Проект

Парк электробусов в Москве стал самым крупным в Европе

Заказчики: Мосгортранс, ГУП

Москва; Транспорт

Продукт: КамАЗ Drive Electro Электробус

Дата проекта: 2018/05
Бюджет проекта: 60 600 000 000 руб.
СМ. ТАКЖЕ (2)

2024

Парк электробусов в Москве стал самым крупным в Европе

Москва обладает крупнейшим парком электробусов в Европе, насчитывающим свыше 1800 единиц техники по состоянию на август 2024 года. Это позволило столице России занять лидирующую позицию среди европейских городов по количеству экологичного общественного транспорта.

Как сообщила пресс-служба «Ростеха», электробусы КАМАЗ-6282, выбранные в качестве основного электротранспорта столицы, отличаются высокой технологичностью. Они оснащены современными системами комфорта, включая климат-контроль, USB-зарядки и медиаэкраны с информацией о маршруте. Для маломобильных пассажиров предусмотрены специальные приспособления, облегчающие посадку и высадку.

С 2018 года по середине 2024-го электробусы в Москве перевезли почти полмиллиарда пассажиров. Сейчас они курсируют более чем по 130 маршрутам, охватывая значительную часть городской транспортной сети. Успешный опыт Москвы в развитии электробусного транспорта стимулирует другие регионы России к переходу на экологичный общественный транспорт.

Важным аспектом использования электробусов является их экологичность. Замена одного дизельного автобуса на электробус позволяет снизить выбросы углекислого газа более чем на 60 тонн в год, что существенно улучшает экологическую обстановку в мегаполисе.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.3 т

В 2024 году началась поставка обновленных электробусов в Москву. Новые модели получили улучшенный дизайн, сенсорные кнопки требования остановки и усовершенствованную систему климат-контроля. Кроме того, они выпускаются в санкционно устойчивой комплектации, что гарантирует бесперебойную эксплуатацию и обслуживание.

Развитие электробусной инфраструктуры в Москве продолжается. Концерн «Радиоэлектронные технологии», входящий в «Ростех», к августу 2024 года разрабатывает и производит ультрабыстрые зарядные станции для электробусов. Эти станции способны работать в широком диапазоне температур и обладают высокой степенью защиты от вандализма. Предполагается, что это оборудование будет поставлено Москве.[1]

Собянин анонсировал закупку еще 3800 электробусов

25 февраля 2024 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил о закупке еще 3800 электробусов для города. Эти транспортные средства должны быть поставлены российской столице до конца 2030 года.

По словам Собянина, с учетом этих поставок общее количество электрических автобусов, курсирующих по Москве, к 2030 году увеличится до 5300 штук. Они заменят автобусы на привычных маршрутах, что положительно скажется на экологии Москвы, заявил мэр.

Сергей Собянин объявил о закупке еще 3800 электробусов для города

В своем Telegram-канале он также указал на комфорт при езде на электробусах благодаря плавному и тихому ходу. Кроме того, по словам Сергея Собянина, в новых электрических автобусах предусмотрены электроотопитель и адаптивное освещение, которое меняется в зависимости от времени суток. Электробусы последнего поколения стали ездить без подзарядки почти в 2 раза больше - 80 км вместо 40-50 км, сообщил Собянин в конце февраля 2024 года. Он также обратил внимание на то, что все электробусы российского производства. По контрактам жизненного цикла производители отвечают за техническую исправность каждой машины в течение 15 лет, добавил мэр Москвы.

К концу февраля 2024 года по московским маршрутам в рамках 10 округов курсируют более 1470 электробусов. Они обслуживаются на девяти площадках, в том числе в трех новых электробусных парках. Ожидается, что до конца 2024 года город получит порядка 800 новых электробусов, сообщил Сергей Собянин 25 февраля 2024-го.

По данным департамента природопользования Москвы, за 4 года эксплуатации электробусов в столице объем выбросов парниковых газов по сравнению с дизельными автобусами сократился на 60 000 тонн. Также в ведомстве отмечают, что второй плюс электробусов - повышение доступности старых и новых районов Москвы, что обеспечивает их привлекательность для горожан и бизнеса.[2]

2023

В Москве загорелся электробус

4 декабря 2023 года на северо-востоке Москвы произошло возгорание электробуса. Инцидент произошел на улице Плещеева, 1а, напротив станции метро «Бибирево», когда транспортное средство было подключено к зарядной станции.

