Современная цифровая образовательная среда
в Российской Федерации
СЦОС
Единое электронное образовательное пространство России – EdTech-платформа, сформированная в результате комплекса организационно-технических мер, обеспечивающая электронную среду для полноценного образовательного процесса и возможность доступа с любой точки планеты.
Задачи
- Сформировать системный подход к формированию единого образовательного пространства России на основе современных технологий[1]
- Реализовать национальную платформу единого российского образовательного пространства с возможностью дистрибуции и контроля над использованием электронного образовательного контента
- Разработать методы и алгоритмы динамической адаптации образовательного процесса под индивидуальные особенности обучающихся
- Обеспечить доступ к защищенной российской электронной образовательной среде с любой точки планеты любому заинтересованному лицу
- Создать механизмы содействия патриотическому воспитанию граждан, формированию у детей общегражданской идентичности, развития культурных особенностей народов России, продвижения русского языка, сохранения и развития национальных языков коренных народов России.
Кому
- ДЕТЯМ - для получения качественного образования вне зависимости от места нахождения и социального статуса
- РОДИТЕЛЯМ - значительное снижение расходов на образование ребенка с одновременным повышением качества образования.
- УЧИТЕЛЯМ - получение новых инструментов для профессиональной деятельности и возможность повышения квалификации.
- СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ ЗА РУБЕЖОМ - доступ к качественному российскому образованию, приобщение детей
- к российской культурно-образовательной среде
- ГОСУДАРСТВУ - обеспечение конституционного права каждого на качественное и доступное образование, снижение издержек при организации образовательного процесса, экономия бюджетных средств. Продвижение российского образования за рубежом, включая стратегически важные территории.
Законодательные источники
- «Майские» Указы Президента России
- Стратегия национальной безопасности России
- Доктрина информационной безопасности России
- Поручения Президента России по итогам заседания Госсовета по образованию, включая поручение по созданию Российской электронной школы
- Концепция продвижения российского образования за рубежом
- Программа развития русского языка до 2020 года
- Программа развития образования до 2020 года
- Государственные образовательные стандарты
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
- Концепция региональной информатизации
- Концепция перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в систему федеральных и региональных центров обработки данных
*2023: В России появятся сервисы с цифровым контентом для школ
В России создадут сервисы, которые откроют доступ к верифицированному цифровому образовательному контенту школам и колледжам, а также детским садам и учреждениям дополнительного образования. Такой информацией 24 октября 2023 года поделились в пресс-службе депутата ГосДумы РФ Антона Немкина.
«Правительством Российской Федерации актуализировано Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, касающееся сферы деятельности Минпросвещения России», - сообщается на сайте Министерства просвещения РФ. |
В первую очередь, такие сервисы помогут планировать траектории обучения и развития ребенка. Кроме того, с их помощью учителя и воспитатели смогут подбирать контент в соответствии с рабочей программой. Также будет лучше работать и обратная связь с родителями.Станислав Обухов, Т1 Иннотех: Автоматизация меняет функцию закупок
Для педагогов допобразования сервисы с качественным цифровым контентом - возможность разнообразить форматы проведения занятий в кружках и секциях при помощи верифицированных материалов.
Дети действительно значительно легче воспринимают информацию онлайн, так как это привычная для них среда, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
«При этом организовать процесс обучения при помощи цифрового контента нелегкая задача, нашим педагогам нужна помощь и поддержка в развитии этого направления. Одна из главных задач работы, которая ведется в этом направлении - усиливать традиционные формы образования, при этом развивая качественное, безопасное, образовательное пространство. Доступ к нему и к верифицированному электронному образовательному контенту сегодня должны иметь все - в том числе дети-инвалиды и дети, которые живут труднодоступных и удаленных местностях», - подчеркнул депутат. |
При этом более чем актуальной остается проблема обеспечения безопасности таких сервисов в цифровой среде, добавил Немкин.
«Аккумулированный в одном месте контент для детей, который пройдёт верификацию специалистов, быстро станет приманкой для хакеров. Ведь внедрившись на такую платформу они получат возможность распылить деструктив и там. Поэтому такие сервисы должны иметь многоуровневую защиту, а преподаватели, которые используют материалы в своей работе, - никогда не терять бдительность и заранее тщательно изучать контент, с которым они планируют познакомить молодое поколение», - заключил парламентарий. |
2022
На создание цифровой образовательной среды было направлено 11,7 млрд рублей
На реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) национальной программы «Цифровая экономика РФ» в 2022 году было потрачено российским правительство около 11,7 млрд рублей. Об этом говорится в ежегодном докладе кабмина о реализации государственной политики в сфере образования. Документ опубликован в середине июня 2023 года.
Согласно отчету правительства, в 2022 году в рамках ЦОС введена в эксплуатацию разработанная Минпросвещения федеральная государственная информационная система «Моя школа», включающая в себя подсистему «Библиотека цифрового образовательного контента» (Библиотека ЦОК) для предоставления обучающимся, педагогическому составу и родителям бесплатного доступа к обновляемому верифицированному цифровому образовательному контенту, соответствующему ФГОС.
В 2022 году разработаны для размещения в Библиотеке ЦОК 21 комплект ЦОК по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, иностранный язык (английский), литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, литература, обществознание, география, основы безопасности жизнедеятельности, технология, физика, химия и биология — более 3 тыс. цифровых уроков (нарастающим итогом с 2021 года – 29 комплектов, 6 тыс. цифровых уроков).
