Российский транспорт (цифровая платформа)
Основная статья: Российский транспорт (цифровая платформа)
2024
В России запускается Федеральная навигационная система, чтобы жители регионов могли видеть перемещение автобусов на карте
Министерство транспорта России совместно с АО «ГЛОНАСС» приступили к тестированию Федеральной навигационно-информационной системы (ФНИС), которая позволит жителям всех регионов отслеживать движение общественного транспорта в режиме реального времени. О начале внедрения новой системы стало известно 19 ноября 2024 года. Подробнее здесь.
Оснащение поездов прозрачными российскими OLED-дисплеями, устанавливаемыми вместо окон
Компания «Октогласс» разработала инновационный OLED-дисплей с изменяемой прозрачностью для установки в качестве окон в пассажирском рельсовом транспорте. Проект, реализованный совместно с компанией «Метро Медиа», успешно прошел пилотные испытания. Об этом стало известно 30 октября 2024 года. Подробнее здесь
Полиция в Казахстане начала оформлять ДТП с помощью электронных схем
В начале октября 2024 года полиция в Казахстане начала использовать новый метод оформления дорожно-транспортных происшествий, предусматривающий применение электронных схем. Такой подход позволяет оперативно и точно фиксировать все обстоятельства и детали инцидента. Подробнее здесь
В России утвержден ГОСТ «Искусственный интеллект на водном транспорте»
В октябре 2024 года стало известно об утверждении в России ГОСТа Р 71598-2024 — «Системы искусственного интеллекта на водном транспорте. Общие положения». Документ устанавливает общие нормы и область применения технологий ИИ в указанной сфере. Подробнее здесь
Минтранс создает систему контроля пассажирских автоперевозок на базе «ЭРА-ГЛОНАСС»
Министерство транспорта России инициировало создание новой системы контроля пассажирских автоперевозок на основе инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС». Об этом стало известно в начале октября 2024 года после публикации проекта постановления правительства РФ на портале проектов нормативных правовых актов. Подробнее здесь.
Цифровые двойники, контроль за добросовестностью перевозчика и подсчет пассажиров. Как в Ленобласти проходит цифровизация общественного транспорта
В Ленинградской области в сентябре 2024 года началась активная цифровизация общественного транспорта, которая охватывает контроль за добросовестностью перевозчиков и внедрение систем подсчёта пассажиров, а также создание цифровых двойников. С января 2025 года планируется запуск обновлённых цифровых платформ для оплаты проезда и учета пассажиропотока. Эти меры направлены на улучшение обслуживания пассажиров и оптимизацию маршрутов с учётом их загруженности. Подробнеездесь.
Миллиарды не в грузовики, а в ИТ. В чем феномен цифровой логистики в России - TA мнения
Российские компании из сферы грузоперевозок активно инвестируют в цифровизацию, поскольку это позволяет значительно повысить их эффективность и конкурентоспособность, а также улучшить качество обслуживания клиентов. О тренде цифрой логистики TAdviser поговорил с участниками рынка в августе 2024 года.
По прогнозам Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, спрос на решения для цифровизации рынка транспорта и логистики будет расти на 21% в год ежегодно и к 2030 году превысит 626 млрд рублей. В отрасли используют электронный документооборот, системы мониторинга (GPS-трекеры, NFC-метки и т. п.), системы управления складом (WMS), системы учета транспорта (TMS), а также роботов и беспилотные автомобили.
Директор по развитию продукта «Яндекс.Магистрали» (платформа для организации грузоперевозок) Александр Гаврилов перечислил три главных преимущества, которые обеспечивает развитие информационных технологий в логистике:
- автоматизация процессов, снижающая риск ошибки из-за человеческого фактора;
- повышение качества аналитики, что, в свою очередь, помогает компании снизить расходы;
- формирование единых стандартов в отрасли.
Компании из сферы грузоперевозок активно инвестируют в цифровизацию из-за потребности нехватки персонала на складских и транспортных операциях, говорит ИТ-директор Boxberry Станислав Чегодаев. Еще одна причина, по его мнению, заключается в высоком уровене партнерских взаимодействий при организации различных схем доставки груза.
Их невозможно реализовать без интеграций ИТ-систем между игроками рынка. Приходится интегрировать и статусную модель движения груза, и SLA\SLO как по логистике, так и по ИТ-сервисам, — сказал Чегодаев. |
Влияет на решение инвестировать в цифровизацию и существенный рост рисков в сфере информационной безопасности. «Потоковый» бизнес очень чувствителен к перебоям в доступности ИТ-систем, добавил CIO Boxberry. Тому подтверждением является сбой в работе СДЭК, который произошел в конце мая 2024 года и продолжался несколько дней.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
По мнению директора по цифровой трансформации бизнеса «Байкал-Сервис ТК» Сергея Майдебуры, для выстраивания оптимальных процессов взаимодействия логистическая отрасль просто вынуждена быть развитой в автоматизации и стремится оцифрововать все, что можно. И не просто быть развитой, а идти в ногу с передовыми тенденциями в этих областях. При этом эксперт предупредил, что «цифровизация – не цель для компании, а средство: не стоит нестись сломя голову за модой».
К августу 2024 году у логистического рынка России наблюдается сравнительно невысокий уровень цифровизации, отмечают в пресс-службе ГК «Деловые Линии. Ключевой проблемой там назвали отсутствие комплексных отраслевых ИТ-решений. Каждая транспортная компания самостоятельно выстраивает внутренние процессы, используя их как свое конкурентное преимущество. Поэтому продвижение большинства операторов идет как раз за счет оптимизации собственных бизнес-решений, добавили в «Деловых Линиях».