В ГУП «Мосгортранс» сообщили, что загоревшийся электробус обслуживался по контракту жизненного цикла производителем — ПАО «Камаз». Площадь пожара составила приблизительно 20 квадратных метров. В результате инцидента никто не пострадал: пассажиров в салоне транспортного средства не было, а водитель смог покинуть машину.

«
Около 12:50 по московскому времени на конечной станции напротив дома 20 по Костромской улице произошел инцидент с участием электробуса. По предварительной информации, электробус находился на конечной станции без пассажиров. На месте происшествия работали специальные службы, — отмечают в «Мосгортрансе».
»

Причины происшествия установит специальная комиссия ГУП «Мосгортранс» совместно с производителем. Транспортное средство полностью выгорело и восстановлению не подлежит. Между тем автоэксперт Петр Баканов говорит, что возгорание могло произойти по самым разным причинам — от брошенного окурка до умышленного поджога. Специалистам предстоит установить, носила ли причина технический характер или же пожар возник из-за внешних факторов. У электробуса могла быть проблема с зарядной системой — например, произошло короткое замыкание в электропроводке. Не исключается также вероятность того, что инцидент был спровоцирован плохими погодными условиями.

«
Важно выявить, носила ли неполадка системный характер. Если тут системности нет, а есть, допустим, халатность, то это одно дело. А если это системная проблема, значит, надо копать дальше и проверять остальные электробусы автопарка, — говорит Баканов.[3]
»

Москва закупает 1200 электробусов в рамках крупнейшей закупки

В середине августа 2023 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о крупнейшей для города закупки электрических автобусов. Речь идет о приобретении порядка 1200 транспортных средств.

«
До конца года планируется получить около 400 электробусов отечественного производства. Они приходят по крупнейшей закупке на 1200 единиц. Больше 100 новых машин уже работают на московских маршрутах, — сообщается на сайте мэра Москвы 13 августа 2023 года.
»

Сергей Собянин сообщил о крупнейшей закупке электробусов

Электробусы Москве поставляют по контрактам жизненного цикла. Это означает, как пояснил Собянин, что с момента передачи в парк Мосгортранса производитель несет полную ответственность за их техническую исправность в течение 15 лет.

По словам столичного градоначальника, электробусы постоянно обновляются. Так, новые модели способны пройти без подзарядки 80 км, а не 40–50 км, как раньше, добавил глава города.

«
Продолжаем запускать также новые экологичные маршруты. Сейчас их 90 — на 11 больше с начала года. Чтобы увеличить эти цифры, мы построили электробусный парк «Митино». На его базе до конца 2024 года организуем 23 маршрута, — написал мэр Москвы в своем Telegram-канале в середине августа 2023 года.
»

К этому дню еще один парк для электрических автобусов возводят в Новокосине (восточный административный округ Москвы), его планируют открыть до конца 2023 года. К середине августа 2023-го работы завершены на 85%. Площадь парка — почти 3 га. На территории установят 13 ультрабыстрых зарядных станций и 78 зарядных постов для наземного экотранспорта. Парк для электробусов рассчитан на 78 машин, они заменят дизельные автобусы на востоке столицы и помогут снизить влияние на экологию. Увеличение количества машин на линии, сократит время ожидания транспорта на остановках. Проект предполагает создание около 200 новых рабочих мест.[4]

«КамАЗ» поставит Москве тысячу электробусов за 63,3 млрд рублей

«КамАЗ» поставит Москве 1 тыс. электробусов за 63,3 млрд рублей. Об этом двухлетнем контракте с ГУП «Мосгортранс» автопроизводитель сообщил 21 марта 2023 года.

Согласно условиям контракта, предусмотрены поставки электрических автобусов с апреля 2023 года по декабрь 2024 года. Ежемесячно на маршруты Москвы будет выходить по 50 новых машин. Это самый большой контракт на поставку такого транспорта в Европе, заявили в «КамАЗе».

Электробус «КамАЗа» в Москве


В компании подчеркнули, что в 2022 году «КамАЗ» оперативно реализовал мероприятия по импортозамещению и поиску альтернативных поставщиков автокомпонентов, поэтому последствия санкционного давления, с которым в новых условиях столкнулись российские промышленные предприятия, не повлияли на возможности компании в производстве электробусов и другой пассажирской автотехники.

