14 октября 2015 года TAdviser, отраслевой портал и экспертный центр по вопросам автоматизации государства и бизнеса в России, успешно провел в Москве конференцию IT Government DAY, посвященную информатизации в государственном секторе. В ходе мероприятия докладчики осветили ключевые тенденции в области внедрения ИТ в государственных органах, ИТ-директора федеральных ведомств и регионов рассказали о своих ИТ-стратегиях и планах, а поставщики представили участникам свои решения и услуги.
Организаторам удалось собрать очень представительный состав докладчиков
В общей сложности конференцию TAdviser посетили более 100 специалистов, преимущественно из государственных органов и организаций. В их числе – представители:
- Минкомсвязи,
- Федерального Казначейства,
- Росреестра,
- Федеральной службы судебных приставов,
- Пенсионного фонда,
- Фонда социального страхования,
- Аналитического центра при Правительстве РФ,
- РЖД,
- Ростеха,
- Правительства Московской,
- Ярославской,
- Калужской и других областей.
В кратком видео собраны основные темы и отзывы участников
Новые задачи в развитии электронных госуслуг
С докладом о трансформации электронного правительства и совершенствовании единого портала госуслуг на конференции TAdviser IT Government DAY выступил директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах.
По его словам, на смену концепции электронного правительства приходит концепция электронного общества, которая предполагает минимизацию операций офлайн, определение принципов электронного обмена граждан и бизнеса с госструктурами и друг с другом, единую идентификацию для электронного взаимодействия государственных и частных функций.
Владимир Авербах, директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи
Ключевыми практическими задачами на 2015 год, по словам Авербаха, является перевод ЕПГУ на новую бета-версию для части федеральных услуг, запуск на портале новых механизмов навигации и поиска, запуск мобильной версии для всех ключевых сервисов, запуск оплаты всех задолженностей и части пошлин, запуск единой модели оказания услуги ЗАГС и охотничьего билета для всей страны. Метавселенная ВДНХ
На портале появятся сервисы геопоиска точек регистрации в МФЦ и записи на прием в ведомства, разделы помощи и жизненных ситуаций.
Федеральные услуги, выведенные на ЕПГУ, будут появляться в форме виджетов и на региональных порталах. Проект получил название «Открытая платформа». Владимир Авербах анонсировал участие в нем в ближайшее время портала госуслуг Москвы.
Систематизация и классификация информации – новый проект Казначейства России
Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального Казначейства, рассказала в своем выступлении о проекте по систематизации и классификации информации, обращаемой в государственных источниках данных. Проблема, решение которой предлагают найти в Казначействе России, возникает из-за многочисленности государственных институтов и разрозненности информации, которую они собирают.
Первичная информация формируется на основе обращений граждан и компаний. Каждый принимающий госорган проверяет данные только на основании поданных документов, причем без уведомления других участников сбора данных.
Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального Казначейства
Помимо банальных ошибок, такая организация сбора первичной информации способствует распространению мошеннических схем. Например, при смене фамилии гражданин может зарегистрировать ее в другом ЗАГСе, а в результате в системе появляется недостоверная информация, оставшаяся после предыдущей регистрации.
Как отметила Анна Катамадзе, нынешняя система регистрации первичных данных рассчитана на добросовестных и добропорядочных заявителей. Но это не всегда соответствует действительности.
Решить проблему может только создание единой информационной среды, когда поступающей в систему информацией могут пользоваться все доверенные участники процесса. Однако смысл предложения Федерального Казначейства состоит не в том, чтобы запустить в работу единую ГИС России. Решение состоит в обеспечении надлежащего взаимодействия между всеми информационными государственными системами, что могло бы обеспечить создание единой информационной среды.
Предложение Казначейства России состоит в том, чтобы в текущую систему межведомственного информационного обмена встроить информационную систему «Единая информационная среда», которая будет обеспечивать «умную» связь вводимых первичных данных, а не просто поддерживать обмен данными между органами власти.
По мнению Анны Катамадзе, это должна быть централизованная система с перекрестным обменом данными со всеми госресурсами. Благодаря такой архитектуре, будет обеспечена актуальность и взаимосвязь данных, сокращены процедуры сбора данных от граждан, улучшены надзорные функции.
Чтобы такая система была построена, необходимо подготовить Модель данных. Это - интеллектуальное ядро системы, которое должно быть насыщено всеми каскадами правовых статусов, полученных ото всех собранных метаданных. Модель данных должна представлять собой реестр всех видов данных, который обеспечивает однозначное соответствие между эталонами и дублирующими видами данных в информационных государственных ресурсах.
Помимо этого, необходимо разработать систему идентификации для всех юридических и физических лиц, а также объектов недвижимости. Используя набор идентификаторов, можно будет реализовать поиск любой информации и формировать отчет строго для того потребителя, которому соответствует использованная при извлечении данных связка идентификаторов.
В настоящее время предложение Федерального Казначейства утверждено Правительством РФ постановлением № 793p «Концепция методологии систематизации и кодирования информации». Ожидается нормативный документ, который позволит начать разработку системы.
Регистрация прав на недвижимость через интернет
Росреестр сегодня, как рассказал Андрей Приданкин, заместитель руководителя организации, – это 3516 офисов приема, где ежегодно выдается 64,7 млн документов. Его информационные ресурсы охватывают 85 баз государственного кадастра недвижимости, более 1600 баз Единого государственного Реестра прав. Базы Росреестра содержат 154,1 млн записей об объектах недвижимости, 144,3 млн записей о прах и обременениях. Ежегодный прирост информации (по данным за 2014 год) составляет 8,1 млн актов по Кадастру недвижимости и 25,5 млн записей по Реестру прав.
Росреестр начал оказывать услуги в электронном виде в 2011 году. Переход на новую форму взаимодействия с гражданами позволил сократить штатную численность сотрудников на 10 тыс. человек - с 45 до 35 тыс., а длительность выполнения основных операций - с 17 до 10 дней.
