2024/11/12 09:04:20

Продуктовый или проектный подход: что выбрать для управления HR Tech в корпорации

Инструменты HR Tech помогают автоматизировать работу с персоналом, проводить эффективную HR-аналитику и выстраивать EJM сотрудника в компании. При внедрении решения HRD решает, какой подход выбрать — проектный или продуктовый. Выбор зависит от специфики задачи, наличия ресурсов и особенностей корпоративного устройства.

19 сентября прошла очередная встреча Дискуссионного клуба HR Tech от VK. Руководители по цифровизации и директора продуктов HR-направлений в Группе НЛМК, арт-кластере «Таврида», компаниях ОТЭКО, X5 Group, «Тандер» (Магнит) и «ЕвроХим» обсудили особенности продуктового и проектного подходов при разработке решений для управления персоналом. Партнером встречи выступила компания «Ростелеком».

Рассказываем об отличиях двух подходов и делимся мнениями спикеров Дискуссионного клуба.

Содержание

Проектный подход: измеримые цели, четкие сроки и согласованный бюджет

В проектном подходе, чтобы создать решение для HR, собирают отдельную команду, которая работает до завершения проекта. Она ставит измеримые цели, формирует сроки и бюджет, а потом защищает проект перед руководством компании. Эффективность команды определяется способностью выполнить поставку в срок при заданном образе результата и заданном количестве ресурсов.

Проектный подход подразумевает последовательное выполнение задач, подробную фиксацию всех требований и дедлайнов. Он подходит, если у HR-департамента есть конкретная задача, которую нужно выполнить в строго определенное время и в соответствии с утвержденным планом.

В работе проектной команды можно выделить пять этапов.

1. Предпроектное исследование. Команда собирает данные, изучает риски и пишет план. На этом этапе определяются стратегические цели проекта, сроки и объемы ресурсов для его реализации. Всю документацию нужно согласовать с руководством компании. Чтобы проект получился жизнеспособным, команда должна учесть, что процесс нужно будет адаптировать под выявляемые новые требования.

2. Проектирование. Команда создает концепцию решения — в нее входят логика, дизайн и функциональное содержание информационной системы. На этом этапе выбирают инструменты, которые понадобятся для работы.

3. Разработка. Теперь команда разрабатывает решение в строгом соответствии с техзаданием и в рамках утвержденного плана. Если нужно скорректировать план или запросить дополнительный бюджет, изменения приходится согласовывать с руководством компании.

4. Опытно-промышленная эксплуатация. На этом этапе команда на фокус-группе проверяет, насколько решение соответствует требованиям, собирает обратную связь, выявляет недочеты и, если нужно, устраняет ошибки.

5. Переход в промышленную эксплуатацию. Команда выпускает решение на весь целевой объем конечных пользователей и в сроки, зафиксированные в плане проекта, собирает обратную связь стейкхолдеров. После полугода работы системы команда оценивает показатели эффективности проекта, при необходимости поставляет дополнительный функционал в рамках проектного развития, а затем завершает работы и проект.

В поддержку проектного подхода высказались руководитель департамента цифровизации и информационной безопасности Таврида.Арт Роман Смирнов, руководитель управления развития ИС ОТЭКО Вадим Белогрудов и руководитель центра компетенций мобильной разработки НЛМК Никита Токарев.

«
Проектный подход более универсален, потому что любой продукт так или иначе начинается с проекта. Нужно сделать какой-то объем работ, выпустить MVP, согласовать это с заказчиком — и только после этого переходить к продуктовой стадии.

Еще один важный момент — культурный код российского бизнеса. Большинство наших компаний — это иерархические структуры с четкой вертикалью, сроками и KPI. А государственные организации еще и должны учитывать особенности работы с бюджетом. В таких условиях нужен проектный подход, в котором команда выдает результат четко в срок и при заданных ресурсах.

Проектный подход позволяет эффективно планировать и управлять ожиданиями. Мы создаем цифровые HR Tech-решения для людей, которые далеки от ИТ. Они понимают, что нужен сервис, но не разбираются в тонкостях разработки и других нюансах. Проектная команда может четко ответить стейкхолдерам на два простых вопроса: сколько нужно денег и когда будет готово.

Роман Смирнов, руководитель департамента цифровизации и информационной безопасности, Таврида.Арт
»

«
Как понять, что было раньше — яйцо или курица? Иначе говоря, могут ли проектный и продуктовый подходы существовать отдельно друг от друга? В основе всего стоит продукт, создание блага для конечных пользователей. Мы должны четко видеть, куда идем и какую ценность производим. Если команда не понимает, каким должен быть итоговый результат, все действия, "прибитые гвоздями" к производственному процессу, — это просто работа ради работы.

