2023/06/14 18:32:42

Балет в России

.

Содержание

Основная статья: Культура России

Учебные заведения

Театры

Основная статья: Театры в России

2024: В России поставили первый ИИ-балет

В июле 2024 года в Южно-Сахалинске состоялась премьера первого в России балета, созданного с применением технологий искусственного интеллекта (AI). Спектакль «Озаренность», повествующий об истории любви семьи инженеров, отправившихся на стройку века, стал уникальным проектом на стыке искусства и современных технологий. Подробнее здесь.

2022: Супруг Майи Плесецкой передаёт их квартиру в Москве для организации музея

Квартира в Москве на ул.Тверской, 25/9 была передана в дар Бахрушинскому театральному музею супругом балерины Майи Плесецкой, композитором Родионом Щедриным в 2022 году. В ней они прожили около 30 лет.

2015

Оксана Кардаш в роли Хозяйки Медной горы. Балет «Каменный цветок» (2015). Фото Михаил Логвинов

2013

С.Захарова в роли Одиллии, А.Волчков в роли Принца Зигфрида. Балет «Лебединое озеро» (2013г.). Фото Михаил Логвинов

1997

Плисецкая М.М., портрет, 1997 г. Фотограф: Берменьев С.С. Бахрушинский музей

1987

Майя Плисецкая, 1980-е гг. Бахрушинский музей

1978

Балерина Майя Плисецкая, 1970-е годы
Балерина Майя Плисецкая, Бахрушинский музей

1973

Афиша к балету «Испанские миниатюры» для свердловского Театра оперы и балета имени А. В. Луначарского. Художники Каневский и Щапов, 1973 год. Бахрушинский музей

1971

В 1971 году на театральном фестивале в Авиньоне балерина Майя Плисецкая познакомилась с французским модельером Пьером Карденом. Встреча переросла в долгую и крепкую дружбу — в течение следующих тридцати лет балерина одевалась практически только у Кардена. Еще кутюрье создал наряды для нескольких постановок с Плисецкой в роли прима-балерины — среди них «Чайка», «Дама с собачкой», «Анна Каренина». Последняя работа была особенно масштабной и эффектной: Карден создал десять платьев, сохранив исторические силуэты XIX века.

Плисецкая М.М. на примерке у Кардена, 1970-е, Бахрушинский музей

Совместные работы Кардена и Плисецкой долго оставались неизвестными. Но в 1998 году Майя Михайловна организовала в Кремле постановку «Мода и танец» — их совместное с Карденом представление на стыке балета и модного показа.

1968

Майя Плисецкая и Родион Щедрин. 1950-1960-е. Бахрушинский музей
Майя Плисецкая. Одиллия в балете Лебединое озеро

1963

Юрий Алексеевич Бахрушин (15 [27] января 1896, Москва — 4 августа 1973, Москва) — советский балетовед, театральный критик, историк балета, педагог.

В 1948 году, с составления «Конспекта лекций по истории русского балета, читанных в Государственном институте театрального искусства имени Луначарского и в Хореографическом училище ГАБТ СССР», Юрий Бахрушин начал работу, ставшую главной в его жизни — создание «Истории русского балета», увидевшей свет в 1965 году. В этой книге, в сжатой форме, сконцентрирована вся история возникновения и развития балетного искусства в России, начиная с истоков и до революции 1917 года. Книга была рекомендована в качестве учебного пособия для студентов институтов культуры, учащихся театральных и хореографических учебных заведений, неоднократно переиздавалась многотысячными тиражами.

1958

Майя Плисецкая. 1950-е гг. Бахрушинский музей
Майя Плисецкая. 1940-1950-е гг. Бахрушинский музей

1956

Плисецкая в роли Одетты в балете Лебединое озеро Фотостудия ИЗОТИЗА, Москва. 1956 г. Бахрушинский музей

1950

Портрет Галины Улановой, 1945-1950 гг. Бахрушинский музей
Майя Плисецкая в роли Одетты в балете Петра Чайковского "Лебединое озеро", фото 1940-х гг
Легендарная балерина Галина Сергеевна Уланова на даче
Галина Сергеевна Уланова на даче
Галина Уланова на даче

1940: Премьера "Ромео и Джульетты" Прокофьева в Кировском театре с Галиной Улановой

Премьера в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова, состоявшаяся 11 января 1940 года, стала поворотным пунктом в истории балета Прокофьева "Ромео и Джульетта". Хореограф Леонид Лавровский инициировал написание новой редакции либретто и добился согласия композитора на ряд переделок и включение дополнительных номеров в партитуру, что помогло артистам «смириться» с этой музыкой. Подробнее здесь.

