О конференции
31 мая 2022 года в Москве состоялся ежегодный саммит, организованный компанией TAdviser. Одной из ключевых тем TAdviser SummIT 2022 стало развитие ИТ в государственном секторе. В отличие от других отраслей, импортозамещение для государственных предприятий — не новость. Немалое количество проектов по цифровизации с применением российских решений и технологий успешно стартовало еще несколько лет назад, и участники секции «ИТ в госсекторе» с удовольствием делились опытом с коллегами. Не меньший интерес у слушателей секции вызвали российские продукты для цифровизации, которые уже достигли достаточно зрелого уровня и успешно применяются во многих властных структурах федерального и регионального уровня.
Модератором секции выступил Сергей Пилипенко, руководитель проекта по разработке и внедрению модели цифровых компетенций в образовании, РАНХиГС.
Содержание |
Microsoft отказала российским вузам. Что делать?
Для одного из лидирующих отечественных технических вузов МГТУ им. Н.Э. Баумана путь к цифровизации включает в себя два магистральных направления: переход на российское и свободное программное обеспечение с коммерческих зарубежных продуктов, а также создание и внедрение информационной системы «Цифровой университет МГТУ им. Н.Э. Баумана». Об этом рассказал Павел Дермер, проректор по информатизации университета.
В конце 2021 года МГТУ попал под санкции США, поскольку вуз готовит специалистов для российской оборонной промышленности. Американские компании — Microsoft, Autodesk и другие — отказались продавать учебному заведению новые лицензии на свои продукты и продлевать уже существующие соглашения.
Сейчас в университете имеется 7437 АРМ, большая часть из которых (54%) используется в учебных целях, 43% — в административных, 3% — для инженерных задач. Все эти компьютеры работали под управлением операционной системы Microsoft Windows. Чтобы выбрать замену системного ПО, сотрудники университета протестировали и оценили пять российских Linux-платформ. Лидерами оказались Astra Linux и BaseALT, которые и были взяты за основу в стратегии замещения системного ПО.
К настоящему моменту, по словам Павла Дермера, из 7437 АРМ импортозамещено 4389 машин, из которых 40% — полностью. С остальными 60% возникают трудности, такие как наличие проприетарного ПО для разработки и проектирования, интеграционные сложности, особые периферийные устройства и т.д. Эти проблемы постепенно решаются, и количество импортозамещенных АРМ в «Бауманке» продолжает расти. Лишь 128 машин было признано непригодными к переходу на отечественные продукты. Это тонкие клиенты, серверы, ПАК, научные АРМ с редким и сложным ПО, а также оборудование не соответствующее по аппаратным мощностям.
Специалисты МГТУ им. Н.Э. Баумана также протестировали и развернули свободное ПО и программные продукты, поддерживающие работу в Linux. На втором этапе, который планируется завершить к осени текущего года, будут развернуты инженерные продукты, в основном, российские, которые могут работать в Linux в среде Wine. На третьем этапе, который собираются завершить к 2023 году, будет проведена работа для запуска в Wine и зарубежных приложений.
Второе направление цифровизации вуза — создание информационной системы «Цифровой университет МГТУ им. Н.Э. Баумана». В числе предпосылок этого проекта Павел Дермер отметил отсутствие централизованного сопровождения программных продуктов, распределение ответственности за их поддержку между подразделениями; недостаточный уровень автоматизации рабочих процессов; слабо интегрированные между собой программные продукты разных разработчиков.
Проект разделен на три этапа: от автоматизации базовых процессов (бухгалтерский и кадровый учет, расчет заработной платы и стипендий, консолидация регламентированной отчетности, учет исполнения контрактов) до полной цифровизации управления университетом на третьем этапе, который планируется завершить в следующем году. В качестве платформы для построения ИС выбрана «1С: Предприятие», а исполнителем выступает компания «1С-Рарус».
Клиентоцентричность и искусственный интеллект
Цифровизацией государственных органов и координацией межведомственной работы в данном направлении занимается ФКУ «Гостех» при Минцифры РФ. Одной из ключевых составляющих деятельности «Гостех» является построение доменной архитектуры. В основе доменов лежит принцип клиентоцентричности — практики, уже давно взятой на вооружение коммерческими компаниями. «Гостех» же, в свою очередь, привносит лучшие модели и подходы мировой ИТ-индустрии в госсектор. Об этом рассказал Владимир Рахманов, первый заместитель гендиректора ФКУ «Гостех».
