Передовые телематические решения и умная доставка грузов
Статья входит в обзор TAdviser Интеллектуальная транспортная система России
Идея оснащать транспортные средства аппаратурой спутниковой навигации возникла еще в 2008 году, рассказал в интервью CNews Илья Аксельрод, замгендиректора по развитию бизнеса АО «ГЛОНАСС», в июле 2019 г. и отметил, что около половины всех имеющихся в стране автобусов и около четверти грузовиков уже оснащены трекерами, а система экстренного торможения при ДТП «ЭРА-ГЛОНАСС» стала главным инструментом для контроля за транспортными средствами по перевозке болельщиков в рамках Чемпионата мира по футболу 2018 г. Тогда трекеры с SIM-чипом были установлены на все российские автобусы, перевозившие болельщиков, для того, чтобы быть в курсе, что с ними происходит, ведь транспортные перевозки входили в пакет услуг, предоставляемых болельщикам. Всего было оснащено 17 тыс. автобусов, которые совершили 337 тыс. рейсов и перевезли более 10 млн. пассажиров.
По состоянию на середину марта 2022 г. в Ространснадзор поступает информация о движении более 47 тыс. транспортных средств, обеспечивающих перевозку пассажиров и опасных грузов. В АО ГЛОНАСС отмечают: тестирование информационного взаимодействия с различными региональными системами показало, что задержка ретрансляции данных между транспортным средством, «ЭРА-ГЛОНАСС» и региональной системой не превышает трех секунд. Сегодня навигационные данные о транспортных средствах ретранслируются в 34 региональные навигационно-информационные системы. Перечень аппаратуры спутниковой навигации (АСН), поддерживаемой «ЭРА-ГЛОНАСС», превышает 300 моделей, обеспечена возможность приема и обработки навигационной информации не только по протоколу EGTS, но и по более 100 протоколам различных производителей АСН.
По оценке Игоря Чурсина, замгендиректора АО ГЛОНАСС, за 6 лет успешной работы системы экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» принято более 18,4 млн. вызовов, всего в ней зарегистрировано более 8,5 млн. транспортных средств. Причем, около 75% истинных вызовов поступает в автоматическом режиме, когда в результате сильного ДТП пострадавший может быть не в состоянии нажать на кнопку SOS самостоятельно.
Александр Сёмкин, председатель совета кластера ГЛОНАСС, рассказывает, что группа компаний «Навигатор» по соглашению с Минпромторгом разрабатывает линейку уникальных, подходящих для любого автотранспорта навигационных терминалов «Горизонт-А», где в едином устройстве совмещены функции аппаратуры спутниковой навигации (АСН), технические средства контроля (ТСК) и устройство вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) для экосистемы ЭРА-ГЛОНАСС. При этом вся информация передается не просто по GSM-каналу, но и через спутниковые системы «Иридиум», «Гонец», «Коспас-Сарсат».
Это обеспечивает гарантированную доставку сигнала о помощи из любой точки мира, а значит, транспорт можно отслеживать при отсутствии обычной связи,- подчеркивает Александр Сёмкин.- Комбинированное устройство позволяет водителю всегда находиться в зоне доступа и в случае аварии, поломки, ухудшения самочувствия или критических погодных условий выйти на связь со службами спасения. Это единственное в России решение такого рода. |
Навигационный терминал «Горизонт-А» поддерживает GSM и спутниковую связь
В настоящее время идет разработка подобного терминал для водного транспорта, который будет аналогом спасательной кнопки ЭРА-ГЛОНАСС. Водный транспорт интересен и для использования технологий искусственного интеллекта, отмечает специалист, наример, в части применения технологий беспилотного вождения для маломерных судов.
Также трекеры помогают осуществлять мониторинг перевозки опасных грузов. В декабре 2020 г. было принято Постановление Правительства РФ № 2216 с новыми правилами оснащения аппаратурой спутниковой навигации (АСН) транспортных средств категорий М2, М3, N грузовики, автобусы и микроавтобусы), используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов.TrafficSoft ADC: балансировщик нагрузки с высокой скоростью работы и минимальными аппаратными требованиями В недалеком будущем система экстренного вызова на базе сетей 2G и 3G уступит место системе на основе сетей передачи данных и станет универсальной средой взаимодействия с любым автомобилем. Иными словами, системы помощи водителю ADAS (Advanced driver-assistance systems) будут интегрироваться с системами аварийного оповещения eCall, а значит, появится возможность не просто реагировать на аварии, но и предотвращать их, говорят в АО «ГЛОНАСС».
