Заказчики: Мосгортранс, ГУП Подрядчики: КамАЗ, Русские Автобусы - Группа ГАЗ Продукт: КамАЗ Drive Electro ЭлектробусДата проекта: 2018/05
Бюджет проекта: 60 600 000 000 руб.
|
Содержание |
2024
Парк электробусов в Москве стал самым крупным в Европе
Москва обладает крупнейшим парком электробусов в Европе, насчитывающим свыше 1800 единиц техники по состоянию на август 2024 года. Это позволило столице России занять лидирующую позицию среди европейских городов по количеству экологичного общественного транспорта.
Как сообщила пресс-служба «Ростеха», электробусы КАМАЗ-6282, выбранные в качестве основного электротранспорта столицы, отличаются высокой технологичностью. Они оснащены современными системами комфорта, включая климат-контроль, USB-зарядки и медиаэкраны с информацией о маршруте. Для маломобильных пассажиров предусмотрены специальные приспособления, облегчающие посадку и высадку.
С 2018 года по середине 2024-го электробусы в Москве перевезли почти полмиллиарда пассажиров. Сейчас они курсируют более чем по 130 маршрутам, охватывая значительную часть городской транспортной сети. Успешный опыт Москвы в развитии электробусного транспорта стимулирует другие регионы России к переходу на экологичный общественный транспорт.
Важным аспектом использования электробусов является их экологичность. Замена одного дизельного автобуса на электробус позволяет снизить выбросы углекислого газа более чем на 60 тонн в год, что существенно улучшает экологическую обстановку в мегаполисе.Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос
В 2024 году началась поставка обновленных электробусов в Москву. Новые модели получили улучшенный дизайн, сенсорные кнопки требования остановки и усовершенствованную систему климат-контроля. Кроме того, они выпускаются в санкционно устойчивой комплектации, что гарантирует бесперебойную эксплуатацию и обслуживание.
Развитие электробусной инфраструктуры в Москве продолжается. Концерн «Радиоэлектронные технологии», входящий в «Ростех», к августу 2024 года разрабатывает и производит ультрабыстрые зарядные станции для электробусов. Эти станции способны работать в широком диапазоне температур и обладают высокой степенью защиты от вандализма. Предполагается, что это оборудование будет поставлено Москве.[1]
Собянин анонсировал закупку еще 3800 электробусов
25 февраля 2024 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил о закупке еще 3800 электробусов для города. Эти транспортные средства должны быть поставлены российской столице до конца 2030 года.
По словам Собянина, с учетом этих поставок общее количество электрических автобусов, курсирующих по Москве, к 2030 году увеличится до 5300 штук. Они заменят автобусы на привычных маршрутах, что положительно скажется на экологии Москвы, заявил мэр.
В своем Telegram-канале он также указал на комфорт при езде на электробусах благодаря плавному и тихому ходу. Кроме того, по словам Сергея Собянина, в новых электрических автобусах предусмотрены электроотопитель и адаптивное освещение, которое меняется в зависимости от времени суток. Электробусы последнего поколения стали ездить без подзарядки почти в 2 раза больше - 80 км вместо 40-50 км, сообщил Собянин в конце февраля 2024 года. Он также обратил внимание на то, что все электробусы российского производства. По контрактам жизненного цикла производители отвечают за техническую исправность каждой машины в течение 15 лет, добавил мэр Москвы.
К концу февраля 2024 года по московским маршрутам в рамках 10 округов курсируют более 1470 электробусов. Они обслуживаются на девяти площадках, в том числе в трех новых электробусных парках. Ожидается, что до конца 2024 года город получит порядка 800 новых электробусов, сообщил Сергей Собянин 25 февраля 2024-го.
По данным департамента природопользования Москвы, за 4 года эксплуатации электробусов в столице объем выбросов парниковых газов по сравнению с дизельными автобусами сократился на 60 000 тонн. Также в ведомстве отмечают, что второй плюс электробусов - повышение доступности старых и новых районов Москвы, что обеспечивает их привлекательность для горожан и бизнеса.[2]
2023
В Москве загорелся электробус
4 декабря 2023 года на северо-востоке Москвы произошло возгорание электробуса. Инцидент произошел на улице Плещеева, 1а, напротив станции метро «Бибирево», когда транспортное средство было подключено к зарядной станции.
