2024/08/12 12:10:49

Информационные технологии в гражданской авиации
Цифровая трансформация авиаотрасли

Авиационная отрасль традиционно является одной из самых высокотехнологичных. TAdviser пообщался с отраслевыми экспертами и собрал примеры использования информационных технологий для оптимизации работы авиаперевозчиков.

Содержание

2024

S7 переходит на российскую систему передачи данных «самолет-земля» ACARS

Крупнейший частный авиаперевозчик России, компания S7, заключил договор о коммерческой эксплуатации отечественного сервиса ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System). Об этом стало известно 8 октября 2024 года. Подробнее здесь

Минцифры: Аэропорты переводятся на российское ПО

В начале августа 2024 года стало известно о том, что все российские аэропорты будут переведены на отечественное программное обеспечение. Масштабная работа осуществляется в рамках импортозамещения в сфере критической информационной инфраструктуры (КИИ).

Как сообщает ТАСС, российские аэропорты начали переходить на отечественное ПО с момента введения блокирующих санкций. По состоянию на август 2024 года частично импортозамещены багажные системы и системы регистрации пассажиров. По словам министра цифрового развития РФ (Минцифры) Максута Шадаева, после принятия законопроекта о КИИ каждое отраслевое ведомство разработает планы по установлению сроков внедрения «каждого типового решения в зависимости от уровня его готовности».

Аэропорт Домодедово

Предполагается, что внедрение российского ПО поможет повысить безопасность и стабильность работы воздушных гаваней. Так, в июле 2024 года произошел масштабный сбой в работе Microsoft Windows, из-за которого были приостановлены полеты крупнейших авиакомпаний, в том числе American Airlines, United Airlines и Delta. А ряд аэропортов в Европе, включая Испанию, Британию и ФРГ, сообщили о задержках авиарейсов.Метавселенная ВДНХ 2.7 т

Вместе с тем Госдума предварительно приняла законопроект о дополнительных полномочиях Правительства РФ по переводу значимых объектов КИИ на использование российского ПО и оборудования. В соответствии с документом власти смогут устанавливать требования к софту и оборудованию, используемому на объектах КИИ, а также случаи и порядок согласования использования соответствующих решений иностранного производства. Кроме того, правительство получит право устанавливать сроки перевода объектов КИИ на преимущественное использование российского ПО и отечественной радиоэлектронной продукции.[1]

31 электронная госуслуга, сертификация по одному документу. Глава Росавиации рассказал о цифровизации ведомства

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) оказывает более 70% услуг в цифровом формате. Об этом 1 августа 2024 года глава ведомства Дмитрий Ядров доложил председателю правительства РФ Михаилу Мишустину. Подробнее здесь.

«Росавиация» создает ГИС «Авиасерт» для сертификации конструкции авиационной техники

В июле 2024 года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) объявило о создании государственной информационной системы (ГИС) «Авиасерт» для сертификации типовой конструкции авиационной техники. Новая система призвана автоматизировать и оптимизировать процессы сертификации в области гражданской авиации России. Подробнее здесь

При разработке двигателей для SuperJet часть реальных испытаний заменяют математическим моделированием

24 мая 2024 года производственный комплекс «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в госкорпорацию «Ростех») сообщил о внедрении специализированной программы, которая позволяет сокращать объем натурных испытаний. Эта система дает возможность заменять часть реальных тестов при разработке двигателей для самолетов SuperJet математическим моделированием. Подробнее здесь.

Аэропорт «Пулково» внедрил российские аппараты для автоматической проверки документов перед посадкой

Аэропорт «Пулково» внедрил российские аппараты для автоматической проверки документов перед посадкой. Об этом пресс-служба петербургской воздушной гавани сообщила 22 февраля 2024 года. Подробнее здесь.

Как цифровизация и клиентский опыт меняют аэропорты. Тренды, оценки, кейсы

8 февраля 2024 года компания «Рексофт Консалтинг», подразделение многопрофильной технологической группы «Рексофт», отвечающее за трансформационный и стратегический консалтинг, сообщила о том, что выделила наиболее перспективные тренды цифрового развития аэропортов на 2024-2025 годы.

Приоритеты пассажиров

Как сообщалось, мировая авиационная отрасль продолжает постепенное восстановление после пандемии. Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), по состоянию на ноябрь 2023 года объем авиаперевозок в 2023 году в годовом выражении продолжал расти и был всего на 0,9% ниже уровня допандемийного 2019 года. Соответственно, вместе с ростом авиаперевозок восстанавливается и пассажиропоток в аэропортах. Схожий процесс идет и в России. Согласно статистике Росавиации, отечественные авиакомпании за первые восемь месяцев 2023 года увеличили перевозки пассажиров на международных воздушных линиях на 33% год к году до 14,6 млн человек. Это максимальный показатель за период с начала пандемии в 2020 году. Опережающими темпами рос пассажиропоток в страны дальнего зарубежья – на 46% год к году, а перевозки по странам СНГ увеличились на 23%.

Какаие сервисы используют пассажиры в аэропортах

«
Аэропорты на январь 2024 года готовятся не просто к возвращению на уровень до локдауна и изменениям логистики маршрутов. Участники осознают, что пассажиры, основываясь на своем клиентском опыте в других индустриях (банки, ритейл, и пр.), ожидают от аэропортов улучшение уровня сервиса, который будет соответствовать стремительному развитию современных технологий, произошедшему за последние годы.

отмечает Кирилл Малышев, директор практики по стратегии роста и продаж компании «Рексофт Консалтинг»
»

Именно поэтому до 2025 года приоритетными направлениями для инвестиций для абсолютного большинства крупнейших аэропортов станут цифровизация процессов взаимодействия с клиентами, безопасность и аналитика. Согласно мировым прогнозам, неавиационные доходы аэропортов к 2028 году увеличатся почти в полтора раза. Они составляют более трети от общего заработка воздушных хабов. Основные драйверы неавиационной деятельности — это комиссия за продажу продуктов питания и напитков (рестораны, бары и др.), доходы от аренды площадей, а также от проката автомобилей и автомобильных стоянок.

Сонтанные трпты в аэропортах

Удовлетворенность покупателей сервисом в зоне вылета ниже средней от аэропорта в целом. Согласно опросу, опубликованному в 2023 году Airport Dimensions, 71% пассажиров остались довольны тем, как они провели время перед полетом. В то же время, в зонах вылета, где люди делают больше всего покупок (например, в кафе, магазинах и лаунж-зонах), степень удовлетворенности ниже – всего 67%.

Есть также разница в поведении пассажиров из разных поколений. Ожидаемо, представители поколения Z более активны и чаще других возрастных групп проводят время в магазинах и кафе. В среднем поколение Z проводит около 13% времени в магазинах и столько же в кафе и ресторанах от общего времени, проведенного в аэропорту. Это особенно важно в свете данных, что перед рейсом импульсивные покупки совершают 35-43% пассажиров. Например, 43% путешественников спонтанно принимают решение о доступе в лаунж-зону, о парковке – 42%, об услугах сферы wellness – 41%, о посещении игровых центров/комнат – 35%.

Удовлетворенность пассажиров – один из ключевых драйверов роста доходов от неавиационной деятельности. Согласно исследованию, проведенному в 2023 году J.D. Power, пассажиры с позитивным опытом посещения аэропортов тратили в аэропорту в среднем в полтора раза больше, чем пассажиры с негативным опытом.