К августу 2024 года в России происходит внедрение электронных транспортных накладных и создание Единого цифрового реестра автоперевозчиков (ГосЛог), являющегося частью Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП), призванной существенно упростить процессы взаимодействия и обмена документацией при осуществлении международных перевозок. Комментируя развитие этих госпроектов, руководитель дирекции по развитию бизнеса в IBS Александр Толгский отметил, что за счет привлечения большого количества участников рынка, работающих по единым правилам, цифровые платформы позволяют оперативно выявлять узкие места при взаимодействии бизнеса между собой и с органами исполнительной власти, оперативно принимать решения, способствующие эффективному развитию отрасли в целом.
Директор по развитию бизнеса в ритейле и FMCG компании «Крок» Дмитрий Смирнов считает, что цифровые платформы революционизируют логистическую отрасль. Аналитика больших данных и машинное обучение позволяют прогнозировать спрос, выявлять колебания и пиковые периоды. Это жизненно важно для логистической цепочки, поскольку позволяет планировать материальные ресурсы, производство, финансы и оценивать риски. А интеграция с другими системами обеспечивает бесшовную работу и повышает эффективность бизнеса в целом, добавил он.
Кроме того, цифровизация помогает компаниям из сферы грузоперевозок соответствовать требованиям регулирования и экологическим стандартам, указывает начальник автоколонны ГК «Семья» Павел Филимонов. Он привел следующие примеры: с помощью цифровых решений эффективно управлять данными, контролировать выбросы углекислого газа и оптимизировать использование ресурсов.
Опрошенные TAdviser участники рынка сошлись во мнении, что инвестиции в автоматизацию работы логистических компаний быстро окупаются, поэтому спрос на цифровые решения в отрасли растет. Основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Святослав Вильде говорит, что в ручном режиме, логист в среднем может обрабатывать от 3 до 5 заявок в день, с помощью современных ИТ-инструментов – до 15-20 заявок.
Цифровые платформы решают главную задачу участников рынка логистики – поиск надежного перевозчика по самой оптимальной цене, — подчеркнул Вильде. |
Российский рынок цифровых технологий в сфере логистики за год вырос вдвое до 12,7 млрд рублей
В 2023 году российские компании из сферы cargotech (цифровые решения в сфере логистики) заработали в общей сложности более 12,7 млрд рублей, что примерно вдвое больше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные аналитиков Smart Ranking, опубликованные в конце мая 2024 года.
В России проведут эксперимент по внедрению национальной цифровой транспортно-логистической платформы
Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление о проведении эксперимента по созданию, апробации и внедрению национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Об этом 5 июля 2024 года TAdviser сообщили представители Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». Подробнее здесь.
В России запущены 2 новых нацпроекта в сфере транспорта на 14 трлн. Что в них говорится о цифровизации
В июне 2024 года стало известно о запуске двух новых национальных проектов в сфере транспорта, общая стоимость которых составляет 14 трлн рублей. Проекты направлены на модернизацию транспортной инфраструктуры и внедрение цифровых технологий, что станет важным шагом к развитию российской экономики и повышению качества жизни граждан.
По данным ТАСС, проекты под названиями «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни» включают значительные инвестиции как из федерального бюджета, так и из внебюджетных источников. Первый проект получит 7,2 трлн рублей, из которых 0,6 трлн рублей будут выделены из федерального бюджета. Второй проект оценивается в 6,8 трлн рублей, при этом около 5 трлн рублей будут предоставлены федеральным бюджетом.
Заместитель министра транспорта Валентин Иванов отметил, что 60% финансирования новых нацпроектов будет направлено на развитие железнодорожной инфраструктуры. В планах также создание и модернизация ключевых транспортных объектов, таких как аэропорты, морские порты и дороги.
Важной частью обоих проектов является цифровизация транспортной инфраструктуры. В рамках федерального проекта по цифровизации будет создана государственная информационная система транспортно-экономического баланса. Эта система позволит выявлять «узкие» места в инфраструктуре, анализировать фактические и прогнозные объемы грузо- и пассажиропотоков, что поможет повысить эффективность использования транспортной сети.
Разрабатываемая Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа направлена на снижение административных барьеров и увеличение эффективности транспортной инфраструктуры. Она обеспечит интеграцию различных видов транспорта и упростит взаимодействие между участниками транспортного рынка.
Президент России Владимир Путин подчеркнул важность использования новаторских цифровых решений для укрепления технологического суверенитета страны и повышения производительности в различных отраслях экономики. Он также отметил, что цифровизация транспортной инфраструктуры позволит создать комфортную и безопасную среду для граждан.[1]
Правительство России поддержало законопроект о создании единого реестра перевозчиков грузов
Правительство России поддержало законопроект о создании единого реестра перевозчиков грузов и установлении новых требований для допуска перевозчиков на рынок грузовых автомобильных перевозок внутри страны. Об этом 18 июня 2024 года сообщает агентство «Интерфакс». Реестр будет включать информацию о перевозчиках и их транспортных средствах и станет доступным для общего пользования. Подробнее здесь.
В России создают единую цифровую систему для управления водным транспортом. Что она даст
18 июня 2024 года стало известно о том, что российская ИТ-компания «Ситроникс», входящая в состав АФК «Система», направила в Минтранс предложение о создании единой цифровой системы для управления водным транспортом. Развертывание такой платформы может обойтись в «сотни миллиардов рублей». Подробнее здесь.
В Минтрансе РФ рассказали, как проходит цифровизация транспортной отрасли
15 мая 2024 года на международной выставке-форуме в Москве Минтранс и Минпромторг провели пленарную сессию «Технологическое лидерство: транспортная мобильность. Перспективы цифровизации транспортного комплекса и развития беспилотных технологий». Мероприятие было посвящено вопросам развития цифровых технологий в транспортном секторе, в том числе в сфере беспилотных машин.
