Московский Государственный Университет
Россия
Центральный ФО РФ
Москва
Ленинские горы, ГСП-2, 119992
+7 (495) 939-40- 28
+7 (495) 939-20-60
Топ-менеджеры:
Садовничий Виктор Антонович
Виноградов Игорь Иванович
Персоны (30) работают сейчас - 17 работали ранее - 13
Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.ФИО | Город | Должность |
---|---|---|
Акимов Андрей Сергеевич | Москва | Специалист |
Бартунов Олег Сергеевич | Москва | Старший научный сотрудник |
Булгаков Андрей Леонидович | Москва | Научный сотрудник |
Бурыкин Илья Геннадиевич | Москва | Научный сотрудник |
Виноградов Игорь Иванович | Москва | Технический директор |
Дудихин Виктор Владимирович | Москва | Доцент |
Королев Виктор Юрьевич | Москва | |
Кулик Сергей Павлович | Москва | Научный руководитель |
Кумсков Михаил Иванович | Москва | Профессор |
Магин Борис Евгеньевич | Москва | Технический специалист |
Проекты (4)
Список проектов компании, известных TAdviser. Добавить проект можно здесь.Продукты (20)
Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.Цифровой паспорт (25 проектов)
Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.Активы
МГУ имени М.В. Ломоносова является крупнейшим классическим университетом Российской Федерации. Он осуществляет подготовку студентов, аспирантов и докторантов на 40 факультетах по направлениям и специальностям, которые охватывают практически весь спектр современного университетского образования. В настоящее время в МГУ обучается более 40 тысяч человек. Около 10 тысяч школьников занимаются при МГУ. В составе университета 15 научно-исследовательских институтов и 380 кафедр. Особый статус МГУ подтвержден правом на собственные образовательные стандарты, собственные вступительные и аттестационные испытания.
Факультеты
На 2020 год в составе МГУ находятся:
Математика, кибернетика, космос
- Механико–математический факультет
- Факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМиК)
- Факультет космических исследований
Естественные науки
- Физический факультет
- Химический факультет
- Факультет фундаментальной физико-химической инженерии
- Факультет наук о материалах
- Биологический факультет
- Факультет биоинженерии и биоинформатики
- Биотехнологический факультет
- Факультет фундаментальной медицины
Науки о Земле
- Факультет почвоведения
- Геологический факультет
- Географический факультет
История, филология, философия, социология, психология
- Исторический факультет
- Филологический факультет
- Высшая школа перевода (факультет)
- Факультет педагогического образования
- Философский факультет
- Высшая школа современных социальных наук (факультет)
- Социологический факультет
- Факультет психологии
Журналистика, телевидение, искусства
- Факультет журналистики
- Высшая школа телевидения (факультет)
- Факультет искусств
Экономика, юриспруденция, бизнес
- Экономический факультет
- Юридический факультет
- Высшая школа бизнеса (факультет)
- Высшая школа инновационного бизнеса (факультет)
- Московская школа экономики (факультет)
Международные отношения
- Факультет глобальных процессов
- Факультет иностранных языков и регионоведения
- Факультет мировой политики
- Факультет политологии
- Институт стран Азии и Африки
Госуправление
- Факультет государственного управления
- Высшая школа государственного администрирования (факультет)
- Высшая школа государственного аудита (факультет)
- Высшая школа управления и инноваций (факультет)
- Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультет)
Школы-интернаты
- Специализированный учебно-научный центр (факультет) — школа-интернат имени А.Н. Колмогорова
- Университетская гимназия (школа-интернат)
Институты
На 2020 год в состав МГУ входят следующие институты:
- Научно–исследовательский институт механики
- Научно–исследовательский институт ядерной физики им. Д.В. Скобельцына
- Научно–исследовательский институт физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского
- Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга
- Научно–исследовательский институт и музей антропологии им. Д.Н. Анучина
- Институт математических исследований сложных систем
- Институт проблем информационной безопасности
- Национальная антидопинговая лаборатория (институт)
- Институт русского языка и культуры
- Русско-германский институт науки и культуры
- Институт мировой культуры
- Институт Конфуция
Институты перспективных исследований:
- Институт теоретической и математической физики
Число студентов
2024
Участие в создании чат-бота для написания страниц памяти о людях
Сервис по сохранению памяти в цифровой среде «Код памяти» совместно со студентами и выпускниками некоторых вузов страны разработал AI бот в Telegram. Об этом компания сообщила 9 сентября 2024 года.Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы
Участники из НИТУ МИСИС, МГТУ им. Н.Э. Баумана и МГУ за 3 дня создали чат-бот на основе искусственного интеллекта, который помогает писать собственные «Страницы памяти» на сервисе. Подробнее здесь.
