Проект

Как «цифра» реформирует власть: проект цифровой трансформации Комитета по ценам и тарифам Московской области

Заказчики: Комитет по ценам и тарифам Московской области

Красногорск; Государственные и социальные структуры

Продукт: 1С:Предприятие 8.3
На базе: 1С:Предприятие 8.0

Дата проекта: 2019/01 — 2020/12
Технология: ERP
подрядчики - 1042
проекты - 10608
системы - 725
вендоры - 302
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
подрядчики - 1165
проекты - 14886
системы - 1817
вендоры - 1022
СМ. ТАКЖЕ (2)

Проект преобразования государственной функции по установлению тарифов в предоставление цифрового сервиса, стартовавший в Московский области в начале 2019 года, должен быть завершен к концу 2020 года. Основной объем работ был выполнен на первом этапе проекта, который завершился весной 2020 года. Сотрудники Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее Комитет) рассказали о захватывающем опыте превращения чиновников в проектную команду внедрения сложных ИТ-решений.

Актуальные потребности Комитета и задача цифровой трансформации

Сфера деятельности Комитета связана с острой темой тарифного регулирования. Процесс регулирования тарифов (цен) на коммунальные услуги представляет собой по сути экспертизу бизнес-планов всех коммунальных компаний, целью которой является проверка экономической обоснованности всех затрат компании, в том числе планов инвестиционного развития и производственных показателей (численности работников, объёмов текущих ремонтов), и нормирования прибыли.

Данный экономический анализ опирается на методики и правила, утвержденные Правительством Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой, потребности региона в развитии инфраструктуры, сравнительный анализ показателей статей затрат компаний. При этом регулирование касается, как плановых затрат на 1-5 лет, так и фактических, определяемых на основании отчетности за прошедший год. Если оказывается, что организация не выполнила утвержденный в рамках тарифного процесса «бизнес-план», например, собрала тарифную выручку, но не направила на запланированные ремонты, на нее налагается «штраф» - снижение тарифов в следующие периоды.

У всех регулируемых компаний есть характерная особенность – они работают в условиях ограниченной конкуренции, причем, большая их часть даже относится к естественным монополиям. В связи с этим роль регулятора относится к числу ключевых, с точки зрения недопущения завышения тарифов, и получения избыточной прибыли.

Главная сложность процесса регулирования тарифов связана с необходимостью гармонизировать двух противоречащих требований. С одной стороны, нужно обеспечить источниками все направления затрат коммунальных компаний для обеспечения требуемого гражданами уровня качества и надежности услуг. С другой стороны, нужно решать социально-значимые задачи снижения нагрузки по платежам за коммунальные услуги как для населения (сегодня платежи за коммунальные услуги составляют в среднем 9% от доходов типичного домохозяйства Московской области), так и для бизнеса – с целью стимулирования экономического развития региона.Метавселенная ВДНХ 2.5 т

Как рассказали в Комитете, дополнительная «болевая точка» процесса — это раздробленность и большое количество регулируемых организаций коммунального хозяйства Московской области. Это обусловливает значительную разницу в документах, показателях финансово-хозяйственной деятельности и существенно осложняет процесс экспертизы и контроль качества. Ежегодно утверждается в среднем около 4000 тарифных решений. Отдельные тарифы устанавливаются для коммунальных и транспортных компаний, а это 436 теплоснабжающих организаций, 411 организаций водопроводно-канализационного хозяйства, 66 территориальных сетевых организаций электроэнергетики, 8 сбытовых компаний (гарантирующих поставщиков электроэнергии). Еще есть газовые компании, операторы, занимающиеся вывозом мусора, железнодорожными перевозками и т.д. Всего регулируется более 900 организаций с выручкой более 400 млрд. руб. в год.

В стратегии деятельности Комитета на три года были сформулированы основные задачи по ключевым направлениям.

Социально-экономические задачи:

1. Сдерживание роста тарифов для населения (снижение доли платежей за коммунальные услуги в доходах граждан).