К концу 2022 года федеральная информационно-сервисная платформа ЦОС включала восемь компонентов, четыре из которых разработаны в 2022 году: сервис аналитики, сервис поддержки пользователей, сервис доступности дополнительного образования, цифровой помощник ученика. Также отмечается, что в 2022 году обеспечено:
- оснащение МТБ образовательных организаций для внедрения ЦОС в 58 субъектах РФ на 4020 объектов (16 317 объектов нарастающим итогом с 2019 года);
- оснащение (обновление) компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования в 15 субъектах РФ 1189 объектов (3314 объектов нарастающим итогом с 2021 года).
ДОКЛАД Правительства Российской Федерации
«Ростелеком» создал ИТ-инфраструктуру в 9 тысячах школ
В рамках национальной программы «Цифровая экономика России» и федерального проекта «Цифровая образовательная среда» компания «Ростелеком» провела масштабные работы по организации беспроводного широкополосного доступа в интернет (Wi-Fi) и системы видеонаблюдения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях 24 регионов России. Всего в 2021–2022 годах ИТ-инфраструктура заработала в 9 157 зданиях образовательных организаций, благодаря чему учащиеся получили равные условия для качественного образования вне зависимости от места их проживания. Об этом компания «Ростелеком» сообщила 19 января 2023 года. Подробнее здесь.
Утверждено создание «Цифровой образовательной среды Севастополя»
12 августа 2022 года правительство Севастополя объявило о запуске информационной системы под названием «Цифровая образовательная среда Севастополя (ЦОСС)». Утвержденный властями документ разработан в рамках реализации стратегии цифровой трансформации региона. Подробнее здесь.
Анонс видеоплатформы
В начале июля 2022 года стало известно о создании в России платформы с просветительским контентом для внеклассного обучения школьников. Об этом «Ведомостям» рассказал советник министра просвещения Антон Назаров. Подробнее здесь.
2021
Минцифры утвердило стандарт оснащения школ, переходящих на цифровую образовательную среду
Минцифры и Минпросвещения утвердили стандарт оснащения школ, переходящих на цифровую образовательную среду. Соответствующий приказ был зарегистрирован в середине декабря 2021 года.
Согласно документу, стандарт оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах РФ, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, разработан в целях:
- унификации подхода к техническому оснащению таких учреждений;
- формирования ИТ-инфраструктуры для обеспечения беспроводного доступа к государственным ИТ-системам;
- создания условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- соответствия сервисов обеспечения безопасности образовательных учреждений требованиям к антитеррористической защищенности.
Всё оборудование и комплектующие, закупаемые и используемые в целях соответствия стандарту, «должно иметь статус российского происхождения». Иностранное оборудование, удовлетворяющее техническим требованиям, допускается в случае задокументированного отсутствия моделей оборудования или неготовности производителей осуществить его поставку в требуемые сроки по среднерыночной стоимости для соответствующего типа и объема поставляемого оборудования.
Оснащение в соответствии со стандартом направлено на создание информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктуры, обеспечивающей:
- возможность применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- равный доступ к образовательному процессу для учащихся вне зависимости от места их проживания.
200 студентов семи российских вузов дистанционно сдали зачеты и промежуточные экзамены по 12 дисциплинам с помощью биопрокторинга
«Ростелеком» 17 августа 2021 года поделился итогами тестирования биопрокторинга — цифровой технологии для дистанционной сдачи экзаменов. Он включает в себя два сервиса: юридически значимую идентификацию личности студента с использованием Единой биометрической системы и мониторинг нарушений в процессе сдачи экзамена с помощью технологии онлайн-прокторинга. Система отслеживает отвод взгляда от монитора, наличие посторонних голосов на записи, смену студентом рабочего окна и другие нарушения. Подробнее здесь.
Минпросвещения намерено ввести цифровые профили учеников с фиксацией всех их достижений
8 июня 2021 года стало известно о предстоящем введении в России так называемого «цифрового профиля обучающегося», в котором будут храниться достижения учеников. Соответствующую концепцию подготовило Министерство просвещения РФ, документ направлен в Минцифры для проработки.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на эту концепцию, цифровой профиль будет обязательным и появится при первом обращении за образовательной услугой, например при зачислении в детский сад или первый класс. Система будет использовать информацию из реестров органов исполнительной власти и государственных информационных систем, запросы в них будут совершаться с использованием обезличенных идентификаторов.
Запросы в различные системы будут совершаться с использованием обезличенных идентификаторов. Источник газеты уточнил, что эксперимент по созданию цифрового профиля пройдет до 31 декабря 2022 года.
По мнению экспертов, опрошенных «Коммерсантом», в предложенной системе существуют риски злоупотреблений. Преподаватель Moscow Digital School Олег Блинов опасается, что «фантастическое количество данных» о детях, включая информацию об их посещаемости и оценках, в случае утечки может использоваться для обмана детей, в том числе социального инжениринга.