Рекордный набор иностранных студентов - 2,9 тыс. человек
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ) побил рекорд по числу принятых иностранных студентов, приняв в 2024 году порядка 2,9 тыс. абитуриентов из-за рубежа. Об этом стало известно в конце августа 2024 года. Этот результат стал самым высоким с 2015 года, о чем сообщил ректор университета Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной началу нового учебного года.
Как передает «РИА Новости», по словам Виктора Садовничего, в 2023 году количество иностранных студентов, поступивших в МГУ, составляло 2,4 тыс. человек, а в 2022 году — 2,1 тыс. человек. Таким образом, наблюдается устойчивый рост числа студентов из других стран, желающих получить образование в ведущем российском вузе.
В общей сложности в МГУ, включая его филиалы, в 2024 году обучаются более 11 тыс. иностранных студентов. Это число включает студентов, аспирантов и слушателей программ дополнительного профессионального образования. По данным университета, наибольший интерес к обучению проявляют абитуриенты из Китая, Турции, Саудовской Аравии, Индонезии, Вьетнама, Мексики и других стран.
Садовничий подчеркнул, что прием иностранных абитуриентов в МГУ еще не завершен, и заключение договоров продолжается, что может еще больше увеличить количество обучающихся из-за рубежа. Университет активно развивает международное сотрудничество и продолжает привлекать студентов со всего мира, предлагая высокое качество образования и широкий спектр образовательных программ.
МГУ также продолжает укреплять свои позиции в международных рейтингах, что способствует повышению его привлекательности для иностранных студентов. По словам ректора, вуз не испытывает проблем с обучением иностранных граждан, что подтверждается стабильным ростом числа поступающих из-за рубежа.[1]
2020
По данным на апрель 2020 г, общая численность обучающихся в МГУ составляет 38 150 человек, из которых иностранных граждан 3907.
Архитектура
Масштабная программа благоустройства в столице добралась в 2017 году и до территории МГУ на Воробьевых горах. Соответствующий тендер на 2,7 миллиарда рублей объявили столичные власти. Работы по благоустройству планируется завершить до сентября 2018 года. Работы затронут улицы Косыгина (территорию смотровой площадки), Академика Самарского, Академика Хохлова, Колмогорова, Университетский проспект и Университетскую площадь. Территория под благоустройство составит 57 гектаров.
Рядом с главным зданием университета обновят газон и уложат новый асфальт, сделают дорожки для прогулок и отреставрируют фонтаны. Также отреставрируют исторические фонари и установят более 270 новых светильников. В парке поблизости обустроят специальные зоны отдыха и организуют экотропы для прогулок.
«Ансамбль МГУ создавался в 1949-1953 годах, с этого времени масштабных работ по благоустройству не проводилось. Главная задача, которая стоит перед подрядчиком, — сохранить и восстановить исторический облик территории рядом с главным зданием», — заявили в городском департаменте капитального ремонта. Начальная цена госконтракта — 2,7 млрд руб. Заявки на участие в аукционе принимаются до 7 июля. Победитель будет объявлен 12 июля. Завершить работы предполагается до начала сентября 2018 года.
История
2024: Словения закрыла единственный европейский филиал МГУ
Единственный европейский филиал МГУ имени Ломоносова (Спутник), который располагался в городе Копер в Словении, сейчас закрыт, сообщил ректор российского вуза в октябре 2024 г.
На адрес университета было отправлено письмо от руководства филиала о его закрытии. "Мы его не закрывали, ни университет, ни министерство образования. Никто с нашей стороны не имел к этому никакого отношения", - сказал он.