Андрей Приданкин, заместитель руководителя Росреестра
Внедрение электронной формы подачи заявок на регистрацию прав значительно расширило возможности граждан. Добавленное удобство состоит в том, что теперь они могут подавать заявления экстерриториально (из любой точки страны), круглосуточно, без очереди. При этом были сокращены сроки регистрации, а физические лица также получили дополнительный бонус: 30% скидка на размер государственной пошлины.
Андрей Приданкин отметил, что одним из неожиданных результатов перехода на новую форму обслуживания стало то, что проведение правовой экспертизы заявок, поданных в электронном виде, выявляет не более 2% ошибок в комплектности подаваемых пакетов. Это отражает то, что граждане относятся к сбору документов с большим вниманием, и электронная форма подача не ведет к появлению дополнительных издержек на их обработку.
Более того, электронная форма подачи позволяет отделить друг от друга гражданина и чиновника. Это повышает прозрачность работы Росреестра в целом.
Электронная форма подачи заявок оказалась удобной также и для юридических лиц. В ходе проведенного эксперимента, в котором приняло участие Агентство стратегических инициатив, было оформлено через портал 1450 сделок. Результат показал, что переход на электронную форму позволил сэкономить до 90% рабочего времени сотрудников компании, занимающейся регистрацией сделок. Это то время, которое им пришлось бы тратить на поездки в офис Росреестра, если бы заявки подавались в традиционной, очной форме.
Среди имеющихся на сегодня проблем, как отметил Андрей Приданкин, выделяется две: еще не полная готовность людей доверять электронным формам подачи документов, а также частое отсутствие среди услуг, оказываемых населению нотариальными конторами, функции нотариально заверенного перевода документов в электронный вид.
О развитии ИТ в Федеральной службе судебных приставов России в условиях ограниченного финансирования
О развитии ИТ в Федеральной службе судебных приставов России в условиях ограниченного финансирования рассказала Наталья Звягина, начальник управления информационных технологий.
Как показывает официальная статистика, бюджет ФССП России на информатизацию в 2-4 раза меньше, чем у других государственных ведомств, несмотря на то, что они сравнимы по величине, имеют схожее структурное деление, решают аналогичные задачи. Например, согласно бюджету на 2015 год, на информатизацию в Казначействе было запланировано выделить 8,7 млрд рублей, на ИТ в МВД – 8,2 млрд рублей, на информационные технологии в Налоговой службе – 7,7 млрд рублей. За этот же период на развитие информатизации в Федеральной службе судебных приставов планируется выделить всего 1,8 млрд руб. По мнению Натальи Звягиной, при таком объеме финансирования приходится изыскивать возможности для экономного расхода выделенных денег.
Наталья Звягина, начальник управления ИТ' Федеральной службы судебных приставов'
Делегация ФССП и ее подрядчиков на конференции TAdviser
Парк компьютерной техники ФССП России представлен 3,2 тыс. серверами, 51,5 тыс. рабочих станций, 32,8 тыс. принтеров и МФУ. Замена неисправной техники и ее ремонт составляют более 30% средств, выделяемых на информатизацию службы. Переход на электронные почтовые отправления и централизация ресурсов на региональном уровне потенциально позволят сократить в разы количество необходимых серверов и принтеров.
Оптимизация затрат в ФССП России также коснулась сопровождения используемых систем. Отказ от их установки на рабочих местах судебных приставов и их подключение к централизованной справочно-правовой системе, доступной через ведомственную сеть передачи данных, позволило сократить расходы более чем в три раза. Итоговая экономия составила 50 млн рублей.
В этих условиях переход на использование свободного ПО с открытым кодом, максимальную унификацию функций, централизацию ключевых сервисов (межведомственное взаимодействие, пространство доверия, управление инфраструктурой) помогают добиться дополнительной экономии бюджетных средств.
Развитие «электронного правительства» в Московской области
Следующим докладчиком конференции выступил Максут Шадаев, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.
Прежде всего он обратил внимание на роль многофункциональных центров (МФЦ). Их развитие в Московской области шло ускоренными темпами, чтобы выполнить требования указа Президента РФ № 601. Согласно этому документу, не менее 90% жителей должны быть обеспечены доступом к «одному окну» уже в 2015 году.
Внедрение МФЦ позволило не только сократить штат государственных и муниципальных служащих в регионе. Благодаря тому, что до 50% выручки от собираемых госпошлин теперь остается в региональном бюджете, появилась возможность сделать МФЦ самоокупаемыми, несмотря на значительные затраты (около 1,2 млн руб. на «одно окно»), которые несет ИТ-бюджет Московской области на их работу.
Максут Шадаев, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области
Рассказывая о развитии электронного правительства в Московской области, Максут Шадаев обратил внимание, что перевод операций работы с населением в МФЦ позволил наладить сквозной контроль за сроками прохождения всех заявлений и результатов их рассмотрения, независимо от места и формы обращения граждан. В результате планируется ввести систему полуавтоматического наложения штрафов на чиновников за необоснованные отказы, повысив тем самым отдачу и управляемость работы правительства Московской области с гражданами.
Рассматривая этапы развития электронного правительства, Максут Шадаев заявил, что сейчас она находится на этапе реализации системы ведения базовых реестров и регистров. Для этого в системе создается единый конструктор, с помощью которого будут построены отраслевые системы учета основных объектов лицензионно-разрешительной работы, обеспечения контрольно-надзорной деятельности, ведения административной практики.
Далее Максут Шадаева коснулся вопросов взаимодействия Правительства Московской области с ее жителями, обратив внимание на использование социальных сетей. Благодаря их мониторингу, Правительство получает более глубокое понимание реальных проблем и настроений жителей. Социальные сети, по мнению докладчика, позволяют вести проактивное реагирование. Это позволяет быстро решать проблемы или менять курс. Соцсети активно используются также для развития волонтерских программ.
