2024: В России рассчитывают на согласование международной конвенции по ИКТ
В России намерены в мае-июне 2024 года на заключительном этапе переговоров согласовать окончательный вариант всеобъемлющей международной конвенции по противодействию использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в противоправных целях. Об этом 1 апреля 2024 года сообщила пресс-служба депутата ГосДумы РФ Антона Немкина ссылаясь на сообщение РИА Новости в МИД РФ.
![]() | В Нью-Йорке в мае-июне пройдет заключительный этап переговоров, по итогам которых должен быть согласован окончательный текст договора, – отметили в ведомстве. | ![]() |
В министерстве подчеркнули, что «несмотря на позицию Запада, совместно с единомышленниками Россия рассчитывает на принятие первого в истории документа, регулирующего международное правоохранительное сотрудничество по борьбе с ИКТ-криминалом».
Россия уже давно отмечала важность международной кооперации в вопросе противодействия глобальным проблемам, отметил Антон Немкин.
![]() | В том числе в вопросе использования информационных технологий в преступных целях. Напомню, что именно Россия выступила инициатором создания специального комитета при ООН по разработке первой в истории международной конвенции по противодействию использованию ИКТ в противозаконных целях, – напомнил депутат. | ![]() |
По словам Немкина, принятие конвенции может стать первым шагом на пути формирования справедливой системы международной информационной безопасности.
![]() | Мы наблюдаем явный перекос – страны Запада имеют куда больше полномочий по сравнению с остальным миром. Речь идет о практически полном доступе к базам данных других государств. При этом подобное положение дел поддерживается в том числе и на формальном уровне: например, за счет Будапештской конвенции 2001 года. Россия же предлагает совершенно иной подход, в основе которого – принцип равенства суверенных государств, а также принцип невмешательства во внутреннюю политику стран, – пояснил парламентарий. | ![]() |
Помимо этого, конвенция предполагает активное международное сотрудничество в вопросе противоправного использования ИКТ, отметил депутат.
![]() | Развитие международной преступности, во многом, объясняется и слабой координацией стран, прежде всего, в части оперативного обмена информацией. Проект конвенции уделяет значительное внимание именно экстренным механизмам взаимодействия, которые позволят не только предупреждать угрозы, но и куда более эффективно расследовать ИТ-преступления, – заключил депутат. | ![]() |
2023: Назначение спецпредставителем президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности
В конце июля 2023 года президент России Владимир Путин подписал указ о назначении спецпредставителем по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности Артура Люкманова, который прежде занимал пост директора аналогичного департамента в Министерстве иностранных дел РФ. Подробнее здесь.
2022: Путин наделил Минюст РФ полномочиями вести госполитику в сфере международной кибербезопасности
Президент России Владимир Путин подписал указ, которым наделил Министерство юстиции РФ полномочиями вести госполитику в сфере международной информационной безопасности. Соответствующий документ был опубликован 24 января 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации. Подробнее здесь.
2021
Путин утвердил основы госполитики в сфере международной кибербезопасности
В апреле 2021 года президент России Владимир Путин подписал указ, утверждающий основы государственной политики страны в области международной информационной безопасности.
Как сообщается в документе, он отражает стратегическое планирование и официальные взгляды на сущность международной информационной безопасности, определяет основные угрозы международной ИБ, цели и задачи государственной политики РФ в области международной ИБ, а также основные направления ее реализации.