МГУ имени Ломоносова никогда не отказывался от сотрудничества с зарубежными странами и другими университетами и тем более не был инициатором ухудшения отношений, говорит ректор.
2023
МГУ им. Ломоносова получило 340,4 млн рублей на запуску инженерной школы для разработки лекарств
МГУ им. Ломоносова получил 340,4 млн рублей на запуск инженерной школы для разработки лекарств. Об этом в пресс-службе вуза рассказали 11 декабря 2023 года. Подробнее здесь.
Мишустин поручил создать учебный кластер МГУ в Сарове
Премьер-министр Михаил Мишустин дал поручения по итогам рабочей поездки в Саров. Одно из них, как сообщила 8 июля 2023 года пресс-служба кабмина, касается развития учебного кластера МГУ в Сарове.
Минобрнауки, Минстрой, Минфин, «Росатом» и МГУ имени М.В.Ломоносова должны проработать возможность строительства объектов научно-образовательной инфраструктуры в рамках программы создания кампусов мирового уровня при формировании проекта бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 гг..
Площадь нового здания учебного корпуса составит 20 тыс. кв. м. Одновременно здесь смогут обучаться 500 человек. Предполагается, что в составе будущего университетского кампуса будут созданы:
- общежитие для студентов, аспирантов, преподавателей и профессоров общей площадью более 20 тыс. кв. м;
- объекты коммунальной и инженерной инфраструктуры.
Отмечается, что саровский филиал МГУ является ключевым элементом Национального центра физики и математики, который создается при участии «Росатома» по инициативе президента РФ. Филиал создали в 2021 году для обучения научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в области физики и математики для высокотехнологичных организаций РФ.
Обучение в филиале проводится по программам «Вычислительные методы и методики моделирования», «Суперкомпьютерные технологии математического моделирования и обработки данных», «Динамика, прочность и устойчивость процессов деформирования сложных тел и конструкций», «Суперкомпьютерные технологии и фундаментальная информатика», «Лазерная нелинейная оптика и фотоника», «Теоретическая физика», «Экстремальные электромагнитные поля, релятивистская плазма и аттосекундная физика». К июлю 2023 года в саровском филиале МГУ обучаются порядка 100 студентов и аспирантов.[2]
Открытие выставки «Эхо героев»
В Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова открылась edutainment-выставка «Эхо героев». Это первая выставка, сгенерированная с помощью искусственного интеллекта.
В МГУ построили куб, внутри которого создается видеопроекция, оживляющая героев с помощью нейросетей. Здесь оживают имена, истории и образы известных выпускников, которые внесли вклад в развитие не только своей альма-матер, но и всей страны. Подробнее здесь.
2022
Заявления на поступление от более чем 3 тыс. иностранцев
МГУ в 2022 году получил заявления на поступление от более чем 3 тыс. иностранцев. Более 80% абитуриентов в этом году поступают из Восточной, Центральной и Западной Азии. Наибольшее количество заявлений было подано абитуриентами из Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Ирана, Белоруссии, Киргизии.
Соглашение с "Т1 Консалтинг" по подготовке ИТ-кадров
1 июля 2022 года разработчик ПО Т1 Консалтинг сообщил о запуске программы сотрудничества с российскими вузами. Сотрудничество заключено так же и с МГУ. Подробнее здесь.
Ученые подтвердили наличие аномалий в мозге переболевших коронавирусом
28 февраля 2022 года стало известно о том, что ученые НИТУ «МИСиС», МГУ имени М.В совместно с экспертами Сбера применили разработанный нейроинтерфейс на основе электроэнцефалографии для оценки особенностей электрической активности мозга людей, переболевших COVID-19. Выявленные особенности работы мозга можно трактовать, как проявление возможных неврологических последствий. Исследователи показали статистически значимые отличия сигналов мозга у людей, перенесших и не перенесших COVID-19. Подробнее здесь.