2. Снижение перекрестного субсидирования между бизнесом и населением с целью стимулирования экономического роста (когда в тарифы на бизнес перекладываются затраты по энергоснабжению населения, что вызывает их опережающий рост).

3. Обеспечение потребностей регулируемых организаций в финансировании производственных и инвестиционных программ (необходимых для достижения необходимого качества и надежности услуг).

4. Завершение перехода к единым тарифам на коммунальные услуги в рамках задач административной реформы (в ходе реформы, которая завершалась в 2019 г., количество муниципальных образований в Московской области уменьшилось до 64). К числу таких задач относится, в частности, обеспечение равного качества жизни граждан. Так, по итогам 2019 года, по данным Комитета, разница в сумме платежа за коммунальные услуги в сопоставимых условиях могла достигать 27% в одном муниципальном образовании.

Задачи в области взаимодействия с организациями и потребителями:

1. Создание комфортных условий для регулируемых организаций в процессе взаимодействия с Комитетом при установлении тарифов.

2. Снижение административной нагрузки при установлении тарифов и осуществления контрольно-надзорной деятельности.

3. Обеспечение открытого диалога с регулируемыми организациями, потребителями, экспертным сообществом.

Задачи в области внутренней эффективности Комитета:

1. Повышение качества тарифных решений (обеспечение законности и сроков, повышение обоснованности и прозрачности тарифных решений, снижение рисков ошибок и нарушений).

2. Развитие кадрового потенциала Комитета.

3. Оптимизация административных процессов (повышение производительности труда).

Все эти цели обрели вид конкретных задач, которые должны быть решены за счет внедрения ИТ-решений:

Специфика проекта цифровой трансформации Комитета

Комитет по ценам и тарифам Московской области начал свою цифровую трансформацию в непростых условиях. В частности, на работы по реализации проекта оказывал целый ряд специфических особенностей деятельности Комитета:

- Высокий уровень нормативного регулирования деятельности - работа Комитета регулируется большим количеством федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, а также разнообразными методическими рекомендациями, определяющими требования к процессам установления тарифов. Процессы цифровой трансформации подразумевают модернизацию бизнес-процессов. Однако в данном случае изменения в рабочих процедурах часто были ограничены жесткими ограничениями по стороны нормативно-правовых актов.

- Активное и многоплановое межведомственное взаимодействие. В процессе установления тарифов Комитет взаимодействует с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерством государственного управления и информационных технологий Московской области, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

- Колоссальный объем отчетности в разные контролирующие органы, которые к тому же имеют собственные форматы/информационные системы. В среднем 30% трудозатрат сотрудников Комитета направлено на формирование и сдачу отчетности.

- Высокие требования к информационной безопасности.

Старт проекта

На момент запуска проекта конец 2018 года в Комитете в части ИТ работали лишь средства межведомственного электронного документооборота и офисные программы. Не было собственных хранилищ данных, электронного архива и ИТ-инструментов, для формирования отчетности – сложные отчетные формы заполнялись вручную. Представители организаций подавали документы лично, занимая очередь в коридорах Комитета.

Основные ограничения проекта были ожидаемыми: небольшой бюджет, сжатые сроки, необходимость соответствия ИТ-требованиям Московской области, ограниченность трудоресурсов. В Комитете подчеркивают, что поставленные сроки реализации проекта были настолько жесткими, что не было времени не только на раскачку, но даже на пилотные проекты или опытные внедрения.

Реализованное ИТ-решение

Ключевая задача по созданию ИТ-решения заключалась в усилении ценности, получаемой от применения ИТ, всеми сторонами, с которыми работает Комитет.

Для регулируемых организаций главная ценность ИТ-решения – в возможности получать тарифы просто и удобно, при этом сами тарифные решения - прозрачны и долгосрочны.

Для граждан главная ценность – в прозрачном объяснении, на что потрачен коммунальный платеж, и насколько он обоснован. Правительство Московской области быстро получает качественную статистическую аналитическую отчетность, включая результаты факторного анализа и прогноз по коммунальным отраслям. А сотрудники Комитета получают удобную среду для работы и развития профессиональных компетенций.

