Какие ИТ внедряет «Трансаэро»? Интервью с Сергеем Гавренковым
В то время как «Аэрофлот» расширяет ресурсы собственного ЦОДа, ее конкурент - «Трансаэро» - отказался от собственных дата-центров и переводит ИТ-инфраструктуру в «облака» на базе сторонних площадок. О том, почему авиакомпания идет именно таким путем, а также о ее планах по развитию ИТ на ближайшее будущее в интервью TAdviser рассказал руководитель департамента информационной безопасности «Трансаэро» Сергей Гавренков.
TAdviser: Сергей Анатольевич, существует ли у «Трансаэро» ИТ-стратегия, и если да, то каковы основные ее пункты?
Сергей Гавренков: ИТ-стратегия у авиакомпании «Трансаэро», конечно же, существует. Она состоит из двух основных частей. Одна часть – это тенденции, которые мы видим и на которые реагируем сейчас – постоянная трансформация бизнеса и оптимизация бизнес-процессов компании с целью получения конкурентных преимуществ. Вторая часть – прогнозная. Она основывается на нашем видении рынка, анализе потребностей и запросов клиентов. Это определяет гибкость нашей стратегии. ИТ-стратегия «Трансаэро» рассчитана на срок примерно в 5 лет, но в нее заложена прогнозная составляющая, которая показывает нам более отдаленную перспективу – до 10 лет.
Реализуемая сейчас стратегия была сформирована в этом году. При этом она каждый год подвергается актуализации, но один из ее основных принципов – обеспечение максимальной прозрачности управления бизнесом для руководства компании – остается неизменным.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
TAdviser: Какие программные решения используются в «Трансаэро»?
Сергей Гавренков: Все наши системы можно условно разделить на два больших блока: производственный и финансово-коммерческо-учетный. Что касается основных систем первого блока, здесь используется, например, система Amos, предназначенная для оперативного и качественного обслуживания воздушных судов, которая позволяет, в том числе, решать географически распределенные логистические задачи. Мы используем систему LHS, состоящую из нескольких модулей и позволяющую планировать расписания полетов, экипажи, и целый ряд других производственных задач.
В части финансово-учетных систем мы используем ERP-систему MS Dynamics AX, в которой работают бухгалтерия, финансовый, коммерческий департаменты, персонал, производство. Мы используем ее уже давно, и сейчас начали проект по переходу на новую версию.
В 2013 г. мы завершили внедрение системы аналитики, которая интегрирована со всеми базами данных авиакомпании. Мы создали полноценную платформу, в том числе мобильную, благодаря которой у руководства теперь есть инструмент, позволяющий видеть объективные данные и управлять предприятием практически в любой точке мира. Система позволяет получать любые данные мгновенно: достаточно сказать, что по любому одному или нескольким параметрам, по всем рейсам или персоналу авиакомпании, построение требуемого отчета занимает не более 5 секунд.
Что касается других приложений, мы уже несколько лет используем СЭД на базе DocsVision и планомерно сокращаем число бумажных документов, особенно создаваемых внутри компании.
TAdviser: Какие ключевые проекты вы реализовали в 2012 г.?
Сергей Гавренков: Весь 2012 год прошел у нас под флагом виртуализации. Нами была виртуализирована вся серверная инфраструктура авиакомпании, и в настоящее время мы заменяем обычные рабочие места пользователей на виртуальные. Сейчас идет вторая часть этого очень большого проекта. В настоящий момент виртуализировано более 700 рабочих мест, а в общей сложности их будет несколько тысяч. Учитывать здесь нужно и то, что все наши экипажи должны иметь виртуальные рабочие места, к которым организован доступ с их мобильных устройств.
Отмечу, что конкретных сроков по завершению виртуализации всех рабочих мест у нас нет. Поскольку в авиакомпаниях достаточное количество рабочих мест, и часть из них - тонкие клиенты, изначально работавшие с терминальными серверами, а часть - обычные ПК и ноутбуки, то нет экономической целесообразности все это резко прекращать эксплуатировать. Мы даем возможность пользоваться виртуальным рабочим местом в зависимости от прав, полномочий и потребностей его владельца, но брать и заменять все разом, вкладывая большие средства, нам представляется нецелесообразным. Поэтому, как только у нас появляется потребность в новом рабочем месте, либо существующее рабочее место перестает удовлетворять задачам конкретного пользователя, то сразу производится его замена с учетом технологии виртуализации.