«
«КамАЗ» располагает большим опытом в сфере разработки и выпуска такой высокотехнологичной продукции, как электробус. Уже пятый год в столице России успешно эксплуатируется этот инновационный транспорт. Мы рады, что наш продукт, созданный по сложнейшему техзаданию заказчика, прошедший испытание временем и крупнейшим мегаполисом, позволяет улучшить инфраструктуру столицы России, решить важные вопросы экологической повестки. Заключение очередного контракта, крупнейшего в истории поставок электробусов – это значимое для нас событие, подтверждающее высокий потенциал компании и надёжность как поставщика инновационной пассажирской техники, – прокомментировал директор по пассажирскому транспорту «КамАЗа» Самат Саттаров.
»

К марту 2023 года ежедневно на московские маршруты выходит 1055 электробусов. В 2023-м в городе планируется установить около 200 ультрабыстрых зарядных станций и запустить около 30 электробусных маршрутов.[5]

Москва договорилась о закупке 1200 новых электробусов

Москва договорилась о закупке 1200 новых электробусов. Об этом 9 марта 2023 года рассказал заместитель мэра города по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

По его словам, эти электрические автобусы поставят Москве ПАО «КамАЗ» и Группа «ГАЗ». Этот контракт Ликсутов назвал самым большой разовой закупкой электробусов в Европе. Транспорт будет поставлен в 2023-2024 гг.

Новые электробусы Москве поставят «КамАЗ» и «ГАЗ»

Максим Ликсутов также сообщил, что в 2023 году Москва продолжит развивать зарядную инфраструктуру для электротранспорта и откроет новый электробусный парк в Митине.

«
По поручению мэра Москвы Сергея Собянина мы развиваем экологически чистый городской транспорт, который не загрязняет окружающую среду и повышает комфорт поездок. В 2022 году открыли крупнейший в Европе электробусный парк «Красная Пахра» в ТиНАО. Электробусы впервые поехали в Новой Москве. Еще 8 электробусных маршрутов запустили в разных частях столицы, ими воспользовались уже более 6,7 миллиона пассажиров, - отметил Максим Ликсутов.
»

9 марта 2023 года пресс-служба Мосгортранса опубликовала статистику, согласно которой ежедневно на маршруты Москвы выходит 1055 электробусов. Пассажиры все чаще выбирают для поездок по городу экоавтобусы — самым популярным из 13 новых электробусных маршрутов стал 239, он перевез больше 1 млн пассажиров с момента запуска, отметили на предприятии. В 2023 году, по сообщению Мосгортранса, планируется установить в Москве около 200 ультрабыстрых зарядных станций и запустить порядка 30 электробусных маршрутов.

В марте 2023 года стало известно о выходе на маршруты в Москве новых электробусов. Как заявил Ликсутов, в них увеличен запас хода, они бесшумные и маневренные. Также в машинах установили более износостойкое напольное покрытие, адаптировали систему освещения в салоне и увеличили передний маршрутный указатель.[6]

2022: Москва увеличивает парк электробусов в 1,5 раза

15 декабря 2022 года стало известно о решении Правительства Москвы увеличить парк эксплуатируемых электрических автобусов в 1,5 раза — запланирована поставка более 500 новых единиц. Это произойдет в 2023 году, сообщили в столичном Департаменте транспорте.

Подчёркивается, что число зарядных станций для электрического транспорта планируется увеличить почти вдвое.

Электробус в Москве

В июне 2022 года в столице работало более 1 тыс. электробусов. Среди них — 750 электробусы «КамАЗа».

Депутат Московской городской Думы Олег Артемьев в середине ноября 2022 года заявил, что, несмотря на внешнеэкономическое давление на Россию, проект по переходу на электробусы активно развивается.

«
Показательно то, что крайне непростая ситуация, сложившаяся из-за внешнеэкономического давления на нашу страну, не повлияла на воплощение в жизнь этого проекта. Это стало возможным благодаря эффективному управлению всеми сферами городской жизни и своевременным мерам поддержки, реализованным городскими властями. <...> Город продолжает развиваться, экономика Москвы чрезвычайно устойчива. И запас прочности оказался таким, что город смог спокойно справиться с несколькими сложными периодами подряд. Ни пандемия коронавируса, ни беспрецедентные санкции не смогли нарушить привычный ход жизни столицы, изменить вектор развития и отказаться от ставших привычными социальных приоритетов, ― уточнил он.