2021: Российские ученые предложили новый метод для анализа механизма действия нанопрепаратов
Ученые НИТУ «МИСиС», МГУ им. М.В. Ломоносова, НИЦ «Курчатовский институт», физико-технологического института РАН и РХТУ им. Д.И. Менделеева предложили использовать для анализа и оценки параметров диффузии и гидродинамических свойств наночастиц мёссбауэровскую спектроскопию – метод ядерного гамма-резонанса, популярный в физическом материаловедении, геологии и химии. Об этом 24 августа 2021 года сообщил НИТУ МИСиС. Подробнее здесь.
2020: Создание Института искусственного интеллекта. Его возглавила Катерина Тихонова
28 февраля 2020 года стал известно о создании на базе МГУ им. Ломоносова Института перспективных исследований проблем искусственного интеллекта и интеллектуальных систем. Его возглавила генеральный директор фонда «Национальное интеллектуальное развитие» (работает под брендом «Иннопрактика», учредитель – МГУ) Катерина Тихонова. Подробнее здесь.
2019
Российские ученые показали возможность детектирования проникновения абрикосовских вихрей через границу сверхпроводника с ферромагнетиком
31 октября 2019 года стало известно, что ученые из МФТИ, МГУ и ИФТТ РАН показали возможность детектирования проникновения абрикосовских вихрей через границу сверхпроводника с ферромагнетиком. Устройство представляет собой ферромагнитный нанопровод, к которому подведены сверхпроводящие электроды. Подробнее здесь.
Ростех и МГУ создадут центр для борьбы с онкозаболеваниями
Госкорпорация Ростех и МГУ имени М.В. Ломоносова 14 февраля 2019 года заключили соглашение о сотрудничестве в области развития и внедрения технологий для борьбы с онкозаболеваниями. Подробнее здесь.
Ученые МГУ нашли нетоксичный способ производства кремниевых наноматериалов
13 февраля 2019 года стало известно о том, что ученые МГУ нашли нетоксичный способ производства кремниевых наноматериалов. При производстве кремниевых наноструктур, востребованных в разных областях промышленности, как правило, используется достаточно токсичная плавиковая кислота. Сотрудники МГУ имени М.В. Ломоносова нашли способ, как избежать ее применения. Открытие ученых МГУ может найти применение в промышленном производстве основанных на нанокремнии антиотражающих покрытий для солнечных батарей, оптических сенсоров для обнаружения различных молекул, наноконтейнеров для доставки лекарств. Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (РНФ), его результаты опубликованы в международном журнале Frontiers in Chemistry.
Как сообщалось, наноструктуры на основе кремния на февраль 2019 года востребованы и применяются крайне широко: их используют в электронике, биомедицине, оптоволоконной оптике, солнечной энергетике и многих других областях. Особый интерес на февраль 2019 года вызывают кремниевые нанонити диаметром около 100 нм. Такие нанонити находят применение в производстве транзисторов, чувствительных сенсорных элементов, в солнечных батареях, и как носители для таргетированной доставки лекарств.
Для получения массивов таких нанонитей обычно используют метод металл-стимулированного химического травления пластин монокристаллического кремния в растворе плавиковой кислоты. Но плавиковая кислота токсична для окружающей среды и человека, а симптомы отравления ею тяжело распознать. Для масштабного промышленного производства кремниевых нанонитей необходимо найти менее токсичные способы их получения, и команда ученых МГУ имени М.В. Ломоносова предложила вариант решения этой проблемы.
В данной работе был модифицирован метод металл-стимулированного химического травления для получения кремниевых нанонитей, где плавиковая кислота (HF) была заменена на гораздо менее токсичный фторид аммония (NH4F). Электрохимическими методами исследован механизм образования нанонитей на поверхности подложек монокристаллического кремния. Исследованы структурные и оптические свойства полученных кремниевых нанонитей, также и в зависимости от рН растворов, которые использовались для изготовления наноструктур. Было показано, что форма нанонитей изменяется от вертикальной к пирамидальной с увеличением рН травящего раствора. Кирилл Гончар, ведущий автор исследования, младший научный сотрудник физического факультета МГУ |
Полученные образцы обладают крайне низкой отражающей способностью (вплоть до 5%) в видимом диапазоне светового спектра. Эта особенность более выражена для образцов с пирамидальной структурой. Она позволяет использовать такие нанонити для создания антиотражающего покрытия для солнечных батарей. Ученые также отмечают, что в произведенных их методом кремниевых нанонитях наблюдается усиление локализации света. Это свойство может быть также использовано для создания чувствительного элемента оптического сенсора на различные молекулы.
