2024
В Новосибирске за ₽3 млрд построили аэродинамическую трубу для создания защиты самолетов от обледенения
Институт теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН завершил строительство малой климатической аэродинамической трубы (МКАТ) стоимостью ₽3 млрд для испытания материалов, защищающих авиационную технику от обледенения. Об этом стало известно в начале декабря 2024 года. Подробнее здесь.
Ту-214 впервые поднялся в воздух после импортозамещения деталей
20 ноября 2024 года модернизированный пассажирский самолет Ту-214 с полностью российским оборудованием совершил первый испытательный полет в небе над Казанью. Воздушное судно провело в воздухе 1 час 10 минут, выполнив все запланированные проверки систем и бортового оборудования. Подробнее здесь
В Петербурге представлен российский люксовый вертолет Aurus. ФОТО
9 октября 2024 года холдинг «Вертолеты России» представил тяжелый многоцелевой вертолет Ми-171А3 в конфигурации Aurus. Машина получила салон повышенного комфорта, разработанный специалистами ФГУП «НАМИ». Подробнее здесь
В программу развития авиапрома инвестируют свыше ₽305 млрд до 2027 года
Правительство России планирует инвестировать ₽305,8 млрд в программу развития авиационной промышленности с 2022 по 2027 год. Об этом стало известно в начале октября 2024 года из паспорта государственной программы «Развитие авиационной промышленности».
Как передает ТАСС, согласно документу, доля самолетов российского производства в парке крупнейших авиаперевозчиков страны к 2027 году достигнет 25%. В 2024 и 2025 годах этот показатель составит 19%, к 2026 году увеличится до 20%, а к 2030 году должен достичь не менее 50%.
Что касается вертолетов отечественного производства, их доля в парке воздушных судов вырастет с 88,3% в 2024 году до 88,7% к 2027 году.
Проект федерального бюджета на три года предусматривает увеличение финансирования программы развития авиапрома на 62% по сравнению с ранее запланированными объемами. В 2025 году на эти цели планируется выделить ₽49,1 млрд, в 2026 году – ₽65,1 млрд, а в 2027 году – ₽53 млрд.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Дополнительные средства на развитие авиационной промышленности в 2025-2027 годах также предусмотрены в рамках национального проекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности». Входящий в него федеральный проект «Производство самолетов и вертолетов» предполагает господдержку в размере ₽101,3 млрд в 2025 году, ₽139,6 млрд в 2026 году и ₽109,7 млрд в 2027 году.
Большая часть предприятий российского авиапрома сконцентрирована в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и АО «Вертолеты России», входящих в госкорпорацию «Ростех». Созданием самолетов регионального класса занимается, в частности, «Уральский завод гражданской авиации».
Помимо субсидий из федерального бюджета, реализацию проектов в авиационной отрасли поддерживают средства Фонда национального благосостояния.[1]
В России производится 40% мирового объёма двигателей для фронтовой авиации
Россия входит в высшую лигу мирового двигателестроения. Об этом в середине сентября 2024 года в интервью НТВ сообщил замглавы Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Михаил Ремизов.
По его словам, в сегменте силовых установок для фронтовой авиации ОДК занимает около 40% мирового рынка. Ремезов отмечает, что Россия выпускает больше таких агрегатов, чем западные компании General Electric и Pratt & Whitney. Говорится, что один из главных вызовов, стоящих перед корпорацией, — вернуться на рынок гражданского авиадвигателестроения и, получив хороший опыт эксплуатации продуктов на внутреннем рынке, предлагать их на экспорт.
Ремизов отмечает, что создание нового газотурбинного двигателя с нуля занимает примерно 10 лет. При этом некоторые страны работают над тем, чтобы сжать цикл разработки до 5–7 лет. К таким силовым установкам предъявляются разные требования — в зависимости от сферы применения. Стоимость же агрегатов весьма высока.