При несогласованной работе различных ведомств, которые работают в одном направлении, например, в области здравоохранения, нередко наблюдается дублирование функций, а это, в конечном итоге, ведет к увеличению расходов на поддержку и развитие систем. При использовании доменной архитектуры ведомства и подведомственные структуры функционально объединены в домен деятельности и совместно формируют клиентоцентричный набор сервисов, без попыток «изобрести велосипед» на местах. Такой подход исключает дублирование функций и сокращает затраты на разработку ГИС.
Применять элементы клиентоцентричности в рамках одного ведомства не имеет никакого смысла, — полагает
Владимир Рахманов. |
Клиентоцентричность подразумевает точное сегментирование пользовательской аудитории. На основе выбранной роли пользователя формируется клиентский путь, вокруг которого выстраивается бизнес-логика. При проектировании бизнес-логики проверяется наличие готовых компонентов в смежных сферах и общих объединяющих элементов.
В Федеральном казначействе РФ в прошлом году была запущена система поддержки принятия решений, в основе которой лежат технологии искусственного интеллекта и машинного обучения. Как рассказал Александр Червяков, начальник управления развития информационных систем Федерального казначейства, в ходе проекта были не только разработаны эффективные алгоритмы ИИ, но и решена задача по их встраиванию в бизнес-процессы.
По сути, Казначейство представляет собой аналог расчетного банка, который оперирует средствами федерального бюджета. Благодаря ИИ ведомство получило максимально достоверные прогнозы по доступным средствам, консолидированным на Едином казначейском счете. Прогнозы помогают инвестировать эти средства наиболее эффективно.
Источником данных служат системы различных учреждений и ведомств, являющихся клиентами Казначейства. Полученные данные проходят через систему поддержки принятия решений, которая включает в себя «озеро» неструктурированных данных, хранилище структурированных данных, а также хранилище BI, после чего информация становится доступна как внутренним (само Казначейство и Министерство финансов РФ), так и внешним пользователям (органы власти, контрольные структуры). По словам Александра Червякова, текущая точность модели позволяет удерживать буфер ликвидности на максимальном уровне в 300-400 млрд руб. при среднедневных остатках в 4 трлн руб. и оборотах в 1,5-2 трлн руб.
Данные как топливо цифровизации
В ФБУ «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции РФ» ведется Федеральный регистр нормативно-правовых актов. В нем сосредоточена крупнейшая и наиболее актуальная база НПА России, насчитывающая более 13 млн машиночитаемых документов. Большая часть документов (80 процентов) регулярно изменяются, и эти изменения также фиксируются в Федеральном регистре. Директор ФБУ Юрий Даценко рассказал участникам секции о поддержке жизненного цикла НПА, о том, как она реализована в учреждении.
Очень важно, чтобы содержащиеся в регистре электронные НПА могли обладать юридической силой. Чтобы это было реализовано, необходимо разработать единый порядок создания, хранения, квалификации цифровой подписью и передачи документов. Разработкой такой унифицированной платформы и занимаются сотрудники ФБУ.
Как минимум, такая платформа позволит проводить экспертизу и проверять технические аспекты составления документов, а максимум - осуществлять мониторинг правоприменительной деятельности, — отметил Юрий Даценко. |
Российские субъекты Федерации реализуют интересные и перспективные проекты по цифровизации различных направлений деятельности, основанных на управлении данными. Некоторые из этих проектов были отмечены на секции «ИТ в госсекторе». Алексей Зырянов, заместитель председателя Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, рассказал об опыте городских властей по цифровизации государственного управления, которая способствовала увеличению скорости принятия решений и сокращению издержек при программно-целевом планировании.
В «северной столице» работает 18 государственных программ, за которые отвечает более 60 исполнителей. Расходы делятся на расходы развития (строительство новых объектов) и на текущие (содержание существующих объектов). Городские органы власти регулярно сталкивались с такой проблемой, как отсутствие единого подхода к управлению программными расходами. Было принято решение автоматизировать весь жизненный цикл: от установки приоритетности нового объекта до начала его эксплуатации.
Автоматизацию обеспечила ГИС РГП, разработанная на базе российской программной платформы Visary компанией «БизнесАвтоматика». Основываясь на данных о территории, численности населения, застройке и имеющейся инфраструктуре, система самостоятельно формирует все расчетные рекомендации, перечень необходимых городу объектов и т.д.
В 2021 году была оцифрована вся информация о детских садах, школах и поликлиниках. В 2022 году планируется добавить высшие и средние специальные учебные заведения, транспорт, спортивные и культурные объекты, станции пожарной безопасности и другие структуры.
