Конечные собственники
История
В середине XX века через поселок Смыга проложили стратегический нефтепродуктопровод. Труба, идущая из России в восточную Европу, обеспечивала страны Варшавского договора дизелем для военных нужд. После распада Союза труба перешла в собственность «дочки» «Транснефти» (российского монополиста транспортировки нефти) — компании «Прикарпатзападтранс».
В 2014 году в ходе кризиса в отношениях России и Украины, украинские власти решили забрать трубу себе. Причем решение о национализации приняли не Генпрокуратура или президент, а областной суд — в ноябре 2014-го Ровенский суд удовлетворил апелляцию местной прокуратуры и отнял трубу у «Транснефти»[1].
30 декабря 2014-го в поселке Смыга Ровенской области Украины появились вооруженные люди. Целью бойцов добровольческого батальона «Днепр» была неприметная насосная станция. Однако марш-бросок на 900 километров в сторону запада не удался: бойцов батальона ждали такие же вооруженные до зубов люди в камуфляже. Устраивать настоящую войну в той части Украины, где ее быть не может по определению, противоборствующие стороны не стали. Немного потолкавшись и поругавшись, бойцы «Днепра» ретировались.
Так накануне Нового года неудачей закончилась попытка захвата («национализации») главной украинской артерии с нефтепродуктами — трубы «Транснефти» в Венгрию. Защищали российскую трубу не сотрудники охранного предприятия и не «отпускные» российские военные — помощь подоспела со стороны украинских патриотов. «Боевые волонтеры» «Транснефти», не дожидаясь никакой специальной санкции со стороны российской госкомпании, были наняты крупнейшим местным нефтетрейдером — украинской группой «Континиум». В «контрольных точках» нефтепровод теперь охраняют 800 бойцов с опытом ведения боевых действий.
Украинские нефтетрейдеры (получающие дизель из российской трубы по выгодному тарифу), затаив дыхание, ждут решения последней инстанции — Высшего апелляционного суда Украины: трубопровод им нужен больше, чем «Транснефти».
Тем временем, «Транснефть» уже перекрыла поставки нефтепродуктов — еще летом она пообещала выкачать всю нефть из трубы, а также ликвидировать «Прикарпатзападтранс» в случае, если трубу национализируют. Украинским трейдерам это было совершенно не выгодно. Найти компромиссное решение пытались представители «Континиума» — самые крупные продавцы нефтепродуктов, контролирующие 20% рынка (среди активов — сеть заправок WOG и не работающий Херсонский НПЗ). По данным «Медузы», топ-менеджеры компании не раз приезжали в Москву, уговаривая «Транснефть» не вымывать дизель из трубы. Они же упрашивали украинские власти не отбирать трубу у русских. Во-первых, если туда зальют воду, ее когда-нибудь придется вылить, а это угрожает экологической катастрофой. Во-вторых и, видимо, в-главных, с остановкой трубы только «Континиум» будет терять 10 миллионов долларов прибыли в год: через нефтепровод группа закупает миллион тонн; если труба остановится и дизель придется завозить цистернами, каждая тонна обойдется на 10 долларов дороже.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация
Монополия русской «Транснефти» вообще кажется местным продавцам нефтепродуктов наименьшим злом: гораздо хуже будет, если труба попадет в руки одного из конкурентов. На неформальный контроль над трубой когда-то претендовал близкий к семье президента Виктора Януковича бизнесмен Сергей Курченко; но, как рассказывает нефтетрейдер, пожелавший остаться не названным, в итоге у Курченко ничего не вышло. При президенте Петре Порошенко появились новые люди, интересующиеся нефтепроводом. Так, источники на рынке рассказали «Медузе», что в случае отхода трубы Украине, ее будет контролировать близкий к нынешней власти предприниматель — владелец группы «Фактор» Сергей Тищенко.
Чем больше интересующихся по поводу трубы от власти, тем меньше шансов у нефтетрейдеров сохранить свое место на рынке. Поэтому владелец «Континиума», народный депутат Игорь Еремеев, заручившись поддержкой партнеров, пошел ва-банк. Вплоть до решения Верховного апелляционного суда он будет охранять трубу с оружием. Если же стороны так и не договорятся и Верховный суд примет решение отдать трубу Украине, нефтетрейдерам придется отступить.