Заказчики: Пенсионный Фонд России (ПФР) Москва; Государственные и социальные структуры Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)Второй продукт: Т1 Облако (ранее T1 Cloud) Третий продукт: Polymatica Analytics Аналитическая платформа Дата проекта: 2016/03 — 2018/06
Бюджет проекта: 3,1 млрд (за 2016-2020 гг) руб.
|
Технология: Информатизация госфункций
Технология: IaaS - Инфраструктура как услуга
Технология: PaaS - Platform As A Service - Бизнес-платформа как сервис
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
Технология: Data Mining
|
Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) создается в соответствии с федеральным законом №388, подписанным президентом в декабре 2015 года[1].
Оператором, отвечающим за создание, развитие и эксплуатацию системы, является Пенсионный фонд РФ, в введении которого также находятся регистры лиц, имеющих право на получение соцпомощи и дополнительные меры господдержки, база данных "Ветераны" и др.
В пояснительной записке к закону говорится, что ПФР располагает наиболее обширной информацией о предоставляемых мерах соцзащиты и базой данных о лицах - получателях этих мер, а также необходимым (проверенным) набором технологических и информационных инструментов.
ИТ в Пенсионном фонде РФ и в социальной сфере
Хроника создания системы
2020
Мега-тендер Пенсионного фонда на смену ЦОДа не придется переигрывать. Контракт достался «Мегафону»
22 октября 2020 года ФАС вынесла решение по жалобе юридического центра «Законный бизнес» на крупную закупку услуг по предоставлению вычислительных ресурсов и каналов связи для функционирования ЕГИССО. Жалоба была признана частично обоснованной (краткое содержание жалобы см. в блоке ниже). Ранее из-за нее было приостановлено заключение госконтракта с единственным участником, подавшим заявку на тендер - «Мегафоном».
Как следует из текста решения, появившегося в открытом доступе несколько дней спустя, ФАС подтвердила наличие нарушения в части отсутствия в опубликованном проекте госконтракта условий выплаты аванса. Он упоминается в извещении о закупке, однако в проекте госконтракта подробностей о нем не было приведено. Антимонопольная служба считает, что в документации должен быть установлен размер аванса в отношении каждого этапа предоставления услуг.
Также ФАС сочла неправомерным установление требования о наличии сведений о сервере, используемом в рамках оказания услуг, в едином реестре радиоэлектронной продукции Минпромторга. Антимонопольщики рассудили, что указанные серверы не подлежат передаче заказчику в собственность, а значит, на них не распространяются ограничения, наложенные правительством в рамках мер стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ.
Вместе с тем, ввиду отсутствия на момент рассмотрения жалобы информации о нарушении прав третьих лиц, в ФАС не пришли к выводу о том, что данное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения поставщика. Вице-премьер Дмитрий Григоренко рассказал TAdviser, как устроена цифровая модель госуправления Правительства России
Что же касается замечания о необходимости добавить в документацию о закупке требование к лицензии ФСБ, здесь заявитель жалобы на заседание комиссии не представил сведений, подтверждающих неправомерность действий заказчика, говорится в решении ФАС.
В действиях Пенсионного фонда ФАС по первым двум вышеописанным пунктам увидела нарушения закона о контрактной системе и решила выдать заказчику и оператору электронной площадки предписание об их устранении. Также ведомство планирует рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, указано в решении. Однако предписания проводить тендер заново в решении ФАС не содержится.
Доводы жалобы признаны частично обоснованными. Заказчику предписано устранить нарушения при заключении контракта, - заявили TAdviser в ФАС. |
Таким образом, закупку проводить заново не придется. Контракт будет заключен с «Мегафоном», предложившим свои услуги по максимальной установленной цене контракта около 3,25 млрд рублей.
Блокировка заключения контракта по жалобе неизвестно кем нанятых юристов
20 октября 2020 года из-за жалобы в ФАС было приостановлено заключение контракта с поставщиком на услуги по предоставлению вычислительных ресурсов и каналов связи для функционирования ЕГИССО. Заказчику требуются ресурсы ЦОДа, на которых могла бы работать система, включая платформы виртуализации, технические и программные средства и др. и перенос данных на новую площадку, следует из техзадания.
На тендер поступила всего одна заявка, от компании «Мегафон», предложившей свои услуги по максимальной установленной цене контракта около 3,25 млрд рублей. Заявка была рассмотрена 19 октября и признана соответствующей условиям, а электронный аукцион – несостоявшимся. В подобных случаях договор обычно заключается с единственным участником.
Жалобу в ФАС направил юридический центр «Законный бизнес». По информации с его сайта, эта организация специализируется на услугах по защите поставщиков и исполнителей по госконтрактам, взысканию долгов с госзаказчиков, спорах с ФАС и др. В тексте жалобы при этом нет ссылок на то, что «Законный бизнес» в рамках тендера Пенсионного фонда представляет интересы какой-либо ИТ-компании.
Один из доводов заявителя касается информации об авансе. Он упоминается в извещении о закупке, однако в проекте госконтракта нет ни слова об авансе: ни сроков, ни условий выплаты. Это вводит участников процедуры в заблуждение, полагают в «Законный бизнес».
Второй довод касается требования к участникам иметь лицензию ФСБ на осуществление ряда работ и услуг. В юридическом центре «Законный бизнес», как следует из жалобы, считают, что этот момент необходимо дополнить требованием к наличию лицензии на такие работы как «монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем». В компании полагают, что отсутствие этого – нарушение некоторых требований ст.31 о требованиях к участникам закупки 44-ФЗ.
Кроме того, в «Законном бизнесе» считают необоснованным требование заказчика о том, что сведения о серверах, которые требуется, должны находиться в едином реестре радиоэлектронной продукции Минпромторга. По мнению заявителя, это серьезно ограничивает конкуренцию.
«Законный бизнес» просит ФАС рассмотреть жалобу и выдать заказчику предписание устранить то, что их компания усмотрела как нарушения. До вынесения решения было приостановлено определение поставщика в части заключения контракта, указано на портале госзакупок. В ФАС вечером 21 октября сообщили TAdviser, что жалоба рассматривается, и решения еще нет.
