Разработчики: | Электронный паспорт (Ростех) |
Отрасли: | Государственные и социальные структуры, Транспорт |
Содержание |
С 1 июля 2017 года в России и других странах Таможенного союза планируется ввести в эксплуатацию системы электронных паспортов транспортных средств.
2023: Россияне не могут получить купленные авто из-за кибератаки на таможню
В России возникли задержки при выдаче дилерами новых автомобилей, купленных клиентами. В представительстве Changan связали эту проблему со сбоем на таможне, вызванном хакерской атакой, о которой Федеральная таможенная служба (ФТС) сообщала в начале 2023 года.
Хакерскую атаку на ФТС в качестве причины задержки оформления паспортов на автомобили Autonews.ru на условиях анонимности подтвердили и в одном из крупных автодилерских холдингов в Санкт-Петербурге. Там также подчеркнули, что проблема затронула все ввозимые иномарки и распространяется на всю Россию.
По данным газеты «Коммерсантъ», первопричиной задержек выдачи автомобилей покупателям является заминка в выгрузке данных в систему электронного паспорта транспортного средства об оплате утильсбора. ПТС невозможно переоформить на нового владельца. Машины копятся у дилеров, снижается объём сделок.
Соучредитель автосалона «Долавто» Сергей Климов отметил в начале июня 2023 года, что в последнее время возникают трудности с установкой тревожных кнопок системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на некоторые китайские автомобили. По его словам, ряд компаний устанавливает систему сами. Не хватает ни кнопок, ни времени на их установку. Так, на машины бренда FAW их устанавливают уже месяц.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация
По данным Autonews.ru, первыми с задержками столкнулись водители Петербурга, заказавшие машины китайских марок Changan, Chery, Exeed и Omoda и Haval. Впоследствии в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) подтвердили, что из-за отсутствия действующего ЭПТС проблема затронула дилерские центры по всей стране.
ЭПТС присваивается каждому ввезенному в Россию автомобилю, как только в систему поступают сведения о таможенном оформлении и уплате утилизационного сбора, объяснил управляющий директор АС «Система электронных паспортов» Борис Ионов. Если сведения поступают с задержкой, электронный паспорт до этого момента помечается как недействующий.[1]
2020
Полный переход на электронные ПТС
С 1 ноября 2020 года в России начали выдаваться только электронные паспорта транспортных средств. При этом обязательной замены документов, оформленных ранее на бумажных носителях, не требуется — они будут действовать наравне с цифровыми.
Российская система автомобилей полностью перешла на электронные ПТС. Нововведение касается не только произведенных в РФ автомобилей, но и машин, ввезённых из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Особым решением Евразийской экономической комиссии полный переход на электронные ПТС в этих странах отложен до 31 марта 2021 года. Однако в России их автомобили зарегистрируют только при условии наличия электронных ПТС.
При этом данное оформление может быть осуществлено как уполномоченными органами этих государств, которые также являются участниками системы электронных паспортов, так и уполномоченными органами и организациями РФ, пояснили в МВД.
До 31 марта 2021 года Белоруссия, Киргизия и Казахстан должны через национальных операторов предоставлять в систему электронных паспортов по запросу сведения о таможенном документе и таможенных ограничениях в отношении выпущенных автомобилей при оформлении электронных паспортов на автомобили в России, а также предоставлять в систему сведения о совершенных ранее регистрационных действиях на автомобиль, на который оформлен электронный паспорт.
Из Казахстана в Россию будут поставлять, к примеру, ряд новых моделей китайского бренда JAC: на предприятии «СарыаркаАвтоПром» планируется наладить выпуск лифтбека J7 и кроссовера S7. В Белоруссии на заводе «БелДжи» собирают некоторые модели марки Geely — ожидается, что новейшие кросс-купе Tugella будут поставлять в нашу страну именно оттуда.
Отличие электронного ПТС от бумажного в большем количестве информации. В нем указываются сертификационные данные, сведения о владельцах, о полисах КАСКО и ОСАГО, количестве ДТП с описанием, проведении техобслуживания, об изменениях конструкции и актуальном пробеге.[2]
ВТБ Лизинг реализовал интеграцию с системой электронных паспортов транспортных средств
ВТБ Лизинг продолжает цифровизацию бизнеса и запускает в промышленную эксплуатацию полноценную интеграцию внутренней CRM с системой электронных паспортов транспортных средств (СЭП). Об этом 17 июня 2020 года сообщил ВТБ. Подробнее здесь.