Новым в работе с социальными сетями он назвал отход от приоритетной работы с блоггерами, переводя активность на «сообщества» («паблики») – группы людей в социальных сетях, объединенных по интересам. По его мнению, это – более активный и достоверный источник, чтобы контактировать с жителями района и получать реальную отдачу от проводимых мероприятий.
Рассказывая о развитии государственно-частного партнерства в рамках работы Правительства Московской области, Максут Шадаев заявил, что эта форма обладает большим потенциалом для решения задач, связанных с развитием ЖКХ, транспорта, интернет-сервисов и ИТ-инфраструктуры в области.
Среди задач, которые следует решить Правительству Московской области в рамках «импортозамещения», были названы: переход, где это возможно, на СУБД с открытым кодом; замена на Windows на Linux на тех компьютерах, где основная работа связана с прикладными системами; отказ от Microsoft Exchange в пользу российского аналога; а также отказ от закупок серверного оборудования и перевод вычислительных мощностей в ЦОДы через аренду виртуальных машин.
Подытоживая планы развития ИТ в регионе, Максут Шадаев заявил, что главная задача – это переход от «электронного правительства» к «электронному обществу», где госуслуги и функции будут предоставляться в электронном виде, количество операций, выполняемых путем личного визита жителей, будет сведено к минимуму, будет действовать единая идентификация граждан, а взаимодействие граждан и бизнеса с государством и друг с другом будет вестись на базе единых принципов электронного обмена.
Программа на импортозамещение ИТ в органах власти на примере Ярославской области
О реализации программы импортозамещения в сфере ИТ в органах власти на примере Ярославской области рассказал Эдуард Лысенко, заместитель губернатора, директор департамента информатизации и связи.
Главными целями для реализации этой программы он назвал создание условий, при которых будет обеспечена национальная безопасность и непрерывность работы информационных инфраструктур, даже в условиях неблагоприятных внешних факторов. Немалое значение для реализации этой программы играет устранение зависимости государственных организаций от зарубежных поставщиков ПО, а также сокращение бюджетных расходов, выделяемых на приобретение иностранного софта, и их перераспределение на развитие отечественной ИТ-отрасли.
Эдуард Лысенко, заместитель губернатора, директор департамента информатизации и связи Ярославской области
Разложив ИТ-ландшафт на сегменты, Эдуард Лысенко назвал конкретные шаги, которые могут помочь в практической реализации программы импортозамещения в органах власти.
Так, в сегменте клиентских операционных систем, где сейчас преобладает Microsoft Windows, ведутся исследования возможности ее замены на Ubuntu, GosLinux, Alt Linux. В качестве альтернативы иностранным офисным пакетам рассматривается российская разработка «МойОфис». Взамен СУБД Microsoft SQL и Oracle рассматриваются альтернативные варианты - Diasoft Database Adapter и PostgreSQL, над которыми сейчас проводится лабораторное тестирование.
В средствах управления виртуализацией вместо Microsoft Hyper-V и VMware vSphere предполагается использовать KVM. Для обслуживания электронной почты взамен Microsoft Outlook использовать Evolution. Для картографического сервиса рассматривается возможность замены систем Яндекс.Карты, Google Maps, Maplnfo на сервисы «Спутника», Росреестра, ГИС «ИнГЕО» и других систем. При разработке прикладного ПО планируется отдавать приоритет в пользу свободно-распространяемого ПО.
Тем не менее, хотя возможные пути для изменений в ИТ-ландшафте Ярославской области намечены, шаги в сторону их планомерной реализации пока не предпринимались. Это связано с тем, что в Ярославской области продолжают работать унаследованные системы. Имеющиеся взаимосвязи с внешним миром, а также навыки технического персонала до сих пор тесно связаны с системами, которые были установлены ранее.
Говоря об отказе от использования западного ИТ-оборудования, Эдуард Лысенко назвал лучшим выбором перенос вычислительной обработки в ЦОДы и переход на использование систем виртуализации.
Стенды спонсоров конференции
Развитие концепции «электронного правительства» в мире
Александр Данилин, руководитель направления стратегических проектов Департамента по работе с государственными организациями Майкрософт Рус, свое выступление посвятил теме развития «электронного правительства» в мире и демонстрации лучших примеров из практики их внедрения в последнее время.
По оценкам Данилина, каждый новый этап развития электронного правительства занимает приблизительно пять лет. Началом интенсивного развития электронных правительств в мире следует считать первую половину 2000-х годов, когда сформировалась концепция нового института для предоставления населению госуслуг.
Александр Данилин, руководитель направления стратегических проектов Департамента по работе с государственными организациями «Майкрософт Рус»
На первом этапе речь шла о простой замене очной формы предоставления услуг на электронную. Вторым этапом стало появление концепции «интегрированного правительства». Его квинтэссенция состоит в запуске процесса активного привлечения ведомств для обмена информации между собой. Целью этих изменений был переход на предоставление гражданам и бизнесу госуслуг в интегрированной форме.
На следующем этапе появилась тема «открытого правительства». Главная особенность этого этапа – начало активного вовлечения граждан и коммерческих компаний в использование различных наборов данных, собранных государством, для решения стоящих перед ними задач.
В настоящее время мы находимся на этапе создания «цифрового правительства», заявил Александр Данилин. На этом этапе не только используются все достижения предыдущих этапов, но также меняется подход в использовании информации: в дополнение к широкому доступу к данным происходит значительное наращивание активности по внедрению инструментов аналитики.
Новая концепция «цифрового правительства» развивается параллельно со становлением «умных» городов. Государство начинает наращивать использование информации, собираемой с большого количества датчиков в своей инфраструктуре, внедряет «Интернет вещей» в работу муниципалитетов, начинает использовать собранную информацию не только для предоставления услуг по запросу граждан, но также для управления городской средой и инфраструктурой.