Соучредитель «Законного бизнеса» Андрей Балагуров, за подписью которого подана жалоба, предпочел не комментировать связанные с ней вопросы.
Ранее услуги по аренде и работы по настройке инфраструктуры и каналов связи для ЕГИССО Пенсионному фонду предоставлял «Техносерв». Объем контракта с ним составлял порядка 418 млн рублей. Историю развития проекта см. в блоках ниже.
Стоимость ИТ-инфраструктуры для системы социального обеспечения ПФР выросла в 5 раз. Новый мега-контракт может достаться новому подрядчику
2 октября 2020 года ПФР объявил тендер на оказание услуг по предоставлению вычислительных ресурсов, каналов связи для функционирования ЕГИССО, начальная цена закупки - 3,25 млрд рублей.
Заявки на участие в электронном аукционе будут приниматься до 19 октября 2020 года включительно. Проведение электронного аукциона запланировано на 11:35 20 октября 2020 года.
Услуги, в соответствии с условиями закупки, должны быть оказаны в 2021-2022 гг.; в 2021 г. начальная стоимость услуг составляет 1,345 млрд рублей, в 2022 г. - 1,9 млрд рублей. Период оказания услуг – с 1 января 2021 года по 30 ноября 2022 года (23 календарных месяца).
Укрупненный перечень услуг, приведенный в извещении о закупке, включает 3 позиции:
1. Услуги по размещению и предоставлению инфраструктуры информационных технологий; начальная стоимость - 3,21 млрд рублей.
2. Услуги связи по предоставлению каналов связи; начальная стоимость - 23,6 млн рублей.
3. Услуги по доступу к информационно-коммуникационной сети Интернет; начальная стоимость - 16,2 млн рублей.
Аренда ИТ-инфраструктуры для ЕГИССО – исторические сведения
Создание, развитие и начало эксплуатации ЕГИССО – один из крупнейших ИТ-проектов Пенсионного фонда. На протяжении 2016-2020 гг. на ЕГИССО уже израсходовано более 3,1 млрд рублей (и это только считая по госконтрактам, которые в ЕИС госзакупок однозначно идентифицируются как связанные с ЕГИССО). Из этой суммы львиная доля – 1,864 млрд рублей, почти 60% – досталась АО «Техносервъ А/С» (см. Табл. 1).
Реестровый № | Исполнитель | Дата ГК | Срок ГК | Предмет закупки / Содержание контракта | Сумма |
1770601611816000207 | ООО "МАГЕЛАН" | 19.09.2016 | 08.12.2016 | Разработка технического проекта Единой государственной информационной системы социального обеспечения и реализация первой очереди прототипа системы | 185 955 321,00 |
1770601611817000106 | ЗАО "ТЕХНОСЕРВЪ А/С" | 14.06.2017 | 11.12.2019 | Выполнение пусконаладки и настройки основной вычислительной инфраструктуры ЕГИССО | 938 035 087,21 |
1770601611817000133 | ООО "МАГЕЛАН" | 09.08.2017 | 20.12.2017 | Доработка документации технического проекта и разработка частных технических заданий на подсистемы ЕГИССО | 157 916 300,00 |
1770601611817000184 | ООО "Информационная защита" | 30.10.2017 | 22.12.2017 | Разработка программы и методик аттестационных испытаний ЕГИССО по требованиям информационной безопасности | 596 250,00 |
1971522621018000015 | АО "ТЕХНОСЕРВЪ А/С" | 31.05.2018 | 31.12.2018 | Оказание услуг по обеспечению эксплуатации ЕГИССО | 49 501 000,00 |
1770601611818000088 | ЗАО "ТЕХНОСЕРВЪ А/С" | 15.06.2018 | 13.11.2018 | Создание и опытная эксплуатация подсистемы ИБ ЕГИССО | 66 708 702,11 |
1770601611818000111 | ЗАО "ТЕХНОСЕРВЪ А/С" | 21.07.2018 | 15.01.2019 | Сопровождение программного обеспечения ЕГИССО | 221 911 457,62 |
1971522621019000022 | ООО "ОТР 2000" | 12.03.2019 | 31.12.2019 | Оказание услуг первой линии поддержки пользователей и обеспечению эксплуатации СПО ЕГИССО | 71 123 287,55 |
1770601611819000100 | АО "ТЕХНОСЕРВЪ А/С" | 04.07.2019 | 15.01.2020 | Развитие и сопровождение ПО ЕГИССО | 170 000 000,00 |
1770601611819000143 | АО "ТЕХНОСЕРВЪ А/С" | 01.10.2019 | 22.01.2021 | Аренда и работы по настройке инфраструктуры и каналов связи для ЕГИССО | 418 054 500,00 |
1770601611820000020 | ООО "ОТР 2000" | 14.01.2020 | 04.12.2020 | Развитие и сопровождение ПО ГИССО | 249 500 000,00 |
1971522621020000024 | ООО "ОТР 2000" | 20.02.2020 | 29.01.2021 | Оказание услуг первой линии поддержки пользователей и обеспечению эксплуатации СПО ЕГИССО | 89 427 480,00 |
1770601611820000132 | ООО "ОТР 2000" | 17.06.2020 | 01.09.2021 | Развитие и сопровождение ПО ЕГИССО | 415 800 000,00 |
1770601611820000125 | ООО "ОТР 2000" | 01.07.2020 | 31.12.2020 | Сопровождение программного обеспечения ЕГИССО | 81 311 000,00 |
Источник: Анализ TAdviser
В мобильной верстке для полного обзора таблицу можно сдвинуть влево
И именно «Техносервъ А/С» в предыдущие годы выигрывал два крупнейших госконтракта, связанных с оказанием ПФР услуг по предоставлению вычислительной инфраструктуры и каналов связи для ЕГИССО.
Первый из этих контрактов (вторая сверху позиция в Табл. 1) был заключен 14.06.2017, первоначально на сумму 932,6 млн рублей. Начальная максимальная цена этого контракта при объявлении закупки составляла 986,9 млн рублей; конкурентом у «Техносерва» в тендере был еще один крупнейший на тот момент ИТ-поставщик ПФР – «РедСис». «Техносерв» победил, снизив НМЦК на 5,5%, до 932,6 млн рублей; его соперник предложил цену 937,5 млн рублей (снижение ровно на 5%). Впоследствии цена уже находившегося на стадии исполнения контракта была увеличена по соглашению сторон до 938 млн рублей в связи с увеличением НДС с 18% до 20%.
