Разработчики: | StarLine (НПО СтарЛайн) |
Дата последнего релиза: | 2018/11/22 |
Отрасли: | Транспорт |
2024: Запуск грузовиков без людей в кабине на трассе Москва-Петербург
Компания «Сбер» в сентябре 2024 года запустила испытания беспилотных грузовиков на трассе Москва-Петербург без присутствия человека в кабине. Испытания прошли в рамках регулярных рейсов по трассе М11. Внедрение новых технологий позволяет компании значительно улучшить управление грузоперевозками на длительных маршрутах.
Грузовик StarLine в автономном режиме еженедельно выполняет беспилотные рейсы между Санкт-Петербургом и Москвой. Тягач, работающий на базе технологий искусственного интеллекта и нейросетей, использует разработанную НПО «СтарЛайн» цифровую карту дороги. Эта система позволяет автомобилю выбирать полосу движения, корректировать скорость и учитывать дорожные знаки. Новая стадия испытаний была запущена в соответствии с постановлением правительства России, которое регулирует экспериментальные правовые режимы для беспилотных перевозок.
Основной задачей испытаний стало подтверждение возможности полностью автономного управления без участия человека за рулём. Для этого в течение рейсов оператор, ранее находившийся в кабине, был перемещён в пассажирское кресло, что позволило исключить его вмешательство в управление транспортным средством. Инженеры НПО «СтарЛайн» отмечают, что первые результаты испытаний были положительными, и система полностью справилась с задачей.
Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
По словам руководителя отдела разработок НПО «СтарЛайн» Ильи Никифорова, внедрение таких технологий стало важным шагом для всей транспортной отрасли России. Летом 2024 года была разработана новая система автоматической очистки датчиков и камер грузовика, что позволяет беспилотникам эффективно работать в суровых климатических условиях. Эти технологии помогают предотвращать загрязнение лидаров и камер, что ранее вызывало серьёзные проблемы на длительных маршрутах.
2023: Регулярные рейсы по трассе Москва-Петербург
Грузовики без водителя за рулем начали совершать регулярные рейсы по трассе Москва-Петербург. Об этом в начале октября 2023 года сообщили в НПО «Старлайн», которое занимается реализацией данного проекта.
Компания осуществляет беспилотные перевозки грузов между двумя Москова и Петербургом еженедельно. Высокоавтоматизированный грузовик двигается по маршрутному заданию, используя технологии в областях беспилотного вождения: искусственный интеллект, нейросети, а также разработку петербургских ученых из НПО «Старлайн» – цифровую модель дороги, то есть специальную карту для локального маневрирования по маршруту, выбора полосы движения, скорости, получения информации о дорожных знаках и ограничениях.
Для движения по трассе в высокоавтоматизированном режиме, распознавания других участников движения, прогнозирования их поведения и локализации автомобиля в пространстве беспилотник использует ряд специальных датчиков: GNSS-RTK-приемник, лидары, видеокамеры, инерциальные датчики. Все данные обрабатывались несколькими вычислителями с собственным программным обеспечением, установленными в автомобилях.
В начале октября 2023 года в НПО «Старлайн» сообщили об успешных испытаниях беспилотного тягача StarLine во время шторма. Фура проехала 20 км по трассе в беспилотном режиме со скоростью 65-67 км/ч, перестроила маршрут и вернулась обратно.
Накануне было штормовое предупреждение, в такую экстремальную погоду мы еще не ездили. Решили проверить, как ведет себя беспилотный грузовик при порывистом ветре 16 метров в секунду и ливне. Интересно было увидеть, как это отрабатывает рулевая система. Скорость обусловлена дальностью детекции в погодных условиях. Если перед нами вдруг нарисуется что-то, перед чем нужно экстренно затормозить, нам тормозного пути должно хватить для полной остановки при условии, что мы сдетектируем, - рассказал руководитель отдела разработок НПО «Старлайн» Илья Никифоров.[1] |
2021: Старт тестирования беспилотных фур на трассе Москва-Петербург
20 октября 2021 года российский разработчик автомобильной электроники НПО «Старлайн» объявил о тестировании своего беспилотного грузового автомобиля. Его будут испытывать на трассе Москва-Петербург (М11, «Нева»).
Компания создаёт цифровую модель автомагистрали и оснащает грузовик оборудованием, которое решит задачи локализации автомобиля в пространстве, распознавания объектов и построения маршрутов движения. Как долго будет длиться эксперимент, не сообщается.