Кроме того, у специалистов есть сомнения в целесообразности тотального сбора и хранения образовательных данных. Цифровой профиль обучающегося копирует текущую концепцию цифрового профиля гражданина, за исключением небольших деталей, считает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. Стоимость создания такой системы посчитать сложно, добавляет эксперт, поскольку на цифровизацию в регионах тратятся от нескольких миллионов до сотен миллионов рублей». Он не исключает, что стоимость проекта может достигать и миллиарда рублей.[2]
Минпросвещения назвало 5 приоритетов цифровой трансформации общего образования в регионах
В начале июня 2021 года стало известно о пяти основных направлениях цифровой трансформации общего образования в регионах России. Их перечислило Министерство просвещения РФ.
- Формирование современной инфраструктуры образовательных организаций (компьютерные классы, средства визуализации, Интернет и др.).
- Реализация в электронной форме услуг в сфере образования (запись в школу, на участие в государственной итоговой аттестации, отслеживание текущей успеваемости и др.).
- Реализация в электронной форме функций в сфере образования (реестры кадров, контингента, электронный журнал и дневник и др.)
- Современное управление на основе данных (типовые сайты, мониторинг использования оборудования, автоматизированная подготовка отчётов и др.).
- Подготовка кадров для работы в цифровой образовательной среде (работа с региональными руководителями цифровой трансформации, повышение квалификации и др.).
Направления цифровой трансформации региональной образовательной системы обсуждались в ходе консультаций федеральных органов исполнительной власти с регионами по вопросам включения отраслевых проектов в региональные стратегии. По данным издания D-Russia, основными электронными услугами названы:
- зачисление детей на обучение по образовательным программам дошкольного образования;
- зачисление детей на обучение по образовательным программам начального, основного общего, среднего общего образования; *предоставление информации о текущей успеваемости учащегося;
- запись на государственную итоговую аттестацию (ГИА);
- публикация результатов участников ГИА;
- проведение апелляции участников ГИА;
- запись на участие во всероссийской олимпиаде школьников.
К при этом к началу июня 2021 года все семь этих услуг реализованы в Москве и Петербурге.[3]
Минпросвещения запускает облако для автоматической проверки домашних заданий школьников
Как стало известно в конце мая 2021 года, Министерство просвещения РФ запускает облако для автоматической проверки домашних заданий школьников. Сервис создается в рамках цифровой образовательной среды.
Мы разгружаем педагогов от рутинной бумажной работы, переводя в облако такие вещи, как инструменты автоматического планирования деятельности учителя: автоматическая генерация отчетов по каждому ребенку, классу, школе, автоматическая проверка домашнего задания на электронной платформе, — заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов, чьи слова приводит ТАСС Информационное агентство России со ссылкой на пресс-службу ведомства. |
В сообщении также сказано, что внедрение цифровой образовательной среды позволит выстраивать индивидуальную траекторию обучения школьника.
К концу мая 2021 года в России продолжается эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. В Минпросвещения поясняют, что главная цель проекта — создать равные условия для получения качественного образования на всей территории страны. Эксперимент предполагает оснащение школ нужной инфраструктурой, предоставление им доступа к высокоскоростному интернету, разработку образовательного контента.
Минпросвещения России готово подключиться к работе межведомственной рабочей группы с Минцифры России по вопросам цифровой грамотности в школах. Эта тема обсуждалась на расширенном заседании Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы в конце мая 2021 года.
По словам Кравцова, «детей необходимо окружать позитивным контентом», поэтому Минпросвещения работает над тем, чтобы программы обучения были интересны для школьников, привлекает ведущие компании для создания развивающих и полезных проектов, среди которых «Уроки цифры», акция «День ИТ-знаний» и онлайн-марафон «Онлайн-просто» при поддержке Mail.ru Group.[4]
Российские ИТ-компании просят остановить закупки ноутбуков для школ из-за участия в них только иностранных производителей
Глава Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» Ренат Лашин и глава Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский направили вице-премьеру Дмитрию Чернышенко письмо, в котором попросили приостановить для школ в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» госзакупки ноутбуков, в которых не могут принять участие российские производители. Об этом стало известно 24 мая 2021 года.
По слова авторов обращения, некорректные или избыточные требования к продуктам привели к тому, что в 2021 году регионы закупили и готовятся закупить лэптопы зарубежного производства на общую сумму более 1,35 млрд рублей.
Как пишет РБК со ссылкой на собственного информатора на ИТ-рынке, речь идет о госзакупках компьютеров для региональных министерств образования в Самарской, Иркутской и Тамбовской областях, а также в республиках Татарстан и Адыгея. Самые крупные закупки иностранных ноутбуков провели Институт развития образования Пермского края (на 461,3 млн рублей) и министерство образования и науки Кузбасса (на 353,1 млн рублей).
В письме Дмитрию Чернышенко сказано, что избыточные требования к оборудованию в школах появились после утвержденных в январе 2021 года методических рекомендаций Минпросвещения о создании и функционировании центров цифрового образования. Регионы РФ используют их при подготовке закупочной документации на приобретение компьютерного оборудования для школ в рамках федпроекта «Цифровая образовательная среда». Однако в этих рекомендациях нет требований по импортозамещению для закупаемой материально-технической базы и софта, а «требования к оборудованию избыточны и содержат указание на конкретные модели». Детализация требований при подготовке конкурсной документации «приводит к фактическому отсечению возможности участия российских производителей», сообщают авторы письма.[5]
Минпросвещения представило план цифровизации школьного образования
Директор департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ Павел Кузьмин в ходе выступления на конференции TAdviser IT Government Day 2021 поделился планами цифровизации школьного образования.