Срок действия первого инфраструктурного контракта по ЕГИССО был установлен до конца октября 2019 года, то есть услуги планировалось оказывать на протяжении 28 месяцев.
Исходя из приведенной в контракте спецификации услуг (см. Табл. 2), один месяц аренды аппаратных ресурсов инфраструктуры ЕГИССО (позиции 2 и 5 в Табл. 2) обходился ПФР примерно в 26,4 млн рублей, а аренда каналов передачи данных (позиции 3 и 6 в Табл. 2) – примерно в 2,5 млн рублей.
№ | Наименование услуги | Стоимость, руб. |
1 | Выполнение пусконаладки и настройки основной вычислительной инфраструктуры ЕГИССО | 100 876 474,46 |
2 | Аренда основной вычислительной инфраструктуры ЕГИССО | 714 918 625,68 |
3 | Предоставление каналов передачи данных для ЕГИССО | 9 652 790,78 |
4 | Выполнение пусконаладки и настройки вычислительной инфраструктуры геораспределенного резервирования ЕГИССО | 12 981 162,28 |
5 | Аренда вычислительной инфраструктуры геораспределенного резервирования ЕГИССО | 24 549 302,40 |
6 | Предоставление каналов передачи данных для ЕГИССО,включая вычислительную инфраструктуру геораспределенного резервирования | 58 965 255,60 |
7 | Актуализация проектной,рабочей и эксплуатационной документации с учетом доработки и интеграции основной и резервной инфраструктуры ЕГИССО | 16 091 476,01 |
Источник: Госконтракт между ПФР и «Техносервом» от 14.06.2017
Основными элементами инфраструктуры ЕГИССО, относительно которых рассчитывалась стоимость контракта, были серверы двух типов (отличия между типами состояли в аппаратных конфигурациях серверов), коммутаторы 5 типов и системы хранения данных (СХД) двух типов.
Основные аппаратные характеристики элементов инфраструктуры ЕГИССО:
1. Серверы:
- Тип 1: Не менее 2-х процессоров с частотой не менее 2600 MHz, с не менее, чем 14 ядрами и не менее чем 35MB кэша, не менее 320Гб RAM
- Тип 2: Не менее 2-х процессоров с частотой не менее 2600 MHz, с не менее, чем 14 ядрами и не менее чем 35MB кэша, не менее 310Гб RAM.
Не менее, чем 4 специализированных GPU ускорителя вычислений с поддержкой программно-аппаратных архитектур параллельных вычислений (CUDA, OpenCL, DirectCompute).
2. Коммутаторы:
- Тип 1: Не менее, чем 48 портов 10GB Ethernet (SFP+)
- Тип 2: Не менее, чем 48 портов FC 16 Гбит/c
- Тип 3: Не менее, чем 12 портов InfiniBand 56Гбит/с
- Тип 4: Не менее, чем 24 портов 1GB Ethernet
- Тип 5: Не менее, чем 48 портов 1GB Ethernet
3. Системы хранения данных:
- Тип 1: Интерфейс подключения FC 16 Гбит/c, не менее 12х твердотельных накопителя емкостью 800 Гб с повышенной производительностью записи, не менее 12 жестких дисков емкостью 900 Гб со скоростью вращения шпинделя не менее 10000 об/мин с интерфейсом SAS размером 2,5 дюйма
- Тип 2: Интерфейс подключения FC 16 Гбит/c, не менее 48х твердотельных накопителя емкостью 1600 Гб с повышенной производительностью записи, не менее 48 жестких дисков емкостью 1800 Гб со скоростью вращения шпинделя не менее 10000 об/мин с интерфейсом SAS размером 2,5 дюйма.
Все инфраструктурные элементы ЕГИССО в разных количествах были распределены между основным и резервным ЦОД ЕГИССО (см. Табл. 3);
№ | Наименование элемента | Основной ЦОД | Резервный ЦОД | |||
Внешний контур | Внутренний контур | Тестовый контур | Внешний контур | Внутренний контур | ||
1 | Сервер Тип 1 | 4 | 16 | 3 | 2 | 6 |
2 | Сервер Тип 2 | 0 | 2 | 1 | 0 | 1 |
3 | Коммутатор Тип 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
4 | Коммутатор Тип 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
5 | Коммутатор Тип 3 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 |
6 | Коммутатор Тип 4 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
7 | Коммутатор Тип 5 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
8 | СХД Тип 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
9 | СХД Тип 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Источник: Госконтракт между ПФР и «Техносервом» от 14.06.2017
Таким образом, арендуемая инфраструктура ЕГИССО включала следующие расчетные элементы:
- 980 ядер CPU (35 серверов с 28 ядрами в каждом);
- 11 200 Гб RAM (35 серверов с 320 ГБ RAM в каждом);
- 182 400 Гб дискового пространства SSD;
- 205 200 Гб дискового пространства SAS.
Второй из инфраструктурных контрактов по ЕГИССО (пятая позиция снизу в Табл. 1), выигранных «Техносервом», охватывает годичный период с начала ноября 2019 года по конец 2020 года (исполняется в настоящее время, должен завершиться через 3 месяца). НМЦК, объявленная в закупке, составляла 467,1 млн рублей; в тендере, помимо «Техносерва» принимал участие известный ИТ-подвед Минкомсвязи – НИИ «Восход». «Техносерв» снизил НМЦК на 10,5% - до 418 млн рублей; предложение конкурента составило 420,4 млн рублей (снижение ровно на 10%).
Спецификация услуг по этому контракту приведена в Табл. 4.
