Заказчики: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) Москва; Государственные и социальные структуры Подрядчики: ФГАУ НИИ Восход, WaveAccess (ВейвАксесс) Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)Второй продукт: Mail.Ru Group Платформа промышленного интернета вещей (IIoT) Дата проекта: 2019/06 — 2020/07
Бюджет проекта: 237 500 000 руб.
|
Технология: Информатизация госфункций
Технология: Интернет вещей Internet of Things (IoT)
|
Содержание |
«Единая государственная платформа сбора данных промышленного интернета вещей» - система, которая создаётся в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление». Платформа будет использоваться как облачное решение контрольно-надзорными органами для дистанционного контроля (надзора), анализа потоковых и структурированных данных, прогнозирования рисков.
Ожидается, что это позволит контрольно-надзорными органам отказаться от массовых и дорогих для бюджета проверок и сократить штатную численность инспекторского состава, снизить коррупционные риски, снизить ущерб охраняемым законом ценностям за счет использования автоматических систем реагирования на возникновение опасности, а также сократить административную нагрузку на проверяемых лиц.
2020
Запуск госплатформы для дистанционного контроля охраняемых законом объектов
20 ноября 2020 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ объявило о запуске Государственной платформы сбора данных (ГПСД) в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» нацпрограммы «Цифровая экономика». Эта система предназначена для того, чтобы обеспечить дистанционный контроль охраняемых законом объектов культурного наследия, а также мониторинг экологической сферы в российских регионах.
Госплатформа в режиме реального времени обрабатывает данные о состоянии культурных объектов и концентрации вредных веществ в атмосфере и передает информацию в государственную информационную систему «Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности». В результате ведомства получают полную картину состояния объектов без необходимости проводить контрольные мероприятия, отметили в Минцифры.
В основу платформы легла технология интернета вещей Mail.ru IoT Platform, которая обеспечивает сбор, обработку и хранение данных. На сегодняшний день платформа проходит апробацию в нескольких регионах России. В Челябинской области она осуществляет мониторинг состояния атмосферного воздуха. Датчики фиксируют уровень концентрации вредных веществ на предприятиях и в жилых зонах. В Вологодской области платформу задействовали для контроля за состоянием объектов культурного наследия. Система отслеживает температуру, влажность воздуха, уровень задымления, протечки и появление трещин на фасадах зданий. В Калужской области платформа помогает выявлять незаконные вырубки леса.
На основе действующих проектов будет выработан цифровой стандарт, который позволит масштабировать данные технологии на другие регионы.
Также планируется создать систему экологического надзора в области охраны водных ресурсов, а также решение для обнаружения фактов незаконного строительства и нарушения параметров строительства.[1]Импортозамещение ПО в России: ключевые поставщики, крупные проекты, оценки и перспективы. Обзор TAdviser
Новые решения
К 2022 году в рамках создания «Единой государственной платформы сбора данных промышленного интернета вещей» будут внедрены не менее 15 решений дистанционного контроля (надзора). Об этом сообщило Минцифры в октябре на портале вакансий ведомства.
Какие именно это будут сервисы в дополнение к уже разработанным, в Минцифры не уточнили TAdviser. По состоянию на октябрь ведомство находится в поисках руководителя для проекта по созданию платформы. Ему предстоит определить стратегию долгосрочного развития системы, план её развития на среднесрочную перспективу и обеспечить его реализацию, следует из описания вакансии.
В августе TAdviser сообщал, что платформа уже имеет четыре функционирующих сервиса. В их числе система дистанционного надзора за состоянием объектов культурного наследия, мониторинга состояния атмосферного воздуха, дистанционного контроля незаконной вырубки лесов и зарастания земель сельскохозяйственного назначения. Первые сервисы уже используются в ряде регионов (см. примеры в блоках ниже). Таким образом, к 2022 году Минцифры предстоит разработать для платформы еще 11 решений дистанционного контроля.
Согласно федеральному проекту «Цифровое государственное управление», на создание платформы будет выделено 588 млн рублей из федерального бюджета.
В Минцифры сообщили TAdviser, что для новых решений платформы еще предстоит найти функциональных заказчиков. Каким образом будет организован их поиск и на каких условиях будут им предлагаться сервисы, TAdviser в ведомстве пока пояснить не могут.