К числу основных угроз международной кибербезопасности авторы документы отнесли:
- использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в военно-политической и иных сферах в целях подрыва (ущемления) суверенитета, нарушения территориальной целостности государств, осуществления в глобальном информационном пространстве иных действий, препятствующих поддержанию международного мира, безопасности и стабильности;
- использование ИКТ в террористических целях, в том числе для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников;
- использование ИКТ в экстремистских целях, а также для вмешательства во внутренние дела суверенных государств;
- использование ИКТ в преступных целях, в том числе для совершения преступлений в сфере компьютерной информации, а также для совершения различных видов мошенничества;
- использование ИКТ для проведения компьютерных атак на информационные ресурсы государств, в том числе на критическую информационную инфраструктуру;
- использование отдельными государствами технологического доминирования в глобальном информационном пространстве для монополизации рынка ИКТ, ограничения доступа других государств к передовым ИКТ, а также для усиления их технологической зависимости от доминирующих в сфере информатизации государств и информационного неравенства[1]
Совбез РФ одобрил основы госполитики в сфере международной кибербезопасности
В конце марта 2021 года Совет безопасности России по итогам заседания под председательством президента Владимира Путина одобрил проект «Основ государственной политики РФ в области международной информационной безопасности». Секретарь Совбеза Николай Патрушев отметил, что РФ нацелена на активизацию международного сотрудничества для «цифрового суверенитета» государств.
![]() | Для нейтрализации нарастающих угроз подтверждена нацеленность России на активизацию международного сотрудничества, на создание международного правового режима регулирования деятельности государств в информационном пространстве, прежде всего для обеспечения цифрового суверенитета независимых государств и предотвращения межгосударственных конфликтов с использованием информтехнологий, — сказал он (слова приводятся на сайте Кремля). | ![]() |
В документе, по словам Патрушева, актуализированы глобальные угрозы в сфере информатизации и обозначены угрозы, связанные с проведением компьютерных атак на информационные ресурсы государств, в том числе на критическую информационную инфраструктуру.
Секретарь Совбеза добавил, что «подтверждена нацеленность России на активизацию международного сотрудничества, на создание международного правового режима регулирования деятельности государств в информационном пространстве, прежде всего для обеспечения цифрового суверенитета независимых государств и предотвращения межгосударственных конфликтов с использованием информтехнологий».Замгендиректора по ИТ Эн+: Зачем мы строим фабрику обработки данных, и как ИИ поможет ей снизить расходы топлива на ТЭЦ
Совет безопасности также принял решение о подготовке плана реализации проекта, «определены первоочередные меры по всестороннему обеспечению».
Владимир Путин на заседании Совбеза заявил, что новые технологические решения порождают и новые риски. По его словам, глобальное цифровое пространство нередко становится площадкой для жесткого информационного противоборства, для качественно нечестной конкуренции и кибератак.[2]
2017
Эксперты Кудрина рассказали о будущем информационной безопасности в России
В декабре 2017 года Центр стратегических разработок (ЦСР), председателем совета которого является бывший министр финансов Алексей Кудрин, опубликовал доклад о будущем информационной безопасности в России.
По словам экспертов, основные стратегии обеспечения кибербезопасности в международной сфере предполагают выбор между стратегиями, одна из которых заключается в ориентировании на сотрудничество с внешними партнерами и укрепление договорно-правовой базы для глобального регулирования данной сферы, в то время как другая заключается в усилении внутреннего регулирования и ориентации на собственные ресурсы и решения.
По мнению авторов доклада, России необходимо сконцентрировать внимание на три основных направлениях работы:
- Снижение рисков военно-политического использования ИКТ и формирование основ международно-правового режима ответственного поведения государств в киберпространстве
- Обеспечение безопасности, стабильности и отказоустойчивости Интернета и инфраструктуры цифровой передачи данных для российских пользователей, бизнеса и государства
- Обеспечение российских интересов в сфере безопасной цифровой среды, борьбы с компьютерной преступностью, а также развития технологий и рынка информационной безопасности
ЦСР предлагает выработать и закрепить на международном уровне ограничения военно-политического использования информационных технологий в отношении объектов критической инфраструктуры, а также интерпретировать ключевые понятия существующей системы международного права с точки зрения их применения в сфере информационных технологий.
Кроме того, ЦСР предлагает адаптировать ключевые нормы международного гуманитарного права, в том числе Женевские конвенции, к действиям с использованием информационных и коммуникационных технологий. Весь доклад доступен по этой ссылке. [2].
