны. Общаться с ними крайне нежелательно.
- А если кто-то из них согласится следовать нашим правилам? — спросил Гуру дас.
- Для начала пусть побреются и отмоются от грязи. Люди не должны принимать лагерь ИСККОН за пристанище хиппи.
Затем Прабхупада спросил, много ли хиппи приходит в лагерь, и Гуру дас ответил утвердительно.
- Решайте сами, но я лично не хочу, чтобы у людей складывались неверные представления о нашем Обществе. Алпа-чхидре. На белой ткани заметно любое, даже самое маленькое пятно, — сказал ученикам Прабхупада.
- В таком случае мы не станем больше принимать их, — решил Гуру дас. - Мы будем проповедовать иначе.
Харинама - санкиртана
14 января, на третий день пребывания Прабхупады в Аллахабаде, состоялось первое ритуальное омовение на Кумбха-меле. Большое скопление паломников открывало прекрасные возможности для распространения книг. В лагерь ИСККОН приходило не так уж много людей, поэтому Прабхупада отправил учеников на харинаму. После тяжких испытаний, выпавших на нашу долю, они были преисполнены энтузиазма, что очень понравилось людям. Участники распространяли книгу «Расараджа Шри Кришна — источник наслаждения» и журнал «Бхагават даршан». Группа харинамы ИСККОН, состоящая из пятидесяти мужчин и нескольких учеников гурукуды двигалась по палаточному городу. Даже среди сотен тысяч паломников белые преданные привлекали множество любопытных взглядов.
Во главе харинамы шел Ачьютананда Свами, который вел киртан, и Падма Лочана Свами. Группа пробиралась среди толпы, собирая щедрые пожертвования и распространяя большое количество книг. Когда люди кланялись юным санньяси, те касались тридандами их голов. В руках они держали лоты, сотрясая которыми, пытались вдохновить людей делать пожертвования. Любой, кто жертвовал не менее 50 пайсов, сразу же получал книгу.
Преданные были поражены благочестием индийцев-паломников. Узнав о приближении харинамы, люди кланялись, делая полный дандават. Другие простирались на земле в том месте, где прошли преданные, а некоторые брали дорожную пыль и ели ее. И хотя многие паломники были практически нищими, они, тем не менее, подходили к преданным и жертвовали какие-то деньги. Люди, которые не могли подойти поближе, бросали деньги, и санньяси ловили их, держа свои бахирвасы словно фартуки.
В 15.30 группа харинамы направилась к Тривени. Когда преданные приблизились к месту омовения, полиция освободила для них проход до самой воды. К вечеру преданные распространили восемь тысяч книг, и в тот день Прабхупада впервые выразил удовлетворение успехами преданных. Он приказал нескольким санньяси оставаться на празднике до тех пор, пока не будут проданы все книги. В итоге преданные распространили более пятнадцати тысяч книг.
Прабхупада был очень болен, поэтому он не мог пойти к Тривени и омыться. Он попросил учеников принести ведро воды, взятой из Тривени-сангама. Преданные принесли несколько ведер, но Прабхупада чувствовал себя так плохо, что использовал для омовения всего несколько пот воды.
Во время даршана Прабхупада рассказывал о смысле ритуального омовения. Он объяснил, что, омываясь в водах священных рек, человек не получает освобождения. Но если он делает это в святом месте и в определенный момент, он может получить огромное духовное благо.
Сидя в непринужденной позе, Прабхупада спросил Рамананди Пандита, который снова пришел на даршан:
- Вы уже ходили на Гангу, чтобы омыться?
Взяв в руки медный кувшин с водой Ганги и маленький поднос, Пандит ответил:
- Я пришел для омовения туда, где находитесь Вы.
После этих слов он подставил поднос под вытянутые стопы Прабхупады и стал поливать их водой. Преданные, находившиеся в комнате, вскочили со своих мест и ринулись к Прабхупаде, стремясь подхватить хотя бы несколько капель чаранамриты со стоп своего духовного учителя.