В ГУП «Мосгортранс» сообщили, что загоревшийся электробус обслуживался по контракту жизненного цикла производителем — ПАО «Камаз». Площадь пожара составила приблизительно 20 квадратных метров. В результате инцидента никто не пострадал: пассажиров в салоне транспортного средства не было, а водитель смог покинуть машину.
Около 12:50 по московскому времени на конечной станции напротив дома 20 по Костромской улице произошел инцидент с участием электробуса. По предварительной информации, электробус находился на конечной станции без пассажиров. На месте происшествия работали специальные службы, — отмечают в «Мосгортрансе». |
Причины происшествия установит специальная комиссия ГУП «Мосгортранс» совместно с производителем. Транспортное средство полностью выгорело и восстановлению не подлежит. Между тем автоэксперт Петр Баканов говорит, что возгорание могло произойти по самым разным причинам — от брошенного окурка до умышленного поджога. Специалистам предстоит установить, носила ли причина технический характер или же пожар возник из-за внешних факторов. У электробуса могла быть проблема с зарядной системой — например, произошло короткое замыкание в электропроводке. Не исключается также вероятность того, что инцидент был спровоцирован плохими погодными условиями.
Важно выявить, носила ли неполадка системный характер. Если тут системности нет, а есть, допустим, халатность, то это одно дело. А если это системная проблема, значит, надо копать дальше и проверять остальные электробусы автопарка, — говорит Баканов.[3] |
Москва закупает 1200 электробусов в рамках крупнейшей закупки
В середине августа 2023 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о крупнейшей для города закупки электрических автобусов. Речь идет о приобретении порядка 1200 транспортных средств.
До конца года планируется получить около 400 электробусов отечественного производства. Они приходят по крупнейшей закупке на 1200 единиц. Больше 100 новых машин уже работают на московских маршрутах, — сообщается на сайте мэра Москвы 13 августа 2023 года. |
Электробусы Москве поставляют по контрактам жизненного цикла. Это означает, как пояснил Собянин, что с момента передачи в парк Мосгортранса производитель несет полную ответственность за их техническую исправность в течение 15 лет.
По словам столичного градоначальника, электробусы постоянно обновляются. Так, новые модели способны пройти без подзарядки 80 км, а не 40–50 км, как раньше, добавил глава города.
Продолжаем запускать также новые экологичные маршруты. Сейчас их 90 — на 11 больше с начала года. Чтобы увеличить эти цифры, мы построили электробусный парк «Митино». На его базе до конца 2024 года организуем 23 маршрута, — написал мэр Москвы в своем Telegram-канале в середине августа 2023 года. |
К этому дню еще один парк для электрических автобусов возводят в Новокосине (восточный административный округ Москвы), его планируют открыть до конца 2023 года. К середине августа 2023-го работы завершены на 85%. Площадь парка — почти 3 га. На территории установят 13 ультрабыстрых зарядных станций и 78 зарядных постов для наземного экотранспорта. Парк для электробусов рассчитан на 78 машин, они заменят дизельные автобусы на востоке столицы и помогут снизить влияние на экологию. Увеличение количества машин на линии, сократит время ожидания транспорта на остановках. Проект предполагает создание около 200 новых рабочих мест.[4]
«КамАЗ» поставит Москве тысячу электробусов за 63,3 млрд рублей
«КамАЗ» поставит Москве 1 тыс. электробусов за 63,3 млрд рублей. Об этом двухлетнем контракте с ГУП «Мосгортранс» автопроизводитель сообщил 21 марта 2023 года.
Согласно условиям контракта, предусмотрены поставки электрических автобусов с апреля 2023 года по декабрь 2024 года. Ежемесячно на маршруты Москвы будет выходить по 50 новых машин. Это самый большой контракт на поставку такого транспорта в Европе, заявили в «КамАЗе».
В компании подчеркнули, что в 2022 году «КамАЗ» оперативно реализовал мероприятия по импортозамещению и поиску альтернативных поставщиков автокомпонентов, поэтому последствия санкционного давления, с которым в новых условиях столкнулись российские промышленные предприятия, не повлияли на возможности компании в производстве электробусов и другой пассажирской автотехники.