Путин обозначил приоритеты информационной безопасности России
26 октября 2017 года состоялось расширенное заседание Совета безопасности, на котором президент Владимир Путин перечислил основные направления развития информационной безопасности в России. Подробнее здесь.
2016: Путин утвердил новую Доктрину информационной безопасности России
Основная статья: Доктрина информационной безопасности России
Президент России Владимир Путин утвердил новую Доктрину информационной безопасности страны. Указ об этом опубликован 6 декабря 2016 года на портале правовой информации.
2015: В России создается система кибербезопасности
В России создается собственная система безопасности и противодействия киберугрозам, процитировало агентство «Интерфакс» вице-премьера Дмитрия Рогозина, выступившего 10 марта 2015 г. на конференции по кибербезопасности в МГУ[3].
Российская система кибербезопасности, по словам вице-премьера, будет основана «на применении умного оружия». Это оружие «создается с помощью сложнейших производственных линий, технологических цепей, которые тоже являются умным оборудованием», - рассказал Рогозин Дмитрий.
В своем выступлении вице-премьер классифицировал основные угрозы в сфере кибербезопасности, с которыми может столкнуться Россия. Как сообщает «Интерфакс», по его словам, «угрозы могут быть в трех случаях: первый - страна, более сильная (чем Россия - прим. CNews) или даже коалиция стран; второй - равный по силе противник; третий - противник технически более слабый».
2014: Генпрокуратура РФ предлагает заключить в рамках ООН договор о борьбе с киберпреступностью
Генпрокуратура РФ предложила иностранным коллегам заключить в рамках ООН договор о борьбе с преступностью в сфере информационных технологий. Предложение было озвучено в ходе открывшейся в Иркутске Байкальской международной конференции прокуроров в августе 2014 года (по данным ИТАР-ТАСС).
Генпрокурор Юрий Чайка отметил, что Россия достигла определенных успехов в сотрудничестве с зарубежными государствами в вопросах борьбы с трансграничными потоками "грязных" инвестиций.
Он пояснил, что за последнее время при участии международного прокурорского сообщества удалось ликвидировать ряд трансграничных преступных групп. В частности, в деле Бориса Березовского российские прокуроры сотрудничали с коллегами из Франции и Бразилии, в деле ЮКОСа - с Голландией и Арменией, в возврате средств Совкомфлота России содействовали Швейцария и Великобритания. Этот практический опыт, по мнению Чайки, сейчас необходимо усиливать соответствующей нормативно-правовой базой.
Как отметил выступивший на конференции заместитель генерального прокурора РФ Александр Звягинцев, в 2001 г. под эгидой Совета Европы была подписана конвенция против киберпреступности. По его словам, она обладает рядом недостатков, в частности в вопросах сотрудничества по уголовным делам, и поэтому "не может претендовать на роль всемирно признанного договора в этой сфере".
В этой связи Генпрокуратура предлагает иностранным коллегам заключить в рамках ООН договор о борьбе с киберпреступностью. "Уверен, мировому сообществу не обойтись без (такого) договора", - сказал Звягинцев.
Кроме того, ведомство предлагает зарубежным партнерам заключать двусторонние и многосторонние международные договоры о возврате имущества, полученного преступным путем, что будет способствовать возврату доходов государств."Без такого договора любому государству просто невыгодно направлять за границу запросы о конфискации имущества, полученного преступным путем, так как конфискованные активы могут остаться в распоряжении запрашиваемого государства", - пояснил замгенпрокурора.
2013: Одобрены основы госполитики РФ в области международной инфобезопасности до 2020 года
Президент России Владимир Путин подписал в июле 2013 года документ, определяющий политику страны в сфере обеспечения международной информационной безопасности.Из данного документа следует, что главные угрозы для себя Москва видит в использовании интернет-технологий в качестве "информационного оружия в военно-политических, террористических и преступных целях", а также для "вмешательства во внутренние дела государств".