Большинство пассажиров пользуются сервисами аэропортов: 71% посещает кафе и рестораны, 69% делают покупки в магазинах, столько же — используют Wi-Fi. В части ритейла, согласно исследованию The Airport Dimensions, 71% пассажиров готовы к использованию единого приложения для всего полета. При этом для 83% опрошенных приоритетным является доступ к информации о статусе полета, для 80% важнее заказ еды в лаунж-зоне. Возможность почитать цифровые журналы и другие медиа ставят на первое место 66% пассажиров, онлайн-шоппинг в аэропорту – 65%.

Российские аэропорты также развивают цифровые сервисы. Например, в 2024 году аэропорт Домодедово запустил маркетплейс по заказу услуг аэропорта, таких как парковка, посещение VIP- или бизнес-залов, оплата услуг носильщика багажа и другие услуги. В ежегодном обзоре IATA за 2023 год отмечается усиление тренда на инвестиции в автоматизацию и цифровизацию с целью того, чтобы пассажир прибывал в аэропорт уже «готовым к вылету», то есть с максимальным упрощением всех возможных формальных процедур, которые люди проходят в аэропорту.

Влияние клиентского опыта на доходы от неавиационной деятельности

Бизнес-партнеры хабов и сами аэропорты стараются прислушиваться к клиентам, поэтому уже можно выделить успешные кейсы в этом направлении. Так, TAV Technologies разработала продукт 360° Digital Airport Platform — это единая платформа, с которой пассажир может взаимодействовать по всем цифровым каналам: от приложения на смартфоне и смарт-часах до десктопной версии сайта и информационных киосков. В продукте реализована возможность предоставления пассажирам обновленной информации о путешествии, а также формирования персонализированного предложения, побуждающего к покупке в подходящий момент. Например, сообщается о задержке рейса, изменении номера выхода на посадку. Решение минимизирует физический контакт между клиентами и сотрудниками аэропорта и авиакомпаний.

«
Бесконтактный опыт клиента — полноценный тренд, который в том числе определяет будущее обслуживания в аэропортах. Так, в мировом и российском опыте есть успешные кейсы, когда технологии помогают отслеживать приоритеты пассажиров и их поведение, чтобы формировать персонализированные предложения для покупки в подходящий момент.

комментирует Кирилл Малышев, директор практики по стратегии роста и продаж компании «Рексофт Консалтинг»
»

Например, совместный проект международного аэропорта Сан-Франциско и United Airlines был направлен на сокращение взаимодействия клиента и персонала. Для этого на внутренних рейсах была опробована технология SITA, позволяющая осуществлять регистрацию в аэропорту с помощью биометрических данных. Эксперимент позволил пассажирам привязать информацию о своих водительских правах и рейсе к биометрическим данным лица при регистрации. В России, начиная с лета 2021 года, в аэропорту Шереметьево работает автоматизированная система паспортного контроля (АСПК) в Терминале С, которая позволяет проходить паспортный контроль по биометрии. Также в 2023 году «Рексофт» выполнил проект по установке и интеграции в систему обработки багажа аэропорта Домодедово обновленных стоек самостоятельной регистрации пассажиров.

Одним из примеров в ритейле являются технологичные магазины Amazon Just Walk Out от Hudson Nonstop в Далласском аэропорту Лав Филд и чикагском международном аэропорт Мидуэй. Путешественники могут зайти в магазин, просканировать банковскую карту, затем взять нужные товары и уйти из магазина, а средства за покупки автоматически спишутся со счета позже. В свою очередь Аэропорт Хитроу совместно с Chanel, Dufry and JCDecaux реализовал проект, который позволил клиентам магазинов примерить продукцию с помощью экранов дополненной реальности.

Еще один частный случай бесконтактных путешествий, существенно улучшающий пассажирский опыт, – виртуальные очереди. Пассажиры могут заранее забронировать место в очереди в пунктах досмотра и сэкономить тем самым время до рейса. Еще в пандемийном 2021 году международный аэропорт Сиэтл-Такома (США) опробовал такую систему в качестве решения для перегруженных точек общего досмотра. После испытания компания-разработчик VHT сообщила, что общее время ожидания сократилось до 10 минут. Также в авиахабах популярными становятся автономные роботы-доставщики.

Основные драйверы неавиационной деятельности аэропортов

Международный аэропорт Цинциннати/Северный Кентукки запустил проект по осуществлению доставки продуктов питания и розничной торговли с помощью автономных роботов непосредственно к месту нахождения пассажиров в зале ожидания. Для оптимизации клиентского опыта важно обеспечить единую цифровую экосистему, для чего необходима интеграция сервисов друг с другом и эффективное управление процессами внутри авиаузла и цифровыми потоками. Эти изменения требуют долговременных инвестиций в цифровую инфраструктуру аэропортов.

«
Клиентский опыт — один из важнейших факторов для роста выручки аэропорта. Чтобы развивать этот показатель, а также продолжать повышать эффективность работы воздушного хаба, необходимо и дальше инвестировать в ИТ и развивать цифровые сервисы. Ведь аэропорт – сложная система, для поддержания работы которой необходимо обеспечить координацию всех ее элементов и процессов, что невозможно без использования современных технологий.

считает Кирилл Малышев, директор практики по стратегии роста и продаж компании «Рексофт Консалтинг»
»

2023

РФРИТ и «Сколково» выделили 2 млрд рублей на импортозамещение ПО для разработки авиадвигателей

7 декабря 2023 года стало известно о том, что Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) и Фонд «Сколково» выделили гранты на сумму приблизительно 2 млрд рублей для импортозамещения ПО в области двигателестроения. Потребность в таком софте возросла на фоне сложившейся геополитической обстановки, из-за которой зарубежные поставщики покинули рынок РФ.

Ключевые игроки российской сферы двигателестроения, такие как «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК, входит в «Ростех»), НПО «Энергомаш», «Силовые машины» и Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАП), применяют продукты Siemens, Ansys, ESI, Numeca, MatchWorks, Autodesk, Infor, Microsoft, Oracle и др. Но из-за сложившейся ситуации возникла необходимость в российских аналогах.

РФРИТ и фонд «Сколково» выделили гранты на сумму приблизительно 2 млрд рублей для импортозамещения ПО в области двигателестроения

Как сообщает CNews, отечественным разработчикам авиадвигателей требуется ПО в пяти категориях. Это САПР среднего уровня; инструменты управления жизненным циклом изделия; средства разработки программ для оборудования с числовым программным управлением; системы математического моделирования и решения задач инженерного анализа для проектируемых изделий; средства управления цепочками поставок. По состоянию на конец 2023 года российское ПО может полностью заменить иностранное только в части САПР. Во второй из перечисленных категорий уровень замещения составляет менее 40%, во всех других — от 40% до 70%.

Сообщается, что в рамках ИЦК «Двигателестроение» выбраны два особо значимых проекта, получивших государственную поддержку. Один из них предполагает импортозамещение продуктов Siemens NX, Teamcenter и FiberSIM. Ключевым заказчиком выступает «ОДК-Авиадвигатель» (дочерняя структура ОДК), а исполнителем выбран «Аскон». Проект получил грантовую поддержку от РФРИТ на сумму 1,17 млрд рублей.