Исследование выполнено в Лаборатории физических методов биосенсорики и нанотераностики под руководством Любови Осминкиной на физическом факультете МГУ. Эта лаборатория учреждена в рамках Программы по созданию лабораторий под руководством молодых ученых в МГУ «Зеленый свет». В исследовании также принимали участие ученые химического факультета, факультета наук о материалах МГУ, а также сотрудники Института биологического приборостроения РАН. [3]
2018: Вхождение в консорциум «Цифровое здравоохранение»
В России начал работу национальный консорциум «Цифровое здравоохранение», меморандум о создании которого был подписан 16 февраля 2018 года в Национальном Медицинском исследовательском центре им. Алмазова. В работе консорциума принимают участие холдинг «Швабе» (структура ГК «Ростех»), Министерство связи и массовых коммуникаций России, «Русатом Хэлскеа», НМИЦ им. В.А. Алмазова, МГУ им. М.В. Ломоносова, Университет ИТМО и инжиниринговый центр «ЭлТех СПб». Подробнее здесь.
2001: Число студентов дневного отделения составило 31 тыс
Общее число студентов дневного отделения возросло с 13 тысяч в 1953 году до 31 тысячи в 2001 году.
1963
1959: Создание подготовительного факультета для обучения иностранцев русскому языку
Для обучения иностранных граждан русскому языку в 1959 году в университете был образован один из первых в нашей стране подготовительный факультет такого профиля (ныне Центр международного образования). Московский университет превратился в крупный международный центр подготовки студентов и аспирантов.
1958
1956: Расширение спектра научных исследований и запуск новых факультетов
Укрепление материальной базы, меры, принятые с середины 1950-х годов по демократизации политической жизни в стране, расширение контактов с иностранными государствами позволили существенно обогатить спектр научных исследований, проводимых в университете. Создаются многочисленные специализированные лаборатории, в том числе и межфакультетские, организован мощный Научно-исследовательский вычислительный центр.
В составе МГУ появились новые факультеты:
- Институт восточных языков (с 1972 года — Институт стран Азии и Африки при МГУ),
- факультет психологии,
- факультет вычислительной математики и кибернетики,
- первый в стране факультет почвоведения.
1953: Начало занятий в новом комплексе зданий на Воробьёвых горах
В конце 1940-х–начале 1950-х годов значительно улучшается материальное положение Московского университета. На Ленинских (Воробьевых) горах возводится огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября 1953 года в них начались учебные занятия.
Лаборатории и аудитории были оснащены новейшим по тому времени оборудованием. Бюджет университета вырос более чем в 5 раз по сравнению с довоенным.
1945
Основная статья: Вторая мировая война
За годы войны университет выпустил более 3 тысяч специалистов. Ученые МГУ своими научными достижениями внесли значительный вклад в дело обороны страны, развития ее экономики. Более 3 тысяч научных разработок было выполнено в МГУ за военное четырехлетие. В их числе:
- совершенствование самолетостроения и управления морскими судами,
- обоснование теории точности артиллерийской стрельбы и стрельбы по площадям,
- обеспечение сигналов точного времени для всей страны, изобретение взрывчатых веществ.
- в медицинскую практику был введен тромбин — препарат, ускоряющий свертывание крови;
- были начаты работы по исследованию урана;
- геологи обнаружили в Средней Азии крупнейшие месторождения вольфрама, способствовали освоению «второго Баку»;
- географы обеспечивали Красную армию картографическим материалом и т.д.
Большой вклад в укрепление морального духа армии и народа, обличение преступной сущности фашизма, пропаганду патриотических идеалов внесли ученые-гуманитарии. В документах Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, судивших фашистских преступников, нашли свое отражение разработки юристов МГУ, например, об индивидуальной уголовной ответственности бывших фашистских главарей.