«КамАЗ» располагает большим опытом в сфере разработки и выпуска такой высокотехнологичной продукции, как электробус. Уже пятый год в столице России успешно эксплуатируется этот инновационный транспорт. Мы рады, что наш продукт, созданный по сложнейшему техзаданию заказчика, прошедший испытание временем и крупнейшим мегаполисом, позволяет улучшить инфраструктуру столицы России, решить важные вопросы экологической повестки. Заключение очередного контракта, крупнейшего в истории поставок электробусов – это значимое для нас событие, подтверждающее высокий потенциал компании и надёжность как поставщика инновационной пассажирской техники, – прокомментировал директор по пассажирскому транспорту «КамАЗа» Самат Саттаров. |
К марту 2023 года ежедневно на московские маршруты выходит 1055 электробусов. В 2023-м в городе планируется установить около 200 ультрабыстрых зарядных станций и запустить около 30 электробусных маршрутов.[5]
Москва договорилась о закупке 1200 новых электробусов
Москва договорилась о закупке 1200 новых электробусов. Об этом 9 марта 2023 года рассказал заместитель мэра города по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
По его словам, эти электрические автобусы поставят Москве ПАО «КамАЗ» и Группа «ГАЗ». Этот контракт Ликсутов назвал самым большой разовой закупкой электробусов в Европе. Транспорт будет поставлен в 2023-2024 гг.
Максим Ликсутов также сообщил, что в 2023 году Москва продолжит развивать зарядную инфраструктуру для электротранспорта и откроет новый электробусный парк в Митине.
По поручению мэра Москвы Сергея Собянина мы развиваем экологически чистый городской транспорт, который не загрязняет окружающую среду и повышает комфорт поездок. В 2022 году открыли крупнейший в Европе электробусный парк «Красная Пахра» в ТиНАО. Электробусы впервые поехали в Новой Москве. Еще 8 электробусных маршрутов запустили в разных частях столицы, ими воспользовались уже более 6,7 миллиона пассажиров, - отметил Максим Ликсутов. |
9 марта 2023 года пресс-служба Мосгортранса опубликовала статистику, согласно которой ежедневно на маршруты Москвы выходит 1055 электробусов. Пассажиры все чаще выбирают для поездок по городу экоавтобусы — самым популярным из 13 новых электробусных маршрутов стал 239, он перевез больше 1 млн пассажиров с момента запуска, отметили на предприятии. В 2023 году, по сообщению Мосгортранса, планируется установить в Москве около 200 ультрабыстрых зарядных станций и запустить порядка 30 электробусных маршрутов.
В марте 2023 года стало известно о выходе на маршруты в Москве новых электробусов. Как заявил Ликсутов, в них увеличен запас хода, они бесшумные и маневренные. Также в машинах установили более износостойкое напольное покрытие, адаптировали систему освещения в салоне и увеличили передний маршрутный указатель.[6]
2022: Москва увеличивает парк электробусов в 1,5 раза
15 декабря 2022 года стало известно о решении Правительства Москвы увеличить парк эксплуатируемых электрических автобусов в 1,5 раза — запланирована поставка более 500 новых единиц. Это произойдет в 2023 году, сообщили в столичном Департаменте транспорте.
Подчёркивается, что число зарядных станций для электрического транспорта планируется увеличить почти вдвое.
В июне 2022 года в столице работало более 1 тыс. электробусов. Среди них — 750 электробусы «КамАЗа».
Депутат Московской городской Думы Олег Артемьев в середине ноября 2022 года заявил, что, несмотря на внешнеэкономическое давление на Россию, проект по переходу на электробусы активно развивается.
