Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Роскомнадзор

Компания

Содержание

Персоны (20)     работают сейчас - 8    работали ранее - 12

Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.

ФИОГородДолжность
Вагнер Милош ЭдуардовичМоскваЗаместитель руководителя
Карих Александр ИгоревичМоскваРуководитель специализированных проектов
Липов Андрей ЮрьевичМоскваРуководитель
Логунов Владимир ВикторовичМоскваЗаместитель руководителя
Прохорова Елена КМоскваПресс-секретарь
Становова ЕленаМоскваЗаместитель начальника отдела
Субботин ВадимМоскваЗаместитель руководителя
Ченин Александр ЛьвовичМоскваЗаместитель руководителя

Продукты (6)

Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.

Цифровой паспорт (9 проектов)

Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаФИЦ ИУ РАН - Информатика и управление Федеральный исследовательский центр РАНФГИС (индивидуальная разработка)Информатизация госфункций2019
Описание проектаРостелекомПроекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг2015
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данных2015
Описание проектаРадиочастотный центр Центрального федерального округа (ФГУП "РЧЦ ЦФО")2013
Описание проектаПервый Бит1С:Бухгалтерия государственного учрежденияУчетные системы2012
Описание проектаАйТиБОСС-референт (продукт)2009
Описание проектаNaumen (Наумен консалтинг)NauDocСЭД2003
Описание проектаМультиподряд (для создания разных компонентов ФГИС)Unix, Oracle Database, ФГИС (индивидуальная разработка)ОС, СУБД, Информатизация госфункций---
Описание проектаМосквич (ранее Renault Russie)Renault Duster---

СМ. ТАКЖЕ (184) СУДЕБНЫЕ ДЕЛА (1046)

Активы

Конечные собственники

+ Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, РКН)

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Структура

Структура ведомства на май 2015 года

Руководитель — Жаров Александр Александрович

Заместители руководителя:

В составе Федеральной службы 10 управлений центрального аппарата по основным направлениям деятельности (215 человек) и 71 территориальный орган (2804 человек).

В полномочиях Роскомнадзора – организация деятельности предприятий радиочастотной службы. В ее состав входят ФГУП «Главный радиочастотный центр» и ФГУПы федеральных округов.Метавселенная ВДНХ 2.7 т

В ведении Роскомнадзора находится также ФГУП «Научно-технический центр «Информрегистр».

Доходы руководства

Глава Роскомнадзора Александр Жаров увеличил свой доход в 2014 году по сравнению с 2013 годом почти на 1 млн рублей - с 3,8 до 4,7 млн, следует из его декларации, опубликованной на сайте Минкомсвязи[1].

Его супруга заработала в 2014 году 19,8 млн рублей (в т.ч. за счет продажи квартир), тогда как за предыдущий год ее доход составлял 26,4 млн.

Таким образом, суммарно семья Жарова в 2014 году смогла получить доход 24,2 млн рублей против 30,2 млн за предыдущий отчетный период.

Глава Роскомнадзора Александр Жаров в 2014 году существенно увеличил свой доход

В собственности главы Роскомнадзора в 2014 году появился новый земельный участок площадью 644 кв. м. и теперь у него их три (два других имеют площадь 869 кв. м. и 2677 кв. м.). Кроме того, Жаров владеет двумя жилыми домами (137,5 кв. м. и 320 кв. м.) и долей в квартире (174,1 кв. м.), а также автомобилем Toyota Land Cruiser.

У Александра Жарова, судя по декларации, пятеро несовершеннолетних детей, один из которых вместе с отцом и матерью является совладельцем квартиры, а другие ей пользуются.

Заместитель главы Роскомнадзора Олег Иванов в 2014 году получил точно такой же доход , как и в предыдущий год – 2855289,87 рублей. Ни на копейку не изменился и доход его жены. Он составил 822393,10 рублей. В пользовании семьи, как и прежде, находится квартира площадью 30,2 кв. м. Владельцами недвижимости и автомобилей они не являются.

Два других заместителя главы Роскомнадзора Максим Ксензов и Александр Панков, а также их жены, в 2014 году, как и семья Иванова, задекларировали доходы с точностью до копейки повторяющие показатели 2013 года.

Ксензов заработал 2,09 млн рублей, его жена – 4,83 млн рублей. Панков получил 2,145 млн рублей, его жена – 84 тыс. рублей. Семья Ксензова владеет автомобилем Hyundai, семья Панкова – Nissan X-Trail.

Не произошло изменений и в недвижимых активах заместителей Александра Жарова.

Четвертый заместитель главы Роскомнадзора – Антонина Приезжева – в 2014 году увеличила свой доход более чем в 10 раз (с 1,48 млн рублей до 15,67 млн), получив субсидию на приобретение жилья.

Соответственно, изменилась и недвижимость, принадлежащая ей. В 2013 году Приезжева владела квартирой 44,6 кв. м. и долей в квартире 63 кв. м. (также долями в ней владели муж и ребенок чиновницы). В 2014 году она осталась владелицей квартиры 44,6 кв. м., а также совместно с мужем теперь имеет квартиру 51,2 кв. м. Ее ребенок остался владельцем доли в квартире 63 кв. м.