№ | Наименование услуги | Стоимость, руб. |
1 | Актуализация технического, проекта ЕГИССО | 2 362 800,00 |
2 | Актуализация рабочей документации на вычислительную инфраструктуру ЕГИССО | 1 933 200,00 |
3 | Аренда вычислительной инфраструктуры ЕГИССО с 1 ноября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. | 49 225 000,00 |
4 | Предоставление каналов связи для функционирования ЕГИССО с 1 ноября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. | 5 817 500,00 |
5 | Актуализация эксплуатационной документации на вычислительную инфраструктуру ЕГИССО | 2 864 000,00 |
6 | Аренда вычислительной инфраструктуры ЕГИССО с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. | 304 299 999,96 |
7 | Предоставление каналов связи для функционирования ЕГИССО с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. | 35 799 999,96 |
8 | Актуализация технической, рабочей и эксплуатационной документации с учетом доработки ЕГИССО и интеграции основной и резервной инфраструктуры ЕГИССО | 5 012 000,08 |
9 | Выполнение пусконаладочных работ и настройка вычислительной инфраструктуры ЕГИССО | 10 740 000,00 |
Источник: Госконтракт между ПФР и «Техносервом» от 01.10.2019
В соответствии со спецификацией услуг (см. Табл. 4), один месяц аренды аппаратных ресурсов инфраструктуры ЕГИССО обходился ПФР в 2019 году примерно в 24,6 млн рублей (позиция 3 в Табл.4), в 2020 году – примерно в 25,4 млн рублей (позиция 6 в Табл.4). Аренда каналов связи обходилась в 2,9 млн рублей и 3,0 млн рублей, соответственно.
Конфигурация арендуемых элементов инфраструктуры в контракте 2019-2020 гг. осталась точно такой же, какой была в контракте 2017-2019 гг.
В новый год – с новыми ценами. И возможно – с новым поставщиком ИТ-услуг?
При первом взгляде на основные параметры объявленной закупки по аренде ИТ-инфраструктуры для ЕГИССО в 2021-2022 гг. внимание привлекает начальная стоимость контракта – более 3,2 млрд рублей за неполные 2 года. По самым грубым оценкам видно, что среднемесячная стоимость аренды основных элементов инфраструктуры возрастает более, чем в 5 раз – с 25-26 млн рублей в месяц до почти 140 млн рублей. Даже если допустить, что в ходе торгов НМЦК будет снижена на 5-10%, такой резкий разрыв в цене по ключевому параметру контракта порождает желание разобраться в ценообразовании.
Из материалов закупки видно, что формирование цены нового контракта производилось по другой методике – в качестве основных расчетных элементов были выбраны обобщенное количество ядер CPU, обобщенный объем серверной оперативной памяти и обобщенное дисковое пространство SSD- и SAS-накопителей (см. Табл. 5). Причем, количество этих элементов не является постоянным на протяжении контракта, а увеличивается в рамках каждого из 8 этапов, на которые разбит весь срок исполнения контракта; количественный коэффициент увеличения числа расчетных элементов составляет от 2,1 до 2,3 к концу 2022 года по сравнению с началом 2021 года. Даже в начале исполнения нового контракта заявляемая потребность в ресурсах ИТ-инфраструктуры для ЕГИССО в разы (от 2 до 8+ раз) отличается от спецификаций прошлого и действующего контрактов:
- Ядра CPU – 980 против 6100+
- Оперативная память серверов – 11200 Гбайт против 92700+ ГБайт
- Дисковое пространство SSD – 182 Тбайт против 341 ТБайт
- Дисковое пространство SAS – 205 Тбайт против 492 Тбайт
Расчетный элемент | Ед. изм. | Этап | |||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | ||
Предоставление процессорных ядер (CPU) | шт. | 6144 | 6971 | 8131 | 9291 | 10451 | 11611 | 12771 | 13931 |
Предоставление оперативной памяти (RAM) | Гбайт | 92704 | 108244 | 126267 | 144290 | 162313 | 180336 | 198359 | 216382 |
Предоставление дискового пространства (SSD) | Тбайт | 341 | 360 | 420 | 480 | 541 | 601 | 662 | 722 |
Предоставление дискового пространства (SAS) | Тбайт | 492 | 539 | 630 | 721 | 811 | 902 | 992 | 1083 |
Источник: Материалы закупки от 02.10.2020 № 0273100000120000157
В мобильной верстке для полного обзора таблицу можно сдвинуть влево
Чем может быть обусловлен такой резкий скачок потребностей в ИТ-инфраструктуре для ЕГИССО?
Из Табл.1 видно, что в настоящее время в фазе активной реализации находятся два крупных контракта по развитию ЕГИССО, исполнителем которых является известная компания «ОТР 2000» (выделены маркером). Скорее всего, именно новые подсистемы ЕГИССО, создаваемые в рамках этих контрактов, могут стать предполагаемыми потребителями больших объемов инфраструктурных ресурсов ЕГИССО.
В распоряжении TAdviser имеется переписка руководителя ИТ-блока ПФР (зампредседателя ПФР Вадима Аккузина) с руководством «ОТР 2000», из которой видно, что ПФР рассматривает возможность смены поставщика услуг ИТ-инфраструктуры для ЕГИССО, т.к. существующая с 2017 года облачная инфраструктура от «Техносерва» может оказаться неспособной выдержать возросшие нагрузки именно от новых подсистем.
На возможную миграцию в новый ЦОД указывают и некоторые пункты технических требований в составе закупочной документации. Но если «ОТР 2000» не располагает собственными или арендованными мощностями ЦОД, значит, скорее всего, таким поставщиком может стать один из крупных игроков рынка ЦОД, причем, такой, с кем у «ОТР 2000» имеется опыт сотрудничества.
Косвенным подтверждением намерений ПФР расстаться с одним из своих самых «долгоиграющих» ИТ-поставщиков может служить и изменившаяся модель ценообразования в закупке. Не секрет, что при формировании требований к закупкам ИТ-услуг заказчики зачастую ориентируются на модель ценообразования наиболее вероятного будущего поставщика. В случае сохранения курса на продолжение сотрудничества с «Техносервом» ПФР, скорее всего, подготовил бы расчет НМЦК, основанный на уже неоднократно использованной модели ценообразования – «Типовые серверы – типовые коммутаторы – типовые СХД». Но во вновь объявленной закупке использована другая модель расчета цены – и эта модель очень похожа на ту, которая используется, например, в контрактах Федерального казначейства с АО «Гознак», поставляющим услуги ЦОД для ГИИС «Электронный бюджет» (а до недавнего времени – также и для ЕИС госзакупок).