Развитие транспорта и логистики невозможно без цифровых технологий. Это уже очевидно, — говорит замминистра транспорта Дмитрий Баканов. — Думаю, никто уже не покупает билеты, не ездит в кассу вокзала, не покупает за наличные, не берет бумажные квитки, чтобы положить в карман, не оплачивает наличными проезд в городском транспорте, не передает кондуктору деньги. Мы даже продукты домой заказываем через курьера, в магазин не ходим. Машины люди перестали покупать, потому что есть каршеринг, а впереди еще и «беспилотие». Оно развивается на всех видах транспорта. |
Баканов сообщил, что к маю 2024 года более 30 млн километров проехали беспилотные такси по «Иннополису», Москве и «Сириусу». Водителя уже пересадили с основного места на пассажирское, в перспективе его вовсе не будет в салоне, отметил он.
Замглавы Минтранса коснулся вопросов развития и интеграции в единое воздушное пространство беспилотных авиационных систем, что, по мнению Баканова, должно ускорить их внедрение в различные сектора экономики. К середине мая 2024 года к учету принято около 100 тыс. единиц, за последний год выполнено более 175 тыс. полетных заданий, отметил Дмитрий Баканов.
В Минтрансе также рассказали, что летом 2024 года на Московском центральном кольце (МЦК) будут запущены беспилотные поезда, в которых машинист будет только следить за работой системы управления. А на 2026 год намечен запуск поезда без человека в кабине. Предполагается. что сначала машинист-оператор сможет дистанционно контролировать работу сразу двух беспилотных составом, а в дальнейшем — сразу четырех.
Развитие автопилотов происходит и в сегменте водного транспорта. Так, в конце 2023 года на линии Усть-Луга – Балтийск запущено движение морских автономных судов: «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский».
Еще одной темой выступления Дмитрия Баканова стало отечественное программное обеспечение в транспортной отрасли. По словам замминистра, «первой ласточкой» стал переход на российские системы бронирования авиабилетов. К середине мая 2024 года через них оформлено около 150 млн билетов. Второй проект в этой сфере – Авиационная сервисная платформа, которая позволяет передавать телеграфные авиасообщения. Это решение к маю 2025 года использует 56 аэропортов, 12 российских и 13 иностранных перевозчиков. С момента ее запуска обработано более 70 млн сообщений, рассказал заместитель главы Минтранса.
Среди успешных российских разработок он также упомянул системы управления перевозками, на которые переходит железная дорога: АСУ «Экспресс» (позволяет покупать билеты) и ЭТРАН (обмен электронными перевозочными документами).
Говоря о планах цифровизации транспортной отрасли, Баканов в середине мая 2024 года сообщил, что в течение двух лет планируется создание Национальной цифровой транспортно-логистической платформы «ГосЛог», которая должна убрать с рынка бумажные документы, что позволит осуществлять сквозную прослеживаемость при, мультимодальной перевозке всех грузов.
Еще один проект — единая пассажирская платформа, которая будет состоять из систем контроля состояния горэлектротранспорта, управления льготными перевозками, Федеральной навигационно-информационной системы онлайн-мониторинга движения и прибытия транспорта, контроля пассажирских межрегиональных перевозок и их легальности.[2]
В России создают платформу «единого окна», которая объединит все ГИС в сфере транспорта и логистики
В начале апреля 2024 года стало известно о том, что в России создаются национальная цифровая транспортно-логистическая платформа «ГосЛог» и электронный реестр уведомлений о перевозке грузов. Целями проекта являются формирование правовых условий и механизмов, обеспечивающих защиту интересов потребителей транспортных услуг, а также повышение качества и безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом. Подробнее здесь.
Минцифры РФ получило доступ к гостайне в сфере транспорта и военных перевозок для повышения кибербезопасности этих сфер
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ получило доступ к гостайне в сфере транспорта и военных перевозок для повышения кибербезопасности этих сфер. Соответствующий указ президента России Владимира Путина был опубликован 11 апреля 2024 года. Подробнее здесь.
В Подмосковье запущена ИИ-система, выявляющая очереди на остановках. Данные передаются перевозчикам
В Подмосковье запущена ИИ-система, выявляющая очереди на остановках. Данные передаются перевозчикам. Об этом пресс-служба Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области сообщила 11 апреля 2024 года. Подробнее здесь.
Повреждения всех рейсовых автобусов в Подмосковье теперь ищет искусственный интеллект
Повреждения всех рейсовых автобусов в Подмосковье теперь ищет искусственный интеллект. Об этом пресс-служба министерства государственного управления, информационных технологий и связи региона сообщила в конце марта 2024 года. Подробнее здесь.
2023
Чернышенко: В России реализуется 19 проектов цифровизации транспорта на 27,2 млрд рублей
В России насчитывается четыре индустриальных центра компетенций (ИЦК), занимающихся развитием цифровых решений для транспортных отраслей. В рамках этих инициатив реализуется 19 проектов на сумму 27,2 млрд рублей. Об этом вице-премьер Дмитрий Чернышенко рассказал 15 ноября 2023 года.
Важный компонент такой трансформации – цифровизация сферы транспорта. Обновленная стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли дополнена новым проектом по обеспечению информационной безопасности на объектах критической информационной инфраструктуры. В ней мы уделяем ключевое внимание внедрению искусственного интеллекта, – отметил заместитель председателя правительства. |
Одним из ключевых международных проектов России в сфере цифровизации транспорта Чернышенко назвал создание Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Ожидается, что благодаря платформе средняя скорость доставки товаров увеличится до 15%, а объем грузоперевозок вырастет до 12%.
Вице-премьер также заявил, что у российских ИТ-разработок в сфере транспорта высокий экспортный потенциал. В качестве примера успешного проекта он назвал отечественную систему бронирования «Леонарод», которая к ноябрю 2023 года работает в Армении, Киргизии и Белоруссии, а с 2024 года будет внедрен крупнейшим авиаперевозчиком Венесуэлы.
