Только 4 банка из 38 набрали максимальный балл при исследовании клиентского опыта
Основатель IT-агентства A2SEVEN, Антон Репьев, поделился результатами аналитического исследования в сфере банковской деятельности. Предметом исследования стал процесс получения дебетовой карты в российских банках второго эшелона.
Содержание |
Сегодня банки вынуждены работать в высококонкурентной среде, которая заставляет их трансформироваться в технологичные компании и применять инновационные онлайн-решения. Лидеры отрасли успешно адаптировались в цифровой эре, чего нельзя сказать о среднем сегменте банковского рейтинга. Многие банки второго эшелона продолжают использовать устаревшие решения и отстают в этой гонке за клиентом.
Весной 2023 года мы провели полномасштабное маркетинговое исследование банковской сферы, в котором проанализировали процесс получения дебетовой карты онлайн. Каждый выбранный банк оценивался по 13 критериям по 5-балльной шкале. В ходе исследования были выделены успешные методы и слабые места, а также составлены рекомендации для улучшения пользовательского опыта клиентов банка.
Топ 20 банков по результатам исследования приведен ниже:
- Ингосстрах (48 баллов),
- АКБ "ФОРА-БАНК" (42 балла),
- БКС банк (40 баллов),
- Металлинвестбанк (40 баллов),
- Дальневосточный банк (38 баллов),
- Банк Хлынов (37 баллов),
- Сургутнефтегазбанк (37 баллов),
- Банк "Солидарность" (37 баллов),
- Челиндбанк (37 баллов),
- Тольяттихимбанк (36 баллов),
- Банк "Приморье" (36 баллов),
- ВУЗ-банк (35 баллов),
- Банк "Аверс" (35 баллов),
- Энергобанк (34 балла),
- Акибанк (33 балла),
- СДМ-Банк (32 балла),
- Банк "Левобережный" (32 балла),
- Кредит Урал Банк (31 балл),
- Банк "Кубань Кредит" (31 балл),
- ББР Банк (30 баллов).
Проведение исследования
Для исследования были выделены 38 российских банков второго эшелона с активами от 64 до 120 млрд рублей. Одновременно отсеивались банки с минимальным количеством отделений. Были проанализированы все этапы оформления дебетовой карты: от точки входа на сайт до момента получения. Для этого эксперты проходили пользовательский путь: знакомство с банком — знакомство с продуктами банка — выбор продукта — заказ карты — выбор способа получения.
Максимальный балл получил банк "Ингосстрах". Он набрал 48 баллов из 50-ти возможных, потеряв 2 балла за отсутствие возможности кастомизации карты. Самый низкий результат — у "БыстроБанка". Его сайт предоставляет большой объем информации, но ее визуальное представление не соответствует текущим запросам пользователей.
Сайт банка "Ингосстрах" производит наилучшее впечатление. Система выстроена по всем правилам привлечения клиентов и продажи продукта. Большинство вопросов — т.н. "болей клиентов" — закрываются уже на этапе открытия страницы с обзором дебетовых карт. Информация разложена по полочкам: характеристики карты, преимущества и преференции, способы оформления и получения. Все это вызывает доверие к продукту.
Валерия Чекмарева Руководитель отдела маркетинга A2SEVEN.
|
Только 4 банка набрали выше 35 баллов, то есть 70% от максимально возможных. Это банки "Ингосстрах" (48 баллов), "Фора-Банк" (39 баллов), БКС и Солидарность (по 37 баллов). От 30 до 34 баллов набрали 12 банков. Самые интересные сайты из них у банков "Хлынов", "Металлинвестбанк" и "Кубань Кредит".
Методология исследования
Цель — анализ процесса получения дебетовой карты (ДК) в банках с точки зрения пользователя, которые занимают 39 — 63 места в рейтинге российских банков.
Полный список банков
Методология исследования
Каждый критерий оценивался от 0 до 5 баллов, некоторые — до 2 баллов.
Максимальное количество баллов — 50.
Даты проведения: 01.02 — 30.03.2023 года.
Результаты по разделу "Юзабилити сайта"
Юзабилити сайта оценивалось по двум параметрам: скорость загрузки и адаптивность дизайна. Скорость загрузки — один из ключевых критериев ранжирования сайта по поведенческим факторам. Если страница грузится 5 секунд и дольше, то до 90% пользователей не хотят ждать и закрывают ее. Сайт должен открываться за 1—2 секунды.
Большинство исследуемых сайтов загружаются практически мгновенно. Только у 5 банков загрузка занимает продолжительное время. Чтобы его сократить, необходимо оптимизировать содержание страниц и уменьшать вес изображений, видео и прочего контента.
Еще более 5-ти лет назад Google сформулировал новый принцип сайтостроения — Mobile First, то есть мобильная версия должна быть приоритетнее десктопной. Это неудивительно, учитывая, что 92% пользователей выходят в интернет через мобильные устройства. Именно поэтому так важна адаптивность сайта — способность автоматически трансформироваться под различные экраны.