Вместе с тем, директор Ассоциации интернета вещей (АИВ) Андрей Колесников не сомневается в широком применении госорганами решений по дистанционному контролю на основе интернета вещей уже в перспективе 4-6 лет. Инициатором внедрения таких решений, как правило, выступает Минцифры, отмечает управляющий директор Mail.ru Цифровые технологии Павел Гонтарев.
Пользуются спросом, на взгляд Андрея Колесникова, решения по экомониторингу.
У нас есть компании, которые внедряют решения снятия данных по составу воздуха и облачные платформы, которыми пользуются как муниципалитеты, так и промышленные предприятия. Экология - это один из востребованных проектов, - отметил Андрей Колесников. |
Валерий Милых обозначил TAdviser больший спектр востребованных решений по экомонитрингу. По его словам, серьезный интерес со стороны госорганов наблюдается в том числе к системам дистанционного контроля за целевым использованием земель, вырубкой леса, экологической обстановкой в водной и воздушных средах. Также большой интерес государство проявляет к решениям по мониторингу состояния объектов ЖКХ.
Чаще всего заказчиками являются центральные органы исполнительной власти, органы субъектов и местного самоуправления. В качестве примера можно назвать Росприроднадзор, Ростехнадзор, Минприроды, областные министерства, - рассказал TAdviser Валерий Милых. |
Директор по продажам в России и СНГ Tibbo Systems Дмитрий Моисеев обратил внимание издания, что после последних техногенных экологических катастроф в нынешней системе прогнозирования и предотвращения подобных аварий вскрылись недостатки.
Прежде всего, это относится к отсутствию систем мониторинга опасных объектов и инженерных сооружений. В данный момент задачи по предотвращению возложены на Ростехнадзор. Они проводят пилотные проекты с крупнейшими промышленными предприятиями России, - проинформировал TAdviser Дмитрий Моисеев. |
По мнению Андрея Шуравина, наиболее актуальной является задача здравоохранения.
Возможность обеспечить мониторинг здоровья людей, в частности в ситуации с COVID, в реальном времени позволит обеспечить прогнозирование вспышек заболеваний. Заказчиком таких решений может выступить Министерство здравоохранения и Роскомнадзор. Также актуальной в связи с ситуацией на Камчатке была бы задача мониторинга акватории территориальных вод. Немаловажной задачей я считаю и мониторинг пресных водных ресурсов, в частности озера Байкал, на предмет их рационального расходования, использования и охраны от расхищения, - заявил TAdviser Андрей Шуравин. |
Сложности
В Минцифры отмечают ряд сложностей, стоящих на пути создания, внедрения и использования решений платформы.
Сложности есть и, прежде всего, это сложности, связанные с изменением организации контрольной (надзорной) деятельности. Необходимо провести цифровую трансформацию в социально-значимых секторах и показать эффективность новых дистанционных методов контроля. Также существуют сложности нормативного характера. Минцифры, являясь органом по выработке государственной политики, будет помогать команде как с точки зрения продвижения проектов, так и при необходимости вносить на рассмотрение правительства соответствующие нормативно-правовые акты, - рассказали TAdviser в министерстве. |
Руководитель группы IoT компании Softline Валерий Милых в разговоре с TAdviser отметил, что сложности у госорганов могут возникнуть как на этапе выбора готовых решений или платформ для внедрения систем дистанционного контроля, так и при сопровождении подобных систем на стороне государственных структур.
Существует множество предложений, которые декларируют решение подобных проблем, но насколько они применимы в каждой конкретной ситуации - большой вопрос, ответить на который самим госзаказчикам бывает непросто. Сопровождение сложных информационных систем также вызывает вопросы, особенно если там используются решения на основе искусственного интеллекта, требующие обучения и адекватного анализа полученного результата. Это может порождать серьезные ошибки и принятие необоснованных управленческих решений. Унифицированная платформа призвана решить многие из обозначенных проблем, - заметил Валерий Милых. |
Вместе с тем, по его мнению, остается нерешенным вопрос масштабируемости решения, конечной стоимости владения такой системой, размере операционных затрат на обслуживание системы и способах предоставления услуг в рамках платформы - лицензиях, подписке на сервисы.
