CRM

Customer Relationship Management
Управление взаимоотношениями с клиентами

2024/12/25
Image:CRM_24_logo.png

Генеральные партнеры обзора:

 

 

Российский рынок CRM-систем сегодня стремительно растет и адаптируется к новым условиям и запросам заказчиков. Какие тенденции влияли на рынок в 2023 году, что драйвит его развитие сейчас, на что делает ставку бизнес при выборе системы и вендора – в новом обзоре TAdviser.

1 Российский рынок CRM-систем

По итогам 2023 года объём российского рынка CRM-систем превысил 28 млрд рублей. Для него это был период адаптации и переориентации. После стрессового 2022 года, когда многие компании были вынуждены в срочном порядке искать альтернативу западным CRM-решениям, процесс импортозамещения приобрел более осознанный и планомерный характер.

Рынок вновь начал расти, во многом благодаря именно стартовавшим миграциям на отечественное ПО. Компании стали взвешенно и системно подходить к оценке рынка: рассматривать предложения различных вендоров, сравнивать функционал и интеграционные возможности решений.

По предварительным оценкам TAdviser, по итогам 2024 года российский рынок CRM увеличится на 15% и достигнет отметки в 32,4 млрд руб. В этом году на рынке CRM наблюдался настоящий бум – росла конкуренция из-за появления новых игроков с инновационными решениями. В свою очередь старые компании активно обновляли свои продукты, внедряя передовые технологии и улучшая интерфейсы. Разработчики стали больше внимания стали уделять UI/UX-дизайну, что соответствует общемировому тренду. Также усилилось развитие аналитических инструментов, которые постепенно стирают границу между операционной и аналитической CRM.

Компании смотрят в сторону гиперавтоматизации и роботизации, активно внедряют технологии искусственного интеллекта в бизнес-процессы. Завершение периода «переосмысления» отраслевых тенденций приведёт к созданию продуктов, которые смогут составить достойную конкуренцию глобальным решениям.

Крупнейшие поставщики CRM-систем

Рейтинг крупнейших российских поставщиков CRM-систем собрал 21 участника. Лидером стала компания "Лига Цифровой Экономики" с выручкой более 2 млрд руб. В первую тройку также попали компании "БПМСофт" и "1C-Рарус".

Суммарная выручка всех участников рейтинга составила 13,7 млрд руб.

! Интервью с экспертами

Low-code — технология №1 следующего года Юрий Востриков,
Генеральный директор BPMSoft

 

Гибкость и скорость разработки — ключевые характеристики CRM в B2B-сегменте Александр Стародубцев,
Владелец продукта SimpleOne B2B CRM

 

О цифровой платформе для развития бизнеса нового поколения Андрей Обухов,
Директор по развитию SberCRM

 

Об опыте внедрения современной CRM-системы Сергей Сироклин,
Директор по проектам PRO AQUA

 

2 Приоритеты и сложности заказчиков CRM

Сегодня заказчики CRM-систем при выборе решения акцентируют внимание на таких ключевых аспектах как функциональность системы, соответствующая специфике бизнеса и задачам, гибкость и кастомизация, надежность и безопасность данных. Имеет значение и экспертиза команды вендора, наличие технической поддержки.

Немаловажную роль играют вопросы бюджета и самостоятельного администрирования системы. Заказчики заинтересованы в возможности обучения и наличии ресурсов на рынке для поддержки работоспособности CRM. Часто они сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов для обслуживания уже установленных систем.

При выборе подрядчиков для бизнеса на первом месте стоит их способность быстро реагировать на изменяющиеся требования и обеспечивать высокое качество сервиса в установленные сроки, готовность к внедрению новых продуктов и технологий, наличие широкого опыта работы с различным технологическим стеком.

Развитость партнерской сети вендора тоже важна для клиентов, так как позволяет им находить компетентных интеграторов и экспертов.

!Актуальные проекты



 

 

3 Технологические тренды и перспективные направления развития CRM-систем

Среди трендов, которые будут влиять на рынок в ближайшем будущем можно выделить:

1. Внедрение AI и ML для улучшения аналитики и прогнозирования.
2. Автоматизацию рутинных операций, связанных с управлением взаимодействия с клиентами.
3. Развитие мобильных решений и приложений для работы с CRM-системами.
4. Развитие визуальных инструментов для настройки и использования CRM-систем, анализа данных и бизнес-процессов.
5. Развитие систем на основе микросервисной архитектуры.
6. Юзабилити и удобство использования CRM-систем.
7. Развитие универсальных CRM-систем.
8. Усиление информационной безопасности.

! Актуальный продукт

 

4 Отраслевая специфика внедрений CRM

Согласно информации о проектах, содержащейся в базе TAdviser, за последние 4 года CRM-системы чаще всего внедрялись в четырех отраслях - в торговле, в сфере финансовых услуг, а также в строительстве и области информационных технологий. На их долю приходится более 43,6% от всех реализованных проектов, известных TAdviser.

5 Вендоры, лидирующие по количеству внедрений CRM

За 2021-2024 годы база TAdviser пополнилась информацией о более чем 1 тыс. проектов внедрения CRM-систем. В этот период такие проекты чаще всего реализовывались на решениях четырех вендоров - Creatio, Elma, 1С и Alexrovich.