Вторым важным направлением является доработка и внедрение системы управления производством и цепочками поставок на машиностроительных предприятиях с внутренней коопераций. Заказчиком выступает ОДК, исполнителем — НПЦ «». На этот проект фонд «Сколково» выделил грант в размере 764 млн рублей.[2]

Названы главные тренды цифровой трансформации авиаотрасли

Одними из ключевых направлений цифровой трансформации авиационной отрасли являются новые методы проектирования летательных аппаратов на основе цифровых двойников, а также технологии математического моделирования для создания, оптимизации и сертификации авиационных конструкций. Об этом в начале декабря 2023 года рассказал Михаил Погосян, академик РАН, ректор Московского авиационного института.

Отмечается, что важную роль в развитии авиаотрасли играют средства искусственного интеллекта. Такие технологии помогают прогнозировать поведение различных элементов и систем воздушного судна. ИИ-аналитика дает возможность заблаговременно выявлять возможные критические ситуации на борту, что повышает уровень безопасности и минимизирует время простоя авиационной техники. Кроме того, улучшению безопасности, надежности и функциональности летательных аппаратов способствуют бортовая электроника и интегрированная авионика. Автоматика снижает нагрузку на членов экипажа и минимизирует количество возможных ошибок.

Важную роль в развитии авиаотрасли играют средства искусственного интеллекта

В числе других трендов цифровой трансформации авиаотрасли названы внедрение цифровых паспортов изделий, использование композиционных конструкций и аддитивных технологий производства. Продолжается также развитие средств автопилотирования: речь идет как об аэротакси, так и о гражданской авиации. Второй пилот в кабине воздушного судна в перспективе может уступить место ИИ-помощнику.

Другими значимыми направлениями названы электрификация инженерных систем, создание электрических и гибридных силовых установок для самолетов малой размерности и беспилотных летательных аппаратов. Развитие этих технологий во многом зависит от появления новых накопителей энергии.

«
Все эти направления в значительной степени будут определять отраслевую конкурентоспособность, обеспечивая новые возможности как на традиционных, так и на перспективных рынках авиационной техники, — говорит Погосян.[3]
»

В России создают цифровую базу эксплуатационно-технической документации на самолеты и вертолеты

В конце июня 2023 года стало известно о том, что «Аэрофлот» и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) занялись созданием в России электронной цифровой базы эксплуатационно-технической документации на самолеты и вертолеты. Подробнее здесь.

Нейросети начали оценивать качество деталей авиадвигателей в России

6 апреля 2023 года стало известно о первом случае использования нейросетей для оценки качества деталей авиадвигателей. Технология внедрена на рыбинском предприятии «ОДК-Сатурн», которое входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию» «Ростеха». Подробнее здесь.

2022

В 42% предприятий гражданской авиации разработана стратегия цифровой трансформации и импортозамещения ПО

Поставщик ИТ-решений для гражданской авиации «РИВЦ-Пулково» подготовил обзор состояния и перспектив внедрения российских ИТ-разработок в авиационной отрасли. В исследовании приняли участие ИТ-директора, главные инженеры, системные администраторы аэропортов и авиакомпаний. Об этом компания «РИВЦ-Пулково» сообщила 2 февраля 2023 года.

В декабре 2022 – январе 2023 АО «РИВЦ-Пулково» при поддержке отраслевого агентства «АвиаПорт» было проведено аналитическое исследование на тему использования ИТ-систем на предприятиях гражданской авиации. Среди респондентов сотрудники аэропортов и авиакомпаний, включая: ПАО «Аэрофлот», АО «Авиакомпания «Россия», АО «Авиакомпания «Сибирь» и крупные аэропорты: международный аэропорт Внуково, международный аэропорт Краснодар, международный аэропорт Уфа. Участникам было предложено ответить на ряд вопросов про импортозамещение, а также об используемом ПО, как общесистемном, так предназначенном для управления производственными процессами.

По словам генерального директора «РИВЦ-Пулково» Глеба Головченко, исследование показало состояние рынка на конец 2022 года, какие иностранные системы все еще используются в гражданской авиации и где еще остались неавтоматизированные процессы.

На февраль 2023 года на ИТ-рынке в гражданской авиации происходят кардинальные перемены, вызванные отключением информационных систем западных вендеров, санкции, хакерские и DDoS-атаки. В марте 2022 наблюдался стремительный уход с рынка зарубежных ИТ-поставщиков: Sabre (США), SAP (Германия), Lufthansa Systems (Германия), Jeppesen (США), IBM (США), Arinc (США), InForm (Германия), SITA (ES) ACARS. Исходя из хронологии событий, поставщики либо уже полностью ушли с российского рынка, либо прекратили поддержку своих сервисов.

Респонденты выделили ряд проблем, с которыми столкнулась гражданская авиация из-за санкций:

  1. Прекращение оказания услуг иностранными провайдерами, при этом ACARS и сервис оценки топливной эффективности компании не имеют отечественных аналогов.
  2. Отказ от использования, специализированного ПО (ПО для планирования экипажей, BRS-системы, CUTTS-системы).
  3. Отказ ПО (антивирусное ПО, офисное ПО, СУБД) и переход на альтернативы, например, Linux.
  4. Трудности с обновлением используемого ПО или невозможность обновления.
  5. Трудности с приобретением оборудования.

При этом 42% респондентов отметили, что в их компаниях разработана стратегия цифровой трансформации и импортозамещения ПО, а 38% находятся в процессе разработки стратегии.

Большинство представителей авиационной отрасли продолжают использовать иностранные системы. Например, среди клиентских операционных систем лидирующие позиции занимает MS Windows. Иностранные СУБД MS SQL Server и Oracle также используются у большинства опрошенных.

Использование СУБД в компаниях отрасли

По сравнению с общесистемным ПО, отечественные специальные ИТ-системы используются большинством респондентов. Среди лидеров автоматизированных систем согласования слотов можно выделить «РИВЦ-Пулково». Также 39% опрошенных отметили, что не используют автоматизированные системы согласования слотов и взаимодействие между аэропортами и авиакомпаниями производится вручную.

Системы согласования слотов

Респонденты отметили, что отдают предпочтение отечественным системам AODB — операционная база данных аэропорта. Только 4% опрошенных из аэропортов используют продукты от Inform Software.

Системы AODB

Положительную динамику в выборе отечественных поставщиков ИТ-решений можно проследить и у авиакомпаний. Так 84% участников исследования выбрали отечественных поставщиков систем планирования расписания.

Системы оперативного управления полетами

Также опрошенные отметили, что отдают предпочтение отечественным поставщикам систем планирования расписания рейсов. Только 18% респондентов используют системы от иностранных вендоров.

Системы планирования расписания

Ожидаемо, что иностранные вендоры постепенно покидают рынок, это касается также и авиационного ПО. При этом, процесс импортозамещения в области ИТ в гражданской авиации постепенно развивается, что благоприятно сказывается безопасности и стабильности производственных процессов отечественных предприятий гражданской авиации.

Мишустин утвердил требования к отечественной системе бронирования авиабилетов

В августе 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которым утвердил требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (АИС ОВП), а также к защите содержащейся в ней информации. Подробнее здесь.

2021

Пять важнейших трендов в области технологий для авиапутешествий, возникших в результате пандемии

В 2021 году индустрия воздушного транспорта была вынуждена адаптировать практически всю свою деятельность, чтобы соответствовать быстро меняющимся правилам и требованиям к путешествиям. Изменения коснулись многих направлений, начиная с проверки состояния здоровья и заканчивая изменениями правил пограничного контроля на основе возникновения очагов вируса и появления различных штаммов COVID-19, таких как омикрон. Об этом SITA сообщила 21 января 2022 года.