Директор центра отраслевой экспертизы департамента по работе с промышленными предприятиями «Техносерв» Андрей Шуравин самой большой сложностью при работе госорганов с подобными платформе проектами считает длительность их реализации. По его словам, особенности организации внутри государственных ведомств влияют на скорость принятия решений не всегда положительно.
Во-вторых, ощутимый кадровый голод может сказываться на уровне компетенций как инициаторов подобных проектов, так и потенциальных подрядчиков. И, наконец, в третьих, правильно было бы привлекать к таким проектам соответствующие НИИ, это поможет сформировать необходимую научную базу, - отметил Андрей Шуравин. |
По мнению руководителя направления прикладных решений для промышленности «Крок» Ивана Попкова в проектах, подобных платформе, в частности, имеют место технологичекие сложности.
С точки зрения разработчика такой платформы и технологических аспектов, потребуется разработать и согласовать отраслевой стандарт, подходящий под потребности большинства заказчиков, выработать API и протоколы данных, - пояснил Иван Попков. |
Он также добавил, что проект развития экосистемы и самой платформы может потребовать больших инвестиций, поскольку нужно продумывать множество аспектов по проектированию и ее эксплуатации платформы.
Павел Гонтарев в разговоре с TAdviser отметил, что нормативно-правовая база в области интернета вещей еще окончательно не сформирована.
По этой причине разрыв между законодательством и реальной ситуацией в отрасли приходится форсированно преодолевать по ходу проекта. Эта задача решается путем активного взаимодействия технологических компаний с государством, - рассказал TAdviser Павел Гонтарев. |
База оборудования и программного обеспечения, которое применяется в проектах мониторинга, по его мнению, достаточно большая.
При этом на федеральном уровне отсутствуют единые стандарты для инфраструктуры сбора и обработки данных, что вызывает определенные сложности при внедрении новых технологических решений. При наличии единых стандартов, станет возможным повысить эффективность и скорость реализации проектов и одновременно снизить их стоимость. Мы ведем активную работу в этом направлении совместно с техническим комитетом «Кибер-физические системы», - отметил Павел Гонтарев. |
Положительные эффекты
По мнению Валерия Милых, появление платформы ускорит переход органов государственного управления к уницированным процессам сбора данных.
Потенциал этой системы настолько же велик, как потенциал нашей страны. Новая платформа обеспечит единое информационное пространство для взаимодействия всех контролирующих и исполняющих ведомств и ускорит решение задач экологии, эксплуатации и развития таких объектов. Такой комплекс технологий позволяет регулярно получать актуальные данные о состоянии удаленных или протяженных объектов, например, заповедников, рек, трасс федерального и областного значения. Сейчас мониторинг таких объектов затруднен, однако, такие технологии, как интернет вещей могут помогать в решении этой задачи, - отметила руководитель направления интернета вещей «Крок» Ирина Степанова. |
Слайды из презентации Руководитель департамента информационных систем контрольно-надзорной деятельности НИИ "Восход" Дениса Пустового.
Завершение разработки первых сервисов
11 августа 2020 года WaveAccess сообщила о включении в число исполнителей проекта по разработке Единой платформы сбора и анализа данных по контрольно-надзорной деятельности. ИТ-компания отвечала за создание четырех вертикальных решений в составе платформы: систем дистанционного надзора за состоянием объектов культурного наследия, мониторинга состояния атмосферного воздуха, дистанционного контроля незаконной вырубки лесов и зарастания земель сельскохозяйственного назначения. Системы выполнены с использованием технологий Интернета вещей и машинного обучения. Ввод в опытную эксплуатацию завершился в июле 2020 года. Проект реализован по заказу ФГБУ НИИ `Восход`.
Единая государственная платформа сбора и анализа данных разработана в рамках национальной программы `Цифровая экономика России` и включена в состав платформы исполнения государственных функций. В ее основе — технологии интернета вещей (IoT), которые обеспечивают мониторинг состояния охраняемых законом объектов и их постоянный объективный дистанционный контроль.
Платформа собирает и анализирует данные об объектах контроля, полученные с устройств и датчиков. В режиме реального времени она выявляет инциденты и передает их в качестве подозрений на нарушения в государственную информационную систему ТОР КНД — типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности. Выявленные признаки нарушений служат основанием для инициации контрольно-надзорных мероприятий, например, внеплановых проверок.
