Содержание |
2020: ВШЭ разработала стратегию развития российской ИТ-отрасли до 2036 года
17 марта 2020 года стало известно о разработке Высшей школой экономики (ВШЭ) стратегии развития российской ИТ-отрасли до 2036 года. Согласно проекту, доля рынка информационной технологий в национальном ВВП вырастет с 0,9% в 2019 году до 4%, и появятся 10 компаний с рыночной капитализацией в размере от $1 млрд.
Как пишет «Коммерсантъ», созданную по заказу Минкомсвязи стратегию развития ИТ-отрасли участники рынка обсудили на совещании у заместителя министра связи Максима Паршина. Они направят свои предложения по доработке стратегии в ВШЭ.
Президент InfoWatch Наталья Касперская высказала сомнения относительно объема венчурных инвестиций в ИТ-стартапы, который авторы стратегии обозначили в $10 млрд к 2036 году (в 2018 году этот показатель составил $409 млн).
Я не понимаю, чем этот показатель поможет и что должен означать, и как государство собирается заставить венчурных инвесторов инвестировать в ИТ-стартапы именно в таком объеме, — пояснила она. |
Ассоциация «Отечественный софт» в рамках новой стратегии предлагает продлить льготный налоговой режим для ИТ-компаний, ввести различные меры поддержки и развития отечественного программного обеспечения и цифровых платформ на его основе, а также обеспечить комплексную поддержку российского софта для продвижения на экспорт.«Трансформация 2.0». Опыт роста технологической зрелости ритейлера «Лента» представлен на TAdviser SummIT
По словам члена экспертного совета по российскому ПО Ильи Массуха, в представленном проекте стратегии развития отрасли информационных технологий в России импортозамещение фигурирует лишь в одном подпункте, тогда как президент своим указом сделал этот вопрос одним из приоритетных.
Также в ключевых параметрах стратегии говорится о доле отечественного ПО в затратах на закупку и аренду софта, тогда как правильнее говорить о доле использования отечественных технологий, чтобы исключить манипуляции показателем, добавил Массух.[1]
2018: Проект стратегии на 2019-2025 годы
Содержание документа
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций в конце декабря 2018 года подготовило проект обновленной стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ, охватывающей период 2019-2025 гг. с перспективой до 2030 года. Это было сделано во исполнение поручения зампредседателя правительства Максима Акимова по актуализации стратегии 2014-2020 гг., которое он дал в августе 2018 года.
Как и исходная версия документа, утвержденная в 2013 году[2], стратегия определяет цели и основные направления развития ИТ-отрасли, а также механизмы и способы достижения поставленных целей. При ее разработке учитывался ряд правовых и нормативных актов, появившихся за последние пять лет.
Отрасль ИТ России имеет потенциал глобальной конкурентоспособности и должна стать одной из важнейших точек роста российской экономики до 2036 года, заявляют авторы стратегии. Они рассчитывают, что ее реализация будет содействовать достижению показателя объема экспорта оказываемых услуг в разных отраслях экономики в размере $100 млрд в год к 2024 году, согласно «майскому» указу президента, и другим установленным этим указом целям.
Также реализация стратегии должна способствовать снижению зависимости экономики страны от сырьевого экспорта за счет увеличения экспорта продукции отрасли ИТ, повышению уровня образования и производительности труда за счет ускоренного внедрения ИТ в важнейшие сферы экономики и улучшению общего инвестиционного климата в России.
Наконец, развитие отрасли необходимо для перехода к новому постиндустриальному технологическому укладу, который базируется на широком внедрении достижений ИТ во всех секторах экономики, говорится в документе. Выполнение мероприятий стратегии поможет поддержать средний темп роста отрасли ИТ на уровне, значительно превышающем средний темп роста ВВП - не менее чем в 3 раза за весь период, рассчитывают авторы проекта. Такое же ожидание было прописано и в стратегии версии 2013 года, однако тогда помимо этого было указано, сколько конкретно высокотехнологичных рабочих мест ожидается в России к конечному сроку стратегии.
Надо сказать, что в актуализированный документ в целом включено меньше основных индикаторов развития отрасли ИТ по сравнению с исходной версией стратегии 2013 года – 4 против 8. Также в исходной версии они были более детализированными по различным сегментам ИТ-рынка. При этом в 2013 году заложенные показатели были приведены для «форсированного сценария».
Государству отводится большая роль в формировании облика отрасли в 2019-2025 гг. и перспективе до 2036 года. Предусматривается обеспечить благоприятные условия для работы компаний по наиболее конкурентоспособным направлениям, включая кадровое обеспечение. В условиях осложнения международной обстановки на первый план вышли вопросы разработки и внедрения импортозамещающих технологий.
Приоритетом государства станут:
- обеспечение преференций для отечественной конкурентоспособной продукции, такой как бизнес-приложения, антивирусное ПО и программное обеспечение ИБ, интернет-сервисы, применяемые в корпоративной среде;
- поддержка коллективной разработки ПО в сегментах рынка, где нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Акцент делается на клиентские и мобильные ОС, серверные операционные платформы, СУБД, способы управления облачной инфраструктурой, пользовательское и офисное ПО;
- оказание помощи в разработке программного обеспечения, связанного с отраслевой спецификой. Например, разработка ПО для промышленности (PLM, CAD, CAM, CAE), топливно-энергетического комплекса, строительства (BIM, CAD, CAM), здравоохранения, финансового сектора, транспорта;
- устранение технологической зависимости от использования иностранных продуктов госорганами и госкорпорациями в критических областях, в частности в области общесистемного и инфраструктурного ПО.
Основные направления реализации стратегии включают развитие кадрового потенциала и образования отрасли ИТ, стимулирование работы высококвалифицированных специалистов. Для этого надо, в том числе, создать благоприятные условия для привлечения в Россию таких специалистов из-за рубежа, считают авторы проекта стратегии. В числе таковых - необходимость разработать условия упрощения получения высококвалифицированными специалистами временного вида на жительство и разрешения на работу в России.
В список основных направлений также включены популяризация ИТ как сферы деятельности, улучшение институциональных условий развития отрасли, международное сотрудничество и поддержка экспорта.
Необходимо создание бренда России как страны информационных технологий, в которой создаются успешные решения в сфере информационных технологий и развиваются компании указанного направления, а также в России выгодно и привлекательно работать зарубежным организациям и специалистам, - указано в стратегии. |
К ключевым направлениям развития отнесена исследовательская деятельность в области ИТ. Здесь в числе приоритетов обозначен широкий спектр технологий, включая блокчейн, большие данные и интернет вещей.
Важным направлением является и поддержка развития малого бизнеса. В числе обозначенных вариантов - льготное кредитование и субсидирование российских заказчиков ИТ при закупке отечественной продукции и осуществлении проектов по миграции своих информационных систем с зарубежных на отечественные решения.
Другими направлениями реализации стратегии являются стимулирование появления лидеров отрасли информационных технологий мирового масштаба, информатизация экономики и долгосрочный заказ на ИТ со стороны государства, обеспечение ИБ, повышение грамотности населения в области ИТ.
Оценка объемов финансирования реализации стратегии в документе не указана. Его планируется осуществлять за счет госпрограмм, программ институтов развития, связанных с развитием инновационной экономики и отрасли, бюджетов субъектов и внебюджетных средств по модели ГЧП.
Проект стратегии был разослан для получения комментариев и предложений по нему в АП КИТ, АРПП «Отечественный софт», «Руссофт», Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, Финансовый университет при Правительстве РФ, РАН, «Росатом», Внешэкономбанк, Минфин и ряд других организаций и федеральных ведомств. Сбор обратной связи от участников рынка планируется завершить 24 января.
Мнения руководителей ИТ-компаний о проекте стратегии
Ряд руководителей российских ИТ-компаний поделились с TAdviser мнениями о проекте стратегии развития ИТ-отрасли. В ней отмечаются как положительные направления, так и наличие недоработок. Президент компании Docsvision Владимир Андреев считает, что в целом документ полезный и формулирует правильные задачи. К ним относятся:
- Амбициозные показатели опережающего роста по сравнению с другими отраслями (втрое), среди них еще более опережающий рост – разработка ПО;
- Прямая связь задач роста отрасли с импортозамещением и конкретная роль государства в этом процессе;
- Ориентация на экспорт ИТ продуктов и услуг как стратегию для мирового рынка;
- Амбициозные планы по повышению доли ИТ-специалистов среди занятых и создание для них преференций для работы, жилья и развития;
- Понимание что преференции для ИТ – одно из направлений глобальной междустрановой конкуренции;
- То, что на первом месте поставлено развитие человеческого капитала;
- Включение бизнес-приложений как одного из приоритетных рынков ПО для отечественных разработчиков;
- Хорошо, что ОКВЭД предложили уточнить, так как в области ПО он выглядит явно архаически.
С другой стороны, для реализации задач предложенных мер недостаточно, а часть направлений сформулировано в слишком неконкретном виде, отмечает Владимир Андреев.
Главный риск для ИТ кадров и компаний сегодня – бегство из юрисдикции РФ, он обозначен, но предложенных в документе мер явно не достаточно. Проблема кроется гораздо глубже: в том, что в России сегодня бизнес организовывать крайне неудобно в целом, поэтому любой бизнес стремиться найти более комфортные условия. А софтверный бизнес переносится в другие юрисдикции гораздо проще других. В общем, без создания среды, благоприятствующей бизнесу в целом, проблему кардинально не решить, хотя предложенные меры могут частично снять проблему, - говорит президент Docsvision. |
Кроме того, считают в компании, не хватает задачи повышения скорости и качества законо- и нормотворческой деятельности в области ИТ. Например, отсутствие нормативной базы для безбумажного документооборота (базовая задача цифровой трансформации) тормозит развитие внутреннего рынка автоматизации, а развитие внутреннего рынка – главный драйвер развития отрасли в целом сегодня, отметил Андреев в разговоре с TAdviser.
Акцент в проекте стратегии сделан на отечественном рынке, в первую очередь, на потребности госсектора, а меры по стимулированию экспортного потенциала обозначены декларативно, мало конкретики, указывает президент Docsvision.
Сегодня для российских производителей сложилась патовая ситуация: российский рынок слишком мал для генерации достаточной прибыли – источника инвестиций, необходимых для продвижения на глобальный рынок, на котором возможна фокусировка, и генерации необходимой прибыли. Необходимы системные меры для помощи в продвижении лучших российских брендов за пределы России, хотя задача эта очень нетривиальная, - уверен Владимир Андреев. |
Акцент в развитии технологий на импортозамещение и формировании полностью собственной инфраструктуры отчасти оправдан, но ведет к риску «чучхеизации» (отрыва от мировых технологических ИТ-трендов), считает Андреев. Необходим баланс между созданием отечественной инфраструктуры и опорой на наиболее современные инфраструктуры, которые по большей части проприетарные, открытость в мировое пространство и наличие экспортных перспектив у технологий, которые выбираются для импортозамещения.
Кроме того, необходимо повышение реальной конкурентности в ИТ. Есть риск, что регулирование отрасли будет снижать конкурентность в отрасли, необходимы меры по снижению этого риска, отмечает президент Docsvision.
В части формирования кадрового потенциала предложенные меры так же представляются недостаточными. Вот несколько дополнений, которые, на наш взгляд, были бы полезны. Необходима специализация и дифференциация программистов при обучении и, соответственно, изменение списка профессий: сближение предметной и ИТ-компетенции; необходимы программистские лицеи - подготовка кодировщиков для простых рутинных задач, выделение грантов на самообразование в области ИТ, - говорит Владимир Андреев. - Важный момент - стимулирование обучения иностранному языку, поскольку это ключевой фактор для выхода на глобальные рынки. |
Наконец, номенклатура перспективных технологий содержит уже зафиксированные тренды, а должна быть направлена на будущее, полагает Андреев. Необходим не жесткий список, а механизм отбора приоритетных направлений в инвестировании, необходимо сконцентрироваться на тех направлениях, которые хорошо развиваются в России. В компании считают, что одно из таких направлений - «безбумажные технологии» и цифровая трансформация бизнес-процессов, в которых имеются хорошие заделы и которые крайне востребованы на мировом рынке.
Гендиректор компании «Базальт СПО» Алексей Смирнов выделяет несколько моментов, на которые нужно обратить внимание. В проекте стратегии заложена идея не только об импортозамещении, но и о том, чтобы российские разработчики заняли определенную долю на рынках БРИКС. Это интересная идея, но нужно иметь в виду, что в странах БРИКС, таких как Белоруссия, Китай, Индия есть достаточно своих разработчиков, считает Смирнов. И нужно понимать, что проникновение российских программ на новые рынки, скорее всего, будет не односторонним, а обоюдным. Страны БРИКС захотят симметрично выйти на российский рынок. Это создаст дополнительную конкуренцию для отечественных разработчиков на российском рынке. Не исключено, что и список стран, чье ПО можно закупать на госзакупках в России, расширится, добавил гендиректор «Базальт СПО».
Еще одно замечание Алексея Смирнова касается связки аппаратной и программной составляющей в области импортозамещения.
Развитие отечественных процессоров является важным моментом. Сейчас есть нормативная база касательно ПО, которая этому препятствует. Должно быть ПО, которое может работать с отечественными процессорами. Но ничего, касающегося развития ПО для отечественных процессоров, я в проекте стратегии не заметил, - говорит он. |
Не так давно была внесена поправка в постановление правительства №1236 о ведении реестра отечественных программ. Теперь ПО, не соответствующее дополнительным требованиям, будут исключать из реестра. В требованиях написано, что прикладные программы должны быть совместимы с двумя ОС из реестра и с ОС Windows. Получается, что если разработана программа для российского процессора, но Windows его не поддерживает, то такое ПО не попадет в реестр, объясняет гендиректор «Базальт СПО». Это из-за того, что не продуманы связки развития процессоров с развитием отечественного ПО, и в проекте стратегии этот момент тоже отсутствует.