Реализованная ИТ-система состоит из следующих крупных взаимосвязанных модулей:

- ПК «Умный шаблон» (программный комплекс, предоставляемый бесплатно организациям, реализующий универсальный шаблон расчета тарифов для них).

- Личный кабинет регулируемой организации на Портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

- Официальный сайт Комитета.

- АИС «Тариф» - ядро информационной системы Комитета, включающая хранилище данных, электронный архив, развитые средства формирования отчетности и бизнес-аналитики.

При выборе ядра ИТ-решения Комитета рассматривалось программное решение ООО «Платформа», «1С: Предприятие» и другие платформы. Также рассматривалась возможность разработки собственного решения.

Выбор сделали в пользу «: Предприятие» по совокупности причин. Оно включало достаточно развитые инструменты для работы с документами, настройки бизнес-процессов, организации проектной деятельности, формирования отчетности. К тому же наличие большого количества сертифицированных специалистов по 1С позволит в дальнейшем гибко подходить к модели сорсинга развития и сопровождению системы. Во внимание принимались также перспективы развития платформы.

Цифровые сервисы для организаций

ПК «Умный шаблон. Версия организации» (универсальный шаблон расчета тарифов)

Программный комплекс «Умный шаблон» предназначен для помощи в расчете экономически обоснованных тарифов силами сотрудников регулируемых организаций. Это уникальное в масштабе всей Российской Федерации программное решение, которое позволяет значительно упростить процесс расчета тарифов, как в ходе формирования тарифа регулируемой организацией, так и в ходе анализа поступившего тарифа сотрудниками Комитета.

Уникальность созданного шаблона состоит в том, что это решение обеспечивает унификацию огромных объемов, собираемых данных – в системе консолидируются данные по различным отраслям и предприятиям с совокупной выручкой более 400 млрд. руб. Сведения о более 900 предприятий сводятся в единую номенклатуру показателей, и на этой основе проводятся, как внутриотраслевые, так и межотраслевые сравнения, и консолидации. Поддерживается применение различных алгоритмов и формул расчета в зависимости от применяемых методов и периодов регулирования, видов деятельности. Достигается глубокая детализация и алгоритмизация расчета статей затрат до уровня отдельной учетной единицы.

Работать с умным шаблоном легко и удобно. Чтобы начать работу, регулируемой организации необходимо скачать с сайта Комитета программное решение ПК «Умный шаблон». Использование ПК «Умный шаблон» для организации совершенно бесплатно. Далее по всем вопросам по заполнению шаблона, как технических, так и методических можно обратиться в специально организованное «единое окно Комитета» - горячую линию.

Процесс работы с ПК «Умный шаблон» состоит из нескольких шагов.

После регистрации в зависимости от сферы деятельности шаблон формирует перечень листов для заполнения, который необходим конкретной организации. Далее организация сама заполняет данные первичных документов, а программа шаблона помогает осуществлять в автоматизированном режиме все аналитические операции (формулы и расчеты, проверки), а также формирует сводные калькуляции в виде форм, установленных законодательством.

Шаблон содержит встроенный чек-лист самопроверки. Его организация может заполнить и обнаружить у себя те или иные нарушения законодательства в части раскрытия или ведения раздельного учета еще до проведения официальных проверок. Заполненный шаблон на соответствующий год вместе с обосновывающими документами организации в составе тарифной заявки предоставляется в Комитет: данные шаблона автоматически загружаются в базу данных информационной системы Комитета.

Умный шаблон – универсальный. Это означает, что применяются унифицированные требования к обосновывающим документам, которые предоставляются организациями. Это дало возможность исключить дублирующую и/или избыточную информацию, что сказалось на существенном сокращении количества обязательных документов, представляемых организациями.

Поскольку расчет тарифа с использованием ПК «Умный шаблон» стандартизирован, автоматизирован и полностью соответствует методикам ФАС России, кратно снижаются коррупционные риски, риски ошибок и нарушений. Кроме того, очень важно, что для формирования тарифной заявки сотрудникам регулируемых организаций теперь не надо обладать иметь глубокие экспертные знания применяемых методик и специальными знаниями по работе с электронными таблицами.