С учетом того факта, что ЕИС госзакупок уже мигрировала из ЦОД «Гознака» в один из ведомственных ЦОД Минфина России, расположенный в Дубне, а у ГИИС «Электронный бюджет» уже тоже запланирована и осуществляется миграция отдельных подсистем в ЦОД в Дубне, на площадке «Гознака» освободились (и еще освободятся в ближайшем будущем) значительные ресурсы ИТ-инфраструктуры. По своим объемам высвобождающиеся ресурсы ЦОД «Гознака» вполне сопоставимы с новыми потребностями ЕГИССО – и почему бы ЕГИССО не заехать на эту площадку? Тем более, что «ОТР 2000», разрабатывающая сейчас ПО для ЕГИССО, в течение многих лет сотрудничает с Федеральным казначейством в части развития и сопровождения эксплуатации ГИИС «Электронный бюджет» - и имеет длительный опыт совместной работы именно со специалистами ЦОД «Гознака».
Конечно, кандидатами на оказание услуг по предоставлению ИТ-инфраструктуры для ЕГИССО могут выступить и НИИ «Восход» (тем более, что он уже участвовал в аналогичном тендере прошлого года), и «Ростелеком». Но мощности ЦОД «Восхода» в настоящее время активно задействуются под несколько больших федеральных ГИС, и совсем не факт, что там найдется место еще и для ЕГИССО. А причина, по которой на этот контракт, скорее всего, не будет претендовать «Ростелеком» только одна – если бы подобный контракт был интересен «Ростелекому», он бы его давно взял.
2018: Размещение ИТ-инфраструктуры в облаке и создание подсистемы обеспечения ИБ
9 июля 2018 года компания «Техносерв» и Пенсионный фонд России раскрыли подробности проекта создания и предоставления в аренду вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения работоспособности Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).
На первом этапе проекта в 2017 году «Техносервом» была разработана рабочая документация ЕГИССО, на основании которой интегратор создал, настроил и предоставил в аренду Пенсионному фонду России полностью готовую ИТ-инфраструктуру ЕГИССО со смонтированным оборудованием и предустановленным системным ПО. Также была актуализирована проектная документация ЕГИССО, разработана эксплуатационная документация. На втором этапе в 2018 году интегратор создает, настраивает и предоставляет ПФР в аренду вычислительную инфраструктуру распределенного резервирования ЕГИССО.
На июль 2018 года «Техносерв» предоставляет инфраструктуру ЕГИССО для ПФР по модели IaaS. Также технические специалисты интегратора отвечают за сопровождение вычислительной инфраструктуры, организована и функционирует круглосуточная «горячая линия» технической поддержки. Таким образом, вычислительная инфраструктура ЕГИССО создается на основе облачных технологий и размещается на базе облачной платформы «Техносерв».
Кроме того, в рамках отдельного проекта «Техносерв» выполнил полный комплекс работ по проектированию и созданию подсистемы обеспечения информационной безопасности ЕГИССО. Основными критериями разрабатываемой подсистемы стали нейтрализация актуальных угроз безопасности информации и обеспечение полного соответствия требованиям законодательства РФ, предъявляемыми к защите государственных информационных систем и информационных систем персональных данных.
Инфраструктура ЕГИССО построена с учетом требования к круглосуточному функционированию и доступности на уровне 99,982%, гарантирует отказоустойчивость к единичным сбоям, обеспечивает мониторинг доступности инфраструктуры, поддерживает резервное копирование данных системы, а также предусматривает наличие тестовой среды обработки данных для проверки новых релизов в продуктивном окружении.
Вычислительная инфраструктура ЕГИССО включает:
- платформу виртуализации, реализованную с использованием готовых программных решений и средств, поддерживает механизмы отказоустойчивости, изменения конфигурации виртуальных машин и перераспределения нагрузки между узлами в рамках одного кластера без остановки работы виртуальных машин;
- платформу хранения данных, обеспечивающую возможность динамического расширения и миграции данных без перерыва в доступности, а также возможность геораспределенного резервирования собственными средствами с поддержкой как синхронной, так и асинхронной репликации данных;
- систему резервного копирования и восстановления, обеспечивающую ежедневное резервное копирование данных инфраструктуры без снижения ее производительности и предусматривает полное восстановление данных в течение 16 часов;
- службу каталогов, обеспечивающую централизованное хранение, управление и контроль за учетными записями администраторов инфраструктуры, сетевыми ресурсами и объектами.
Вычислительная инфраструктура ЕГИССО интегрирована со смежными информационными системами: Единой системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), Единым порталом государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) и информационными системами поставщиков данных (ИС ПД).
2017
Создание программного обеспечения
В конце июля 2017 года Пенсионный фонд России выбрал разработчика Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).
Ранее за 22 млн рублей была создана концепция системы, 186 млн рублей было израсходовано на её прототип. Еще около 1 млрд рублей будет потрачено на аренду инфраструктуры для ЕГИССО (подробнее о процессе создания системы смотрите в разделах ниже).
Стоимость работ по созданию системы оценивалась госзаказчиком в 159,5 млн рублей.[2]
В тендере принимали участие три компании: МП (бывшая "Мерлион проекты"), "Магелан" и "Системные проекты". Их заявки оценивались по двум основным критериям - стоимость и квалификация. Стоимость работ, предложенная участниками, отличалась незначительно, поэтому исход конкурса определила квалификация. За этот критерий баллы получила только компания "Магелан", она и стала победителем.
В сентябре 2016 года "Магелан" уже становился победителем закупки ПФР, связанной с ЕГИССО. Тогда проводился конкурс на разработку технического проекта и прототипа системы. Стоимость контракта составляла 186 млн рублей.
"Магелан" вместе с другими крупными поставщиками Пенсионного фонда - компаниями "Компьютел систем менеджмент" и "Редсис" - по состоянию на июль 2017 года находятся в залоге у "Промсвязьбанка", принадлежащего владельцам системного интегратора «Техносерв» Алексею и Дмитрию Ананьевым (см подробнее).