Кроме того, по словам Чернышенко, планируется проведение эксперимента по отказу от бумажного документооборота при импорте и экспорте грузов морскими контейнерами на маршруте Владивосток – Москва. По прогнозам, к концу 2024 года количество электронных перевозочных документов достигнет 10 млн единиц.
Также Дмитрий Чернышенко отметил, что расширяется перечень транспортных услуг для граждан. Например, предусмотрена автоматизация 50 услуг в сфере транспорта, 31 из которых уже выведена на портал госуслуг. Самыми популярными услугами стали регистрация транспортного средства и получение водительского удостоверения.[3]
Мишустин утвердил стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли в России до 2030 года. Соответствующий документ опубликован в начале ноября 2023 года.
Согласно распоряжению, Министерству транспорта РФ совместно с заинтересованными ведомствами поручено обеспечить реализацию стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли. Его целями названы:
- оказание качественных государственных услуг населению;
- повышение качества транспортно-логистических услуг (увеличение их доступности, скорости и стоимости);
- развитие «бесшовных» внутрироссийских и международных перевозок;
- обеспечение безопасности и надежности этих перевозок;
- снижение нагрузки на окружающую среду.
По планам авторов стратегии, к 2030 году минимизация человеческого фактора на дорогах приведет к сокращению дорожно-транспортных происшествий не менее чем на 2%. Грузопоток беспилотных транспортных средств вырастет не менее чем в три раза. Также ожидается, что что трафик высокоавтоматизированного транспорта на автодороге М-11 «Нева» составит 11 000 единиц в 2024 году, а коммерческий грузооборот – 143,16 куб. м на км.
В документе также прогнозируется, что количество объектов транспортной инфраструктуры, использующих биометрию для допуска пассажиров, к 2027 году достигнет 150 единиц, а к 2030-му количество планируют увеличить до 700 (этот план заложен в направление «Зеленый цифровой коридор пассажира»).
В стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли также сказано, что в 2024 году беспилотная доставка грузов будет доступна на 48 маршрутах. Кроме того, в документе отмечается, что в 2024 году в России будут допущены к эксплуатации 16 беспилотных авиационных систем, а в 2035 году может начаться экспорт российских гражданских беспилотников.
Как сообщила пресс-служба Минтранса РФ, комментируя принятие новой стратегии, в рамках актуализации стратегического направления с учетом анализа основных трендов и ограничений отрасли уточнен перечень проектов и инициатив цифровой трансформации транспортной отрасли.
В ведомстве также отметили, что в рамках обновления стратегического направления сохранены актуальные цифровые проекты транспортной отрасли, одновременно с этим исключены уже реализованные. При этом стратегическое направление дополнено новым проектом, связанным с обеспечением информационной безопасности на объектах критической информационной инфраструктуры.
Отдельное внимание в стратегическом направлении уделено внедрению искусственного интеллекта в транспортную отрасль. Использование ИИ предусмотрено в рамках большей части проектов, включаемых в стратегическое направление, таких как «Беспилотные логистические коридоры», «Автономное судовождение», «Беспилотные авиационные системы», «Зеленый цифровой коридор пассажира», «Бесшовная грузовая логистика».
Из стратегии следует, что результатом реализации проекта «Автономное судовождение» должен стать новый облик транспортной отрасли в области мореплавания за счет разработки и внедрения инновационных технологий. Так, согласно документу, предполагается создание автономного портового флота из одной единицы в 2024 году и из трех — в 2025 году.
В 2024 году также предусматривается внедрение элементов береговой инфраструктуры обеспечения автономного судовождения и отечественных образцов судового оборудования для автономного судовождения. Для этого будут проведены научно-исследовательские (опытно-конструкторские) работы.
Правительство Российской Федерации Распоряжение от 3 ноября 2023 г. № 3097-р
В троллейбусах Петербурга стали показывать количество «зайцев» в салоне
Петербургские троллейбусы оснастили оборудованием, показывающим количество безбилетников в салоне. Информация выводится на дисплей в кабине водителя и экраны, установленные в салоне, сообщили в Горэлектротрансе в конце сентября 2023 года. Подробнее здесь.
Британия 3 года пытается запустить единую ГИС для автобусных перевозок, но деньги уходят зря
В начале сентября 2023 года Министерство транспорта Британии сообщило о намерении выделить £24 млн (приблизительно $30,16 млн по курсу на 6 сентября 2023-го) технологическим компаниям, которые помогут в развертывании государственной информационной системы (ГИС) для автобусных перевозок. Подробнее здесь.
Названы 8 главных ИТ-трендов транспортной отрасли
В августе 2023 года команда Межотраслевого центра трансфера технологий и Исследовательского центра в сфере ИИ Университета Иннополис подготовила открытый патентно-маркетинговый отчет «Применение искусственного интеллекта в приоритетных отраслях экономики». В этом документе среди прочего перечислены тренды в части цифровизации транспортной отрасли. Особый акцент сделан на возможности искусственного интеллекта.
Беспилотный транспорт
Системы ИИ используются для обеспечения безопасности, мониторинга дорожной обстановки и выявления возможных аварийных ситуаций. Автомобили, управляемые ИИ, запрограммированы на более быстрые реакции, включая торможение в экстренных ситуациях. Системы взаимодействуют между собой по беспроводной связи, что позволяет избегать движения по одним и тем же маршрутам, занимать дорожное полотно, избегать столкновений и заторов. Они также могут предсказывать узкие места и соответствующим образом корректировать маршруты. Также беспилотные авто применяются в такси.
Устойчивый транспорт
Электромобили или машины на солнечных батареях сокращают воздействие на окружающую среду. Хотя эти технологии возможны без ИИ, они работают более эффективно, когда расход энергии контролируется с помощью искусственного интеллекта, который может предсказать трафик на дорогах, чтобы предложить лучшие решения для автомобилей, в том числе беспилотных.