Автомобилей в собственности Приезжаевой нет, тогда как в 2013 году был Lexus. В 2014 году владельцем Lexus стал ее муж, увеличивший свой годовой доход со 120 тыс. рублей до 243 тыс.

Политика Роскомнадзора по контролю интернета

История

2024

DDoS-атаки мощностью до 579 Гбит/с

В октябре 2024 года Роскомнадзор зафиксировал массивные DDoS-атаки на свою инфраструктуру. Их мощность достигала 579 Гбит/с.

В Роскомнадзоре сообщили, что основные всплески трафика поступают из зарубежных сетей. Скорость атаки составляет до 50,76 млн п/с. В ведомстве заявили, что «атаки цели не достигают», а ресурсы Роскомнадзор, в том числе его сайт, «работают без ограничений».

Кибератаки на Роскомнадзор начались после блокировки ведомством платформы Discord. Причиной блокировки названо невыполнение требований ограничить доступ к противоправной информации.

Роскомнадзор решил провести границы России в киберпространстве

На сайте обсуждения готовящихся нормативно-правовых актов в середине января был опубликован проект приказа[2] «О внесении изменений в приказ Роскомнадзора от 31.07.2019 № 221», который определяет список сведений, собираемых ведомством в целях стабилизации российского сегмента сети Интернет.

В соответствии с текстом приказа он должен вступить в силу 1 сентября 2024 года и действовать до 1 сентября 2028 года. Видимо за это время Роскомнадзор рассчитывает собрать все необходимые сведения об «операторах связи, собственниках или иных владельцах технологических сетей связи, организаторах распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также иных лицах, имеющих уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в электронной форме информации» – именно такова сложная формулировка списка лиц, к которым данный приказ относится.

Основными изменениями в приказе является предоставление указанными выше лицами, которые имеют номера автономных систем, сведений об используемых ими диапазонах IP-адресов. А поскольку ранее в этом же приказе уже было требование об указании физического адреса каждого узла связи, то вступление в силу данного приказа позволит Роскомнадзору сделать привязку доступного из Интернет IP к конкретному местоположению. Особенно ценной такая информация будет для новых российских регионов.

Распределение IP-адресов по странам (данные The Shadowserver Foundation)

В пояснительной записке к проекту приказа сбор информации о российских IP-адресах объясняется защитой от DDoS:

«
С 2022 года кратно увеличилось количество и интенсивность DDoS-атак на государственные ресурсы Российской Федерации. Атаки начали приводить к продолжительному затруднению работы, а часто и к недоступности государственных и иных социально-значимых информационных ресурсов, что негативно влияет на общество и бизнес. При этом основной объем атакующих ресурсов расположен за пределами границ Российской Федерации, поэтому для быстрой настройки защиты от DDoS-атак из отдельных стран, операторы связи и владельцы интернет-ресурсов формируют списки доступа на основе данных о страновой принадлежности сетей. Информация о страновой принадлежности сетей берется, как правило, из общедоступных международных информационных сервисов. В ряде случаев устанавливается некорректный признак страновой принадлежности, что приводит к блокировкам доступа к интернет-ресурсам для легитимных пользователей.
»

И далее:

«
На основе предоставляемых данных будет сформирована доверенная база данных геолокации IP-адресов в России. База данных будет регулярно обновляться, операторы связи и владельцы ресурсов смогут использовать ее для автоматизированного создания корректных списков доступа, ее создание позволит привести цифровую границу государства в соответствие с физическими границами Российской Федерации. Граждане России получат доступ к государственным, банковским и другим важным ресурсам в любой точке страны.
»

Фактически будет заложена основа для формирования суверенной территории России в так называемом «пятом пространстве», то есть наряду с государственными границами на суше, по морю, воздуху и космосу, у России будут сформированы очертания и в киберпространстве.

2023

Рост расходов до ₽31,1 млрд. На что были потрачены деньги

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций завершила 2023 год с показателем исполнения бюджетных расходов в 96,6%, израсходовав ₽31,1 млрд из выделенных средств. Данные опубликованы в отчете Счетной палаты России в июле 2024 года.

Как передает ТАСС, основную долю расходов ведомства — 85,9% — составили субсидии ФГУП «Главный радиочастотный центр». Средства направлены на создание системы мониторинга маршрутов интернет-трафика, контроль сетей связи общего пользования и проверку достоверности сведений об абонентах.

Расходы Роскомнадзора за год достигли ₽31,1 млрд

Доходы Роскомнадзора превысили прогнозируемый объем на 2,7% и достигли ₽16,8 млрд при плане в ₽16,4 млрд. Большая часть поступлений — 93,6% — сформирована за счет платы пользователей радиочастотного спектра.

На начало 2024 года остаток неиспользованных бюджетных средств составил ₽1,08 млрд или 3,8% от утвержденных лимитов. Основная часть неосвоенных средств — ₽1,06 млрд — предназначалась для ФГУП «ГРЧЦ» на развитие деятельности в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях.

Неполное освоение средств связано с несостоявшейся закупкой измерительного оборудования из-за несоответствия предложенных анализаторов радиосетей техническому заданию. Приобретение оборудования перенесено на 2024 год.

Расходы на реализацию программы «Информационное общество» в части контроля и надзора в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций исполнены на уровне 96,5%.