Себастьен Фабр (Sebastien Fabre), генеральный директор SITA FOR AIRCRAFT, выделил пять важнейших тенденций в области технологий для авиапутешествий, возникших в результате пандемии. Они призваны изменить отрасль в будущем, начиная уже с 2022 года.

1. Автоматизация и цифровое здравоохранение - ключ квосстановлению отрасли воздушного транспорта

Несмотря на то, что пандемия привела к сокращению бюджетов на ИТ-решения для аэропортов и авиакомпаний, расходы на автоматизацию обработки данных пассажиров растут. Отрасль продолжает бороться с проблемами, связанными с появлением штаммов COVID-19, и хотя существует множество препятствий, которые необходимо преодолеть для стимулирования возобновления глобальных авиаперелетов, потребность в бесконтактных и эффективных инструментах возрастает. Автоматизация и цифровизация имеют решающее значение для того, чтобы вернуть пассажирам комфорт во время перелетов и сократить время оформления документов до приемлемого уровня. Биометрические технологии предлагают подходящее решение проблемы долгой обработки данных, поэтому аэропорты по всему миру инвестируют средства в развитие и внедрение перспективных технологий.

В дополнение к автоматизированной обработке данных пассажиров необходимо стандартизировать и цифровизовать проверку здоровья, чтобы обеспечить более простые, безопасные и беспрепятственные путешествия.

2. Операционная эффективность аэропортов и устойчивое развитие будут гармонично сосуществовать

Гибкость, масштабируемость и операционная эффективность стали важнейшими критериями для бизнес-моделей аэропортов в условиях быстро меняющейся обстановки, вызванной пандемией. Аэропорты должны будут вести свою деятельность более экономно, получая дополнительный доход и адаптируясь к постоянному изменению пассажиропотока. По этой причине облачные технологии остаются одним из ключевых направлений инвестиций. В то же время почти все аэропорты планируют внедрить инструменты бизнес-аналитики, чтобы получить более четкое представление о своей деятельности, уделяя особое внимание таким ключевым областям, как воздушные полеты и управление активами.

Благодаря высокой операционной эффективности аэропорты также могут добиться значительных успехов в области устойчивого развития. По данным ACI, 235 аэропортов в Европе взяли на себя обязательства по достижению нулевого уровня выбросов СО2 к 2050 году, а более 90 аэропортов намерены достичь нулевого выброса к 2030 году.

Помимо этого, аэропорты демонстрируют активный интерес к решениям ИТ-сферы, которые поддерживают более экологичные методы печати, а также утилизацию ИТ-оборудования по окончанию срока службы и способствуют снижению потребляемой энергии. Помимо экономии средств, согласно последним данным индустрии, улучшение авиационных операций и инфраструктуры может сократить выбросы до 10%.

3. Авиационная отрасль продолжит стремиться к устойчивому развитию

Уже на январь 2022 года можно на 10% снизить расход топлива и количество выбросов CO2 в атмосферу во время полета. Технологии могут предоставить пилотам и диспетчерам доступ к актуальным сведениям погодных условий из нескольких источников в режиме реального времени. Решения способны помочь пилотам оптимизировать траекторию движения для достижения максимальной эффективности использования топлива, снижения выбросов углекислого газа и улучшения ситуационной осведомленности для более безопасных и комфортных полетов.

Основное внимание уделяется набору высоты - наиболее топливозатратной фазе полета - и крейсерской фазе. В сочетании с операционной эффективностью аэропорта такие решения могут оказать значительное влияние на сокращение выбросов СО2, в то время как альтернативные виды топлива будут разрабатываться и совершенствоваться в течение последующих десятилетий.

4. Региональные и внутренние аэропорты должны подготовиться к "буму" после пандемии

Поскольку внутренние авиаперевозки на таких крупных рынках, как США, Индия и Китай, первыми восстановились после пандемии COVID-19, региональные аэропорты в ближайшие годы будут играть огромную роль.

Хотя операционные проблемы международных авиационных узлов схожи, скорее всего, будет наблюдаться нехватка пропускной способности региональных аэропортов, так как внутренние путешествия возобновляются ускоренными темпами. Потенциал развития национальной экономики также будет в значительной степени зависеть от способности воздушных гаваней улучшить качество обслуживания пассажиров при одновременном сокращении расходов и управлении меняющимися требованиям в области здравоохранения с помощью технологий.

Пассажиры, которые пользуются региональными аэропортами, хотят такого же высокого уровня цифровизации и эффективности, которые они получают в международных центрах. К этому добавляются более высокие ожидания авиакомпаний, изменчивость маршрутов, нехватка мест, многозадачность персонала и множество других факторов. И, конечно, по мере того, как путешествия становятся все более цифровизованными, растет потребность в бесперебойном взаимодействии систем и технологий для путешествий - не только между большими и малыми аэропортами, но и с другими видами транспорта.

Готовые к использованию облачные (SaaS) возможности управления аэропортами, позволяющие оптимизировать ресурсы, а также поддерживающие совместные процессы и принятие решений, будут иметь большое значение для этих аэропортов, чтобы они могли повышать уровень удовлетворенности пассажиров, пропускную способность и прибыльность.

Поскольку путешествия становятся более интермодальными, все большее значение приобретает наличие единых цифровых систем, упрощающих путешествие пассажиров по суше, морю и воздуху.

5. Блокчейн станет ключевой технологией и привнесет еще большую эффективность в авиаперевозки

Блокчейн может значительно расширить возможности отрасли воздушного транспорта благодаря своей способности мгновенно, безопасно и конфиденциально обмениваться информацией между десятками заинтересованных сторон - аэропортами, правительствами, авиакомпаниями и производителями комплектующих (OEMs).

Индустрия воздушного транспорта тратит 50 млрд. долларов в год на запасные детали для самолетов. Однако отслеживание и контроль этих запасных частей в процессе их перемещения между авиакомпаниями, арендодателями и производителями оригинального оборудования (OEM) по-прежнему осуществляется в основном вручную.

Не существует единого представления о том, как отслеживать сотни миллионов записей о сделках между организациями, что увеличивает потенциальные риски и объемы материальных затрат. Если между системами заинтересованных сторон существует какая-либо несогласованность, вероятность дублирования данных возрастает, как и стоимость решения этой проблемы.

Также авиакомпании сталкиваются с большими трудностями, связанными с ТОиР (техническое обслуживание и ремонт, MRO), начиная с отсутствия цифровых записей и заканчивая ошибками в цепочке поставок, несогласованностью систем и обременительными расходами. В SITA считают, что блокчейн будет жизненно необходим для решения этих сложностей.

Что касается пассажиров, то блокчейн может решить многие проблемы эффективности, с которыми сталкивается отрасль.

Одним из приоритетных направлений для авиаиндустрии станет увеличение расходов на цифровизацию и устойчивое развитие

ИТ-бюджеты в 2021 году практически не изменились, вместе с тем ИТ-директора аэропортов и авиакомпаний фокусируются на развитии технологий, призванных поддержать восстановление индустрии после пандемии COVID-19. Согласно результатам отчета SITA Air Transport IT Insights 2021, к 2024 году одним из приоритетных направлений станет значительное увеличение расходов на цифровизацию и устойчивое развитие. В опубликованном в январе 2022 года документе представлены мнения более 180 руководителей ИТ-служб аэропортов и авиакомпаний в 45 странах.