Умный шаблон разработан для предприятий из отраслей: теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, передачи и сбыта электроэнергии, обращение с твердыми коммунальными отходами. К этим отраслям относится большая часть регулируемых организаций области - более 800, и большинство - 90% организаций - воспользовались ПК «Умный шаблон» для расчета тарифов и подачи тарифной заявки в тарифной компании 2020 года.

Личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг Московской области

Комитет, при поддержке Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, впервые в Российской Федерации создал возможности для регулируемых организаций подавать тарифную заявку и взаимодействовать с регулятором полностью в цифровом виде. В настоящее время в электронную форму переведено 5 направлений услуг (теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, услуги по передаче электроэнергии, обращение с мусором, плата за технологическое присоединение к газовым сетям), до конца 2021 года все массовые услуги Комитета обретут цифровой вид.

Личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг Московской области – это единое окно для взаимодействия организации с Комитетом.

В личном кабинете представитель регулируемой организации формирует запрос: заполняет интерактивную электронную форму заявления на установление тарифов, загружает заполненный шаблон (ПК «Умный шаблон») и обосновывающие документы, входящие в состав запроса. Затем представитель организации заверяет документы запроса электронной подписью, что обеспечивает юридическую значимость предоставляемых в Комитет данных.

В личном кабинете реализованы такие функции, как контроль сроков предоставления государственной услуги, обмен документами, отображение информации об изменении статуса рассмотрения заявки, получение проекта решения на ознакомление и итогового решения – распоряжения Комитета об установлении тарифа.

Реализована возможность прямо из личного кабинета на Портале государственных и муниципальных услуг Московской области задать вопрос представителю Комитета и получить ответ.

Для того чтобы обеспечить регулируемым организациям комфортное взаимодействие с Комитетом через личный кабинет была проведена большая работа по развитию функциональных возможностей портала: был значительно увеличен объем документов, которые прикрепляются к запросу; разработан механизм для запроса у организации дополнительных документов в личном кабинете. Также была проведена работа по стандартизации документов, необходимых для установления тарифов в различных сферах, с точки зрения единообразных требований и подходов.

В 2019 году оказано 1429 услуг в онлайн-режиме через Портал государственных и муниципальных услуг Московской области. За прошедший период 2020 года уже более 1600 запросов подано через Портал государственных и муниципальных услуг Московской области.

Как положительный результат перевода государственных слуг в электронный вид и создания электронной формы заявки (шаблона) необходимо отметить следующее:

- количество отказов в приеме документов и предоставлении услуг снизилось с 25% до 4% (в 5 раз);

- количество запрашиваемых документов у некоторых организаций снизилось в 3 раза;

- количество нарушения сроков снизилось с 30 случаев за 2019 до 5 случаев в 2020 год.

Результаты цифровизация комитета для граждан

На текущий момент в рамках проекта на сайте Комитета были реализованы цифровые сервисы пяти направлений, которые позволили сократить сроки получения стандартной информации о тарифах: с 30 дней до 5 минут:

- калькуляторы для проверки стоимости вывоза твердых коммунальных отходов, стоимости горячего водоснабжения;

- калькуляторы расчета платы за технологическое присоединение к сетям электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и сетям газораспределения;

- интерактивная форма «Вопрос ответ» – ответы на самые частые вопросы: как посчитать, как экономить и что делать, если произошло нарушение;

- умный поиск Распоряжений об установлении по ключевым словам.

В рамках второго этапа цифровой трансформации планируется расширение информационных сервисов для граждан. В частности, предполагается рассказывать им в персонализированной форме, как формируется тариф конкретной организации, какие мероприятия проводятся в конкретном городском округе с целью повышения надежности и качества коммунальных услуг. Данные, используемые для сервисов информирования, будут поступать непосредственно из базы данных Комитета.