В целом, по оценкам Ильи Аксельрода, сегодня очевидна тенденция перехода от решений однонаправленного мониторинга (или контроля за местонахождением и текущими параметрами транспортных средств) к решениям, обеспечивающим взаимодействие участников дорожного движения друг с другом, с дорожной инфраструктурой, с различными местными и федеральными службами, например, аварийно-спасательными службами, службами, эксплуатирующими дорожную инфраструктуру. Это взаимодействие, предусматривающее применение технологий искусственного интеллекта, беспроводной связи и Интернета вещей, является, большей частью, межмашинным и осуществляется в автоматическом режиме без участия человека. С целью технологической поддержки сервисов на базе Интернета вещей Минтранс РФ разработал дорожную карту покрытия территории страны сетями LPWAN, рассчитанную до 2024 г.
Электронное пломбирование грузов
В грузоперевозках через РФ расширяется применение электронных пломб, работающих на базе технологии спутниковой навигации ГЛОНАСС.
Электронная навигационная пломба (ЭНП) – это многоразовое средство идентификации на основе технологии «ГЛОНАСС». Оно обеспечивает контроль целостности перевозок по территории Российской Федерации в режиме онлайн: фиксируется замыкание грузового отсека с регистрацией даты/времени замыкания и размыкания, местом нахождения опломбированного грузового отсека, а также фиксируются все события, произошедшие с пломбой, и соответствующие состояния ЭНП.
В нештатной ситуации пломба мгновенно сообщает о возникшем инциденте: нарушении целостности корпуса ЭНП, взлом запорного штыря или перерезание троса, потеря связи с ЭНП, рассказывают в компании «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП), которая является единственным российским оператором пломбирования, сертифицированным Министерством транспорта РФ в соответствии с приказом Министерства транспорта №13 от 14.01.2020.
Электронная пломба обеспечивает прослеживаемость грузоперевозок за счет:
- мониторинга местоположения и скорости движения транспортного средства;
- контроля остановок транспортного средства;
- выявления отклонений на маршруте за счет анализа треков каждой перевозки.
Функционал ЭНП позволяет и оптимизировать маршруты доставки, а также поддерживать доверенный доступ к мониторингу перевозок третьим лицам при передаче функций контроля и безопасности в подрядные организации.
ЦРЦП и АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» (ДМТК) договорились в октябре 2021 г. о совместных разработках цифровых логистических решений в рамках трансграничных маршрутов. Так, в рамках разработки единой системе транзита Евразийского экономического Союза ведется создание системы отслеживания товаров с использованием электронных навигационных пломб ЦРЦП. А в конце ноября партнеры утвердили дорожную карту по внедрению сервиса отслеживания перевозок с использованием электронных навигационных пломб на международных транспортных коридорах. Пилотный проект предполагается реализовать вместе со странами Евросоюза, партнером проекта со стороны ЕС выступит компания Vediafi Oy, финский поставщик цифровых логистических услуг. Электронная навигационная пломба будет установлена на транспортное средство с несанкционным грузом в Финляндии и снята на таможенном пункте пропуска «Торфяновка».
По оценкам технического директора ЦРЦП Сергея Киселева, применение электронной пломбы в стране оправления груза позволит существенно ускорить таможенные процедуры, что даст новые преимущества наземным маршрутам через территорию России в сравнении с традиционными маршрутами доставки через Суэцкий канал: разница в стоимости и сроках может достигать 30%.
В перспективе применение цифровых инструментов, в том числе, электронных пломб, позволит организовать безостановочную перевозку грузов через пункты пропуска,- отмечает Алексей Петров, генеральный директор АНО «ДМТК». |
В марте прошлого года к системе отслеживания перевозок товаров ЦРЦП подключился Россельхознадзор – ведомство мониторит транзит санкционной продукции животного и растительного происхождения через территорию России.