Не получится создать продукт, не используя проектные технологии. Прежде чем перейти к стадии поддержки продукта, команда должна предпринять ряд традиционных действий, которые определяются именно проектным подходом. Классический Waterfall, всевозможные проявления Agile, предиктивные, инкрементальные, итеративные методологии разработки — все это составляющие проектного подхода.

Опираясь на опыт, можно сделать вывод, что на практике существует только один подход — проектный. А рассуждения о так называемом продуктовом подходе эфемерны и лишены практического смысла.

Вадим Белогрудов, руководитель управления развития ИС, ОТЭКО
»

«
В жизни я апологет продуктового подхода, но мне было интересно выступить сторонником проектных технологий в HR Tech. Защищая эту позицию, я обнаружил интересные моменты. Проектный менеджер вынужден фокусироваться на сроках и бюджете, а понятие «пользователь» нередко уходит из поля зрения. Когда вы создаете HR-решения в проектном подходе, важно целенаправленно думать о потребностях пользователей, чтобы в итоге создать жизнеспособный сервис.

В проектном управлении может накапливаться лишняя бюрократия. Открытие и завершение проектов, ресурсный и бюджетный менеджмент, графики, статусы, сроки, передача на поддержку — все эти процессы становятся настолько трудоемкими, что компании видят спасение в продуктовом подходе.

Даже крупные решения можно делать со старта продуктовым подходом, если собрать команду, которая знает, как это делается. Создавать HR-решения в продуктовом подходе стоит не с мотивацией избавиться от текущих проблем проектного подхода, а с мотивацией к улучшению жизни конечных пользователей. Иначе можно столкнуться с новыми, неожиданными проблемами, так и не достигнув эффективного управления продуктом.

Никита Токарев, руководитель центра компетенций мобильной разработки, НЛМК
»

Продуктовый подход: фокус на бизнес-целях и потребностях пользователей

Специфика продуктового подхода не в соблюдении сроков и требований клиента, а в решении конкретных задач сотрудника и компании, которое предлагает продукт. Продуктовая команда постоянно развивает свой продукт с упором на его многолетний жизненный цикл. Если компания видит ценность продукта, она выделяет средства на его развитие и улучшение.

Продуктовая команда — это самостоятельная команда. В основе ее работы — базовые ценности Agile:

  • люди важнее процессов и инструментов;
  • жизнеспособный продукт важнее документации;
  • взаимодействие с клиентами важнее условий и договоров;
  • готовность к изменениям важнее четкого следования плану.

Вот несколько важных принципов работы, которые принято использовать в продуктовом подходе. Проблема клиента — на первом месте. Продуктовый подход в HR Tech ориентирован на решение запросов внутренних клиентов: сотрудников, лидеров, команд и организации в целом. Команда определяет, с какими актуальными проблемами сталкиваются клиенты и пользователи, а затем предлагает решение этих проблем — свой продукт.

Работа короткими циклами. В конце каждого спринта команда тестирует продукт и получает от пользователей обратную связь. За время работы с продуктом могут измениться требования, процессы, условия рынка и понимание задачи. Короткие итерации позволяют учесть отзывы клиентов и заказчиков, улучшить качество и вовремя сменить траекторию планирования.

Работа с метриками и продуктовая аналитика позволяют понять, насколько успешным оказалось предложенное решение и насколько продукт позволяет пользователям справиться с их проблемой. Процессные метрики показывают, насколько эффективно команда справляется с задачами, а продуктовые метрики — насколько пользователи вовлечены в продукт. Не нужно защищать перед руководством каждое изменение в документации продукта. В продуктовом подходе команда может самостоятельно изменить функциональность своего решения по результатам анализа метрик. Главное — держать в фокусе бизнес-цель.

Продукт можно выпускать частями. В конце каждого рабочего цикла команда выпускает рабочий продукт, пусть даже и с ограниченным функционалом. Это позволяет быстро, пусть и в минимальном объеме, реализовать потребность пользователей, оценить жизнеспособность продукта и скорректировать планы на следующие спринты, создать новые вводные.

Например, в компании ушел вендор сервисов оценки и развития персонала. Продуктовая команда может не замещать разом дюжину инструментов, а расставить приоритеты: что нужно в первую очередь, а что может и подождать. Допустим, опрос 360 нужен срочно, а P2P-обучение понадобится только следующей весной.