Платформа открывает возможность анализа непрерывного потока данных дистанционного наблюдения, чего не хватало при проведении периодических проверок, и фокусирует усилия инспекторов на проблемных событиях. Оказывая поддержку принятия решений, платформа оптимизирует работу контрольно-надзорных органов: исключается необходимость наращивания штата сотрудников, повышается эффективность внеплановых проверок и снижаются расходы на их организацию.
Система состоит из четырех отраслевых интегрированных решений, ведущей командой разработки которых стала ИТ-компания WaveAccess. Интеграция с ГИС ТОР КНД обеспечивает сквозной бизнес-процесс. В основу ядра системы положена облачная платформа промышленного Интернета вещей от Mail.ru Group — она обеспечивает высокопроизводительную потоковую обработку и хранение данных с большого количества устройств, горизонтальное масштабирование и разделение доступа.
Первое вертикальное решение — дистанционный надзор за состоянием объектов культурного наследия — внедрено в Вологодской области. Беспроводные датчики стандарта LoRaWAN, установленные на объектах, фиксируют параметры их содержания: температуру, влажность воздуха, задымления, протечки и раскрытие трещин на фасаде здания. На основе полученных данных вырабатываются рекомендации для снижения риска утраты охраняемых ценностей.
Решение по мониторингу состояния атмосферного воздуха действует в Челябинской области. Сеть датчиков, установленных в жилой зоне и на промышленных предприятиях, позволяет обнаруживать повышенные концентрации вредных веществ в воздухе. Интеграция решения со сложными математическими моделями прогнозных расчетов дает возможность делать прогноз, в каком направлении будет распространяться облако загрязнения, и вычислять вероятное местоположение источников загрязнения.
Сервисы дистанционного контроля несанкционированных вырубок леса и зарастания сельскохозяйственных земель функционируют в Калужской области. В отличие от двух других решений, где задействованы технологии IoT, данные сервисы построены на базе машинного обучения. Автоматический анализ спутниковых снимков с использованием нейросетей позволяет своевременно зафиксировать незаконную вырубку и остановить процесс или обнаружить зарастание с/х участка на ранней стадии. Очевидна эффективность такого анализа в сравнении с регулярными выездными инспекциями на обширных территориях. При разработке применена технология Transfer Learning — она предполагает использование модели, уже обученной на данных со схожей структурой, и дообучение ее под актуальную задачу проекта. Результатом работы модели является бинарная маска, указывающая на области с зарастаниями. В качестве модели используется архитектура сверточных нейронных сетей DeepLabV3.
За счет подключения дополнительных региональных источников данных к существующей инфраструктуре легко обеспечить тиражирование прикладных сервисов. Ключевая особенность всей платформы – возможность гибко настраивать функциональность под отраслевые задачи и легко создавать вертикальные решения. Используемые алгоритмы, в том числе машинного обучения, доказывают свою применимость для различных задач: например, для обнаружения незаконных построек, очагов лесных пожаров или несанкционированных свалок.
Все четыре решения построены на принципах масштабируемости и отказоустойчивости. Максимальный приоритет при восстановлении работоспособности отдается сохранению данных и целостности информационного содержимого. Также при разработке мы опирались на риск-ориентированный подход — он заключается в реакции на потенциально опасную ситуацию, а не только на инцидент с критическими значениями контролируемых параметров, и в прогнозировании развития событий, — отмечает Александр Азаров, старший вице-президент по разработке ПО в WaveAccess. |
В реализации проекта задействованы лучшие практики горизонтально-масштабируемой микросервисной архитектуры с использованием передовых технологий. Кластерная инфраструктура построена с использованием Kubernetes. Для обработки входящего потока событий используется распределенный брокер сообщений Apache Kafka. Потоковая аналитика реализована на скриптах с обработкой в реальном времени внутри ядра IIoT-платформы Mail.ru Group, а распределенное хранилище в оперативной памяти реализовано в составе платформы на СУБД Tarantool (Mail.ru Group). Основные сервисы реализованы на Java стеке с использованием современных библиотек.