Сообщается, что "Основы государственной политики РФ в области международной информационной безопасности на период до 2020г." В. Путин подписал в конце минувшей недели. Разрабатывался он в Совете безопасности РФ при участии профильных министерств, включая МИД, Минобороны, Минкомсвязи и Минюст. По данным СМИ, документ отчасти задумывался как ответ на принятую в 2011г. США "Международную стратегию по действиям в киберпространстве". В ней Вашингтон впервые приравнял акты компьютерных диверсий к традиционным военным действиям, оставив за собой право реагировать на них всеми средствами, вплоть до применения ядерного оружия.
Российский ответ выглядит миролюбивее: как следует из текста, Москва намерена бороться с угрозами в Сети не методами устрашения, а укреплением международного сотрудничества. В документе выделены четыре основные угрозы для РФ в этой сфере.
- Первая - использование информационно-коммуникационных технологий в качестве информационного оружия в военно-политических целях, для осуществления враждебных действий и актов агрессии.
- Вторая - применение ИКТ в террористических целях.
- Третья - киберпреступления, включая неправомерный доступ к компьютерной информации, создание и распространение вредоносных программ.
- Четвертая угроза, обозначенная в документе, отражает чисто российский подход - речь идет об использовании интернет-технологий для "вмешательства во внутренние дела государств", "нарушения общественного порядка", "разжигания вражды" и "пропаганды идей, подстрекающих к насилию". По словам собеседников издания, обратить внимание на эту угрозу власти РФ заставили события "арабской весны", продемонстрировавшие потенциал Интернета для организации и координации антиправительственных акций.
Противостоять этим угрозам российские власти намерены вместе со своими союзниками, прежде всего членами ШОС, ОДКБ и БРИКС. С их помощью Москва рассчитывает добиться реализации ряда ключевых инициатив: принятия в ООН Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности, выработки международно признанных правил поведения в киберпространстве, интернационализации системы управления Интернетом и установления международного правового режима нераспространения информационного оружия. До сих пор страны Запада выступали против инициатив РФ, полагая, что они направлены на усиление госконтроля над Интернетом.
См. также
Смотрите также
Контроль и блокировки сайтов
- Цензура в интернете. Мировой опыт
- Цензура (контроль) в интернете. Опыт Китая, Компьютерная группа реагирования на чрезвычайные ситуации Китая (CERT)
- Цензура (контроль) в интернете. Опыт России, Политика Роскомнадзора по контролю интернета, ГРЧЦ
- Запросы силовиков на телефонные и банковские данные в России
- Закон о регулировании Рунета
- Национальная система фильтрации интернет-трафика (НаСФИТ)
- Как обойти интернет-цензуру дома и в офисе: 5 простых способов
- Блокировка сайтов в России
- Ревизор - система контроля блокировки сайтов в России
Анонимность
- Даркнет (теневой интернет, DarkNet)
- VPN и приватность (анонимность, анонимайзеры)
- VPN - Виртуальные частные сети
- СОРМ (Система оперативно-розыскных мероприятий)
- Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА)
- Ястреб-М Статистика телефонных разговоров
Критическая инфраструктура
- Цифровая экономика России
- Электронное правительство России
- Информационная безопасность цифровой экономики России
- Защита критической информационной инфраструктуры России
- Закон О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации
- Основы государственной политики РФ в области международной информационной безопасности
- Доктрина информационной безопасности России
- Стратегия национальной безопасности России
- Соглашение стран СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий
- Автономный интернет в России
- Киберполигон России для обучения информационной безопасности
- Национальная биометрическая платформа (НБП)
- Единая биометрическая система (ЕБС) данных клиентов банков
- Биометрическая идентификация (рынок России)
- Каталог решений и проектов биометрии
- Единая сеть передачи данных (ЕСПД) для госорганов (Russian State Network, RSNet)
- Статья:Единая система программной документации (ЕСПД).
