Разработчики: | Яковлев (ранее Иркут) |
Дата последнего релиза: | июль 2018 года |
Отрасли: | Машиностроение и приборостроение, Транспорт |
Содержание |
Программа МС-21 предусматривает создание семейства ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов, имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов.
Головной исполнитель программы – ОАО «Корпорация «Иркут». Создание семейства ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов предусмотрено Федеральной целевой программой развития гражданской авиации.
По техническому уровню МС-21 будет существенно превосходить эксплуатируемые в настоящее время самолеты. Внедрение передовых технологий обеспечит 12-15-процентное снижение эксплуатационных расходов, значительное повышение комфорта, а также новый уровень экологической безопасности.
2024: ГК «Элемент» заключила контракт на поставку микроэлектроники для самолетов SSJ 100 и МС-21
В ноябре 2024 года группа компаний «Элемент» подписала соглашение с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) о поставках микроконтроллеров, микросхем памяти и силовых транзисторов для производства самолетов SSJ 100 и МС-21 на сумму более ₽2 млрд. Контракт рассчитан до 2030 года. Подробнее здесь.
2023
На проект российского самолета МС-21 выделяют 280 млрд рублей из ФНБ
В конце июля 2023 года министр финансов РФ Антон Силуанов рассказал о выделении 280 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на проект отечественного лайнера МС-21. Он уточнил, что деньги из ФНБ направляют на крупные технологические или инфраструктурные проекты, которые «наиболее важные для технологической независимости страны».
Глава Минфина отметил, что и МС-21 «не хуже лучших западных аналогов». В числе его несомненных плюсов он назвал хорошую шумоизоляцию, комфортный салон, эргономичные отечественные кресла и современную кабину пилотов.
Как пишет «Коммерсантъ», стоимость нового российского самолета МС-21 с поставкой в 2028–2030 годах оценивается в 4,3–4,6 млрд рублей. Такое предложение Государственная транспортная лизинговая компания направила авиакомпаниям, не входящим в «Аэрофлот». Это дороже, чем аналоги от Airbus и Boeing. Также МС-21 может получить дальнемагистральную версию.
МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут» (входит в ОАК) и принадлежит семейству ближне- и среднемагистральных реактивных пассажирских узкофюзеляжных самолетов. Это второй самолет после Superjet 100 в области российской гражданской авиации, созданный без советского задела. Он создается в качестве замены лайнерам Ту-154 и Ту-204/214, а также в качестве альтернативы самолетам зарубежного производства Airbus А320, Boeing 737. Дальность его полетов составляет более 6 тыс. км.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Семейство самолётов МС-21 будет состоять из трёх моделей с разной длиной фюзеляжа: МС-21–200 вместимостью до 165 пассажиров в максимальной одноклассной компоновке, МС-21–300 (до 211 пассажиров) и МС-21–400. Каждая из этих моделей также будет иметь варианты базовый и с увеличенной дальностью полёта.[1]
Старт строительства завода по производству компонентов для российского самолета МС-21
В Москве построят завод по производству компонентов для российского самолета МС-21. Соответствующее соглашение 10 июля 2023 года заключили столичный мэр Сергей Собянин, глава Минпромтога Денис Мантуров и гендиректор ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь. Подробнее здесь.
Создан первый российский робот-укладчик композитного волокна. Его будут использовать в производстве самолетов МС-21
25 мая 2023 года «Ростех» сообщил о создании первого российского робота-укладчика композитного волокна. Он заменит иностранное оборудование и будет использоваться при серийном производстве «черного» крыла новейшего самолета МС-21. Подробнее здесь.
2022
Иностранные композиты во всех элементах самолёта заменены на российские
Иностранные композиты во всех элементах российского авиалайнера МС-21 удалось заместить в сжатые сроки, заявил премьер-министр правительства России Михаил Мишустин в марте 2023 г.