Как сообщили в НПО «Старлайн», компания развивает проект, который представляет из себя универсальную беспилотную платформу — комплексное решение, направленное на интеграцию беспилотных технологий в любое транспортное средство и взаимодействие с интеллектуальной транспортной системой (ИТС). К октябрю 2021 года у «Старлайна» есть две беспилотные легковые машины, которые ранее уже прошли серию государственных испытаний и активно тестируются на дорогах Петербурга и других городов России.
В отличие от легковых авто, фуры чаще всего двигаются по трассе, проезжая десятки или даже сотни километров без единого перекрестка и светофора. Это сильно упрощает задачу разработчикам беспилотных автомобилей, в основном сводя ее к удержанию в полосе и отслеживанию попутных автомобилей в своей и соседних полосах.
Разработкой беспилотных грузовиков в России также занимаются «КамАЗ» и «Эвокарго». У первой к октябрю 2021 года есть разные прототипы: большинство из них выполнено на базе обычного грузовика, а в прошлом году компания показала беспилотный фургон без кабины водителя. «Эвокарго» тоже создала грузовик без кабины, но с другой конструкцией, напоминающей грузовики Einride. Еще одно отличие от почти всех грузовых беспилотников заключается в том, что он работает на водороде, а не бензине или дизельном топливе.
2020: Переход к тестированию на общих дорогах
В конце мая 2020 года НПО «Старлйн» сообщило о прохождении государственных дорожных испытаний своего самоуправляемого автомобиля StarLine. Благодаря этому компания моет начинать тестировать беспилотник на дорогах общего пользования, чем уже занимается «Яндекс».
Согласно постановлению Правительства РФ, чтобы выехать на дороги общего пользования, все машины с автопилотом должны предварительно пройти сертификацию. Проведением сертификации и оценкой беспилотных автомобилей занимается государственный научный центр ФГУП «НАМИ», который разрабатывает и испытывает автотранспортные средства.
Тестирования на дорогах города позволят отладить и усовершенствовать алгоритмы беспилотника в реальной дорожной обстановке. Это поможет сделать беспилотный автомобиль надежным и безопасным транспортным средством, — заявил руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine» Борис Иванов. |
К концу мая 2020 года команда разработчиков «Старлйн» провоодит подготовку к тестированию автомобиля на дорогах Санкт-Петербурга.
Испытания планируют начать с Лесного и Большого Сампсониевского проспектов, эти зоны расположены недалеко от офиса НПО «Старлайн». Также планируются масштабные тестирования на Невском проспекте. Во время тестирования в салоне беспилотника будет находиться инженер-испытатель, который в случае необходимости возьмет управление на себя.
Беспилотный автомобиль StarLine к концу мая умеет достаточно уверенно двигаться в условиях малозагруженного города. Он определяет дорожные знаки, светофоры и пешеходов, объезжает препятствия, может перестраиваться на другую полосу. Ранее беспилотник уже тестировался на закрытых площадках, на территории Сколково, участвовал в заезде у Крымского моста и стал финалистом гонки беспилотников «Зимний город», которая состоялась зимой 2019-го года, сообщили в НПО.[2]
2018: Путешествие по маршруту «Санкт-Петербург – Казань»
22 ноября 2018 года в НПО «СтарЛайн» сообщили, что путешествие длиною в 2 500 километров по маршруту «Санкт-Петербург – Казань» совершил умный беспилотный автомобиль StarLine. За 10 дней участие в его тест-драйве приняли жители 13российских городов. Во всех городах, через которые проходил путь беспилотника, были организованы тест-драйвы, в ходе которых каждый мог познакомиться с возможностями беспилотных технологий.
Разработчики НПО «СтарЛайн» отметили, что при движении по трассе автомобилю удается развивать скорость движения порядка 80 км/ч. Это подтвердило гипотезу разработчиков о том, что беспилотный автомобиль может передвигаться в автономном режиме быстрее 40 км/час – такая максимальная скорость была зафиксирована во время испытания на подъезде к Крымскому мосту.
«В пути система вела себя стабильно и надежно, успешно справляясь с плохим качеством разметки, временным ее отсутствием или наличием полосы движения только с одной стороны». Борис Иванов, руководитель проекта «Умный беспилотный автомобиль StarLine» |
В умном беспилотном автомобиле StarLine 3-го уровня автономности реализованы два режима автоматизированного управления. Первый – удержание в полосе. С помощью системы технического зрения беспилотник StarLine распознает дорожную обстановку, определяет полосу движения, а система управления рассчитывает маршрут и «направляет» автомобиль по нему. Сенсорами в этом режиме служат видеокамеры и радары. Второй режим автономного управления позволяет автомобилю двигаться в условиях отсутствия разметки, при плохих погодных условиях, в условиях городского движения при большом количестве помех и непредвиденных факторов, утверждают разработчики.
Для совершенствования работы системы автоматического управления разработчики StarLine создают высокоточную карту дороги с путевыми точками, которые генерируются по принципу работы GPS-навигатора. Определяют местоположение автомобиля на карте высокоточный спутниковый навигационный приемник, система инерциальной навигации и одометрия. Двигаясь по построенному маршруту, автомобиль постоянно анализирует обстановку вокруг себя, распознает препятствия и принимает решения «как себя вести». Для восприятия окружающей обстановки используется система технического зрения, лидар и радары.
«По трассе автомобиль движется без использования карты дороги и планировщика маршрута. Если нужно изменить направление движения – на перекрестке, при выездах и съездах с автомагистралей и прочих маневрах – система требует вмешательства оператора. Чтобы решить эту задачу, во время поездки мы собирали данные для построения карты дороги и автоматизации этих действий». Андрей Алексеев, инженер-разработчик проекта |
Для обеспечения безопасности дорожного движения оператор управлял беспилотным автомобилем на наиболее сложных участках дороги и при движении по городу.
Разработчики StarLine отметили, с какими трудностями столкнулись во время испытания:
- Распознавание дорожного полотна.
- Обработка больших объемов данных
Поскольку путешествие оказалось продолжительным, в связи с большими объемами данных и, как следствие высокой нагрузкой на оборудование, обработка данных периодически выполнялась недостаточно оперативно.
Для того чтобы сделать эксперимент максимально открытым, команда разработчиков беспилотного автомобиля StarLine вела трансляцию своего путешествия в группе в Инстаграме и на официальном youtube-канале StarLine. К эксперименту подключились сотни российских интернет-пользователей, сообщили в StarLine.
Робототехника
- Роботы (робототехника)
- Робототехника (мировой рынок)
- Обзор: Российский рынок промышленной робототехники 2019
- Карта российского рынка промышленной робототехники
- Промышленные роботы в России
- Каталог систем и проектов Роботы Промышленные
- Топ-30 интеграторов промышленных роботов в России
- Карта российского рынка промышленной робототехники: 4 ключевых сегмента, 170 компаний
- Технологические тенденции развития промышленных роботов
- В промышленности, медицине, боевые (Кибервойны)
- Сервисные роботы
- Каталог систем и проектов Роботы Сервисные
- Collaborative robot, cobot (Коллаборативный робот, кобот)
- IoT - IIoT - Цифровой двойник (Digital Twin)
- Компьютерное зрение (машинное зрение)
- Компьютерное зрение: технологии, рынок, перспективы
- Как роботы заменяют людей
- Секс-роботы
- Роботы-пылесосы
- Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)
- Обзор: Искусственный интеллект 2018
- Искусственный интеллект (рынок России)
- Искусственный интеллект (мировой рынок)
- Искусственный интеллект (рынок Украины)
- В банках, медицине, радиологии, ритейле, ВПК, производственной сфере, образовании, Автопилот, транспорте, логистике, спорте, СМИ и литература, видео (DeepFake, FakeApp), музыке
- Национальная стратегия развития искусственного интеллекта
- Национальная Ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР)
- Российская ассоциация искусственного интеллекта
- Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники
- Международный Центр по робототехнике (IRC) на базе НИТУ МИСиС
- Машинное обучение, Вредоносное машинное обучение, Разметка данных (data labeling)
- RPA - Роботизированная автоматизация процессов
- Видеоаналитика (машинное зрение)
- Машинный интеллект
- Когнитивный компьютинг
- Наука о данных (Data Science)
- DataLake (Озеро данных)
- BigData
- Нейросети
- Чатботы
- Умные колонки Голосовые помощники
- Безэкипажное судовождение (БЭС)
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Беспилотные грузовики
- Беспилотные грузовики в России
- В мире и России
- Летающие автомобили
- Электромобили