Проект

В Подмосковье запущен частно-государственный портал электронных дневников

Заказчики: Министерство образования Московской области

Красногорск; Государственные и социальные структуры

Продукт: Система мониторинга и учета достижений школьников "Школьный портал"
На базе: Дневник: Контингент-регион

Дата проекта: 2015/06 — 2015/12
Бюджет проекта: 57,2 млн руб.
Технология: Учетные системы
подрядчики - 450
проекты - 4515
системы - 1193
вендоры - 583
Команда проекта со стороны ЗаказчикаИнтегратора-Консультанта
СМ. ТАКЖЕ (1)

Информационные системы в интересах государства можно создавать без бюджетных затрат. Одними из первых такую модель применяют в Правительстве Московской области, выбравшем "Ростелеком" разработчиком системы учета образовательных достижений школьников. Субподрядчиком проекта выступила компания "Дневник.ру". Создав систему за собственные деньги, партнеры будут предоставлять пользователям системы коммерческие сервисы и таким образом попытаются вернуть инвестиции и заработать прибыль.

*Запуск портала

2 сентября "Ростелеком" и "Дневник.ру" объявили о запуске "Школьного портала" Московской области по адресу school.mosreg.ru.

"Школьный портал" позволит педагогам избавиться от груза бумажной работы, обеспечит обработку всех статистическо-аналитических данных, а также коммуникацию всех участников образовательного процесса на качественно новом уровне, - говорится в заявлении разработчиков.

Первый заместитель министра образования Московской области Алексей Анопченко выразил радость по поводу того, что "Ростелеком" "сумел начать реализацию проекта в кратчайшие сроки", но отметил, что "еще очень много предстоит сделать".

По мнению гендиректора "Дневник.ру" Гавриила Леви, создание единой системы электронных дневников в Подмосковье – "это существенных вклад в информатизацию образования всей страны". Он уверен, что выбранный формат сотрудничества государства и бизнеса полностью оправдал себя.Метавселенная ВДНХ 3.3 т

Как сообщили TAdviser в "Дневник.ру", на портале к моменту его запуска были зарегистрировано все 1372 школы Московской области.

"Доступы сформированы для всех школ региона. По факту, с 1 сентября начали работу с системой более 50% пользователей", - отметил представитель компании.

Разработчик рассчитывает, что к концу 2015 года порталом будут пользоваться 85% школ Московской области, а в 2016 году - 100%. Это, по словам представителя "Дневник.ру", будет означать, что ни одна школа региона не будет использовать альтернативные сервисы - "собственно, так и было запланировано в концепции министерства образования изначально".

Выбор подрядчика по модели ЧГП и условия контракта

Конкурс

В июне 2015 года "Ростелеком" победил в конкурсе на право заключения инвестиционного договора о создании единой информационной системы учета и мониторинга образовательных достижений школьников Московской области, который проводило региональное Министерство образования[1].

Особенностью системы является то, что она будет создаваться не за бюджетные средства, а за собственные деньги "Ростелекома" (57,2 млн рублей, согласно его заявке).

Правительство Подмосковья возьмет на себя обязательство предоставить собственные серверные мощности, систему хранения данных, общесистемное программное обеспечение и систему виртуализации, стоимость которых оценивается в 25 млн рублей[2]).

Вернуть инвестиции оператор попытается через коммерческие сервисы, которые сможет предоставлять на базе созданной системы. Согласно заявке "Ростелекома", окупиться проект должен через 2 года и 8 месяцев.

Сразу после ввода в промышленную эксплуатацию система будет принадлежать Московской области, но зарабатывать на предоставлении дополнительных услуг оператор сможет на протяжении 7 лет (см подробнее об условиях конкурса в документации).

Сторонником формы частно-государственного партнерства при создании информационных систем является подмосковный министр информационных технологий Максут Шадаев.