Всего на фронтах войны сражалось более 5 тысяч университетских питомцев, свыше тысячи человек награждены в годы войны орденами и медалями СССР и стран антигитлеровской коалиции, а семь были удостоены звания Героя Советского Союза.
Не вернулись с войны около 3 тысяч студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь рядом с 1 учебным корпусом в 1975 году был открыт памятный знак и зажжен Вечный огонь Славы.
1944: Создание МГИМО на базе Международного факультета МГУ
Датой создания университета принято считать 14 октября 1944 года, когда Совнарком преобразовал созданный годом ранее Международный факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в самостоятельный институт.
1943
Создание факультета международных отношений с набором 200 студентов
Первые шаги факультета были сделаны в опоре на лучшие кадры Московского государственного университета и его материальную базу. В 1943 году Народный комиссариат иностранных дел СССР поставил перед советским правительством вопрос о необходимости открытия в МГУ факультета международных отношений. 31 августа 1943 года вышло постановление Совнаркома СССР — на новом факультете предполагалось четырехлетнее обучение, с приемом на первый курс 200 студентов «преимущественно из числа лиц мужского пола».
Факультет международных отношений стал тринадцатым в МГУ. Ему было предоставлено отдельное здание в Кропоткинском переулке, 6. Первым деканом стал доктор экономических наук, профессор Иван Дмитриевич Удальцов.
1943: Возвращение университета в Свердловск
В Москву университет вернулся из Свердловска только весной 1943 года, хотя занятия с оставшимися в столице студентами возобновились в феврале 1942 года после разгрома фашистских полчищ под Москвой.
1942: Перевод университета в эвакуацию в Свердловск
С лета 1942 года МГУ работает в Свердловске (ныне Екатеринбург).
1941
Эвакуация университета в Ашхабад
Основная статья: Вторая мировая война
Уже 25 июня 1941 года ушла на фронт первая группа студентов и сотрудников МГУ, в основном для пополнения командного и политического состава Красной армии. Добровольцами МГУ была укомплектована 8-я (Краснопресненская) дивизия народного ополчения. Она героически сражалась во время обороны Москвы.
С октября 1941 года университет находился в эвакуации, сначала в Ашхабаде.
Возвращение Московского института философии, литературы и истории в состав МГУ
В октябре 1941 года Московский университет был усилен включением в него ИФЛИ — Московского института философии, литературы и истории.
5 тыс студентов на дневном отделении
К 1941 году только на дневном отделении занималось около 5 тысяч студентов.
1940: МГУ присвоено имя М.В. Ломоносова
В 1940 году, в дни празднования своего 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В. Ломоносова, которое он носит и поныне.
1934: Защищены первые кандидатские диссертации в СССР
В 1934 году в университете были защищены первые за годы Советской власти кандидатские диссертации.
1932: Отмена «бригадно-лабораторного» метода обучения
В 1932 году был отменён «бригадно-лабораторный» метод, введённый ранее, и предполагавший отменю лекций, передачу проработки материала на самотек студенческим бригадам из 3–5 человек, замену индивидуальных экзаменов на коллективные отчеты бригад.
Вводились новые учебные программы, менялся режим работы в высшей школе.
1931: Гуманитарные факультеты выделены в отдельный Московский институт философии, литературы и истории
На основе гуманитарных факультетов в 1931 году открылся Московский институт философии, литературы и истории, слившийся вновь с МГУ только спустя 10 лет.
1919: Университет полностью переведён на государственное финансирование
Пронесшийся над Россией революционный вихрь 1917 года оставил противоречивый след в судьбе высшей школы. С одной стороны, произошла ее глубокая демократизация. Отменялась плата за обучение, студенты обеспечивались государственными стипендиями. С 1919 года университет полностью был переведен на государственное финансирование.
Для того чтобы выходцы из рабочих и крестьянских семей смогли получить необходимую для поступления в вуз сумму знаний, при университете с 1919 года действовал подготовительный рабочий факультет (оставался в составе МГУ до 1936 г.). Преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжали ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин и др.
Вместе с тем на университетской жизни тяжело отразился раскол общества в ходе революции. Часть студентов и известных ученых, не принявших новые политические порядки, была вынуждена покинуть Московский университет.