Счетная палата признала бюджетную отчетность Роскомнадзора за 2023 год достоверной, отметив высокое качество внутреннего финансового аудита. При этом выявлены отдельные нарушения в проведении инвентаризации активов и обязательств, осуществлении закупок и ведении бюджетной сметы.[3]

Путин разрешил Роскомнадзору без суда лишать лицензии операторов связи

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в закон «О связи». Этим документом, опубликованным в начале августа 2023 года, глава государства разрешил Роскомнадзору без суда лишать лицензии операторов связи.

Поправки затрагивают порядок присвоения радиочастот или радиочастотных каналов. Согласно изменениям, вводится Единый реестр частотных присвоений, в котором должны указываться конкретные радиочастоты или радиочастотные каналы с указанием конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования радиоэлектронного средства и радиочастот.

Владимир Путин

Присвоением радиочастот и радиочастотных каналов будет заниматься Роскомнадзор. Решение о выделении полос радиочастот может быть прекращено во внесудебном порядке в случае обнаружения недостоверных данных в документах, представленных заказчиком. В случае если заказчик обладал лицензией на оказание услуг связи, оказываемых с использованием радиочастотного спектра, его лицензия аннулируется либо прекращает действия. В новом законе вводятся требования к эксплуатации и управлению сетями в части использования операторами связи услуг сторонних организаций.

Поправки затрагивают лицензирование услуг связи. Операторы связи, предоставляющие доступ в интернет, а также владельцы точек обмена трафиком, должны соблюдать схему пропуска трафика через ТСПУ, в том числе пропуска трафика на присоединенную сеть связи. Лицензированием также занимается Роскомнадзор. Ведомство регистрирует заявления о предоставлении лицензий, принимает решения о предоставлении или отказе в предоставлении лицензий, продлевает и прекращает срок действия лицензий и ведет реестр лицензий в области связи.

К заявлению на получение лицензии необходимо прилагать схему построения сетей связи, если заказчик намерен использовать радиочастотный спектр (в том числе для теле- и радиовещания), осуществлять кабельное телевизионное вещание и проводное радиовещание, передавать голосовую информацию (в том числе по сети передачи данных), а также предоставлять каналы связи, выходящие за пределы территории одного субъекта РФ или за пределы территории РФ.

Федеральный Закон О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"

Получение права без выездных проверок привлекать к ответственности нарушителей законов о связи и обработке данных

29 декабря 2022 года вступил в силу Закон (№ 625-ФЗ), согласно которому Роскомнадзор может на основании результатов мониторинга информационных ресурсов, СМИ, телерадиовещания, проведённого радиоконтроля привлекать к ответственности за нарушения российского законодательства. Об этом в ведомстве сообщили 11 января 2023 года.

Там же отметили, что принятие мер по итогам мониторинга проводится при обнаружении нарушений и отсутствии необходимости непосредственного взаимодействия с владельцем объекта проверки.

Роскомнадзор теперь может без выездных проверок привлекать к ответственности нарушителей законов о связи и обработке данных

Предполагается, что изменения позволяют повысить оперативность пресечения распространения опасной для граждан информации (призывы к суициду, распространение наркотиков, детской порнографии, фейков, вовлечение в противоправные действия, экстремизм и терроризм), работы средств связи с нарушением действующих норм, телефонного мошенничества, неправомерной обработки персональных данных, при одновременном снижении административной нагрузки на проверяемые предприятия и организации.

Ранее, с июля 2022 года, действовала норма, требовавшая в случае выявления нарушений законодательства проводить обязательную выездную проверку. Составление административного протокола без проведения проверки не допускалось. Такая ситуация предполагала увеличение необоснованной нагрузки на бизнес, а в ряде случаев позволяла скрыть следы допущенного правонарушения и избежать предусмотренной законом ответственности, напоминают в Роскомнадзоре.[4]

С 1 сентября 2022 года операторы должны уведомлять Роскомнадзор о начале или осуществлении любой обработки персональных данных за исключением случаев, когда данные обрабатываются в целях защиты безопасности государства и общественного порядка, транспортной безопасности, или если оператор обрабатывает данные исключительно без средств автоматизации.

2021

Google подала первый иск к Роскомнадзору

В мае 2021 года Google подала первый иск к Роскомнадзору. Американская компания пытается оспорить требования ведомства по удалению 12 ссылок на «противоправный контент», размещенный на YouTube. Подробнее здесь.

Планы по запуску цифровых госуслуг за 5,6 млрд рублей

В конце января 2021 года стало известно о планах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) перевести свои услуги в электронный формат. Ведомство оценивает реализацию этого проекта в 5,6 млрд рублей до 2023 года.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на программу цифровой трансформации Роскомнадзора, опубликованную на портале координации информатизации госведомств, к 2023 году планируется перевести в «цифру» пять видов госуслуг:

  • регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
  • лицензирование услуг связи;
  • присвоение радиочастот;
  • лицензирование в области телевизионного вещания и радиовещания;
  • регистрация СМИ.

Роскомнадзор планирует запустить цифровые госуслуги, проект оценивается в 5,6 млрд рублей

Таким образом, согласно планам Роскомнадзора, телекоммуникационные операторы смогут получать в электронном виде лицензии и разрешения, необходимые для оказания услуг связи. Ожидается, что в 2021 году на цифровизацию услуг ведомства будет потрачено 1,933 млрд рублей, в 2022 году — 1,914 млрд рублей, в 2023 — 1,773 млрд рублей.

