Проект

Заместитель гендиректора РЖД рассказал о готовящемся плане полного избавления от SAP

Заказчики: Российские железные дороги (РЖД)

Москва; Транспорт



Дата проекта: 2015/12
СМ. ТАКЖЕ (1)

Основная статья: Информационные технологии в РЖД

2022: Заместитель гендиректора РЖД рассказал о готовящемся плане полного избавления от SAP

РЖД совместно с правительством разрабатывает дорожную карту по миграции российских госкомпаний с ERP германского вендора SAP на отечественные решения. Об этом 31 мая на TAdviser Summit 2022 рассказал заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин. По его словам, работа над дорожную картой будет завершена уже в ближайшее время. РЖД станет первой госкорпораций, которая реализует переход с SAP на российское ПО.

Евгений Чаркин, отвечая на вопрос «Когда у РЖД не останется ни одной строчки кода SAP», сказал, что точные сроки станут известны, когда завершится создание дорожной карты. По его словам, дорожная карта разрабатывается не только для РЖД, а для всего рынка. Рабочая группа под руководством зам председателя правительства Дмитрия Чернышенко создает оптимальный механизм миграции с SAP на отечественные решения, который будет применим для всех госструктур и госкорпораций.

РЖД станет первой госкорпораций, которая реализует переход с SAP на российское ПО. Фото - TAdviser

Как отметил Евгений Чаркин, в 2017 году на III Железнодорожном съезде РЖД получили прямое поручение президента страны Владимира Путина о необходимости импортозамещения.

«
Мы давно и системно занимаемся импортозамещением. Процесс импортозамещения встроен в стратегию цифровой трансформации РЖД. Дважды в год мы отчитываемся руководству страны по этому поводу, поэтому РЖД оказались готовы к реалиям сегодняшнего дня. Нам не пришлось перестраивать свою работу, - рассказал зам гендиректора РЖД.
»

По его словам, у РЖД составлен план и выработаны KPI по 50 классам ПО. Причем, в 2017 году, когда компания начинала процесс импортозамещения в России не было ни методик тестирования, ни практического опыта миграции. Поэтому все пришлось создавать с нуля, а наработки госкорпорации легли в основу многих системных документов. Как отмечает Евгений Чаркин, важно было чтобы переход на отечественные решения не отразился на надежности и эффективности процессов железнодорожной отрасли. Поэтому все системы и решения подвергались многократному тестированию.

В итоге, с 2019 года РЖД изучили и протестировали 114 решений отечественных разработчиков. При этом 14 систем РЖД включены в реестр отечественного ПО, еще 9 решений находятся на этапе регистрации.

По словам Евгения Чаркина, в 2021 году в РЖД:

  • реализован проект по импортозамещению корпоративного хранилища данных (КХД);
  • 80% системного и прикладного ПО РЖД включены в реестр отечественного ПО;
  • приобретена безлимитная лицензия на СУБД Postgres Pro Enterprise;
  • корпоративный мессенджер Express установлен на 56 тыс. АРМ;
  • почтовая система CommuniGate Pro используется на 259 тыс. АРМ;
  • антивирус «Касперского» используется на 224 тыс. АРМ;
  • «Яндекс.Браузер» стоит на 192 тыс. АРМ;
  • средство обеспечения безопасности удаленной работы Safeinspect установлено на 59 тыс. АРМ;
  • на отечественную ОС переведены 5150 АРМ.

В РЖД доля расходов на отечественное ПО по итогам 2021 года была 33%, а в I кв 2022 года она выросла до 63%. Доля расходов на отечественную радиоэлектронную продукцию в I кв 2022 года достигла 85%. Компания объявила о закупке в 2022 году 60 тыс. персональных компьютеров на базе российских процессоров Baikal и «Эльбрус».

