2022
Разработана система оценки для признания телеком-оборудования отечественным
18 июля 2022 года стало известно о разработке в России системы оценки для признания телекоммуникационного оборудования отечественным. В создании соответствующего документа приняли участие Минцифры, Минпромторг и АНО «Консорциум "Телекоммуникационные технологии"» (АНО КТТ).
Как пишут «Коммерсантъ», документ закрепляет критерии, по которым будет определяться уровень «отечественности» базовых станций, коммутаторов, оборудования интернета вещей (IoT), телевизионных камер, антенн, микрофонов, радиолокационной аппаратуры и т. п.
Чтобы такое оборудование признали российским и оно получило доступ на рынок госзакупок, его производитель должен иметь права на конструкторскую и технологическую документацию, на товарный знак и исходный код софта. Компания должна также иметь в России свою или контрактную производственную базу и сервисные центры для гарантийного обслуживания. За каждую производственную операцию поставщик телеком-оборудования будет получать определенное количество баллов.
В Минцифры считают, что принятие системы позволит определять объем и сложность технологических операций при создании изделий. В АНО «КТТ» подчеркнули, что балльная система будет стимулировать «развитие компетенций по разработке и производству оборудования». Делать это планируют с помощью мер поддержки компаний в зависимости от уровня освоения технологий и применения российской электронно-компонентной базы.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
По данным источника газеты, работа властей над ограничениями для телекоммуникационного оборудования связана с опасениями засилья китайской компонентной базы в «российской» электронике. Тем не менее избежать такого положения пока не получится, отмечают эксперты.
Российской компонентной базы просто нет», — заявил газете источник, близкий к Минпромторгу.[1] |
Минцифры РФ торопит скупку дефицитного ИТ-оборудования
Как стало известно 13 мая 2022 года, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ хочет отказаться от общих правил регулирования закупок для ИТ-отрасли, так как, по мнению ведомства, это препятствует оперативной скупке с рынка остатков ИТ-оборудования и софта, необходимых для цифровизации системы госуправления. Как пишет «Коммерсантъ», глава Минцифры Максут Шадаев в письме главе аппарата Белого дома вице-премьеру Дмитрию Григоренко признал критичность ситуации с импортом ИКТ и высокие риски дефицита ИТ-товаров и услуг.
По данным газеты (номер от 13 мая 2022 года), Дмитрий Григоренко запустил согласование предложений Минцифры по короткому контрсанкционному сценарию, что позволяет ожидать его одобрения правительством в ближайшие дни. В публикации говорится, что предлагаемое Минцифры решение отраслевых проблем уже стандартно для антикризисной политики ведомств — речь идет о дерегулировании госзакупок за счет отказа от конкуренции и требований к заказчикам по поддержке предпринимателей.
Для того, чтобы быстрее заключить контракты, Минцифры рассчитывает на централизованные закупки оборудования для создания «Гособлака» у единственного поставщика. Прямые закупки у единственного поставщика предлагается разрешить при контрактации с малым бизнесом на сумму до 20 млн рублей, а взамен конкурентных процедур конкурса и аукциона покупать ИКТ-продукцию через запрос котировок (к 13 мая 2022 года такие закупки ограничены суммой контрактов до 3 млн рублей и долей 20% объема закупок заказчика).
Кроме того, Минцифры просит разрешить расчеты по поставке универсальных услуг связи с «Ростелекомом» не по 44-ФЗ, а по закону «О связи», это позволит госмонополии быстрее получить средства, которые необходимы ей для закупок техники, так как «Ростелеком» выступает поставщиком техники для ряда государственных ИТ-проектов. [2]
«Ростелеком» попросил правительство сделать его единственным поставщиком серверов и СХД для госзакупок
13 мая 2022 года стало известно о просьбе «Ростелекома» сделать его аффилированную структуру единственным поставщиком серверов и СХД для госзакупок. Таким образом, компания планирует создать «единое окно» для государственных закупок вычислительной техники.
Эта идея, как пишет «Коммерсантъ», продвигалась через одного из замглавы Минцифры. Инициатива заключается в том, что у «Ростелекома» будет монополия на поставку в Россию серверов, СХД и продажу облачных сервисов. По словам источника издания, оператор связи хотел продавать серверы не только госкомпаниям и ведомствам, но и всем участникам рынка.
Минцифры сообщило изданию, что не знает о предложении «Ростелекома», но в целом не поддерживают идею о единственном поставщике вычислительной техники. Там добавили, что в 2019 году компания была назначена единственным поставщиком для сервисов «гособлака», однако к маю 2022 года поставщиком услуг по одному из контрактов выступает SberCloud.
Участники обсуждения инициативы «Ростелекома» о наделении его правами единственного поставщика серверов и СХД для госзакупок указывают несколько минусов данной идеи. Во-первых, есть вероятность, что наделение структуры «Ростелекома» такими широкими функциями поставило бы под угрозу санкционных рисков сначала саму компанию, а затем и всех партнеров. Зарубежные регуляторы могут легко отследить такую компанию, потому что конечную страну – потребителя вычислительной техники легко выяснить, отметил гендиректор «Норси-Транса» Сергей Овчинников. По мнению эксперта, будет лучше, если каждая российская компания сама будет налаживать схемы ввоза оборудования.
Второй недостаток инициативы – отсутствие гибкости в схемах платежей и поставок, которые могут предложить участники рынка, работая обособленно, добавляет другой собеседник газеты. [3]
2021
Правительство уточнило нормы о квотировании госзакупок отечественных ноутбуков и чипов
Как стало известно в декабре 2021 года, Правительство РФ уточнило нормы о квотировании госзакупок отечественных ноутбуков и чипов. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на соответствующее постановление. Согласно документу, новые нормы касаются портативных компьютеров, смарт-карт, электронных компонентов, интегральных схем, различной компьютерной техники, операционных и смотровых медицинских светильников, а также ортопедических аппаратов нижних конечностей.
Как пояснили TAdviser в Минпромторге, квотирование применяется только для товаров, где есть принцип «второй лишний» и «третий лишний». В квоты включаются только те позиции, по которым применяются ограничения на госзакупки, а новая правка стала технической и связана она с введением запретов на эту номенклатуру в августе 2021 года. В случае с ноутбуками госзаказчики по-прежнему должны закупать только российские устройства, подчеркнули в ведомстве.
В соответствии со вступившим в начале 2021 года постановление, квотирование госзакупок российской продукции коснулось более 100 видов товаров. Минпромторг предлагал скорректировать этот список, объясняя это тем, что к октябрю 2021 года по 41 виду этих товаров не было подтверждено наличие российского производства, по 35 видам товаров выявлен только один производитель, по 31 виду товаров - более двух производителей.