Целями этой программы Роскомнадзор называет:

  • повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми;
  • снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством;
  • сокращение издержек государственного управления;
  • создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации;
  • повышение уровня надежности и безопасности ИТ-систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от ИКТ-оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;
  • обеспечение уровня надежности и безопасности ИТ-систем и ИКТ-инфраструктуры;
  • устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности.[5]

Подготовка к запуску нескольких ИТ-систем

18 января 2021 года стали известны подробности программы цифровой трансформации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Роскомнадзор в течение трех лет планирует создать несколько ИТ-систем. Подробнее здесь.

2020

Права на домен .su перешли от ФРИ к Роскомнадзору

В октябре 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым назначил Роскомнадзор учредителем АНО «Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей» (владеет правами на доменную зону СССР .su) от лица России. Представители России в органах управления РосНИИРОС будут назначаться Роскомнадзором. Подробнее здесь.

Вхождение в состав учредителей АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет»

3 июня 2020 года состоялось очередное Общее собрание учредителей АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет». На Общем собрании было единогласно решено принять в состав учредителей АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» учредителя – РФ, функции и полномочия учредителя от имени которой осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Об этом 3 июня 2020 года сообщил «Координационный центр». Подробнее здесь.

Андрей Липов назначен главой Роскомнадзора

29 марта 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин назначил Андрея Липова главой Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

До Липова Роскомнадзор возглавлял Александр Жаров, который перешел в холдинг "Газпром Медиа".

2019

Рассмотрение более 6,4 тыс. жалоб на операторов «большой четверки»

12 февраля 2020 года Роскомнадзор подвел итоги систематической работы с обращениями граждан, касающихся вопросов оказания услуг связи операторами «большой четверки». В 2019 году рассмотрено более 6,4 тыс. подобных обращений, из которых 1,2 тыс. приходится на Центральный федеральный округ.

Больше всего жалоб поступило на оператора связи ПАО «МегаФон» (2 814), тогда как на ПАО «ВымпелКом» - 1 678, на ПАО «МТС» - 1 300 и на ООО «Т2 Мобайл» - 666 жалоб. Обращения преимущественно связаны с качеством оказания услуг мобильной связи, односторонним изменением операторами связи тарифов на слуги связи, оказанием дополнительных платных услуг без согласия абонента (в том числе контентных услуг) и перенесением абонентских номеров на сетях мобильной связи.

Для сравнения, в 2018 г. с жалобами на операторов мобильной связи "большой четверки" обратилось 6064 граждан. Это 16,3% от всех поступивших обращений в Роскомнадзор в сфере связи. Тогда 2595 человек не согласились с суммой выставленного счета за услуги связи; 680 были недовольны отсутствием связи; 1670 пожаловались на дополнительные платные услуги, подключенные без их согласия; 597 пользователей отметили плохое качество связи (несоответствие заявленной скорости мобильного интернета, шум, неразборчивость речи, пропадание звука во время переговоров). Еще 522 клиента операторов жаловались на предоставление контент-услуг без предупреждения об их стоимости и списания средств со счетов. [6]

По итогам проведенных работ авторам обращений были направлены квалифицированные ответы с разъяснениями специалистов ведомства по дальнейшим действиям, часть обращений перенаправлялась для проверки жалоб в Роспотребнадзор.

Что касается вопросов изменения тарифов, специалисты Роскомнадзора дают разъяснения о допустимости таких изменения при условии предварительного информирования абонента. При рассмотрении вопросов о контентных услугах - предоставляют подробную информацию с точки зрения законодательства РФ о порядке оказания таких услуг, а также о способах защиты от их случайного подключения. Так зачастую подключение дополнительной или контентной услуги производится оператором законно, а заявитель просто не владеет элементарными правилами цифровой гигиены и подключается к услугам по незнанию. По вопросам перенесения абонентских номеров на сетях мобильной связи операторам указывается на недопустимость необоснованных отказов и многократных повторных обращений абонентов с заявлениями при перенесении номеров.

Осуществление централизованного управления сетью связи общего пользования в случае возникновения угроз работы Рунета

26 сентября 2019 года стало известно, что Правительство РФ внесло изменения в положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, РКН), затрагивающие реализацию закона об обеспечении устойчивой работы российского сегмента интернета (Рунета).

Согласно внесенным подпунктам, начиная с 1 ноября 2019 года РКН будет осуществлять централизованное управление сетью связи общего пользования в случае возникновения угроз работы Рунета при помощи управления техническими средствами противодействия угрозам или через передачу указаний операторам сотовой связи, владельцам технологических сетей связи, точек обмена трафиком, линий связи, пересекающих госграницу РФ, и организаторам распространения информации в сети Интернет с уникальным идентификатором совокупности средств связи.

Роскомнадзор также будет координировать устойчивость Рунета, предоставлять средства по его защите и мониторить работу сети Интернет для выявления угроз. Кроме этого, Роскомнадзор будет устанавливать правила маршрутизации трафика, если придется централизованно управлять Рунетом[7].