Показательно то, что крайне непростая ситуация, сложившаяся из-за внешнеэкономического давления на нашу страну, не повлияла на воплощение в жизнь этого проекта. Это стало возможным благодаря эффективному управлению всеми сферами городской жизни и своевременным мерам поддержки, реализованным городскими властями. <...> Город продолжает развиваться, экономика Москвы чрезвычайно устойчива. И запас прочности оказался таким, что город смог спокойно справиться с несколькими сложными периодами подряд. Ни пандемия коронавируса, ни беспрецедентные санкции не смогли нарушить привычный ход жизни столицы, изменить вектор развития и отказаться от ставших привычными социальных приоритетов, ― уточнил он. |
Тогда же он рассказывал, что к ноябрю 2022 года а 79 маршрутах уже задействовано более тысячи электробусов. Артемьев говорил, что до конца 2022 года планировалось получить еще 33 электробуса — к 17 ноября 2022-го специалисты Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода проводили приемку новых машин.[7]
2021: План приобретения 400 электробусов на сумму 24 млрд рублей
Москва закупит 400 электробусов на сумму 24 млрд рублей по контрактам жизненного цикла. Об этом 19 августа 2021 года сообщил ДИПП Москвы.
Электробусы – это экологичный вид общественного транспорта. По сравнению с транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания они более производительны и надежны. Машины не привязаны к контактной сети: зарядка занимает 6–10 минут на конечных остановках и в парках.
Москва закупает электробусы по контрактам жизненного цикла с 2018 года. За это время город подписал семь таких контрактов на общую сумму 60,6 млрд рублей, предусматривающих поставку и обслуживание 1000 электробусов. В 2021 году закупка электробусов проводится на средства, полученные за счет выпуска «зеленых» облигаций, которые Москва разместила весной 2021 года. С победителями двух конкурсов в 2021 году город подписал контракты на поставку и сервис 400 машин сроком на 15 лет. Совокупная цена договоров превышает 24 млрд рублей, – сообщил Владимир Ефимов. |
Он уточнил, что победителями проведенных в 2021 году конкурсов на поставку электробусов стали ООО «Русские Автобусы - Группа ГАЗ» и ПАО «КАМАЗ».
Все приобретаемые Москвой электробусы отвечают самым актуальным мировым стандартам: производители оснащают их оборудованием для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями, системой климат-контроля, спутниковой навигацией, USB-разъемами для зарядки мобильных устройств. Кроме того, пассажиры могут пользоваться в электробусах бесплатным Wi-Fi.
Наше сотрудничество с поставщиками машин наземного городского транспорта - пример транспортных проектов города. Контракты жизненного цикла, которые мы подписываем с производителями, обеспечивают бесперебойную работу наземного городского транспорта и исключают возникновение технических неисправностей на линиях. Такие сервисные контракты дают городу уверенность в том, что производитель понимает свою ответственность и производит транспорт для ежедневных перевозок жителей и гостей столицы – сказал заместитель Мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов. |
Москва подписывает контракты жизненного цикла в сфере транспорта с 2013 года. Такой механизм государственно-частного партнерства позволяет вывести на дороги города иной экологичный вид транспорта, обновить подвижной состав метрополитена и парки наземного транспорта.
Контракты жизненного цикла имеют долгосрочный характер – они заключаются на 7–30 лет в зависимости от специфики закупаемого оборудования. Это дает Москве возможность получить наилучшее соотношение цены и качества оборудования и его обслуживания, равномерно и прогнозируемо распределить расходы. В данном случае город платит не за сам факт сервиса техники, а за обеспечение ее работоспособности. Таким образом, если машины ломаются, простаивают, не соответствуют нашим требованиям, то бюджет не несет затрат. Для инвестора КЖЦ – это загрузка мощностей на длительный период и возможность гарантированных доходов в течение всего срока действия контракта, – пояснил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Александр Прохоров. |
Первые два КЖЦ на поставку и сервисное обслуживание электробусов столица заключила весной 2018 года с ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ» и ПАО «КАМАЗ». Совокупная цена двух контрактов составила 12,8 млрд рублей. Город приобрел 200 машин. С этими же компаниями в 2019 и 2020 годах Москвой было подписано еще 3 контракта на 23,7 млрд рублей, предполагающих поставку 400 машин.
На август 2021 года на контракты жизненного цикла приходится почти половина объема ГЧП-соглашений Москвы. Больше всего КЖЦ заключено в транспортной сфере: за пять лет их объем составил порядка 490 млрд рублей. С помощью КЖЦ город приобретает не только электробусы, но и подвижной состав для метрополитена, обновляет трамвайный парк. Так, столица закупила 1576 вагонов метро и 300 современных низкопольных трамваев.