У группы санкиртаны была отдельная палатка, обнесенная забором, а также место для стоянки повозки. Быки и повозка привлекали всеобщее внимание. Увидев нашу повозку, люди подходили и начинали задавать нам вопросы.
Над повозкой красовался транспарант: «Группа санкиртаны имени Бхакти веданты». Когда Прабхупада пришел к этой палатке, он остановился перед повозкой и долго рассматривал транспарант. Похоже, он его развеселил. После этого Прабхупада взял в руки пучок травы и стал кормить быков. Он погладил их, а затем, повернувшись к нам, произнес: «Они больше не будут рождаться в материальном мире, потому что они возят из деревни в деревню Божества Гоура-Нитай».
Во время Кумбха-мелы Кришна-нама Прабху, один из членов группы Падаятры, написал стихотворение «Прабхупададжи, Прабхупададжи!», прославляющее Шрилу Прабхупаду.
Перевод: «О Прабхупада, Прабхупада, я приношу миллионы поклонов Вам, чей разум не осквернен гордыней. Вы посвящаете свою жизнь прославлению Кришны, а Ваши уста всегда воспевают святые имена Господа. О Прабхупада, я приношу миллионы поклонов вам, великому учителю, который наделяет своих учеников духовным знанием».
Кришна-нама: «У меня не было нормальной бумаги, поэтому я записал свое стихотворение на каком-то обрывке, а затем зачитал его Прабхупаде. Он был очень доволен, однако сказал мне: «Если ты хочешь сделать мне приятное, то найди хорошую бумагу и запиши свое стихотворение». Потом он сказал мне, что мое стихотворение ему очень понравилось».
Проблемы с пищеварением и отъезд в Бхуванешвар
Шрила Прабхупада должен был пробыть на Кумбха-меле до 21 января 1977 года, но его ученики настаивали, чтобы он уехал раньше, поскольку состояние его здоровья оставляло желать лучшего. Они никогда не видели его таким беспомощным, поэтому были сильно обеспокоены. Успокаивая учеников, Прабхупада сказал им: «Мое единственное стремление — дать людям духовное знание».
Весть о том, что Шрила Прабхупада — гуру Движения Харе Кришна, живет в лагере на Гангадвипе, разнеслась по всему палаточному городу, и в лагерь ИСККОН стали стекаться огромные толпы народа. Узнав об этом, Прабхупада сказал, что люди приезжают на Кумбха-мелу именно для того, чтобы встретиться с садху. Несмотря на плохое самочувствие, Шрила Прабхупада отправился на утреннюю прогулку. Он медленно шел по берегу Ганги, и, завидя его, паломники кланялись и приветствовали его восклицаниями: «Харе Кришна!» Невзирая на возражения учеников, Прабхупада позволял паломникам касаться его стоп.
Рамешвара Свами пытался убедить Прабхупаду уехать, приводя следующие доводы: «Прабхупада, есть нечто более важное, чем возможность давать даршан этим людям — работа над вашими книгами. Здесь вас увидят несколько тысяч человек, но если вы будете продолжать писать книги, мы распространим их миллионными тиражами. Миллионы людей получат ваш даршан. В нашем лагере нет условий для работы над книгами. Здесь слишком холодно, и ваше здоровье сильно ослабло. Давайте уедем в Бхуванешвар, там тепло и есть целебные источники».
Гоур Говинда и Гарга Муни сказали Шриле Прабхупаде, что в Бхуванешваре есть лечебная вода, которая поможет ему избавиться от проблем с пищеварением. Воды Бинду-саровары издавна славились своими целебными свойствами. Но основной причиной поездки в Бхуванешвар было желание Прабхупады открыть там храм. Кроме того, Прабхупада согласился с тем, что его работа над книгами важнее пребывания на Кумбха-меле.
Далее покинув Бхуванешвар, Прабхупада отправился в Майапур на празднование Гаура Пурнимы.
Примечания
- ↑ Локанатха Свами "Кумбха Мела"