Проект

Трансмаш МТЗ (SAP ERP HCM)

Заказчики: ТРАНСМАШ МТЗ

Москва; Машиностроение и приборостроение

Подрядчики: ЭВОЛА
Продукт: SAP ERP HCM

Дата проекта:
Технология: HRM
подрядчики - 478
проекты - 4578
системы - 425
вендоры - 301
СМ. ТАКЖЕ (1)

'ОАО МТЗ Трансмаш – предприятие, занимающее ведущее положение на рынке разработок, производства и поставок высокоэффективных тормозных систем, обеспечивающих безопасность движения подвижного состава железных дорог и метрополитена. На предприятии внедрено решение SAP ERP HCM и идет внедрение ERP системы. О ходе проекта внедрения системы по управлению персоналом на основе платформы SAP ERP HCM и его результатах, в интервью порталу TAdviser рассказал Дмитрий Волков, начальник управления информационных технологий ОАО МТЗ Трансмаш.

TAdviser: Почему вы решили автоматизировать задачи HRM на платформе SAP?


Дмитрий Волков: Наше решение в пользу SAP было основано на нескольких главных факторах. Во-первых, назрела необходимость в совершенствовании существующих самописных систем по кадровому учету и расчету заработной платы. Во-вторых, мы подошли к этапу автоматизации широкого спектра процессов на предприятии и внедрению ERP системы. Пообщавшись с партнерами в отрасли и изучив зарубежный опыт, мы остановили свой выбор на платформе SAP, поскольку она уже успешно использовалась некоторыми из них, что гарантировало нам внедрение бизнес-процессов на основе лучших отраслевых практик, соблюдение законодательства и огромный потенциал для роста нашей ИТ инфраструктуры. HR модуль SAP был выбран как пробный первый шаг на пути к ERP. Мы хотели понять, насколько мы готовы к внедрению тяжелой ERP системы. Нам важно было начать процесс автоматизации бизнес-процессов предприятия и двигаться дальше в нужном направлении, выстраивая процессы, в том числе проектного менеджмента, с наименьшими издержками.

TAdviser: Каким образом были реализованы кадровые функции в ОАО МТЗ Трансмаш до начала SAP-проекта? Что послужило предпосылками внедрения новой системы? Что для вас было самым важным на этапе подготовки проекта?

Дмитрий Волков: До внедрения платформы SAP на предприятии работали наши собственные программы, написанные под нас. Параллельно развивались системы ведения штатного расписания и заработной платы в бухгалтерии и кадрового учета в отделе кадров. В каждой программе была своя БД по персоналу. С одной стороны надо было доверять данным, которые имелись в одном подразделении, но они не всегда коррелировали с данными, находящимися в другом подразделении. Получалось, что в каждом из отделов сотрудники делали отдельную работу по ведению файла, связанного с персоналом. Естественно, появлялись вопросы по их синхронизации. Поэтому, одной из целей внедрения модуля SAP HR была консолидация данных в одном месте и обеспечение требований их достоверности и актуальности. Однако нам очень важно было не упустить того, что уже было реализовано на предприятии ранее, не потерять тот хороший функционал, который удалось в свое время создать. Я считаю, что это нам сделать удалось.

TAdviser: Какие задачи автоматизировались в первую очередь? Каковы особенности кадрового учета и расчета заработной платы, есть ли какая-то своя специфика? Насколько удалось реализовать их в новой системе? TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 15.5 т

Дмитрий Волков: ОАО МТЗ Трансмаш – это более 1200 сотрудников, производственная площадка в Тульской области, логистический склад в Подмосковье. Если говорить об особенностях, то лучше начать с того, что у нас бестарифная система оплаты труда. Для того, чтобы сформировать сумму, которая начисляется работнику, нужно сначала сформировать фонд по подразделению, затем руководитель подразделения учитывает участие сотрудника в текущем месяце в деятельности завода или отдела. Далее на основании участия ему присваивается коэффициент, который формирует относительную заработную плату. При этом у нас есть и сдельная оплата труда, и она сама по себе очень сложная при формировании ее фонда к распределению. По сути, это некий симбиоз тарифной системы и сдельной оплаты труда. У нас что-то среднее. Схема достаточно нетривиальная, но нам она удобна. Особенно в случаях, когда происходят изменения, связанные с законодательством. У нас она давно работает и мы ей довольны. При внедрении SAP нам удалось учесть все особенности начисления заработной платы на нашем предприятии. Это действительно интересная вещь, своего рода ноу-хау, которое нам полностью удалось реализовать.