Среди примеров российской практики развития «цифрового правительства» Александр Данилин назвал проект информатизации в Публичной библиотеке им. Маяковского в Санкт-Петербурге. Там была выстроена ИТ-инфраструктура на базе публичного облака Microsoft, что позволило сократить затраты на проект «в сотни раз», если сравнивать с размещением внутри организации.
Примером развития инструментов аналитики в госуправлении стало оснащение всех 103 МФЦ Москвы системой Microsoft Dynamics CRM. Она повысила эффективность работы МФЦ в предоставлении госуслуг гражданам, а также помогла выстроить маршрутизацию собранной информации внутри столичных ведомств.
Александр Данилин отметил, что все программные продукты Microsoft, внедряемые в рамках развития российских городов, сертифицированы для использования в РФ.
Как за счет СУБД сохранить инвестиции в условиях снижения бюджетов?
Обсуждение темы развития ИТ-инфраструктуры для государственных организаций продолжил Руслан Мельников, директор по продажам компании TmaxSoft RUS. Он обратил внимание на важность правильного выбора СУБД. По его оценке, это позволяет сохранить инвестиции в условиях снижения проектных бюджетов в госучреждениях.
Компания TmaxSoft является одним из мировых лидером на рынке баз данных. Но рост ее нынешней активности на российском рынке продиктован готовностью предложить свой продукт в нише, возникшей благодаря проводимой сейчас политике импортозамещения. Этот тренд открывает перед компаниями, не попавшими под санкции, большие перспективы по наращиванию своих продаж на российском рынке.
Руслан Мельников, директор по продажам компании TmaxSoft RUS
Руслан Мельников считает, что выходить на рынок надо с продуктами высокого качества. Так, с его слов, выбор решения TmaxSoft позволяет снизить госкомпаниям затраты на владение ИТ на 60%, что достигается за счет отсутствия лицензионных выплат. Экономию также приносит отсутствие штрафов при просрочке оплаты технической поддержки, причем ее тарифы намного дешевле, чем у крупных западных вендоров.
Решения TmaxSoft, по словам Мельникова, могут работать с российскими программными системами ROSA, Diasoft, Галактика, Prognoz, Аладдин, Positive Technologies, Astra Lunix. Они уже внедрены в Альфа-банке, Билайне, Транснефти, Сургутнефтегазе.
Самым ярким примером использования системы TmaxSoft Tibero является Национальная система платежных карт (НСПК). Заказчику удалось обеспечить требуемый уровень отказоустойчивости СУБД с сохранением доступности данных.
Бизнес-аналитика – быстрое решение сложных задач
О важности применения бизнес-аналтики для решения государственных задач рассказал Александр Малахов, начальник управления ИТ Аналитического центра при Правительстве РФ. Он отметил, что в мире каждый третий руководитель часто принимает критические решения, не обладая для этого достаточной информацией. Каждый второй не имеет доступа к полной информации о текущем вопросе. Поиск, обработка и анализ данных отнимают у офисных сотрудников более 19 часов при 40-часовой рабочей неделе.
Решение этих задач для госучреждений берет на себя Аналитический центр при Правительстве РФ. Там ведется подготовка исследовательских отчетов по различным тематикам – от аналитики в отраслях экономики и до оценки социальных проблем, инвестиционных возможностей предприятий и т.д.
Заказчиками Центра выступают многие госучреждения страны: Банк России, Росатом, РЖД, Роскосмос, Почта России, Правительство Тюменской области и др. Каждый проект охватывает множество направлений, позволяя получить сводную аналитическую оценку в интересах заказчика.
Александр Малахов, начальник управления ИТ Аналитического центра при Правительстве РФ
На основе отчетов Аналитический центр готовит рекомендации и предложения по приоритетным вопросам экономической политики и экономических реформ, информационно-аналитическую экспертизу концепций и программ социально-экономического развития, краткосрочное прогнозирование.
В качестве примеров Александр Малахов привел ряд недавних успешных проектов Центра. Например, проект оперативно-аналитического сопровождения деятельности Правительства РФ, в рамках которого Центр разработал систему анализа качества наборов открытых данных, размещаемых на Портале Правительства, создал систему мониторинга федеральных госпрограмм, систему мониторинга государственных и муниципальных госзакупок и другие системы.
Об извлечении информационных данных из различных источников при подготовке отчетов Центра рассказал Алексей Колодка, руководитель департамента по работе с государственными организациями, транспортом и энергетическим сектором компании Qlik.
К рассмотрению принимаются данные, получаемые из различных источников. Прежде всего это - наборы открытых данных, доступные на портале data.gov.ru. Другим важным источником информации служат данные с различных интернет-порталов, собираемые через предоставляемые их владельцами интерфейсы (API).
Алексей Колодка, руководитель департамента по работе с госорганизациями, транспортом и энергетическим сектором Qlik
Как отметил Алексей Колодка, до сих пор наблюдается высокая разобщенность предоставляемых данных, отсутствие единых стандартов, а также некорректность как хранимой информации, так и используемых названий файлов. При работе над проектами приходится сначала выявлять системные проблемы, чтобы получить доступ к самим данным.
Тем не менее, проблемы решаются, и компанией Qlik наработан большой опыт не только в автоматизации извлечения данных, но также и в построении сводных отчетов. В портфеле компании в настоящее время находится около десятка наиболее востребованных видов аналитики.
Безопасное мобильное рабочее место государственного служащего
О защите рабочего места государственного служащего рассказал Игорь Шитов, руководитель направления компании «Элвис-плюс». Эта компания имеет 24-летний опыт в решении подобных задач и хорошо понимает, как должно выглядеть мобильное рабочее место сотрудника госучреждения.
Прежде всего было отмечено, что законодательство РФ диктует строгие правила работы госслужащих, которые фактически исключают возможность существования мобильного рабочего места. Если быть более точным, применение мобильного рабочего места допускается, но размещение данных ограниченного распространения обычным путем не допускается.