1914: Резкое сокращение учащихся в связи с началом Первой мировой войны
Резко сократилось число студентов и в связи с начавшейся в 1914 году Первой мировой войной.
1911
Исключение более тысячи студентов, аресты и высылка из Москвы революционно настроенных учащихся
После исхода преподавателей правительство ответило исключением из университета более тысячи студентов, арестами и высылкой из Москвы революционно настроенных учащихся.
130 профессоров и преподавателей покинули МГУ в знак протеста против незаконного увольнения своих коллег
В 1911 году в знак протеста против незаконного увольнения ряда профессоров и нарушения университетской автономии его стены демонстративно покинули более 130 профессоров и преподавателей. Среди них — ученые с мировым именем: К.А. Тимирязев, П.Н. Лебедев, Н.Д. Зелинский, Н.А. Умов, С.А. Чаплыгин, В.И. Вернадский, В.И. Пичета и др.
1905: Студенты принимают резолюцию с требованием свержения самодержавия и превращения России в демократическую республику
Студенты Московского университета были в первых рядах борцов за свободу в революции 1905–1907 гг. На сходке 9 сентября 1905 года студентами была принята резолюция, требовавшая свержения самодержавия и превращения России в демократическую республику.
1863
Новый университетский устав увеличивает числи дисциплин и преподавателей
Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного права в 1861 году и вступления России на путь капитализма. Университетский устав 1863 года отражал общий курс правительства на проведение реформ, призванных ускорить развитие страны. Рост промышленности, торговли, сельского хозяйства, преобразования в сфере управления, суда, армии требовали повышения уровня и расширения университетского образования. По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов.
1500 студентов на четырёх факультетах
На четырех факультетах университета — историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском — учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало к разночинцам.
1820: 500 студентов
К 20-м годам XIX столетия число студентов Московского университета превысило 500 человек.
1815: После пожара для библиотеки собрано 7,5 тыс книг
Восстановление университета стало делом всего русского общества. Научные учреждения, ученые, частные лица передавали университету деньги, книги, старинные рукописи, естественнонаучные коллекции, приборы.
Только для университетской библиотеки к 1815 году удалось собрать 7,5 тысяч книг.
1813: Возобновление занятий
Несмотря на тяжелое положение университета, профессора и студенты уже 1 сентября 1813 года приступили к занятиям.
1812: Здания университета полностью сгорели во время нашествия французов
Вторжение в 1812 году в Россию наполеоновской армии вызвало у студентов университета небывалый патриотический подъем. Многие вступили в ополчение, а труд университетских медиков был особо отмечен М.И. Кутузовым. Во время пребывания наполеоновских солдат в Москве здания университета практически полностью сгорели. Погибли библиотека, архив, музей, научное оборудование.
1804
Трёхлетнее обучение на четырёх отделениях
Студенты в это время обучались на четырех факультетах (отделениях, как их тогда называли):
- нравственных и политических наук,
- физических и математических наук,
- медицинских наук,
- словесных наук.
Обучение продолжалось 3 года. После выпускных экзаменов лучшим из оканчивавших университет присваивалась степень кандидата, остальным — звание «действительный студент». Усиливалась преемственность различных ступеней образования. По уставу 1804 года университет осуществлял общее руководство средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России.
Принят устав университета с предоставлением автономии
До 1804 года деятельность университета регулировалась «Высочайше утвержденным проектом о учреждении Московского университета». В 1804 году был принят университетский устав. Университету предоставлялась значительная автономия, ректор и деканы факультетов избирались из числа профессоров. Первым выборным ректором стал профессор истории и словесности Х.А. Чеботарев. Совет профессоров решал все вопросы университетской жизни, присуждал ученые звания. Книги, печатаемые с одобрения Совета в университетской типографии, освобождались от общей цензуры.
1756: Открытие библиотеки, типографии и книжной лавки
Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.
Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.
1755
Обучение студентов на трёх факультетах
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета:
- философский,
- юридический и
- медицинский.
Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.
Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности:
«В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». |
За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.
Основание университета - первого в России
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число.
М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.
Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты.