2024/10/15 16:23:30

ИИ для HR-специалиста: где может быть полезен и как используется

В последние годы искусственный интеллект (ИИ) все больше используется в различных отраслях, включая HR. Данная сфера представляет собой область управления человеческими ресурсами в организации. В статье, которую специально для TAdviser написал эксперт Сергей Курьян, рассказывается о том, как и для чего в этой области применяются технологии ИИ, а также какие эффекты они позволяют получить.

Содержание

HR-менеджмент выступает ключевым направлением развития компаний, стремящихся к успеху. Он включает в себя широкий набор функций от набора и онбординга персонала, до его развития, обучения, управления мотивацией и разрешения конфликтов. «Кадры решают все» – не голословное утверждение. Компетентный HR-специалист прекрасно понимает, насколько важно набрать высококвалифицированных сотрудников, удержать их на рабочем месте, создать максимальные условия для повышения эффективности работы специалистов. Стремительное развитие технологий, изменение социально-экономической ситуации в стране привели к тому, что традиционные методы HR-менеджмента уже не могут удовлетворить требованиям современного бизнеса.

ИИ – помощник HR-специалиста

HR-специалисты часто сталкиваются с различными проблемами и вызовами в своей работе:

  1. Недостаток квалифицированных кадров: HR-специалисты испытывают проблемы, связанные с поиском и привлечением квалифицированных сотрудников.
  2. Высокая текучесть кадров: эта проблема может привести к значительным затратам на замену сотрудников и обучение новых работников.
  3. Недостаток мотивации сотрудников: HR-специалисты сталкиваются с трудностями мотивации сотрудников и поиском путей повышения их удовлетворенности работой.
  4. Конфликты и проблемы в отношениях: HR-специалисты нередко испытывают сложности в разрешении конфликтов и проблем в коммуникациях между сотрудниками, руководством и клиентами.
  5. Недостаток времени и ресурсов: HR-специалисты часто работают в условиях жестких дедлайнов, испытывают проблемы нехватки времени и ресурсов для выполнения своих обязанностей.
  6. Сложность управленческих процессов: у многих HR-специалистов возникают проблемы управления знаниями в организации, регуляции процессами взаимодействия между сотрудниками, систематизации документации.
  7. Сохранение конфиденциальности: HR-специалисты сталкиваются с вопросами сохранения персональных данных сотрудников, конфиденциальности информации об организации.

Указанные проблемы и «боли» могут быть решены с помощью различных стратегий и инструментов, включая автоматизацию процессов, использование данных и аналитики, улучшение коммуникации. Поэтому возникает необходимость использования ИИ в HR-менеджменте.Доходы российских поставщиков ИТ-услуг за год выросли на 2,6% и достигли 549,3 млрд рублей 320.9 т

Рассмотрим три основных направления применения искусственного интеллекта в сфере HR: автоматизация процесса найма, оптимизация проведения собеседований с потенциальными сотрудниками и обучение персонала.

ИИ в автоматизации процесса найма

Одним из наиболее перспективных направлений использования ИИ в HR-менеджменте является автоматизация процесса найма сотрудников. ИИ может помочь компаниям найти наиболее подходящих кандидатов на вакантные позиции, сократить время и затраты на процессы найма, а также повысить профессионализм новых сотрудников. Большую роль в этом процессе играют программные приложения, которые используют искусственный интеллект, – ИИ-боты. Обозначим их функции:

  1. Интеграция ИИ в HR-платформы: ИИ-бот может интегрироваться с HR-платформами для анализа резюме и поиска релевантных кандидатов на вакантное место. Он сравнивает информацию, представленную в резюме с критериями, заложенными в вакансии, и оперативно с высокой точностью выбирает необходимых специалистов.
  2. Генерация текстов вакансий: ИИ-бот может осуществлять автоматическую генерацию текстов вакансий, исходя из требований к специалисту, в том числе с учетом его soft skills и hard skills.
  3. Подготовка вопросов для собеседования: ИИ-бот можно составлять анкеты, генерировать вопросы для проведения собеседования, соотносить их с адекватными ответами. Также он может применяться для автоматического ответа на вопросы кандидатов.

Аналитика персонала и проведение собеседований с помощью ИИ

С помощью ИИ целесообразно анализировать данные о психологических особенностях сотрудников, определять их эмоциональное состояние, сильные и слабые места. Эти данные позволяют спрогнозировать эффективность работы и сделать прогнозы о будущих результатах специалистов, что позволяет компаниям принимать более обоснованные решения относительно управления персоналом. Какие технологии здесь могут пригодиться?