2019
В России перестали выдавать бумажные ПТС. Их заменили электронные документы
С 1 ноября 2019 года на все выпускаемые в России автомобили начали выдавать электронные паспорта транспортного средства (ЭПТС) взамен бумажных. При этом бумажные паспорта продолжат действовать на территории всей страны, и обязательный обмен не предусмотрен.
К началу ноября 2019 года к электронной системе ПТС подключено более 850 участников, включая автопроизводителей, импортеров, дилеров и различных финансовых организаций. По данным «Автостат», к началу ноября 2019 года в России оформлено более 50 тыс. электронных ПТС.
Считается, что электронный документ сложнее подделать и к тому же он более информативный — по нему можно будет проследить историю технического состояния транспортного средства с момента его изготовления или ввоза на территорию ЕАЭС и до утилизации.
Некоторые автопроизводители предупреждали, что массовый переход российских автомобилей на электронные паспорта может вызвать резкий рост цен. Причина в том, что бумажные версии документа обходятся им бесплатно, а вот за электронный формат приходится платить.[3]
Электронные ПТС приведут к росту мошенничества в России
Введение электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС) может спровоцировать рост мошенничества на рынке. Об этом стал известно 22 октября 2019 года из публикации «Коммерсанта», написанной со ссылкой со ссылкой Объединенную лизинговую ассоциацию (ОЛА).
Последняя направила вице-премьеру Максиму Акимову и главе Минцифры Константину Носкову предложение разработать сервис для онлайн-доступа к данным о регистрации автомобилей в ГИБДД. В ассоциации пояснили, что ЭПТС никак не препятствует хищению автомобилей, так как в эти документы не обязательно вносить запись о собственнике машины и нет данных о её регистрации в ГИБДД. Кроме того, информация из ПТС закрыта для третьих лиц.
Гендиректор CarPrice Денис Долматов говорит, что при продаже на вторичном рынке проверка машин с ЭПТС также осложняется: без доступа к базе, содержащей полные сведения о таких автомобилях, открывается возможность для разного рода махинаций. Дилеры видят и другие трудности при работе с ЭПТС — со скоростью выгрузки и изменения данных в системе, говорит директор «Ауди Авилон» Ренат Тюктеев.
В Минпромторге подчеркнули, что главная функция ЭПТС сводится к сбору информации, которая нужна для выпуска авто и их регистрации в Госавтоинспекции. При этом ни бумажный, ни электронный ПТС не считаются документом, удостоверяющим право собственности на транспортное средство.
Глава управления госрегулирования, комплаенса и авторизации «Альфа-Лизинга» Римма Иващук говорит, что утрата истории собственников возможна и к октябрю 2019 года, но это сопровождается выдачей дубликата ПТС, в таком случае покупатель вправе требовать снижения стоимости машины.
ГИБДД поддерживает создание онлайн-сервиса и готова участвовать в его разработке, пояснил источник «Коммерсанта», знакомый с позицией ведомства. Для компаний создадут специальный сервис на портале госуслуг, который позволит собственнику авто получить историю всех предыдущих владельцев транспортного средства.[4]
Переход на электронные ПТС в России задержан на год
14 октября 2019 года стало известно о продлении возможности оформления бумажных паспортов транспортных средств (ПТС) до 1 ноября 2020 года. Ранее предполагалось, что государства ЕАЭС перейдут на электронную систему к 1 ноября 2019-го.
До нового срока продолжит действовать переходное положение: вместе с бумажными ПТС оформляются и электронные, которые позже станут обязательными.
Решение о переносе сроков приняла коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Там пояснили, что отложенный переход происходит по инициативе Белоруссии и поддержан государствами–членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Продление сроков позволит наладить взаимодействие между владельцами бумажных ПТС и тех структур, которые уже работают с электронными паспортами, например, в банковской сфере или страховой сфере, всех тех, кто работает с электронными паспортами.
Переход на ЭПТС может привести к росту цен на автомобили. Это связано с тем, что бумажный паспорт в настоящее время обходится бесплатно, а за его электронную версию придется платить — издержки включат в стоимость машины. Решением проблемы могли бы стать субсидии от государства.
В ЕЭК заверили, что электронные ПТС будут вводиться в странах ЕАЭС безболезненно для автовладельцев. Полноценный переход на электронный паспорт транспортного средства упростит взаимное перемещение транспортных средств, процедуры их регистрации для граждан, позволит участникам систем наблюдать за жизненным циклом техники, а госорганам — пользоваться достоверными базами данных единого формата во всех странах ЕАЭС, сообщили в комиссии.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на заявление ЕЭК, до 1 ноября 2021 года продлены переходные периоды для оформления бумажных паспортов самоходных машин и других видов техники наряду с электронными паспортами.[5]
«КамАЗ» перешёл на оформление электронных ПТС
Как стало известно 2 октября 2019 года, «КамАЗ», как один из участников пилотного проекта Минпромторга РФ по переходу на электронные паспорта транспортных средств, приступил к процедуре их оформления. Подробнее здесь.
Данные электронных паспортов транспортных средств интегрируют в ЕПГУ
1 февраля 2019 года Ростех сообщил, что АО «Электронный паспорт» (входит в Госкорпорацию Ростех) планирует обеспечить гражданам РФ доступ к данным электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС) через популярные в России порталы электронных услуг, в том числе – через единый портал «Госуслуги» (ЕПГУ). Соответствующее распоряжение Правительства РФ уже принято.
Собственники транспортных средств через «Госуслуги» смогут получать из систем электронных паспортов сведения о своем автомобиле, а также вносить дополнительные данные, например информацию о лицах, которым передано право распоряжения или использования автомобиля. Информация будет предоставляться на бесплатной основе.
Система электронных паспортов готова предоставить доступ к сведениям, как только подключение к порталу «Госуслуги» будет реализовано уполномоченными службами. Также на 1 февраля 2019 года отрабатывается взаимодействие с рядом других защищенных сервисных порталов, используемых значительной частью населения страны.
Лица, не являющиеся собственниками, смогут получить ограниченную информацию по интересующему их автомобилю через портал систем электронных паспортов. Им будет доступна возможность проверки факта существования электронного паспорта на данный автомобиль и статуса ЭПТС (действующий, незавершенный, аннулированный, погашенный, утилизированный). Также по запросу можно будет узнать информацию о наличии или отсутствии обременений и ограничений в отношении автомобиля. Это снизит число случаев мошенничества при продаже транспортных средств.
Интеграция системы электронных паспортов с ЕПГУ – еще один шаг к формированию в России полноценной цифровой экономики. Портал «Госуслуг» становится сервисом единого окна, который постоянно развивается и позволяет пользователю получать все больше данных: от информации о транспортных средствах до данных об оказанных услугах по ОМС. Виктор Кирьянов, директор по инфраструктурным проектам Ростеха
|
Указание в ЭПТС сведений о собственнике проводится с его согласия и на добровольной основе, например при оформлении договора купли-продажи автомобиля у дилера. Собственник также может сделать это в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг или самостоятельно, не прибегая к помощи третьих лиц, при наличии у него квалифицированной электронной подписи.
Переход на электронный паспорт транспортного средства не меняет привычной логики поведения автовладельцев – у владельца на руках по-прежнему остается договор купли-продажи и Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). В числе преимуществ для автовладельца - возможность создания и хранения максимально полной истории транспортного средства, основанной на данных из заслуживающих доверия источников, а также отсутствие необходимости хранить бумажный документ. При этом обмен бумажного ПТС на электронный не обязателен. Автовладельцы, имеющие автомобили с бумажными ПТС, смогут продолжать ими пользоваться. Хождение паспортов, выданных ранее, не будет ограничено сроками.
2018: Россия полностью перейдет на электронные ПТС к 1 июля
В октябре 2017 года Правительство Российской Федерации приняло постановление о внедрении электронного паспорта транспортного средства. Постановление подписал Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. Работы по внедрению выполнит дочерняя структура Госкорпорация Ростех — «Электронный паспорт».
Переход на электронные ПТС будет постепенным
Планируется, что доступ к электронному ПТС будет обеспечен для сотрудников ГИБДД, уполномоченных организаций-участников системы электронных паспортов, а также собственников транспортных средств, после того как они зарегистрируются в Системе электронных паспортов. В свою очередь, ПТС на бумажных носителях будут постепенно исключены из оборота, что позволит избежать процесса восстановления утерянных ПТС. Окончательный переход на электронные ПТС, как ожидается, состоится 1 июля 2018 года. После этой даты «бумажные» паспорта не будут выдаваться. Однако автовладельцы с действующими бумажными ПТС смогут продолжить ими пользоваться, поскольку обязательной замены бумажных ПТС на электронные не предусмотрено, пояснили в Ростехе.