- Сеть передачи данных органов государственной власти (СПДОВ)
- Единая сеть электросвязи РФ
- Единый портал государственных услуг (ФГИС ЕПГУ)
- Гособлако - Государственная единая облачная платформа (ГЕОП)
- Госвеб Единая платформа интернет-порталов органов государственной власти
Импортозамещение
- Импортозамещение в сфере информационной безопасности
- Обзор: Импортозамещение информационных технологий в России
- Главные проблемы и препятствия импортозамещения ИТ в России
- Преимущества замещения иностранных ИТ-решений отечественными
- Основные риски импортозамещения ИТ
- Импортозамещение информационных технологий: 5 "За" и 5 "Против"
- Как импортозамещение ИТ сказалось на бизнесе иностранных вендоров? Взгляд из России
- Как запуск реестра отечественного ПО повлиял на бизнес российских вендоров
- Какие изменения происходят на российском ИТ-рынке под влиянием импортозамещения
- Оценки перспектив импортозамещения в госсекторе участниками рынка
Информационная безопасность и киберпреступность
- Киберпреступность в мире
- Требования NIST
- Глобальный индекс кибербезопасности
- Кибервойны, Кибервойна России и США, Кибервойна России и Великобритании, Кибервойна России и Украины
- Locked Shields (киберучения НАТО)
- Киберпреступность и киберконфликты : Россия, Кибервойска РФ, ФСБ, Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ), Центр информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ, Следственный комитет при прокуратуре РФ, Управление К БСТМ МВД России, МВД РФ, Министерство обороны РФ, Росгвардия, ФинЦЕРТ
- Число киберпреступлений в России, Русские хакеры
- Киберпреступность и киберконфликты : Украина, Киберцентр UA30, Национальные кибервойска Украины
- Национальный центр по защите данных системы здравоохранения Норвегии (HelseCERT)
- CERT NZ
- CERT-UZ Отдел технической безопасности в структуре государственного унитарного Центра UZINFOCOM
* Регулирование интернета в Казахстане, KZ-CERT
- Киберпреступность и киберконфликты : США, Пентагон, ЦРУ, АНБ, NSA Cybersecurity Directorate, ФБР, Киберкомандование США (US Cybercom), Министерства обороны США, NATO, Department of Homeland Security, Cybersecurity and Infrastructure Security Agency (CISA)
- Информационная безопасность в США
- Как США шпионили за производством микросхем в СССР
- Киберпреступность и киберконфликты : Европа, ENISA, ANSSI, Joint Cyber Unit, National Cyber Force
- Стратегия кибербезопасности ЕС
- Регулирование интернета в странах Евросоюза
- Информационная безопасность в Германии
- Информационная безопасность во Франции
- Информационная безопасность в Греции
- Информационная безопасность в Австралии
- Tactical Edge Networking (военный интернет)
- Киберпреступность и киберконфликты : Израиль
- Киберпреступность и киберконфликты : Иран
- Киберпреступность и киберконфликты : Китай
- Информационная безопасность в Китае
- Импортозамещение информационных технологий в Китае
- Киберпреступность и киберконфликты : КНДР
- Информационная безопасность в Молдавии
- Информационная безопасность в Японии
- Безопасность в интернете
- Безопасность интернет-сайтов
- Безопасность программного обеспечения (ПО)
- Безопасность веб-приложений
- Безопасность мессенджерах
- Угрозы безопасности общения в мобильной сети
- Безопасность в социальных сетях
- Киберзапугивание (кибербуллинг, киберсталкинг)
- Информационная безопасность в банках
- Информационная безопасность в судах
- CERT-GIB Computer Emergency Response Team - Group-IB
- Мошенничество с банковскими картами
- Взлом банкоматов