"Рынок бюджетного финансирования перегрет, - говорил он весной 2015 года в интервью CNews[3]. - Столько денег пришло в индустрию за последние 5–6 лет из бюджета, но качество их расходования очень низкое. Мы считаем, что инвестор, который заинтересован в том, чтобы получить конечный результат, который должен быть привязан к качеству работы системы, всегда будет заинтересован в том, чтобы сделать качественный продукт. Инвестор, который будет понимать, что ему нужно вернуть свои инвестиции и для этого предоставлять коммерческие сервисы, должен будет постоянно думать над тем, чтобы его система была лидером - более востребованной, более удобной. Мотивация другая".

Работать в Подмосковье Шадаев, по собственному признанию, пришел с пониманием того, что век наката бюджетных денег в ИТ заканчивается: "Причины и в кризисе, и в том, что результаты в отдельных моментах не соответствуют объему потраченных средств. Поэтому изначально была другая логика. Пусть инвестор строит, а мы создадим ему все условия. Он при этом будет все время думать, как вернуть потраченные деньги, не спать ночами, нас теребить, ходить к губернатору, говорить: «Я инвестировал в вашу историю столько денег, а вот этот чиновник все тормозит. Давайте его уволим».

Базовый (бесплатный) функционал системы

Учителя с помощью создаваемой системы смогут вести журналы и дневники, выдавать и контролировать домашние задания, выставлять ученикам оценки. Родители получат доступ к информации об успеваемости и посещаемости детей.

Максут Шадаев считает, что модель частно-государственного партнерства позволяет мотивировать инвестора на создание более качественных решений

Директорам и завучам система позволит автоматизировать работу с учебными планами, формировать расписания занятий. Чиновники смогут сравнивать успеваемость в школах, отслеживать процессы аттестации учителей и переходы детей из одних школ в другие.

Кроме того, система должна автоматизировать доступ учителей и школьников к бесплатным электронным образовательным ресурсам по основным дисциплинам, а также обеспечить интерфейс для работы с внешними приложениями (коммерческими сервисами и платными электронными образовательными ресурсами).

По словам первого заместителя министра образования Московской области Алексея Анопченко, чиновники старались предусмотреть потребности всех участников системы образования региона: "это и снижение нагрузки на педагогический персонал, и уменьшение времени на подготовку в школах статистической отчетности, и выстраивание единой системы мониторинга качества обучения в регионе".

Коммерческие сервисы

"Ростелеком" получит право зарабатывать на рассылке платных смс и рекламе («об учебном оборудовании/товарах/услугах для организации учебного процесса», уточняется в конкурсной документации).

«Электронный дневник мы рассматриваем как весьма перспективный проект, выгодный как для инвестора, так и для региона, - рассказал TAdviser Максут Шадаев. - Инвестор прекрасно понимает, что в Московской области такое количество учащихся и школ, что портал, который будет использоваться для доступа школьников и их родителей к информации о посещаемости, полученных оценках и домашним заданиям будет иметь очень серьезный трафик, правильно сегментированную и фокусную аудиторию. Эта аудитория очень хорошо монетизируется, родители готовы платить деньги за дополнительное обучение, искать и брать репетиторов, платить за онлайн-курсы, электронные учебники, покупать через интернет школьные принадлежности и многое другое. Московская область, в свою очередь, смогла выставить жесткие и максимально выгодные для региона и ее жителей критерии отбора инвестора, которые защищают ее интересы».

Выручка "Ростелекома" за весь период (7 лет) не должна превысить 80 млн рублей. Если же по факту выручка окажется выше, то до даты завершения проекта полученная разница будет распределяться между оператором и бюджетом Московской области в равных долях ежеквартально.

В самом "Ростелекоме" сообщили TAdviser, что заявили на конкурс 51 коммерческую услугу (см. полный перечень).

"Жителям Московской области на платной основе будет предоставлен доступ к услугам смс-информирования о посещаемости детей и их оценках, о школьном расписании и его изменениях, услуг по оплате различных образовательных услуг, питания, охраны. Будут предоставлены услуги по поиску репетиторов по категориям и индивидуальным параметрам, сервисы подготовки к ЕГЭ и ГИА, а также различные аналитические сервисы, которые позволят оценить родителям успеваемость их ребенка в сравнении с другими учениками, в различные периоды времени и по конкретным предметам. В качестве платной услуги также предложено мобильное приложение как инструмент для доступа к услугам системы".