Переход на электронный паспорт транспортного средства при этом не изменит привычной логики документооборота — у автовладельцев на руках по-прежнему будут оставаться договоры купли-продажи и, после регистрации, Свидетельство о регистрации транспортного средства.
Введение электронных ПТС — еще один масштабный ИТ-проект, который серьезно переформатирует систему регистрации и учета автотранспорта, сделает ее полностью «цифровой». Фактически все сведения о транспортном средстве, его история будут доступны онлайн. Система станет более оперативной и удобной — как для собственников машин, так и для регистрирующих органов, других служб. Мы прогнозируем, что за первое полугодие 2018 года порядка полумиллиона транспортных средств уже получат электронные ПТС, — сообщил генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов. |
Сведения в электронных паспортах
Сведения, которые должны обязательно быть указаны в электронном паспорте транспортного средства, и порядок их формирования и предоставления определены Постановлением. По информации Ростеха, дополнительные сведения будут содержать информацию о собственнике, техническом осмотре, техническом обслуживании и ремонтных работах, пробеге, о наложении (снятии) ограничений (обременений), о страховании и страховых случаях (включая сведения о ДТП), а также другую информацию, вносимую собственником. При этом предоставление данных о собственнике предполагается на добровольной основе — в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Таким образом, российские автовладельцы получат возможность создания максимально полной истории транспортного средства, основанной на данных из заслуживающих доверия источников, включая информацию об ограничениях и обременениях (залог, арест и прочее), о страховании и страховых случаях, о ДТП, ремонте и прохождении ТО.
Стоимость услуг
Определенный Правительством предельный размер оплаты услуг, предоставляемых администратором систем электронных паспортов для автопроизводителей и организаций, уполномоченных на оформление электронных паспортов, составит не более 250 рублей, в то время как предельный размер стоимости услуг, предоставляемых уполномоченными организациями собственникам транспортных средств, не превысит 600 рублей.
Экономия
После перехода на использование электронных паспортов транспортных средств в России экономия затрат на покупку бланков ПТС, их транспортировку и хранение, утилизацию испорченных бланков, закупку и последующее содержание оргтехники составит не менее 1 млрд рублей в год. Экономия трудозатрат, связанных с оформлением и внесением изменений в бумажный ПТС — не менее 3,5 млн человеко-часов в год, — подсчитал министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. По его мнению, нововведение также позволит обезопасить участников рынка от различных злоупотреблений в отношении автомобилей, например, при продаже или покупке». |
2017: Автопроизводители просят отложить переход на электронные ПТС
В апреле 2017 года газета «Коммерсантъ» сообщила о просьбе автопроизводителей перенести переход на электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС), поскольку эта систему, по их мнению, нуждается в доработке.
12 апреля 2017 года замглавы Минпромторга Александр Морозов, выступая на Конвенции российских автомобильных дилеров, заявил, что оформление электронных ПТС начнется с 1 июля.
Оформлять такие ЭПТС будет сам автопроизводитель или его представитель. При покупке новая машина получит электронный ПТС, уникальный номер которого или VIN вместе с договором купли-продажи надо будет сообщить инспектору ГИБДД для регистрации транспортного средства.
Те, кто имеют дело с бумажными паспортами и те граждане, которые по какой-то причине не могут обменять свой бумажный паспорт на электронный, — им будет дана полная возможность до конца срока жизни иметь средства для бумажного паспорта. Он будет полностью находиться в обращении, — пояснил Морозов. |
Как рассказал изданию источник в отрасли, многие автоконцерны выступают за перенос ЭПТС как минимум до 2018 года для «плавного перехода и стабильного функционирования системы». По мнению автопроизводителей, в системе слишком много неопределенностей — от передачи прав собственности и оформления импортных автомобилей до необходимости иметь электронную цифровую подпись для владения машиной.
Особенно остро, по словам вице-президента группы ГАЗ Елены Матвеевой, стоит вопрос оформления ЭПТС с доработчиками коммерческого транспорта в малом и среднем бизнесе, «многие из которых не обладают собственной информационной системой». В группе считают, что переходный период надо продлить «хотя бы на полгода».