Чтобы решить эту проблему, «Элвис-плюс» предложила решение, которое не противоречит требованиям российского законодательства. Концептуально мобильное рабочее место должно быть построено путем параллельной установки на компьютер двух ОС: обычной и доверенной.
Игорь Шитов, руководитель направления компании «Элвис-плюс»
В стандартной системе можно выполнять любые операции, не связанные с обработкой данных ограниченного доступа: смотреть фильмы, просматривать интернет-сайты и пр. Угрозы для конфиденциальных данных в ней нет, потому что они находятся в хранилище второй, доверенной ОС. Сами конфиденциальные данные находятся в дистанционно удаленном центре обработки данных (ЦОД), и доступ к ним осуществляется при полном поточном шифровании всех передаваемых файлов.
Контроль загрузки доверенной ОС начинается с первых тактов работы процессора еще до загрузки стандартной управляющей системы компьютера. Применяемые ключи шифрования хранятся на аппаратном уровне.
Игорь Шитов рассказал также о двух продуктах, которые имеются в портфеле «Элвис-плюс» для оснащения рабочих мест государственных служащих. Первый среди них – система «Застава», выполняющая функции шифрования данных в канале VPN. Второй – базовый доверенный модуль (БДМ), обеспечивающий непосредственную защиту рабочего места.
Защита системы «Застава» выстроена на предоставлении дополнительных данных для идентификации пользователя защищенного компьютера. Запрашиваемые данные могут размещаться на токене, SD-карте или USB-накопителе. В них находится только часть ключа для предоставления доступа к доверенному рабочему месту. Полный контроль предоставляется только после ввода пин-кода при непосредственной загрузке системы.
Подобных решений безопасности на российском рынке практически нет. В отличие от существующих аналогов, где требуется физическая установка соответствующей платы, решение «Элвис-плюс» является целиком программным. Поэтому им можно оснащать рабочие места даже на тех мобильных устройствах, которые не предусматривают доукомплектации (ультрабуки, планшеты).
Это решение уже было поставлено для руководства Газпромбанка. В настоящее время по нему также проводятся пилотные проекты в крупных правительственных организациях. Интерес к этому продукту проявляют Правительство Москвы, Росреестр, ФМС России и другие государственные организации России.
Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере информатизации образования
Доктрина информационной безопасности РФ напрямую указывает участникам рынка на необходимость развития в стране государственно-частного партнерства (ГЧП) как важного рычага для укрепления безопасности страны. Об этом сообщил Алан Салбиев, директор Академии системного анализа, партнер компании «Дневник.ру», обратив внимание присутствующих, что российский бизнес может стать для государства достойным партнером.
Определение ГЧП, данное в Федеральном законе № 224-ФЗ, указывает цели формирования этих объединений: привлечение в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ и услуг и повышения их качества.
Алан Салбиев, директор Академии системного анализа, партнер «Дневник.ру»
Одно из направлений, где могут найти взаимный интерес государство и бизнес, обозначено в распоряжении Правительства РФ № 1995-р. Там описана концепция перевода всех государственных систем в облачные ЦОДы. Как заявил в ходе конференции министр информационных технологий и связи Московской области Максут Шадаев, «модель ГЧП - единственный способ решить задачи информатизации без увеличения бюджетных расходов».
Другое направление – развитие системы образования в России. В ближайшие пять лет рост ряда показателей по этому направлению должен составить от 10 до 70%, что закреплено в постановлениях Правительства РФ. И хотя в федеральном бюджете на 2016 год намечено сокращение финансирования системы образования на 8,5% (по сравнению с 2015 годом), поставленные задачи остаются в силе, и решить их в таких условиях можно только за счет развития ГЧП.
Проводя аналитическую оценку перспектив развития ГЧП в России, Алан Салбиев привел статистику Росстата. Она основывается на данных, полученных с 2005 по 2012 годы. Согласно ей, наибольшие инвестиционные риски для предпринимателей связаны сегодня с регионами, «избалованными» инвестиционными потоками. К их числу относятся Липецкая, Вологодская, Мурманская, Нижегородская области, Москва и ряд других.
С другой стороны, наименьшие риски демонстрируют инвестиции, вкладываемые в Чечне, Кабардино-Балкарии, Адыгее, Марий Эл, Орловской. Смоленской, Воронежской, Волгоградской областях и т.д. К зоне умеренных рисков относятся Санкт-Петербург, Самарская, Белгородская, Ивановская, Саратовская, Калининградская и ряд других областей.
В качестве примера, где активно развивается в последнее время ГЧП в области информатизации была названа Московская область. Первым проектом в сфере информатизации образования, созданным в рамках ГЧП в России, стал «Школьный портал Московской области». Партнером со стороны бизнеса в нем выступили компании «Ростелеком» и «Дневник.ру».
Разработка системы управления пассажирскими перевозками РЖД нового поколения
О развитии компьютерной системы «Экспресс», обеспечивающей продажу железнодорожных билетов по всей стране, и ее реинжиниринге в рамках реализации программы импортозамещения рассказал Владислав Кустарев, заместитель начальника департамента информатизации РЖД.
Владислав Кустарев, заместитель начальника департамента информатизации РЖД
В настоящее время в РЖД находится в эксплуатации система «Экспресс-3», платформой для которой являются мейнфреймы IBM. Она обеспечивает продажи со скоростью до 12 билет/сек при скорости поступления запросов на билеты около 400 запрос/сек. При этом доля интернет-продаж ж/д билетов превышает 30% от общего числа реализуемых ж/д билетов в стране. По отдельным направлениям доля интернет-продаж еще выше; например, для направления «Москва-Санкт-Петербург» через интернет продается около 70% всех реализуемых билетов.
Необходимость перехода на новую систему «Экспресс» стала объективной реальностью. Прежняя версия была спроектирована 8 лет тому назад, когда расчетный лимит сайта составлял 20-30% от общего количества продаваемых билетов. Развитие интернета привело к тому, что портал РЖД сегодня работает на уровне своих пределов.