6 Мировой рынок CRM

В 2023 году затраты на CRM-системы (средства управления взаимоотношениями с клиентами) в глобальном масштабе достигли примерно $40,2 млрд. Данная отрасль демонстрирует устойчивую положительную динамику с 2018-го, о чем говорится в обзоре Market Research Future, опубликованном в конце октября 2024 года.

Одним из драйверов рассматриваемого рынка аналитики называют внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Интеграция этих инструментов с CRM-платформами позволяет расширять функциональность и улучшать клиентский опыт. В частности, становится возможным сбор данных с применением речевых технологий. Кроме того, боты и виртуальные помощники помогают автоматизировать рутинные задачи, такие как формирование отчетов и извлечение данных из больших массивов информации, а также сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором.

7 Дополнительные и архивные материалы

Что такое CRM система: доступно о технологии, Базовые модули CRM, Классификация CRM, Сочетание CRM и BPM, CRM от Oracle, Российский рынок CRM, Перспективные CRM технологии в России, Отраслевая специфика внедрений CRM, CRM в России: прогнозы экспертов, Может ли ERP заменить CRM, 10 ошибок при внедрении CRM системы, CRM: как определить ROI, SaaS CRM, Мировой рынок CRM, Мобильные CRM, Open-Source CRM


Реклама на этой странице

Статьи

Новости

Отраслевое распределение по количеству проектов внедрений

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Торговля (896)
  Финансовые услуги, инвестиции и аудит (623)
  Информационные технологии (423)
  Строительство и промышленность строительных материалов (310)
  Фармацевтика, медицина, здравоохранение (222)
  Другие (2657)

  Торговля (46)
  Строительство и промышленность строительных материалов (21)
  Электротехника и микроэлектроника (17)
  Финансовые услуги, инвестиции и аудит (17)
  Информационные технологии (14)
  Другие (115)

  Торговля (46)
  Строительство и промышленность строительных материалов (17)
  Финансовые услуги, инвестиции и аудит (12)
  Информационные технологии (10)
  Машиностроение и приборостроение (9)
  Другие (78)

  Финансовые услуги, инвестиции и аудит (13)
  Торговля (11)
  Строительство и промышленность строительных материалов (10)
  Фармацевтика, медицина, здравоохранение (9)
  Информационные технологии (5)
  Другие (45)
ТехнологияЗаказчикПодрядчикПродуктГодПроект
BPM, CRM, SaaS - Программное обеспечение как услугаАльянсТеррасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг)Sales Creatio (ранее Bpm`online sales)--->>>
CRMБизнес-ФабрикаПервый БитБИТ:CRM 82011.07>>>
BPM, CMS - Системы управления контентом, CRM, SaaS - Программное обеспечение как услуга, Корпоративные порталы, Системы управления проектами, Учет рабочего времениБюрократФакт (ЦИТ Факт, Центр интернет-технологий Факт)1С-Битрикс242018.12>>>
CRMБюрократMarket Capital Solutions (MARCS)Monitor CRM2006.10>>>
CRM, SaaS - Программное обеспечение как услугаМакситоргЭмбер (Amber)Amber CRM2018.02>>>
CRMМиГ (Оптовая торговля)1С-Рарус1С:CRM ПРОФ2014.01>>>
CRMМиГ (Оптовая торговля)АКАМ1С:CRM ПРОФ2014.09>>>
CRMМосковское Представительство Шарп Электроникс (ЮРОП) ГМБХКомпасКомпас: Маркетинг и Менеджмент2007.12>>>
CRMПятый ПартнерБез привлечения консультанта или нет данных1С:CRM КОРП2011.09>>>
BPM, CRM, SaaS - Программное обеспечение как услугаРМ (Расходные материалы)Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг)Creatio (ранее bpm’online)2019.06>>>
CRMСАНУтилекс (Utilex)Microsoft Dynamics CRM--->>>
BPM, CRM, SaaS - Программное обеспечение как услугаСервис МакТеррасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг)Sales Creatio (ранее Bpm`online sales)--->>>
BPM, CRM, SaaS - Программное обеспечение как услугаТеко (Teko)Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг)Creatio (ранее bpm’online)2015.06>>>
CRMТОРБез привлечения консультанта или нет данныхFreshOffice CRM2011.03>>>
CRMХатбер-М Hatber (Производитель канцелярии Россия)Wone IT (Ван Ай Ти Трейд, ранее SoftwareONE Россия, СофтвэрУАН и Awara IT Russia, Авара Ай Ти Солюшенс)ELMA365 CRM2024.08>>>

Отраслевое распределение по количеству лицензий

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Финансовые услуги, инвестиции и аудит (265432)
  Пищевая промышленность (19629)
  Торговля (16816)
  Строительство и промышленность строительных материалов (14587)
  Государственные и социальные структуры (6175)
  Другие (36263)

  Машиностроение и приборостроение (227)
  Электротехника и микроэлектроника (184)
  Строительство и промышленность строительных материалов (108)
  Торговля (69)
  Пищевая промышленность (50)
  Другие (196)

  Электротехника и микроэлектроника (101)
  Строительство и промышленность строительных материалов (42)
  Торговля (32)
  Машиностроение и приборостроение (16)
  Сельское хозяйство и рыболовство (16)
  Другие (31)

  Строительство и промышленность строительных материалов (1000)
  Металлургическая промышленность (500)
  Электротехника и микроэлектроника (51)
  Транспорт (0)
  Оргтехника и офисные принадлежности (0)
  Другие (0)


Источник — «https://www.tadviser.ru/index.php/CRM»