Реализация «холодовой цепи»
Потери скоропортящихся грузов из-за нарушений температурного режима при перевозках – глобальная проблема, уходящая в вопросы продовольственной безопасности мира. По оценкам Boston Consulting Group, приведенным в специальном исследовании на эту тему, в 2015 г. ежегодно терялось или пропадало 1,6 млрд. т продовольствия на сумму около 1,2 трлн. долл., то есть треть от общего объема продовольствия, производимого в мире. А к 2030 г. объемы ежегодных потерь продовольствия и отходов достигнут 2,1 млрд. т на сумму 1,5 трлн. долл. В числе пяти главных причин проблемного состояния - неадекватная инфраструктура цепочек поставок. А вот за счет модернизации всех указанных направлений на базе нынешних передовых технологий и процессов можно превратить финансовые потери в прибыль, и главными инструментами изменений являются обновление инфраструктуры цепочки поставок (например, за счет реализации «холодовой цепи» при транспортировке пищевых продуктов, требующих особых условий перевозки) и повышение эффективности логистических процессов.
Один из крупнейших глобальных проектов такого рода реализован в компании Maersk: в 2017 г. она оснастила все свои 270 тыс. рефрижераторных контейнеров системой дистанционного управления контейнерами (Remote Container Management, RCM), которая позволяет непрерывно регистрировать и контролировать местоположение контейнера, температуру, влажность и состояние электропитания.
В июне 2020 г. стартовал российский пилотный проект организации сквозного контроля «холодовой цепи». АО «ГЛОНАСС», Россельхознадзор и железнодорожные операторы начали тестировать систему, которая в ходе перевозки скоропортящейся продукции собирает температурные данные и передает их в систему ветеринарного контроля (ФГИС ВетИС). Так, в рамках эксперимента груз в рефрижераторном контейнере, оснащенном термодатчиками, электронными пломбами и другим оборудованием и подключенном к системе АСМ ЭРА на базе ГАИС ЭРА-ГЛОНАСС, которая обеспечивает взаимодействие с ФГИС ВетИС, направлен автотранспортом из Алтайского края в Новосибирск, а затем по железной дороге в Хабаровск.
Участники пилота оценивали экономию перевозчиков на ускорении бюрократических процедур в масштабе 100 млн. руб. в год. Если традиционно после транспортировки скоропортящейся продукции ритейлеры списывают до 25% объема продукции, то при использовании «холодовой цепи» процент некондиционного товара будет близок к нулю», говорят в АО «ГЛОНАСС». А в Россельхознадзоре добавляют, что интеграция ЭРА-ГЛОНАСС и ФГИС «Меркурий» (компонента ФГИС ВетИС) позволит уйти от тотальной физической проверки к риск-ориентированному подходу при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Актуальность решений «холодовой цепи» еще более возросла в период пандемии коронавируса: вакцину необходимо не только оперативно доставить до потребителя, но строго соблюдать при этом условия хранения и транспортировки на всех этапах перевозки.
Компания POZIS - предприятие «Ростеха» –– это первый отечественный производитель медицинской техники, который освоил производство специализированного оборудования класса «холодовая цепь». Сегодня POZIS производит холодильные приборы с различным температурным диапазоном: от положительных значений (от +2 до +15°С) до низкотемпературных морозильников (с температурой – 86°С). Специализированную холодильную технику производства POZIS активно использует в своей деятельности фармхолдинг «Нацимбио», также входящий в состав «Ростех»: только в прошлом году он доставил в регионы около 118 млн. доз вакцин от ковида.
Умный грузовой контейнер
В международной логистической компании Far East Land Bridge (FELB) отмечают, что на сегодняшний день в большинстве традиционных логистических компаний сохраняется большой объем ручной обработки процессов, а недостаточная прозрачность транспортных операций является препятствием на пути интеграции логистических процессов и дальнейшего повышения качества обслуживания клиентов.