TAdviser: Расскажите, пожалуйста, подробнее о ходе проекта: что происходило последовательно на ключевых стадиях реализации проекта? Какие моменты показались вам наиболее сложными?

Дмитрий Волков: Сложности были. Не все у нас получилось благополучно со старта. Видя в перспективе задачи внедрения ERP, мы изначально ориентировались на компанию, предоставляющую полный спектр услуг, начиная от HR, кончая внедрением ERP. Но оказалось, что для специальных задач, нужны особые компании, специализирующиеся на конкретной области знаний. Я уже говорил, что у нас на предприятии существует бестарифная система оплаты труда. Формирование фонда по подразделению делается на основе штатного расписания с учетом квалификационных групп наших сотрудников. Поэтому, первым шагом идет формирование фондов для цехов основного производства, затем распределение фонда по подразделениям, и после этого руководители подразделений распределяют выделенный фонд по своим сотрудникам. Эти цифры предполагалось передавать в SAP, где происходит начисление, удержание налогов и так далее. Основные проблемы, возникшие на старте проекта, были на уровне организации передачи данных из одной системы в другую. К сожалению, встал вопрос о смене интегратора. Мы обратились к двум известным на рынке решений HCM компаниям, провели тендер и выбрали компанию ЭВОЛА, которая была готова настроить систему именно под наши процессы, не меняя логику. Предложение, которое нам сделала компания ЭВОЛА, подразумевало сочетание двух схем – бестарифной системы оплаты труда и SAP. За основу расчета ФОТ взят функционал Cost Planning и Budgeting (компонент Compensation Management). Эта схема была реализована в течение трех месяцев и ликвидировала проблемы передачи данных предыдущей схемы. После первого этапа, мы смогли начать разбираться с настройкой модуля заработной платы под себя. Это работа, связанная с ведением данных по средней заработной плате, с отпускным периодом и другими вопросами, которые на нашем предприятии решаются нестандартно.

TAdviser: Что еще было реализовано в рамках SAP-проекта? Какие моменты показались вам наиболее важными и интересными?

Дмитрий Волков: Кроме бухгалтерии, занимающейся расчетом заработной платы, в реализуемых процессах задействованы еще два подразделения – это отдел кадров и экономический отдел. Для экономического отдела была сделана иерархическая структура штатного расписания. Это очень удобно. Еще одним из плюсов мы считаем введение в штатное расписание основных рабочих. Раньше они были неким количественным показателем по цеху. С внедрением SAP, штатное расписание отражает всю структура предприятия. Что касается отдела кадров, то там была проведена 100% автоматизация, полностью заменившая бумажный документооборот. В результате реализованного проекта в отделе кадров появилась возможность ведения формы Т-2 в электронном виде. Приказы по приему и увольнению персонала попадают в расчетный отдел в электронном виде. Но и твердая копия конечно хранится. Программа позволила улучшить работу отдела кадров по подготовке отпускного периода. У нас есть особенность - весь завод уходит в отпуск одновременно. Один летний месяц работают только те, кто обеспечивает отгрузку: цех реализации и отдел договоров. И это достаточно серьезно, поскольку на каждого человека надо подготовить приказ. Система позволяет реализовать эту нашу уникальную особенность за меньшее время и меньшими человеческими ресурсами. Кроме того, мы смогли решать такие вопросы, связанные с отпускным периодом, как резерв отпусков. Новые особенности, связанные с резервом отпусков, появились в законодательстве совсем недавно. Таким образом, мы начали придерживаться схемы, которую нам предлагает законодательство РФ, и тех бизнес-процессов, которые уже были на нашем предприятии. Сейчас планируется переход ко второму этапу - это работы по отделу кадров – по компетенциям и командировкам.

TAdviser: Вы упомянули компетенции. Делали ли вы оценку персонала предприятия? Как вы планируете разрабатывать и внедрять этот модуль в уже работающую схему SAP HR?