Текущий проект создания ЕГИССО состоит из трех крупных этапов. Первый предусматривает доработку документации технического проекта и разработку частных технических заданий на разработку различного ПО. Второй этап предполагает создание программного обеспечения ЕГИССО первой очереди и подготовку рабочей документации. И третий этап – это сопровождение опытной эксплуатации системы, в т.ч. пусконаладочные работы, нагрузочное тестирование и т.д.
Все работы должны быть завершены до 29 ноября 2017 года.
ЕГИССО должна обеспечивать сбор информации о мерах социальной защиты и услугах, а также иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению. Основным источником данных системы являются сведения, содержащиеся в федеральных, региональных и муниципальных регистрах, государственных информационных системах в сфере соцзащиты и информационных системах организаций, предоставляющих соцподдержку.
Система должна иметь архитектурную схему, представленную на рисунке
Аренда вычислительной инфраструктуры
22 мая 2017 года Пенсионный фонд России подвел итоги электронного аукциона на аренду вычислительной инфраструктуры и организацию связи для функционирования ЕГИССО. Начальная цена контракта составляла 987 млн рублей[3], при этом, в ходе аукциона она была снижена более чем на 50 млн рублей.
В тендере принимали участие две компании - "Редсис" и "Техносерв". Первая предложила выполнить контракт за 937,5 млн рублей, вторая - за 932,6 млн рублей. Таким образом, победителем был признан "Техносерв".
"Редсис", напомним, с конца 2016 года находится в залоге у "Промсвязьбанка", принадлежащего владельцам "Техносерва" Дмитрию и Алексею Ананьевым. Также в залоге у этого банка и другие подрядчики ПФР - компании "Магелан" и "Компьютел систем менеджмент" (подробнее).
В 2017 году это уже пятый случай, когда "Техносерв" и "Редсис" разыгрывают тендеры Пенсионного фонда исключительно между собой.
Данный контракт для "Техносерва" стал крупнейшим в истории взаимодействия с Пенсионным фондом. Предыдущий наиболее дорогостоящий контракт (техобслуживание инфраструктуры АИС ПФР-2) компания заключила с ПФР в конце 2016 года на 695 млн рублей.
Весь нынешний проект разбит на несколько этапов. "Техносерв" должен будет передать в аренду заказчику инфраструктуру ЕГИССО со смонтированным оборудованием и предустановленным системным ПО, произвести пусконаладку и настройку инфраструктуры, а также актуализировать документацию.
Вычислительная инфраструктура ЕГИССО должна быть предоставлена в аренду с 18 июля 2017 года по 31 октября 2019 года, резервная инфраструктура - с 1 мая 2018 года по 31 октября 2019 года. Резервный ЦОД должен располагаться не ближе чем в 15 км, но не далее чем в 70 км от основной площадки.
Вычислительная инфраструктура должна обеспечивать использование ЕГИССО в централизованной архитектуре информационных ресурсов. При этом, согласно требованиям заказчика, она должна быть построена на базе протестированных передовых информационных технологий с применением технических средств ведущих мировых производителей оборудования и программного обеспечения.
Исполнитель проекта не должен использовать проприетарные системы управления базами данных. Выбранные технические решения должны обладать открытой архитектурой, а также возможностью модернизации и развития.
Решения в части аппаратной платформы должны обладать возможностью масштабирования, быть независимыми от конкретного производителя оборудования и программного обеспечения и поддерживать межплатформенную совместимость.
В то же время, все используемые технические решения должны обеспечивать доступность на уровне 99,982% и отказоустойчивость к единичным сбоям.
Вычислительная инфраструктура должна включать в себя следующие обязательные элементы:
- Платформа виртуализации;
- Платформа хранения данных;
- Резервное копирование и восстановление;
- Служба каталогов.
Серверное оборудование должно базироваться на стандартной современной архитектуре x86. Оно должно обладать модульной конструкцией и быть установлено в стандартные 19` шкафы. Вычислительная инфраструктура должна быть оснащена предустановленным системным ПО: средствами виртуализации, ОС и СУБД.
Утверждение порядка работы системы
Правительство утвердило постановление, определяющее порядок работы Единой государственной информационной системы соцобеспечения (ЕГИССО), сообщил «Коммерсант» 17 февраля 2017 года.[4]
У нас действует сложный, многоуровневый порядок мер социальной защиты. В нем учитываются самые разные критерии: от состояния здоровья до стажа работы в районах Крайнего Севера, от числа детей в семье до льгот на получение жилья", — пояснил на заседании правительства необходимость объединения данных премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, в новой системе будут храниться сведения о всех мерах соцподдержки и "каждый человек сможет получить данные о том, какие гарантии, выплаты или компенсации ему положены. |
В 2018 году вступит в силу глава в законе "О государственной соцпомощи", посвященная этой системе. Госзаказчиком создания, развития и эксплуатации ЕГИССО и ее оператором является Пенсионный фонд, а оператором инфраструктуры — Минкомсвязь. До конца 2017 года премьер-министр поручил Пенсионному фонду разработать и утвердить регламент взаимодействия госорганов и граждан с новой системой.
Как сообщали ранее в ПФР, в полном объеме система должна заработать в 2019 году. В 2016 году был запущен пилотный проект для тестирования прототипа — в Калуге, Башкирии и Алтайском крае. В этом году планируется подключение к системе всех внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС) и ряда министерств и ведомств, а в 2018 году работать с ней будут уже все федеральные и региональные органы власти.
В ЕГИССО, как следует из постановления, будут включены как сведения о самих получателях социальной поддержки (паспортные данные, СНИЛС, адрес проживания, сведения о периодах трудовой деятельности и др.), так и персонифицированные сведения о мерах соцзащиты (например, размер поддержки, размер предоставленной жилплощади). Кроме того, в систему будет внесена и информация об организациях и ИП, которые эту соцподдержку предоставляют (включая сведения о занятости инвалидов). Они отвечают за полноту и достоверность предоставленных в реестр сведений.
За счет взаимодействия системы с порталом госуслуг информация о предоставляемых мерах соцподдержки будет отражаться в личных кабинетах граждан. Чиновники для получения информации из системы должны направлять запросы через электронную форму в ЕГИССО или через систему межведомственного взаимодействия, при этом документ подчеркивает, что не допускается запрашивать информацию для деятельности, не связанной с предоставлением мер соцподдержки.