Один из вариантов автоматизация логистических процессов – использование новых моделей облегченных интермодальных смарт-контейнеров. Как отмечают в своей статье в журнале «Интеллектуальные транспортные системы России» Лилиана Крутоног, гендиректор FELB, и Дмитрий Савицкий, менеджер департамента оборудования FELB, смарт-контейнер этой компании реализован на принципах платформенности:
Он предназначен для системы комплексных интегрированных решений доставки грузов, которая также может быть применена к множеству логистических единиц и позволяет продолжать мониторинг товаров с помощью инструмента аналитики цифровой платформы, а также контролировать цепочки поставок в режиме реального времени. |
Специалисты поясняют:
Если отдельные программы и сервисы позволяют улучшить какой-то определенный бизнес-процесс, то платформа способна решить сразу несколько задач: интегрировать бизнес-процессы участников цепочки, соединять производителей с потребителями; управлять складскими запасами и оказывать целый спектр других услуг. |
Цифровая платформа также нужна для технической реализации безбарьерного транзитного перемещения грузов в международных сообщениях, где элементами являются электронный документооборот и электронные пломбы, а также применение Интернета вещей.
Концепция FELB предполагает размещение товаров в стандартизированных смарт-контейнеры, оборудованных датчиками, создание единых хабов и маршрутов движения при абсолютной прозрачности всех процессов и анализе данных на каждом этапе. В русле это идеи для каждой единицы товара создается цифровой паспорт изделия, в котором фиксируются технические характеристики, проводимые операции, сервисные работы, истории перемещений. При этом на каждую единицу товара крепится метка, куда записывается уникальный идентификатор, привязанный к digital-паспорту. В результате каждый сотрудник, имеющий доступ, может оперативно получить необходимые данные по выбранному объекту учета.
При этом все устройства смарт-контейнера имеют возможность взаимодействовать через bluetooth и обмениваться данными, а использование блокчейна для формирования сопроводительных документов позволяет отказаться от большого объема бумажной работы, свойственной традиционному оформлению грузоперевозок: каждая единица логистики (контейнер, посылка и т.д.) зеркально отображается в блочной цепочке как виртуальный чип, к которому можно привязать все необходимые документы и сделать их доступными конкретному кругу лиц.
В этом направлении работает также компания Filament, специализирующаяся на решениях для Интернета вещей. Недавно она представила рынку специальное устройство – чип Blocklet, который позволяет передавать данные с любого датчика непосредственно в блокчейн-систему. Чип прикрепляется к грузовому контейнеру и информирует отправителя и всех участников сделки о своем местонахождении, температуре, влажности, любых других условиях, интересующих заказчика. Разработчики полагают, что в будущем этот чип сможет выполнять множество других функций, например, оплачивать таможенные сборы.
Конструкция смарт-контейнера
Компания PEOPLE, которая разработала, сертифицировала и запатентовала описанную модель смарт-контейнера «Контейнер 2.0» для FELB, получила сертификат Lloyds Register, разрешающий применение смарт-контейнера в трансграничных мультимодальных операциях.
Использование умных контейнеров и подключенных к ним сенсоров и датчиков, отслеживающих состояние транспортного средства и состояние груза в режиме реального времени,— уже сегодняшний день, говорят специалисты FELB:
Аддитивные технологии, Интернет вещей, смарт-контейнеры и другие цифровые платформы будут развиваться, предоставляя полную информацию о рисках и угрозах перевозок, что, в свою очередь, даст нам возможность более эффективно планировать и осуществлять перевозки, позволяя получать всю информацию о грузе: вес, происхождение, маршрут поставки и физическое состояние – за считанные секунды. |
Телематика для экономии на ГСМ
Специализированные телематические решения для учета поступления и расхода бензина или дизеля – давняя точка приложения сил профильных разработчиков. В компании MONTRANS поясняют суть проблем с созданием таких ИТ-решений: процессы по передаче и отпуску топлива не прозрачны, учет ведется не централизованно, а для каждого объекта в отдельности, оплата заправок может осуществляться, как по топливным картам, так и за наличный расчет, большое количество бумажных документов поступают от различных подразделений с большим сдвигом по времени.
Реальная ситуация с топливом - большие потери на каждом этапе
Решение MONTRANS «Топливный баланс» включает датчик уровня топлива (ДУТ) и контроллер учета топлива (КУТ), который показывает: кто получатель, сколько топлива заказано, сколько топлива прошло через заправочный пистолет, дату, время и географические координаты места заправки. Эти датчики связаны с электронной картой водителя, и все данные мониторинга ДУТ и КУТ синхронизируются и интегрируются в ERP-систему 1С в онлайн-режиме с формированием отчетов в электронном виде. В компании MONTRANS утверждают, что экономия ГСМ на автопредприятии после внедрения «топливного баланса» достигает 30%, а приобретение системы окупается в течении 2-3 месяцев.
