Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/07/23 16:38:50

Яков Шапиро, «Инфосистемы Джет»: Российские системы Unified Сommunications приближаются к уровню ведущих западных сервисов

Российский рынок корпоративных коммуникаций растет на 15% в год и к 2028 году будет на 90% состоять из отечественных решений. Какие факторы стимулируют и сдерживают рост спроса, что нового появилось на рынке и каким он будет спустя 5–10 лет, рассказал Яков Шапиро, руководитель направлений мультимедиа и UC компании «Инфосистемы Джет».

Яков
Шапиро
Миграция на отечественные решения — основной тренд на российском рынке корпоративных коммуникаций.

Как вы оцениваете текущее состояние рынка Unified Сommunications? Какие наблюдаете тренды?

Яков Шапиро: Рынок корпоративных коммуникаций в России растет из-за ускоряющейся цифровизации и распространения гибридного формата работы. Основными трендами становятся применение ИИ и создание единой платформы коммуникаций, то есть объединение сервисов голосовой и видеосвязи, чатов и совместной работы в одном кроссплатформенном приложении.

Появилось большое количество относительно новых решений UC на российском рынке. Например, разработчики систем корпоративной IP-телефонии расширяют функционал своих платформ, добавляя ВКС и чаты. А производители систем ВКС включают в свои продукты мессенджеры и IP-телефонию. С каждым годом российский рынок корпоративных коммуникаций развивается. Если смотреть на прогнозы аналитиков, то он продолжит расти в течение следующих пяти лет со среднегодовым темпом около 15%.

Какие факторы стимулируют рост спроса на решения Unified Сommunications?

Яков Шапиро: Миграция на отечественные решения UC стала основной тенденцией на российском рынке корпоративных коммуникаций. Главные причины этого — уход основных западных производителей, требования регулятора и необходимость обеспечения информационной безопасности. Согласно прогнозу J’son & Partners Consulting, к 2028 году доля российских решений превысит 90% по сравнению с 45% в 2023 году. Благодаря благоприятной ситуации российские производители систем корпоративных коммуникаций смогли увеличить инвестиции в разработку продукта и значительно улучшить функциональность своих решений, приближаясь к уровню ведущих западных сервисов. Помимо этого, рост рынка стимулируется внедрением технологий искусственного интеллекта, которые позволяют оптимизировать бизнес-процессы и повысить продуктивность сотрудников и команд.

С какими проблемами сталкивается рынок Unified Сommunications в настоящее время?

Яков Шапиро: Проблем много. Хотя, как я ранее и говорил, для российских разработчиков ситуация на нашем рынке сейчас благоприятная, все равно присутствует недостаток финансирования, причиной которого является ограниченность российского рынка. Если мы возьмем западных лидеров рынка UC, таких как Microsoft, Zoom, Cisco, то клиентами этих компаний являются заказчики со всего мира. Поэтому для успешного развития и конкуренции с западными сервисами российским разработчикам необходимо выходить на внешние рынки со своими продуктами, что многие из них уже успешно и делают.

Еще одной проблемой считаю наличие большого количества решений для корпоративных коммуникаций, многие из которых являются достаточно «сырыми» для использования в сегменте enterprise. То есть рынок до конца не сформировался, производители, увидев освободившееся после ухода западных вендоров место на рынке, начали активно стараться его занять, выпуская порой откровенно неготовые решения. Зачастую за этими решениями стоят проекты с открытым исходным кодом.

Российский рынок UC имеет еще одну особенность, которая его тормозит. До 2022 года рынок UC в России был фактически поделен между ведущими западными вендорами. Российские игроки занимали определенную небольшую нишу и, не имея широкой партнерской сети, держали всю экспертизу по решениям внутри себя. Т.е. сами выполняли весь цикл ввода продукта в эксплуатацию — пресейл, продажу заказчику, внедрение и последующую поддержку. Заказчиков было не много, и роли интегратора и дистрибьютора в этой схеме производителям не требовались. Теперь ситуация на рынке изменилась, как я уже и сказал, рынок растет, а некоторые российские производители так и не перестроились на отработанную мировыми брендами схему вендор — дистрибьютор — интегратор — заказчик. И из-за этого мы наблюдаем нехватку ресурсов производителей: вместо того чтобы сделать весь упор на развитии продукта, они тратят свои силы на те задачи, которые мог бы выполнять партнер.

Присутствует проблема совместимости, так как ИТ-ландшафт в российском корпоративном сегменте серьезно меняется: используются различные российские операционные системы, службы каталогов, системы электронной почты, политики ИБ и т.п., с которыми решениям UC необходимо интегрироваться. Раньше было как: ОС в подавляющем большинстве компаний была Windows, редко MacOS, служба каталогов — MS AD, почта — MS Exchange, то есть фактически были стандарты. Теперь их нет.

Также одной из проблем для развития продуктов является кадровый дефицит, компаниям тяжело находить разработчиков в области обработки медиапотоков.