Безэкипажные суда
ИИ внедряется и в судоходную отрасль, чтобы сделать ее более эффективной и рентабельной, в том числе один из вариантов сокращения издержек - создание безэкипажных судов. Так, компания Rolls-Royce заключила партнерское соглашение с Google для интеграции ИИ в кораблях.
Прогнозы задержек
В воздушном транспорте острая проблема связана с задержкой рейсов. Это не только приводит к финансовым потерям, но и негативно сказывается на впечатлении клиентов. Используя компьютерное зрение и анализ данных, авиация может улучшить впечатления клиентов от полетов, сократив время ожидания и предлагая более качественные услуги. С помощью ИИ авиационные компании могут отслеживать задержки в режиме реального времени и заранее информировать пассажиров.
Управление дорожным движением
Системы управления дорожным движением - одно из применений ИИ в транспорте. Искусственный интеллект может помочь в управлении движением, предлагая оптимальные маршруты, может предлагать время, когда ожидается более свободное движение, планировать наиболее выгодные маршруты для любого вида транспорта. ИИ способен управлять светофорами и парковками, его можно использовать для мониторинга движения в районе строительных площадок или аварий, чтобы водители были информированы и могли избежать возможных задержек.
Управление парками транспортных средств
Система с ИИ поможет управлять компанией: например, контролировать местонахождение водителей с помощью GPS, оценивать состояния водителя, прогнозировать различные ситуации и поломки авто. Система способна передать менеджерам автопарка обновления в режиме реального времени для оперативного реагирования.
Распознавание автомобильных номеров и объектов
Автоматизированное распознавание номерных знаков включает в себя системы камер на основе компьютерного зрения, прикрепленные к уличным столбам, эстакадам и автомагистралям для фиксации номерного знака и местоположения авто. Технология полезна для полиции.
Оптимизация документооборота
Транспортная отрасль связана с большим количеством документом, оптимизировать работу с которыми помогают цифровые технологии. В частности, она обеспечивают распознавание текста, оцифровку и перенос данных в онлайн-системы.
Применение искусственного интеллекта в приоритетных отраслях экономики
Мониторинг общественного транспорта в России переведут на «ГосТех»
17 августа 2023 года стало известно о том, что на базе российской цифровой платформы «ГосТех» будет создана новая система мониторинга общественного транспорта. Подробнее здесь.
Минтранс РФ создает единый биометрический цифровой проездной
Министерство транспорт РФ включило проект единого биометрического электронного проездного в стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли. Об этом сообщается на сайте ведомства в начале августа 2023 года. Подробнее здесь.
Минтранс создает логистическую ИТ-платформу для обмена данными со странами АСЕАН, БРИКС, ШОС и ЕАЭС
Министерство транспорта РФ создает Национальную цифровую транспортно-логистическую платформу (НЦТЛП), которая позволит обмениваться информацией со странами АСЕАН, БРИКС, ШОС и ЕАЭС. Об этом стало известно в начале июля 2023 года. Подробнее здесь.
Глава Минтранса доложил Путину о ходе цифровизации транспортной отрасли
21 июня 2023 года президент РФ Владимир Путин провел совещание с членами Правительства РФ, на котором министр транспорта Виталий Савельев доложил главе государства о работе по цифровизации транспортного комплекса страны.
Как заявил глава Минтранса РФ, в условиях санкционного давления ведомство в ускоренном режиме предприняло меры по переходу отрасли на отечественные цифровые решения. Особое внимание уделено повышению конкурентоспособности и привлекательности услуг в сфере перевозок пассажиров и грузов, подчеркнул он.
По части автомобильного транспорта министр рассказал о государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), которая работает с осени 2022 года. В разработке системы участвовали ФНС, Минцифры и МВД России.
Система позволяет в электронном виде оформлять уже 6 типов транспортных документов, среди них самые массовые – транспортная накладная и путевой лист. Система позволит убрать из оборота ежегодно порядка 5 млрд бумажных документов, - сообщил Виталий Савельев. |
Также он упомянул госсистему взимания платы за проезд по федеральным трассам «Платон», запущенную осенью 2015 года. За время работы в системе зарегистрировано более 1,7 млн транспортных средств, в дорожный фонд перечислено более 200 млрд рублей (к июню 2023 года). На эти средства только за 2022 год отремонтировали 1,1 тыс. км автодорог в регионах России.
Из доклада Савельева также следует, что в 2023 году завершено сопряжение и обеспечено постоянное информационное взаимодействие государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с Системами-112 МЧС России в 85 регионах. Количество машин с устройствами «ЭРА-ГЛОНАСС» превысило 9 млн единиц.
Только за прошлый [2022] год количество экстренных вызовов, обеспечивших прибытие служб в так называемый «золотой час», превысило 12 млн, что на 40 % больше значения 2021 года. Это напрямую влияет на безопасность и сохранность жизней на дорогах, - сказал глава Минтранса РФ. |
На ж/д транспорте, по словам министра транспорта РФ, реализуются проекты «Беспилотные поезда», «Виртуальная сцепка», до 2023 года ГИС ЭПД увяжут с системой оформления документов на ж/д перевозки «Этран», на морском транспорте реализуется проект «Автономное судовождение».
Проекты цифровизации реализуются на пунктах пропуска через государственную границу. С марта 2020 года для перевозок отдельных групп товаров применяется электронная навигационная пломба. Существенной разгрузке погранпунктов будет способствовать реализуемый впервые в России проект по внедрению электронной очереди. Ее запустят постепенно: для грузовиков до конца 2023 года она заработает на автомобильных пунктах пропуска «Забайкальск», «Чернышевское» и «Бугристое».