В конце октября 2021 года на совещании у замглавы Минцифры Андрея Заренина по вопросу развития спроса на вычислительную технику на основе российских центральных микропроцессоров был рассмотрен проект правительственного постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». В документе говорилось, что количество заказанных на зарубежных фабриках чипов для производства клиентских устройств не превышает 300 тыс. штук при потребности 1,5 млн (на регулируемом, «государственном» рынке) и не более 30 тыс. штук для производства серверов и СХД при потребности более 150 тыс. штук, «что в текущее время является максимально возможным объемом производства». В протоколе говорилось, что указанный объем микропроцессоров для серверов и СХД не полностью размещен для производства в связи с отсутствие финансовых ресурсов у разработчиков.[4]
В России запретили госзакупки иностранных планшетов и серверов
В конце августа 2021 года Минпромторг объявил о запрете госзакупок некоторых видов электроники зарубежного производства. Речь идет об интегральных микросхемах, смарт-картах, ноутбуках, планшетах, компьютерах, серверах и светотехнической продукции.
Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на заявление министерства. В ведомстве пояснили, что в отношении остальной электроники и медицинской техники госзаказчиков обязали применять правило «второй лишний». Это правило подразумевает, что заказчик обязан отклонить все заявки на участие в закупке, в которых предлагается импортная продукция, если подана хотя бы одна заявка с предложением поставить отечественную электронику.
Ограничения не распространяются на товары, произведенные в странах Евразийского экономического союза. Кроме того, закупка импорта считается допустимой в том случае, если в России и странах ЕАЭС не производится аналогичная продукция или отечественная продукция не удовлетворяет конкретные требования органов власти.
Подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным постановление правительства также уточняет положение постановления №616, определяющее порядок отнесения «запретной» продукции к российской. Теперь такой может считаться только та продукция, информация о которой внесена в Реестр российской промпродукции или в Реестр российской радиоэлектронной продукции. Соответственно в заявке на участие в госзакупке, например, поставщик ноутбуков должен будет представлять выписку из этих реестров.
Замминистра промышленности и торговли Василий Шпак, чьи слова приводятся в сообщении ведомства, назвал это постановление «логическим продолжением жесткой политики импортозамещения» министерства.
Акт шел тяжело, на пути встретил огромное сопротивление, но в итоге нам удалось это сделать. В дальнейшем мы будем продолжать усложнять закупки иностранной электроники на регулируемом рынке, когда есть российский функциональный аналог, — добавил он.[5] |
Производители просят изменить требования к российскому ИТ-оборудованию
23 марта 2021 года стало известно о предложении консорциума «Вычислительная техника» (АНО ВТ, объединяет крупных российских производителей электроники) доработать критерии признания отечественным оборудования, выпускаемого российскими компаниями.
Как рассказали «Коммерсанту» в одной из компаний-участников АНО ВТ, консорциум просит Минпромторг разрешить производителям оборудования использовать иностранные процессоры при условии, что эти компании «вложат существенные средства в производство отечественных процессоров, создание собственных дизайн-центров микроэлектроники либо разработку программной среды для российских процессоров». Это необходимо производителям для участия в госзакупках, требования к которым ужесточаются.
Объем инвестиций может быть установлен на уровне от 250 млн рублей на компанию. К 23 марта 2021 года механизм обсуждается, пишет газета.
Не все участники рынка поддерживают инициативу АНО ВТ. Эта идея полезна только для зарубежных производителей микроэлектроники, говорит глава компании «Норси-Транс» Сергей Овчинников. По его мнению, отказ от полного перехода исключительно на российские процессоры существенно затормозит импортозамещение, в то время как нужно развивать отечественные продукты.
Директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский считает, что на фоне текущих и планируемых государственных инвестиций в десятки миллиардов рублей предложение АНО ВТ «кажется несопоставимым разменом».
Предлагаемый участниками рынка объем инвестиций в создание процессоров и разработку программной среды несопоставим с реальными потребностями отрасли, уверен директор технологической практики КПМГ в России и СНГ Сергей Вихарев. По его мнению, даже объединения усилий 20 производителей отечественного радиоэлектронного оборудования недостаточно: для полного перехода на отечественную элементную базу необходимы миллиарды долларов.[6]
2020
Правительство РФ попросили упростить госзакупки радиоэлектроники у предприятий ОПК
Как стало известно в начале ноября 2020 года, АНО «Телекоммуникационные технологии» (АНО ТТ), образованная госкорпорацией «Ростех», ПАО «Ростелеком» и группой «Элемент», направило вице-премьеру Юрию Борисову письмо с просьбой упростить госзакупки радиоэлектроники у компаний оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на этот документ, гендиректор консорциума Гульнара Хасьянова предлагает дать возможность госзаказчикам в 2021–2022 годах вне конкурентных процедур закупать радиоэлектронное оборудование, входящее в реестр отечественной электроники Минпромторга, у компаний, входящих в сводный реестр организаций ОПК.
По мнению Хасьяновой, упрощение госзакупок оборудования у предприятий ОПК обеспечит им понятные объемы поставок и возможность долгосрочного планирования. Для этого предполагается заключать контракты сроком на два года, так как краткосрочные, которые практикуются сегодня, «не позволяют развиваться отечественным производителям», говорит она.
В разговоре с «Коммерсантом» Гульнара Хасьянова выразила мнение, что квоты и преференции обеспечат стимул для предприятий ОПК выпускать больше гражданских телекоммуникационных решений. При этом опрошенные изданием участники рынка скептически отнесли к предложению АНО ТТ.
Так, по мнению основателя компании «Гагар.ИН» Сергея Зорина, можно сделать только хуже, если в сфере ОПК навязывать безальтернативного поставщика в попытке решить проблему, когда госзаказчики отсекают российских производителей, указывая в тендерной документации требования и сроки под конкретный импортный продукт. Для развития российского производства электроники нужно не просто закрывать рынок от иностранных продуктов, но и параллельно поощрять внутреннюю конкуренцию между производителями, чтобы они выросли и в какой-то момент смогли конкурировать на мировом рынке, уверен Зорин.[7]
Правительство поручило установить квоты на российскую радиоэлектронику для госзакупок
19 октября 2020 года стало известно о поручении Правительства РФ согласовать с госорганами размеры квот на закупки отечественных товаров, в том числе радиоэлектроники, а также минимальные квоты таких товаров в госзакупках на 2021-2023 годы.
О том, что вице-премьер Юрий Борисов дал такое поручение главе Минпромторга Денису Мантурову, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на копию письма. В Правительстве подтвердили изданию такой документ, а в Минпромторге сказали, что проект дорабатывается с госорганами.