К достижениям 2012 года можно отнести и полномасштабное проникновение финансово-учетной системы, ERP-системы компании, а также еще один интересный проект - максимальную автоматизацию входящих финансовых документов. Мы создали у себя уникальное решение, которое позволило на порядок сократить число людей и времени, необходимых для разбора этих документов, для принятия решений по ним и в итоге - для оплаты.
Сделали мы это в сотрудничестве с компанией ABBYY на основе их продукта. Мы провели длительную совместную работу, которая потребовала больших усилий с обеих сторон, и получили решение, уникальное для российского рынка. Оно автоматизирует электронное распознавание счетов, фактур, накладных и других документов, позволяя из этих счетов автоматически формировать реестр платежей и т.д. Существует многоступенчатая система проверки, контроля, и в итоге она позволяет контролировать факт оплаты этих счетов, вести проверку по договорам, суммам, срокам.
TAdviser: Какие основные ИТ-проекты ведутся в «Трансаэро» сейчас?
Сергей Гавренков: Сейчас мы ведем подготовку к полномасштабному внедрению CRM-системы – это один из наших приоритетов. Мы приняли решение для разных подразделений компании использовать разные решения, а не какое-то одно глобальное. Разумеется, мы могли бы создать систему общего пользования, которая может помогать управлять всем - это, наверное, одна из тенденций ИТ, однако нужно понимать, что системы, ориентированные на решение ряда специализированных задач, зачастую значительно эффективнее.
Стоит сказать, что у нас уже используется внутренняя CRM-система, которая изначально была разработана за пределами компании, но в течение нескольких лет подверглась глубокой модернизации. Ее мы используем, главным образом, для работы с обращениями клиентов и для управления программой часто летающих пассажиров. Эту систему мы продолжим использовать наряду со сторонними системами до того момента, когда они будут внедрены. Думаю, что в течение года мы их развернем.
Новые системы будут интегрированы с call-центром компании, они будут использоваться для сервисных функций на всех этапах обслуживания клиента - от момента его обращения через сайт и вплоть до функций обслуживания пассажиров даже на борту воздушного судна.
Также у нас активно ведется разработка автоматической системы учета доходов. Это собственная разработка и достаточно сложная комплексная задача. Система позволяет убрать одну из составляющих себестоимости авиаперевозки, позволяет уменьшить стоимость авиаперевозки за счет того, что по сравнению с работой, выполняемой человеком, она более производительна, более точна, более надежна и более оперативно предоставляет требуемые данные. Действительно, это уникальное решение, которых нет на рынке. Оно разработано нами с нуля и является нашим ноу-хау.
Помимо этого, мы работаем над системой учета расходов компании. Это тоже довольно сложное технологическое решение, реализация которого потребовала, в том числе, и выполнения научно-исследовательских работ.
TAdviser: Почему вы разрабатываете некоторые системы сами, а не используете готовые сторонние решения?
Сергей Гавренков: Основной смысл ИТ на данном этапе развития и, как это вижу я, состоит в обеспечении конкурентного преимущества, и когда можно использовать готовый продукт для того, чтобы получить конкурентное преимущество, часто целесообразно именно это и делать. Но нельзя забывать, что готовый продукт может быть, во-первых, не только у нас одних, он может быть ещё у какого-то числа компаний, и зная его функционал, зная его ограничения и возможности, мы можем понять, удовлетворяет он нас или нет. Те системы, которые сейчас разрабатываются в нашей компании, не имеют аналогов на рынке.
TAdviser: Основные приложения, которые используются в компании, хостятся в ее собственном или в стороннем ЦОДе?