Говоря о перспективных технологиях отрасли, министр напомнил, что 14 июня 2023 года было запущено движение беспилотных грузовиков «КамАЗ» по магистрали М-11. К июню 2023-го соответствии с положениями экспериментального правового режима беспилотное движение проводится с испытателем в салоне грузовика, по аналогии с беспилотниками-легковушками.
За время действия экспериментального правового режима будем идти к полному беспилотному управлению, – добавил министр. |
Еще одним результатом проекта станет отработка бизнес-модели беспилотного движения грузовиков, что позволит масштабировать рынок таких перевозок за счет его коммерческой состоятельности.
Минтранс России осуществляет цифровизицию транспорта на уровне лучших мировых трендов и технологий. Мы обладаем колоссальным потенциалом в этой сфере, и я абсолютно уверен, что наши специалисты будут и дальше демонстрировать высокий профессионализм и уровень компетенций, – заключил Виталий Савельев.[4] |
2022: Чернышенко: На импортозамещение ПО в транспортной отрасли выделяется 20 млрд рублей
В середине ноября 2022 года заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко рассказал о расходах на импортозамещение информационных технологий в транспорте.
Транспортная отрасль сама направляет почти 20 миллиардов рублей на создание, замену, импортного программного обеспечения, - заявил Чернышенко 15 ноября 2022 года. |
По его словам, крупные промышленные компании только на лицензии на иностранное ПО в год потратили порядка 200 млрд рублей.
Чернышенко отметил, что первые результаты импортозамещения уже есть. Так, к концу октября 2022 года все российские авиакомпании перешли на отечественные системы бронирования "Леонардо" и ТАИС.
Много проектов, которые у нас на самом деле были в высокой степени функциональности, способны замещать иностранное ПО, они уже с обозримыми горизонтами выхода этого программного обеспечения, - добавил вице-премьер. |
Чернышенко отметил, что в дальнейшем планируется, в частности, развитие отечественной инвентарной системы, управление движения судами в акваториях портов и цифровая система операционного управления работы портов.
Вице-премьер отдельно отметил ОАО «РЖД», которое является локомотивом развития отечественных решений. На базе компании уже создан национальный центр компетенций по импортозамещению зарубежных ERP-систем.
Дмитрий Чернышенко добавил, что транспортная отрасль одна из самых продвинутых в части использования искусственного интеллекта: 18% компаний уже применяют ИИ в своей работе, около 38% планируют это сделать в ближайшее время.
Он также обратил внимание, что расширяется количество цифровых сервисов для пассажиров и водителей. В частности, Минтрансом реализуется проект «Зелёный цифровой коридор пассажира». В его рамках создаются удобные сервисы для участников дорожного движения, обеспечивается транспортная связанность регионов. [5]
2021
Мишустин утвердил стратегию по цифровой трансформации транспортной отрасли
В декабре 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года.
Реализация указанных в документе инициатива поручена Минтрансу совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с государственными внебюджетными российскими фондами.
В рамках стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли в нее будут внедрены технологии виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, обработки больших данных и информационного моделирования, блокчейна и др. Эти технологии среди прочего будут применяться:
- при анализе дорожного трафика, формировании цифровых моделей транспортной обстановки и оптимального построения маршрутов транспортных средств;
- при создании системы сквозного обмена электронными перевозочными документами, создании национального цифрового контура логистики экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза; единого центра управления транспортным комплексом, в том числе решений для сбора обращений граждан; цифровых двойников существующих и новых объектов транспортной инфраструктуры с использованием продвинутых технологий визуализации (виртуальная и дополненная реальность); системы моделирования транспортных потоков;
- при создании и эксплуатации информационной системы учёта и планирования работ (затрат) на проектирование, строительство, ремонт и содержание объектов транспортной инфраструктуры (в том числе предиктивная аналитика технического обслуживания и ремонта объектов транспортной инфраструктуры);
- при внедрении смарт-контрактов с использованием систем распределённого реестра для отслеживания грузов и обмена юридически значимыми данными между участниками отрасли и государством.
В середине декабря 2021 года президент РФ Владимир Путин напомнил членам кабмина о необходимости скорее утвердить отраслевые стратегии цифровой трансформации. На тот момент были утверждены только пять из 12 таких документов.[6]
Минтранс назвал 6 главных проектов цифровой трансформации регионов
23 июня 2021 года стало известно о шести проектах цифровой трансформации транспортной отрасли в регионах, которые выделил Минтранс РФ. Речь идет о следующих направлениях:
Беспилотники для пассажиров и грузов
Предлагается создать умную защищённую инфраструктуру для беспилотников на всех видах транспорта на территории всей страны, обеспечив использование беспилотников для коммерческих и личных перевозок.
«Зелёный цифровой коридор пассажира»
В Минтрансе считают, что реализация такой инициативы должна обеспечить возможность любой поездки без бумажных документов и без наличных средств с учётом льгот и реального трафика.
Бесшовная грузовая логистика
Инициатива предполагает реализацию транзитного потенциала России, что даст эффект ускорения перевозок, снижения их себестоимости, повышения доходов бюджета РФ и транспортных компаний.
Цифровое управление транспортной системой РФ
Этот проект призван повысить эффективность и безопасность транспортного комплекса. Инструменты достижения задачи – ситуационно-информационный центр Минтранса (СИЦ); онлайн мониторинг транспортных средств, включая беспилотники; онлайн мониторинг объектов транспортной инфраструктуры; интеграция с национальной системой управления данными.
Цифровизация транспортной безопасности
Задача заключается в том, чтобы повысить информационную безопасность транспортного комплекса. Это обеспечит контроль и предотвращение утечек персональных и биометрических данных пассажиров путём анализа потоков данных; контроль и анализ состояния защищённости транспортного комплекса в онлайн-режиме.
Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры
Задача инициативы – мониторинг состояния объектов транспортной инфраструктуры. Для этого необходимо создать 3D-модели всех объектов транспортной инфраструктуры; перейти на систему планирования строительства и содержания объектов транспортной инфраструктуры с применением BIM-технологий (Building information modeling).[7]
2020
Расходы на цифровые технологии в транспорте и логистике России за год оценены в 89,4 млрд рублей
По итогам 2020 года расходы на цифровые технологии в транспорте и логистике в России достигли 89,4 млрд рублей, а в дальнейшем ожидается устойчивый рост. Об этом говорится в обзоре Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, обнародованном в конце декабря 2023 года.
Спрос на цифровые технологии в транспорте и логистике в РФ увеличивается. Такие решения позволяют объединить в единую мультимодальную сеть авиационный, автомобильный, железнодорожный, речной и морской транспорт. Средства перевозки становятся все более автономными и экологичными. Вместе с тем в логистике выстраиваются экосистемы, реализующие полный цикл услуг.
Наибольший интерес исследователей связан с беспилотным авиатранспортом. Дроны, в частности, востребованы для доставки грузов, осуществления мониторинга и охраны территорий, в том числе удаленных. Одним из перспективных направлений названы технологии роевого интеллекта для управления группой беспилотников.
На транспорте в России продолжают внедряться средства биометрической идентификации, а также интеллектуальные системы. Речь идет о взаимодействии машин с умными элементами дорожного полотна, объектами инфраструктуры (светофорами, видеокамерами, системами освещения и др.) и иными транспортными средствами. Повысить безопасность морских перевозок и снизить их стоимость смогут автономное и беспилотное судовождение. Растет востребованность электрифицированных автомобилей.
В свою очередь, в логистике увеличился спрос на предиктивную аналитику и робототехнику. В условиях ограничительных мер на фоне пандемии COVID-19 системы прогнозирования и планирования спроса, запасов и маршрутов доставки обеспечили перестройку цепочек поставок. В целом, как ожидается, объем рынка цифровых технологий в транспорте и логистике в России достигнет 626,6 млрд рублей в 2030 году.[8]
Готовность транспортной отрасли к цифровой трансформации
6 мая 2020 года в Минкомсвязи России сообщили, что в соответствии с задачей по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, установленной Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», а также в рамках реализации мероприятий национальной программы «Цифровая экономика», направленных на содействие цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики, Минкомсвязью России при участии Департамента цифровой трансформации Минтранса России, ключевых отраслевых объединений и экспертных организаций запущено исследование по оценке готовности к цифровой трансформации транспортной и логистической отраслей.
Цель исследования - оценить уровень готовности отраслей, определить лучшие решения и практики в данной сфере, а также выявить сегменты отраслей и компании, которые в первую очередь могут стать драйверами успешной цифровой трансформации экономики.
В рамках исследования проводится анализ данных из российских и международных статистических источников, анализ международного опыта цифровизации транспорта и логистики, а также стратегий цифровой трансформации ряда российских компаний с государственным участием.
Также внимание в исследовании уделяется отбору ключевых госкорпораций транспорта и логистики, на которых будут апробированы КПЭ по цифровой трансформации, а также проведена оценка их цифровой готовности.
Минкомсвязь России при содействии Департамента цифровой трансформации Минтранса России инициировала опрос широкого круга профильных компаний по готовности к цифровой трансформации, и по данным на 6 мая 2020 года в нем приняли участие ведущие игроки рынка, формирующие около 50% отраслевого выпуска: охвачены компании в сферах пассажирских и грузовых перевозок, почтово-курьерских услуг, а также логистические компании.
Для решения задач по цифровой трансформации бизнес-процессов, экспертной диагностики готовности компании к цифровой трансформации, знакомства с лучшими международными и российскими практиками компании транспортной и логистической отраслей также могут принять участие в конфиденциальном опросе.[9]
Результаты этой работы позволят определить сектора с высоким уровнем цифровой готовности, выявить сдерживающие факторы, а также сформулировать решения по устранению возникающих барьеров на пути к цифровизации, в том числе предложения по мерам государственного стимулирования цифровой трансформации указанных отраслей и непосредственных представителей этих направлений.
SITA: Как внедрение 5G повлияет на авиатранспортную отрасль
4 марта 2020 года компания SITA поделилась шестью прогнозами о том, как сверхбыстрые сети 5G изменят процесс обслуживания для аэропортов, авиакомпаний и пассажиров. При скорости загрузки до 400 МБ в секунду, 5G совершит настоящий прорыв, считают в SITA.
Как отметили в SITA, потенциал для внедрений инноваций огромен: аэропорты, авиакомпании и пассажиры по-разному откроют для себя возможности сети 5G. Прогнозы компании SITA основаны на информационных технологиях и новых тенденциях развития отрасли воздушного транспорта. Предположения сформированы после испытаний 5G, среди которых недавно проведенное аэропортом «Гатвик» в Лондоне, а также испытание новых услуг в международном аэропорту «Дасин» в Пекине. И то, и другое означает переход к эпохе сверхсвязанных систем авиаперевозок.
«5G уже улучшает существующие программы в аэропортах, для авиационной связи, деятельности воздушных гаваней, управления багажом и, конечно, для обработки данных пассажиров. Ошибочно говорить о 5G, не упоминая «Интернет вещей» (IoT), искусственный интеллект (ИИ) и другие области применения сети. Для нескольких программ мы уже внедрили 4G для IoT, с целью биометрического досмотра пассажиров. Среди таких технологий Smart Path и управление багажом. Однако использование 5G предоставит гораздо больше возможностей», отметил Жиль Блок-Моранж (Gilles Bloch-Morhange), ATS Products & Solutions, руководитель SITA Platform |
Эра 5G наступает стремительно. Согласно данным CSS Insight, к 2021 году в мире будет 340 миллионов 5G-подключений, а к 2025 году 2,7 миллиарда, преимущественно на развитых рынках. В денежном выражении в авиационной промышленности затраты на внедрение 5G составили всего $ 0,2 млрд в 2019 году, но, согласно прогнозам, к 2026 году сумма достигнет $ 4,2 млрд.