В стратегии также есть идея привлечения иностранных работников на фоне нехватки ИТ-специалистов в России. Привлекать специалистов из-за рубежа – это хорошо и правильно, но проект стратегии не учитывает специфику ИТ-отрасли, указывает Алексей Смирнов. Зачастую ИТ-специалисты, программисты работают удаленно, им нет нужды переезжать в страну работодателя. Проект стратегии предусматривает улучшение и облегчение условий именно в том случае, когда специалист переезжает, а вопросы регулирования отношений с иностранными сотрудниками, которые работали бы удаленно из других стран, в документе не проработаны, в том числе вопрос – где такой сотрудник должен платить налоги. Образуется «серая зона».
В стратегии должны быть предусмотрены механизмы простого найма на работу удаленных сотрудников из-за рубежа, благо что в трудовом законодательстве России понятие «удаленный сотрудник» уже появилось, - отмечает Смирнов. |
Управляющий директор компании «Росплатформа» Владимир Рубанов отмечает, что в новой редакции стратегии появились новые акценты - впервые использовано словосочетание «цифровой суверенитет» в качестве приоритета государства. Стимулирование разработки отечественных ИТ-решений и обеспечение их потребления на внутреннем рынке, прежде всего, со стороны госорганов и госкорпораций тоже идет красной строкой, что, безусловно отражает повышение значимости отечественных ИТ-производителей, считает Рубанов.
Из позитивных технологических аспектов интересно отметить отдельное внимание системному (инфраструктурному) программному обеспечению, ведь именно оно является фундаментом для всего остального ПО, но часто о нем забывали, так как оно не видно непосредственно конечным пользователям, но это как подводная часть айсберга - без неё нет верхушки, - говорит управляющий директор «Росплатформы». |
Также в приоритетных технологиях появились программно-определяемые системы для обработки и хранения данных, что полностью соответствует современным мировым трендам, добавил Владимир Рубанов.
Дмитрий Шушкин, генеральный директор «Abbyy Россия», считает, что обозначенные в проекте стратегии ИТ-тренды в ближайшие годы действительно будут играть значимую роль в цифровизации прикладных задач людей, бизнеса и государственных организаций.
Одна из наиболее важных мер, упомянутая и в стратегии, - это продление льгот по оплате страховых взносов для ИТ-компаний. Такая поддержка разработчиков инновационных технологий важна для успешного развития ИТ-рынка. Надеемся, что эта система сохранится и после 2023 года, - отметил Шушкин. |
Гендиректор «Новых облачных технологий» Дмитрий Комиссаров отмечает, что в проекте обновленной стратегии развития ИТ-отрасли малому бизнесу посвящено два абзаца, что, по его мнению, крайне мало. В частности, в документе ничего не сказано о проблеме отсутствия залогов у разработчиков, указывает он.
Дмитрий Гусев, заместитель гендиректора «Инфотекс», полагает, что в документе проекта много всего написано - слишком много для стратегии. И по его мнению, многие позиции документа носят сугубо декларативный характер из разряда «надо лучше жить, чтобы лучше жить».
2012: АП КИТ и McKinsey разработали Стратегию развития ИТ-отрасли России
Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) вместе с McKinsey закончили осенью 2012 года разработку стратегических приоритетов развития российской ИТ-индустрии. В документе помимо текущего состояния отрасли даются возможные сценарии ее развития и определяется, какую господдержку участники рынка хотели бы получить. Собственно, такое консолидированное мнение рынка и формулировалось для общения с правительством.
Со стороны российской ассоциации в рабочую группу проекта входят:
- глава Verysell Михаил Краснов,
- генеральный директор «Крок» Борис Бобровников и
- исполнительный директор АП КИТ Николай Комлев.
Членами управляющего комитета проекта также являются и руководители других компаний-членов ассоциации:
- Алексей Ананьин («Борлас»),
- Георгий Генс (ЛАНИТ),
- Олег Гизатуллин («Открытые технологии»),
- Кирилл Корнильев (IBM),
- Валентин Макаров («Руссофт»),
- Дмитрий Москалев (Mont),
- Борис Нуралиев («1С»),
- Николай Прянишников (Microsoft Rus) и
- Шамиль Шакиров («Ай-Теко»).