Внутренняя цифровизация Комитета

Цифровая трансформация бизнес-процессов

В ходе реализации проекта была выполнена большая работа по цифровой трансформации целого ряда ключевых бизнес-процессов Комитета: по установлению тарифов, работе с инвестиционными программами, осуществлению контрольно-надзорной деятельности, взаимодействию с гражданами, формированию регламентированной отчетности и ведению внутреннего документооборота.

Для формализации и настройки бизнес-процессов потребовалась большая методологическая работа. Она включает следующие основные шаги:

- Определение перечня бизнес-процессов, подлежащих автоматизации. По каждому процессу выявлялись основные стейхолдеры, проводился анализ нормативных правовых актов, регулирующих каждый процесс. Каждый процесс рассматривался как отдельная единица, а также в совокупности с другим процессами Комитета.

- Определение для каждого бизнес-процесса достаточного количества ключевых точек, необходимых для управления процессом. Эти точки включают назначение ответственных сотрудников по задачам процесса, указывают на необходимость создания, изменения или согласования документа на том или ином шаге бизнес-процесса.

- Определение возможных изменений существующих бизнес-процессов. Использовалось описание процесса в виде блок-схем с пошаговым согласованием процесса. Переход процесса из состояния «as-is» в «to-be» сопровождался внесением изменений в регламенты Комитета. Причем, многие изменения было необходимо согласовывать с другими ведомствами Московской области и Прокуратурой Московской области.

- Определение потоков данных и разработка модели данных системы, как на уровне статусов данных, так и на уровне процессов. Определение данных, подлежащих или не подлежащих изменению на различных этапах процесса.

- Определение высокорисковых точек в процессах и моделирование возможных критических ситуаций. Управление рисками, как на уровне регламентов, так и на уровне программного обеспечения.

- Определение основных видов документов в системе, разработка статусной модели документов. Настройка прав доступа к документам и типовых процессов подготовки и согласования документов.

Кроме того, была разработана и сразу реализована в цифровом виде целая группа новых бизнес-процессов с существенной интеллектуальной составляющей:

- Оценка профиля риска организаций и формирование плана проверок. Оценка профиля риска организаций реализована с помощью алгоритмов проверки (формулы) по показателям, а также путем формирования чек-листов. Эти чек-листы формируются автоматически, используя балльные оценки, которые выставляются организации на основании представленных ею данных.

- Ведение архива тарифных дел. Архив содержит документы тарифных заявок, поданные посредством портала государственных услуг, а также документы, сформированные при проведении экспертизы Комитетом.

- Проектный контроль сроков предоставления государственных услуг по утверждению тарифов.

Изменение существующих и создание новых бизнес-процессов потребовало разработки новых или внесения изменений в существующие нормативные документы, такие как административные регламенты предоставления государственных услуг, осуществления регионального государственного контроля (надзора).

Автоматизация формализованных бизнес-процессов была выполнена в разработанных АИС «Тариф», ПК «Умный шаблон», Портала государственных и муниципальных услуг Московской области, для которого были расширены функциональные возможности. Была разработана соответствующая методическая и пользовательская документация, регламентирующая выполнение бизнес-процессов, в том числе, определяющие порядок работы в АИС «Тариф» и ПК «Умный шаблон».

При изменении существующего бизнес-процесса или переходе к новому бизнес-процессу устанавливается переходный период (3-6 месяцев), во время которого сотрудники Комитета могли работать, как по существующим правилам, так и в соответствии с новыми. Например, при переходе к работе с документами в электронном архиве АИС «Тариф», были определен период, в течение которого пользователи могли работать с документами, как в системе, так и на своих рабочих станциях.

АИС «Тариф»

Автоматизированная информационная система «Тариф» - ядро ИТ-ландшафта Комитета. АИС «Тариф» аккумулирует в себе различные исходные данные - данные и документы от от регулируемых организаций и собственные данные Комитета, сформированные при предоставлении услуг по установлению тарифов, а также при утверждении инвестиционных программ, программ энергосбережения и проведении контрольно-надзорных мероприятий.