Разработка новой системы «Экспресс-5», которая должна быть запущена в эксплуатацию в 2016 году, не ограничивается только ликвидацией существующих проблем с производительностью. РЖД планирует наращивать социальную ориентированность своего сервиса и готова предложить в новой системе комплексные услуги единым заказом. Речь идет о продаже комплексных услуг сразу на несколько видов транспорта, а также предоставление дополнительных сервисов, охватывающие в том числе пригородные перевозки, услуги такси и пр. Будущие транзакции всех видов услуг будут проводиться в режиме «одного окна»: через обращение в кассу, телефон, интернет или мобильное приложение.
Параллельно с развитием услуг, РЖД готовится отказаться от платформы мейнфреймов IBM и перейти на архитектуру x86. Новая система должна также снизить зависимость от проприетарного ПО. Вместо прежней СУБД IBM DB2 и Oracle новая система будет работать на базе СУБД с открытым кодом. Терминальные устройства будут обслуживаться собственной сборкой свободно-распространяемой ОС CentOS.
Пилотный проект «Экспресс-5» начнется в ноябре 2015 года на базе пассажирской компании «Сахалин».
О технологических решениях, которые применялись при разработке новой системы продажи билетов для РЖД «Экспресс-5», рассказал Роман Галеев, руководитель Центра решений компании «Транс-ИТ». Прежде всего он обратил внимание на масштабность решаемой задачи. Проект технологического оснащения КАС «Экспресс-5» предусматривал создание высоконагруженной, распределенной системы, в которой должны эффективно сочетаться как минимум два основных требования: очень высокая скорость обработки и гибкость при настройке и управлении. В архитектуру будущей системы должны быть заложены механизмы, которые не будут сдерживать ее развитие в течение, как минимум, ближайших 10 лет.
Рост производительности новой системы «Экспресс-5» был одной из главных целей проекта. Нынешняя версия «Экспресс» работает на пределе своих технических возможностей. При этом новая версия системы должна не только эффективно справляться с текущим потоком транзакций, но и эффективно работать в условиях постоянного нарастающего потока данных. Предпосылками для этого являются расширяющиеся каналы взаимодействия системы «Экспресс» с пользователями, рост продаж через мобильные приложения и Интернет.
Компромисс между требуемой гибкостью и скоростью был найден в выборе новой архитектуры для системы «Экспресс-5». Она выстроена вокруг управления бизнес-правилами. В сложных узлах расчетов создаются конфигураторы. Они будут проводить быстрый анализ данных и позволят эффективно размещать программный код, когда потребуется вносить изменения в логику работы конкретной услуги. Разработчики заранее предусмотрели, чтобы это можно быть осуществлять без привлечения ИТ-специалистов.
Роман Галеев, руководитель Центра решений «Транс-ИТ»
Получив в свое распоряжение новую систему, руководители бизнес-подразделений РЖД, бизнес-аналитики смогут самостоятельно вносить изменения в правила тарификации и предоставления услуг, доступных через «Экспресс-5», согласовывая их с коллегами, утверждая и размещая в репозитории. Планируемое время, которое будет затрачиваться на внедрение новых бизнес-правил, будет исчисляться всего несколькими часами.
Ноу-хау новой архитектуры «Экспресс-5» реализовано в ядре этой системы, которое было написано специалистами «Транс-ИТ» на Java. Это - весьма производительный модуль, способный автоматически загружать обновленные правила и исполнять их в соответствии с поставленными задачами. Благодаря ему, обеспечена высокая производительность, исчисляемая тысячами транзакций в секунду, и гибкость системы, позволяющая быстро вносить изменения в логику выполнения транзакций.
Другим новшеством новой системы «Экспресс-5» станет применение свободно распространяемой СУБД масштаба предприятия класса in-memory. Она была доработана специалистами «Транс-ИТ», после чего в ней появились функции, обеспечивающие ее целостность, отказоустойчивость и кэширование. По сравнению с традиционными СУБД производительность новой системы возросла в несколько десятков раз.
В заключении своего выступления Роман Галеев отметил, что переход на новую архитектуру «Экспресс-5» позволил не только решить поставленные задачи, но и заложить фундамент для будущего развития системы «Экспресс» в целом. Фокус развития - «Быстрые данные». Удобство и производительность «умного» взаимодействия с клиентами будет достигаться за счет использования нового конфигуратора правил и системы хранения данных in-memory. Это позволит быстро анализировать происходящие события и предоставлять эффективные решения для принятия.
Новая архитектура позволит отказаться от выкладки «сотен тысяч услуг» на запрос клиента, лежащих в репозитории. Система будет интеллектуально отбирать услуги, релевантные интересам того, кто отправил запрос, опираясь на ранее собранные данные по его взаимодействию с системой. В этом смысл развития системы «Экспресс-5». Опыт этой разработки может в дальнейшем быть использован для создания аналогичных решений в рамках развития системы электронных государственных услуг.
Роман Галеев также поделился с TAdviser своим мнением, насколько востребованы ведомствами и госкорпорациями технологии, направленные на импортозамещение.
«Мы наблюдаем существенный рост интереса к решениям, основанным на продуктах российской разработки, особенно в организациях под управлением государства. BRMS, in-Memory и другие технологии Транс-ИТ используются, например, в холдинге РЖД для реализации ключевых производственных mission-critical систем в рамках стратегии импортозамещения», - отметил Роман Галеев.
Документационное управление в государственных структурах
Во многих государственных организациях управленческий документооборот до сих пор выстроен на принципах документационного обеспечения управления (ДОУ). Он затрагивает только вопросы документирования принимаемых управленческих решений и организации работы с документами. Этот подход уже не удовлетворяет современным требованиям. О переходе к документационному управлению (ДУ), где процесс управления выстроен на базе принятия решений на основе достаточной информации и обеспечением их оперативного исполнения, рассказал Владимир Кохан, директор по развитию бизнеса компании Digital Design.
