Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — международная акционерная компания, построившая и эксплуатирующая нефтепровод КТК, который соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Чёрного моря. Протяжённость нефтепровода — 1510 км.
Мощность первой очереди — 28,2 млн тонн нефти в год, в том числе 22 млн тонн по нефти каспийского происхождения. Полная пропускная способность была достигнута к середине 2004 г. В ноябре 2004 года КТК начал принимать российскую нефть на Кропоткинской НПС в Краснодарском крае. Изначально проект разрабатывался с тем расчётом, что его первоначальная пропускная способность будет увеличена до 67 млн тонн нефти в год.
Акционерами совместного предприятия являются компания «Роснефть», через совместное предприятие «Роснефть Шелл Каспиэн Венчурс Лтд.» (ОАО «НК «Роснефть» владеет 51% акций) и компания Shell (49% акций).
История
2022: Приостановка деятельности из-за экологических нарушений с блокировкой поставок казахской нефти в Европу
В начале июля 2022 г районный суд Новороссийска постановил приостановить деятельность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на 30 суток после обнаружения экологических нарушений, компания обжалует это решение.
Прелесть этого шага с точки зрения России заключается в том, что поток, который будет сокращен, - это не российская нефть, которую можно перенаправить в другое место, а нефть из соседнего Казахстана. Почти 1,5 миллиона баррелей в день поставок нефти могут быть сняты с и без того напряженного рынка практически без затрат для России.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.4 т
Президент Казахстана Токаев выступил за диверсификацию поставок казахстанской нефти, приоритетным направлением он назвал Транскаспийский маршрут, который обходит Россию. Токаев призвал американских инвесторов Тенгизского проекта (Chevron и ExxonMobil) помочь с этим.
Значительная доля нефти (около 50-60% на ноябрь 2022 г), которая загружается в порту Новороссийска, является не российской, а казахстанской, транспортируется в Черное море по трубопроводной системе "Транснефти" и загружается на танкеры с выделенного терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).