Требования к разным сегментам достаточно сильно отличаются. Газотурбинное двигателестроение, поскольку в ядре эта технология общая и близкая, оно представляет собой сложную, наукоемкую и дорогую продукцию. Наверное, двигатель — это на единицу веса самое дорогое из того, что делается человеком. 3200 долларов — 1 килограмм двигателя газотурбинного», — говорит Ремизов. |
Сообщается также, что на производственном комплексе «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации разработали и внедрили программу, которая позволяет сокращать объем натурных испытаний. С ее помощью впервые в двигателестроении провели математическое моделирование автоколебаний лопаток компрессоров газотурбинных двигателей. Софт позволяет получить значительный экономический эффект от сокращения объема испытаний и способствует повышению надежности двигателя.[2]
ГТЛК заключила договор о поставках 238 российских самолетов
В сентябре 2024 года Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) подписали соглашение о намерениях на поставку 238 отечественных самолетов. Документ предусматривает поставку самолетов различной пассажировместимости и дальности, которые будут использоваться российскими авиакомпаниями для региональных и магистральных перевозок. Подробнее здесь
Мишустин выделил 283,3 млрд рублей на развитие авиапрома
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил выделение из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 283,3 млрд рублей на развитие авиационной промышленности России. Соответствующий документ был опубликован в середине января 2024 года.
Указанные средства будут предоставлены госкорпорации «Ростех», которая выпустит облигации на 15 лет под льготную ставку 1,5% годовых. Деньги будут направлены на модернизацию заводов, создание логистических центров, производство комплектующих для воздушных судов (ВС), закупку программного обеспечения, уточняется в распоряжении правительства № 7-р от 13 января 2024 года, также опубликованного на сайте кабмина.
Реализация инвестпроекта позволит обеспечить производство и выпуск более 600 самолётов для российских авиакомпаний до 2030 года. В частности, отечественным авиаперевозчикам планируется передать 142 самолёта SSJ-New, 270 лайнеров МС-21–310, 70 самолётов Ил-114–300, 115 машин Ту-214 и 12 самолетов Ил-96–300.
В правительстве считают, что господдержка этого проекта позволит расширить производство отечественной авиатехники, обеспечить транспортную независимость страны и создать полноценную систему послепродажного обслуживания воздушных судов.
В условиях санкций собственный современный воздушный флот имеет важнейшее значение для связанности регионов нашей большой страны, - заявил Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами 15 января 2024 года. |
Объем «внутреннего и экспортного рынков» до 2040 года оценивается властями в 1869 воздушных судов, объем необходимых для инвестпроекта капвложений – в 1 трлн рублей. В частности, банковское финансирование предполагается в размере 380,9 млрд рублей, собственные средства участников инвестпроекта (в объеме амортизации, формируемой в рамках реализации) – 122,8 млрд рублей, бюджетные средства – 215,6 млрд рублей.
Правительство Российской Федерации Распоряжение от 13 января 2024 г. № 7-р
2023
Сокращение производства гражданских самолетов вдвое до 24 воздушных судов
В конце ноября 2024 года стало известно о том, что производство гражданских самолетов в России по итогам 2023 года снизилось до 24 воздушных судов, что почти в два раза меньше показателя 2022 года, когда было выпущено 43 самолета. Такие данные приводятся в материалах Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Как передает ТАСС, несмотря на снижение производственных показателей, финансирование авиационной промышленности существенно возросло — объем инвестиций увеличился на 41% и достиг отметки в ₽127,2 млрд. Степень износа воздушного и космического транспорта зафиксирована на уровне 37,6%.
Федеральная служба государственной статистики зафиксировала снижение производства в вертолетостроительном сегменте на 17%. В 2023 году российские предприятия выпустили 166 вертолетов, из которых 10 предназначены для пассажирских перевозок, а 156 — для транспортировки грузов.
Источники в авиационной промышленности сообщили о возможном пересмотре комплексной программы развития авиаотрасли до 2030 года. По результатам внешнего аудита предприятий Объединенной авиастроительной корпорации поступила рекомендация о корректировке количественных показателей производства воздушных судов в сторону уменьшения.
Статистическое ведомство представило данные о возрастной структуре российского воздушного флота: из 2009 эксплуатируемых судов 189 машин имеют возраст до 5 лет, 489 — от 5 до 15 лет, 371 — от 15 до 30 лет, остальные 960 — старше 30 лет. При этом пассажиропоток на воздушном транспорте в 2023 году продемонстрировал положительную динамику, увеличившись на 11% и достигнув 106,7 млн человек. Грузоперевозки, напротив, показали отрицательную динамику — их объем уменьшился на 14%, составив 0,6 млн тонн.[3]
Россия производит 100 самолетов в год
В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) в конце декабря 2023 года назвали объем производственных мощностей по выпуску самолетов в России. Выдержки из материалов компании приводит «РИА Новости».