Минфин рассматривает предложения по размеру квот и уже направил в правительство предложения о порядке подготовки заказчиком годовых отчетов об их достижении, сообщили в ведомстве. Министерство экономического развития РФ направляло предложения для проекта перечня, но итоговый вариант в ведомство пока не поступал, сообщили газете в пресс-службе ведомства.
По мнению исполнительного директора Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Ивана Покровского, квоты по ряду продуктовых категорий реализовать невозможно. Например, сложно добиться 90% отечественных закупок микросхем в ближайший год, считает он. В то же время в категории кассовых терминалов уже и так доминируют отечественные решения, и тут квота занижена, говорит эксперт:
Если квоты будут завышены, то заказчики пойдут обходным путем подготовки «обоснований невозможности» исполнения квоты, а если занижены, то отчитываться о результатах можно будет, включая в статистику информацию о российском происхождении продукции, которую и так закупали, — отметил он. |
Постепенное увеличение квот позволит получить долгосрочный гарантированный рынок, что важно как для уже выпущенных, так и для будущих продуктов, считает гендиректор Национального центра информатизации Константин Солодухин.[8]
Правительство выделяет еще 350 млрд рублей на развитие радиоэлектроники
Как стало известно 29 сентября 2020 года, Правительство РФ выделяет еще 350 млрд рублей на развитие радиоэлектронной промышленности. Эти средства будут расходоваться до 2023 года в рамках национального плана развития экономики, который был утвержден 23 сентября на заседании правительства, сообщил директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Василий Шпак на открытии международного форума «Микроэлектроника-2020».
По его словам, выделенные деньги, в частности, пойдут на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с разработкой электронных компонентов, аппаратуры, средств производства чистых газов, а также на развитие центров проектирования, субсидирование части затрат на производство пилотных партий изделий.
Согласно стратегии, целью развития радиоэлектронной отрасли к 2030 году является рост объема выручки в 2,5 раза, до 5,2 трлн рублей, а экспорта — в 2,7 раза, до $12 млрд.
Новая программа развития радиоэлектронной промышленности России позволит постепенно восстановить эту отрасль, заявил премьер-министр России Михаил Мишустин во время посещения Завода полупроводниковых приборов в Йошкар-Оле 30 сентября 2020 года.
Глава правительства позитивно оценил то, что в стране вновь возрождается отечественная радиоэлектронная промышленность, хотя «все не совсем просто сложилось со времен Советского Союза». Он отметил, что правительство продолжает программу поддержки импортозамещения в радиоэлектронной промышленности, напомнив, что на эти цели выделено около 300 млн рублей до 2024 года. По мнению Мишустина, для поддержки отрасли сначала надо сформировать отраслевые потребности.
Глава кабмина выразил надежду, что в упомянутой госпрограмме будут сформулированы такие потребности и четкие ориентиры для стимулирования спроса отраслей промышленности на российскую радиоэлектронную продукцию, а также перспективы экспорта, передаёт ТАСС.[9][10]
Минпромторг представил госплан закупок телеком-оборудования и СХД
18 августа 2020 года стало известно о решении Минпромторга ввести квоты при госзакупках телекоммуникационного оборудования и систем хранения данных. По задумке ведомства, компании, доля государства в которых превышает 50%, должны будут закупать товары из реестра российской и евразийской промышленной продукции исходя из плана-графика, составляемого Минпромторгом.
Предполагается, что госкомпании будут обязаны ежегодно не позднее 1 февраля отчитываться о выполнении плана закупок или невозможности сделать это.
Данная инициатива, как сообщили «Коммерсанту» в министерстве обусловлена вышедшими в июле 2020 года законами о квотировании госзакупок российской продукции. К 18 августа размер квот находится «в процессе расчёта и согласования», добавили в ведомстве.
Проценты по квотированию пока до конца не проработаны. Речь может идти о квотах в размере 30–50% от объема закупок, – пояснил изданию исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский. |
Инициатива сильнее всего скажется на крупных госкорпорациях, которым придется искать способы модернизации сетей с помощью российских решений. В «Ростехе» газете заявили, что российские компании испытывают сложности с выходом на рынки госзакупок, а механизм квот станет действенной мерой поддержки отечественного товаропроизводителя.
Однако президент Zelax Сергей Сухман, знакомый с ходом разработки документов, предупреждает, что обойти требования легко: крупные компании еще на этапе формирования технического задания описывают параметры, под которые не попадет отечественная продукция.
Для госкомпаний квотирование — это необходимость продумать интеграцию российских решений в инфраструктуру, считает руководитель направления вычислительной инфраструктуры компании «Крок» Александр Сысоев.[11]
Минпромторг решил закрепить приоритет российской электроники в госзаказе
10 июня 2020 года стало известно о подготовленном Минпромторгом проекте об ограничениях допуска иностранных компаний на рынок электроники. Ведомство предлагает закрепить приоритет российских решений в госзакупках.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на этот документ, проект поправок к постановлению правительства о стимулировании производства радиоэлектронной продукции расширяет перечень российских производителей, попадающих под преференции при закупках государства по ФЗ-44.
Согласно документу, ограничения и запреты закупок иностранной электронной продукции предполагается вводить по перечню Минпромторга — к 10 июня 2020 года в нег включены семь позиций, среди которых компьютерное, электронное и оптическое оборудование, бытовые электроприборы и осветительные приборы.
Для отраслей, где производство недостаточно налажено для обеспечения полного покрытия спроса, будет действовать правило "второй лишний", допускающее участие иностранного оборудования при отсутствии отечественного. Перечень таких отраслей будет оперативно регулироваться Минпромторгом, — сообщили изданию в ведомстве |
.
Как пояснили «Коммерсанту» в аппарате промышленного вице-премьера Юрия Борисова, Россия переходит к более жесткому регулированию в виде запретов на приобретение иностранных аналогов, идя по пути поддержки российского производителя — как в области радиоэлектроники, так и в других отраслях промышленности.
Пока (к 10 июня 2020 года) для продукции, попадающей под ограничения, применяется механизм «третий лишний», предусматривающий отказ от заявки иностранного поставщика при наличии как минимум двух российских, соответствующих требованиям ФЗ-44.
В Минэкономразвития заявили газете, что практика введения запретов не вызывает сложности при обеспечении госнужд и не устраняет конкуренцию на торгах, но стимулирует инвестиции в локализацию производств в РФ.[12]
Власти хотят ввести для госкомпаний принудительные закупки российской электроники
7 февраля 2020 года стало известно, что Министерство промышленности и торговли подготовило проект директивы, направленной на сокращение закупок радиоэлектроники зарубежного производства российскими государственными компаниями, включая их дочерние подразделения.