1922

Русская балерина Анна Павлова и актёр из США Чарли Чаплин. 1922 год

1912

Лев Бакст. Программа "Русских сезонов". Спектакли: "Видение розы", "Нарцисс и Эхо", "Петрушка" "Дафнис и Хлоя", "Шехеразада", "Синий бог". 1912 год. Бахрушинский музей

1910

Балет «Шехерезада» Римского-Корсакова в "Русских сезонах" Дягилева

Балет «Шехерезада», премьера которого состоялась 4 июля 1910 года в парижской Гранд Опера, стал одной из самых знаменитых постановок «Русских сезонов». Роскошные красочные декорации и костюмы Бакста неизменно вызывали овации сразу вслед за поднятием занавеса.

Яркий, контрастной расцветки костюм шаха Земана для балета Римского-Корсакова «Шехерезада» выполнен из шелка, хлопчатобумажной и льняной ткани, а также украшен галунами и аппликацией. Эти и другие художественные решения Льва Бакста, а также введенная им практика использования полупрозрачных тканей пришли в современную моду именно после оглушительного успеха «Шехерезады» в «Русских сезонах». В 2023 году костюм поступил в Бахрушинский музей
.

Премьера балета "Карнавал" на музыку Шумана с хореографией М. Фокина и сценографией Л. Бакста

В начале XX в. по Европе триумфально шагали дягилевские «Русские сезоны». Одной из постановок был «Карнавал» на музыку Р. Шумана с хореографией М. Фокина и сценографией Л. Бакста. Кульминацией представления была свадьба Арлекина и Коломбины, в ролях которых выступили гениальные Вацлав Нижинский и несравненная Тамара Карсавина. Премьера балета с грандиозным успехом прошла в 1910 г. сначала в Берлине, затем в Париже. Немецкий художник Пауль Шойрих (1883-1945) – один из лучших скульпторов по фарфору XX в, работавший для Мейсенской фарфоровой мануфактуры, был вдохновлен образами этого спектакля, мастерством русских балерин и танцовщиков и создал серию фарфоровых скульптур «Русский балет».

Серия Шойриха состоит из 5 пяти фигур – главных персонажей балета «Карнавал»: Пьеро, Эвсебий, Эстрелла, Киарина и парная скульптура Арлекина и Коломбины. Скульптуры невероятно точно передают изящество и грацию танцовщиков. Художнику удалось виртуозно запечатлеть в фарфоре балетную пластику.

Парная скульптура Арлекина и Коломбины из серии Пауля Шойриха "Русский балет", Мейсенская фарфоровая мануфактура, Бахрушинский музей

В январе 2024 г Бахрушинский музей смог собрать полную коллекцию фарфоровых скульптур из серии «Русский балет» П. Шойриха.

1908: «Русские сезоны» Сергея Дягилева

«Русские сезоны» знаменитого антрепренера Сергея Дягилева, который собрал для гастролей по Европе и Америке лучших артистов императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы, работали с 1908 по 1929 год. Антреприза Дягилева стала одним из самых ярких явлений в театральном искусстве первой четверти XX века. Ее спектакли повлияли на развитие не только мирового балета, но и сценографии, живописи, дизайна, а также некоторое время определяли модные тренды. Идеи костюмов, которые были созданы по эскизам Льва Бакста, а он оформлял многие балеты «Русских сезонов», использовали в том числе кутюрье самых влиятельных модных домов Парижа того времени — Жанна Пакен, Поль Пуаре и Чарльз Фредерик Уорт.

Шелковое с шифоновыми вставками платье Тамары из одноименного балета Балакирева в постановке хореографа Михаила Фокина. В 2023 году костюм поступил в Бахрушинский музей

1738: Основана Академия русского балета в Петербурге

Основана Академия русского балета в Петербурге.

1673: Первый балетный спектакль в России при дворе царя Алексея Михайловича

В 1673 г при дворе царя Алексея Михайловича в Москве был исполнен первый балетный спектакль.