2020: Поставки 200 электрических автобусов
17 июня 2020 года стало известно о том, что «КамАЗ» поставил «Мосгортрансу» первые 100 электрических автобусов в рамках третьего контракта, заключенного шестью месяцами ранее.
100 единиц транспорта было отгружено в период с февраля по июнь 2020 года. Ещё столько же «КамАЗ» должен будет поставить «Мосгортрансу» во втором полугодии. Автопроизводитель берет на себя сервисное обслуживание подвижного состава и зарядной инфраструктуры в течение 15 лет.
Как сообщил руководитель службы продвижения пассажирского электротранспорта «КамАЗа» Андрей Долганов, электроавтобусы поставлялись строго по графику без задержек, несмотря на пандемию коронавируса COVID-19. Однако компания всё же столкнулась с двухнедельным ожиданием поставок некоторых комплектующих из Европы, аналогов которых нет в России. К 18 июня 2020 года дефицит устранён, отметил он.
Новая партия электрических автобусов, которые «КамАЗ» поставляет Москве, оснащается универсальной мультисервисной системой, собирающей и анализирующей поток данных от различных датчиков электробуса. Эта система фиксирует пассажиропоток, оценивает качество и эффективность управления машиной. Также она интегрируется с системой радиоинформирования и звукового ориентирования «Говорящий город», которая помогает слабовидящим и незрячим пассажирам при посадке и высадке из салона.
Электроавтобусы пополняют запас энергии за 6-10 минут с помощью быстрых зарядных станций на конечных остановках маршрутов, запас хода каждой машины составляет около 40–50 км. Вместимость транспорта составляет 85 пассажиров.
Согласно результатам опроса, которые приводят в «КамАЗе», москвичи оценили преимущества экологически чистого транспорта и положительно отзываются о работе новых электробусов.[8]
2018: "Камаз" выиграл тендер "Мосгортранса"
Тендер на поставку ста единиц электробусов для "Мосгортранса", выигранный КАМАЗом в середине мая 2018 года, стал первым шагом по выходу компании на рынок Москвы с пассажирским транспортом.
Электробус КАМАЗ-6282, разработанный конструкторами Научно-технического центра ПАО "КАМАЗ", является одним из самых высокотехнологичных продуктов компании. Низкопольный, вмещающий не менее 85 пассажиров, электробус оборудован самым современным оборудованием – от спутниковой навигации до USB-разъемов для зарядки мобильных устройств. Помимо собственно машин, в Москву также будет поставлена 31 ультрабыстрая зарядная станция, закупать их планируется у одной из партнерских фирм. На сегодня время полной зарядки одного электробуса занимает всего 24 минуты, и это не предел.
Кроме того, КАМАЗ должен обеспечить контракт жизненного цикла на 15 лет. "Это означает, что в ближайшее время в Москве будет создан сервисный центр для обслуживания экологичной пассажирской техники "КАМАЗ", – поделился заместитель генерального директора по пассажирскому транспорту ПАО "КАМАЗ" Николай Пронин. – Нельзя не отметить и массу требований "Мосгортранса" к продукту, которые были отражены в техническом задании – более тысячи, от смены маски до телеметрического оборудования. Если стандартное техзадание – это две-три странички, то здесь оно заняло свыше 150 страниц. В требованиях заказчика также поддержание коэффициента технической готовности на очень высоком уровне: 0,9 – по машинам и 0,97 – по зарядным станциям".
Высокие требования к продукту – объективная необходимость. Техзадания обсуждались публично, в совместной работе были заинтересованы все стороны: КАМАЗ, "Мосгортранс" и департамент транспорта Москвы. Благодаря такому подходу удалось предложить заказчику подходящий для столицы вариант электробуса.