Взгляд в будущее от SITA: как будет использоваться 5G в 2025 году:
5G станет движущей силой технологии IoT
5G вскоре станет обычным явлением в аэропортах, и идея всеобщей интеллектуальной связи окажется жизнеспособной. «Интернет вещей» (IoT) стремится управлять все большим количеством объектов и, следовательно, данных. Технология 4G способна поддерживать 10 000 устройств на каждом квадратном километре; сеть 5G может «справиться» с миллионом. Несколько объектов в аэропортах будут взаимодействовать с людьми, а некоторые – между собой.
Благодаря использованию 5G подключение будет проходить гораздо быстрее. Новые сети позволят предоставлять массивные потоки данных, обеспечивая безопасное и прогнозируемое наблюдение за деятельностью аэропортов в режиме реального времени. Это повысит эффективность сотрудничества между аэропортами, авиакомпаниями, авиадиспетчерами, операторами наземного обслуживания и подрядчиками.
Результатом станет интеллектуальный мониторинг очередей по всему аэропорту, а также отслеживание и управление автономными транспортными средствами, которые помогают пассажирам в передвижении. Транспортные средства, оснащенные пандусами, будут обслуживаться авиационными или багажными буксирами. Инвалидные кресла-коляски, передвижные киоски и роботы-помощники будут управляться дистанционно.
Дело не только в пропускной способности. Небольшое время ожидания сделает автономные транспортные средства намного безопаснее. С сетью 5G скорость обмена цифровыми командами во внештатной ситуации гораздо быстрее, что позволит мгновенно принять необходимые меры безопасности.
5G улучшит применение технологий искусственного интеллекта
Алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ) – это ключ к решению основных проблем в аэропортах. Например, биометрическая идентификация пассажиров и их багажа станет привычной и несложной. ИИ сможет распознавать потертости, складки и характеристики материала, чтобы различать похожие сумки и сопоставлять их с владельцем.
Компьютерное, или техническое зрение с помощью искусственного интеллекта будет постоянно сканировать зоны выхода на посадку, разумно прогнозировать проблемы с вместимостью ручной клади на рейсах и позволит персоналу принимать соответствующие меры перед посадкой.
5G повысит операционную эффективность, увеличит дополнительные доходы и сократит затраты
Объединение IoT и 5G предоставит авиакомпаниям и аэропортам широкие возможности получить ощутимые преимущества для бизнеса. Все ресурсы аэропорта будут подключены и связаны, что значительно упростит мониторинг эффективности и оптимизацию использования. Такая технология, например, предложит инструменты для повышения эффективности работы транспортных средств на территории аэропорта. В результате снизятся затраты на топливо и на ресурсы в целом, включая трудовые.
5G использует потенциал «летающих центров обработки данных»
5G подарит воздушным суднам следующего поколения возможность обмениваться огромными объемами данных у аэропорта и выхода на посадку. Моментальная передача данных и их анализ позволят проводить профилактическое техническое обслуживание, ускорять разворот авиалайнера, осуществлять более своевременные вылеты и, что самое важное, повышать качество обслуживания клиентов.
Слияние 5G и спутниковой системы представит основательный подход к решению проблемы благодаря летающему IoT-устройству, которое соединит воздушное судно со всеми необходимыми системами.
Аэропорты будут контролировать качество Wi-Fi соединения и наладят управление сбоями
Компания SITA видит решение в лицензированном и нелицензированном частотном спектре 5G благодаря новым стандартам сети. Аэропорты будут контролировать качество обслуживания в частных и общественных зонах, объединяя 5G с сетями Wi-Fi с целью сделать подключение непрерывным и «бесшовным».
5G, вероятно, заменит распространенную службу цифровой транкинговой связи TETRA, которая поддерживает только голосовое сообщение среди оперативных и жизненно важных служб для обеспечения безопасности соединения. Сотрудники аэропорта будут получать своевременное обновление видео и каналов данных в реальном времени, исходя из изменения местоположения. Кроме того, для персонала будут доступны каналы видеонаблюдения для анализа компьютерного зрения, чтобы поддерживать ряд опций, включая удаленную идентификацию.
5G предоставит автоматизированные услуги для «цифровых путешественников»
Для пассажиров откроются возможности дополненной реальности и персонализированных мобильных услуг, объединяющих все данные из различных приложений и взаимодействия с объектами виртуальной реальности. Аэропорт будет предоставлять пассажирам актуальную и своевременную информацию, а также необходимые услуги с целью оказать помощь или развлечь.
HD фильмы можно будет загрузить за несколько секунд, целые серии сразу станут доступны для просмотра в офлайн-режиме. Помимо этого, пассажиры смогут вести прямые трансляции спортивных событий в высоком качестве, независимо от «загруженности» сети аэропорта в конкретный момент.
Варп-двигатель
Примечания
- ↑ Старовойт: финансирование нацпроектов в сфере транспорта оценивается в 14 трлн рублей
- ↑ На ВДНХ обсудили цифровизацию транспортного комплекса и развитие беспилотных технологий
- ↑ Дмитрий Чернышенко: У цифровых разработок транспортной отрасли высокий экспортный потенциал
- ↑ Виталий Савельев доложил Президенту России Владимиру Путину о ходе цифровизации транспортной отрасли
- ↑ Чернышенко рассказал об импортозамещении ПО в транспортной отрасли
- ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.12.2021 № 3744-р
- ↑ Инициативы Минтранса для региональных стратегий цифровой трансформации
- ↑ В России будет создана логистическая цифровая платформа
- ↑ «Индекс готовности компаний к цифровой трансформации»