Электронные медицинские книжки. Новые ограничения или точка роста?
С 1 сентября 2023 г. все медорганизации обязали вносить сведения в медкнижки в электронном виде и передавать данные заключений по результату периодических медицинских осмотров в ЕГИСЗ и Федеральную ГИС. ГК ХОСТ предлагает разобраться в плюсах и минусах нововведения.
Новые правила оформления медицинских книжек, их содержания и передачи определил приказ Минздрава России от 18.02.2022 № 90н. Особую важность и контроль за процессом подчеркнул Минздрав РФ созданием инцидента «И7. Электронные медицинские книжки», в рамках которого проходят еженедельные совещания с Минздравом. Чтобы избежать штрафов и сохранить лицензию, клиники должны внедрить новые инструменты для работы с профосмотрами.
Заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Пугачев П.С. 28 июля 2023 г. озвучил процесс перехода на электронные медицинские книжки. Предполагалось два этапа. На первом, приоритетные медицинские клиники передают результаты профосмотра в форме структурированных электронных медицинских данных (СЭМД) в ЕГИСЗ. На втором — данные передают все медорганизации с соответствующей лицензией, государство планирует мониторить ценообразования на услуги профосмотра.
Электронная личная медицинская книжка (ЭЛМК) — это электронный медицинский документ, содержащий информацию о здоровье работника по результатам предварительных и периодических медицинских осмотров и заключение о допуске его к работе по медицинским показателям. Она включает:
- уникальный идентификатор личной медкнижки из ФГИС СЭС — подсистемы ЭЛМК;
- дату формирования ЭЛМК;
- сведения о владельце медкнижки: ФИО, дата рождения, место регистрации;
- данные о работодателе — при переходе на другое место работы вносятся соответствующие записи;
- отметки о прививках, о перенесенных инфекционных заболеваниях;
- результаты прохождения медосмотров и дату проведения очередного периодического медосмотра из ЕГИСЗ;
- сведения о сдаче санминимума;
- дату очередной аттестации работника.
А есть ли выбор?
Сейчас, чтобы сохранить лицензию, клиникам, которые вошли в приоритетный список, нужно начать передавать результаты профосмотра в форме СЭМД. Сделать это можно одним из трех способов:
1. Подключиться к региональному сегменту ЕГИСЗ. Такое предложение получили клиники, например, в Тюменской области и республике Саха (Якутия). В этом случае региональные органы управления здравоохранением определяют нормативные и технологические механизмы подключения к ЕГИСЗ, а также стоимость предоставляемых услуг для частников. В отдельных случаях, условием подключения может быть переход медорганизации на единую МИС региона.
2. Подключиться к федеральному сервису напрямую. Клиника может самостоятельно доработать свою МИС, чтобы формировать нужные ей СЭМД, и подать заявку на получение статуса «иной информационной системы». Это решение на будущее, для тех, кто никуда не спешит. Процесс регистрации занимает в среднем около года, требует интеграционных настроек для взаимодействия с федеральными компонентами ЕГИСЗ и проверку на соответствие стандартам (регистрация во ФРЭМД, Постановление Правительства №140 о единой ГИС в сфере здравоохранения).
3. Передавать данные через иную информационную систему по модели SaaS — по подписке. В этом случае клиника заключает договор с поставщиком, который уже имеет статус «иной информационной системы» и может передавать СЭМД в ЕГИСЗ. По информации ГК ХОСТ, в Минздрав России письма о возможности подключения частных клиник отправили всего четыре разработчика. Модуль ИС «Медведь» для ЭЛМК — одно из них.
Процесс формирования записи о профосмотре в электронной личной медицинской книжке также изменился и включает четыре основных этапа:
1. Формирование СЭМД (CDA) для передачи медицинской информации в рамках ЕГИСЗ. Формат медицинского заключения утвержден Минздравом России и опубликован на официальном ресурсе Минздрава РФ. Он должен содержать в себе сведения о медицинской организации, врачебной комиссии, пациенте, работодателе. СЭМД может формироваться в МИС или через форму ввода в сервисе поставщика иной информационной системы.
2. Верификация. На этом этапе проверяется корректность сформированного документа как системой, так и людьми. Далее СЭМД подписывается двумя усиленными квалифицированными электронными подписями (УКЭП): председателя комиссии — врача профпатолога и человека с правом подписи от юридического лица клиники. Потребуется должность, СНИЛС и OID медицинской организации.