В Ульяновске трижды пытались сжечь офис Роскомнадзора

Ульяновская прокуратура направила в суд уголовное дело по обвинению пользователя пиратского контента в неоднократных попытках сжечь офис регионального управления Роскомнадзора, сообщается в июне 2019 года на сайте ведомства[8].

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении жителя областного центра, подозреваемого в совершении ряда преступлений.

2 и 15 апреля, а также 9 мая 2018 года злоумышленник в маске в ночное время суток разбивал окна в здании Роскомнадзора, затем выплёскивал в них горючую жидкость и поджигал.

После задержания мужчина пояснил, что это была месть Роскомнадзору за блокировку пиратского интернет-ресурса, на котором можно было посмотреть нелегальный контент. Материальный ущерб составил около 10 млн рублей.

В связи с доказанными обстоятельствами злоумышленнику предъявлено обвинение по ч.3 ст.30, ч.2 ст.167 УК РФ (покушение на уничтожение и повреждение чужого имущества, повлекшее причинение значительного ущерба, совершенное путем поджога), предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

После утверждения обвинительного заключения прокуратура направила уголовное дело в суд для рассмотрения по существу.

Министр Носков заявил об избыточных полномочиях Роскомнадзора

В ходе приветственного слова на расширенной коллегии Роскомнадзора глава Минкомсвязи Константин Носков заявил, что следует пересмотреть полномочия регулятора, сообщает в апреле 2019 года "Коммерсантъ".

«
"Механизм регуляторной гильотины, который был не так давно объявлен, предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих функций контрольно-надзорной деятельности. Сфера деятельности Роскомнадзора сегодня чрезвычайно широка. Нужно проанализировать, от каких полномочий можно и нужно отказаться", - сказал он. Глава Минкомсвязи уточнил, что контрольных функций не должно быть слишком много.
»

Отвечая Носкову, руководитель Роскомнадзора Александр Жаров подтвердил, что полномочия действительно расширились с момента основания регулятора в 2008 году: вместо 35 их стало 147, и частично приписал эту "заслугу" Госдуме, в том числе ее комитету по информационной политике.

В случае угроз функционированию Рунета, управление им возьмет на себя Роскомнадзор. Начато обсуждение документов

24 мая 2019 года стало известно, что Минкомсвязи разместило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов два документа, где формулируются виды угроз для Рунета, способы противодействия им и утверждается положение о проведении учений по обеспечению устойчивого функционирования российского сегмента интернета, сообщает "Роскомсвобода".

В первом из документов, "Об утверждении порядка централизованного управления сетью связи общего пользования", выделены три угрозы: целостности, устойчивости и безопасности Рунета. При их наступлении управление российским сегментом сети берет на себя Роскомнадзор. Подробнее здесь.

Генпрокуратура нашла в Роскомнадзоре 10 коррупционеров

22 января 2019 года стало известно, что после проверки Генпрокуратуры десять чиновников Роскомнадзора были наказаны за нарушение антикоррупционного законодательства. Нарушения выявились в Управлении Роскомнадзора по Южному федеральному округу.

В итоге прокуратура обратилась к главе Управления, представив десять служащих к наказанию и потребовав устранить нарушения. Руководство Управления привлекло провинившихся сотрудников к дисциплинарной ответственности и предприняло шаги к устранению нарушений.

В ходе проверки Генпрокуратуры вскрылись многочисленные случаи, когда сотрудники Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу представляли неполные и недостоверные данные о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах — своих, а также своих супругов или детей.

В частности, глава одного из отделов не подал данные, что владеет земельным участком и жилым домом в Краснодарском крае. Ведущий специалист управления умолчала о получении ее мужем дохода в размере более 900 тыс. руб. Сотрудница отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета не отразила соответствующим образом тот факт, что на ее мужа зарегистрировано семь транспортных средств.

Кроме того, служащие Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу не всегда исполняли обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Например, сотрудница Управления, которая была замужем за топ-менеджером компании, работающей на рынке связи, принимала участие в проверке этой компании. Это было сделано вопреки решению комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Служащая, о которой идет речь, проверяла достоверность поданных компанией ее мужа сведений. Сведения были представлены для принятия решения о признании общества оператором связи, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования[9].

2017

Дело о мошеннической схеме зарплат

ФСБ проводит проверку высокопоставленных чиновников Роскомнадзора на предмет причастности к махинациям с начислением зарплат. Как пишет "Коммерсантъ", слежка велась около полугода, спецслужбы прослушивали телефонные разговоры, проверяли движение средств по счетам сотрудников.

11 октября стало известно, что пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский, глава правового отдела ведомства Борис Едидин и глава аппарата Александр Весельчаков стали фигурантами дела о мошенничестве. Все они находятся под домашним арестом.

По данным СМИ, дело связано со схемой выплаты зарплат, которая действовала в Роскомнадзоре с 2012-го по 2017 год — в дополнение к официальной зарплате сотрудники ведомства получали деньги, перечислявшиеся фиктивным работникам подконтрольного Роскомнадзору ФГУПа «Главный радиочастотный центр». Таким образом незаконно было выплачено более 20 миллионов рублей.

Официально детали дела не сообщаются. По словам источника РБК в ФСБ, в деле есть засекреченные документы, а некоторые из фигурантов имеют доступ к гостайне. Источник предполагает, что процесс может пройти в закрытом режиме.