На сегодня авиационные заводские мощности России позволяют выпускать в год около 100 самолетов разных типов и модификаций, включая военные. В дальнейшем при осуществлении программы импортозамещения будет развиваться производственная база и расти объемы выпуска авиатехники от года к году, - сказано в аналитическом отчете ГТЛК, опубликованном в конце декабря 2023 года. |
При этом в марте 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин во время своего отчета в Госдуме заявил, что российская авиационная промышленность выйдет на ежегодный уровень выпуска более 100 самолетов с 2026 года. Тогда председатель правительства отмечал, что соответствующее финансирование отрасль уже получило.
По словам Мишустина, главной задачей к 2023 году остается сохранить набранные темпы развития авиационной отрасли, в том числе по модернизации производственных линий. Премьер не уточнил деталей планов по выпуску самолетов, то есть какие модели войдут в эту сотню бортов и в каком количестве.
В ноябре 2023 года глава Росавиации Дмитрий Ядров говорил, что пассажирский парк воздушных судов в России составляет 1167 единиц. Росавиацией выдано 617 сертификатов летной годности в отношении иностранного парка. 225 воздушных судов имеет только российскую регистрацию, отмечал он тогда во время рабочей встречи с Михаилом Мишустиным.
После начала военной операции на Украине США и ЕС закрыли воздушное пространство для российских самолетов, запретили поставки авиационной техники и запчастей в Россию и ввели ограничения на их обслуживание.[4]
В Минпромторге сообщили о выделении 108 млрд рублей на авиастроение
На авиастроение и комплексную поддержку авиационной отрасли в 2024–2026 гг. в России будет потрачено 107,9 млрд рублей. Об этом директор департамента авиационной промышленности Минпромторга Анна Панина сообщила в конце октября 2023 года в ходе слушаний в Совете Федерации. Речь идет о государственной программе «Развитие авиационной промышленности», которая была утверждена еще в 2014 году и была продлена до 2030-го.
Поставлена задача достичь к 2030 году в парке крупнейших авиаперевозчиков доли самолетов и вертолетов, произведенных в России, не менее 50% и 90% соответственно,- отметила Панина. |
По ее словам, к 2026 году планируется нарастить выпуск российских самолетов, в том числе МС-21, Sukhoi Superjet, Ту-214, самолета малой авиации ЛМС-901 «Байкал». Главный акцент ставят на импортозамещении основных узлов и агрегатов, добавила директор департамента авиационной промышленности Минпромторга.
В конце августа 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин объявил о новых решениях для поддержки отечественного авиастроения. В частности, для расширения производства перспективных среднемагистральных лайнеров МС-21 изменятся правила предоставления субсидий из федерального бюджета. Это даст возможность авиастроительным предприятиям получить всего около 20 млрд рублей на техническое перевооружение.
Также на 2023 год продлена программа субсидирования процентных ставок по кредитам, которые компании привлекают для покупки российской авиатехники. Кроме того, в соответствии с решением правительства, упростится формирование резерва комплектующих и оборудования: объём запасов деталей будет определён, исходя из общей стоимости технического имущества, необходимого для поддержания лётной годности.[5]
Китай и Россия создали фонд на 100 млрд рублей в проекты гражданской авиации
17 октября 2023 года Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) сообщил о создании совместного с китайскими партнерами Фонда развития гражданской авиационной промышленности с объемом в 100 млрд рублей для инвестиций в авиационные предприятия РФ и КНР. Заявление было сделано на фоне визита президента России Владимира Путина в Пекин. Подробнее здесь.
Минпромторг потратит 750 млн рублей на полное импортозамещение двигателей для самолётов Sukhoi SuperJet и вертолётов Ка-62
Минпромторг РФ потратит почти 750 млн рублей на полное импортозамещение двигателей для самолетов Sukhoi SuperJet и вертолетов Ка-62. Об этом 18 апреля 2023 года Telegram-канал Mash.
Как указано в публикации, ранее российские гражданские вертолеты и самолеты летали на французских двигателях PowerJet SaM146 и Turbomeca, но с ними возникли проблемы из-за санкций. Поэтому было решено доработать отечественные двигатели ПД-8 и ВК-1600.