Наличие такой информации в одном источнике позволит органам власти получить полную картину о социальном обеспечении отдельно взятого гражданина и принять решение о его нуждаемости в той или иной мере соцподдержки,— отмечают в ПФР. |
Власти рассчитывают, что внедрение ЕГИССО позволит более эффективно прогнозировать расходы бюджетов в части выполнения соцобязательств. Как ранее пояснял в интервью "Ъ" глава ПФР Антон Дроздов, возможная экономия от внедрения информсистемы может составить около 300 млрд руб. в год (это 7-8% расходов на соцподдержку бюджетов всех уровней).
Впрочем, это не единственная идея по созданию масштабной базы данных, содержащей сведения о гражданах. В прошлом году правительство заявило о том, что к 2025 году будет создан единый регистр населения. Отсутствие такого регистра, видимо, на какое-то время будет тормозить возможную будущую цель исполнительной власти — получить юридически корректную и фактически достоверную информацию о легальных доходах домохозяйств, части их расходов и принадлежащего его членам имущества, а также о получении гражданами тех или иных видов льгот и социальной поддержки. Впрочем, и до формального описания домохозяйств в режиме реального времени (единый реестр сведений о гражданах через консолидацию в единый файл данных о гражданском состоянии населения возможно будет получить, сведя имеющиеся записи ЗАГС) уже к 2019 году возможности правительства, регионов и муниципалитетов сопоставлять данные ЕГИССО и социальные выплаты существенно возрастут.
До появления легальных возможностей, например, сопоставлять данные об уплате подоходного налога и запросы на льготы адресная социальная политика, по сути, невозможна технически, и это не менее важная причина отказа Белого дома, по крайней мере до 2018 года, обсуждать внедрение принципов адресности в принципы соцподдержки даже в сравнении с возможным политическим резонансом от таких мер. С появлением же возможности сопоставлять данные ЕГИССО, например, с данными из регистра ЕГРП о владении гражданами недвижимым имуществом, а также сведений о регистрации автомобилей даже банковская тайна вряд ли сможет защитить граждан от попыток через элементы контроля расходов связать соцподдержку с реальным доходом. В целом возможности власти конструировать новые принципы соцподдержки с 2019 года резко возрастут.
2016
Разработка прототипа
До конца 2016 года ПФР планирует разработать технический проект ЕГИССО и реализовать первую очередь прототипа системы. Открытый конкурс по выбору подрядчика для этой цели ПФР объявлял в начале августа[5]. Начальная цена контракта составляла 186,9 млн рублей.
В сентябре 2016 года госзаказчик подвел итоги закупки. Победителем стала компания "Магелан", снизив начальную цену до 186 млн рублей.
Работы по реализации первой очереди создания прототипа ЕГИССО включают разработку частного технического задания и программного обеспечения, разработку эксплуатационной документации на него, а также программы и методики испытаний.
В рамках первой очереди прототипа ЕГИССО должны быть разработаны следующие подсистемы:
- подсистема сбора и хранения оперативных данных,
- подсистема обработки запросов, ведения классификаторов, а также
- аналитическая подсистема.
Участниками проекта станут ПФР, где будут автоматизироваться процессы предоставления мер социальной поддержки в денежной форме, а также пилотный регион – Алтайский край, где первая очередь прототипа охватит предоставления мер социальной поддержки в денежной форме в секторе социального обеспечения граждан, имеющих детей и в секторе системы социальной защиты, включая инвалидов.
Согласно плану создания системы, опубликованному в ТЗ, разработка второй очереди прототипа ЕГИССО запланирована на 1-2 кварталы 2017 года, разработка первой очереди ЕГИССО (охватывающей ФОИВ, фонды, пилотные субъекты РФ) – на 2-4 кварталы 2017 года, разработка 2 очереди ЕГИССО и ее испытания должны завершиться в 4 квартале 2018 года.
Архитектура ЕГИССО
Заместитель председателя правления Пенсионного фонда России (ПФР) Николай Елистратов, выступая на конференции TAdviser SummIT 31 мая 2016 года, рассказывал об общих архитектурных принципах ЕГИССО.
Меры социальной поддержки, которые есть в России на разных уровнях – федеральном, региональном, муниципальном – имеют разные механизмы реализации, разные базы данных и классификаторы. В среднем у каждого региона, по словам Елистратова, насчитывается от 90 до 190 мер соцподдержки, на которые имеет право гражданин РФ. Для того, чтобы правильно управлять этими мерами, и создается система. Ее стержнем будет являться классификатор мер соцподдержки.
Одной из особенностей системы замглавы ПФР называл отсутствие в ее архитектуре центральной базы данных и хранилища. Вся информация будет храниться в витринах данных госорганов на всех уровнях и выдаваться в определенных срезах под заказ.
Еще одной системой, которую предстоит создать ПФР, является Федерального реестра инвалидов (в 2016-2018 годах на него запланировано около 120 млн рублей). Реестр будет являться одной из множества витрин данных в ЕГИССО. Чтоб обозначить масштабы этого реестра, Елистратов привел данные о числе инвалидов в России: их насчитывается 12 млн 530 тыс. человек. Эта система будет тесно сопряжена с Федеральным казначейством, поскольку будет необходимо определять объем необходимых затрат на каждого инвалида.
Создание концепции
В феврале 2016 года Межрегиональный информационный центр ПФР заключил контракт[6] на разработку концепции ЕГИССО с "Высшей школой экономики". Стоимость сделки - 22,1 млн рублей. Срок исполнения - 31 декабря 2016 года.
В конце марта 2016 года к части работ "Высшая школа экономики" привлекла субподрядчика — "АйДиЭс" — за 2,2 млн рублей.
Методическое и административное сопровождение проекта по созданию ЕГИССО с марта 2016 года прорабатывает компания Текора по контакту за 18,3 млн рублей[7].
Зачем создается ЕГИССО
Цель создания системы - усовершенствовать учет прав граждан на социальное обеспечение, меры социальной поддержки, гарантии, выплаты и компенсации, установленные законодательством, снабдить соответствующей информацией самих граждан и чиновников.