Проект директивы Минпромторга уже направлен на согласование в Правительство РФ, в том числе заместителю его председателя Юрию Борисову, который в правительстве курирует промышленность.
Проект предполагает применение квот при переходе госкомпаний на закупки отечественной радиоэлектроники из специального реестра. Кроме того, предполагается ежеквартальное проведение стресс-тестов для оценки потенциальных валютных и санкционных рисков, а также киберугроз.
Согласно тексту проекта, инициатива обсуждения вопроса технологической зависимости российских предприятий от иностранной радиоэлектроники должна исходить от представителей государства в совете директоров госкомпаний.
Согласно подготовленному Минпромторгом документу, правительство будет устанавливать квоты на закупки отечественной продукции для каждой госкомпании. Приобретение иностранных товаров допускается только в случае отсутствия российских заявок после двух попыток закупки.
Правительство сможет определять условия формирования максимальной цены контракта и цены контракта с единственным поставщиком по характеристикам отечественных товаров. В случае невыполнения минимальной доли отечественных закупок по итогам года госкомпания обязана обосновать невозможности ее достижения.
После сбора отзывов проект будет вновь направлен на согласование, стало известно со слов представителя Минпромторга. Он не уточнил, какие именно квоты на закупку отечественной радиоэлектроники предлагается ввести, однако решение этого вопроса планируется принять до конца марта 2020 г. Пока что директива не получила поддержки Министерства финансов, а Министерство экономики ожидает дополнительную информацию о проекте.
По информации, в Правительстве нет консенсуса по этому вопросу. В Минфине проект Минпромторга не поддержали, Минэкономразвития обратилось с запросом дополнительных данных[13].
2019
Власти смогут обязать компании применять российское оборудование и ВОЛС для подключения СЗО к интернету
30 декабря 2019 года стало известно, что Правительство РФ опубликовало на официальном интернет-портале правовой информации распоряжение, согласно которому Минцифразвития РФ при закупке услуг по подключению к интернету социально-значимых объектов (СЗО) сможет требовать использовать российское телекоммуникационное оборудование и волоконно-оптический кабель.
Установить, что при исполнении госконтрактов, заключенных Минцифразвития РФ на закупку услуг по подключению к […] сети Интернет, и по передаче данных при осуществлении доступа к этой сети соцобъектам; отдельно по каждому субъекту РФ допускается внесение изменений в указанные контракты в части: обязанности исполнителя использовать для оказания услуги телекоммуникационное оборудование и волоконно-оптический кабель, которые в соответствии с законодательством РФ имеют российское происхождение, — сообщается в документе. |
Как отмечается в распоряжении, исполнитель вправе не использовать российскую радиоэлектронную продукцию по согласованию с заказчиком в том случае, если отсутствует соответствующий отечественный аналог. Также исполнитель вправе досрочно выполнить этапы госконтракта, предусматривающие подключение соцобъектов к интернету, если заказчик не вправе осуществить оплату исполненных и принятых обязательств, предусмотренных госконтрактом. В случае увеличения или сокращения количества подключаемых соцобъектов госзаказчик по согласованию с исполнителем имеет право увеличить или уменьшить объем услуги не более чем на 30% с увеличением или уменьшением цены.
Ранее Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ рассказало об итогах первых учений, проходивших несколько дней в Москве, Владимире, Ростове и еще в нескольких субъектах в рамках закона о суверенном Рунете. В ходе учений тестировалась устойчивость связи, проверялась безопасность сотовой связи (в том числе вопросы защиты персональных данных и перехвата трафика) и тестировалась безопасность «Интернета вещей»[14].
Путин поручил стимулировать приобретение российского телеком-оборудования с помощью связанных кредитов
23 февраля 2019 года Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам форума Общероссийской общественной организации «Деловая Россия Общероссийская общественная организация крупного и среднего бизнеса», состоявшегося 6 февраля. Часть поручений, касается отечественного телеком-оборудования.
В частности, президент поручил разработать и обеспечить с участием российских деловых объединений реализацию комплекса мер, направленных на экономическое стимулирование приобретения российского телекоммуникационного оборудования. Для потребителей такого оборудования должен быть определен механизм предоставления связанных кредитов.
Ответственным за это поручение назначен премьер-министр Дмитрий Медведев. Срок исполнения – 31 марта 2019 года.
Еще одно поручение направлено на обеспечение поддержки разработчиков конкурентоспособных отечественных решений для систем связи нового поколения при реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Срок исполнения поручения – 31 марта 2019 года. Ответственным также является Дмитрий Медведев.
В России создадут единый реестр российского радиоэлектронного оборудования
14 января 2019 года стало известно о возможности создания в России единого реестра радиоэлектронного оборудования российского происхождения с выделением в нем реестра телекоммуникационного оборудования российского происхождения. Минпромторг, Минэкономразвития, Минкомсвязи и ФАС России должны до 1 марта 2019 года представить в правительство РФ «проект нормативного правового акта о создании единого реестра».
Соответствующие поручения ведомствам дал вице-премьер Максим Акимов по итогам совещания о применении отечественного телекоммуникационного оборудования при реализации национальной программы и национального проекта «Цифровая экономика».
Минпромторг, Минфин и ФАС должны до 1 марта 2019 года подготовить изменения в законодательство о том, что телекоммуникационным оборудованием, произведенным в России, признают только оборудование из данного реестра. В госконтрактах должны появиться обязательства по приобретению и применению только такого оборудования.
До 1 февраля 2019 года Минпромторг и Минфин должны будут представить предложения по стимулированию использования телекоммуникационного оборудования российского происхождения, включая предложения по предоставлению льготных кредитных линий покупателям такой техники, а также предложения по введению льготного режима по уплате налогов и страховых взносов предприятиями, производящими оборудование из реестра.
Кроме того, до 1 марта 2019 года должны быть подготовлены предложения по реализации мероприятий, направленных на подготовку квалифицированных специалистов для построения и эксплуатации информационной инфраструктуры на основе российского телекоммуникационного оборудования и вычислительной техники.
Максимов Акимов также поручил Минкомсвязи совместно с Минпромторгом, «Росатомом», «Ростехом» и АО «РВК» до 1 февраля предусмотреть разработку комплексного проекта по развитию технологий беспроводной связи на основе перспективного отечественного телекоммуникационного оборудования.[15]
До 15 февраля ФТС, ФНС и МВД необходимо доложить о результатах анализа перемещения ввозимого телекоммуникационного оборудования на предмет соответствия кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
2018
Вице-премьер Акимов выделил ключевые задачи в телекоммуникационной отрасли
Российские производители телекоммуникационного оборудования должны максимально комфортно чувствовать себя на отечественном рынке и потеснить иностранных конкурентов, для этого будут создаваться все условия, заявил в декабре 2018 года вице-премьер РФ Максим Акимов в Новосибирске.