Цифровые сервисы должны усиливать традиционное очное образование – то взаимодействие, которое происходит между учителем и учеником в классе. Их задача – давать возможность развиваться ребенку на современных образовательных платформах, используя современные образовательные сервисы, считают в Минпросвещения.
Полноценная реализация цифровых сервисов невозможна без оснащения школ необходимым оборудованием и без подключения к интернету.
По федеральному проекту «Цифровая образовательная среда», за который отвечает Минпросвещения, планируется поставить в школы устройства управления контентом, среди которых автоматизированное рабочее место учителя (ноутбук), школьный сервер, компьютерные классы, устройства для воспроизведения контента в классе (интерактивная панель, телевизор с функцией «смарт ТВ» или проектор с магнитно-маркерной поверхностью), а также IP‑ и веб-камеры, чтобы школьники могли подключаться к урокам во время болезни или спортивных и творческих сборов.
К 2024 году планируется обновить оборудование в 32 863 школах. За все годы впервые происходят такие масштабные вливания в обновление школьной инфраструктуры, заявил Кузьмин.
Выступление Павла Кузьмина на онлайн-конференции TAdviser IT Government DAY 2021
Не менее важно решить задачу цифрового неравенства разных регионов, городских и сельских школ. Эта работа ведется по другому федеральному проекту – «Информационная инфраструктура», за который отвечает Минцифры.
К концу 2021 года коллеги из Минцифры обеспечат подключение к интернету в 100% образовательных организаций. Для сельских школ это будет 50 Мбит в секунду, для городских — до 100 Мбит в секунду. И к 2024 году должны быть развернуты сети ЛВС, СКС и бесшовный Wi-Fi во всех кабинетах образовательных организаций, - добавил Кузьмин |
Параллельно Минпросвещения развивает сервисы цифровой образовательной среды. Среди них:
- библиотека цифрового образовательного контента (тренажеры, задания, обучающие программы),
- маркетплейс для доступа к цифровому образовательному контенту негосударственных (коммерческих) разработчиков,
- сервисы материалов для оценки текущей успеваемости и самодиагностики,
- цифровая биография школьника, где будут фиксироваться достижения (при условии, что все факты будут акцептованы семьей ребенка),
- типовые сайты (зона ответственности Минцифры),
- взаимодействие с электронными журналами и дневниками (единого общероссийского решения, по словам Кузьмина, не планируется, каждый регион может выбирать решение сам, при условии его интеграции с единым порталом госуслуг),
- коммуникационная платформа «Сферум» (решение «Ростелекома» и Mail.ru, отечественный аналог Zoom, как назвал его Кузьмин).
Перечислив сервисы цифровой образовательной среды, Павел Кузьмин подробнее остановился на вопросах контента.
Первое, что мы хотим делать – это крайне тяжелая задача 2021 года – формирование универсального тематического классификатора, который будет представлять собой перечень всех тем школьной программы с 1 по 11 класс, к которому в дальнейшем можно будет прикреплять и цифровые образовательные конспекты, и различные материалы, которые будут разрабатываться, например, коллегами из EdTech |
Государство, по словам Кузьмина, должно обеспечить минимальный уровень доступности базового контента для каждого российского школьника вне зависимости от материального положения семьи, от возможностей образовательной организации. Объем базового контента – 60 тыс. электронных образовательных материалов.
У бизнеса же есть возможности для создания высокотехнологичного инновационного контента, и в этом плане бизнес, по мнению представителя Минпросвещения, всегда будет на полшага впереди государства.
Поэтому мы планируем в рамках маркетплейса дать возможность коллегам из EdTech размещать свои ресурсы, обеспечивать доступ образовательных организаций к этому контенту, - сообщил он |
Для поддержки разработчиков контента планируется грантовая поддержка, добавил Кузьмин.
В конце доклада Павел Кузьмин высказался о перспективах развития школьного образования:
Мы движемся к полностью электронному документообороту. Это позволит снизить рутинную нагрузку на учителей. Уже сейчас есть масса систем проверки самостоятельных работ, домашних заданий. Искусственный интеллект позволит помочь ребенку в подборе контента на основании результатов его предыдущей образовательной деятельности. Меняются системы по повышению квалификации учителей. Некоторым учителям в субъектах приходится тратить по 3 часа, чтобы преодолеть 200 км в институт развития образования, где будут какие-то особые курсы. Но уже сейчас есть онлайн-курсы. Возможность получения сертификата о повышении квалификации действительно есть и активно внедряется в регионах. Кроме того, «цифра» открывает дополнительные возможности и для бизнес-сообщества как в школах, так и в системе повышения квалификации |
«Ростелеком» разворачивает Wi-Fi в школах за 2,5 млрд рублей
2 февраля 2021 года стало известно о поиске «Ростелекомом» подрядчиков на реализацию проектов по развёртыванию в школах и колледжей сетей Wi-Fi, а также систем видеонаблюдения. Общая стартовая цена конкурсов в 16 регионах – около 2,5 млрд рублей. Подробнее здесь.
Институт Минпросвещения закупает контент для школьников на 800 млн рублей
В конце января 2021 года стало известно о планах Федерального института цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО, принадлежит Минпросвещения) потратить 800 млн рублей на закупку образовательного контента для школьников. Подробнее здесь.