Тендер на разработку аналогов иностранных комплектующих завершился в апреле 2023 года. Какая компания его выиграла, неизвестно. В открытом доступе имеются только сроки реализации и цена контракта. Справиться с поставленной задачей нужно до 2025 года, за это компания получит 747 750 000 рублей, сообщает Mash.
В 2022 году газета «Ведомости» писала, что SSJ100 примерно на 70% состоит из импортных комплектующих. Салон SSJ100 разработало итальянское дизайн-бюро Pininfarina. Французский концерн Safran поставлял около 28% комплектующих — 25% приходилось на двигатель, 3% – на шасси, авионику и другие компоненты. Двигатели Sam146 поставляло совместной предприятие Safran и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех») PowerJet. Они производились на площадке «ОДК-Сатурн» в Рыбинске. Вместо SaM146 планировалось на модифицированную версию устанавливать российский двигатель ПД-8, разработанный ОДК.
По словам директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, большое количество комплектующих, которые уже выпускает российская промышленность, придется адаптировать под SSJ-New. Помешать самолету взлететь может проблема «юридической легализации» этих комплектующих и соответствия их нормам гражданской авиации, предупредил собеседник. Эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов отметил, что для серийного запуска самолета потребуется «организовать производство или альтернативные каналы для всех компонентов».[6]
Мишустин выделил 5 млрд рублей на производство самолетов и двигателей к ним
В конце февраля 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым выделил 5 млрд рублей на расширение производства воздушных судов, авиационных двигателей, приборов и агрегатов. Эти средства планируется потратить в течение 2023 года.
Как сообщила пресс-служба кабмина, федеральное финансирование позволит компенсировать до 50% расходов авиапредприятий на погашение кредитов, которые привлекаются, чтобы ускоренными темпами нарастить выпуск техники и для создания системы её послепродажного обслуживания.
Этим же распоряжением Минпромторгу и Минфину поручено при формировании проекта федерального бюджета ежегодно, вплоть до 2036 года, предусматривать на такие цели необходимые средства. Общий объём поддержки превысит 376 млрд рублей.
Говоря об этом решении на совещании с вице-премьерами 27 февраля 2023 года, Михаил Мишустин подчеркнул, что авиакомпании не должны столкнуться со сложностями при эксплуатации отечественных самолётов.
Важно сформировать фонды запасных частей, детально продумать их логистику, усовершенствовать процедуры проведения технических регламентных работ и ремонта, – отметил глава кабмина, поручив Минпромторгу держать на постоянном контроле этот вопрос. |
Он добавил, что в ближайшие 14 лет объем финансовой поддержки авиаотрасли может превысить 376 млрд рублей. Такая помощь поможет компания компенсировать расходы на погашение кредитов и процентов по ним, чтобы ускорить выпуск техники.
17 февраля 2023 года специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов заявил, что Россия через несколько лет выйдет на массовое производство самолетов для гражданской авиации.[7]
2022
Увеличение выпуска гражданских вертолетов на 70% до 185 штук
В 2022 году в России было произведено 185 гражданских вертолетов, что в 1,7 раза больше показателя годичной давности (108 штук). Об этом в феврале 2023 года сообщили в Росстате.
Как рассказал «Ведомостям» представитель Росстата, данные «формируются на основании отчетности авиапредприятий». Аналогичные цифры по производству вертолетов за 2022 год приводятся в презентации Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) «Состояние ключевых сегментов транспортного комплекса России по итогам 2022 г.», отмечает издание.
18 февраля 2023 года генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что в 2022 году холдинг «Вертолеты России» выпустил около 150-160 вертолетов всех видов, а в 2023-м ожидается выпуск около 300 машин.
Различные: Ка-52, Ми-28, Ми-35, "Ансаты". Сейчас потихонечку начинаем раскручивать, - сказал он в программе «Военная приемка» телеканала «Звезда плюс», которая вышла 18 февраля 2023 ода. |
Рост производства гражданских вертолетов в 2022 году мог быть достигнут за счет увеличения поставок входящих в «Вертолеты России» Казанского вертолетного завода (КВЗ) для нужд санитарной авиации и Улан-Удэнского авиазавода в рамках экспортных контрактов, сказал газете эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. Вероятно, в цифру, зафиксированную Росстатом, входит также «некоторое количество» вертолетов, произведенных для нужд МЧС, подтверждает он.
Зампредседателя правления Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) Александр Калачев считает, что рост выпуска вертолетов преимущественно был обеспечен за счет экспортных контрактов.