Как есть
Совокупные социальные расходы составляют почти 4 трлн в год без учета пенсий, говорил в интервью газете «Коммерсант» глава Пенсионного фонда Антон Дроздов в мае 2016 года[8].
Социальная система, по его словам, децентрализована и имеет несколько уровней. На федеральном уровне есть свои федеральные льготники, выплачиваются пенсии, пособия. Далее часть пособий выплачиваются на уровне субъекта. Кроме того, представляются различные льготы.
Большое количество льгот предоставляются на муниципальном уровне. Например, все транспортные льготы, жилищные, какие-то коммунальные льготы и т.д. При этом у каждого ведомства есть своя система учета.
Когда мы начали изучать этот вопрос, мы поняли, что у нас более 100 видов различных мер социальной поддержки по десяткам и сотням категорий граждан осуществляется и на федеральном уровне, и на уровне субъекта. Зачастую под разным названием оказываются одни и те же виды социальной поддержки, а они оплачиваются из бюджетов разных уровней. Каждый уровень и каждое ведомство ведет свой учет по получателям и объемам, но целостной картины по расходам на конкретного гражданина ни у кого пока нет. Отсюда вытекает проблема перехода на адресное оказание мер соцподдержки, а перейти к адресному оказанию помощи по нуждаемости — это текущая задача государства, - говорил Дроздов |
Кроме того, добавлял он, есть задача снижать административные затраты на оказание госуслуг, упрощать межведомственное взаимодействие, убирать дублирование расходов и функций. Всю соцсферу надо максимально унифицировать и сделать прозрачной.
Как будет
ЕГИССО позволит иметь информацию обо всех видах государственной поддержки всего населения РФ в одном месте и в разрезе каждого гражданина. На ее основе появится возможность более качественно анализировать и планировать расходы, говорил Дроздов в интервью «Коммерсант».
Эффект от внедрения ЕГИССО сложится из четырех факторов:
- повысится качество планирования затрат за счет исключения дублирующих мер соцзащиты,
- снизятся затраты на межведомственное взаимодействие (органы власти снизят затраты на свою деятельность и избавятся от избыточных функций),
- система станет прозрачной для людей и госорганов,
- появится инструмент для перехода на адресное оказание мер соцподдержки по принципу нуждаемости.
Первым ощутимым эффектом ЕГИССО, по мнению главы ПФР, будет стандартизация и унификация всех видов соцподдержки. В рамках системы будет впервые создан единый классификатор видов социальной поддержки и категорий лиц, которым она оказывается.
Стоимость создания системы и ожидаемый денежный эффект
На вопрос газеты «Коммерсант» о стоимости создания ЕГИССО в мае 2016 года глава ПФР Антон Дроздов сообщил, что для проектирования системы фонд использует технологическую базу Минкомсвязи и не планирует «строить каких-то новых центров обработки данных».
Поэтому стоимость всего проекта с учетом его масштаба будет небольшой, но это не допрасходы, а средства из нашей статьи на информатизацию |
В плане информатизации ПФР, опубликованном на его официальном сайте, говорится, что в создание ЕГИССО в 2016 планируется вложить 208,8 млн, в 2017 – 792 млн, в 2018 – 530 млн рублей.
Таким образом, без учета затрат на ИТ-инфраструктуру в 2016-2018 годах на создание системы будет израсходовано около 1,5 млрд рублей.
Для сравнения, в создание системы "Электронный бюджет" Федеральное казначейство в 2013-2015 годах вложило около 2,5 млрд рублей, а в 2016-2018 годах намерено израсходовать еще около 700 млн. Развитие информационной системы Росстата в 2013-2015 годах потребовало около 1 млрд рублей, а в 2016-2018 на нее планируется израсходовать более 1,6 млрд рублей.
Эффект от внедрения ЕГИССО, по оценкам Антона Дроздова, должен составить около 300 млрд рублей в год, а это примерно 7–8% расходов на соцподдержку бюджетов всех уровней.
Когда будет запушена система, все субъекты власти, региональные и федеральные, смогут видеть реальную комплексную картину предоставления соцуслуг. Кто что оказывает, каким категориям, где происходит дублирование мер поддержки между федеральным и региональным уровнями, например. А кому, наоборот, уже не нужна поддержка, а она все еще оказывается. Ну, например, гражданин, имеющий льготный статус, может получать определенные виды соцподдержки одновременно в двух регионах — по прописке и по месту пребывания, или гражданин не живет в регионе, а бюджетом льгота оплачивается. Пока же обмен такой информацией довольно сложен, затратен и не всегда быстр. Сегодня идут двухсторонние миллионные трансакции между ведомствами, а из системы смогут информацию брать все, не тревожа соседнее ведомство |
У граждан в результате создания системы появится возможность открыть личный кабинет в интернете и получить всю информацию из одного ресурса обо всех полагающихся мерах соцподдержки со всех уровней бюджета, говорил Дроздов.
Ведь у нас сейчас в отношении соцуслуг действует заявительный принцип, и поэтому, если человек не знает о том, что ему полагается, он не подает об этом заявление. С другой стороны человек меняет место жительства, меняет работу, у него изменяются обстоятельства, статус, категория, и необходимо сделать так, чтобы при изменениях не надо было бы заново «бегать» по всем инстанциям |
План создания системы
В полном объеме ЕГИССО планируется запустить в 2019 году, говорил Антон Дроздов в интервью «Коммерсанту».
Работа будет разбита на этапы. В 2016 году планируется создать единый классификатор мер социальной защиты и провести техническое проектирование, а также запустить тестирование прототипа системы в трех пилотных регионах — Калужской области, Башкирии и Алтайском крае.
В 2017 году ПФР планирует подключить к ЕГИССО все внебюджетные фонды и часть федеральных органов власти, в 2018 году — все федеральные органы власти и субъекты России.
Примечания
- ↑ Текст закона на сайте Кремля
- ↑ Закупка №0273100000117000093
- ↑ Закупка №0273100000117000084
- ↑ Большой Брат все еще платит за вас
- ↑ Закупка №0273100000116000177
- ↑ Информация о тендере на сайте госзакупок
- ↑ Информация о тендере на сайте госзакупок
- ↑ «Мы, конечно, хотим надеяться, что сбор страховых взносов увеличится»