В целях обеспечения безопасности АИС «Тариф» размещен в сегменте, изолированном от сети Интернет. Все взаимодействие с организациями осуществляется через личный кабинет Портала государственных и муниципальных услуг Московской области, с которым АИС «Тариф» осуществляет информационный обмен.

Основные функциональные модули АИС «Тариф»:

- Тарифы (загрузка данных тарифных расчетов в единую базу данных, формирование документов тарифного процесса, в частности, экспертное заключение, проект распоряжения Комитета, пояснительная записка).
- Контрольно-надзорная деятельность (КНД) (база данных и документов КНД).
- Инвестиционные программы (база данных и документов процесса согласования и контроля инвестиционных программ).
- Электронный архив.
- Электронный документооборот.
- Плата граждан (модуль прогноза изменений платы граждан за коммунальные услуги).
- Проектный контроль сроков (план-фактный контроль ключевых точек тарифной кампании, используемый для внутреннего контроля).
- Модуль взаимодействия с Порталом государственных и муниципальных услуг Московской области.
- Стандартизированные сложно-формульные отчеты «Мониторинг».
- : Аналитика (модуль BI отчетности и инструментов).
- Вспомогательные модули (управление нормативно-справочной информацией, настройка типовых проектов, настройка процессов, поточная загрузка электронных образов документов и д.р.).

Дальнейшее развитие системы АИС «Тариф» предполагает также расширение функциональности по аналитике и отчетности и интеграцию с внешними ИТ-системами, такими как с системы Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ2, СМЭВ 3). Также планируется интеграция с системой ФАС России и информационными системами других органов государственной власти Московской области.

Хранилище данных и Электронный архив АИС «Тариф»

В начале реализации проекта для хранения данных и документов использовались серверы центра обработки данных Московской области. В целях обеспечения отказоустойчивости была разработана схема, предусматривающая дублирование серверов системы на двух территориально разнесенных площадках. Такая схема предусматривает также создание серверов мониторинга на обеих площадках, что позволяет переключать пользователей на резервную площадку в кратчайшие сроки в случае отказа основной.

В 2020 году в Московской области было создано единое отказоустойчивое облачное хранилище S3. Перенос документов системы в облачное хранилище обеспечил безопасный доступ к документам, а также позволил снять ограничения к объему хранимых документов.

Для работы с данными в АИС «Тариф» было создано хранилище данных (DWH), объединяющее данные, поступившие из различных внешних источников, а также из различных структурных подразделений Комитета. При создании системы была разработана модель данных, которая обеспечивает удобный доступ к данным, формирование аналитических отчетов и подготовку информации для принятия управленческих решений.

Таким образом, в Комитете появилось единое хранилище данных, которое стало надежным цифровым фундаментом для предоставления широкого спектра услуг разным категориям пользователей ИТ-систем. По оценкам Комитета, в среднем на одно тарифное решение приходится не менее 2 Гб документов и не менее 1500 показателей, загружаемых в базу данных. Подсистема «Электронный архив» была реализована на базе :Документооборот. Были использованы как стандартные возможности 1С:Документооборот, так дополнительно разработанная функциональность.

Стандартные возможности 1С:Документооборот были использованы для разработки типовых шаблонов проектов, процессов подготовки и согласования документов.

Дополнительно разработанный функционал обеспечивает:

- Поточную загрузку скан-образов документов из описи и распределение файлов в каталоги хранения в соответствии с атрибутами в описи.
- Поиск в архиве по различным атрибутам и сочетаниям атрибутов документов.
- Автоматическая загрузка документов в каталоги хранения документов, например, автоматическое сохранение документов, переданных посредством Портала государственных и муниципальных услуг Московской области. Так как для каждого вида деятельности предусмотрен свой перечень видов документов и разработан механизм автоматического распределения документов по папкам архива в зависимости от описания документа, получаемого посредством портала.
- Настройка карточки документа архива с уникальными атрибутами документов архива.
- Интерфейс для отображения дерева документов в форме, удобной для использования сотрудниками Комитета.
- Хранение всех версий документов с возможностью удобного просмотра всех версий.
- Ролевой доступ сотрудников к электронному архиву, проектам и процессам.
- Механизм безопасного удаления документов: пользователь только помечает документ для удаления, а решение об окончательном удалении имеет право принять только администратор системы.
- Интерфейс создания проекта тарифного решения на основе выбираемого шаблона типового проекта (в настоящее время используется более 20 различных шаблонов для различных видов тарифов).