Большинство авиакомпаний (84%) и аэропортов (81%) в 2022 году ожидают аналогичных или больших затрат по сравнению с 2021 годом, при этом расходы на автоматизацию пассажирских перевозок значительно увеличиваются. В 2021 году инвестиции в развитие автоматизированных сервисов для туристов запланировали 56% авиакомпаний и 67% аэропортов. Для тех и других гарантия более комфортного «цифрового» путешествия, повышающего уровень удобства для пассажиров и их доверие к перелетам, является главным ориентиром.

В отчете IT Insights возможность проверки сертификатов о состоянии здоровья пассажиров определена как область, требующая особенного внимания. На протяжении 2021 года сотрудники 81% авиакомпаний проверяли оригинальные документы туристов на бумажном либо электронном носителе вручную. Теперь, с целью обеспечить бесперебойный пассажиропоток и регулировать загруженность воздушных гаваней, авиаперевозчики и аэропорты инвестируют в цифровизацию предполетных процедур, которую планируется завершить в течение трех лет. Большинство участников индустрии инвестирует в развитие цифровой системы проверки здоровья, которую можно будет осуществлять через мобильные приложения авиакомпаний (51%) или с помощью киосков самообслуживания пассажиров (45%).

Инвестиции авиакомпаний увеличиваются в таких областях, как самообслуживание с помощью мобильных сервисов, самостоятельная сдача багажа и получение уведомлений о нем, а также ускоренный автоматизированный процесс посадки на борт. Бесконтактные технологии, призванные сделать путешествия более комфортными, быстрыми и безопасными, востребованы для инвестирования наряду с системами биометрической идентификации путешественников. Почти 74% аэропортов на январь 2022 года вкладывают средства в ее развитие для гарантии безопасности и операционной эффективности в эпоху COVID-19.

Среди наиболее приоритетных ИТ-направлений для авиакомпаний остается устойчивое развитие: более половины (56%) внедряют новые решения для ведения устойчивого бизнеса, а треть (32%) планирует сделать это к 2024 году. Многие авиакомпании исследуют, как технологии могут помочь им достичь «зеленого» роста.

Участники авиаиндустрии поддерживают усилия, направленные на сокращение выбросов углекислого газа категорий 1 и 2 «Протокола по парниковым газам» (Greenhouse Gas Protocol). Они сосредоточены на прямых выбросах (из источников, принадлежащих организации или находящихся под ее контролем) и косвенных (образуются вследствие деятельности компании, однако источники принадлежат или находятся под контролем другой организации).

Еще одной важнейшей целью в ИТ-области является оптимизация траектории полета воздушного судна на основе данных. Это позволяет повышать эффективность перелетов за счет сокращения объемов традиционного топлива и снижения выбросов парниковых газов.

К инициативам в сфере устойчивого развития относится модернизация инфраструктуры аэропортов (зеленые насаждения, использование естественного освещения и возобновляемых источников энергии), доступные пункты для раздельного сбора отходов, а также применение «зеленых» технологий при возведении воздушных гаваней.

«
По оценкам экспертов, такие решения в авиационной отрасли способны сократить до 10% вредных выбросов в атмосферу. Аэропорты и авиакомпании могут быстро добиться значительного уменьшения отходов, если будут исследовать и применять эффективные технологии будущего, а также предоставлять услуги, соответствующие требованиям завтрашнего дня,
сказал Себастьен Фабр (Sébastien Fabre), генеральный директор SITA FOR AIRCRAFT.
»

По мере того как цифровизация трансформирует индустрию перелетов, возрастает спрос на услуги центров обработки данных. Отчет SITA Air Transport IT Insights показывает: большинство авиакомпаний планирует выбрать критерии оценки внешних поставщиков услуг data-центров, которые поддерживают политику углеродной нейтральности или другие экологические инициативы.

Цифровая трансформация авиаотрасли: тренды года

В начале августа 2021 года Дмитрий Попов, генеральный директор компании Integro Technologies, рассказал о трендах цифровой трансформации авиаотрасли. По его словам, внимание к цифровой трансформации в авиаотрасли как никогда высоко, особенно в контексте повышения комфорта и безопасности услуг авиаперевозчика, аэропортов и снижения цен.

Цифровая трансформация в авиаотрасли касается производства авиатехники и перевозок (пассажирских и грузовых). В последних отдельного внимания заслуживают работа авиакомпаний, аэропортов, взаимодействие с пассажирами, заказчиками грузовых перевозок, функционирование единой системы организации воздушного движения. Также важно не забывать про регулирующие органы и подготовку кадров в отрасли. Примеры в контексте актуальных трендов рассмотрены ниже.

Гражданское авиастроение

Гражданское авиастроение находится в роли догоняющего по отношению к мировым глобальным лидерам, в первую очередь Airbus и Boeing. В части технологических трендов можно часто услышать, что к уже используемому компьютерному проектированию необходимо добавлять MBSE (Model Based Systems Engineering). Это методология, в рамках которой анализируется развитие взаимосвязанных моделей для разработки конечной системы. Они предлагают оптимальный способ изучения, обновления частей системы и предоставления информации о них заинтересованным сторонам. Цель одна — сократить или исключить использование документации. Разумеется, не исключается применение других передовых технологий.

Среди активно развивающихся технологических трендов в части цифровизации отрасли:

Часто в СМИ упоминаются успешные примеры применения технологий в авиастроении для оборонно-промышленного комплекса России, которые так же эффективно могли бы быть использованы в гражданском сегменте. Например, математическое моделирование с использованием суперкомпьютерных технологий позволило существенно сократить время проведения работ и финансовые затраты в ОКБ "Сухого".

Организация воздушного движения

В части организации воздушного движения интересным трендом является технология ADS-B (Automatic Dependent Surveillance Broadcast) / АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание). Технология, внедряемая в том числе в России, позволяет и летчикам в кабине самолета, и авиадиспетчерам на наземном пункте наблюдать движение воздушных судов с большей точностью, чем было доступно ранее, и получать аэронавигационную и погодную информацию. В будущем технология должна обеспечить автономное управление воздушным движением и минимизировать влияние человеческого фактора.

Клиентский опыт

Многие тренды цифровой трансформации в остальных составляющих авиаотрасли сфокусированы на взаимодействии с клиентом. Во всяком случае, такой подход закладывается в основополагающий отраслевой документ — Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года, утвержденную правительством РФ, основная идея которой, по словам первого заместителя председателя правительства Российской Федерации Андрея Белоусова, состоит в том, чтобы превратить транспорт в «единую, связанную, клиентоцентричную систему с опорой на новейшие технологии», где клиент — это «пассажир и грузоотправитель». В стратегии планируется и предусмотреть «поэтапную цифровизацию» транспортного комплекса, в том числе для:

Все эти направления касаются и авиаотрасли. Например, технологии искусственного интеллекта уже активно применяются как на борту (в комплексе авионики самолета), так и в обеспечивающих задачах при создании техники. Аналитика на основе «больших данных» (Big Data), семантический поиск по большим объемам информации (включая неструктурированную информацию) позволяет, например, «Аэрофлоту» увеличивать продажи и повышать лояльность пассажиров через систему рекомендаций для клиентов, прогноз ожидаемой выручки, анализ обращений и жалоб.