Слайды из презентации Руководитель департамента информационных систем контрольно-надзорной деятельности НИИ "Восход" Дениса Пустового.
2019: Проведение конкурса
Минкомсвязи провело открытый конкурс на создание Единой государственной платформы сбора данных промышленного интернета вещей и инструментов анализа объективных данных о наблюдаемых объектах (ЕГПСД) в составе платформы исполнения государственных функций. Об этом стало известно 21 января 2020 года. Согласно данным Портала госзакупок, победителем конкурса стало госпредприятие НИИ «Восход», которое выполнит работы по стартовой цене 237,5 млн руб.
ЕГПСД будет работать на основе утвержденных ведомственных моделей данных, используемых для реализации динамической оценки рисков в видах государственного и муниципального контроля (надзора).
Система будет применяться организациями для подключения приборов автоматического измерения показателей объектов и систем внутреннего контроля предприятий, в целях обеспечения систематического контроля и мониторинга, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований, предотвращения ущерба охраняемых законом ценностям, а также органами контроля для использования этих данных при мониторинге и планировании деятельности.
Создание ЕГПСД предусмотрено национальной программой «Цифровая экономика России», причем сразу двумя входящими в программу федеральными проектами - «Информационная инфраструктура» и «Цифровое государственное управление». Кураторами системы значатся Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минпромторг, Минстрой, Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Управление делами Президента РФ.
Согласно федеральному проекту «Информационная инфраструктура», созданием ЕГПСД займутся «Мегафон» и «Аналитический центр при Правительстве». Проект оценивается в 710 млн руб., при этом его реализация будет финансироваться «Мегафоном» - то есть из внебюджетных источников. Ранее «Мегафон» разработал проект Концепции работы сбора данных платформы промышленного интернета вещей для поднадзорных объектов и инструментов анализа объективных данных о поднадзорных объектах.
В то же время федеральный проект «Цифровое государственное управление» предполагает, что создание ЕГПСД будет финансироваться из федерального бюджета и обойдется в 588 млн руб. Исполнитель же будет выбран в порядке, установленном законодательством.
Пресс-службы «Мегафона» и Минкомсвязи не ответили на запросы, какой именно из упомянутых подходов будет использоваться для создания ЕГПСД. Согласно документации к проведенному Минкомсвязи конкурсу, платформа будет реализоваться в рамках соответствующего мероприятия из федерального проекта «Цифровое государственное управление».
Пресс-служба НИИ «Восход» подтвердила, что институт будет выполнять работы по созданию ЕГПСД в рамках заключенного с Минкомсвязью контракта. К мероприятиям относительно ЕГПДС, внесенным в федеральный проект «Информационная инфраструктура», предприятие отношения не имеет, уточнили в НИИ «Восход».
Источник, близкий к «Мегафону», пояснил, что Минкомсвязи решило отдать данный проект НИИ «Восход». Соответственно, его создание будет финансироваться из федерального проекта. В то же время «Мегафон» сможет стать субпорядчиком по созданию ЕГПСД.
Совокупность планов по созданию ЕГПСД, внесенных в оба упомянутых федпроекта нацпрограммы «Цифровая экономика», предполагает, что на первом этапе должен быть нормативно определен порядок создания, развития, ведения и функционирования платформы сбора данных промышленного интернета вещей, используемых в целях риск-ориентированного подхода. В действующее законодательство следует внести изменения с целью реализации риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.
Также должны быть нормативно урегулированы требования к определению состава собираемых данных, порядок их хранения, обработки и предоставления доступа, и контроля за их использованием. Кроме того, следует определить набор технологических стандартов взаимодействия с платформой сбора данных и требования к источникам данных промышленного интернета вещей.
Далее ЕГПСД будет введена в опытную эксплуатацию и к платформе сбора данных будут подключены предприятия трех отраслей и пяти органов контроля и надзора. В том числе в пилотном проекте должны будут участвовать предприятия, оказывающие наиболее неблагоприятное воздействие на окружающую среду, производители и предприятия сферы торговли, занимающиеся производством и реализацией скоропортящихся продуктов питания и лекарственных препаратов, предприятия сферы ЭСК и ЖКУ, а также органы контроля и надзора (Роспотребнадзор, Жилищная инспекция и т.д.)[2].