Мы перевели в цифровой формат все объекты по всем отраслям. У каждого объекта теперь есть свой ID, который является его цифровым паспортом, — объяснила Елена Статовская, начальник отдела экспертизы госпрограмм Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга. |
Благодаря ID, в ГИС РГП контролируется процесс принятия решения о бюджетных инвестициях в строительство объекта и процесс реализации этих инвестиций. «Благодаря использованию ГИС РГП в программно-целевом планировании Санкт-Петербурга оцифровано уже 93% расходов. В результате на 35% увеличилась скорость прохождения процедур и полностью исчез бумажный документооборот», — подчеркнул Алексей Зырянов.
Не менее интересные проекты, базирующиеся на данных и искусственном интеллекте, были реализованы в Пермском крае. О них рассказал Алексей Черников, заместитель председателя Правительства Пермского края. В 2020 году мир захлестнула пандемия. В регионе была построена модель прогнозирования заболеваемости жителей COVID-19.
В основе прогноза лежит SIR-модель, которая опирается на статистические данные, такие как количество инфицированных; плотность, занятость и возрастная структура населения; интенсивность социальных контактов; характеристики штамма; структура экономики. Модель адаптирована под специфику Пермского края и обучалась на основе ежедневно обновляемых фактических данных. Благодаря прогнозу можно было своевременно увеличивать объемы коечного фонда, либо, наоборот, отменять эпидемиологические ограничения.
По словам выступающего, в образовательной сфере пермские айтишники тоже оказали неоценимую помощь, на этот раз школьным учителям — разработали автоматическую систему для составления расписания уроков и индивидуальных планов обучения. В качестве исходных данных вводились методические рекомендации, касающиеся преподавания того или иного предмета, информация о ремонте школьных помещений и т.д. Модель уже опробована более чем в 50 школах.
Еще один проект связан с использованием Фонда пространственных данных Пермского края, который включает в себя информацию о 1,6 млн объектов. Еще 5 млн доступны благодаря интеграции с другими системами. Информация в Фонде пространственных данных разделена на 124 слоя, в числе которых спутниковые фото. Спутниковый мониторинг помогает автоматически выявлять проблемы в лесной зоне: например, гари, вырубки, ветровалы — следить за ситуацией на сельскохозяйственных угодьях. Все данные обновляются в режиме реального времени.
Правительство Пермского края также разработало «цифровой двойник» региона на основе ситуационного центра. Это постоянно меняющийся цифровой профиль края, содержащий исторические и наиболее актуальные данные о регионе, который позволит наблюдать, анализировать и прогнозировать происходящие изменения и процессы. Полученные прогнозы можно использовать при принятии стратегических решений по развитию региональной экономики. К примеру, можно определить нехватку или избыток объектов социальной инфраструктуры: школ, поликлиник, продовольственных магазинов — эффективность транспортной инфраструктуры, баланс трудовых ресурсов в регионе и т.д.
Властям любого региона для принятия решений необходима актуальная, полная и достоверная информация. Эта информация может быть получена в результате анализа данных, получаемых из ГИСов. Данные поступают в «озера» посредством автоматизированной загрузки, а затем обрабатываются в BI-системе. Так работает цифровое пространство для принятия решений в Чувашии. Об этом участникам секции рассказал Олег Цветков, директор АНО «Центр цифровой трансформации» Чувашской Республики».
Для того, чтобы данные были качественными, проводится их инвентаризация. Она включает в себя выявление дублирующих источников, паспортизацию моделей данных, определение ландшафтов данных по нескольким ОИВам, разработку проектов НПА, закрепляющих мастер-данные за ответственными. Далее, на основе «озера», создается региональная система управления данными, интегрированная с НСУД. После этого в игру вступает BI-система, агрегирующая и анализирующая данные. Результат отображается в виде дашбордов на BI-портале.
По словам Олега Цветкова, такая информация на дашбордах в период пандемии Covid-19 помогла оперативному штабу принимать взвешенные решения по снижению рисков для здоровья граждан и экономики региона. Принятие решений на основе данных позволило избежать полного локдауна и принять достаточные ограничительные меры, которые при этом смягчали нагрузку на бизнес и граждан региона.
Мобильные устройства и госархивы в надежных руках
В этом году уже всем стало очевидно, что цифровизация государственных и муниципальных органов возможна только на базе российских решений и сервисов. Корпорация ЭЛАР работает в области оцифровки и доверенного хранения документов вот уже несколько десятилетий. В этом году вендор отмечает тридцатилетний юбилей. Руководитель направления ECM корпорации ЭЛАР Александр Кузнецов рассказал о наиболее интересных проектах в госорганах, где был применен исключительно отечественный стек ПО.
Так, например, в Тюменской области был создан электронный архив органов власти, включающий в себя платформу «ЭЛАР Контекст», СХД «Эльбрус», СУБД Postgres, сертифицированный ФСТЭК дистрибутив «Альт 8 СП» и шлюз «КриптоПро». В Татарстане создана первая в России система автоматизации передачи в государственный архив электронных документов на постоянное хранение. В Архангельской области внедрена Система электронного архива мировой юстиции. Это уже программно-аппаратный комплекс, где помимо «ЭЛАР Контекст» применяются отечественные сканеры с OCR-системой на базе свободного ПО Tesseract.
Александр Кузнецов напомнил, что ключевой элемент решения, платформа «ЭЛАР Контекст» является кросс-платформенной, входит в Реестр отечественного ПО и также сертифицирована ФСТЭК России. Она позволяет реализовать единое хранилище данных, обслуживающее несколько систем, и обеспечивает полный цикл хранения документов (оперативный и долговременный архив). Среди пользователей платформы Администрация Президента РФ, Росгвардия РФ и другие структуры и коммерческие организации.
Мобильные устройства активно используются не только сотрудниками коммерческих компаний и обычными гражданами, но и представителями госсектора. А им нужны надежные и безопасные устройства, построенные на импортозамещенных компонентах. Александр Чернюк, директор департамента проектного бизнеса компании «Ф-Плюс Мобайл» рассказал об опыте российского производителя мобильных решений и о проблемах, которые до сих пор актуальны. Он отметил, что компания «Ф-Плюс Мобайл» работает как над программными, так и над аппаратными компонентами своих продуктов, располагая собственными R&D-центрами в Санкт-Петербурге и Калининграде.
Импортонезависимые подходы в производстве мобильных устройств в России пока использовать нельзя, мы завозим из-за границы комплектующие, но при этом ведем большую работу по разработке и интеграции различных компонентов, — напомнил эксперт. — Сегодня на рынке отсутствуют отечественные процессоры для мобильных устройств, поэтому компания применяет тайваньские чипы MediaTek и китайские Unisoc, избегая использования продукции американской компании Qualcomm. |
Компания выпускает под своей маркой смартфоны, предназначенные как для обычных, так и для корпоративных пользователей, а недавно приступила и к производству планшетов. В планах же производство моделей, защищенных от физических воздействий.
В перерыве и по завершении конференции участники общались в неформальной обстановке, а также имели возможность ознакомиться с решениями и услугами ИТ-поставщиков на стендах, развернутых в холле мероприятия.
О мероприятии
TAdviser SummIT состоялся 31 мая 2022 года в Москве. В мероприятии приняло участие более 900 делегатов, было сделано более 100 докладов. Среди ключевых спикеров - заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин, ИТ-директор Уралхим Валерий Фокин, вице-президент по ИТ Евразхолдинга Артем Натрусов, ИТ-директор Ленты Сергей Сергеев и др.
Директор ФКУ «Государственные технологии»
Первый заместитель директора ФКУ «Государственные технологии»
Начальник Управления развития информационных систем Федерального казначейства
Заместитель Председателя Правительства Пермского края
Директор, ФБУ «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции РФ»
Заместитель председателя Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга
Начальник отдела экспертизы государственных программ и внепрограммных расходов КЭПиСП Санкт-Петербурга
Руководитель направления ECM корпорации ЭЛАР
Директор, Центр цифровой трансформации Чувашской Республики
Контакты
По вопросам регистрации, выступления с докладами или спонсорского участия, обращайтесь по адресу: conf@tadviser.ru
Программа конференции
Время | Тема доклада | Докладчик |
---|---|---|
15.30 | Вступительное слово | Сергей Пилипенко Руководитель проекта по разработке и внедрению модели цифровых компетенций в образовании РАНХиГС |
15.35 | Павел Дермер Проректор по информатизации МГТУ им. Н. Э. Баумана | |
15.50 | Александр Кузнецов Руководитель направления ECM корпорации ЭЛАР | |
16.05 | Алексей Зырянов / Елена Статовская Заместитель председателя/Начальник отдела экспертизы государственных программ и внепрограммных расходов, Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга | |
16.20 | Александр Чернюк Директор департамента проектного бизнеса, F+ tech | |
16.35 | Владимир Рахманов Первый заместитель директора , ФКУ «Государственные технологии» | |
16.50 | Александр Червяков, Начальник Управления развития информационных систем Федерального казначейства | |
17:10 | Юрий Даценко Директор, ФБУ «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» | |
17.30 | Алексей Черников Заместитель Председателя Правительства Пермского края | |
17.50 | Олег Цветков Директор, Центр цифровой трансформации Чувашской Республики |