- Обзор: ИТ в банках 2016
- Политика ЦБ в сфере защиты информации (кибербезопасности)
- Потери организаций от киберпреступности
- Потери банков от киберпреступности
- Тренды развития ИТ в страховании (киберстрахование)
- Кибератаки
- Threat intelligence TI киберразведка
- Число кибератак в России и в мире
- Кибератаки на автомобили
- Обзор: Безопасность информационных систем
- Информационная безопасность
- Информационная безопасность в компании
- Информационная безопасность в медицине
- Информационная безопасность в электронной коммерции
- Информационная безопасность в ритейле
- Информационная безопасность (мировой рынок)
- Информационная безопасность (рынок России)
- Информационная безопасность на Украине
- Информационная безопасность в Белоруссии
- Главные тенденции в защите информации
- ПО для защиты информации (мировой рынок)
- ПО для защиты информации (рынок России)
- Pentesting (пентестинг)
- ИБ - Средства шифрования
- Криптография
- Управление инцидентами безопасности: проблемы и их решения
- Системы аутентификации
- Закон о персональных данных №152-ФЗ
- Защита персональных данных в Евросоюзе и США
- Расценки пользовательских данных на рынке киберпреступников
- Буткит (Bootkit)
- Уязвимости в ПО и оборудовании
- Джекпоттинг_(Jackpotting)
- Вирус-вымогатель (шифровальщик), Ramsomware, WannaCry, Petya/ExPetr/GoldenEye, CovidLock, Ragnar Locker, Ryuk, EvilQuest Вредонос-вымогатель для MacOS, Ransomware of Things (RoT), RegretLocker, Pay2Key, DoppelPaymer, Conti, DemonWare (вирус-вымогатель), Maui (вирус-вымогатель), LockBit (вирус-вымогатель)
- Защита от программ-вымогателей: существует ли она?
- Big Brother (вредоносная программа)
- MrbMiner (вирус-майнер)
- Защита от вирусов-вымогателей (шифровальщиков)
- Вредоносная программа (зловред)
- APT - Таргетированные или целевые атаки
- Исследование TAdviser и Microsoft: 39% российских СМБ-компаний столкнулись с целенаправленными кибератаками
- DDoS и DeOS
- Атаки на DNS-сервера
- DoS-атаки на сети доставки контента, CDN Content Delivery Network
- Как защититься от DDoS-атаки. TADетали
- Визуальная защита информации - Визуальное хакерство - Подглядывание
- Ханипоты (ловушки для хакеров)
- Руткит (Rootkit)
- Fraud Detection System (fraud, фрод, система обнаружения мошенничества)
- Каталог Антифрод-решений и проектов
- Как выбрать антифрод-систему для банка? TADетали
- Security Information and Event Management (SIEM)
- Threat intelligence (TI) - Киберразведка
- Каталог SIEM-решений и проектов
- Чем полезна SIEM-система и как её внедрить?
- Для чего нужна система SIEM и как её внедрить TADетали
- Системы обнаружения и предотвращения вторжений
- Отражения локальных угроз (HIPS)
- Защита конфиденциальной информации от внутренних угроз (IPC)
- Спуфинг (spoofing) - кибератака
- Фишинг, Фишинг в России, DMARC, SMTP
- Сталкерское ПО (программы-шпионы)
- Троян, Trojan Source (кибератака)
- Ботнет Боты, TeamTNT (ботнет), Meris (ботнет)
- Backdoor
- Черви Stuxnet Regin Conficker
- EternalBlue
- Рынок безопасности АСУ ТП
- Флуд (Flood)
- Предотвращения утечек информации (DLP)
- Скимминг (шимминг)
- Спам, Мошенничество с электронной почтой
- Социальная инженерия
- Телефонное мошенничество
- Звуковые атаки
- Warshipping (кибератака Военный корабль)
- Антиспам программные решения
- Классические файловые вирусы
- Антивирусы
- ИБ : средства защиты
- Система резервного копирования
- Система резервного копирования (технологии)
- Система резервного копирования (безопасность)
- Межсетевые экраны