Реализация документационного управления становится возможной, если соблюдены ряд необходимых условий. Прежде всего, создается единое информационное пространство, позволяющее осуществить автоматизацию сквозных предметных процессов, предоставляющих достаточный объем информации для принятия решений. Для эффективного применения этой технологии, необходимо обеспечить максимальное упрощение интерфейсов для рядовых пользователей, чтобы позволить им получать информацию в наглядном виде. Немалую роль играет также выработка единого интерфейса в системах, управляющих принятием решений, а также поддержка со стороны руководства.
Примером реального инструмента ДУ является система документационного управления «Приоритет», разработанная компанией Digital Design на базе российской платформы DocsVision Core с использованием клиент-серверных технологий. Эта система соответствует требованиям российских и международных стандартов и нормативных документов в области делопроизводства, а также требованиям ведения делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти РФ.
Модули системы «Приоритет» были внедрены в шести министерствах, региональных органах власти и крупных территориально распределенных организациях. Среди них - Минэкономразвития, Минпромторг, Минсельхоз, Сбербанк, Почта России и др.
Wsystem - открытая IDE-система для разработки интернет-порталов
Переход государственных организаций к предоставлению сложных электронных услуг и разнообразных сервисов требует применения функционально развитой ИТ-платформы для интеграции применяемых крупных промышленных баз данных. Один из кандидатов для выбора – система Wsystem, о которой рассказал Алексей Мирошниченко, генеральный директор компании «Открытые информационные системы», которая разрабатывает эту систему.
Wsystem – это открытая система для быстрого создания мобильных пользовательских интерфейсов, через которые данные из подключаемых баз данных могут использоваться в других программных системах или приложениях.
Алексей Мирошниченко, гендиректор «Открытые информационные системы»
Для извлечения метаданных из других систем в Wsystem используются встроенные драйверы. В комплекте поставки есть драйверы для таких СУБД, как Oracle и Microsoft SQL. При использовании других СУБД «Отрытые информационные системы» осуществляют заказную разработку соответствующего драйвера. Поддерживается вариант ручного извлечения данных, а также средства для структурной разметки данных внутри хранилищ с учетом имеющихся шаблонов хранения.
Продукт поддерживает необходимые стандарты безопасности, необходимые для работы с госданными. В системе реализована защита от SQL-инъекций, производится шифрование состояний открываемых страниц, идентификационные данные подключаемых баз данных не сохраняются на пользовательском компьютере в открытом виде.
Преимуществом Wsystem является открытая архитектура с использованием свободного ПО с открытым кодом. Для организации клиентских мест не требуется установка специального ПО; для работы с Wsystem достаточно только браузера. Клиентские лицензии также отсутствуют.
Перспективы реестра российского ПО
В заключении конференции TAdviser IT Government DAY выступила Евгения Василенко, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт». Она рассказала о разработке ее ассоциацией примерного реестра российского ПО, заявив, что накопленный опыт несомненно будет полезен государству для разработки Единого государственного реестра российских программ (он должен быть запущен с 1 января 2016 года, согласно Федеральному закону РФ от 29 июня 2015 г. № 188-ФЗ).
В настоящее время реестр АРПП «Отечественный софт» охватывает около 100 компаний и порядка 500 продуктов, где разработчики декларируют его соответствие требованиям российского закона.
По словам Евгении Василенко, за последние полтора года численность ассоциации выросла вдвое. Такой быстрый рост обусловлен тем, что российские разработчики осознали, что нынешний момент в развитии отрасли является для них судьбоносным: он дает им шансы объединять усилия с государственной инициативой и выступать вместе ради достижения высоких результатов.
Евгения Василенко, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт»
Тем не менее, если судить по репликам из зала, вопросы относительно правил выстраивания классификатора российского ПО остаются. Это касается не только его интерфейса, но и правил попадания в реестр. В настоящее время предлагается применять паритетную (50:50) схему, когда разработчики самостоятельно добавляют свои продукты в реестр, а их соответствие требованиям контролируется группой российских экспертов – представителей отрасли – и представителями государственных структур.
Несмотря на сложности, Евгении Василенко считает, что государство обязано помочь российским разработчикам наладить контакты с государственными заказчиками. Как минимум, они должны знать о существовании российских аналогов, чтобы не только выбирать наиболее подходящее решение, но и стимулировать российских разработчиков на достижения мирового уровня в своих разработках, чтобы те могли на равных конкурировать с зарубежными аналогами.
Профессиональные дискуссии продолжались и во время кофе-пауз
Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального Казначейства и Владимир Авербах, глава департамента Минкомсвязи
Максут Шадаев, министр государственного управления, ИТ и связи Московской области
Следующая конференция IT Government DAY пройдет в 2016 году. Описание и регистрация здесь.