Адвокат пресс-секретаря Роскомнадзора Вадима Ампелонского Сергей Седаков назвал абсурдными обвинения в адрес своего подзащитного. Об этом сообщает в октябре 2017 года «Коммерсант».

«Из текста постановления о привлечении господина Ампелонского в качестве обвиняемого можно понять лишь одно: ему в вину ставится только то, что он согласился работать в Роскомнадзоре», — сказал Седаков.

Обвинение, как следует из публикации, было предъявлено Ампелонскому 12 октября.

По словам адвоката, «о каких-либо иных действиях [Ампелонского] в обвинении не говорится ни слова». Седаков добавил, что «по степени абсурдности оно напоминает произведение Франца Кафки „Процесс`», передает газета.

Генпрокуратура нашла коррупцию в Роскомнадзоре. Четыре чиновника уволены

Восемь должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) понесли различные наказания за нарушения антикоррупционного законодательства. Об этом сообщается на сайте Генпрокуратуры, которая провела соответствующую проверку в управлении Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу[10].

«По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования руководство Управления приняло меры к устранению допущенных нарушений, восемь государственных служащих ведомства, в том числе три руководителя, привлечены к дисциплинарной ответственности, — говорится в заявлении Генпрокуратуры. — В ходе рассмотрения представления четыре должностных лица освобождены от замещаемых должностей и уволены с государственной гражданской службы по личной инициативе».

Как сообщает Прокуратура, некоторые сотрудники Роскомнадзора при заполнении справок скрыли сведения о полученных ими или их супругами доходах за 2015 г.


Генпрокуратура наказала нескольких чиновников Роскомнадзора

В других случаях было установлено, что ответственные за профилактику коррупционных правонарушений чиновники Управления располагали данными о существенном превышении расходов госслужащих ведомства над их доходами, но надлежащих мер при этом не инициировали. Это является нарушением ст. 4 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов… доходам».

Например, ведущий специалист-эксперт отдела надзора в сфере электросвязи и почтовой связи в 2015 г. приобрел квартиру в Санкт-Петербурге стоимостью более чем в два раза превышающей его совокупный доход за три года, предшествовавших сделке. «Однако законность получения им доходов, потраченных на покупку недвижимого имущества, не проверена, — пишет Генпрокуратура. — В итоге процедура контроля за его расходами так и не была проведена в связи с увольнением со службы».

В нарушение федеральных законов «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и «О противодействии коррупции» другой ведущий специалист-эксперт Управления не передал в доверительное управление принадлежащие ему акции «Ростелеком». Эта организация является поднадзорной для ведомства, и в 2015 г. служащий участвовал в ее проверке, что является конфликтом интересов.

Кроме того установлено, что руководитель Управления с превышением пределов предоставленных законом полномочий издал приказ, утвердивший перечень должностей федеральной госслужбы, при назначении на которые граждане и служащие обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера — как своих, так и жен с детьми. «Однако территориальные органы федеральных органов исполнительной власти правом издания нормативных правовых актов не наделены», — отмечает Генпрокуратура.

2015: Включен анализ контента в интернет-СМИ

25 декабря 2015 года стало известно о запуске Роскомнадзором систему автоматического сбора и анализа контента в интернет-СМИ на территории 19 регионов РФ в тестовом режиме[11].

Подробнее о системе в статье: Система контроля онлайн-СМИ.

2011: Как Роскомнадзор следит за онлайн-СМИ

С 15 декабря 2011 года в Роскомнадзоре заработает компьютерная система, детектирующая противоправный контент в онлайновых СМИ. Разработчики этой системы из московской компании «ДатаЦентр» рассказали «Маркеру»[12], как она будет функционировать, а представители Роскомнадзора объяснили, почему многое по-прежнему придется делать силами экспертов — людей.

Нарушителей будет искать компьютер

В апрельском (2011 г) конкурсе Роскомнадзора на «разработку, поставку и монтаж программно-аппаратного комплекса контроля информационно-телекоммуникационной сети Интернет по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации» участвовали девять компаний. Победителем стало ООО «ДатаЦентр», обещавшее к декабрю создать такую систему за 4,6 млн рублей (стартовая цена конкурса — 15 млн рублей). Отвечая на вопрос об опыте контент-проектов, представитель «ДатаЦентра» Ольга Володина сообщила, что ее фирма разрабатывала «закрытые» проекты для госорганизаций.

Как пояснил руководитель проекта компании «ДатаЦентр» Алексей Шило, создаваемый для Роскомнадзора программно-аппаратный комплекс (ПАК) — это сервер со специализированным программным обеспечением, с набором словарей и библиотекой материалов, признанных противоправными. Этот ПАК анализирует материалы интернет-СМИ (сайтами, не имеющими лицензий СМИ, Роскомнадзор не занимается). Обнаружив материалы, которые прежде уже признаны противоправными, он посылает сообщение сотрудникам надзорного ведомства. То же происходит, если в статьях встречаются слова из специальных словарей — названия наркотиков, оскорбительные именования наций, призывы к противоправным действиям и т. п. По словам Алексея Шило, система будет анализировать контекст, в котором встречаются слова из «группы риска», ведь, допустим, слова «пойдем мочить» теоретически могут относиться к стирке белья.