Поставка 150 тыс кв.м нетканного материала для крыльев
Московский производитель «Монтем» с начала 2022 года поставил 150 тысяч квадратных метров нетканых материалов для изготовления консолей крыла самолетов МС-21. Об этом 2 ноября 2022 года сообщил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы, входящего в Комплекс экономической политики и имущественно-земельных отношений столицы, Владислав Овчинский. Подробнее здесь.
Мишустин выделил 15 млрд рублей на расширение производства самолётов МС-21
Премьер-министр России Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами 12 сентября 2022 года заявил, что российские власти направят 100 млрд рублей на повышение устойчивости экономики страны. Часть денег - 15 млрд рублей - пойдет на расширение производства самолетов МС-21.
Средства будут выделены в рамках стратегии поддержки экономики России в условиях санкционного давления, уточнил председатель Правительства РФ. Помимо расходов на производство самолетов МС-21, 25 млрд рублей в 2022 году предусмотрят на поддержку системы организации воздушного движения.
В условиях санкций и запрета на поставки в Россию западной авиационной техники российская промышленность активизировала программу по созданию собственных самолетов. Согласно программе развития авиаотрасли до 2030 года, отечественные перевозчики должны получить 270 самолетов МС-21. При этом 210 таких воздушных судов купит «Аэрофлот», сообщал гендиректор авиакомпании Сергей Александровский на встрече с президентом Владимиром Путиным ранее в 2022 году.
На ВЭФ-2022 во Владивостоке «Аэрофлот» 7 сентября 2022 годаподписал с ОАК контракт почти 1 трлн руб. на покупку 339 отечественных самолетов, в том числе 210 МС-21, которые будут поставлены в лизинг с 2023 по 2030 гг. Твердые заказы на МС-21 в 2018 г. делали также авиакомпании Red Wings (16 машин) и «Ираэро» (10 самолетов), а также лизинговые компании «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк лизинг» и «Ильюшин финанс».
В сентябре 2022 года сотрудники СибНИА им. С. А. Чаплыгина провели наземные частотные испытания первого самолета МС-21 с крылом из отечественных композитных материалов. Испытания проходили на Иркутском авиационном заводе (филиал ПАО «Корпорация «Иркут») – там, где разрабатывается новый самолет. [2]
2021
Полет пассажирского самолёта с российским крылом МС-21-300
В середине декабря 2021 года российский авиалайнер МС-21-300, разработанный компанией «Иркут» (входит в ОАК госкорпорации «Ростех») и использующей крыло из полимерных композиционных материалов российского производства, совершил первый тренировочный полет в штатных условиях гражданского аэропорта и впервые совершил посадку в аэропорту Иркутска. Лайнер вылетел из аэропорта Жуковский и, преодолев более 4 тыс. км, приземлился в Иркутске.
Разработка и производство российских полимерных композиционных материалов для крыла пассажирского самолета МС-21 начались после введения США торговых ограничений в отношении компании «АэроКомпозит» в сентябре 2018 года.
Использование прочных и легких композитов позволило конструкторам сделать крыло большого удлинения и улучшить аэродинамику самолета одновременно с увеличением диаметра фюзеляжа, — говорит генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов. — Отмечу, что специалисты «Иркута» в максимально короткие сроки смогли решить задачу импортозамещения и приступить к постройке серийных самолетов с российским крылом. Сборка первого лайнера – большой шаг для ОАК и всего российского авиастроения. Это доказательство зрелости наших авиационных технологий и ещё одна победа над санкциями. |
Доля композитов в конструкции МС-21 составляет порядка 40% – это рекордный показатель для среднемагистральных самолетов. Отечественные материалы для силовых композитных конструкций разработаны при участии ученых МГУ и предприятий «Росатома». Консоли крыла и центроплан самолета МС-21-300 производятся на предприятии «АэроКомпозит-Ульяновск». При производстве крыла применяется технология вакуумной инфузии, которая запатентована в России.