Нельзя сказать, что в 2022 году резко обозначился внутренний спрос на гражданские вертолеты со стороны эксплуатантов, – отметил он.[8] |
}}
Разработку российского авиадвигателя ПД-35 для гражданских самолетов отсрочили на пару лет. Инвестиции в проект оценен в $3 млрд
Сроки разработки двигателя для гражданской авиаци ПД-35 сдвигаются на пару лет вперед. Об этом в начале декабря сообщил Александр Иноземцев — заместитель генерального директора АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» по управлению научно-производственным комплексом «Пермские моторы», управляющий директор — генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель». Подробнее здесь.
Мишустин выделил 44 млрд рублей на производство авиадвигателей
В ноябре 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которым утвердил выделение еще 44 млрд рублей на субсидирование производства авиационных двигателей. Эти деньги получит Объединённая двигателестроительная корпорация.
Подписанный документ расширяет государственную поддержку проектов по производству и выпуску авиационных двигателей для всей линейки отечественных гражданских и военно-транспортных самолётов. Так, в программу включены проекты по расширению производства двигателей ПД-14 (для самолётов МС-21), ПС-90А (для среднемагистральных Ту-214), ПД-8 (для самолётов «Сухой Суперджет»), ТВ7-117СТ-01 (для Ил-114-300).
С помощью господдержки производители приобретут необходимое оборудование, проведут его монтаж и установку, а также пусконаладочные работы, изготовят оснастку для расширения серийного производства этих двигателей.
Решение позволит обеспечить выполнение комплексной программы развития авиатранспортной отрасли в части производства и выпуска отечественных авиационных двигателей. В частности, в течение двух лет планируется обеспечить выпуск около полусотни двигателей ПД-8, а также двадцати ПС-90А и четырнадцати ПД-14. Одновременно должны быть выполнены научно-исследовательские работы по созданию двигателя большой тяги ПД-35. Завершить разработку и создание прототипа этой уникальной силовой установки планируется до конца 2024 года.
21 сентября 2022 года президент РФ Владимир Путин заявил, что благодаря санкциям Россия сама будет производить двигатели для гражданской авиации. В ответ на военную операцию России на Украине Евросоюз ввел санкции против российской авиаотрасли, которые лишили российские авиакомпании возможности использовать европейские самолеты. Новые поставки, а также техобслуживание и страхование всех бортов были запрещены, а уже сданные в лизинг самолеты по старым контрактам должны были быть возвращены лизингодателю в течение месяца. [9]
Правительство утвердило программу развития авиаотрасли на 770 млрд рублей
В конце июня 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Как сообщила пресс-служба кабмина, на фоне внешних ограничений стратегической задачей в этом секторе будет ускоренный переход на отечественную технику.
Общий объём финансирования программы превысит 770 млрд рублей. При этом свыше 150 млрд из них, необходимые для обеспечения авиаперевозок, поступят в отрасль уже до конца 2022 года.
Как рассказал вице-премьер Юрий Борисов на совещании с вице-премьерами в конце июня 2022 года, в 2023-м начнется серийное производство самолетов «Суперджет Нью», которые будут оснащены российскими двигателем ПД-8, бортовым радиоэлектронным оборудованием и системами. По его словам, Правительство РФ рассчитывает, что иностранные самолеты, совершающие перелеты на средние и дальние расстояния, будут заменены отечественными МС-21 и Ту-214. По правительственному плану, первые шесть серийных самолетов МС-21 поступят в 2024 году, а начиная с 2029 года, планируется выпускать 72 самолета МС-21 в год. До 2030 года также планируется выпустить 70 самолетов ТУ-214.
Кроме того, планируется выпустить и поставить авиакомпаниям более 760 вертолётов. Предполагается, что акцент будет сделан на производство машин «Ансат» и Ми-8 в различных модификациях, поскольку они наиболее востребованы на рынке.
Отдельный блок программы посвящён выпуску авиационных двигателей для всей линейки гражданских воздушных судов. Объединённая двигателестроительная компания уже ведёт разработку, модернизацию и наращивание их производства в необходимом объёме. Всего до 2030 года предусмотрен выпуск почти 5 тыс. двигателей для самолётов и вертолётов. [10]
Росавиация разрешила российским компаниям производить запчасти для самолетов Airbus и Boeing
Как стало известно в начале июня 2022 года, Росавиация разрешила российским компаниям производить запчасти для самолетов Airbus и Boeing. Как пишут «Ведомости», речь идет о сертификатах разработчика авиатехники в части ее модификации, сертификации второстепенных изменений и выпуска техдокументации, включая утверждение ремонтной документации и ее изменений.