Уберизация авиаотрасли

Зарождающимся трендом является уберизация авиаотрасли (уберизация или юберизация — замена посредников (людей или организаций) цифровыми платформами; термин произошел от названия компании Uber). В конце января 2021 года авиакомпания S7 Airlines запустила сервис бронирования пассажирских самолетов под частные мероприятия. К сожалению, развитие направления гораздо сложнее, чем уберизация такси, по причинам регуляторного характера. Но и автомобильная отрасль считалась самой консервативной. Однако теперь электроника, включая программное обеспечение, занимает не меньшую, а иногда и большую часть стоимости автомобиля по сравнению с самой дорогостоящей частью — двигателем. По мнению гендиректора Integro Technologies, такие же изменения произойдут в гражданской авиации, в которой все участники — и пассажиры, и перевозчики, и все остальные — в результате цифровизации получат совсем другие уровни сервиса.

Персонализация

Совсем скоро информационные системы аэропорта и самолета, а затем всех других участников авиаотрасли будут автоматически распознавать пассажира, делать персональные предложения и автоматически адаптировать, подстраивать окружающую среду под его предпочтения как в аэропорту, так и на борту. Осознанное всеми участниками отрасли "требование сегодняшнего дня" — продолжение цифровой жизни пассажира и в аэропорту, и на борту самолета. Уже появились и активно внедряются решения для обеспечения работы Wi-Fi во время полета с соответствующими развлекательными системами. Тренд будет только развиваться из-за необходимости снижения стоимости билета под влиянием пандемии. Авиакомпании смогут это компенсировать продажей большего количества услуг в аэропорту и на борту самолета.

Мобильность

Кроме пассажиров, цифровизация касается перевозчиков. Для контроля загрузки рейсов, передвижения пассажиров во многих авиакомпаниях уже используются бортовые планшеты. У менеджеров — мониторы руководителей. У стюардесс — планшеты с информацией о каждом конкретном пассажире по питанию, пересадкам, стыковкам, сопровождающим и многое-многое другое. У пилотов — персональные устройства, на экранах которых они видят электронную документацию, имеют доступ к автоматизации выполнения инженерно-штурманских расчетов, выводу изображения с камер наблюдения и др. Компания S7 Airlines («Сибирь»), оценивая свое аналогичное мобильное приложение для бортпроводников — Cabin Crew Pad, помимо возросшего качества обслуживания, заявила о том, что избавила бортпроводников от 10 кг бумажной документации.

Безопасность здоровья

Транспорт в целом, особенно пассажирские авиаперевозки, — наиболее пострадавшая отрасль от ограничений, принятых в связи с COVID-19. Это не могло не оказать специфического воздействия на развитие технологий в ответ на кризис. В фокусе оказались технологии, обеспечивающие безопасные (в контексте пандемии) автоматизированные процессы, улучшающие качество обслуживания пассажиров, защищающие пассажиров и персонал:

  • полностью бесконтактная регистрация,
  • автоматизированный доступ в зал ожидания,
  • самостоятельная посадка с использованием биометрических документов и удостоверений личности,
  • персонализированные сервисы для пассажира как в аэропорту, так и на борту,
  • развитие мобильных приложений для обслуживания пассажиров,
  • мобильные бесконтактные способы оплаты услуг,
  • мобильная отчетность о задержке багажа, информация об отслеживании багажа в режиме реального времени,
  • уведомления в режиме реального времени на мобильный телефон пассажира о багаже,
  • использование социальных сетей в процессе оказания услуг и многие другие.

Биометрия и багаж

«
Чуть подробнее о биометрии и багаже, на которых, на мой взгляд, основной фокус. 3 июня 2021 министр транспорта Виталий Савельев заявил, что Минтранс к 2024 году рассчитывает ввести биометрическую систему идентификации пассажиров на авиа-, ж/д и общественном транспорте. Ранее, в середине февраля, сообщалось, что, согласно программе цифровой трансформации Минтранса на 2021–2023 годы, шесть аэропортов РФ к концу 2023 года будут использовать биометрические данные для идентификации пассажиров. Внедрение биометрии действительно идет активно и широко. Одним из последних сообщений по теме было внедрении биометрии в а/п Храброво (Калининград), - отметил Дмитрий Попов, гендиректор Integro Technologies.
»

Что касается багажа, решения Bag Journey многих авиакомпаний уже позволяют пассажирам самостоятельно отслеживать его местонахождение. Точнее, места сканирования багажной бирки по ходу движения багажа. Например, «Аэрофлот» в числе первых в России внедрил систему, получающую данные из 400 аэропортов и от 500 авиакомпаний. Пассажир может получить информацию о местонахождении багажа во время регистрации, при посадке, во время пересадки и в аэропорту прибытия. Цифровизация уже почти позволила повсеместно сдавать багаж без участия сотрудников авиакомпании. И недалеко до того, что пассажир сможет сдавать и получать багаж у себя дома.

Повышение эффективности

Цифровые технологии — незаменимые помощники авиакомпании в вопросах увеличения среднесуточного налета, сокращения оборачиваемости самолета в аэропорту, снижения себестоимости рейса, прогнозирования отказных состояний и во многих других процессах.

В аэропортах наблюдается внедрение цифровизации для управления инженерными сетями и ресурсами по аналогии с «умным» домом. При интеграции этих систем с ИС, прогнозирующими время прилета, потоки пассажиров, возможна оптимизация работы различных систем аэропорта (отопление, вентиляция, кондиционирование и др.) с учетом суточных пиковых нагрузок.

Однако нельзя забывать, что, несмотря на все вышесказанное, цифровизация — в числе других факторов, которые делают мировую авиацию более уязвимой перед киберугрозами. И компенсация этого влияния может вызвать более высокую стоимость авиаперевозок.

«
Не могу не согласиться с мнением экспертов в области безопасности, наших партнеров, компании BI.Zone (Безопасная Информационная Зона, Бизон), что активная и широкая цифровизация авиации повышает сложность отслеживания появления новых уязвимостей и угроз. Увы, последствия кибератак в авиации не ограничиваются только финансовыми потерями. Есть риск прямого вреда здоровью людей, а возможно, и жизни, - подчеркнул гендиректор Integro Technologies.
»

Поэтому еще одним трендом, осознание которого активно приходит в отрасль, является необходимость постоянного обучения и развития соответствующих экспертиз у работников отрасли в целом, повышение эффективности ИТ-служб в частности. Из актуальных трендов по этим направлениям:

«
В заключение повторюсь: транспорт остается отраслью, производящей колоссальный объем данных, лишь малая часть которого реально используется. Это огромный потенциал для развития. И его реализация, включая вышесказанное, осуществляется самым активным образом. Важно, что это происходит системно, на основе разных концепций. Например, в соответствии с концепцией перспективной трансформации бизнес-процессов на основе цифровизации NEXTT (New Experience in Travel and Technologies), разработанной еще в 2017 году Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) и Международным советом аэропортов (ACI), - подвел итог Дмитрий Попов, гендиректор Integro Technologies.[4]
»

Проектирование вертолетного двигателя полностью в 3D

Впервые в России вертолетный двигатель спроектирован полностью в 3D. Об этом Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) «Ростеха» сообщила в конце мая 2021 года. Подробнее здесь.

SITA: приоритетом авиаотрасли стало инвестирование в бесконтактную обработку данных пассажиров

24 февраля 2021 года компания SITA сообщила о том, что в 2020 году объемы рейсов из-за пандемии сократились на 44% в годовом исчислении. IATA прогнозирует, что результатом такого падения спроса станет полный годовой убыток авиационной отрасли в размере 118 миллиардов долларов.

В таких условиях авиаотрасль столкнулась с медицинскими и эксплуатационными требованиями, необходимыми для продолжения полетов. Поэтому в 2020 году авиакомпаниям и аэропортам пришлось изменить структуру расходов на ИТ.