"Сегодня повод поговорить о проблемах телекоммуникационной отрасли, оборудования, для того, чтобы решить ключевые задачи. Одна из них – сделать присутствие российских производителей на российском же рынке максимально комфортным и на конкурентных и привлекательных для телекоммуникационных компаний условиях потеснить наших зарубежных конкурентов", - сказал он.
Вице-премьер отметил, что речь на заседании совета пойдет о том, "как технологично, конкурентно и грамотно это сделать".
В свою очередь, зампредседателя Совфеда Андрей Турчак сказал, что совет предметно обсудит и, возможно, выработает дополнительные меры поддержки отрасли на законодательном уровне, уровнях регулирования, в том числе таможенного.
Акимов и Турчак в Новосибирске приняли участие в открытии второй очереди производства телекоммуникационного оборудования компании "Элтекс" – одного из российских разработчиков и производителей телекоммуникационного оборудования. Глава компании Черников Алексей сказал, что рассчитывает на то, что с развитием производства его предприятие сможет занять в ближайшие два-три года до 30-35% российского рынка.
Госкомпании обяжут закупать российское телекоммуникационное оборудование
Минцифра совместно с Минэкономиравзития и Минпромторгом России разрабатывает директивы, согласно которым госкомпании должны будут закупать оборудование из реестра телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) либо обосновывать закупки зарубежного телекоммуникационного оборудования. Об этом сообщил 11 декабря 2018 года заместитель директора департамента развития высоких технологий Минкомсвязи Дмитрий Никитин. По словам чиновника, это придаст «дополнительный стимул госкомпаниям» и они смогут они чаще обращать внимание на отечественное телекоммуникационное оборудование.
Никитин отметил, что директивы должны быть выпущены во II квартале 2019 года, однако не исключено, что госкомпаниям они будут направленны раньше установленного срока.
Реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения, ведением которого занимается Минпромторг, был создан на основе распоряжения правительства 2010 года № 858-р. Реестр содержит более 400 отечественных аналогов телекоммуникационного оборудования[16].
Минсвязи обсуждает расширение перечня российского телеком-оборудования
Федеральное агентство связи (Россвязь) предлагает расширить перечень оборудования связи, которое может называться отечественным, сейчас этот вопрос рассматривается в Минкомсвязи, сообщает в феврале 2018 года "Телеспутник"[17] со ссылкой на заместителя начальника управления государственных услуг в сфере связи Россвязи Владимира Арефьева.
Чиновник напомнил, что сейчас статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) получает оборудование, подлежащее обязательной сертификации, - такое, как оборудование коммутации и маршрутизации (в том числе беспроводные точки доступа WiFi стандарта 802.11a/b/g/n), мониторинга, телефонные, базовые станции, цифровые транспортные системы. При этом, по его словам, средства связи, подлежащие декларированию, — любое оконечное оборудование, АФУ, оборудование электропитания, кабельная продукция, модемы, сервера — не попадают в этот список перечня совместного приказа.
По данным Россвязи, в 2016 году было зарегистрировано 2590 деклараций, из них 551 (или 21%) — это оборудование, сделанное в России. В 2017 году динамика осталась практически такая же — 594 (или 22%) средств связи из 2649 зарегистрированных деклараций. При этом сертификатов соответствия в 2016 году было выдано 815, из них 265 (или 32%) — признается отечественным оборудованием, в 2017 году — 295 (или 39%) средств связи отечественного производства из 748 сертификатов соответствия.
Россвязь еще в 2017 году предложила расширить перечень ТОРП, присвоив этот статус на все средства, используемые в сети связи общего пользования
2017
Реестр российского телеком-оборудования не стал стимулом рынка - аналитики
Рынок операторского телеком-оборудования в России продолжает составлять незначительную долю мирового рынка и не проявляет явного положительного тренда развития. К такому выводу пришло агентство J’son & Partners Consulting (Джейсон энд Партнерс Консалтинг). По его данным, импортное оборудование в российской телеком-индустрии составляет почти 94% рынка[18][19].
Меры, которые принимаются на федеральном уровне, пока тоже не принесли ощутимого результата - например, реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП). Агентство отмечает, что компании, которые наиболее активно получают статус ТОРП, на рынке отстают по объемам продаж. Из 334 наименований оборудования, имеющего статус ТОРП, только 43 (13%) активно востребованы рынком за последние 6 лет, в их числе особо можно выделить коммутаторы и маршрутизаторы.
Продолжается негативная тенденция снижения доли экспорта во внешней экономической деятельности сегмента операторского оборудования. В большинстве случаев потребителями такого оборудования остаются страны постсоветского пространства. В Россию телеком-оборудование главным образом поставляет Китай. В то же время темпы роста различных секторов обрабатывающей промышленности в России были самыми высокими в мире после Китая за последние 20 лет. Совокупный среднегодовой темп роста объема производства электронного и оптического оборудования в России за период 2000-2015 гг. составил 12,5% по сравнению с 16,7% в Китае, 0,3% в США и снижением в Великобритании на 4,8%.
В то же время в абсолютном выражении объемы российской промышленности не велики на фоне промышленно развитых стран. Существующих размеров и диверсификации обрабатывающих отраслей недостаточно для промышленного рывка в электронном и телекоммуникационном секторах, отмечает агентство. Отсутствует и собственная развитая цифровая электроника и ИКТ-оборудование. собственной развитой цифровой электроники и ИКТ оборудования является вызовом для получения максимального экономический эффекта от цифровизации экономики на импортной инфраструктуре.
Импортозависимость может остановить развитие сегмента отечественного телеком-оборудования
По оценкам представителей информационно-аналитического центра отечественной радиоэлектронной промышленности ЦНИИ «Электроника» (входит в структуру «Ростеха»), доля российского телеком-оборудования в структуре закупок российского бизнеса и государства продолжает увеличиваться, однако её дальнейшему росту может воспрепятствовать практически полное отсутствие отечественных решений для сетей следующего поколения, включая 5G, передаёт «Коммерсантъ».[20]
Затраты на телеком-оборудование
В 2016 году на приобретение телекоммуникационного оборудования российский бизнес и государство потратили около 500 млрд рублей. Из них на устройства отечественного производства пришлось 5,5%, что на 0,5 процентного пункта больше аналогичного показателя 2015 года (при объеме рынка в 430 млрд рублей), подсчитали в ЦНИИ «Электроника». Большую часть указанной суммы на закупки потратили операторы связи. Затраты остальных компаний не превысили 20 млрд рублей. Однако, как ожидается, они вырастут по итогам 2017 года до 24,5 млрд рублей.