"Наша цель – уметь предложить каждому городу, региону, в зависимости от климата и инфраструктуры, свое, оптимальное именно для них, решение. Это нашло отражение в стратегии КАМАЗа по пассажирскому транспорту, принятой в ноябре прошлого года, – подчеркнул Николай Пронин. – Электробусы - это продукт для крупных городов, для курортных зон. В Крыму, например, даже воздух совсем другой – как не думать о том, чтобы сохранить такие оазисы? Троллейбусы актуальны там, где сохранилась контактная сеть – кстати, очень дорогая. На дизельные экологичные автобусы тоже есть спрос. Мы намерены развивать нашу линейку пассажирских машин не только "вглубь", то есть с различными источниками энергии, но и "вширь", чтобы иметь возможность предложить клиенту и особо большой автобус, и средний. Имея базовую машину, далее менять размерность, схемы компоновки – как принято в обычной мировой практике. Задачи по расширению модельного ряда перед конструкторской службой уже обозначены". |
Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили
- Электромобили
- Электромобили (мировой рынок)
- Электромобили (рынок Европы)
- Электромобили (рынок Германии)
- Электромобили (рынок Норвегии)
- Электромобили (рынок Британии)
- Электромобили (рынок Италии)
- Электромобили (рынок Китая)
- Электромобили (рынок США)
- Электромобили (рынок России)
- Электромобили в Москве
- Электромобили (рынок Украины)
- Электромобили (рынок Белоруссии)
- Электромобили (рынок Казахстана)
- Электромобили в Узбекистане
- Электроавтобусы (электробусы)
- Электрозаправки (электрозарядные станции, ЭЗС)
- Водородные автомобили
- Электросамокаты
- Электросамолеты
В России:
- Концепция по развитию производства и использования электромобилей в России
- Система оперативно-технологического управления распределительными электрическими сетями
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Сбер Решение по выбору модели станции, лизингу, установке и управлению ЭЗС
- Беспилотный автомобиль КамАЗ, КамАЗ Drive Electro Электробус, КамАЗ-Чистогор, Кама-1, Челнок
- C-Pilot
- Форвард: Электрический трицикл
- MatrЁshka
- Traft: Беспилотный грузовик
- Revolta Engineering
- Drive Electro, Moskva (электрогрузовик), Drive Electro: Электрогрузовик
- Тролза
- Lada Niva Elentrie
- Polytech Solar Электромобиль
- Modulo Электробус
- Zetta
- ПК Транспортные системы
- Муравей (первый российский электромобиль)
- CML Car (российский электромобиль)
- GAZelle_e-NN
- Ардерия, Ардерия ТС2 (электромобиль)
- Monarch (электромобиль)
- ЭвоКарго (EvoCargo) EvoCargo EVO-1 Электрический автономный грузовик
- Пионер 6245 (электробус)
- Aurus Motors, Aurus Электромотоцикл, Электромобиль Aurus
- КРЭТ Фора (зарядная станция для электромобилей)
- Edison Technologies
- Алмаз-Антей E-Neva (электромобиль)
- Электромобили Мануфэкчуринг Рус - EVM PRO
- Электрифлай
- СпецАвтоИнжиниринг, Соллерс Инжиниринг, ЭкоАвтоПроф (электромобиль)
- Моторинвест, Evolute i-Pro (электромобиль)
- Конкордия: Электрогрузовик
В мире:
- Tesla Model, Tesla Semi Truck- Tesla Motors
- Polestar, Volvo 7900 (беспилотный электроавтобус), Volvo XC40 - Volvo Cars Group, Volvo CE ECR25 Electric
- Toyota Электромобили, Toyota e-Palette, Toyota ProAce Electric, Toyota bZ4X (электромобиль), Toyota Lexus Electrified Sport
- Audi e-tron (электромобиль), Audi Urbansphere (беспилотный автомобиль)
- BMW i3 Электромобиль, BMW iX3, BMW i4, BMW eDrive Zones, BMW Motorrad CE(электроскутер), BMW i7
- Freightliner eCascadia (электрический грузовик)
- Honda Электрокары, Honda e (электромобиль), Honda Everus VE-1, Cruise Origin
- Hyundai Электромобили, Hyundai Kona Electric (электромобиль), Ioniq (электромобили), Hyundai 45 (электромобиль), Hyundai Genesis