Среди получивших сертификаты – ГосНИИ гражданской авиации, S7 Technics (входит в группу S7), Уральский завод гражданской авиации , «Авиационные инженерные решения» и институт авиационного приборостроения «Навигатор». Кроме того, заявки на сертификацию подали « Волга-Днепр инжиниринг», « Ютэйр-инжиниринг», «Авиагранд», «А-техникс» группы «Аэрофлот» и «Авиаинтерком».
Прежде эти компании могли заниматься лишь производством деталей интерьера салонов, пассажирских кресел или кухонного оборудования. Однако S7 Technics также получила разрешение разрабатывать модификации компонентов и схемы ремонтов.
Издание отмечает, пока (к началу июня 2022 года) российские компании готовятся выпускать в основном деятели интерьера, кресла или кухонное оборудование.
22 мая 2022 года агентство Bloomberg сообщило, что «Аэрофлот» начнет разбирать свои лайнеры на запчасти из-за их дефицита, чтобы поддерживать парк самолетов в работоспособном состоянии. По данным агентства, подавляющее большинство из более чем 350 самолетов группы является моделями Airbus или Boeing и они сталкиваются с надвигающимся дефицитом запчастей.
По словам гендиректора ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктора Горбачева, Россия не может законно производить запчасти для Airbus и Boeing, так как для этого необходима лицензия от компании-производителя.
Если отзывают самолеты, которые находятся в лизинге, если больше не поставляются нам ни запчасти, ни материалы, то чтобы российским заводам разрешили производить запасные части — это какой-то нонсенс, — считает Горбачев. [11] |
Мишустин выделил 1,8 млрд рублей на создание отечественных самолетов
В конце января 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал несколько распоряжений о дополнительном финансировании на развитие авиационной промышленности. Речь идет о выделении 1,8 млрд рублей, из которых более 1,6 млрд рублей получит Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК).
Из этой суммы 1 млрд рублей покроет затраты на создание широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. При этом 616 млн рублей, предусмотренные для ОАК, направят на доработку регионального лайнера Ил-114 — работа по его модернизации ведется в рамках госпрограммы. Еще 175,8 млн рублей направят на разработку двигателя ТВ7-117, уточнили в пресс-службе кабмина. Михаил Мишустин призвал обеспечить эффективное расходование государственных инвестиций.
Лучшей оценкой такой работы станут подписанные с авиаперевозчиками контракты на поставку российских самолетов, - указал премьер. |
Он назвал развитие производств по строительству всей линейки современных и конкурентоспособных самолетов исключительным государственным приоритетом, потому что только с их помощью получится связать территории большой страны.
20 января 2022 года во время рабочей поездки в Воронеж Мишустин поручил профильным министерствам подготовить предложения по новым мерам господдержки, которые помогли бы обновить парки самолетов отечественных авиакомпаний. Он также поставил задачу обеспечить технологическую независимость от иностранных комплектующих в авиастроении. По словам главы кабмина, правительство рассчитывает нарастить долю российских самолетов в парке крупнейших компаний страны до 30% за следующие девять лет.
По планам Минпромторга, госкорпорации и авиаперевозчики из Фонда национального благосостояния получат 279 млрд рублей в виде льготных кредитов под 2,5% на закупку отечественной техники.[12]
2021: Минпромторг выделяет 1,8 трлн рублей на производство 735 новых гражданских самолетов
12 июля 2021 года стало известно о разработанном Минпромторгом плане по производству российской авиационной техники. Речь идет о создании 735 гражданских воздушных судов, в частности Ил-114, МС-21 и «Байкалов», а также пяти типов вертолетов. Реализацию этого проекта в ведомстве оценивают в 1,8 трлн рублей. Большая часть этой суммы (около 1,6 трлн рублей) придется на Фонд национального благосостояния.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на соответствующий документ Минпромторга, 9,4 млрд рублей на выполнение плана могут поступить уже в 2021 году, еще 537,9 млрд рублей – до 2024 года, более 1трлн рублей – с 2025 по 2030 годы. По итогам реализации разработанного Минпромторгом плана загрузка гражданского сегмента предприятий авиапромышленности должна достичь 80–90%.
