Проект

МГУ - Московский Государственный Университет (CAVE)

Заказчики: Московский Государственный Университет (МГУ)

Москва; Образование и наука

Подрядчики: VE Group (ВИ Групп)
Продукт: VE CAVE Виртуальное прототипирование

Дата проекта: 2006/03 — 2006/12

Комната виртуальной реальности (CAVE) на факультете психологии МГУ

Задачи проекта

Руководству факультета психологии Московского Государственного Университета им. Ломоносова был необходим интерактивный инструмент для проведения научно-практических исследований в области психологии и психофизиологии. Основной проблемой данных исследований является непостоянная среда, в которой они проводятся, так, для изучения реакции человека на ту или иную ситуацию, необходимо несколько раз ее воссоздавать, ничего не меняя: освещение, расположение вещей, положение испытуемого и т.п., что практически нереально. Выход — погружение человека в виртуальную реальность. Чтобы решить данную задачу, МГУ обратился к компании VE Group, на тот момент единственному в России поставщику профессиональных систем виртуальной реальности.

Решение VE Group:

Компания VE Group внедрила в МГУ комнату виртуальной реальности — полноценный 4х-экранный CAVE, который используется психологами, психофизиологами и другими специалистами МГУ для погружения человека в виртуальную реальность.

Комната виртуальной реальности МГУ это:

  • четыре экрана обратной проекции, обеспечивающие эффект присутствия даже без использования специальных 3D-очков;
  • четыре стерео-проектора, синхронно выводящие изображение на экраны;
  • графический кластер, поддерживающий работу с программным обеспечением для
  • интерактивной визуализации виртуальных сцен;
  • система трекинга, отслеживающая направление взгляда человека и его головы;
  • костюм, отслеживания движений тела человека (motion capture);
  • перчатки виртуальной реальности, позволяющие проводить манипуляции с виртуальными макетами (сборка-разборка, перемещение объектов);
  • акустическая система 5.1;
  • сеть передачи данных.

Сложности проекта:

Зданию, в котором располагается комната виртуальной реальности, порядка 230 лет и оно находится под охраной ЮНЕСКО. Поэтому при проектировании системы важно было учитывать небольшой метраж помещения и невозможность внесения изменений в существующие конструкции и пол. Несмотря на данные трудности, специалистам VE Group удалось разместить оборудование в помещении с соблюдением всех правил техники безопасности.

Эффект проекта

Психфак МГУ — один из первых в России стал использовать виртуальную реальность в психологии. В комнате виртуальной реальности проводят исследования в области восприятия пространства, оптических иллюзий, слепоты к изменениям и другим направлениям. Эффект присутствия в виртуальной сцене позволяет изучать реакцию испытуемых на стресс, симулировать общение с виртуальными трехмерными персонажами.

Кроме того, CAVE соединена с суперкомпьютером МГУ, который находится в здании на Воробьевых горах, благодаря чему результаты суперкомпьютерных исследований могут отражаться в комнате виртуальной реальности в режиме реального времени.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

На данный момент комната виртуальной реальности решает задачи всех исследователей МГУ, а не только психологического факультета.

С начала реализации проекта и по сегодняшний день VE Group ведет обслуживание и модернизацию системы. На основе постоянно сотрудничества МГУ и VE Group проводят совместные научно-исследовательские работы, НИОКР, обучения и консультации.