В анализе на адаптивность максимальный балл получили сайты, способные корректно отображаться на десктопе, смартфоне и планшете. Больше половины исследуемых банков имеют полностью адаптивный дизайн сайта. Абсолютно неадаптивные сайты у двух банков: "Таврический" (23 балла) и "Энерготрансбанк" (12 баллов).
Дизайн крайне важен для банковского сайта. Пользователи изначально настроены на определенные паттерны в дизайне, поэтому излишний креатив или экстремально нестандартное решение сбивает с толку. Так, на сайте банка "Финсервис" (24 общих балла) в качестве фона главной страницы использовано полномасштабное изображение горного озера. Поначалу думаешь, что попал в блог путешественника, и лишь по названию определяешь, что это банк. Кроме этого, сайту не хватает органичности: разноплановый дизайн и "поехавшая" верстка.
Роман Симоненко Руководитель отдела тестирования A2SEVEN.
|
Результаты по разделу "Этап знакомства с банком"
Оценка на этапе знакомства с банком проводилась по пяти критериям, наиболее важные — наличие интересующей клиентов информации. Для получения дебетовой карты это информация о самой карте, бонусной системе и ответы на типовые вопросы (FAQ). Несмотря на очевидность подобных пользовательских запросов, у 5-ти банков нет отдельной страницы с информацией о картах вообще, у 6-ти — отсутствует описание бонусной программы. Блок FAQ есть только у 23% исследуемых банков.
К 2023 году мобильные приложения стали обязательным фактором успешного развития. У 36 исследуемых банков мобильные приложения уже созданы. Их нет только у "Центрокредит" и "Быстробанка".
На сайте БКС Банка (37 баллов) есть авторизация через госуслуги, что повышает доверие к банку. Пункты меню удобно расположены. В целом прекрасный баланс между визуальной составляющей и удобством навигацией. Единственная моя рекомендация — перенести блок FAQ в более доступное место.
Роман Кудлай Тех Лид отдела разработки и аналитики A2SEVEN.
|
Результаты по разделу "Этап открытия счета и получения карты"
Самый большой срез исследования приходится на этап открытия счета и получения карты. В нем задействовано 6 параметров, которые объективно отражают комфорт клиента при заказе дебетовой карты. Ядро нашей методологии — подсчет шагов и времени пользовательского опыта. Чтобы произвести одно и то же действие, клиентам приходится пройти от 1 до 9 шагов и потратить от 1 до 16 секунд.
Наилучшие результаты у банков "Ингосстрах", БКС и Сургутнефтегазбанк (33 балла). Это значит, что их клиенты могут на сайте оставить полную информацию для получения карты. У 7-ми банков есть только форма "Перезвоните мне", а у 10-ти банков вообще нет возможности оставить даже онлайн-заявку на сайте.
Удобство клиентов должно стоять на первом месте. Например, сайт банка "Центрокредит" (12 баллов) выполнен в стиле минимализма и производит приятное впечатление. Но одновременно с этим не продуманы сценарии поведения пользователей, поэтому найти нужную информацию или заказать дебетовую карту просто невозможно. Несмотря на привлекательный дизайн, сайт не выполняет основную функцию — превращение посетителя в клиента.
Важным фактором выбора практически любой организации в 2023 году становится доставка. Начиная со времен пандемии, все больше людей вовлекаются в онлайн-заказ товаров и услуг. Сегодня игнорировать этот тренд могут только монополисты, а небольшие компании должны подстраиваться под запросы клиентов и доставлять им все необходимое. Между тем, у 27 банков, то есть у 71%, нет доставки карты. Клиентам приходится самостоятельно забирать их в отделении.
У "Газэнергобанка" (23 балла) неплохой сайт с точки зрения удобства расположения пунктов меню. Есть небольшие баги с адаптивом в мобильной и планшетной версиях, но они поправимы. Из отрицательных моментов — нельзя оставить заявку на дебетовую карту, а нужно идти в отделение банка.
Максим Черенков Разработчик .Net A2SEVEN.
|
Резюме
В целом исследование показывает разнородную картину. С одной стороны, 22 банка, то есть 58% всех исследуемых, набрали более половины возможных баллов. Это значит, что оцениваемый пользовательский опыт достаточно продуман и отвечает запросам клиентов. С другой стороны, баллы трех банков: Центрокредит, Энерготрансбанк и БыстроБанк — составляют менее 15 у каждого. Мы советуем им усилить цифровизацию: адаптировать сайты, разработать приложения и упростить пользовательский опыт.
Общий вывод такой: банкам стоит поработать над комфортом клиентов и закрытием всех интересующих вопросов клиентов до получения карты. Это поможет увеличить конверсию входящих пользователей в клиентов банка.
А если вы являетесь представителем банка, который есть в исследовании, то оставьте заявку на нашем сайте и мы проведем бесплатную консультацию по уязвимым местами и дадим рекомендации по их устранению.