Опрошенные газетой эксперты считают «избыточно амбициозными» как финансовую составляющую проекта, так и его план-график. Как отмечает старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко, к середине 2021 года производственные возможности «Иркута» позволяют выпускать 36 самолетов в год, но запуск второй очереди потребует времени и должен быть оправдан стабильным спросом.
По его оценке, внутренний рынок едва ли «переварит» более 30–35 самолетов такого размера и типа в год, ведь «до коронакризиса (COVID-19) объем поставок на внутренний рынок среднемагистральных самолетов составлял 50–70 машин в год, включая Airbus и Boeing». Он полагает, что, получив сейчас много новых отечественных самолетов, авиакомпании нескоро придут к необходимости расширения или обновления флота. Эксперт добавил, что выход на внешние рынки будет серьезно осложняться переизбытком самолетов из-за кризиса и активным демпингом со стороны Boeing, которая вынуждена восстанавливать портфель заказов после проблем с 737 MAX. Заинтересоваться МС-21, по словам Крамаренко, могут только такие страны, как Северная Корея, Иран, Куба, Венесуэла и Белоруссия.[13]
2020: Россия сократила поставки самолётов на внутренний рынок и за рубеж на 18%
Россия по итогам 2020 года сократила поставки самолётов на внутренний рынок и за рубеж на 18% в сравнении с 2019-м — с 73 до 60 машин. Такие данные в конце сентября 2021 года привели в Счетной палате (СП).
Согласно статистике контрольного ведомства, поставки вертолетов на внутренний и зарубежный рынки в 2020 году достигли 141 единицы против 153 годом ранее. Падение авиационной промышленности в РФ в Счетной палате связали с последствиями пандемии коронавируса COVID-19, а также следующими дополнительными факторами:
- санкционный режим, обусловленный введением дополнительных санкций со стороны США;
- ограниченные финансовые возможности иностранных коммерческих эксплуатантов по закупкам вертолетной и самолетной техники, которые повлияли на снижение объемов закупок вертолетов гражданского и военного назначения, а также самолетов военного назначения на внешнем рынке.
Кроме того, негативное влияние на реализацию госпрограммы развития авиапрома оказало «обнаружение на двигателе ТВ7-117В дефектов, корректировку сроков поставки силовой установки ТВ7-117СТ-01 ввиду задержки работ по самолету Ил-112В и проведения комплекса испытаний, необходимых для изготовления силовой установки ТВ7-117СТ-01 для сертификационных испытаний», сообщили в СП.
В материалах также сказано, что поставки военных и гражданских авиадвигателей в 2020 году сократились почти на 6% до 791 штуки. По итогам этого 12-месячного периода заказчики получили пять воздушных судов малой авиации (самолеты L-410) против семи годом ранее. Доля самолетов российского производства в парке крупнейших российских авиаперевозчиков выросла до 10,2% против 9% в 2019 году, доля вертолетов - до 93,5% против 90,3%. При этом доля поставок российских самолетов на мировом рынке гражданской авиации составила 1%, а в мировом производстве вертолетов — 10%.[14]
Примечания
- ↑ Доля отечественных самолетов в парке крупнейших авиакомпаний РФ достигнет 25%
- ↑ Замглавы ОДК: Россия входит в высшую лигу мирового двигателестроения
- ↑ Выпуск гражданских самолетов в РФ в 2023 году снизился почти вдвое
- ↑ []
- ↑ Минпромторг: на авиастроение в 2024–2026 годах выделят около 108 млрд рублей
- ↑ Самолёты Sukhoi SuperJet полностью перейдут на отечественные двигатели к 2025 году
- ↑ Правительство направит 5 млрд рублей на развитие авиатранспортной отрасли
- ↑ Россия в 2022 году на 70% увеличила выпуск гражданских вертолетов
- ↑ Оперативное совещание с вице-премьерами
- ↑ Правительство направит на развитие авиаотрасли 770 млрд рублей
- ↑ Российские компании готовятся делать запчасти для иностранных самолетов
- ↑ Правительство направит дополнительное финансирование на развитие авиационной промышленности
- ↑ Только в полете живут триллионы
- ↑ Россия в 2020 году снизила поставки самолетов почти на 18%