Представители «ДатаЦентра» утверждают, что их ПАК будет анализировать, в том числе графическую, аудио- и видеоинформацию. В конкурсной заявке этой компании речь шла о 17 текстовых форматах, 10 — графических, 14 — аудио и 11 — видео.

Конечно же, компьютерная система не сможет определить все случаи противоправного контента, признает начальник управления Роскомнадзора Николай Новиков. Компьютер — лишь один из вспомогательных инструментов для контроля. К тому же решение о противоправности информации в любом случае должны принимать люди.

Компьютеру помогут люди

С 1 сентября 2012 года у Роскомнадзора станет больше работы. Вступит в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он требует метить специальными знаками информационные продукты, не предназначенные для детей. Судя по тексту закона, это относится и к интернет-сайтам. Видов не предназначенной для детей информации очень много. Это, в частности, контент, отрицающий семейные ценности, формирующий неуважение к родителям, оправдывающий противоправное поведение, вызывающий у детей страх, ужас или панику и т.п.

В Роскомнадзоре надеются, что компьютерная система поможет им справиться со всей этой работой. По мнению представителя ведомства Михаила Воробьева, противоправный контент редко встречается в редакционных материалах — гораздо чаще его можно увидеть в комментариях читателей. Согласно прошлогоднему постановлению Верховного суда, интернет-СМИ должны удалить или отредактировать такие комментарии в течение одного рабочего дня после обращения Роскомнадзора. Если это не будет сделано, Роскомнадзор выносит интернет-СМИ предупреждение, предусмотренное законом «О средствах массовой информации».

2011: Контроль за 385 тыс юрлиц

В Российской Федерации в 2011 году деятельность в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляли свыше 385 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и более 89 тыс. редакций средств массовой информации. Государственный контроль над ними осуществлялся в ходе проведения плановых и внеплановых проверок, систематического наблюдения. Помимо этого велся мониторинг материалов СМИ с целью выявления нарушений законодательства.

Всего в 2011 году было проведено 2511 плановых проверок и 5353 внеплановых. Из общего количества мероприятий всех видов государственного контроля 63,5% составляют мероприятия систематического наблюдения (в 2010 году – 51%). При этом большая часть всех плановых мероприятий (83,6%, в 2010 году – 64,3%) была также проведена этим методом, что позволило значительно снизить административную нагрузку на бизнес, говорится в отчете Роскомнадзора.

В 2011 году ведомством была реализована возможность предоставления в электронном виде 14 государственных услуг. Также Роскомнадзором и подведомственными предприятиями радиочастотной службы проведены работы по совершенствованию Федеральной автоматизированной информационно-аналитической системы в области использования радиочастотного спектра и электронных СМИ. С 15 октября 2011 года на интернет-портале ФАИС, а также на интернет-портале радиочастотной службы открыт доступ для операторов и граждан РФ к части разделов входящей в состав ФАИС ведомственной базы радиочастотных назначений всех гражданских операторов связи по территории РФ.

В течение 2011 года в Роскомнадзор поступило 14108 заявлений по вопросам лицензирования (2010 год – 16308, в 2009 год – 13154), в том числе 7 613 заявлений о предоставлении новой лицензии. Помимо этого поступило 6495 заявлений о продлении срока действия лицензии, о внесении изменений и дополнений в лицензии, о переоформлении и аннулировании лицензии.

2008: Преобразование в Россвязькомнадзор и далее в Роскомнадзор

Указом Президента № 724 от 12.05.2008 Указом Президента Россвязьохранкультура преобразовывается в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор) и Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Россвязькомнадзор становится подведомственным Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 419, на Россвязькомнадзор были возложены функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Россвязькомнадзор являлся лицензирующим органом в области телевизионного вещания и радиовещания, в области оказания услуг связи, в области воспроизведения (изготовления экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.

Кроме того, Россвязькомнадзор осуществляет присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов и организует торги на получение лицензий в области связи.

Указом Президента Российской Федерации № 1715 от 3 декабря 2008 г. Россвязькомнадзор преобразуется в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Федеральная служба остается в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

2007: Создание Россвязьохранкультуры

В марте 2007 года полномочия по осуществлению разрешительно-лицензионной и контрольно-надзорной деятельности в сфере связи и в области массовых коммуникаций были объедены в рамках одного ведомства.

Указом Президента от 12.03.2007 №320 Федеральная служба по надзору в сфере связи и Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия преобразованы в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Новая структура подчиняется напрямую Правительству РФ.

Дополнительно новой Федеральной службе были переданы функции по осуществлению радиочастотных присвоений и организации деятельности радиочастотной службы, а также нормативное правовое регулирование в области контроля и надзора в сфере связи. В декабре 2007 года Служба приступила к исполнению полномочий в качестве Уполномочено органа по защите прав субъектов персональных данных.

2004: Создание службы Россвязьнадзор

1 января 2004 года вступил в силу новый Федеральный закон «О связи», в основе которого лежит принцип создания равных условий доступа для всех граждан России к услугам связи. Вслед за ним последовал Указ Президента от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», согласно которому образовывалась Федеральная служба надзора в сфере связи (Россвязьнадзор).

Этим Указом впервые в отечественной истории функции государственного надзора в сфере связи были возложены на отдельный федеральный орган исполнительной власти.