»

Тогда же он рассказывал, что к ноябрю 2022 года а 79 маршрутах уже задействовано более тысячи электробусов. Артемьев говорил, что до конца 2022 года планировалось получить еще 33 электробуса — к 17 ноября 2022-го специалисты Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода проводили приемку новых машин.[7]

2021: План приобретения 400 электробусов на сумму 24 млрд рублей

Москва закупит 400 электробусов на сумму 24 млрд рублей по контрактам жизненного цикла. Об этом 19 августа 2021 года сообщил ДИПП Москвы.

Электробусы – это экологичный вид общественного транспорта. По сравнению с транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания они более производительны и надежны. Машины не привязаны к контактной сети: зарядка занимает 6–10 минут на конечных остановках и в парках.

«
Москва закупает электробусы по контрактам жизненного цикла с 2018 года. За это время город подписал семь таких контрактов на общую сумму 60,6 млрд рублей, предусматривающих поставку и обслуживание 1000 электробусов. В 2021 году закупка электробусов проводится на средства, полученные за счет выпуска «зеленых» облигаций, которые Москва разместила весной 2021 года. С победителями двух конкурсов в 2021 году город подписал контракты на поставку и сервис 400 машин сроком на 15 лет. Совокупная цена договоров превышает 24 млрд рублей, – сообщил Владимир Ефимов.
»

Он уточнил, что победителями проведенных в 2021 году конкурсов на поставку электробусов стали ООО «Русские Автобусы - Группа ГАЗ» и ПАО «КАМАЗ».

Все приобретаемые Москвой электробусы отвечают самым актуальным мировым стандартам: производители оснащают их оборудованием для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями, системой климат-контроля, спутниковой навигацией, USB-разъемами для зарядки мобильных устройств. Кроме того, пассажиры могут пользоваться в электробусах бесплатным Wi-Fi.

«
Наше сотрудничество с поставщиками машин наземного городского транспорта - пример транспортных проектов города. Контракты жизненного цикла, которые мы подписываем с производителями, обеспечивают бесперебойную работу наземного городского транспорта и исключают возникновение технических неисправностей на линиях. Такие сервисные контракты дают городу уверенность в том, что производитель понимает свою ответственность и производит транспорт для ежедневных перевозок жителей и гостей столицы – сказал заместитель Мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов.
»

Москва подписывает контракты жизненного цикла в сфере транспорта с 2013 года. Такой механизм государственно-частного партнерства позволяет вывести на дороги города иной экологичный вид транспорта, обновить подвижной состав метрополитена и парки наземного транспорта.

«
Контракты жизненного цикла имеют долгосрочный характер – они заключаются на 7–30 лет в зависимости от специфики закупаемого оборудования. Это дает Москве возможность получить наилучшее соотношение цены и качества оборудования и его обслуживания, равномерно и прогнозируемо распределить расходы. В данном случае город платит не за сам факт сервиса техники, а за обеспечение ее работоспособности. Таким образом, если машины ломаются, простаивают, не соответствуют нашим требованиям, то бюджет не несет затрат. Для инвестора КЖЦ – это загрузка мощностей на длительный период и возможность гарантированных доходов в течение всего срока действия контракта, – пояснил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Александр Прохоров.
»

Первые два КЖЦ на поставку и сервисное обслуживание электробусов столица заключила весной 2018 года с ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ» и ПАО «КАМАЗ». Совокупная цена двух контрактов составила 12,8 млрд рублей. Город приобрел 200 машин. С этими же компаниями в 2019 и 2020 годах Москвой было подписано еще 3 контракта на 23,7 млрд рублей, предполагающих поставку 400 машин.

На август 2021 года на контракты жизненного цикла приходится почти половина объема ГЧП-соглашений Москвы. Больше всего КЖЦ заключено в транспортной сфере: за пять лет их объем составил порядка 490 млрд рублей. С помощью КЖЦ город приобретает не только электробусы, но и подвижной состав для метрополитена, обновляет трамвайный парк. Так, столица закупила 1576 вагонов метро и 300 современных низкопольных трамваев.

2020: Поставки 200 электрических автобусов

17 июня 2020 года стало известно о том, что «КамАЗ» поставил «Мосгортрансу» первые 100 электрических автобусов в рамках третьего контракта, заключенного шестью месяцами ранее.

100 единиц транспорта было отгружено в период с февраля по июнь 2020 года. Ещё столько же «КамАЗ» должен будет поставить «Мосгортрансу» во втором полугодии. Автопроизводитель берет на себя сервисное обслуживание подвижного состава и зарядной инфраструктуры в течение 15 лет.