  1. ИИ и определение вовлеченности в собеседование: Существуют системы которые могут в процессе онлайн встречи считывать маску лица и определять когнитивные индексы личности. Так, например, разработана технология видеоконференцсвязи (Index5) с интегрированным ИИ, которая на онлайн-собеседовании определяет вовлеченность, эмоциональность, усталость, внимательность и рассеянность собеседника. Также она содержит функцию speech2text, фиксируя весь коммуникативный процесс переговоров. Запись речи сохраняется, выгружается и обрабатывается с помощью ИИ-бота, выдающего протокол встречи и демонстрирующего оценку вовлеченности (мотивированности) кандидата.
  2. Оценка психотипа личности: Сконструированы программы, которые по фотографии лица могут определять психотип личности. Они идентифицируют ведущее эмоциональное состояние, тип темперамента, сильные и слабые стороны субъекта, основные мотивы трудовой деятельности. Интеграция их с ИИ-ботами позволяет минимизировать вмешательство человека и работать уже с полученными заключениями, раскрывающими психологический профиль кандидата.
  3. Оценка профессиональной компетентности специалиста: С помощью ИИ-ботов можно осуществлять автоматическую оценку знаний кандидатов на должность, проводить тестирование и проверку мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной готовности к работе интервьюируемого.

Мотивация и поддержка кадров с помощью ИИ

ИИ может быть использован с целью формирования комфортной профессиональной среды для сотрудников, информационной поддержки вновь прибывших специалистов.

  1. Улучшение удовлетворённости сотрудников: С помощью ИИ можно проанализировать данные о сотрудниках и выявить, какие факторы влияют на их удовлетворенность и мотивацию, определить причины недовольства и способы его нивелирования.
  2. Интеграция с CRM и ERP: Бот может быть интегрирован с другими системами компании (например, CRM или ERP), чтобы предоставлять информацию и поддерживать сотрудников в решении задач, связанных с клиентами или бизнес-процессами.
  3. Онбординг и поддержка: ИИ-бот может помогать новому сотруднику успешно интегрироваться в компанию. Он отвечает на вопросы о политике компании, внутренних процессах, функциях специалистов и доступных ресурсах. ИИ-Бот также облегчает решаемые сотрудниками рутинные задачи (оформление документов, помощь с настройками программ).

ИИ в обучении и развитии сотрудников

ИИ может оказать содействие сотрудникам компании в непрерывном профессиональном развитии. ИИ-боты могут находить соответствующие образовательные программы, информационные материалы, вебинары, курсы, задавать вопросы, давать задания и оценивать их выполнение. Это делает процесс обучения более интерактивным и индивидуализированным. Какие именно образовательные возможности доступны с помощью ИИ?

  1. Постоянное обновление: ИИ-бот может автоматически уведомлять сотрудников о новых материалах в базе знаний, изменениях в политике компании или предлагать актуальные курсы для развития нужных навыков.
  2. Интеграция с LMS: ИИ-бот может интегрироваться с корпоративной системой управления обучением (LMS) для предоставления обучающих материалов, управления прогрессом сотрудников и организации тестирования.
  3. Контроль обучения: разработан видеоплеер, который с помощью ИИ оценивает уровень внимательности субъекта. В него загружается обучающее видео и определяется, насколько внимательно специалист воспринимает материалы, качественно усваивает знания. Если он отвлекается, невнимательно изучает информацию, видео останавливается и продолжается только после продолжения просмотра.

Итак, использование ИИ в HR-менеджменте является перспективным направлением, которое может помочь компаниям автоматизировать многие процессы, обеспечить эффективность и точность, а также улучшить опыт сотрудников. Однако для эффективного использования ИИ в HR-менеджменте необходимо проанализировать данные о сотрудниках и определить, какие факторы влияют на их удовлетворенность и мотивацию. Кроме того, важно использовать надежные инструменты, которые позволят обеспечить сохранность и безопасность данных компании.

Какие же платформы сегодня могут предоставить описанные решения для использования искусственного интеллекта в сфере HR? Вот наиболее популярные:

  1. СберАИ - предлагает различные решения на основе ИИ, включая обработку текста и изображений.
  2. DeepPavlov - библиотека для создания чат-ботов и систем обработки естественного языка.
  3. RuGPT-3 - модель на основе GPT-3, адаптированная для русского языка, доступная через различные интерфейсы.
  4. CorpGPT – платформа для разработки ИИ-ботов, которые могут генерировать текст, разрабатывать анкеты, составлять анонсы мероприятий, автоматизировать бизнес и HR-менеджмент под ключ.
  5. Yandex SpeechKit - инструменты для синтеза и распознавания речи, поддерживающие русский язык.

Таким образом, внедрение ИИ в HR позволяет усовершенствовать и оптимизировать множество процессов. Преимущества ИИ-ботов в HR заключаются в автоматизации задач и процессов, повышении эффективности и точности, снижении затрат на персонал и предоставлении других ресурсов, оптимизирующих работу HR-специалиста и сотрудников компании.