Дмитрий Волков: Это направление сейчас на концептуальной стадии. Мы собирались с коллегами и обсуждали те актуальные для нас моменты, которые связанны с приемом и увольнением сотрудников. В большей степени нас интересует прием. Дело в том, что очень сложно оценить человека по документам, которые он с собой приносит – резюме, характеристики, список предыдущих должностей и названий компаний, в которых он работал. Да, это дает некоторое представление о человеке, но оно не всегда адекватно. Во время собеседования тоже бывает сложно понять подходит человек на вакантную должность или нет. Все вопросы, связанные с приемом и увольнением человека, очень ответственные. Поэтому мы решили, что первым шагом необходимо описать профессию. ОАО МТЗ Трансмаш - это машиностроительное предприятие, занимающееся разработкой и производством тормозного оборудования, со своей производственной базой, и начать данный процесс мы планировали с оценки профессиональных навыков рабочих кадров. Во-первых, это подготовка и переподготовка. У нас постоянно проводится обучение персонала как ИТР, так и рабочих кадров. Мы это делали на основе своего опыта и своих знаний. А хотелось бы получить систему, которая позволяла бы нам выстраивать для человека лестницу профессионального роста. Тогда и сотруднику были бы понятнее его перспективы, и работодателю в этой системе было бы проще оценивать, насколько человек соответствует той должности, которую он занимает. Это мы закладывали как основу. В настоящее время консультанты компании ЭВОЛА подготовили нам список вопросов, которые нам необходимо охватить на этом этапе. Вопросы уже проработаны с руководителем отдела кадров. Получается очень интересно.

TAdviser: Сколько сотрудников поддерживают систему SAP HR? Кто работает с людьми по их обучению? Насколько система прижилась в трудовом коллективе?

Дмитрий Волков: Сейчас в системе работает 5 человек. Это экономический отдел, отдел кадров, расчетная группа и бухгалтерия. Это те люди, которые отвечают за ведение табельного учета, распределения и начисления заработной платы, ведение штатного расписания – основного источника информации для расчетов. Естественно нагрузка на сотрудников стала больше. Дело в том, что от людей потребовались совершенно другие знания и навыки, связанные с ведением такой серьезной системы как SAP. Что-то удается сразу, что-то требует времени на освоение. Человеческий фактор очень важен для проекта. И работа с коллективом, который занимается ведением этого модуля, идет постоянно. Есть заказные курсы, которые мы проводим совместно с компанией ЭВОЛА для персонала предприятия. Во внутренней команде у нас есть консультант, который занимается только модулем HR. Этот сотрудник занимается подготовкой специалистов внутри предприятия и оказывает помощь работникам в отделах, работающих в этой сфере. Сейчас процессы управления персоналом работают правильно и без сбоев, поэтому у нас нет нерационального использования человеческого ресурса на такие рутинные операции, как, например, ввод информации в нескольких местах. Ушло в прошлое большое количество согласований. Когда все четко описано и регламентировано – работать гораздо проще, как сотрудникам, так и руководству. Поэтому очевидно, что внедрение следующих этапов будет идти проще. Сейчас у нас есть опыт, есть ощутимые результаты и поддержка руководства.

TAdviser: Каковы Ваши впечатления от SAP за время, прошедшее после запуска системы в промышленную эксплуатацию? Планируете ли Вы развивать начатое решение и каким образом?

Дмитрий Волков: Сразу могу сказать, что улучшилось взаимодействие между отделом кадров и расчетной группой в бухгалтерии. Стало более прозрачным и понятным обеим сторонам, как информация проходит по системе. Общий вывод по отделу кадров: с вводом системы в эксплуатацию отдел кадров ОАО МТЗ Трансмаш может смело называться отделом по управлению персоналом - человеческими ресурсами. Завершился первый этап автоматизации процессов управления персоналом – мы обеспечили поддержку тех бизнес-процессов, которые на предприятии работали. Таким образом, благодаря внедрению системы SAP HR у нас растет хорошее современное HR-подразделение. На данный момент мы подходим к внедрению SAP в тех подразделениях, где у нас процессы были компьютеризированы, но не вовлечены в общую схему работы предприятия. Актуальным является вопрос интеграции HR с ERP, поскольку у нас есть работающий продуктивный SAP HR и заканчивается внедрение ERP.

Центр TAdviser провел ежегодное исследование рынка систем управления персоналом в России. В данном обзоре в свободном доступе представлены уникальные данные статистики о внедрении HRM-систем, описывается функционал современных решений, приводятся рекомендации по выбору систем. ИТ-директора и поставщики делятся своим опытом создания эффективных информационных систем.