Разработаны требования к «цифровому» оснащению школ
В январе 2021 года Министерство просвещения и Минцифры представили проект приказа «Об утверждении стандарта «Цифровая школа», который был разработан в связи с проведением эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС). Подробнее здесь.
2020
Мишустин выделил 1 млрд рублей на цифровой контент для школ
В декабре 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым выделил 1 млрд рублей на внедрение цифровых технологий в сфере образования. Средства получит Министерство просвещения, говорится в документе, опубликованном на официальном портале правовой информации.
Уточняется, что средства пойдут на приобретение образовательного контента в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». Ведомство будет использовать бюджетные ассигнования на приобретение цифровых конспектов по всем общеобразовательным предметам с 1 по 11 класс, а также интерактивные обучающие материалы: различные игры, тесты, виртуальные лаборатории, мультимедийные карты, хрестоматии, архивные и исторические документы.
По итогам проделанной работы представители Министерства просвещения должны представить Правительству РФ отчет до 1 февраля 2021 года.
Создание цифровой образовательной среды предполагает подключение всех российских школ к высокоскоростному интернету.
Вопрос доступа учащихся к современным образовательным программам поднимался 17 декабря 2020 года в ходе ежегодной пресс-конференции Президента Владимира Путина. Глава государства отметил, что в 2021 году скоростной интернет появится во всех школах, и призвал позаботиться о том, чтобы проблема технологической неготовности общеобразовательных учреждений была решена.
Проектом по обеспечению доступа школ к интернету с защитой информации и контентной фильтрацией занимается «Ростелеком». Согласно контракту с Минцифры, «Ростелеком» получит на эти цели до конца 2020 года 6,7 млрд рубей. Это мероприятие также включено в федеральный проект «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика». В соответствии с ним, расходы федерального бюджета на данные цели в период 2019-2021 гг. составят 10,3 млрд рублей.[6]
Мишустин запустил внедрение цифровой образовательной среды в России
10 декабря 2020 года в России запускается эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС). Соответствующее постановление подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Документ опубликован 9 декабря 2020 года на официальном портале правовой информации.
Согласно постановлению, Министерство просвещения должно в течение 10 дней со дня вступления в силу постановления разработать и утвердить порядок отбора российских регионов для проведения эксперимента, а также за один месяц по согласованию с Минцифры утвердить дорожную карту проведения эксперимента. Сам эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды будет длиться два года — с 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2022-го.
Субъекты, где будет проходить эксперимент, в течение двух месяцев должны будут заключить с Минпросвещения и Минцифры соглашение о взаимодействии, а также в течение трех месяцев разработать и утвердить свою дорожную карту по проведению эксперимента.
Этот документ, прежде всего, призван гарантировать всем учащимся, вне зависимости от того, где они живут, равные условия для получения качественного образования. Внедрение ЦОС, о котором идет речь в постановлении, никоим образом не подменяет собой традиционный, очный формат обучения как ключевой для российской системы образования, – заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, слова которого привела пресс-служба ведомства, которое он возглавляет. |
Цифровую образовательную среду планируют внедрить в российских школах до 2030 года. Соответствующий проект постановления Правительства, разработанный Министерством просвещения, опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Изменения предлагается внести в госпрограмму «Развитие образования». Согласно проекту, в 2018-2030 годах должна быть обеспечена реализация цифровой трансформации системы образования, а ЦОС должна быть создана и внедрена в школах.[7]
Правительство утвердило положение о ГИС «Современная цифровая образовательная среда»
В ноябре 2020 года Правительство РФ утвердило положение о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда». Соответствующий документ был опубликован на официальном портале правовой информации.
Согласно тексту постановления, система обеспечивает выполнение таких основных задач, как:
- формирование и ведение реестра онлайн-курсов, реализуемых различными образовательными организациями. Порядок формирования и ведения реестра онлайн-курсов устанавливается Министерством науки и высшего образования РФ;
- интеграция с образовательными платформами и информационными системами образовательных организаций, а также организация централизованного учета результатов обучения на онлайн-курсах;
- учет образовательных программ высшего образования и образовательных программ дополнительного профессионального образования и результатов их освоения (при их прохождении).
Функции оператора системы постановление возлагает на министерство науки и высшего образования РФ. Финансирование создания, развития и эксплуатации системы осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных Минобрнауки на реализацию мероприятий государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Что касается функций «Современной цифровой образовательной среды», то они следующие:
- проведение образовательными организациями экспертизы онлайн-курса и оценки качества онлайн-курса;
- присвоение онлайн-курсам уникальных идентификаторов цифровых объектов;
- хранение оценок и отзывов об онлайн-курсе обучающихся, завершивших освоение такого онлайн-курса;
- идентификация и аутентификация участников в системе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
- обеспечение достоверности, актуальности и хранения информации о результатах освоения онлайн-курсов обучающимися;
формирование независимых рейтингов онлайн-курсов, в том числе по критерию зачета (незачета) образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, результатов их освоения обучающимися;[8]
Правительство сокращает бюджет на создание цифровой образовательной среды
В проекте бюджета на 2021–2022 годы заложено сокращение финансирования федерального проекта «Цифровая образовательная среда», который входит в нацпроект «Образование». Это следует из внесенного правительством в Госдуму проекта федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов. Подробнее здесь.
В российских школах появятся цифровые биографии школьников
Как стало известно в конце сентября 2020 года, в российских школах появятся цифровые биографии школьников. Эта инициатива реализуется в рамках проекта цифровой образовательной среды.
Как рассказал «Российской газете» министр просвещения Сергей Кравцов, ЦОС позволит фиксировать успехи и неудачи школьников в их цифровых биографиях.
Система ЦОС сделает видимыми и измеримыми все успехи и неудачи школьника: прогресс будет фиксироваться в так называемой цифровой биографии, которая будет объективно показывать, в чем школьник успевает, а в чем ему нужна помощь, — сказал Кравцов. |
Министр добавил, что цифровая образовательная среда — это единая информационная система, которая объединит необходимые для обучения и воспитания интернет-ресурсы и сервисы, а также поможет педагогам быстро находить информацию из надежных источников, а ученикам - обращаться при выполнении школьных заданий к проверенным базам информации.
По сообщению «Ведомостей», российские школы оснастят камерами с функцией распознавания лиц. Они помогут обеспечить безопасность детей, отследить, когда ребенок пришел в школу или покинул ее, выявить посторонних в помещениях. Заказчиком выступили региональные департаменты образования, а подрядчиком – Национальный центр информатизации.
По словам Кравцова, ЦОС также является инфраструктурой: все, что касается интернета в школе, компьютерного оснащения, программного обеспечения.
Такое техническое оснащение даст возможность детям, проживающим в сельских местностях или на отдаленных территориях, где есть объективная нехватка учителей, обучаться у лучших педагогов страны, иметь доступ к качественным проверенным образовательным ресурсам. Быть всегда на связи с классом и учителем, не выпадать из учебного процесса и не пропускать занятия даже во время болезни, — подчеркнул он. |
Работа по использованию ЦОС стартовала в учебных заведениях 15 российских регионов. Результаты эксперимента проанализируют, а затем внедрят систему в оставшихся субъектах.[9]
Минпросвещение научит учителей работать с цифровыми платформами
20 августа 2020 года Министерство просвещения РФ сообщило о создании цифровой образовательной среды (ЦОС), чтобы научить учителей работать с цифровыми платформами. При реализации этой инициативы ведомство намерено использовать опыт уже реализованных федеральных и региональных проектов в сфере образования, а также опыт крупных игроков российского рынка образования, заявил замдиректора департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Александр Лямин.
Сделать с нуля большое количество качественных сервисов и образовательного контента сложно, и здесь мы пойдем по пути взаимодействия с крупными игроками рынка. У нас амбициозные цели и короткие сроки, в которые нужно создать сервисы и базу верифицированного, интерактивного, увлекательного и эффективного контента. И уже наработанный опыт просто бесценен, – сообщил он на всероссийской онлайн-августовке «Яндекс.Учебника» «Школа и цифровое образование». |
Цифровая образовательная среда призвана упростить учителям планирование, подготовку и проведение уроков, даст возможность автоматической проверки домашних заданий, а ученики получат доступ к верифицированному образовательному контенту и сервисам высокого качества. Регионы получат доступ к федеральным сервисам.
По словам Лямина, эксперимент по внедрению ЦОС начнётся в 2020 году, а на 2021-й запланирован запуск цифровой платформы. За год Минпросвещения намерено «посмотреть, какие результаты будут достигнуты, как пользователи воспримут платформу и как мы будем двигаться дальше по всей стране», добавил он.
Александр Лямин также рассказал о стратегических целях нацпроекта «Образование», ключевой из которых является вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования.[10]
2019: Государство потратит 44 миллиарда на «Цифровую образовательную среду» с онлайн-курсами
Правительство выделит более 44 млрд руб. на финансирование федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2020-2022 гг. Такая информация содержится в проекте федерального бюджета на 2020 г. и на плановый период 2021-2022 гг. С проектом можно ознакомиться на портале опубликования проектов правовых актов[11].
Из указанной суммы в 2020 г. на проект будет выделено 16,3 млрд руб., в 2021 г. — 16 млрд руб., а в 2022 г. — 12 млрд руб.
Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, через которую будет осуществляться доступ к образованию различного уровня. Проект ведет Минпросвещения России.
Согласно проекту бюджета, Минкомсвязи в 2020 г. получит около 93,2 млрд руб. В 2021 г. бюджет министерства планируется увеличить до 135,8 млрд руб., а в 2022 г — до 189,3 млрд руб. На субсидии, предоставляемые бюджетным, автономным и другим некоммерческим организациям в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» в 2020 г. планируется потратить 169,9 млн руб. В 2021 г. на эти цели хотят израсходовать 169,2 млн руб., а в 2022 г. — 50,8 млн руб.
На закупку товаров, работ и услуг для госорганов в 2020 г. предлагается выделить 32,6 млрд руб., в 2021 г. — 45,6 млрд руб., а в 2022 г. — 65,3 млрд руб. На федеральный проект «Информационная инфраструктура» в течение этих трех лет планируется выделить 36,3 млрд руб., 54,3 млрд руб. и 74,1 млрд руб. соответственно.
На нужды программы «Информационное государство» в проекте бюджета предусмотрено 48,2 млрд руб. в 2020 г., 73,1 млрд руб. в 2021 г. и 111,4 млрд руб. в 2022 г. Федеральный проект «Цифровые технологии» должен получить в 2020 г. около 21,2 млрд руб., в 2021 г. — 37,3 млрд руб., а в 2022 г. — 63,2 млрд руб. На федеральный проект «Цифровое государственное управление» в 2020 г. предполагается потратить 20,7 млрд руб., в 2021 г. — 28,1 млрд руб., а в 2022 г. — 39 млрд руб.
2018: Цифровая платформа
Проект «Цифровая образовательная среда» предполагает создание федерального информационного ресурса online.edu.ru, который даст гражданам бесплатный доступ к онлайн-курсам от различных образовательных онлайн-платформ по принципу «одного окна». В 2018 г. прошла тестовая интеграция этого ресурса с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА).
В конце 2018 г. пользователи могли пройти на портале 1028 онлайн-курсов от 31 образовательной онлайн-платформы. Количество зарегистрированных учащихся составило 770 тыс. В течение года на портале появились реестр онлайн-курсов, подсистема оценки их качества, интеграционные решения для единой аутентификации пользователей, цифровое портфолио, подсистема формирования рейтингов онлайн-курсов, подсистема психометрического анализа данных об их освоении, а также личные кабинеты обучающегося, работодателя, образовательной организации и эксперта.
Помимо платформы цифровой образовательной среды в России создается другой похожий ресурс — интеграционная платформа непрерывного образования. Различие между платформами заключается в том, что первая предназначается для получения дополнительного образования от разных организаций, не обязательно вузов, а на второй будут запускаться академические онлайн-курсы только от вузов, причем студенты одного учебного заведения будут иметь доступ к курсам других заведений.
2017
Конкурс грантов
18 июня 2017 года стартовал объявленный Минобрнауки конкурс на получение вузами грантов из федерального бюджета. 28 августа были объявлены его результаты. В числе победителей Уральский федеральный университет им.Ельцина, НИИ-Высшая школа экономики (ВШЭ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Московский физико-технический институт, Российская академия народного хозяйства и государственной службы и др. Гранты будут направлены на создание технологической инфраструктуры для развития онлайн-образования, системы оценки качества полученных знаний и повышение квалификации преподавателей. В 2017 году общая сумма таких грантов должна составить 400 млн руб., а в 2018–2019 годах – по 300 млн руб[12].
Законопроект СЦОС Минобрнауки
В России стартовало летом 2017 года общественное обсуждение законопроекта Минобрнауки, который отрегулирует электронное образование, то есть применение интернета для дистанционного обучения. Законопроект гласит, что обучение по какому-либо образовательному курсу может быть полностью дистанционным, вообще без проведения аудиторных занятий. Такой курс в законопроекте так и называется — онлайн-курс. По его окончании проводится аттестация, студенту выдается документ о прохождении.
В то же время, есть специальности, где полностью дистанционное обучение не допускается. Список этих специальностей должно составить и утвердить Минобрнауки.
Обсуждение законопроекта завершится 9 августа 2017 г[13].
Основные требования
Если обучение осуществляется полностью дистанционно, потребуется идентификация личности учащегося. Учебное заведение само выбирает, каким способом ее проводить, и само же обеспечивает ее проведение. Также оно обеспечивает своего студента достаточно насыщенной информационной средой, чтобы он мог освоить программу независимо от своего местонахождения.
Где бы ни находился учащийся, считается, что образовательный процесс проходит по адресу образовательной организации. Ее педагоги должны быть подготовлены к такой форме обучения, их подготовку обеспечивает сама организация. Также учебное заведение при необходимости консультирует студента в индивидуальном порядке по интернету. Для смешанного обучения соотношение часов аудиторных и удаленных занятий заведение определяет самостоятельно.
Цифровая образовательная среда
Законопроект был разработан в рамках приоритетного правительственного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Паспорт проекта был утвержден в ноябре 2016 г. Согласно проекту, к концу 2025 г. в России должно быть уже 11 млн учащихся, освоивших онлайн-курсы. Для этого придется начать с достижения показателя в 140 тыс. в 2017 г.
В рамках проекта планируется создать интернет-портал по онлайн-курсам, интегрированный с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и ГИС «Контингент», а также проработать систему оценки качества полученных знаний. Количество онлайн-курсов, созданных в рамках проекта, должно достичь 3,5 тыс. Предполагается также создание специализированного открытого ПО для улучшения качества дистанционного обучения и оценки итоговых знаний и умений учащегося.
Также будет разработана правовая база, которая узаконит освоение онлайн-курсов на портале и причислит их к образовательным программам. В рамках проекта предполагается обучить новым формам работы 10 тыс. преподавателей.
Российские вузы получат из бюджета миллиард на онлайн-образование
В течение трех лет российским вузам на онлайн-обучение и связанные с ним нужды будет выделено в виде грантов 1 млрд руб. Об этом говорится в опубликованном в июне 2017 года постановлении Правительства РФ, утвердившем правила предоставления субсидий. Средства на указанные цели предусмотрены в федеральном бюджете: 400 млн руб. в 2017 г. и по 300 млн руб. в плановый период в 2018 и 2019 гг[14].
Деньги выделяются в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» (утверждена 25 октября 2016 г.) и госпрограммы «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (утверждена 15 апреля 2014 г.).
