Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями
После ухода глобальных поставщиков систем унифицированных коммуникаций в целом и видеоконференцсвязи, в частности, в России наблюдается рост интереса со стороны бизнеса к отечественным решениям. Исследования 2023 года показали, что Zoom потерял лидерство среди сервисов для видеоконференций: трафик приложения снизился на 38% по сравнению с 2022 годом. В Skype активность абонентов уменьшилась на 34%, у Google Meet падение составило 30%. В свою очередь, разработчики российского ПО делают все для того, чтобы доказать: российские системы видеоконференцсвязи по удобству и защищенности уже могут конкурировать с зарубежными.
Содержание |
Как чувствует себя рынок ВКС
Многие заказчики осознали необходимость выбора в пользу программных продуктов из Единого реестра российского ПО, но при условии, что по качеству и по набору функций они не будут уступать решениям международных поставщиков. Компании, разрабатывающие такие продукты, знают о требованиях заказчиков и готовы идти им навстречу, но признают, что для выхода на столь высокий уровень им нужно время.
Помимо этого, на рынке наметился еще один важный тренд — своего рода реакция на действия со стороны недружественных стран — возросшие требования к информационной безопасности устанавливаемого в периметре компаний программного обеспечения. Все поняли, что коммуникации, как внутренние, так и с партнерами и контрагентами, должны быть надежно защищены от утечек, перехватов, несанкционированной модификации или подмены конфиденциальных данных.
Освободившийся рынок не терпит пустоты, и, как следствие, многие российские игроки поставили перед собой цель закрепиться в новых для себя нишах. Так, отдельные разработчики систем видеоконференцсвязи стали позиционировать себя как поставщики полнофункциональных систем унифицированных коммуникаций — с чат-ботами и мессенджерами. А разработчики мессенджеров дополняют свои продукты корпоративными видеосервисами и интеграциями с корпоративными приложениями.
Отрадно, что в условиях роста спроса и те, и другие между конкуренцией и кооперацией выбирают второе и активно сотрудничают с целью интеграции своих продуктов. К примеру, поставщики корпоративных мобильных платформ и «тяжелых» систем видеоконференцсвязи взаимодействуют по модели win-win, обеспечивая возможность участвовать в сеансах ВКС с мобильных устройств.
Как компании-вендоры систем корпоративной мобильности выстраивают свою экосистему? Рассмотрим на примере платформы для бизнеса eXpress.
От обмена мгновенными сообщениями к мультимедийным B2B-коммуникациям
Предоставить сотрудникам крупных компаний возможность безопасного участия в видеоконференциях и видеосовещаниях с личных мобильных устройств было принципиально важно для eXpress как корпоративной коммуникационной платформы. При этом хотелось бы по количеству участников таких сеансов догнать западные решения, такие, как Microsoft Teams и Zoom, а также сделать доступными их стандартные функции. К примеру, аудио- и видеозапись конференции — базовая функция Zoom, доступная в бесплатной версии. В Microsoft Teams стандартной является функция автоматической отправки приглашений в календари и на адреса корпоративной почты участников.
В середине 2023 года команде разработчиков eXpress удалось обеспечить поддержку видеоконференцсвязи с большим числом пользователей в каждой виртуальной комнате. Максимальное количество участников сеанса увеличилось с 30 человек до 128. Помимо этого, пользователи eXpress могут как общаться с коллегами по видеоконференцсвязи один на один, так и в один клик в корпоративном чате собирать мгновенные видеоконференции.
Также у них есть возможность запланировать видеоконференцию, добавить ее описание и через чат-бота оповестить о ней коллег. Кстати, по ссылке на сеанс ВКС можно приглашать гостей, не зарегистрированных в eXpress. Если же на встрече по ВКС планируется обсуждать конфиденциальную информацию, доступ к ней можно защитить отдельным паролем.
Как сделать видеоконференции еще удобней?
С появлением очередной версии eXpress в начале 2024 года пользователям ВКС на платформе стали доступны сразу несколько полезных функций, благодаря которым проводить видеоконференции и участвовать в них стало еще удобней. Самое важное обновление — стала доступна функция записи. После завершения звонка все его участники автоматически получают ссылку для скачивания записи.
Платформа корпоративной мобильности eXpress стала поддерживать видеоконференции с удвоенным количеством пользователей — до 256 активных участников в одной комнате. Это позволяет закрыть потребности крупных компаний в коммуникациях по видео и превратить видеоконференцсвязь в привычный инструмент для поддержки бизнеса.
Кроме того, у пользователей ВКС на корпоративной платформе появились дополнительные возможности для привлечения внимания и выражения эмоций. В eXpress добавили функцию «Поднятие руки», позволяющую любому участнику сеанса задать вопрос, сделать ремарку или заявление, не прерывая разговор, после чего сам участник или администратор могут «Опустить руку». А разнообразные эмодзи помогут им кратко и выразительно показать свое отношение к услышанному.
По достижении этого, безусловно, значимого этапа развитие функциональности ВКС на платформе eXpess продолжится. Сейчас команда высокопрофессиональных программистов работает над функцией текстового отчета о встрече с применением технологий распознавания речи и перевода ее в текст (Speech-to-text), также в планах разработчиков создание для участников видеоконференций виртуального лобби, или зала ожидания.
И снова о безопасности
«Наше главное конкурентное преимущество в том числе и в сравнении с мировыми игроками — мы вывели безопасность мобильных приложений в нашем продукте на такой высочайший уровень, которого нет ни у кого», — сказал Андрей Врацкий, CEO eXpress в интервью TADviser.
Еще четыре года назад мессенджер eXpress был впервые сертифицирован ФСТЭK. Позднее, после трансформации мессенджера в полномасштабную платформу корпоративной мобильности через процедуру сертификации регулятора прошли все ее следующие версии. В 2023 году ФСТЭК сертифицировала коммуникационную платформу eXpress по 4-му уровню доверия.
Все корпоративные данные хранятся на мобильном устройстве сотрудника в зашифрованном виде в криптоконтейнере. Эта технология обеспечивает конфиденциальность, целостность и аутентичность информации и используется для управления. Приложение обрабатывает полученные файлы только внутри защищенного контейнера. Администратор сервиса может дистанционно запретить сохранение данных, передачу в другие приложения, копирование в буфер обмена и даже скриншоты или запись экрана. Тем самым обеспечивается защита от внутреннего злоумышленника. Для идентификации пользователей в eXpress используется три независимых канала: одноразовый пароль из СМС, личный пользовательский пароль, а также корпоративная учетная запись в Active Directory.
Постоянное расширение возможностей ВКС, гарантированная безопасность и кроссплатформенность, а также экспертиза, приобретенная в проектах для крупных корпораций, таких как «Росатом», «РЖД» и «Норникель», делают eXpress полноценной рабочей экосистемой для команд любого масштаба и любых бизнес-задач.