Телематические решения: сила в интеграции
С 1 сентября 2022 г. в России планируется начать переход на онлайн-тахографы: они способны в режиме реального времени непосредственно во время движения транспортного средства передавать в автоматизированную информационную систему «Тахографический контроль» сведения о нарушении водителем режима труда и отдыха, а также о превышении допустимого скоростного режима. Как рассказывают эксперты биржи грузоперевозок TRANS.RU, среди передаваемых сведений — зафиксированное превышение скоростного режима или нарушение режима труда и отдыха водителя, а также факт активизации блока СКЗИ, его извлечения или установки и попытка изменения идентификационных данных транспортного средства. Специалисты поясняют, что в отличие от обычных устройств этого класса, владельцам транспортных средств разрешат самостоятельно менять блок СКЗИ онлайн-тахографа и корректировать идентификационные данные, это можно будет делать, например, с помощью карты предприятия.
Происходящее означает, что на смену людям-инспекторам, фиксирующим превышение скорости или нарушение режима труда и отдыха водителей, идет автоматизированная система, способная фиксировать инциденты в реальном времени, как связанные с самим транспортным средством или его грузом, так и водителем, управляющим этим ТС.
Например, модуль «Безопасное вождение», который входит в состав комплексного транспортного ПО Montrans.Online компании MONTRANS, обеспечивает анализ данных транспортного средства для обеспечения безопасного вождения и на основе полученных результатов контролирует и анализирует манеру вождения водителя, оперативно уведомляет о возникающих нарушениях и формирует рейтинг водителей. При этом гибкая система настроек Montrans.Online позволяет учесть особенности конкретного автопарка.
Информационная система «Безопасное вождение» компании MONTRANS
Еще одна базовая точка интеграции информации о состоянии транспортного средства - данные видеонаблюдения. К примеру, решение видеомониторинга MONTRANS позволяет контролировать состояние автомобиля, водителя и груза, маршрут и время работы транспорта, причем, контролирует объекты 24 часа в сутки, в любой точке мира, с любого устройства с доступом в Интернет. Такой подход не только освобождает диспетчера от необходимости постоянного просмотра всех камер, но и обеспечивает хранение файлов в облачном сервисе, причем, эти файлы могут быть использованы в качестве доказательной базы при разрешении спорных ситуаций.
Управление автопарком - комплексная аналитика данных с датчиков транспортных средств
С помощью интеграции данных, снимаемых с множества датчиков, расположенных на транспортном средстве, удается автоматизировать и оцифровать основные процессы управления автопарком, что помогает руководству держать под контролем работу предприятия.
Например, сервис транспортной аналитики Montrans Analytics собирает все данные телеметрии, по автопарку, водителям, путевым листам, логистике, расходу топлив, техническому обслуживанию и ремонтам, интегрируется их в одну учетную систему, что позволяет получать аналитические графики и дашборды по разнообразным параметрам, включая местонахождение ТС, учет моточасов, пробег транспорта, расход горючего (средний расход, сливы, заправки), анализ работы механизмов, контроль времени простоя ТС, посещения произвольных геозон, а также контроль водительского состава (заполнение водительских карт).
Современный тренд - облачное комплексное решение, которое позволяет снижать затраты на содержание автопарка за счет сокращения расходов на транспортную логистику, оптимизации процессов планирования, бухгалтерии и ФОТ на основе детального анализа использования транспорта.
Визуализация эффективности использования автотранспорта
Пройдет несколько лет, и цифровые технологии преобразят транспортную индустрию. Уменьшится число аварий, общественный транспорт перестанет опаздывать, а грузы будут доставляться быстрее — и все это почти без участия человека,- говорит Сергей Храмагин, член совета директоров компании ГТЛК. |
В 2020 г. ГТЛК совместно с РВК приступила к созданию акселератора технологических стартапов в транспортной отрасли. С помощью новых решений планируется разработка новых технологий для пассажирского и грузового транспорта. В частности, телематических систем, которые наладят «общение» между транспортным средством и водителем так, что машина сможет сама вызвать экстренные службы в случае ДТП или сообщить о попытке угона и текущем местонахождении транспортного средства.