Ситуация на телеком-рынке России
По словам гендиректора ЦНИИ «Электроника» Алены Фоминой, лучше всего отечественные разработчики представлены в сегментах IP-коммутаторов, маршрутизаторов, шлюзов и ряде других. При этом российские компании практически отсутствуют в следующих секторах: решений для построения сетей 5G, технологий построения программно-определяемых сетей (SDN) и виртуализации сетевых функций (NFV).
Последствия импортозависимости
По мнению экспертов ЦНИИ «Электроника», импортозависимость телеком-отрасли грозит рисками, связанными с ограничением или запретом поставок зарубежного оборудования. Это может замедлить динамику развития национальной сетевой инфраструктуры и создаст дефицит в сегментах рынка телеком-оборудования, не имеющего отечественных аналогов, указывают в ЦНИИ.
Комментарии игроков рынка
По утверждению «Ростелекома», применение отечественного телеком-оборудования увеличивается при одновременном повышении его качества.
По отзыву «МегаФона», доля отечественного оборудования в сети оператора стабильна последние несколько лет. В частности, компания использует отечественную кабельную продукцию — радиочастотные и волоконно-оптические кабели, пассивные антенные устройства, оборудование транспортных сетей, а также широкий спектр отечественного ПО.
В свою очередь, в «Вымпелкоме» заявили о готовности использовать отечественное оборудование на своей сети при условии оптимального баланса цены и качества, уточнив при этом, что «выбор его пока невелик».
По словам представителей Tele2, оператор рассматривает отечественное оборудование наряду с зарубежным, ориентируясь при его выборе прежде всего на качество.
В МТС комментарий не предоставили.
Компании с госбюджетом обяжут закупать телеком-оборудование из России
Правительство рассматривает инициативу, которая предполагает, что госорганы и компании, более чем наполовину принадлежащие государству, должны отдавать предпочтение отечественному телеком-оборудованию при закупках. Речь идет о технике, включенной в соответствующий реестр Минпромторга, пишут в сентябре "Известия".
"Прорабатывается возможность распространения ограничения допуска телекомоборудования иностранного происхождения к закупкам не только для государственных и муниципальных нужд, но и для компаний с госучастием", — сообщила изданию пресс-служба министерства.
Подобная норма в настоящее время уже действует при закупках программного обеспечения. В случае проведения торгов госкомпании должны отдавать предпочтение отечественному ПО из реестра. Если оно не подходит, необходимо обосновать причины отказа.
Ограничения на госзакупки иностранной аппаратуры для ГЛОНАСС
Правительство расширило список зарубежных радиоэлектронных изделий, на которые распространяется ограничение при совершении госзакупок, добавив в него аппаратуру ГЛОНАСС. Соответствующее постановление было подписано 6 июля 2017 г.
Помимо аппаратуры ГЛОНАСС в перечень были добавлены устройства электрической сигнализации, как звуковой, так и световой, а также электрооборудование для обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, площадках для парковки, в портовых сооружениях или на аэродромах.
Свои действия правительство поясняет тем, что в России уже производятся микросхемы и модули для ГЛОНАСС, а также светосигнальная аппаратура «с характеристиками, не уступающими зарубежным аналогам». Принятое решение должно повысить ее конкурентоспособность и посодействовать дальнейшему развитию этого рынка в России[21].
2016
Постановление правительства на госзакупки радиоэлектронной продукции
27 сентября 2016 года правительство РФ выпустило постановление №968, устанавливающее ограничения на допуск отдельных видов иностранной радиоэлектронной продукции на госзакупках. Перечень продукции, на госзакупки которой ввели ограничения, содержит, в том числе:
- сотовые телефоны,
- ноутбуки,
- планшетные компьютеры,
- кассовые терминалы,
- банкоматы,
- электронные схемы интегральные,
- клавиатуры,
- принтеры,
- графопостроители,
- терминалы ввода/вывода данных,
- сканеры,
- мониторы и пр. (всего более 100 наименований).
Согласно постановлению, при осуществлении закупок этих видов радиоэлектронной продукции госзаказчик обязан отклонить все иностранные заявки при условии, что на конкурс поступает как минимум две заявки, предлагающие поставку аналогичного оборудования российского производства или производства стран Евразийского экономического союза. Первое – они содержат предложения о поставке продукции, производимой на территории РФ, второе – не содержат предложения о поставке одного и того же вида продукции от одного производителя.
Данное ограничение вступает в силу с 30 сентября 2016 года и будет действовать до 31 августа 2018 года.
Отдельным пунктом оговаривается, что в ходе исполнения контракта, при заключении которого заказчик отклонил заявки с предложениями импортной продукции, замена производителя и закупленных товаров на иностранные не допускается.
С 1 сентября 2018 года, согласно постановлению, аналогичные правила будут действовать для продукции, произведенной в государствах-членах Евразийского экономического союза. Помимо РФ, в него входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан. При поступлении на тендер двух и более заявок с предложением продукции их этих стран от разных поставщиков заявки с предложениями другой импортной продукции должны будут отклоняться заказчиком.
Постановление устанавливает перечень видов продукции, на которые распространяются ограничения. Он включает вычислительные машины различных видов, портативные компьютеры (включая ноутбуки и планшеты), принтеры, кассовые терминалы, банкоматы, компьютерные мониторы и проекторы, внутренние и внешние запоминающие устройства, радиоэлектронные средства связи, видеокамеры, телевизоры, аппаратуру для воспроизведения звука, телефонные аппараты с трубкой и для сотовых сетей связи, и многое другое.
Согласно постановлению, при закупке в один лот не могут быть объединены продукты, включенные в перечень, и не содержащиеся в нем.
В пояснительной записке к проекту постановления указывалось, что оно ориентировано на создание условий для долгосрочного развития и формирования конкурентных преимуществ производителей российской радиоэлектронной продукции.
В рамках ВТО у РФ отсутствуют обязательства в отношении госзакупок, в связи с чем в данной области регулирования сосредоточен потенциал для создания и развития производства российской микроэлектронной продукции, вычислительной техники, светотехнической продукции, телекоммуникационного производства и других видов российской радиоэлектронной промышленности, который возможно реализовать путем введения запретов и ограничений в доступе к государственному заказу, - говорилось в пояснительной записке. |
Минпромторг предлагает ограничить закупки импортного телеком-оборудования
9 марта 2016 года стало известно о том, что государственным компаниям и компаниям с госучастием могут запретить покупать зарубежное телекоммуникационное оборудование, если есть аналогичное российское. Эксперты отмечают, отечественные решения являются таковыми лишь на бумаге.