Этапы создания системы

К 11 июня 2015 года "Ростелеком" должен был запустить опытную эксплуатацию первых подсистем, отвечающих за учет достижений школьников.

Не позднее 11 июля 2015 года должен был запуститься публичный портал, а также подсистемы взаимодействия внешних приложений и сервисов, вывода информации на порталы госуслуг и использования электронных образовательных ресурсов.

В опытном режиме систему планировалось запустить к 1 сентября 2015 года, а в промышленном - до конца 2015 года.

Другие участники конкурса

Помимо "Ростелекома" на конкурс пришла компания "ИРТех", разработчик системы управления образованием NetSchool и ряда других продуктов.

Согласно протоколу рассмотрения заявок, баллы "ИРТех" были выше по критериям срок окупаемости проекта (2 года) и деловая репутация компании. "Ростелеком" же опередил конкурента за счет критериев, касающихся опыта и платных сервисов.

«Ростелеком» предложила больший объем инвестиций – 57 179 414 рублей против 53 809 000, предложенных «ИрТех», сообщили TAdviser в подмосковном министерстве информационных технологий. Заявка "Ростелекома", по мнению чиновников, была лучше проработана как по формальным, так и по качественным критериям, "особенно в части финансовой модели реализации проекта".

"В заявке дополнительно приведены методология проектного управления, схема взаимодействия участников при реализации коммерческих сервисов. Так, ОАО «Ростелеком» заявил на конкурс 51 коммерческую услугу, против 10 услуг ЗАО «ИрТех». В результате рассмотрения и оценки заявок лучшей оказалась заявка ОАО «Ростелеком», набрав 88,14 балла. Заявка ЗАО «ИрТех» получила 85,2 балла", - уточнили в Мининформсвязи Московской области.

В упомянутом выше интервью Максут Шадаев говорил, что в конкурсе также ожидалось участие «Дневник.ру», но эта компания, согласно протоколу, не подавала заявку. "Мы не стали участвовать в тендере напрямую, так как для этого требовались инвестиции в размере 53 млн рублей", - объясняет представитель "Дневник.ру" Анна Рудая.

Собеседник TAdviser, знакомый с деталями заявки "Ростелекома", утверждал, что "Дневник.ру" выступит субподрядчиком оператора. В самом "Дневнике" говорили, что субподрядчик еще не выбран. В "Ростелекоме" не раскрывали информацию о субподрядчике.

Недовольство участников рынка

В августе 2015 года на действия подмосковных властей по внедрению единой системы электронных дневников и журналов жаловался разработчик сервиса школьных электронных дневников "ЭлЖур" - компания "Вебмост"[4]. Ее услугами на тот период времени пользовались более 270 подмосковных школ.

Компания обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Московской области и областную прокуратуру с просьбой проверить законность действий подмосковного Министерства образования. По словам гендиректора "Вебмост" Дениса Кузнецова, "Ростелеком" при содействии Минобразования нарушает антимонопольное законодательство, права образовательных организаций области и хозяйствующих субъектов.

"Вышеуказанными субъектами осуществляются действия, вынуждающие школы отказываться от выбранных ими информационных систем для ведения учета успеваемости и использовать систему, внедряемую "Ростелеком" в рамках инвестиционного договора", - говорилось в тексте обращения в управление ФАС и прокуратуру Московской области.

В подмосковном Минобрнауки говорили, что система "Ростелекома" в полной мере отвечает требованиям федерального законодательства в части обеспечения информации о текущей успеваемости учащихся.

При этом "школы могут использовать ранее выбранные ими электронные журналы и дневники, но в этом случае ответственность за соблюдение всех требований законодательства ложится на руководство школы", заклачили в министерстве.

Примечания