Как пояснили в «Ростехе», долгое время было распространено мнение, что композиты выгодно использовать только на больших летательных аппаратах – широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнерах. Не такие большие, хотя и более массовые узкофюзеляжные самолеты, получали лишь некоторые композитные детали, такие как элементы механизации крыла. В проекте МС-21 конструкторы корпорации «Иркут» продемонстрировали, что использование композитов для изготовления крыла среднемагистрального самолета выгодно по всем параметрам.[3]
Сертификация самолета МС-21 отложена из-за иностранных санкций
В январе 2021 года стало известно, что сертификация самолета МС-21 снова откладывается. Пока планируется, что первый самолет будет передан заказчику в конце 2022 года. В 2023 году планируется произвести 10-15 машин.
Одна из причин торможения вывода на рынок самолета – это введенные санкции. Еще 40% комплектующих требуют импортозамещения – вице-премьер Юрий Борисов.
Ранее сертификацию по российским нормам предполагалось завершить в 2015 г., по международным – в 2016 г.
2020
Самолет МС-21-310 с российскими двигателями совершил первый полет
Самолет МС-21-310, оснащенный российскими двигателями ПД-14, совершил первый полет. Об этом сообщила в декабре пресс-служба госкорпорации "Ростех".
"15 декабря 2020 года на аэродроме Иркутского авиационного завода - филиала ПАО Корпорация "Иркут" (в составе ОАК госкорпорации "Ростех") состоялся первый полет самолета МС-21-310, оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14, - сообщили в Ростехе. - Продолжительность полета составила 1 час 25 минут". |
Самолет пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей Василия Севастьянова, Андрея Воропаева и инженера-испытателя Александра Соловьева. В ходе полеты испытаны режимы работы двигателя, устойчивость и управляемость самолета, а также функционирование всех его систем.
Путин назвал "хамством" отказ западных партнеров поставлять композиты для МС-21
Президент Владимир Путин назвал "хамством" отказ западных партнеров поставлять композитные материалы для производства нового гражданского самолета МС-21.
"Ну, ничего не имеет общего с оборонным комплексом наш новый среднемагистральный самолет МС-21. Взяли и по соображениям недобросовестной конкуренции партнеры наши прекратили поставку соответствующих композитных материалов для крыла. Ну, что это такое? Ну, это просто хамство на мировом рынке с нарушением всех общепризнанных принципов и правил", — сказал Путин на встрече с представителями атомной отрасли. Его слова приводит 23 сентября "Интерфакс" |
.
"Знают, что мы все равно сделаем. Ну, просто чтоб наши самолетостроители вышли попозже с этим продуктом. А они уже к этому времени предполагают занять эти ниши и рынки", — добавил президент. |
Опытный самолет МС-21-300 прибыл в Ульяновск для покраски
10 июня 2020 года опытный самолет МС-21-300 (бортовой номер 73056) перелетел с аэродрома «Раменское» (г. Жуковский Московской области) на аэродром «Ульяновск-Восточный» для покраски.
Полет продолжительностью около полутора часов прошел без замечаний. Самолет пилотировал экипаж в составе Героя России, летчика-испытателя 1-го класса Олега Мутовина и летчика-испытателя 1-го класса Василия Севастьянова.
На ульяновском предприятии «Спектр-Авиа» самолет будет окрашен по схеме, ранее использованной для второй и третьей опытных машин. Преобладающий белый цвет позволяет продемонстрировать высокое качество изготовления фюзеляжа, достигнутое за счет внедрения передовых технологий автоматизированной сборки.
Четвертый самолет МС-21-300, построенный для проведения летных испытаний, впервые поднялся в небо в конце декабря 2019 г. После перелета на аэродром «Раменское» в марте 2020 г. машина участвует в полетах по программам заводских доводочных и сертификационных испытаний.
2019
Информация для СМИ
Гражданская компания «Аэрокомпозит», никоим образом не связанная с ОПК, была ранее внесена в санкционные списки США. По-видимому, появление еще одного сильного игрока в высокомаржинальной нише среднемагистральных самолетов с новейшим продуктом вызывает опасения у ведущих игроков на мировом рынке.