Планируемый прирост объема документов в электронном архиве может достигать 10 Тб в год.

Электронный архив, включающий тарифные дела, инвестиционные проекты и другие документы, используемые в деятельности Комитета, образует единую среду обработки данных с хранилищем данных. Например, документы тарифного дела через его карточку связаны с данными этого дела, хранящимися в базе данных системы.

Запуск электронного архива, автоматизация процесса формирования проекта экспертного заключения и решения об утверждении тарифов существенно повысили производительность труда сотрудников Комитета и снизили количество ошибок в документах, подготавливаемых сотрудниками Комитета, обеспечили прозрачность процесса.

Бизнес-аналитика, отчеты, прогнозы

Созданная система включает существенную аналитическую составляющую. Необходимость развитой аналитики обусловлена необходимостью достижения целей Комитета по снижения доли расходов на коммунальные услуги для населения, сдерживанию роста тарифов для бизнеса, выравниванию уровня платежей граждан за коммунальные услуги по области, а также по росту доли расходов на инвестиции для повышения качества снабжения и доступности подключения к коммунальной инфраструктуре. Комплекс BI-инструментов для отчетности, сравнительного и факторного анализа, моделирования и прогнозирования включает две составные части, реализованные, во-первых, на базе продукта «: Аналитика» и, во-вторых, в виде сложных отчетов модуля «Мониторинг» АИС «Тариф».

Внедрение продукта «1С: Аналитика» дало возможность на лету, без дополнительных доработок строить отчеты на данных АИС «Тариф», визуализировать данные в виде интуитивно понятных дашбордов, обмениваться отчетами в режиме реального времени без необходимости выгрузки в Excel и отправке по почте.

Проект внедрения «1С:Аналитика» стал серьезной проверкой работоспособности продукта в сложных условиях. В Комитете отмечают, что фактически речь шла об оценке возможностей реального импортозамещения дорогого аналитического ПО зарубежных производителей, которые активно работают на российском рынке, отечественным продуктом развитой BI-аналитики.

Успешности внедрения помогла клиентоориентированная позиция вендора – компании «1С». Она, как рассказали в Комитете, заинтересована в получении обратной связи от пользователей на самых ранних этапах разработки продукта: чтобы еще до официального выхода продукта была возможность оценить качество и удобство использования разрабатываемого функционала. В русле такого подхода для продукта «1С: Аналитика» в Комитете было проведено бета-тестирование.

Сотрудники Комитета, постоянно использующие возможности «1С:Аналитика», отмечают, что внедрение продукта «1С:Аналитика» позволило реально сократить время и трудозатраты для формирования отчетных и аналитических форм, необходимых для принятия управленческих решений.

В соответствии с ролевой моделью для различных групп пользователей системы были разработаны рабочие столы, отображающие дашборды с наиболее актуальной информацией для соответствующей группы. На Рабочий стол руководителя, помимо аналитики 1С, выводятся дашборды с визуализированными отчетами мониторингов.

Особенности проекта

Создание единой модели данных

В Комитете отмечают, что одной из самых сложных задач проекта стала разработка единой модели данных системы. Так как этот проект является первым по автоматизации предметной области в таком масштабе, референтных моделей не было.

Пришлось разработать методы объединения в едином хранилище данных из различных источников, получаемых в различных входных формах, предусмотреть возможности обработки данных с учетом методик, используемых в разных сферах регулирования. С этой точки зрения, могут значительно отличаться друг от друга показатели организаций, работающих в разных сферах деятельности, показатели уровня муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, а также сфер деятельности (отраслей). Пришлось работать с очень большим количеством признаков показателей, а для того чтобы успешно завершить работу по их формализации, пришлось разработать систему атрибутирования показателей, которая позволяет объединять данные системы. Сотрудники Комитета справедливо отмечают, что одна только эта задача по сложности сопоставима с НИОКР.