26 апреля 2004 года вышло постановление Правительства № 223 «О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией», в результате чего управления по надзору за связью и информатизацией в субъектах РФ были ликвидированы и созданы соответствующие территориальные органы Россвязьнадзора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 318 были определены функции Россвязьнадзора. Они существенно расширялись. К задачам по организации и проведению государственного надзора за связью и информатизацией добавились задачи лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, задачи государственного регулирования цен на присоединение и пропуск трафика «существенными» операторами, задачи обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи.

2001: Департамент по надзору за связью и информатизацией в Минсвязи

В 2001 году проводится реорганизация Службы в соответствии с постановлением Правительства № 380 «О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации». В результате создается Департамент по надзору за связью и информатизацией в Российской Федерации в составе Минсвязи России и 77 управлений в регионах, объединенных общим названием Госсвязьнадзор.

Департамент по надзору за связью и информатизацией как управляющая структура и Госсвязьнадзор как контрольный орган, в первую очередь, обеспечивали проведение мероприятий по контролю и надзору в сфере связи и информационных технологий с целью обеспечения соблюдения лицензионных условий и обязательных требований на телекоммуникационном рынке страны.

1999: Создание Министерства по делам печати

Осенью 1999 года было создано Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации (МПТР России), в составе которого функционировали региональные управления. В августе 2000 года территориальные управления были преобразованы в окружные и межрегиональные территориальные управления Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Окружные и межрегиональные территориальные управления МПТР России осуществляли государственную политику в области средств массовой информации и массовых коммуникаций. Также в их ведении находились вопросы регистрации средств массовой информации, информационных агентств, лицензирование полиграфической деятельности. Неизменной оставалась и функция контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

1993: Служба государственного надзора за связью

С начала 1990-х годов отрасль связи, как и все остальные сегменты российской экономики, перешла на рыночные рельсы: внедрялись новые технологии, расширялся спектр оказываемых услуг, росло количество операторов, в страну массово ввозилось новое оборудование связи. Побочным следствием активного развития отрасли стали недобросовестная конкуренция, незаконное использование радиоэлектронных средств (РЭС), создание помех системам связи государственного управления. Сложившаяся в отрасли ситуация потребовала внедрения новых организационных форм и методов регулирования.

15 ноября 1993 года постановлением Совета Министров – Правительства РФ №1156 создается Служба государственного надзора за связью при Минсвязи России. В ее функции вошло осуществление контроля за состоянием сетей и средств электрической и почтовой связи, за предоставлением потребителям услуг связи по лицензиям, выданным в установленном порядке и в соответствии с установленными нормами качества, а также проведение частотных присвоений для работы РЭС и высокочастотных устройств.

Служба состояла из Главного управления государственного надзора за связью и региональных управлений и отделений.

Принятый в 1995 году Федеральный закон «О связи» закрепил за Службой функции организации и обеспечения государственного надзора и контроля.

Служба последовательно переходила в подчинение Государственному комитету РФ по связи и информатизации (1997-1999 годы), Государственному комитету РФ по телекоммуникациям (1999 год), Министерству РФ по связи и информатизации (1999-2001 годы).

Итогом работы с 1995 по 1999 годы стало сокращение в 5 раз количества операторов, работающих без лицензий, на 20% уменьшилось количество жалоб на работу операторов электросвязи, существенно уменьшилась доля несертифицированного оборудования связи.

1991: Инспекция по защите свободы печати и массовой информации при Мининформпечати

Предшественником Роскомнадзора в сфере надзора за деятельностью средств массовой информации и массовых коммуникаций было Главное управление по охране государственных тайн в печати.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 566 от 25 февраля 1991 г. оно было реорганизовано в Государственную инспекцию по защите свободы печати и массовой информации при Мининформпечати Российской Федерации. В 1994 году приказом уже Комитета РФ по печати создаются региональные управления. Основной задачей Управлений стало осуществление государственной политики в сфере массовой информации, в том числе: регистрация средств массовой информации, лицензирование полиграфической деятельности, защита свободы печати и массовой информации, контроль по соблюдению законодательства РФ в области массовой информации.

Примечания

  1. Сведения о доходах чиновников
  2. О внесении изменений в приказ Роскомнадзора от 31.07.2021 № 221
  3. Исполнение расходов бюджета Роскомнадзором в 2023 году составило 96,6%
  4. Изменения в законодательстве позволяют ускорить пресечение опасных для граждан нарушений в сфере информации, связи и обработки данных
  5. Роскомнадзор переведет услуги в онлайн за 5,6 млрд рублей
  6. На "большую четверку" стали жаловаться больше
  7. Роскомнадзор получил новые полномочия для защиты Рунета
  8. Прокуратура Ленинского района г.Ульяновска направила в суд уголовное дело по обвинению пользователя «пиратского» видео-контента в неоднократных попытках сжечь из мести офис регионального Управления Роскомнадзора
  9. Генпрокуратура нашла в Роскомнадзоре 10 коррупционеров
  10. CNews: Генпрокуратура нашла коррупцию в Роскомнадзоре. Четыре чиновника уволены
  11. Роскомнадзор запустил систему контроля за интернет-СМИ
  12. Компьютер Роскомназдора начнет следить за интернет-СМИ с 15 декабря