Гранты будут предоставляться по итогам конкурса Минобрнауки, информацию о котором министерство зазместит на своем сайте. К участию в конкурсе будут допускаться вузы независимо от ведомственной подчиненности. Отбор образовательных организаций станет проводиться на основании оценки качества проекта и наличия в вузе необходимого кадрового потенциала.
Для грантополучателей, не достигших по итогам проекта требуемых показателей результативности использования средств, предусмотрены штрафные санкции.
Гранты, в частности, будут предназначены для создания системы оценки качества онлайн-курсов, разработки требований к навыкам в области онлайн-обучения, разработки предложений по нормативно-правовому обеспечению развития такого обучения.
Также деньги можно получить на создание ПО, технологической инфраструктуры, государственных сервисов, интеграционных решений для развития онлайн-обучения, создание информационного ресурса, обеспечивающего использование онлайн-курсов по принципу «одного окна».
Кроме того, допускается расходование грантовых средств на повышения квалификации преподавателей и специалистов в области онлайн-обучения, а также продвижения технологий онлайн-обучения и информационного сопровождения вышеупомянутого приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда».
Онлайн-обучение в вузах заменит «живые» лекции и семинары
Уже с 2018 года некоторые курсы в университетах будут переведены в электронную форму и не потребуют личного присутствия студентов и преподавателей в аудиториях. Министерство образования и науки до конца 2017 года планирует провести эксперимент, в ходе которого сравнит эффективность традиционной формы учебного процесса, основанной на лекциях и семинарах, которые ведут преподаватели вуза, с несколькими образовательными моделями, базирующимися на онлайн-курсах[15].
В ходе эксперимента будут апробированы две модели. Первая предполагает полную замену учебного курса вуза на онлайн-курс, вторая — частичную. Университет обеспечивает студентам тьюторскую поддержку.
Помимо замены курсов, в рамках проекта будут разработаны новые подходы к реализации образовательных программ, основанных на использовании онлайн-технологиий. В частности, речь идет о применении виртуальной академической мобильности и построении индивидуальных траекторий обучения.
Результатом проекта станет комплексное описание оптимальных моделей использования онлайн-курсов в образовательном процессе вуза, которые могут предлагаться к внедрению в российских вузах. В перспективе это позволит повысить качество и эффективность образовательных программ, расширить возможности для реального выбора студентами индивидуальной образовательной траектории.
Мультисервисная образовательная платформа
Как единый механизм формирования качественной образовательной среды, в том числе с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности.
Основой российской системы дистанционного образования станет интернет-портал, на котором будут собраны разнообразные онлайн-курсы. Портал будет интегрирован с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и ГИС «Контингент», что позволит проводить авторизацию на нем как учащихся, так и преподавателей. Одновременно на базе открытого программного обеспечения (ПО) планируется разработать систему оценки полученных на онлайн-курсах знаний.
Кроме самостоятельной работы с материалами, дистанционное образование подразумевает и возможность удаленной консультации с преподавателями. Очевидно, что для этого они должны пройти соответствующую подготовку. Предусмотрена также возможность так называемого «смешанного» обучения, при котором студент обязан какую-то часть часов прослушать в здании учебного заведения, а какую-то может освоить самостоятельно.
Адаптация под ученика
- Универсальный инструмент по формированию индивидуальной образовательной траектории обучающегося.
- Реализация модели индивидуализации обучения в условиях массовой школы.
- Адаптация образовательного процесса под индивидуальные особенности ребёнка.
- Развитие полилингвального и поликультурного образования средствами мультиязыковой среды обучения и интерактивных форм обучения
- Создание условий для персонифицированного обучения
- Создать единую образовательную среду, в том числе, в целях инфраструктурной поддержки домашнего образования
- Адаптация системы массового образования к особенностям каждого ученика.
Опыт Дневник.ру
Смотрите также
- Каталог продуктов и проектов Систем дистанционного обучения
- Технологии дистанционного обучения
- Онлайн-образование (рынок России)
- Онлайн-образование (мировой рынок)
- Цифровая школа
- Национальный проект Образование
Примечания
- ↑ Из презентации "Формирование Единого образовательного пространства России" Киселева Екатерина Александровна заместитель генерального директора по развитию Дневник.ру
- ↑ Школьникам соберут портфолио
- ↑ Названы приоритеты цифровой трансформации общего образования в регионах России
- ↑ В России автоматизируют процесс проверки домашних заданий школьников
- ↑ ИТ-компании пожаловались на закупку иностранного софта в школах
- ↑ Правительство выделит один миллиард рублей на обеспечение школ современным образовательным контентом
- ↑ Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 № 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды"
- ↑ Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1836 "О государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда"
- ↑ Образ образования. Большая перемена: что ждет российскую школу
- ↑ Минпросвещения при создании Цифровой образовательной среды будет работать с крупными игроками
- ↑ Государство потратит 44 миллиарда на «Цифровую образовательную среду» с онлайн-курсами
- ↑ Российские вузы намерены перейти к дистанционному обучению
- ↑ Власти объяснили, каким будет онлайн-образование в России
- ↑ Российские вузы получат из бюджета миллиард на онлайн-образование
- ↑ Известия: Онлайн-обучение в вузах заменит «живые» лекции и семинары