Согласно исследованию SITA 2020 Air Transport IT Insights, приоритетом отрасли стало ускоренное инвестирование в бесконтактную обработку данных пассажиров при помощи мобильных технологий, а также дистанционные и облачные ИТ-сервисы, позволяющие сотрудникам работать из дома, повышая при этом эффективность коммуникации с пассажирами. Внедрение технологий, обрабатывающих большие объемы информации, вывело на первый план проблему кибербезопасности.

«
Резкое замедление темпов роста в 2020 году заставило авиатранспортную отрасль сосредоточиться на повышении экономической эффективности. Авиакомпаниям и аэропортам пришлось оперативно внедрять меры по охране здоровья, в том числе бесконтактные технологии и обработку медицинских данных (например, ПЦР-тестов). Положение усложняют постоянные изменения правил авиаперевозок, которые делают долгосрочное планирование невозможным. Чтобы решить эти проблемы, отрасль скорректировала приоритетные направления инвестиций, уделив особое внимание технологиям. К счастью, авиакомпании и аэропорты смогли извлечь выгоду из сложившейся ситуации и добились значительных успехов во внедрении новых автоматизированных решений, которые делают перелет более комфортным и безопасным для пассажиров.
сказал Серджио Колелла (Sergio Colella), президент SITA в странах Европы
»

Переход к полностью бесконтактному процессу регистрации – основной приоритет для аэропортов и авиакомпаний на февраль 2021 года. Внедрение этих технологий позволит защитить пассажиров и персонал, повысить качество обслуживания и эффективность предоставляемых услуг.

Основным направлением инвестиций являются биометрические технологии: к 2023 году 64% аэропортов намерены установить специальные контрольно-пропускные пункты, обрабатывающие биометрические данные для допуска к посадке, – это в три раза больше, чем в 2020 году. 82% авиаперевозчиков уже значительно расширили внедрение биометрических технологий и планируют удвоить инвестиции в разработку биометрических решений для самостоятельного путешествия пассажиров к 2023 году.

Авиакомпании также отмечают задачу перехода к полностью бесконтактному процессу регистрации в качестве приоритетной. Большинство из них планируют перейти к использованию мобильных сервисов для бесконтактной оплаты предоставляемых услуг. 79% авиакомпаний ориентированы на интеграцию технологий самостоятельной сдачи багажа пассажирами. Иными словами, скоро все основные этапы путешествия, с момента бронирования до прибытия в пункт назначения, станут бесконтактными.

97% авиакомпаний вкладывают значительные средства в разработку и совершенствование мобильных приложений. Так, к 2023 году пассажиры и персонал аэропорта будут получать уведомления о статусе багажа в режиме реального времени.

В ответ на пандемию большинство авиакомпаний и аэропортов вкладывают больше средств в дистанционные информационные технологии, оптимизирующие работу сотрудников, в том числе их общение с пассажирами. Почти три четверти игроков авиаотрасли планируют увеличивать количество инвестиций в обмен данными, облачные сервисы, кибербезопасность и бизнес-аналитику для ускорения цифровых процессов в аэропортах. Это приведет к значительному расширению спектра услуг, представляемых пассажирам в мобильных приложениях.

2019: Начало использования электронных посадочных талонов в России

24 февраля 2019 года вступил в силу приказ Минтранса об использовании электронных посадочных талонов. Речь идет об онлайн-регистрации на рейс.

В соответствии с нововведениями пассажиру может быть предоставлен электронный посадочный талон, если он самостоятельно зарегистрировался на рейс через интернет.

В российских аэропортах разрешили проходить в самолет по электронным посадочным талонам
«
Посадочный талон, оформленный  в электронном виде, используется при наличии в аэропорту информационной системы, включающей в себя электронную базу данных досмотра, и устройства, сканирующего штриховой код, содержащийся в посадочном талоне, — говорится в тексте приказа.
»

Такой документ позволяет сразу пройти в стерильную зону аэропорта. При этом в воздушных гаванях остается возможность использования бумажного талона, если это необходимо пассажиру, например, для отчета о командировке. Авиакомпании обязаны сообщать пассажирам о том, что они могут не распечатывать документ.

«

Надо иметь в виду, что эти талоны будут использоваться только в тех аэропортах, которые к этому готовы. У них должна быть своя система учета предполетного досмотра, только в этом случае возможно использование посадочного талона в электронном виде, — сообщил телеканалу RT глава «Союза пассажиров России» Кирилл Янков.
»

Он отметил, что к концу февраля 2019 года на Севере и Дальнем Востоке находится множество аэропортов, которые не обладают нужным оборудованием. Более того, эти аэропорты зачастую являются убыточными при своей эксплуатации, добавил Янков.

Московские «Шереметьево» и «Домодедово» сообщили, что оснащены оборудованием для пропуска пассажиров в самолет по электронным посадочным талонам, но когда начнут предлагать такой сервис, не уточнили.

Среди региональных аэропортов к обслуживанию пассажиров по посадочным талонам в электронном виде технически готов аэропорт Сочи. В Уфе около 1200 пассажиров воспользовались услугой к февралю 2019 года.[5]

Техническое обслуживание и ремонты

Воздушное судно за время полета генерирует огромное количество информации о состоянии различных узлов самолета. Благодаря технологии Big Data авиакомпании и операторы ТОиР (технического обслуживания и ремонта) теперь начинают систематизировать такую информацию, отмечает эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. В результате задолго до поломки эксплуатант будет знать об износе той или иной детали, необходимых сроках ее замены.

«
Это поспособствует росту эффективности использования флота, так как сокращает время простоя воздушного судна на время вынужденного ремонта, - поясняет Гущин TAdviser.
»

В 2017 году «Аэрофлот» проводил тендер на построение такой системы, хотя в итоге не нашлось желающих в нем участвовать, следует из опубликованного протокола закупки. В авиакомпании рассчитывали, что система позволит «Аэрофлоту» диагностировать и прогнозировать техническое состояние узлов и агрегатов своих воздушных судов с применением инструментов Big Data.

В рамках реализации ИТ-стратегии в 2016 году «Аэрофлот» внедрил систему Digital Optimization for Fleet&Maintenance. Система, разработанная совместно с Sabre, предполагает, что с борта самолета в наземные службы автоматически поступает информация о его техническом состоянии. Это позволяет оперативно формировать план по ремонту и обслуживанию судна.

Проблема планирования экипажей остается одной из наиболее актуальных для гражданских авиаперевозок. (Фото - Аэрофлот)

Оптимизация расходов на персонал

В 2018 году Utair стала первой российской авиакомпанией, которая внедрила программу планирования экипажей Jeppesen Crew Pairing и программу снижения рисков во время планирования экипажей Boeing Alertness Model. Такая система будет способствовать оптимизации расходов на персонал – одной из ключевых статей расходов авиакомпании, привел пример Александр Гущин в разговоре с TAdviser.

Проблема планирования экипажей остается одной из наиболее актуальных для гражданских авиаперевозок. Так, например, из-за сбоя в программе, которая составляет списки пилотов, American Airlines отправила в отпуск с 17 по 31 декабря 2017 года - один из самых напряженных периодов года — слишком большое количество пилотов. Об этом сообщал РБК со ссылкой на газету NYT. Такой сбой поставил под угрозу отмены тысячи рейсов.