Сложная модель данных вместе с сложной методологией расчетов тарифов привели к тому, что львиную долю методологической работы по проекту сотрудники Комитета выполнили самостоятельно. Делясь полученным опытом, сотрудники Комитета советуют: в проекте такого рода прежде всего следует утвердить модель данных, и только потом заниматься всеми остальными вопросами: интерфейсами, нормативно-справочной информацией, отчетами и т.д., иначе при изменении модели данных будет необходимо дорабатывать уже готовый функционал системы.

Команда проекта

В Комитете рассказали, что успешной реализации проекта способствовали следующие факторы:

- Создание на начальных этапах проекта внутренней команды цифровой трансформации, которая осуществляет координацию разработчиков, а также принимает участие в разработке частных технических заданий и проектных решений с полномочиями привлекать любых сотрудников Комитета для участия в проекте.

- Обозначение проекта как приоритетного для Комитета с самого начала его реализации и регулярное информирование о ходе проекта всех сотрудников Комитета; вовлеченность значительного числа сотрудников Комитета на небольшие кусочки работ (тестирование, участие в написании технического задания).

- Чёткая работа вендора () и подрядчика (ООО «Базис»), поддержка проекта Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, а также поддержка платформы со стороны 1С. Работы по созданию системы также были включены в государственную программу Московской области «Цифровое Подмосковье».

Специфический проектный метод: малые итерации

В Комитете рассказывают, что внутренняя команда внедрения изначально действовала в рамках известных проектных методов.

«
Мы не сразу пришли к пониманию того, что нужно двигаться малыми итерациями, и в результате мы в начале много времени потеряли на переделку уже сделанного,- рассказывает Мария Пичугина, председатель Комитета по ценам и тарифам Московской области, руководитель проекта.- Малые параллельные итерации – это основной режим, когда речь идет о новом сложном продукте и кросс-функциональных командах.
»

Малые итерации предусматривают разработку функционала за 1-2 суток с последующей демонстрацией. При этом, рассказывают специалисты Комитета, каждая итерация проходила целый ряд стадий: концепт - ТЗ - приемка ТЗ - разработка - тестирование разработчиками – размещение на тестовой платформе - тестирование сотрудниками Комитета (функциональными заказчиками). После устранения замечаний, данных функциональными заказчиками, осуществляется демонстрация функционала рабочей группе Комитета, осуществляющей реализацию проекта, устранение замечаний данных рабочей группой, приемку, размещение на промышленной платформе. При этом для управления совместными работами использовались инструменты «Битрикс24» (краткосрочные планы) и MS Project (долгосрочные планы).

Фактически, говорят сотрудники Комитета, цифровая трансформация госуслуг превратила их из классических чиновников в сотрудников современного проектного офиса, занимающихся ударным трудом по проектированию и внедрению сложного ИТ-решения.

Мария Пичугина говорит, что она сама и ее команда получили интереснейший практический опыт профессионального развития, ведь работа над новыми ИТ-системами заставила пересмотреть традиционные взгляды и привычные подходы к тарифному регулированию, дала возможность увидеть собственные точки неэффективности, а также скрытые нарушения со стороны организаций. Более того, председатель Комитета признается, что сам термин «регулирование» обрел новое звучание:

«
Для нас теперь это не только расчет тарифа, сегодня мы начали оценивать экономическую эффективность деятельности, соотношение цены и качества оказываемых услуг по каждому предприятию и отрасли».

»

Пожалуй, ключевое слово здесь – «услуги»: в ходе проекта цифровой трансформации Комитет, который ранее выполнял единственную государственную функцию регулятора, превратился в единое сервисное окно, через которое регулируемые организации и граждане получают востребованные, качественные и измеряемые услуги.