«Известия» писали, что Минпромторг разработало проект постановления правительства, ограничивающий госзакупки иностранного телеком-оборудования. Предполагается, что его можно будет приобретать только при отсутствии российских аналогов в реестре Минпромторга и в том случае, если товар не удовлетворяет запросам заказчика.
Авторы проекта предлагают ввести для производителей из стран Евразийского экономического союза тот же режим допуска на российский рынок, что и для отечественных компаний.
По словам замгендиректора по технологиям РБК Александра Кононенко, зачастую оборудование, относящееся к российскому, полностью таковым не является, поскольку большая часть аппаратуры основывается на заграничной элементной базе (преимущественно китайской) с добавлением российских компонентов.
Из опыта и отзывов коллег могу сказать, что подобное оборудование — «русско-китайский самосбор» — работает не всегда стабильно и со множеством эксплуатационных проблем. Поэтому, когда есть возможность купить брендовое зарубежное оборудование, которое проверено временем, при одинаковой его стоимости с российским, многие делают выбор именно в пользу зарубежного. Никому не хочется, чтобы его инфраструктура «падала», — заявил Кононенко. |
Глава Cognitive Technologies Ольга Ускова поддерживает проект Минпромторга. Также Ускова советует правительству указывать дополнительные параметры оборудования для госзакупок, чтобы производители могли подготовиться к выпуску нужных моделей. [22]
2015
Как государство планирует отсекать иностранных поставщиков телеком-оборудования
TAdviser ознакомился с презентацией заместителя министра связи РФ Алексея Соколова от 27 ноября 2015 года об основных предложениях министерства по поддержке импортозамещения телекоммуникационного оборудования.
Координацией этих работ занимается межведомственная рабочая группа Минкомсвязи и Минпромторга. Совместно министерства намерены реализовать несколько инициатив:
- принцип «третий лишний» - ограничение допуска зарубежных производителей телекоммуникационного оборудования к закупкам для государственных и муниципальных нужд, при наличии заявок двух и более товаров российского происхождения;
- предоставление преференций в отношении государственных контрактов в размере 15% участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке продукции российского производства;
- обязательное тестирование оборудования по методикам, разработанным Минкомсвязью совместно с Минпромторгом и с участием заинтересованных ведомств, с целью обеспечения информационной безопасности Единой сети электросвязи Российской Федерации;
- разработка совместно с Минпромторгом механизма предоставления преференций отечественному телекоммуникационному оборудованию по аналогии с реализуемым механизмом для отечественного ПО.
Ограничения, предлагаемые Минкомсвязи и Минпромторгом, судя по всему, будут касаться как госорганов, так и госкомпаний. Проект документа о 15%-ной преференции уже опубликован на портале общественного обсуждения нормативно-правовых актов и распространяется на конкурсы, аукционы и запросы котировок по приобретению ПО, оборудования и услуг всех госкорпораций, госкомпаний, естественных монополий.
Закон об ограничении госзакупок иностранного программного обеспечения касается только органов государственной власти, но 22 декабря Президент России Владимир Путин поддержал предложение ИТ-отрасли ограничить госзакупки иностранного ПО также и госкомпаниям.
В силу ряда факторов в Российской Федерации в последние 20 лет не было своей разработки программного и аппаратного обеспечения для телекоммуникационного оборудования. Исключение составляли компании, частично занимавшие узкий рынок телекоммуникационных устройств, решающих специфические задачи, связанные с силовыми ведомствами, а также OEM-производители, которые занимались не столько собственно разработкой, сколько импортом и адаптацией иностранных решений. Широкие рынки маршрутизаторов, коммутаторов, оборудования для сетей сотовой связи, беспроводного оборудования были почти полностью проиграны иностранным вендорам, - говорит Сергей Никулин, генеральный директор компании "РДП.ру". |
Ликвидировать отставание, по его мнению, было практически невозможно из-за неконкурентоспособности или отсутствия в России производства элементной базы.
К счастью для российских компаний, в мировом масштабе наметился тренд на виртуализацию сетевых функций и переход сетевого функционала в чисто программную область на базе стандартных серверных платформ. Конкуренция производителей сетевого оборудования переходит на уровень конкуренции софта, и здесь слабое место России - аппаратное обеспечение - уже не сдерживает развитие наших компаний, - добавляет эксперт. |
Благоприятствуют и такие факторы, как низкий обменный курс рубля и международные санкции, считает Никулин.
Все эти факторы в совокупности, по его мнению, дают российским компаниям окно возможностей занять существенную долю (>30%) указанных широких рынков в России и странах таможенного союза, а в дальнейшем претендовать и на мировую экспансию.
Для того, чтобы эти планы стали реальностью нужна серьезная поддержка органов власти и в этом смысле инициатива Министерства связи очень ожидаема и своевременна, отмечает Никулин. |
Минфин и Минэк не согласовали предложение Минсвязи
22 сентября 2015 года стало известно о том, что предложения Минкомсвязи о стимулировании закупок телекоммуникационного оборудования российского производства были отправлены на доработку финансово-экономическим блоком правительства.
В качестве мер поддержки отечественных вендоров предлагалось частичное субсидирование расходов на закупку их аппаратного обеспечения (в том числе и выплату процентов по кредитам), введение субсидий на утилизацию устаревшего зарубежного оборудования и предоставление льготного доступа к диапазонам частот, на которых работает оборудование мобильного интернета, имеющего статус российского происхождения.
Кроме того, в Минкомсвязи говорили о необходимости открыть кредитные линии для операторов, строящих сети на российском оборудовании, уменьшить налог на добавленную стоимость при его покупке, снизить платежи в резерв универсального обслуживания на ту сумму, на которую оператор закупил отечественное оборудование, и упростить сертификацию российской телеком-продукции.
Как написали «Ведомости» в номере от 21 сентября 2015 года, Минэкономразвития и Министерство финансов сделали замечания по подготовленному проекту. В частности, по словам представителя Минэкономразвития Елены Лашкиной, предложенные Минкомсвязи меры не учитывают финансово-экономические последствия.
Партнер юридической фирмы King & Spalding Илья Рачков отмечает, что в рамках Всемирной торговой организации запрещены импортозамещающие субсидии, дискриминация производителей только на основе происхождения и упрощенная сертификация, которая является так называемым нетарифным барьером.