Телематические решения как защищенный вариант IoT
В марте 2022 г. стало известно о разработке линейки защищенных криптопроцессоров для решений IoT, которую ведут инженеры концерна «Автоматика» (в составе «Ростех») вместе со специалистами МТУСИ и компании «Каскад».
Криптопроцессор – это отдельная система на кристалле, которая преобразует данные таким способом, что они могут быть расшифрованы только на исходном компьютере, под управлением того же ПО, которое применялось первоначально. Так обеспечивается максимальный уровень безопасности и невозможность несанкционированного доступа к информации извне. Наличие криптопроцессора, поясняют разработчики, устраняет необходимость в дополнительном использовании физических средств защиты системы, поскольку встроенная криптографическая защита блокирует злоумышленникам доступ к сетям IoT, защищает критические данные от перехвата и исключает несанкционированное воздействие на технологические процессы.
Криптопроцессоры, в частности, могут применяться в датчиках управления двигателями автомобилей или самолетов, для создания оборудования критической инфраструктуры.
В составе коллектива партнеров компания «Каскад» разрабатывает топологии криптопроцессоров, тестирует продукцию и проводит финальную настройку. Сотрудники МТУСИ ведут разработку ПО и обеспечивают интеграцию криптоалгоритмов. Концерн «Автоматика» занимается сертификацией семейства криптопроцессоров, проводит тематические исследования, осуществляет продвижение и продажу изделий.
Беспилотная перевозка грузов
Осенью 2021 г. в отдельных регионах России началось тестирование беспилотного транспорта. Одновременно разрабатывается нормативная база для эксперимента по беспилотной перевозке грузов в рамках так называемых «регуляторных песочниц». В работе участвуют крупнейшие российские компании: «Сбер», «Яндекс», КамАЗ, Группа ГАЗ. Планируется, что первые беспилотники появятся на дорогах уже к 2024 г.
Что касается БПЛА, то пока их можно использовать только при доставке грузов до 3 кг на расстояние 10–15 км в городской среде и 3–6 кг - на расстояние 30–100 км в труднодоступных районах. Нормативная база для эксперимента по перевозке грузов до 500 кг только прорабатывается в рамках «регуляторных песочниц».
Сравнение доставки посылок автомобилем и коптером
Очевидно, что сегодня назрела необходимость в ряде технических, технологических, процедурных и регуляторных решений, которые смогут позволить в равной степени сделать воздушное пространство доступным для всех,- прокомментировал ситуацию Андрей Яблоков, руководитель рабочей группы «Применение дронов в Арктике» при Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», представитель РФ в ИКАО, эксперт RTCA и EUROCAE, журналу «Интеллектуальные транспортные системы России». |
Первой в России цифровой платформой для интеграции дронов в воздушное пространство UTM-система (Unmanned aircraft system traffic management) «Небосвод», разработанная компанией «Аэроскрипт». Актуальность создания такой системы очевидна: растущая интенсивность использования беспилотных авиационных систем гражданского назначения обусловливает необходимость сделать их перемещение безопасным в любой точке и в любой момент времени.
Одно из основных направлений утвержденной правительством стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли – ускорение массового коммерческого использования всех видов беспилотного транспорта, – считает замминистра транспорта, председатель набсовета ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Кирилл Богданов. |
По его мнению, первый шаг к этому – отработка предлагаемых российскими разработчиками цифровых и организационно-технических решений в новом правовом формате «регуляторных песочниц», а также на территориях, где ниже риски внедрения новых технологий.
В настоящее время реализован пилотный проект «Небосвод Северо-Запад», который решает задачу интеграции беспилотных воздушных судов в воздушное пространство РФ на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Сегодня срок рассмотрения заявления на получение разрешения для полета БВС над Санкт-Петербургом составляет 30 дней, а подача представления на местный режим и плана полета занимает еще несколько дней. Это создает существенные барьеры для развития современных видов бизнеса, рассказывают в компании «Аэроскрипт»: в рамках пилотного проекта предполагается максимально упростить этот процесс и сократить его длительность с помощью цифровых сервисов, сделав небо доступнее в пространстве и времени. Функциональность цифровых сервисов подразумевает также информированность пилота о запретных для полета зонах и ситуативную осведомленность внешних пилотов, что позволит сохранить надлежащий уровень безопасности полетов.