А еще UC — это не только программное обеспечение, но и оборудование: периферия переговорных комнат и рабочих мест. И вот в этой области отставание российских производителей от западных особенно заметно. Есть российские вендоры UC, которые производят свое оборудование для коммуникаций в переговорных комнатах и для рабочих мест, но портфолио их значительно меньше необходимого. И если западные разработчики ПО для корпоративных коммуникаций, которые сами делают только «софт», взаимодействуют со сторонними производителями оборудования, сертифицирует их решения на совместимость, то наши разработчики, к сожалению, пока этого не делают.

Как развиваются отдельные UC-сервисы, такие как ВКС и телефония?

Яков Шапиро: В виде отдельных сервисов существует достаточное количество зрелых российских решений. Например, есть производители российских систем корпоративной IP-телефонии с более чем 20-летним опытом, в направлении ВКС есть компании, разрабатывающие свое решение также более 20 лет. После 2014 года появился ряд компаний, которые за последние годы значительно доработали свои системы ВКС. Корпоративный мессенджер — сервис относительно молодой, но и тут есть уже зрелые решения.

Поэтому можно сказать, что в виде отдельных сервисов российские системы телефонии, ВКС и корпоративные мессенджеры по функционалу и стабильности можно сравнивать с западными аналогами, и эти сервисы продолжают активно развиваться. Так, большинство российских разработчиков систем телефонии стали выпускать свои IP-телефоны, хотя ранее рекомендовали использовать аппараты сторонних китайских производителей. А системы ВКС получили самые современные ИИ-функции.

Какие преимущества дает использование комплексной платформы UC по сравнению с отдельными сервисами? Как осуществляется переход на полноценную платформу?

Яков Шапиро: Основным преимуществом является то, что все сервисы, такие как телефония, ВКС, чаты, обмен контентом, статус присутствия, совместная работа, становятся доступны из одного приложения, на любом устройстве — ноутбуке, смартфоне, терминале переговорной комнаты. Это улучшает пользовательский опыт, упрощает переход на гибридный формат работы, а также повышает информационную безопасность.

Пока я не могу сказать, что какая-либо одна российская платформа унифицированных коммуникаций позволяет обеспечить все описанные сервисы с качеством корпоративного класса. В наших проектах система корпоративной телефонии — это, как правило, отдельное решение. А вот ВКС, мессенджер и совместная работа — это обычно единая платформа, которую мы интегрируем с корпоративной телефонией.

С какими сложностями сталкиваются компании при переходе на платформу UC? Как ваша компания помогает преодолеть эти сложности?

Яков Шапиро: Правильный выбор решения представляет собой наибольшую сложность. Потому что для крупных компаний важна не только функциональность продукта, но и возможности его интеграции в ИТ-инфраструктуру организации. В крупных компаниях существует множество различных ИТ-систем: служба каталогов, электронная почта, календарь, оборудование переговорных комнат, система хранения данных, система виртуальных рабочих мест, периферийное оборудование рабочих мест, ИБ-системы (MDM, DLP, SIEM). И система унифицированных коммуникаций должна быть совместима или интегрирована со всеми этими системами. Мы, как интегратор, тестируем в нашей лаборатории решения UC и их совместимость с другими ИТ-системами, тем самым предоставляя свою экспертизу в этом вопросе. Для своих заказчиков мы проводим тестирование решения, помогаем спроецировать структуру предприятия на дизайн целевого решения и решаем все трудности, с которыми сталкиваются пользователи при выборе отечественного продукта.

Можете ли привести примеры, как ваши решения UC используются в разных отраслях?

Яков Шапиро: Мы в своих проектах применяем опробованные и наиболее подходящие под задачи заказчика решения. У нас есть проекты по миграции на российские решения систем корпоративных коммуникаций в промышленных компаниях, в компаниях из топливно-энергетического комплекса, финансового сектора, транспортно-логистических компаниях. Все эти проекты объединяет то, что это не просто замена существующих западных решений, а внесение нового функционала. Так, например, если ранее компании пользовались сервисом ВКС, а корпоративного мессенджера вообще не было, то в рамках проектов мы внедряли платформу коммуникаций, включающую и ВКС, и мессенджер, что повышает продуктивность сотрудников и информационную безопасность. Теперь сотрудники могут проводить в одной среде и рабочие встречи, и вести переписку, обмениваясь контентом. Также становятся все более востребованными функции записи и транскрибации встреч с последующей подготовкой саммэри при помощи ИИ, что значительно сокращает время на подготовку протоколов встреч и последующий поиск нужной информации.

Каким вы видите развитие рынка Unified Сommunications в ближайшие 5–10 лет?

Яков Шапиро: Российские разработчики будут догонять мировых лидеров UC. ИИ значительно расширит функционал корпоративных коммуникаций и сделает работу более эффективной. Станут возможными интеллектуальный поиск и обобщение информации, пользователи получат виртуальных персональных помощников, можно будет попросить ИИ проанализировать встречи, переписки, документы и подготовить на основе них документ только с ключевой информацией. Планирование и подготовка встреч также будут выполняться с помощью ИИ. С помощью чат-ботов можно будет заказывать все корпоративные услуги, что сделает фактически не нужными корпоративные порталы. Также ИИ будет повышать качество видео в сеансах ВКС, 4К станет возможным даже на плохих каналах связи. Возможно, большее распространение получат 3D-встречи с использованием аватаров.