Поспешное внедрение ЭПТС без обучения персонала негативно скажется на авторынке, — считает руководитель ГК «Фаворит моторс» Владимир Попов.[6] |
2015
Регламентирующие документы и мероприятия
В марте 2013 года Россия подписала соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства и организации систем электронных паспортов на территории стран Таможенного союза (Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России). Согласно документу, начать применять электронные паспорта планировалось с 1 января 2015 года, однако впоследствии срок запуска систем электронных паспортов был перенесен.
В августе 2014 года было подписано соглашение об организации работ по подготовке документов и проведению мероприятий, необходимых для реализации проекта. Новым сроком ввода систем в эксплуатацию был обозначен июль 2015 года. Администратором систем электронных паспортов транспортных средств, в соответствии с соглашением, определено ОАО «Электронный паспорт», входящее в структуру «Ростеха». По данным на март 2015 года, компания проводит необходимые мероприятия по организации систем электронных паспортов.
По состоянию на март 2015 года в «Электронный паспорт» указывают на необходимость внесения ряда изменений в российские нормативно-правовые акты, необходимые для функционирования систем. по данным презентации, опубликованной в марте 2015 года, планируется внести изменения в Налоговый кодекс РФ, позволяющие взимать плату за госуслуги, связанные с оформлением электронных паспортов транспортных средств и внесением в них изменений.
Также компания требует законодательно определить ее как единственного исполнителя услуги по осуществлению функции администратора систем электронных паспортов в соответствии с законодательством о закупках и определить порядок финансирования администратора за предоставление услуги за счет средств, собираемых в виде госпошлины при оформлении или внесении изменений в электронный паспорт.
Содержимое паспорта транспортного средства
Из презентации компании «Электронный паспорт», определенной администратором систем электронных паспортов, следует, что планируется регистрировать электронные паспорта нескольких видов: электронный паспорт транспортного средства, электронный паспорт шасси транспортного средства и электронный паспорт самоходной машины и других видов техники.
Как и бумажные паспорта, электронный паспорт транспортного средства будет иметь уникальный номер. В нем должны содержаться идентификационные признаки транспортного средства (такие как наименование и категория транспортного средства, модель и номер двигателя, цвет кузова, дата изготовления и др.), информация о страховании, обязательных техосмотрах и т.д. Предполагается, что паспорт будет иметь различные статусы: действующий электронный паспорт, незавершенный, аннулированный, погашенный, а также электронный паспорт утилизированного транспортного средства.
Оформление и внесение изменений в электронный паспорт
«Последней инстанцией» по оформлению и внесению изменений в электронные паспорта транспортных средств, согласно презентации «Электронный паспорт», должно выступать МВД. Планируется внести изменения в Налоговый кодекс РФ, позволяющие его структурам взимать пошлину за эти услуги. Для оформления электронного паспорта пошлину предлагается установить на уровне 800 руб., а за внесение изменений – 350 руб., что соответствует размерам пошлин для бумажных паспортов.
Предоставлять права доступа в системы электронных паспортов и сопровождать процесс первичного оформления и наполнения электронных паспортов будет «Электронный паспорт», следует из презентации компании о проекте.
Помимо МВД, к системам также смогут получать доступ уполномоченные организации (для импортируемых транспортных средств, шасси, самоходных машин), изготовители транспортных средств (для новых транспортных средств, шасси, самоходных машин), а также подразделения администратора электронных паспортов (для находящихся в эксплуатации транспортных средств и самоходных машин).
Информационные ресурсы систем электронных паспортов
Из презентации Минпромторга о системах электронных паспортов транспортных средств следует, что они смогут взаимодействовать с системами, содержащими данные о техосмотрах (операторы ТО, станции технического обслуживания), данные о платежах (таможенные и налоговые органы), системами страхования ОСАГО и КАСКО, системами с данными о ДТП (регистрационные органы, страховые компании) и др.
Преимущества электронных паспортов
В презентации «Электронный паспорт» в качестве преимуществ использования электронных паспортов транспортного средства указывается сокращение времени на оказание услуги по регистрации транспортного средства, вывод из оборота бумажных паспортов и связанное с этим снижение затрат из бюджета, оптимизация и прозрачность формирования данных ГТО и ОСАГО, улучшение качества принятия управленческих решений, формирование статистических данных для различных целей и др.
Там же отмечается, что введение электронных паспортов – это «реальный шаг по информационной интеграции в таможенном союзе». Электронные паспорта позволят упростить процедуры таможенного оформления и выпуска в обращение транспортных средств.