С этой целью в аэропорту Санкт-Петербурга установлена первая в стране цифровая система наблюдения за воздушным движением и развернуто самое масштабное в мире поле наблюдения - около 1 млн. кв. км. Тестирование сервиса электронной идентификации производится с использованием инфраструктуры сотовых операторов и малогабаритного транспондера AST-401, размещаемого на беспилотном воздушном судне. В ходе пилотного проекта исследуется тактический деконфликтинг – проводятся испытания сервиса по предупреждению столкновений в воздухе (DAA) и сохранению надлежащего уровня безопасности полетов.
В сентябре 2021 г. тестовая зона цифровой платформы организации полетов беспилотников была развернута на Сахалине в рамках пилотного проекта «Небосвод – Сахалин». В ходе проекта планируется испытать цифровую идентификацию авиадронов с отображением местоположения внешнего пилота и технологию предупреждения конфликтов в воздухе. При этом профильные ведомства смогут получать информацию о полетах беспилотников в режиме реального времени.
По словам Вячеслава Аленькова, зампредседателя правительства Сахалинской области, в регионе имеется широкое поле возможностей для беспилотной авиации:
Дроны можно применять для перевозки почты, отслеживания заполнения нерестилищ в реках, контроля ледовой обстановки, поиска свалок, очагов возгораний в лесах и заблудившихся людей, а также проверки состояния дорог, нефте- и газопроводов. |
Создание тестовой воздушной зоны беспилотных полетов на базе цифровой платформы «Небосвод» началось также на территории «Сколково». Развитие проекта городской аэромобильности (ГАМ) внесено в стратегию «Сколково» до 2024 г. В русле этой стратегии тестирование технологий и сервисов городской аэромобильности – это шаг на пути к безопасному использованию беспилотных летательных аппаратов в реальных условиях городской среды.
В компании «Аэроскрипт» считают, что к 2035 г. доля беспилотных воздушных перевозок в рамках оказания почтовых услуг составит 50% в малонаселенных и труднодоступных районах и 30% – в зонах малоэтажной застройки. Этот прогноз опирается на анализ российского и мирового рынка ГАМ, который в предстоящие годы, по мнению российских экспертов, будет расти высокими темпами.
Объем мирового рынка услуг и инфраструктуры ГАМ, млрд. долл.
2020 | 2023 | 2026 | 2029 | 2032 | 2035 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Всего | 15,1 | 28,5 | 55,8 | 105,1 | 122, | 144,8 |
В том числе услуги | 31,5 | 65,4 | 79,9 | 98,6 | ||
В том числе инфраструктура | 24,3 | 39,7 | 42,9 | 46,2 |
Объем рынка услуг и инфраструктуры ГАМ в России, млрд долларов
2020 | 2023 | 2026 | 2029 | 2032 | 2035 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Всего | 0,3 | 0,6 | 1,4 | 4,0 | 4,8 | 5,8 |
В том числе услуги | 0,6 | 1,5 | 1,6 | 1,8 | ||
В том числе инфраструктура | 2,0% | 2,1% | 2,5% | 3,0% | 3,9% | 4,0% |
Объем рынка услуг и инфраструктуры ГАМ в г. Москве, млрд долларов
2020 | 2023 | 2026 | 2029 | 2032 | 2035 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Всего | 0,2 | 0,5 | 1,1 | 3,1 | 3,7 | 4,5 |
В том числе услуги | 0,6 | 1,9 | 2,4 | 3,1 | ||
В том числе инфраструктура | 85,0% | 81,9% | 79,5% | 77,2% | 76,6% | 75,5% |
Источник: ТП «Авиамобильность», июль, 2021 г.
Другие материалы обзора
- Интеллектуальная транспортная система России: курс - на национальный масштаб
- Специфика ИТС
- Городские и региональные ИТС
- Безопасные и качественные автодороги: от фотовидеофиксации ДТП – к комплексному интеллектуальному управлению автодорогами
- Передовые методы управления дорожным движением
- Управление общественным транспортом
- Цифровая логистика
- Инфраструктура ИТС. Платформенный и сервисный подход
- Сервисы интеллектуальной транспортной системы
- Создание национальной ИТС
- Цифровая дорога
- Перспективное развитие ИТС: беспилотный транспорт