Ускорение бизнес-процессов

Примеров применения передовых технологий в авиации все больше и больше. К примеру, в 2017 году S7 сообщила о запуске проекта по продаже авиабилетов на основе блокчейна. 28 июля 2017 года компания объявила об оформлении первого в мире билеты при помощи подключения к банковской системе через блокчейн. Авиаперевозчик реализовывал проект совместно с «Альфа-Банком». Приватный блокчейн построен на базе протокола Ethereum, в котором посредством смарт-контрактов обеспечивается информационное взаимодействие контрагентов при проведении платежей.

«
Внедрение платформы Ethereum открыло возможности существенной оптимизации бизнес-процессов как для авиакомпании, так и для ее партнеров. Скорость расчетов выросла с 14 дней до 23 секунд, - говорится на сайте авиаперевозчика.
»

Тогда заместитель генерального директора по информационным технологиям S7 Group Павел Воронин заявил, что технология блокчейна позволяет существенно оптимизировать бизнес-процессы, автоматизировать любую схему взаиморасчета, даже такую сложную, как, например, складские поставки.

По данным компании, контрагентами платформы являются авиакомпания S7 Airlines и агенты по продаже билетов. Платежи проводятся через «Альфа-банк», который получает информацию об операциях напрямую из узла сети, включенного в приватный блокчейн. Весь цикл операций, начиная от бронирования билета, до списания средств со счета и обновления статуса, выполняется системой автоматически.

Благодаря данной технологии авиакомпания не предоставляет агенту отсрочку платежа и получает выручку сразу после оформления билета, агенты могут работать напрямую с авиакомпанией без предоставления дополнительных финансовых гарантий. Кроме того, такая система сокращает документооборот.

Интеллектуальная голосовая платформа «Аэрофлота», разработанная Nuance в 2016 году, оптимизирует работу контактных центров авиакомпании. Клиенты могут получить справку о состоянии рейсов в автоматизированном режиме, не ожидая ответа операторов колл-центра. Ранее авиакомпания использовала распределенный контакт-центр. Точкой входа для звонков клиентов служил интерактивный голосовой автоответчик с распределением звонков путем набора в тоновом режиме. В итоге клиенты компании сталкивались с недостатком входящих линий, необходимостью долгого ожидания ответа оператора.

Персонифицированный подход к пассажиру

В 2018 году S7 планирует внедрить систему распознавания лиц пассажиров в аэропорту Домодедово. Технология будет внедрена в работу бизнес-залов аэропорта, сообщила компания в конце января 2018 году. По задумке компании, программное обеспечение на основе обучаемых нейронных сетей позволит идентифицировать пассажиров S7 Airlines и персонализировать услуги для посетителей бизнес-залов. Проект разрабатывался совместно с VisionLabs.

Похожий проект реализует и «Аэрофлот». Совместно с «Техносервом» в 2017 г. компания разработала систему интеллектуальной сегментации клиентов. Основанная на использовании анализа больших данных и модели машинного обучения технология позволила авиакомпании проанализировать предпочтения своей аудитории, провести сегментацию клиентов по их покупательской способности и потенциальной доходности, рассказывали в «Техносерве».

Безопасность во время полета

2019: Обозначены основные киберриски для авиационной отрасли

Рабочая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ) при участии BI.Zone (Безопасная Информационная Зона, Бизон) обозначила в отчете основные киберриски для авиационной отрасли. Об этом стало известно 7 февраля 2020 года.

В отчете сказано, что интеграция современных технологий, таких как технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, биометрии, промышленного интернета вещей (Industrial Internet of Things - IIoT), делает компании более уязвимыми к различным киберугрозам.

«
В 66% случаев киберинциденты в авиации, за компенсацией последствий которых клиенты обращались в страховую компанию, были вызваны невнимательностью или злонамеренной деятельностью сотрудников и лишь в 18% - внешней угрозой. Сами участники индустрии подтверждают, что чаще всего сталкиваются с инцидентами, в которых ключевую роль играют не технические недоработки, а человеческая доверчивость или неосведомленность. По данным опросов, проведенных среди игроков отрасли, основной причиной киберинцидентов в авиации в 2019 г. стал фишинг. Верхние строчки рейтинга также заняли атаки с использованием других методов социальной инженерии, инциденты с программами-шифровальщиками, DDoS и атаки на сетевую инфраструктуру, - отмечают исследователи.

»

По данным, приведенным в исследовании ВЭФ, около 96% членов правления опрошенных организаций уверены, что в кибербезопасность следует инвестировать больше. 87% руководителей крупных компаний считают, что плохо обученные сотрудники - основной фактор риска для безопасности бизнеса.

Главными условиями успешного развития авиационной отрасли и повышения ее киберустойчивости авторы отчета считают интеграцию принципов кибербезопасности во все аспекты деятельности компаний, создание общих стандартов, а также обмен информацией об угрозах, рисках и лучших практиках. Именно выработка единого подхода к защите от киберугроз станет основной целью следующей фазы работы участников проекта, которая начнется в 2020 г.

«
В случае с авиацией вопросам кибербезопасности стоит уделять особенное внимание, ведь здесь ценой как мощной кибератаки, так и простой человеческой ошибки могут стать десятки человеческих жизней. Мы давно говорим о том, насколько важны коллаборация и обмен информацией для построения эффективной защиты от киберугроз. На расширение подобного сотрудничества направлены многие наши проекты и инициативы,
заявил директор BI.ZONE Дмитрий Самарцев[6]
»

2017: Цифровые технологии помогают авиакомпаниям выявлять потенциально опасных пассажиров

Цифровые технологии помогают авиакомпаниям выявлять потенциально опасных пассажиров. Об этом в апреле 2017 года заявлял заместитель директора департамента маркетинга «Аэрофлота» Антон Мягков.

Анализ информации об активности в социальных сетях тех или иных пользователей позволяет авиакомпании составить портрет клиента и предупредить службы безопасности о возможности совершения им противоправных действий. Такая технология особенно актуальна в периоды проведения массовых мероприятий, к примеру, чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Повышению безопасности полетов служит и система Digital Optimization for Flight Operations. Благодаря этой системе осуществляется постоянный обмен информацией между бортовым компьютером и системой Sabre Flight Explorer (система, позволяющая в режиме реального времени отслеживать положение судна, отображать маршрут самолета). На бортовой компьютер автоматически передаются сведения по загрузке и плану полета, а с бортового компьютера в течение всего полета поступает информация о местоположении.

Поддержка деятельности пилотов

Последнее десятилетие пилоты пользуются технологией Electronic Flight Bag (EFB). Это планшет, на который загружаются навигационные карты, РЛЭ (руководство по летной эусплуатации), РПП (руководство по производству полетов), MEL (Minimum Equipment List - Перечень Минимального Оборудования), сборник действий экипажа в нештатных ситуациях и другие документы.

В 2007 году главный штурман «Аэрофлота» Владимир Нартов рассказывал изданию «Деловой авиационный портал», что EFB делится на три класса. EFB первого класса — это автономные ноутбуки, на которые устанавливается программное обеспечение, предоставляющее аэронавигационную и другую необходимую для подготовки к полетам информацию с возможностью обновления из любого места при наличии выхода в интернет или доступа к внутренней сети (интранет).

Второй класс EFВ представляет собой портативные планшеты. Они привносят дополнительные возможности видеонаблюдения как в салоне самолета и в кабине. EFB третьего класса интегрируется с другими системами самолета и предназначена для сбора и отображения информации о топливе, высоте, местоположении судна, а также для осуществления расчетов.

Примечания