В поддержку продуктового подхода высказались CPO HR-портфеля продуктов X5, X5 Retail Group Роман Ефимов, руководитель направления развития цифровых продуктов в HR АО «Тандер» (Магнит) Мария Назипова и начальник управления робототехники и сенсорики ЦТиП, ЕвроХим, Игорь Громов.

«
Как только HR-департамент закрывает одну потребность сотрудника, тут же появляется следующая. Например, мы создали сервис для получения справок, а ему уже нужна оргструктура и автоматизация найма. В продуктовом подходе во главе угла стоит не процесс, а пользователь — это помогает нам делать сервисы, удобные для людей.

Стейкхолдеры не всегда понимают, как пользователь будет вести себя в процессе. Product Owner зачастую лучше понимает, что нужно компании, чем сам владелец процесса, — поэтому он следит, чтобы продукт соответствовал потребностям внутреннего рынка и стратегическим целям компании.

Продуктовый подход избавляет команду от бермудского треугольника из денег, планов и сроков. Мы можем в любой момент скорректировать траекторию или даже остановиться, если поймем, что обстоятельства изменились и продукт стал больше не нужен.

Мария Назипова, руководитель направления развития цифровых продуктов в HR, АО «Тандер» (Магнит)
»

«
Проектный подход может привести к ситуации, когда успешно завершенные проекты остаются невостребованными. Команда не отвечает за продукт после завершения проекта и не чувствует связи с пользователями.

А в продуктовом подходе команда постоянно работает над целями продукта, решая все возникающие проблемы. Продуктовый менеджер (PO) понимает, что продукт отражает его работу, поэтому внимательно следит за запросами аудитории и адаптирует продукт под их нужды.

Роман Ефимов, CPO HR-портфеля продуктов X5, X5 Retail Group
»

«
Когда мы говорим «продуктовый подход», в скобках подразумеваем «Agile, Scrum, гибкие фреймворки и методологии разработки». По скрамгайду каждый двухнедельный спринт — это мини-проект. Противники продуктового подхода обычно говорят: «Это анархия, тут ничего не поймешь!» Но команда точно знает, что именно она сделает за каждый спринт. Члены команды учатся слушать друг друга и в какой-то момент начинают попадать в ожидания стейкхолдеров практически на 100%. Работать с такой командой для PO — великое счастье.

Различие двух подходов в том, на чем мы фокусируемся. Перед нами два сундучка с золотыми монетками, мы можем на них что-то создать. В проектном подходе главный профит — потратить монетки и получить премию. А в продуктовом — создать что-то такое, что будет жить само по себе, когда деньги закончатся. Потому что будут восторженные пользователи, готовые за это платить. В случае с корпоративными инструментами у нас есть довольный HRD, который идет к директору и говорит, что жизнь подразделения перевернулась, персонал в шоколаде, выпишите команде разработки двойную премию, пожалуйста.

Игорь Громов, начальник управления робототехники и сенсорики, ЦТиП, ЕвроХим
»

Отличия проектного и продуктового подхода в HR Tech

Проектный подход Продуктовый подход
Команду собирают из сотрудников компании на время реализации проектаКоманда постоянно развивает продукт и отвечает за его ценность
Проект нужно реализовать к зафиксированной датеПостоянная поддержка и улучшение продукта
Команда должна четко следовать документации и плану поэтапной реализации проекта Команда работает спринтами и может менять дорожную карту, исходя из новых данных
Эффективность команды оценивается способностью выпустить поставку в срок и при заданных условиях Эффективность команды оценивается ценностью сервиса, решением задач сотрудников и компании
Бюджет согласовывается с руководителем руководством на старте в соответствии с утвержденным планом проектаРуководство компании видит ценность продукта и постоянно выделяет деньги на его развитие

Участники Дискуссионного клуба пришли к выводу, что можно взять лучшее из каждого подхода. В проектный подход можно добавить итерации и проверки гипотез, а в продуктовый — длительное планирование и согласование сроков с заказчиками. Бывает, что команда выбирает комбинированный подход, например создает MVP в проектном режиме, а потом переходит в продуктовую стадию, чтобы выяснить потребности пользователей и создать жизнеспособное решение.

VK HR Tek — система для цифровизации кадрового делопроизводства. На портале можно обмениваться кадровыми документами в безбумажном формате, автоматизировать наем сотрудников, интегрировать любые учетные системы и за минуту удаленно выдавать электронные подписи.

VK People Hub — ИТ-платформа для повышения эффективности людей и компаний от VK. Она помогает управлять корпоративной информацией и знаниями, проектами и задачами, вовлеченностью сотрудников в едином окне.