РЖД реализует сквозные проекты по переходу на российские решения в которых РЖД выступает якорным заказчиком для российских компаний, гарантируя им объем заказа. Уже запущен переход на АРМ созданные с использованием отечественных процессоров. Подготовлены документы сквозного проекта внедрения отечественного оборудования в области интернета вещей. Стартовал сквозной перехода на отечественное телекоммуникационное оборудование LTE и 5G. Кроме того, по словам Евгения Чаркина, формируеся предложение по участию РЖД в качестве якорного заказчика по использованию отечественного ИБ-оборудования.

TAdviser SummIT состоялся 31 мая 2022 года в Москве. В мероприятии приняло участие более 900 делегатов, было сделано более 100 докладов. Среди ключевых спикеров - министр цифрового развития РФ Максут Шадаев, заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин, ИТ-директор Уралхим Валерий Фокин, вице-президент по ИТ Евразхолдинга Артем Натрусов, ИТ-директор Ленты Сергей Сергеев и др.


2021: РЖД созрела для масштабного отказа от ERP SAP. Готовится дорожная карта

В РЖД ведется работа по созданию дорожной карты перехода с SAP на российские решения ERP, рассказал заместитель гендиректора РЖД Евгений Чаркин в ходе публичной дискуссии 4 июня 2021 года.

«
У нас огромная инсталляция решений на базе технологий SAP – 260 тыс. пользователей, и сейчас мы совместно вырабатываем дорожную карту, как в этом плане перейти на отечественные решения, - заявил Чаркин.
»

Совместно – здесь подразумевается работа РЖД по этому направлению с Минцифры и Центром компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ. С ними же была проведена работа в области софта для производственных процессов, управления производством. По словам Евгения Чаркина, здесь у РЖД используется все отечественное. С указанными организациями компания осуществляла взаимодействие, чтобы легально можно было называть это ПО российским – то есть внесение его в реестр отечественного софта.

Евгений Чаркин рассказал о планах в области импортозамещения ERP в РЖД (фото - лидерыроссии.рф)

Какие именно отечественные решения рассматривает РЖД в качестве альтернативы SAP, топ-менеджер во время дискуссии не уточнил. Но ранее в компании неоднократно указывали на продукты «1С», как на возможную альтернативу. Упоминались и продукты «Галактики».

Тема перехода РЖД с SAP на отечественные ERP-решения поднимается уже не первый год, но о разработке комплексной дорожной карты речь в публичном пространстве до сих пор не шла. Так, например, в 2016 году была информация о том, что РЖД может полностью отказаться от продуктов немецкого разработчика[1]. Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.9 т

А в 2017 году Евгений Чаркин говорил о планах частичной замены SAP на отечественные платформы – на небольших предприятиях РЖД с типовыми процессами. Тогда он пояснял, что в будущем РЖД готова смотреть на отечественные аналоги SAP и для использования на крупных предприятиях. Компания собиралась подождать, когда у российских разработчиков появятся продукты, которые способны заменить ПО немецкого вендора на таких масштабах и сложности процессов как у РЖД (подробнее см. в блоке ниже за 2017 год).

В ходе публичной дискуссии 4 июня 2021 года Евгений Чаркин отметил, что РЖД идет в сторону технологической независимости. У компании есть программа по импортозамещению программного обеспечения, хотя думают при этом в РЖД не только о софте, но и о микроэлектронике.

Но, говоря об импортозамещении, нужно не просто замещать, а переходить на более конкурентоспособные решения, уверен Евгений Чаркин. А для этого нужны совместные усилия крупных компаний, государства, т.к. помимо стимулирования госкомпаний и госорганов, надо стимулировать и рынок различными способами. И финансовыми, и ответственностью. Нужно думать и о кадрах в сфере «цифры», начиная со школьного образования. Немаловажен и обмен лучшими практиками.

«
Мы говорим, что нам нужно иметь свое решение, которое будет не менее конкурентоспособным, чем, например, решение SAP. На 100% согласен. Но для этого нам нужно этот путь пройти в сроки, которые в разы меньше пройденных лучшими компаниями в мире, отдавшими свои шаблоны бизнес-процессов разработчику SAP, и на их базе он сделал решения, на которых сейчас все работают, - пояснил Чаркин. – Нам нужно все это сделать за радикально меньшие сроки.
»

Для этого, повторил топ-менеджер РЖД, нужны совместные усилия крупных компаний для формирования шаблонов бизнес-процессов, государства и ИТ-рынка, говорит заместитель гендиректора РЖД.

2018

В РЖД рассматривают возможность полного отказа от SAP

РЖД рассматривает возможность полного отказа от SAP в рамках планов по импортозамещению, рассказал TAdviser источник в РЖД. С конкретной отечественной платформой для миграции госкомпания пока не определилась, но с большой вероятностью это будет «», полагает он.

Ранее о полном отказе от SAP речи не шло. Так, в мае 2017 года в госкорпорации заявляли TAdviser о планах только частичной замены SAP на отечественные платформы (см. блок ниже «РЖД переведет свои предприятия с SAP на «1С» с целью импортозамещения и экономии»).

По данным собеседника TAdviser из РЖД, существующие в госкорпорации планы по импортозамещению по состоянию на сентябрь пока напоминают, скорее, «декларации» на 5-7 лет вперед. Конкретные мероприятия для реализации этих планов находятся в стадии формирования, «идет обсуждение, ведутся дискуссии».

В 2016 и в 2017 году в РЖД говорили только о возможной частичной замене SAP на отечественные ERP (фото - zdbilety.ru)

SAP в РЖД используется финансово-экономическим блоком и блоком управления персоналом. Ранее корпоративная газета РЖД в своей публикации обозначала число пользователей SAP в этих блоках около 200 тыс. и 125 тыс. соответственно[2]. Предприятия РЖД, использующие SAP, централизованно получают доступ к платформе, развернутой в нескольких ЦОДах.

Сложно оценить, сколько средств за все время РЖД потратила на внедрение и поддержку решений SAP, но на рынке они определенно известны как очень недешевые. Говоря о необходимости инвестиций в новую ERP, источник TAdviser отметил, что когда речь идет о политическом поле, деньги выходят на второй план.

Собеседник TAdviser оценивает уровень автоматизации РЖД как недостаточно высокий, поэтому, считает он, автоматизировать процессы госкомпании можно было бы практически на любой промышленной ERP-платформе, доступной на рынке.

Официальный представитель РЖД - директор по информационным технологиям Евгений Чаркин касательно замены SAP заявил TAdviser, что «пока комментировать нечего - рассматриваем варианты».

По данным собеседника TAdviser из РЖД, госкомпания планирует по-максимуму отказаться от импортных решений. Помимо SAP к ПО, от которого госкорпорация не исключает избавиться в пользу отечественных продуктов, он также относит продукты SAS, Microsoft, включая пакеты операционных систем.

2017

«Галактика» поможет РЖД реализовать стратегию импортозамещения зарубежного ПО

9 ноября 2017 года корпорация «Галактика» сообщила о заключении соглашения с РЖД о сотрудничестве в области информатизации. Подписи под документом поставили директор по информационным технологиям ОАО РЖД Евгений Чаркин и член правления корпорации «Галактика» Антон Мальков.

РЖД переведет свои предприятия с SAP на «1С» с целью импортозамещения и экономии

В мае 2017 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) РЖД и «» подписали соглашение о сотрудничестве. Оно направлено на поддержку реализации стратегии импортозамещения зарубежного ПО, разработки и внедрения решений на платформе «1С:Предприятие» в РЖД, следует из официального сообщения компаний.

ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал TAdviser, что РЖД планирует заменить SAP на части своих предприятий, реализовав двухуровневую стратегию в области ERP. Она предусматривает использование SAP на крупных предприятиях со сложными процессами, а «1С» - на небольших предприятиях с типовыми процессами.

РЖД переведет часть предприятий на «1С»

Аналогичная двухуровневая стратегия реализована в «Росатоме», где Чаркин работал ИТ-директором ранее. На крупных предприятиях там также используется SAP, а на небольших - «1С».

Помимо курса на импортозамещение, в РЖД называют и другой стимул заменить часть ПО SAP на «1С».

«
Использование SAP везде - экономически нецелесообразно для компании. Есть крупные компании со сложными бизнес-процессами, и здесь SAP отлично себя показывает. Но ставить решения уровня SAP на некрупные предприятия - слишком дорого и не очень правильно, - пояснил ИТ-директор РЖД TAdviser.
»

В рамках соглашения РЖД совместно с «1С» будут прорабатывать новые решения специально для отраслевых предприятий. В планах РЖД - унифицировать процессы на небольших предприятиях и внедрить там стандартные решения. Вместе с тем, отмечает Чаркин, одной системой покрыть все процессы практически невозможно, поэтому не исключено, что какие-то вещи останутся на SAP.

РЖД - один из крупнейших заказчиков SAP в мире. В компании с SAP работают порядка 250 тыс. пользователей, привел TAdviser данные Евгений Чаркин.

Он затруднился сказать TAdviser, сколько всего пользователей в перспективе переедут с SAP на «1С». Только приступив непосредственно к внедрению, можно будет это знать, отметил он. На момент подписания соглашения с «1С» стратегия и план внедрения решений еще не проработаны.

Одно из первых предприятий, где прорабатывается внедрение «1С» - Железнодорожная торговая компания (ЖТК) РЖД.

В той или иной степени старые версии продуктов «1С» уже используются на небольших предприятиях в РЖД совместно с SAP, сообщил TAdviser Чаркин. Помимо вендорских решений, небольшие предприятия используют и самописные системы для автоматизации процессов.

Евгений Чаркин добавил, что в будущем РЖД готова смотреть на отечественные аналоги SAP и для использования на крупных предприятиях, но не сейчас. Компания подождет, когда у российских разработчиков появятся продукты, которые способны заменить ПО немецкого вендора на таких масштабах и сложности процессов как у РЖД, отметил Чаркин.

О том, что РЖД рассматривает возможность замены части ПО SAP на отечественные решения, стало известно еще в конце 2015 года, однако вендор для этих целей тогда не был выбран. РЖД также оценивала решения компании «Галактики» на замену SAP.

«
Как и прежде, мы смотрим на решения «Галактики», в первую очередь с точки зрения управления активами, ремонтами. У коллег довольно сильные в этой области компетенции. Мы продолжаем с ними сотрудничать, - отметил ИТ-директор РЖД в разговоре с TAdviser.
»

2015: РЖД увидел риски в использовании SAP. Заменой может стать «1С» или «Галактика»

РЖД выбирают замену продуктам SAP, для чего намерены оценить решения "Галактики" и "". Об этом TAdviser рассказали в корпорации "Галактика".

РЖД рассматривает возможность миграции с SAP на российские решения
«
В связи с выходом постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 года № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также учитывая риски работы с западными производителями программного обеспечения, департамент информатизации РЖД прорабатывает вопросы, связанные с поэтапным переходом на отечественное программное обеспечение для ведения финансово-хозяйственной деятельности, сообщили TAdviser в корпорации «Галактика».
»

В РЖД прошел ряд встреч с представителями «Галактики» и «1С», в итоге стороны достигли соглашения по созданию совместной лаборатории для проведения пилотного проекта, в рамках которого на мощностях РЖД будет проведено функциональное и нагрузочное тестирование платформ, добавили в «Галактике».

По результатам тестирования в первой половине 2016 года планируется оценить сроки и экономические эффекты перевода финансово-экономических систем РЖД с SAP на российские платформы, говорит представитель корпорации.

Количество пользователей ERP-системы на базе российского решения, по словам собеседника TAdviser, может составить порядка 200 тысяч сотрудников РЖД. Конкретный функциональный состав будет определен по результатам пилотного проекта.

РЖД является одним из крупнейших в Европе клиентов SAP. Внедрение немецкой ERP-системы началось в 1999 году, основной состав был реализован к 2007 году. На базе SAP в РЖД функционируют две крупные ERP-системы – для управления финансами и трудовыми ресурсами. Ключевым подрядчиком предприятия по созданию обеих систем был «Техносерв» (подробнее о проекте).

Ссылки

Примечания