3. Регистрация. СЭМД направляется и регистрируется в подсистеме РЭМД ЕГИСЗ.
4. Доступ к ЭЛМК. Роспотребнадзор формирует запись в реестре, после чего результаты медосмотра доступны работнику и работодателю на портале Госуслуг.
Помимо процессных изменений, требуется и техническая готовность клиник. В частности, наличие УКЭП, доступ к защищенной сети передачи данных (ЗСПД) и возможность интеграции с МИС. Не все медорганизации готовы к таким инвестициям:
Мы готовы отказаться от лицензии, так как медицинские осмотры не являются основным видом заработка. В схемы формирования электронных медицинских книжек и записей в них — не разбирались, других дел по горло, — прокомментировал ситуацию один из главных врачей клиники в Сибири. |
Для клиник, которые попали в приоритетные списки, основным критерием выбора становятся низкие инвестиции на старте. Подписка, при которой медорганизации платят только за переданные СЭМД, — наиболее выгодна. Облачный сервис «Медведь» для ЭЛМК как раз построен по такому принципу. Процесс подключения в этом случае требует от клиники минимальных усилий и инвестиций, и занимает до 7 дней без учета интеграции с МИС.
Дмитрий Котохин, директор департамента ведомственных систем ГК ХОСТ, разработчик ИС «Медведь» модуль для ЭЛМК:
Мы рекомендуем клиникам смотреть в сторону интеграции МИС с сервисами иной информационной системы, после того как они передадут хотя бы несколько сотен СЭМД. Стоимость такой интеграции может быть достаточно высока, так как зависит от версии МИС, ее обновления, доработок, наличия и заполненности определенных полей для СЭМД. К этому вопросу стоит возвращаться после того, как клиника решит, что дороже: время персонала или программистов. |
Функции ИС «Медведь» для ЭЛМК
Приложение врача позволяет:
| Приложение оператора позволяет:
|
А есть ли плюсы?
Появление инцидента «И7. Электронные медицинские книжки» и внимание Минздрава предполагает, что СЭМД по профосмотрам будет далеко не единственным, который будут спрашивать с частников. В Постановлении Правительства №555 от 1 января 2019 г. предполагалось, что к 2024 году клиники также будут подключены к федеральной электронной регистратуре, интегрированной электронной медицинской карте и федеральному реестру электронных медицинских документов.
Как у всякой медали, у такого «налога» на ведение профосмотров есть и положительные стороны — возможность цифровизации медицины и расширение списка услуг для пациентов. Несколько лет назад аналогичные процессы проходили в финансовом секторе. Банки обязали подключиться к системе межведомственного оборота. Помимо простого исполнения постановления, банки предоставили своим клиентам новые услуги — возможность оплатить штрафы, налоги, счета за телефон и ЖКХ, заложили фундамент для системы быстрых платежей.
Систему здравоохранения ждут аналогичные изменения. Подключение клиники к ЕГИСЗ позволит в дальнейшем выкладывать расписание и вести запись через госуслуги, видеть медицинскую карту пациента из системы ОМС или предоставлять пациентам электронные заключения.
По словам одного из владельцев частной клиники:
Мы понимаем, что электронные медицинские книжки — лишь первый этап. Сейчас готовим почву для развития новых сервисов и выбираем поставщика, который понимает не только техническую, но и методическую составляющую этих процессов. |
Интеграция с сервисами возможна не только в сторону государства, но и в сторону дополнительных услуг. Цифровые сервисы, которые могли позволить сети частных клиник: онлайн-расписание и запись на прием, напоминания, электронная медицинская карта и телемедицина — станут доступны и небольшим медорганизациям.
В частности, техническая платформа «Медведь» позволяет подключить сервисы онлайн-записи на прием, телемедицинских консультаций, оценку консультации и врача, дистанционного наблюдения за показателями здоровья пациента, оповещать пациента о новых условиях и акциях. В дополнение к этим функциям возможна интеграция с рекламными кабинетами, аналитика по доходимости пациентов, автоматизация регистратуры. Все это может стать дополнительной точкой роста и развития медицинских организаций.