По мнению представителя Минфина, преференции для производителей российского телекоммуникационного оборудования должны финансироваться из госпрограммы «Информационное общество (2011–2020)», на которую Минкомсвязи уже выделило бюджетные деньги. При этом предложения ведомства о поддержке отечественных производителей оборудования связи в той или иной степени уже закреплены действующим законодательством, в том числе в налоговом, а телекоммуникационная отрасль не так сильно пострадала от кризиса по сравнению с другими, сказали в Министерстве финансов.[23]
Предложение Минкомсвязи о преференциях российскому телеком-оборудованию
17 сентября 2015 года стало известно о том, что Минкомсвязь России подготовила предложения по формированию комплекса мер по импортозамещению телекоммуникационного оборудования путем предоставлению льгот российским производителям этих решений.
Как сообщает «Коммерсантъ», замминистр связи Алексей Соколов отправил в Минпромторг и ряд других профильных ведомств письмо, в котором говорится о создании приоритетного порядка закупки отечественного телекоммуникационного оборудования органами власти и компаниями с госучастием в тендерах.
В министерстве предлагают сначала на «Ростелекоме» испытать метод предоставления балльных преференций российским аппаратным телеком-решениям и систему планирования их госзакупок на срок более одного года. Для получения льгот российским производителям придется пройти тестирование своей продукции в центре компетенций в области телекоммуникационного оборудования, сетей связи и программного обеспечения, созданном в Уфе на базе «Ростелекома».
По словам Алексея Соколова, Минкомсвязь готовит для рассмотрения правительством проект нормативно-правового акта об ограничении покупки иностранного телекоммуникационного оборудования за счет средств бюджетов всех уровней в случае имеющихся отечественных аналогов. Очередное обсуждение данного вопроса намечено на 30 сентября 2015 года в рамках заседания по развитию микроэлектроники под председательством президента России Владимира Путина.
В «Ростелекоме» говорят, что компания последовательно реализуют комплекс мер по увеличению доли закупаемого оборудования российского производства. При этом близкий к оператору источник издания указывает на сложность реализации этой программы.[24]
2014
Подготовка плана импортозамещения
На основании поручений президента и правительства РФ в Минпромторге и в Департаменте радиоэлектронной промышленности, как в одном из его подразделений, готовятся отраслевые планы импортозамещения, рассказал в марте 2015 года Павел Куцько, заместитель директора этого департамента.
По его словам, по состоянию на март 2015 года такие планы по большому счету уже сформированы и проходят этапы общественного обсуждения, обсуждения в Аналитическом центре при правительстве РФ и других органах государственной власти.
Заместитель директора департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Павел Куцько
В марте план по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности был также направлен на согласование в заинтересованные федеральных органы исполнительной власти. Впоследствии на его основе планируется создать новую программу по развитию радиоэлектронной промышленности в России, сообщил Куцько.
В план были отобраны порядка 200 проектов, которые распределяются по пяти основным направлениям: телекоммуникационная техника, вычислительная техника, медицинская техника, электронное машиностроение и интеллектуальные системы управления. Реализацию этих проектов планируется начать с 2016 года.
Указанные пять направлений являются основой для разрабатываемой в Минпромторге государственной программы развития радиоэлектронной промышленности. По всем этим направлениям разработаны «дорожные карты», выявлены направления и мероприятия, по которым необходимо первоочередное импортозамещение.
Павел Куцько также отметил, что отметил, что процент использования отечественной радиоэлектронной базы растет, однако процент импортных компонентов продолжает существенно превалировать. По его мнению, существует два сегмента, по которым российская промышленность наиболее готова к проведению «глобального импортозамещения» - это телекоммуникационная техника и вычислительная техника.
Смотрите также
- Электронная промышленность (рынок России)
- Регулирование госзакупок радиоэлектронной продукции
- Российское телеком-оборудование получило реальный шанс
- Импортозамещение программного обеспечения в госсекторе
- Импортозамещение вычислительной техники и микроэлектроники
- Господдержка российских производителей электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры
- Обзор: Импортозамещение информационных технологий в России
- Главные проблемы и препятствия импортозамещения ИТ в России
- Преимущества замещения иностранных ИТ-решений отечественными
- Основные риски импортозамещения ИТ
- Импортозамещение информационных технологий: 5 "За" и 5 "Против"
- Как импортозамещение ИТ сказалось на бизнесе иностранных вендоров? Взгляд из России
- Как запуск реестра отечественного ПО повлиял на бизнес российских вендоров
- Какие изменения происходят на российском ИТ-рынке под влиянием импортозамещения
- Оценки перспектив импортозамещения в госсекторе участниками рынка
Примечания
- ↑ Власти введут систему оценки для признания оборудования отечественным
- ↑ Прояснение облачности
- ↑ Серверам предложили единое окно
- ↑ Ноутбуки и смарт-карты исключили из перечня квотируемых товаров для госзакупок
- ↑ В России запретили госзакупки иностранных ноутбуков, планшетов и серверов
- ↑ Приключения микроэлектроника. Российские компании не готовы отказаться от зарубежных процессоров
- ↑ Электронику готовят к конверсии. Госзакупки оборудования у предприятий ОПК просят упростить
- ↑ Органам впаяли микросхемы. Госзаказчикам расписали квоты на российскую радиоэлектронику
- ↑ Мишустин заявил, что программа развития радиоэлектроники позволит восстановить отрасль
- ↑ Государство выделит дополнительные 350 млрд рублей на развитие радиоэлектроники
- ↑ Телекоммунизм — наше будущее. Госкомпаниям готовят госплан закупок радиоэлектроники
- ↑ Приключения электроники
- ↑ Власти хотят ввести для госкомпаний принудительные закупки российской электроники
- ↑ Компании обяжут использовать российское оборудование при подключении соцобъектов к Сети
- ↑ О решениях по итогам совещания о применении отечественного телекоммуникационного оборудования при реализации мероприятий национальной программы и национального проекта «Цифровая экономика»
- ↑ Госкомпании могут обязать покупать отечественное телекоммуникационное оборудование
- ↑ Минкомсвязи РФ рассматривает вопрос расширения перечня оборудования связи, которое может называться отечественным
- ↑ Реестр российского телеком-оборудования не стал стимулом рынка - аналитики
- ↑ Атлас рынка телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП)
- ↑ К операторам связи проложили маршрутизаторы
- ↑ Госсектору запретили покупать иностранное ГЛОНАСС-«железо»
- ↑ Иностранное телекомоборудование хотят запретить при госзакупках
- ↑ Льготы для пользователей отечественного оборудования связи не согласованы
- ↑ Дорогое отечественное