- Ford Электромобили Ford Transit Custom PHEV Ford Transit Smart Energy Ford E-Transit Ford Mustang, Eluminator e-crate (электродвигатель), Ford Pro Power Onboard
- Volkswagen Электромобили, Volkswagen Moia, Volkswagen ID3, Volkswagen ID4, JAC Volkswagen
- Skoda Enyaq
- VinFast VinFast VF8
- Bugatti-Rimac
- JAC Motors JAC iEV7S
- Continental
- Bosch e-axle
- EVlink Wallbox Электрозаправки
- Nissan Электромобили, Nissan Leaf Nissan Яндекс.Авто Концепт, e-4ORCE, Ariya (электрокроссовер)
- Cadillac Lyriq
- Siemens eHighway Электромобили
- Catalyst E2 (электроавтобус)
- Roborace Robocar
- Mercedes-Benz Concept IAA, Mercedes-Benz EQC, Vision Mercedes-Maybach Ultimate Luxury, Mercedes-Benz EQS, Mercedes-Benz EQA 250, Mercedes-Benz EQE, Mercedes eActros (электрический грузовик)
- Enevate
- Aston Martin RapidE Электромобиль
- Jaguar I-Pace (электромобиль), ElectriCity (сервис электротакси)
- Porsche Taycan электромобиль, Rimac Automobili, Porsche: Станции быстрой зарядки электромобилей
- Mazda MX-30 (электромобиль)
- Bentley Motors Octopus (проект разработки технологий для электромобилей)
- Enverge (электрокроссовер)
- R1T (электромобиль)
- Manta5 Hydrofoiler XE-1 (водный электровелосипед)
- Panasonic eCUV Компактный электротранспорт для бизнеса
- Arrival (ранее Charge R&D), Arrival Bus Пассажирский электробус, Arrival Van
- MW Motors, MWM Spartan
- Lordstown Motors, Endurance (электрический пикап)
- Farasis Energy
- Rivian
- Cross Dirt (электрический мотоцикл)
- General Motors (GM) Hummer EV BrightDrop
- Chevrolet Chevrolet eCrate Chevrolet Bolt
- Rolls-Royce Spectre (электромобиль)
- Intelligence in Motion (IM) - Alibaba Group
- Northvolt
- Ample
- Geely International Corporation Zeekr, Homtruck (электрический грузовик)
- Xiaomi Электромобили
- Arcfox aS HBT (электромобиль)
- MAN Lions City E (электроавтобус)
- Kami Motors, Kami Nimble
- Farnova Othello (электрический суперкар)
- Foxconn Model (электромобиль)
- Kia EV6 (электромобиль)
- Xpeng: Летающий электромобиль
- Lucid Air (электромобиль)
- Subaru Solterra
- Coolon (электрогрузовик)
- Mitsubishi Airtrek
- Huawei Seres SF5 (электромобиль), Huawei Aito M5 (электромобиль), Huawei Aito M7 (электромобиль)
- WayRay Holograktor (электромобиль)
- Sony Vision-S 02 (электромобиль)
- Vitovt Truck Electro Prime
Технологии накопления (хранения) энергии:
- MOBI Battery State of Health (SOH)
- Кобальт
- Утилизация батарей электромобилей
- Prime Planet Energy & Solutions
- Системы накопления (хранения) энергии (СНЭ)
- Аккумуляторы для электромобилей (мировой рынок)
- Аккумуляторы для смартфонов (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (рынок России)
- Натрий-ионные батареи
- Литий-титанатные аккумуляторы
- Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion)
- Литий-ионные аккумуляторы (мировой рынок)
- Литий-ионные аккумуляторы, ЛИА (рынок России)
- Литий-воздушный аккумулятор (lithium-air, Li-air)
- Литий-полимерные аккумуляторы
- Литий (мировой рынок)
- Литиевая батарея Kyocera
- Электрический аккумулятор
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Аккумуляторы с твердым электролитом
- Твердотельные аккумуляторы
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Портативные аккумуляторы (мировой рынок)
Примечания
- ↑ Электробусы «КАМАЗ»: что нового
- ↑ Экологичный транспорт: к 2030 году в столице будет ходить 5300 электробусов
- ↑ Электробус загорелся на северо-востоке Москвы
- ↑ Сергей Собянин: До конца года Москва получит около 400 электробусов отечественного производства
- ↑ «КАМАЗ» ЗАКЛЮЧИЛ КРУПНЕЙШИЙ КОНТРАКТ НА ПОСТАВКУ ЭЛЕКТРОБУСОВ В МОСКВУ
- ↑ Москва получит более тысячи электробусов за два года
- ↑ Число электробусов в Москве в 2023 году вырастет в полтора раза
- ↑ КАМАЗ передал Москве сто электробусов