После включения «Аэрокомпозита» в санкционные списки мы начали процедуру обжалования этого решения. Подобные решения – это использование санкционной риторики в конкурентной борьбе в высокотехнологичных отраслях.
От нас это потребовало реализации дополнительных мер для обеспечения бесперебойного хода программы создания композитного крыла для развертывания серийного производства МС-21. Благо в России есть необходимые производственные мощности, компетенции и варианты поставщиков. При финансовой и организационной поддержке Минпромторга в нашей стране осваивается вся цепочка производства композитных материалов в военной и гражданской сферах. В частности, уже несколько лет идет активная работа с Росатомом, ВИАМом, рядом частных компаний по освоению производства композитных материалов для авиации.
В результате, в рамках общей программы импортозамещения идет пошаговая замена необходимых компонентов композитного крыла МС-21 на отечественные аналоги. Замена материала не влечет конструктивных изменений и может быть оформлена, как дополнение к сертификату типа без изменения сроков сертификации.
От использования композиционных материалов в конструкции крыла самолета МС-21 никто не отказался и не планирует отказываться.
Идет развертывание серийного производства самолетов МС-21-300. Согласно контракту, первые поставки самолетов авиакомпании «Аэрофлот» должны начаться в 2020 году.
2018
Второй опытный самолет МС-21-300 совершил беспосадочный перелет из Иркутска в Жуковский
20 июля 2018 г. второй опытный самолет МС-21-300, участвующий в программе летных испытаний, совершил перелет из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М.М.Громова «Раменское» (г. Жуковский Московской области). Полет продолжался шесть часов.
Самолет пилотировал экипаж в составе:
- командир воздушного судна – летчик-испытатель 1 класса ОКБ им. А.С.Яковлева Василий Севастьянов;
- второй пилот – летчик-испытатель 1 класса ОКБ им. А.С.Яковлева Андрей Воропаев.
Василий Севастьянов сообщил: «Перелет прошел в штатном режиме, все системы работали без сбоев». Летные испытания второго самолета МС-21-300 стартовали 12 мая 2018 г. на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут». В ходе полетов с заводского аэродрома суммарной продолжительностью около 14 часов самолет достиг высоты 12 000 м, скорости М=0,8, истинной скорости 850 км/час. В рамках летных испытаний выполнены следующие работы:
- подтверждены характеристики устойчивости и управляемости самолета в различных конфигурациях механизации крыла с выпущенными и убранными шасси;
- проведена калибровка системы измерения высотно-скоростных параметров на соответствие их реальным значениям в полете;
- проверены различные режимы работы силовой установки, в том числе, отключение и запуск двигателя в воздухе;
- проверена работоспособность самолетных систем.
Дальнейшие испытания двух опытных самолетов МС-21-300 будут проводиться на базе Летно-испытательного и доводочного комплекса (ЛИиДК) ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева».
Для обеспечения испытательных работ в ЛИиДК построен новый ангар, развернуты средства наземного обслуживания, создан высокопроизводительный комплекс сбора, обработки и анализа полетной информации. Новые технологии обработки результатов летных испытаний обеспечивают высокую информативность полетов, в каждом из которых система бортовых измерений позволяет регистрировать более 30 000 параметров.
Цифровые технологии нового поколения в программе МС-21
Примером применения цифровых технологий нового поколения в самолетостроении является программа создания российского среднемагистрального самолета МС-21, которая ведется на базе корпорации «Иркут» в тесной кооперации с другими предприятиями ОАК.
Все участники программы МС-21 работают в единой информационной среде. Ключевой компонент этой среды – электронный макет авиалайнера, который содержит исчерпывающую информацию о самолете в целом, его агрегатах, системах и оборудовании на всех этапах жизненного цикла. Электронный макет постоянно детализируется и развивается.
Участники программы имеют доступ к электронному макету в реальном времени. Обмен информацией ведется по высокоскоростным каналам связи.