Сергей Гавренков: Поскольку ИТ не является для авиакомпании «Трансаэро» профильным бизнесом, нам неинтересно и, более того, на данном этапе развития, уже нецелесообразно заниматься аппаратным обеспечением. Мы считаем, что такие вещи гораздо выгоднее и эффективнее поручить специализированным аутсорсинговым ИТ-компаниям. Исторически у нас были собственные серверные комнаты, но на определенном этапе развития компании, роста масштабов бизнеса было принято стратегическое решение о том, что мы не должны заниматься тем, что для нас не является профильным и интересным.
Мы используем услуги ЦОДов нескольких партнеров и очень довольны тем уровнем отказоустойчивости, который они обеспечивают.
Можно, конечно, пойти по другому пути - строить по всей стране большое количество ЦОДов, тянуть к ним безумное количество проводов, создавать целые инженерно-технические команды, сооружения и тем самым увеличивать себестоимость авиаперевозок. А можно использовать полноценные решения, которые были созданы специализированными компаниями, и это их бизнес. Численность ИТ-штата в «Трансаэро» - 50 человек и это именно светлые головы – люди способные менять бизнес, двигать его вперед.
TAdviser: Некоторые компании не спешат переходить в облака из-за опасений, связанных с информационной безопасностью.
Сергей Гавренков: Авиакомпании - это достаточно открытый бизнес, почти любую информацию о них вы можете получить из множества источников. По большому счету, нет чего-то такого, что бы мы хотели спрятать и закрыть за семью печатями. Наше расписание известно, тарифы доступны.
Кроме того – облачные вычисления - это будущее, которое уже наступило. Можно бояться будущего, можно попытаться от него убежать, но не думаю, что это следует делать тем, кто стремится жить и развиваться в ногу со временем и даже опережать его, показывая путь другим.
TAdviser: 50 человек в ИТ-штате «Трансаэро», что это за специалисты?
Сергей Гавренков: Разработку с применением сил сторонних компаний в настоящий момент мы не ведем, поэтому основную часть штата составляют разработчики и аналитики. Под разработчиками в данном случае понимаются и архитекторы, и программисты, и т.д. Есть, конечно, и сервисная часть ИТ, но она небольшая. Накопленный опыт и знания все чаще начинают играть роль неких постановщиков задач для специализированных ИТ. Мы трансформируем бизнес, делаем его лучше.
TAdviser: То есть, основная часть ИТ-штата занята разработкой собственных решений для авиакомпании?
Сергей Гавренков: Поскольку ИТ - это все-таки не основной профиль нашей деятельности, не те услуги, которые мы оказываем конечному клиенту, то, безусловно, направленность ИТ у нас сосредоточена именно на разработке собственных решений и идей, собственных ноу-хау. В противном случае, мы превратились бы в одну из очень многих авиакомпаний, которые просто идут экстенсивным путем и увеличивают численность, наращивают количество технологий. Мы таким путем идти не хотим. Для нас ИТ – это, в первую очередь, средство, а не сервисные или обеспечивающие функции, которые уже давно отошли на второй план.
TAdviser: Какие решения используются для электронного бизнеса авиакомпании?
Сергей Гавренков: В данной части 2013 год для нас является знаковым. Мы приступили к ряду серьезных проектов, в числе которых создание нового веб-сайта, который должен заработать в начале следующего года. Это будет действительно уникальный для российского рынка проект.
В 2013 г. «Трансаэро» также начала модернизацию программы часто летающих пассажиров, программы мобильной работы клиента с нашими услугами: в частности, сейчас активно разрабатывается ряд решений, направленных на то, чтобы дать клиентам больше возможностей и удобств, по сравнению с теми, что есть на рынке. Большинство существующих сейчас приложений, не только наших, да и практически всех авиакомпаний, сильно ограничены в плане функционала.
TAdviser: Сейчас у вас существует одно мобильное приложение?
Сергей Гавренков: Если мы говорим о приложениях для предоставления услуг клиентам, тогда - да, у нас существует фактически одно мульти-платформенное приложение. Считаю, что не стоит загружать клиента наличием множества приложений, связанных с авиакомпанией «Трансаэро». Мы хотим дать ему некую единую точку входа, будь то веб-сайт или мобильное приложение, с помощью которой он будет в состоянии получить весь тот набор услуг, которые нужны именно ему.