Участие в конференции для представителей заказчиков является бесплатным. Стоимость участия для представителей системных интеграторов и вендоров – 12 500 руб за одного представителя. Дополнительную информацию можно получить по e-mail: conf@tadviser.ru
Главный редактор TAdviser
Заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ
Заместитель руководителя Федерального казначейства
Заместитель Руководителя Росреестра
Министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области
Директор Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи РФ
Директор по продажам, TmaxSoft RUS
Директор Департамента автоматизации информационного обеспечения Счетной палаты РФ
Министр информатизации и связи Республики Мордовия
Заместитель Губернатора Ярославской области - директор департамента информатизации и связи
Генеральный директор, Открытые Информационные Системы
Руководитель направления стратегических проектов Майкрософт Рус
Исполнительный директор, АРПП "Отечественный софт"
Директор Академии системного анализа и партнер Дневник.ру по федеральным проектам
Руководитель направления, ЭЛВИС-ПЛЮС
По вопросам регистрации, выступления с докладами или спонсорского участия, обращайтесь по адресу: conf@tadviser.ru
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | — | Заместитель начальника отдела |
Государственная компания Российские автомобильные дороги | — | начальник отдела |
Администрация г.Красноярска | — | главный специалист отдела связи управления информатизации и связи |
МФПУ Синергия | — | заведующий кафедрой Информационного менеджмента и электронной коммерции |
Администрация Костромской области | — | Начальник управления информатизации и связи |
Ростуризм | — | Руководитель проекта |
Верховный Суд Российской Федерации | — | Заместитель начальника управления |
Институт развития информационного общества | — | Главный специалист Дирекции региональных программ |
Организация объединенных наций по промышленному развитию | — | Национальный координатор |
МГУ имени Ломоносова | — | Руководитель проектов |
Пенсионный Фонд Российской Федерации | — | Начальник Департамента информационных технологий |
Счетная палата Российской Федерации | — | Заместитель директора департамента |
Правительство Кировской области | — | Министр информационных технологий и связи Кировской области |
Префектура Зеленоградского АО г.Москвы | — | Начальник отдела информатизации |
Министерство экономического развития Хабаровского края | — | Заместитель начальника управления |
НМСИС | — | Генеральный директор |
МИАЦ ХМАО-Югра | — | Директор |
ГБУ Калужской области | — | заместитель директора |
Спецсвязь ФСО России | — | ведущий сотрудник |
Прокуратура Московской области | — | Главный специалист |
ФГУП ГРЧЦ | — | Заместитель руководителя департамента |
Министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления | — | Начальник отдела контроля и планирования |
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации | — | Начальник отдела судебной статистики |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | — | Начальник Отдела |
Правительство Ярославской области | — | Заместитель Губернатора Ярославской области - директор департамента информатизации и связи |
Департамент информатизации и связи Ярославской области | — | Руководитель отдела продвижения проектов по информатизации Ярославской области |
Фонд социального страхования Российской Федерации | — | Начальник отдела |
Фонд социального страхования Российской Федерации | — | Заместитель руководителя департамента |
Фонд социального страхования Российской Федерации | — | Заместитель начальника отдела |
Федеральная Служба Судебных Приставов России | — | Заместитель начальника Управления информационных технологий по вопросам ИБ |
Пенсионный фонд Российской Федерации | — | Начальник отдела Департамента информационных технологий |
Пенсионный фонд Российской Федерации | — | Руководитель проектов |
Министерство информатизации и связи Республики Мордовия | — | Министр |
Счетная палата РФ | — | Директор Департамента автоматизации информационного обеспечения |
Управление Росреестра по Тверской области | — | И.О.Заместителя руководителя |
МИД России | — | Начальник отдела |
Администрации города Вологды | — | Главный специалист по сопровождению |
Минэкономразвития России | — | Начальник отдела |
Российская телевизионная и радиовещательная сеть | — | Помощник заместителя Генерального директора по управлению государственными программами и капитальному строительству |
Министерство образования Московской области | — | Заведующий отделом |
Министерство образования Московской области | — | главный специалист отдела |
Мосводоканал | — | заместитель главного инженера |
ГБУ Малый бизнес Москвы | — | Заместитель генерального директора |
Росаккредитация | — | Начальник отдела информационных технологий |
МЧС России | — | Заместитель начальника отдела |
ФЦИ при ЦИК России | — | Ведущий советник |
ФГБУ ИАЦ Судебного департамента | — | начальник отдела |
ЦИТиС | — | начальник группы |
ФСКН России | — | Заместитель начальника управления |
РАНХиГС при Президенте РФ | — | Ведущий эксперт |
ФГУП ГлавНИВЦ Управления Делами Президента РФ | — | Советник Директора |
27 ЦНИИ Минобороны России | — | Начальник управления |
Российская телевизионная и радиовещательная сеть | — | Начальник управления |
ФГУП Центр Келдыша | — | Начальник ВЦ |
ГАУ ТО Центр информационных технологий | — | Специалист отдела контроля и планирования |
Фонд РЖС | — | Заместитель руководителя ДИТ |
ФГУП ВНИИПВТИ | — | Заведующий отделом |
Центральный банк РФ | — | Советник |
Постоянное представительство Челябинской области при Правительстве РФ | — | Руководитель |
Министерство государственного управления, информационных технологий и связи МО | — | Советник министра |
ОПФР по Волгоградской области | — | Заместитель управляющего |
Росимущество | — | Заместитель начальника Управления информационных технологий |
Пензенский государственный технологический университет | — | Начальник управления информатизации |
Россельхознадзор | — | советник |
Совет Федерации Федерального Собрания РФ | — | Начальник технического отдела |
Министерство развития информационного общества Калужской области | — | Начальник отдела бюджетирования и правовой работы |
Министерство обороны Российской Федерации | — | Начальник отдела Главного управления Связи |
Министерство обороны Российской Федерации | — | Эксперт отдела Главного управления Связи |
ЦНИИ Электроника | — | Руководитель департамента ИТ |
ЦНИИ Электроника | — | руководитель группы управления проектами |
ФКУ Ространсмодернизация Минтранса России | — | Начальник Управления АСУ ТК |
ГУП Информационно-аналитический центр потребительского рынка | — | и.о. генерального директора |
Министерство экономики Московской области | — | Заведующий информационно-аналитическим отделом |
Министерство образования московской области | — | Первый заместитель министра образования Московской области |
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы | — | Специалист |
Пенсионный фонд Российской Федерации | — | аналитик |
АРПП Отечественный софт | — | директор по коммуникациям |
Минтруд России | — | Заместитель директора департамента |
Комитет по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области | — | начальник сектора Комитета по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области |
Пенсионный Фонд Российской Федерации | — | Заместитель начальника Департамента ИТ |
Минкомсвязь России | — | Советник |
Минкомсвязь России | — | Заместитель Директора Департамента внешних коммуникаций |