Содержание |
Основная статья: Внешняя торговля России
Хроника
2022: Рост экспорта на 14% до 2,1 млн тонн
По итогам 2022 года Россия поставила за рубеж почти 2,1 млн тонн метанола что на 14% больше объема годичной давности. Такие данные были обнародованы 23 января 2023 года.
Источники «Коммерсанта» связывают рост экспорта метанола на фоне санкций с тем, что запрет на экспорт был введен только в октябре 2022 года, и по итогам года поставки выросли за счет высоких показателей первых трех кварталов.
Основными направлениями отгрузки были Финляндия (около 860 тыс. тонн) и Белоруссия (более 835 тыс. тонн). При этом через пункты на Дальнем Востоке прошло только около 165 тыс. тонн метанола. Нарастить экспорт в сложившейся ситуации удалось лишь двум компаниям — «Щекиноазот» (почти 1,1 млн тонн) и «Метафракс» (около 470 тыс. тонн). Крупнейшим экспортером по итогам 2022 года стал «Щекиноазот».
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шарапин в ноябре 2022 года предлагал премьер-министру Михаилу Мишустину расширить российский рынок сбыта метанола за счет отмены запрета на производство на его основе незамерзающей жидкости (объемы ежегодного производства — около 400 тыс. тонн). В своем письме глава НАС указывал, что это окажет поддержку отечественным производителям метанола, а также повысит доходы федерального бюджета за счет вывода этой сферы из тени. Но участники рынка сомневаются в реальности такого варианта с учетом того, что пары метанола ядовиты и могут нанести вред здоровью водителей.
В 2022 году российские компании планировали активно увеличивать производство метанола. Однако уже в марте возникли проблемы с его сбытом, поскольку большая часть экспортного метанола поставляется в Европу. Формально этанол не попал под санкции, однако его отгружали через иностранные порты, главный — в Финляндии, а мощности порта в Усть-Луге по перевалке метанола ограничены.[1]