«Мосгортранс» закупил у «КамАЗа» 100 электроавтобусов и получит ещё столько до конца года

Как сообщил руководитель службы продвижения пассажирского электротранспорта «КамАЗа» Андрей Долганов, электроавтобусы поставлялись строго по графику без задержек, несмотря на пандемию коронавируса COVID-19. Однако компания всё же столкнулась с двухнедельным ожиданием поставок некоторых комплектующих из Европы, аналогов которых нет в России. К 18 июня 2020 года дефицит устранён, отметил он.

Новая партия электрических автобусов, которые «КамАЗ» поставляет Москве, оснащается универсальной мультисервисной системой, собирающей и анализирующей поток данных от различных датчиков электробуса. Эта система фиксирует пассажиропоток, оценивает качество и эффективность управления машиной. Также она интегрируется с системой радиоинформирования и звукового ориентирования «Говорящий город», которая помогает слабовидящим и незрячим пассажирам при посадке и высадке из салона.

Электроавтобусы пополняют запас энергии за 6-10 минут с помощью быстрых зарядных станций на конечных остановках маршрутов, запас хода каждой машины составляет около 40–50 км. Вместимость транспорта составляет 85 пассажиров.

Согласно результатам опроса, которые приводят в «КамАЗе», москвичи оценили преимущества экологически чистого транспорта и положительно отзываются о работе новых электробусов.[8]

2018: "Камаз" выиграл тендер "Мосгортранса"

Тендер на поставку ста единиц электробусов для "Мосгортранса", выигранный КАМАЗом в середине мая 2018 года, стал первым шагом по выходу компании на рынок Москвы с пассажирским транспортом.

Электробус КАМАЗ-6282, разработанный конструкторами Научно-технического центра ПАО "КАМАЗ", является одним из самых высокотехнологичных продуктов компании. Низкопольный, вмещающий не менее 85 пассажиров, электробус оборудован самым современным оборудованием – от спутниковой навигации до USB-разъемов для зарядки мобильных устройств. Помимо собственно машин, в Москву также будет поставлена 31 ультрабыстрая зарядная станция, закупать их планируется у одной из партнерских фирм. На сегодня время полной зарядки одного электробуса занимает всего 24 минуты, и это не предел.

Кроме того, КАМАЗ должен обеспечить контракт жизненного цикла на 15 лет. "Это означает, что в ближайшее время в Москве будет создан сервисный центр для обслуживания экологичной пассажирской техники "КАМАЗ", – поделился заместитель генерального директора по пассажирскому транспорту ПАО "КАМАЗ" Николай Пронин. – Нельзя не отметить и массу требований "Мосгортранса" к продукту, которые были отражены в техническом задании – более тысячи, от смены маски до телеметрического оборудования. Если стандартное техзадание – это две-три странички, то здесь оно заняло свыше 150 страниц. В требованиях заказчика также поддержание коэффициента технической готовности на очень высоком уровне: 0,9 – по машинам и 0,97 – по зарядным станциям".

Высокие требования к продукту – объективная необходимость. Техзадания обсуждались публично, в совместной работе были заинтересованы все стороны: КАМАЗ, "Мосгортранс" и департамент транспорта Москвы. Благодаря такому подходу удалось предложить заказчику подходящий для столицы вариант электробуса.

«
"Наша цель – уметь предложить каждому городу, региону, в зависимости от климата и инфраструктуры, свое, оптимальное именно для них, решение. Это нашло отражение в стратегии КАМАЗа по пассажирскому транспорту, принятой в ноябре прошлого года, – подчеркнул Николай Пронин. – Электробусы - это продукт для крупных городов, для курортных зон. В Крыму, например, даже воздух совсем другой – как не думать о том, чтобы сохранить такие оазисы? Троллейбусы актуальны там, где сохранилась контактная сеть – кстати, очень дорогая. На дизельные экологичные автобусы тоже есть спрос. Мы намерены развивать нашу линейку пассажирских машин не только "вглубь", то есть с различными источниками энергии, но и "вширь", чтобы иметь возможность предложить клиенту и особо большой автобус, и средний. Имея базовую машину, далее менять размерность, схемы компоновки – как принято в обычной мировой практике. Задачи по расширению модельного ряда перед конструкторской службой уже обозначены".

»

Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили

В России:

В мире:

Технологии накопления (хранения) энергии:



Примечания