Заказчики: КамАЗ Набережные Челны; Машиностроение и приборостроение Подрядчики: Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) Дата проекта: 2015/03 — 2016/05
|
«КАМАЗ» внедряет модуль голосового управления от Группы ЦРТ в бортовую информационную систему. Голосовое управление в грузовике на русском языке реализуется впервые. Цель проекта — не только повысить уровень комфорта для водителей, которые смогут не отвлекаться на нажатие кнопок во время вождения, но и увеличить безопасность движения.
Первый этап проекта успешно сдан к осени 2016 года, автомобили с таким модулем планируется выпустить уже в 2017 году.
Возможности
С помощью данной системы водитель грузовика сможет «без помощи рук» пользоваться мультимедийно-навигационным комплексом. Голосовое управление активируется кнопкой на руле. Никаких команд запоминать не придется – управление реализовано на основе распознавания речи. С его помощью водитель может:
- Управлять навигацией
- Управлять мультимедиа (переключать песни на диске, папки, менять радио)
- Управлять телефонной книгой
- Производить первичную диагностику автомобиля (например, узнавать уровень заряда аккумулятора) и др.
Модуль от ЦРТ никак не ограничен в темах запросов – разработчики бортовой информационной системы могут встраивать туда новые темы. Благодаря встроенной системе голосового взаимодействия модуль сможет синтезированным голосом общаться с водителем: уточнять пожелания, подтверждать команды и прочее.Метавселенная ВДНХ
Технические особенности
Основа модуля голосового управления от ЦРТ – технологии распознавания спонтанной (неподготовленной) речи и ее синтеза. Распознавание отвечает за понимание водителя, а синтез за коммуникацию с ним. Взаимодействие осуществляется на основе элементов искусственного интеллекта: если запрос будет сформулирован в непонятной для системы форме, она сможет его уточнить, предложив варианты.
В начале проекта перед разработчиками стояла амбициозная задача: создать инструмент, который сможет работать в любом месте, где может оказаться «Камаз» – а это любая точка России, где может не быть Интернета и сотовой связи. Поэтому система реализована так, чтобы распознавание и синтез речи осуществлялись без подключения к всемирной сети.
Еще один вызов, стоявший перед R&D-командой ЦРТ, состоял в том, чтобы система могла понимать речь во время движения грузовика в условиях шума (например, при открытых окнах в кабине). Для повышения качества распознавания в движении выбиралось оптимальное расположение микрофона в кабине, изучались различные типы шумов и настраивались алгоритмы распознавания и шумоочистки. Чтобы максимально полно воспроизвести акустическую обстановку, проводились эксперименты с записью голосовых команд разными микрофонами в разных моделях автомобилей «Камаз» и при различных условиях движения. В итоге были достигнуты очень высокие показатели точности распознавания.
Результаты, перспективы
Основные задачи проекта выполнены: модуль распознает голос водителя во время движения без подключения к сети и отвечает ему. На следующем этапе работ Группа ЦРТ и «Камаз» планируют доработать устройство в ходе опытной эксплуатации и уже в 2017 году выпустить первые «слышащие» и «говорящие» грузовики.