Цифровые технологии позволяют более точно и эффективно решать широкий круг конструкторских, производственных и эксплуатационных задач программы МС-21, в процессе производства обеспечивают высокое качество изделия и точную стыковку агрегатов планера.
В ходе эксплуатации данные по каждому самолету заносятся в специализированную информационную систему. Взаимодействие электронного макета и информационной системы позволяет вести мониторинг состояния каждого самолета и прогнозировать его техническое обслуживание.
2017
Послепродажное обслуживание самолетов МС-21
Ростех станет основным оператором материально-технического послепродажного обслуживания магистрального самолета МС-21. Победителем конкурса на оказание соответствующих сервисных услуг стал авиационно-сервисный центр холдинга «Технодинамика», входящего в Корпорацию.
В рамках контракта сервисный центр обеспечит управление процессами ремонта авиационно-технических изделий, поставку и обмен вышедшего из строя оборудования, а также доступ для авиакомпаний к необходимым в процессе эксплуатации воздушных судов компонентам. Для бесперебойного обеспечения эксплуатантов и оперативного оборота изделий будут задействованы складские мощности «Технодинамики» вблизи аэропорта Шереметьево, а также склады в других регионах. Эксплуатанты получат доступ к службе клиентского сервиса в круглосуточном режиме.
В рамках комплексной программы материально-технического обеспечения планируется обслужить более 400 самолетов в течение первых 10 лет после начала коммерческой эксплуатации МС-21, при этом авиационно-сервисный центр будет обеспечивать сопровождение как в гарантийный, так и в постгарантийный периоды.
12-километров высоты и посадка с одним двигателем
Перспективный российский пассажирский самолет МС-21-300 в ходе программы испытаний прошел проверку взлетом и посадкой с имитацией отказа одного из двух двигателей. Об этом говорится в отчете корпорации «Иркут»[4]. Проведенные испытания позволили оценить характеристики самолета и его управляемость при одном работающем двигателе.
В ходе разработки того или иного самолета он сам и отдельные его узлы и агрегаты проходят множество этапов тщательных проверок и испытаний. Это позволяет разработчикам получить наиболее полные представления обо всех особенностях летательного аппарата и его эксплуатационных характеристиках.
В целом в ходе испытаний новый пассажирский самолет прошел проверки работоспособности бортовых систем, устойчивости и управляемости. Летчики-испытатели проверили лайнер в крейсерской, взлетной и посадочной конфигурациях. На МС-21-300 установили систему тензометрических датчиков, которые позволяют оценить распределение динамических нагрузок на планер во время полета.
Беспосадочный перелет из Иркутска в Жуковский
17 октября 2017 года первый опытный самолет МС-21-300 совершил перелет с аэродрома Иркутского авиазавода в аэропорт ЛИИ им М.М. Громова «Раменское», г. Жуковский Московской области, для продолжения летных испытаний.
Самолет преодолел расстояние порядка четырех с половиной тысяч километров без посадки за 6 часов. Полет проходил на высоте 10 000 метров.
Командир корабля, летчик-испытатель, Герой России Олег Кононенко отметил: «Полет прошел в штатном режиме. Все системы работали без сбоев».
Президент ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и ПАО «Корпорация «Иркут» Юрий Слюсарь заявил: «Сегодняшний день открывает новый этап в истории создания МС-21. Впереди продолжение летных и наземных испытаний самолета, подключение к этому процессу новых машин, сертификация и разворачивание серийного производства. В программе МС-21, наряду с Иркутом, принимают участие целый ряд предприятий Объединенной авиастроительной корпорации, партнеры из Ростеха и ведущие зарубежные компании. Эта программа вывела наши предприятия на новый технологический уровень и обеспечила профессиональный рост специалистов».
2010: Подписаны соглашения на поставку 140 самолетов
В июле 2010 г. на международном авиасалоне «Фарнборо 2010» ОАО «Корпорация «Иркут» подписала контракты и соглашения на поставку 140 самолетов МС-21 российским и зарубежным авиакомпаниям.